в какой период были введены заповедные лета
«ЗАПОВEДНЫЕ ЛEТА»
«Заповедные лета» — принятый в историографии термин, обозначавший в Русском государстве годы, в которые запрещался предусмотренный Судебником 1497 (так называемый закон о Юрьевом дне) переход крестьян от одного помещика к другому.
«З. л.» были 1581—1592. Наиболее раннее упоминание о них содержится в записи от 12 июля 1585 на поместье Б. Сомову в Холовском погосте Деревской пятины Новгородской земли. Введение «З. л.» совпадает с составлением писцовых книг 1580-х с целью создания условий для точного учета крестьянского населения. В подвергаемых переписи районах правительство запрещало выход крестьян из тягла.
Отсутствие в распоряжении историков текста закона о «З. л.» обусловило дискуссии о самом факте его существования и территориальном распространении — действовал ли он локально (Р. Г. Скрынников, В. И. Корецкий, А. А. Зимин) или на территории всего Русского государства (Б. Д. Греков, Г. Н. Анпилогов). Неоднозначно трактуется и содержание термина «З. л.». По мнению историков Скрынникова и Б. Н. Флори, режим «З. л.» представлял собой комплекс временных мероприятий в целях прекращения выхода из тягла, как крестьян, так и черных посадских людей. Некоторые исследователи начало закрепощения крестьян связывают с установлением режима сыска беглых, что и подразумевают под термином «З. л.». Согласно В. А. Аракчееву, термин «З. л.» относился к частновладельческим землям, главный его смысл заключался не в запрете перехода, а в розыске по инициативе самих землевладельцев и по суду беглых и вывезенных крестьян. Срок давности по таким делам не был установлен, власти принимали челобитные о крестьянах, бежавших с 1581—1582. Постепенно возникала необходимость определения сроков («урочных лет») в целях сокращения конфликтов между землевладельцами. Таким образом, закреплялся режим розыска беглых, т. е. режим «З. л.».
Последнее по времени упоминание о «З. л.» содержится в грамоте двинскому судейке от 14 апреля 1592. Корецкий считал, что существовал не дошедший до нас указ 1591/92 об отмене «З. л.».
Лит.: Аракчеев В. А. Власть и «Земля». Правительственная политика в отношении тяглых сословий в России второй половины XVI — начала XVII века. М., 2014; Корецкий В. И. Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй половине XVI в. М., 1970; Скрынников Р. Г. Россия накануне «Смутного времени» М., 1981; Флоря Б. Н. Об установлении «заповедных лет» в России // Отечественная история. 2002. № 3.
Заповедные лета
Из Википедии — свободной энциклопедии
Запове́дные ле́та (также заповедные годы, от «заповедь» — повеление, запрет) — годы, в течение которых в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года). Ограничения стали появляться с 1581 года, когда правительство Ивана Грозного занялось всеобщей переписью земель с целью определения масштабов упадка хозяйства страны в 1570—1580-е годы.
Вопрос существования государственных указов о заповедных годах интересен для историков в связи с двумя гипотезами о закрепощении крестьян: «указного» и «безуказного» по терминологии Р. Г. Скрынникова. Указная теория восходит к В. Н. Татищеву, который считал закрепощение результатом закона, принятого Годуновым в 1592 году, но позже утерянного. Безуказная теория, по В. О. Ключевскому, утверждает, что не правительственные распоряжения, а условия жизни и задолженность крестьян постепенно прекратили крестьянские переходы от одного феодала к другому. Упоминания о «заповедных летах» в грамотах, датированных 1581—1592 годами, добавляют аргументов сторонникам теории «указного» закрепощения.
Согласно гипотезе В. И. Корецкого, в общегосударственном масштабе Юрьев день был отменён указом царя Фёдора Иоанновича около 1592—1593 годов. По его мнению, существование такого указа подтверждается отсутствием ссылок на заповедные года после 1592 года (последнее упоминание содержится в грамоте двинскому судейке от 14 апреля 1592 года). Этот указ, по мнению Корецкого, запретил выход крестьян и сделал писцовые книги, работа над которыми велась в 1581—1593 годах и которые устанавливали принадлежность крестьян владельцу, юридическим основанием закрепощения. Корецкий считает, что режим заповедных лет не распространялся на южные уезды государства; помещики и крестьяне там продолжали руководствоваться статьёй 88 Судебника 1550 года (о крестьянском отказе).
Историки относятся к реконструкции указа Корецким в целом отрицательно. Г. Н. Анпилогов считает эту реконструкцию сомнительной, и утверждает, что режим заповедных лет распространялся и на южные уезды. Р. Г. Скрынников не признаёт существования указа 1592—1593 года и считает, что на юге правила крестьянского перехода формально не были отменены. Не согласен с Корецким и В. М. Панеях. Согласно интерпретации В. А. Аракчеева, реконструкция Корецкого ошибочна, существующие факты объясняются тем, что режим заповедных лет к 1590-ым годам превратился в установившийся порядок, а термин просто постепенно исчез. Аракчеев отмечает, что термин «незаповедные лета» всё ещё используется в 1608 году.
Указ о заповедных летах 1581 года
Указ о заповедных летах Ивана 4 – это исторический документ, который имел огромное значение в дальнейшем развитии крепостного права на Руси. Он достаточно мало известен для широкого круга любителей истории, но все дело в невозможности доказать реальное существование документа. Оригинал этого повеления до наших дней не дошел, а обрывочные сведения из исторических книг не дают полной картины для исследования. Значительная часть архивов 16 века была потеряна бесследно.
Но факт остается фактом, в 1581 г. царь Иван Грозный отменил единственную возможность крепостных крестьян свободно распоряжаться своей жизнью. Слово «заповедь» в древнерусском языке означало «запрет». Были отменены так называемые «выходы крестьян» во время Юрьева дня. Юрьев день был введен в 1497 г. как единственное возможное время выхода работников. Выход – это переход крестьян от одного феодала к другому, если им что-то не нравилось у предыдущего хозяина. Отменив возможность такого действия, царь, по сути, сделал большую часть населения Руси рабами.
Причины принятия указа о заповедных летах
Большинство историков считает, что указ стал последствием долгой и разорительной войны с немецкими рыцарями Ливонского ордена, крымскими татарами, а также междоусобной борьбой бояр за влияние и власть. Это привело к глубокому экономическому упадку. Требовались решительные меры. Лучшим, по мнению царя, выходом, стало тотальное закрепощение крестьян, чтобы рабочая сила не растекалась по стране в поисках лучшей судьбы.
Дальнейшее развитие
Сам Иван 4 создал, как сейчас бы сказали, лишь законопроект. Непосредственным осуществлением задумки занялся его сын, Федор Иоаннович, после смерти царя в 1593 г. Им же были созданы писцовые книги, в которых перечислялось имущество того или иного боярина. В них же были перечислены и крестьяне, что делало переход в другое владение невозможным.
В 1597 г. им же были приняты еще более жесткие меры, а именно «закон об урочных летах», которых автоматически возвращал крестьян к бывшим владельцам в течение 5 лет с их ухода.
Так как не существует точно названных причин закрепощения крестьян, историки предполагают, что не только указ о заповедных летах стал причиной отмены переходов в Юрьев день. Дело в том, что многие крестьяне предпочитали не отрабатывать в полной мере надлежащую долю труда для своего феодала. Хитрозадых людей хватало и в то время. В Юрьев день должники просто сбегали, оставляя бояр без рабочей силы и каких-либо заработанных средств. Указ стал крайней мерой, призванной заставить должников выплачивать феодалам свою дань.
Значение указа о заповедных летах
Таким образом, указ Ивана Грозного о заповедных летах повел Россию по темному пути крепостничества. До отмены крепостного права, которое случилось только в 1861 г., крестьяне были бесправными существами, приравненные к скоту или другим материальным ценностям. Помимо экономических убытков, которые неизбежно возникали из-за такого отношения к работникам, в народе постепенно зрели бунты и непринятие вышестоящего начальства. В дальнейшем историк Керженцев назовет крепостное право взяткой для боярского сословия. Но русским крестьянам после указа о заповедных летах оставалось жить в крепостничестве еще 250 лет.
Заповедные лета
Смотреть что такое «Заповедные лета» в других словарях:
ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА — в Русском государстве кон. 16 в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день, осенний. Заповедные лета важный этап закрепощения крестьян … Большой Энциклопедический словарь
ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА — в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день. Введение З.л. было одним из этапов установления крепостного права … Юридический словарь
ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА — наименование в конце 16 в. лет, в которые налагался запрет ( заповедь ) на переход крестьян от одного феодала к другому (согласно традиции осуществлялся в Юрьев день осенний 26 ноября). Введение 3. л. важный этап закрепощения крестьян. Источник … Русская история
заповедные лета — в Русском государстве конце XVI в. В эти годы запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день (осенний). Заповедные лета важный этап закрепощения крестьян. * * * ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА, (от «заповедь» запрет), в… … Энциклопедический словарь
Заповедные лета — (от «заповедь» повеление, запрет) срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года). Заповедные лета начали вводиться… … Википедия
ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА — (от слова заповедь запрещение) срок, в течение к рого в нек рых р нах Рус. гос ва запрещался выход крестьянский в Юрьев день осенний (предусмотренный ст. 88 Судебника 1550). Начали вводиться пр вом Ивана IV в интересах дворянства с 1581… … Советская историческая энциклопедия
заповедные лета — в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день. Введение З.л. было одним из этапов установления крепостного права … Большой юридический словарь
Урочные лета — в России – срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. У. л. введены в 90 х гг. 16 в. после приостановления действия Юрьева дня (См. Юрьев день) и введения заповедных лет (См.… … Большая советская энциклопедия
УРОЧНЫЕ ЛЕТА — срок, в течение к рого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90 х гг. 16 в. после приостановки действия Юрьева дня (1581) и введения заповедных лет, когда началось описание земель и писцовые книги… … Советская историческая энциклопедия
Крепостное право в России — Крепостное право в России существовавшая, начиная с Киевской Руси XI века, система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца, крестьянина, от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином. В Киевской Руси и … Википедия
ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА
(от слова «заповедь» — запрещение) — срок, в течение к-рого в нек-рых р-нах Рус. гос-ва запрещался выход крестьянский в Юрьев день осенний (предусмотренный ст. 88 Судебника 1550). Начали вводиться пр-вом Ивана IV в интересах дворянства с 1581 одновременно с приступом к всеобщей переписи земель, проводившейся для определения размеров тяжелого хоз. разорения в 70-80-х гг. Общего указа о З. л. в распоряжении исследователей нет. Краткие известия о З. л. содержатся в новгородских поместных и обыскных грамотах 80-х гг. 16 в. (7 актов), Торопецкой уставной грамоте 1590-91 и царской грамоте на Двину о сыске беглых крестьян Корельского Никольского монастыря от 14 апр. 1592. В др. р-нах Рус. гос-ва существовал крест. выход. В общегос. масштабе З. л. были введены указом царя Федора Ивановича ок. 1592-93, запретившим крест. выход и объявившим писцовые книги последнего общего описания юридич. основанием крест. крепости.
В ист. лит-ре по вопросу З. л. высказаны различные мнения: Д. М. Одынец, Д. Я. Самоквасов, С. Ф. Платонов, Б. Д. Греков и др. утверждали, что З. л. уже с 1581 имели общегос. характер. С. Б. Веселовский считал, что вначале З. л. не распространялись на все гос-во, не указывая, когда они приобрели общегос. значение. По мнению М. А. Дьяконова, З. л. вводились частными мерами, возможно, еще с 70-х гг. 16 в., действовали на огранич. терр., так никогда и не получив общегос. значения.
Лит.: Самоквасов Д. Я., Архивный материал, (T. 2, М, 1909); Дьяконов М. A., Заповедные и выходные лета, П., 1915; Платонов С. Ф., О времени и мерах прикрепления крестьян к земле в Моск. Руси, в сб.: Архив истории труда в России, кн. 3, П., 1922; Веселовский С. Б., Из истории закрепощения крестьян. (Отмена Юрьева дня), Уч. зап. Ин-та истории РАНИОН, т. 5, М., 1928; Чаев Н. С., К вопросу о сыске и прикреплении крестьян в Моск. гос-ве в кон. XVI в., в сб.: ИЗ, (т.) 6, (М.), 1940; Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн 2, М., 1954; Корецкий В. И., Из истории закрепощения крестьян в России в кон. XVI — нач. XVII в. (К проблеме «заповедных лет» и отмены Юрьева дня), «ИСССР», 1957, No 1