в какой педагогической позиции выступает преподаватель при сопровождении проектной деятельности
Алгоритм поэтапного педагогического сопровождения проектной деятельности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Роль педагога в проектной деятельности учащихся
Проектная деятельность – это инновационная форма обучения, основанная на активизации познавательной работы учащихся и развитии основ творческого подхода к деятельности.
Проектная деятельность имеет поэтапную организацию. Работа над проектами координируется педагогом. На каждом этапе проектной деятельности педагогическое сопровождение имеет свои особенности.
Педагог выбирает определенную тему, по которой будет реализован проект. Она зависит от уровня развития учащихся, их потенциальных возможностей, познавательной активности и инициативности. Кроме того, педагог анализирует конкретный этап изучения образовательной программы и актуальность применения проектных технологий в его познании.
На подготовительном этапе проектной деятельности педагогическое сопровождение ориентировано на:
На каждом этапе проектной деятельности педагог выполняет роль носителя информации, необходимой для пояснения заданий и вариантов их решения.
При самостоятельной работе учащихся над проектом, педагог наблюдает заходом их деятельности, выявляет тенденции развития проекта. В некоторых случаях педагог оказывает консультативную помощь в реализации проекта. Она связана с советами и рекомендациями по работе, использовании конкретной информации, средств для реализации проекта.
Готовые работы на аналогичную тему
Роль педагога в сопровождении проектной деятельности сводится к координации самостоятельного познания учащимися. Его действия зависят от этапа реализации проектной деятельности и уровня развития учащихся, а также их потенциальных возможностей.
Алгоритм сопровождения на подготовительном этапе проектной деятельности
На этапе подготовки проектной деятельности педагог готовит учащихся к проекту. Он направляет их работу на решение конкретной проблемы и мотивирует к познавательной активности.
Сопровождение проектной деятельности учащихся на этапе подготовки представляет собой следующие направления деятельности педагога:
Алгоритм сопровождения педагога на этапе планирования деятельности по проекту
На этапе планирования проектной деятельности педагог координирует действия учащихся, выбирая ответственных за разные виды деятельности и операции, сроки исполнения, разбивая учащихся на группы.
Сопровождение реализуется на основании следующих направлений деятельности педагога:
Алгоритм сопровождения на этапе осуществления проектной деятельности
На данном этапе педагог в основном наблюдает за работой учащихся и координирует их деятельность.
Алгоритм сопровождения данного этапа сводится к выполнению следующей последовательности действий:
Алгоритм сопровождения на этапе презентации итогов образовательной деятельности
На этапе презентации педагог занимается демонстрацией вариантов представления итогов проектной деятельности.
Алгоритм сопровождения данного этапа проектной деятельности включает следующие направления работы педагога:
На данном этапе педагог делает оценку успехов и достижений учащихся, креативности их мысли, возможностей работы с разными источниками информации и ее продуктивности, оценивает неиспользованные возможности и акцентирует на них внимание учащихся, мотивирует их к совершенствованию своей деятельности и развитию креативного мышления, а также основ применения творческого подхода к решению разных образовательных задач.
Роль педагога в проектной деятельности
Елена Стадникова
Роль педагога в проектной деятельности
Роль педагога в проектной деятельности.
Традиционная педагогическая деятельность традиционно осуществляется в соответствии с принятыми нормами и требованиями. Она ориентирована на разработанные конспекты занятий, построение строгой логики перехода от одной части программы к другой и т. п. Эта работа необходима в той мере, в какой она позволяет дошкольнику присвоить выработанные человечеству средства познания и бытия в окружающем мире. Благодаря этой работе ребйнку открывается богатство человеческой культуры. Но специфика культурного пространства заключается в том, что оно нормативно. Другими словами, в нём заданы образцы социально ценных продуктов и форм поведения. От ребёнка требуется, прежде всего, следование этим образцам. Например, для того чтобы придумать какую-нибудь песенку, нужно научиться играть, записывать ноты, нужно освоить, что уже придумано другими людьми. Если обратиться к таким областям науки, как математика, физика, химия и т. д., сразу станет понятно,что нужно сначала освоить массу материала: различные правила, законы и только потом появится шанс для творчества.
Проектная деятельность позволяет дошкольнику проявить себя как личность. Главная особенность этой деятельности заключается в том, что она осуществляется в пространстве возможностей, где нормы чётко не заданы, не определены. В этом случае, в отличие от традиционного образования, и педагог, и ребёнок попадают в ситуацию неопределённости. Технологии проектной деятельности ориентирована на исследовании как можно большего количества заложенных в ситуацию возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и неизвестного педагогу)пути. Естественно, что следование жесткой программе более комфортно для педагога, чем постоянное самоопределение в непонятной ситуации. Поэтому каждый педагог, занимающийся проектной деятельностью, должен понимать различия между традиционными формами работы и технологией проектной деятельности. Важно, чтобы педагог мог как можно дольше удержаться в пространстве возможностей и постараться максимально развернуть процесс их исследования, не трансформировав проектную деятельность в один из традиционных видов занятий с детьми.
Неразличение субъектным и объектной позиции ребёнка- одна из опасностей, которая поджидает педагога при организации проектной деятельности.
Эмоциональная и деятельная поддержка детей, которую оказывают им большинство педагогов детского сада, часто превращается в готовность воспитателя выполнить действие за ребёнка, будь то формулировка творческого замысла или выдвижение возможных способов решения проблемы.
Педагог должен образовать проблемную ситуацию для детей, но при этом он не должен навязывать свои варианты её решения, то есть нужно уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу, иначе ребёнок окажется в объектной позиции. Одно из главных умений, которому предстоит научиться педагогу при реализации проектной деятельности,- умение слышать ребёнка. Педагогу гораздо легче самому предложить тот или иной способ действия, чем уступить это место ребёнку.
В проектной деятельности под субъективностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности. При этом невозможно развивать субъективность ребёнка, оставаясь в жесткой позиции. Педагог в силу своего профессионального опыта и образования имеет достаточно устойчивое и сформировавшееся представление о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Например, каждый педагог знает, кому и какие подарки можно дарить на восьмое марта и каким образом их можно изготовить. Понятно, что дети не сразу могут придумать оригинальный подарок. Но задача педагога заключается во все не в том, чтобы добиться от детей необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию с точки зрения пространства возможностей.
Педагогзнающий поступит по инструкции и : объяснит, как вырезать цветочки, куда их приклеить, как сложить открытку, то есть будет действовать с позиции культурной нормы. Педагог демонстрирующий субъектную позицию, сначала выяснит, как ребёнок видит ситуацию (для ребёнка создание открытки или приклеивание цветочка- вовсе не очевидное действие, а своеобразное открытие, осмысление праздника). И только потом воспитатель обратится к культурным способам оформления замысла. И тогда вырезание цветочка станет средством воплощения замысла ребёнка, а не очередным звеном в реализации образовательной программы.
Рефлексивность- главное качество личности педагога, работающего по технологии проектной деятельности.
Как уже отмечалось, проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей. Коллективное обсуждение проблемной ситуации не только создает это пространство, но и открывает его для всех дошкольников, принимающих участие в беседе. Роль педагога в проектной деятельности не уменьшается, а, на оборот, возрастает. Он становится не только носителем содержания образования дошкольников, сколько собственно педагогом. Другими словами, он становится специалистом по проектированию социальной ситуации развития детей. Такое проектирование оказывается более сложным, чем в системе традиционного образования. От педагога требуется умение видеть как всю группу детей, так и каждого ребёнка. Педагог должен не только заранее продумывать возможные варианты социальной ситуации развития, но и постоянно импровизировать. Это требует от педагога,с одной стороны, полной включенности в процесс движения в пространстве возможностей, а с другой стороны, отстранённости от этого процесса, связанного постоянным обдумыванием, рефлексией путей движения каждого проекта от начального этапа к конечному. Рефлексивность, осознание целей и способов проектирования совместно с детьми- эти способности педагога развиваются по мере освоения им технологии проектной деятельности.
Роль педагога в организации психолого-педагогических условий для детей с ОВЗ (в свете ФГОС до) Семинар «Роль педагога в организации психолого-педагогических условий для детей с ОВЗ (в свете ФГОС ДО)» Роль педагога в организации условий.
Из опыта работы «Роль педагога в работе с родителями» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Роль педагога в работе с родителями». Воспитатель первой категории Сердюк Татьяна Геннадьевна ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Воспитать.
Консультация для педагогов «Роль педагога в безболезненной адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ» Особенности адаптационного периодаТрадиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление.
Организация проектной деятельности в ДОУ Для чего нужна проектная деятельность? Для поддержки детской познавательной инициативы; для получения позитивного социального опыта при.
Положение о проектной деятельности в ДОУ Утверждено: приказом МДОБУ д/с № 1 МО Кореновский район № ___от » __»___ 2016г. ___ Е. Ю. Аникиенко ПОЛОЖЕНИЕ о проектной.
Реализация проектной деятельности Реализация проектной деятельности. В нашей группе реализуется проект по здоровьесбережению «Советы Неболейки». Знакомство детей с «Неболейкой».
Роль педагога-психолога в обеспечении комфортной образовательной среды по ФГОС в ДОУ Роль педагога-психолога в обеспечении комфортной образовательной среды по ФГОС в ДОУ. Соловьева Каринэ Владимировна Я, как педагог-психолог.
Роль педагога в организации закаливания детей старшего дошкольного возраста. Не секрет, что родители, приводя своего ребенка в детский сад, в первую очередь желают, чтобы он был здоров и физически развит. Поэтому.
Социальное партнерство в ДОУ в проектной деятельности СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ДОУ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Ребенок через нас взрослых постигает мир, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать.
Педагогическое сопровождение проектной деятельности
Проектный метод обучения активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает креативное мышление, формирует поисковые навыки, развивает умения систематизировать полученную информацию и применять ее в практической работе. Учитель, применяя метод проекта в процессе обучения, выступает в роли консультанта, координатора и помощника в процессе познания.
Педагогическое сопровождение проектной деятельности
Метод проекта сегодня актуален. Он активно используется на уроках, его применяют во внеклассной работе.
Метод – категория дидактическая. Это способ организации процесса познания, овладения определенной областью практического или теоретического знания. Когда мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. А это – технология.
Многочисленные исследования показали, что успешность человека определяется его способностью организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Поэтому актуальность метода проектов в наши дни обуславливается необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления, что как раз находит отражение в проектной деятельности.
Метод проектов способен решить проблемы формирования личности, обладающей перечисленными качествами, который, в силу своей дидактической сущности, помогает решению ряда задач:
Успех реализации метода проектов зависит от того, насколько технологично он проработан, от правильной организации работы и совместных усилий участников проекта на всех этапах и стадиях.
Если педагог решил использовать при изучении какого – то раздела программы метод проектов, он должен тщательно разработать, просчитать последовательность всех действий.
Когда предполагается, что учащиеся по предлагаемой им ситуации должны сами сформулировать проблему, учитель сам прогнозирует несколько таких возможных проблем, которые могут попасть в поле зрения учеников, либо к которым он будет их вести наводящими вопросами и ситуациями. Преподаватель должен показать, насколько значима рассматриваемая проблема, в какой степени она волнует его, что и ему интересно, поэтому он готов включиться в поиск для ее решения.
Задача педагога – заинтересовать учащихся актуальностью данной проблемы, направить их мыслительную, коммуникативную и практическую деятельность на актуализацию имеющихся у них знаний и умений на приобретение новых.
Учитель должен для себя четко определить учебные задачи для учеников (т.е. что предполагается в ходе проектной деятельности сформировать у школьников, подобрать необходимый материал (печатный, звуковой, видео, в том числе и из электронных источников)), к которому он предложит обратиться.
Надо продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию занятий, на которых предполагается использовать метод проектов.
Педагогу необходимо отслеживать деятельность каждого ученика на всех этапах работы над проектом. С этой целью используется возможность самоконтроля и взаимоконтроля.
Роль преподавателя различна в зависимости от задачи на каждом этапе урока (помощника, консультанта, наблюдателя). Каждый учитель имеет собственный стиль обучения. В зависимости от типа работы, которая проводится в данный момент на занятии, педагог ведет и поддерживает самостоятельность учащихся. Роль учителя как носителя информации уместна на том этапе урока, когда ученикам необходимы исходные сведения, когда требуются пояснения к заданиям, при смене этапов урока.
Роль наблюдателя важна в тот момент, когда школьники работают самостоятельно в парах или в подгруппах. В это время педагог может помогать отдельным ученикам или всей подгруппе Учитель принимает роль консультанта, когда учащимся при самостоятельном выполнении задания требуется совет или определенные источники информации.
Таким образом, современный учитель – это прежде всего организатор процесса познания, координатор и помощник. Это человек, который поможет выбрать правильный путь в мире знаний. Степень активности учителя и учащихся на разных этапах и стадиях различна. Степень включенности учителя в деятельность учеников зависит от ряда факторов: от этапа и стадии проекта, типа проекта, сформированности у учащихся умений и навыков проектной деятельности, предметных знаний.
В любом случае, школьникам нужна помощь учителя, которая гарантировала бы им длительный процесс обучения.
Роль преподавателя в организации проектной деятельности студентов
Активный процесс совершенствования рынка образовательных услуг побуждает учебные заведения пересматривать подход к подготовке профессиональных кадров: необходимо заниматься разработкой новых методов и приемов обучения, созданием новых форм организации педагогической деятельности. Разработка и внедрениев образовательный процесс учреждений профессионального образования современных методов и технологий обучения будут способствовать подготовке высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда и готового к профессиональному росту.
В этой связи современныйпедагогический процесс должен быть направлен на деятельностные технологии обучения.Специфика деятельностного подхода заключается в том, чтобы в процессе обучения студент освоил умения и получил практический опыт опирающиеся именно на те знания,которые обеспечивают эффективное осуществление необходимой профессиональной деятельности. Одним из примеров деятельностного подхода в обучении является метод проектов.
Рассмотрим роль преподавателя в организации проектной деятельности студентов.
Когда появилось четкое представление об исходной проблеме проектаи ясна ее цель, надо спланировать видыдеятельность, которые необходимо выполнить по реализации цели проекта. На этом этапе определяются задачи и способы выполнения проекта, оговариваются сроки работы и оцениваются имеющиеся ресурсы. Планирование деятельности всегда представляетопределенную трудность для многих студентов, поэтому здесь может потребоватьсязначительная помощь преподавателя. Важно не начать планировать вместостудента, а лишь показать алгоритм планирования. На этом этапе можно воспользоваться представленной таблицей, которая поможет не только вовремя выполнить проект, но и грамотно его описать.
Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7-10 минутна выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе,которая была проделана, представить проектный продукт. На этом этапе преподавателю оченьважно научить студентов выбирать самое главное, коротко и ясно излагать своимысли. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов. Это позволит не читать все подряд с листа, а лишь сверяться с основными мыслями и ничего не упустить.
После презентации автору проекта, придется отвечать навопросы публики. К этому надо быть готовым. Поэтому преподавателю необходимо с автором проекта проговорить возможные вопросы, выслушать и скорректировать его ответы.
В качестве рефлексии обязательно необходимо составить письменный отчето ходеработы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определенияпроблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; всевозникшие проблемы и способы их преодоления; подводятся итоги, делаются выводы, выясняютсяперспективы реализации проекта, описываются эмоции и чувства. Данный отчет поможет преподавателю внести корректировки в дальнейшую организацию проектной деятельности студентов.
Критерии оценивания, используемые при выполнении бизнес-проектов, приведены в таблице.
Положительным моментом проделанной работы является то, что студенты, выступая с разработанными проектами на конференциях различного уровня, получают положительную оценку своей деятельности со стороны внешних экспертов, сравнивают свои проекты с другими, а многие выпускники смогли реализовать свои проекты в жизнь и стать конкурентноспособными специалистами и предпринимателями.
Использована литература: М. А. Ступницкая: «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектнойдеятельности учащихся».
Критерии оценки инвестиционных проектов (бизнес-планов)
Доклад «Роль учителя в проектной деятельности».
Роль учителя в проектной деятельности.
Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.
Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.
Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
Неверно было бы думать о том, что учитель берет на себя всю ответственность за качество исполнения работы своих подопечных и постоянно выступает в роли наставника и опекуна. Это не так и этого нельзя допускать. Учитель должен по отношению к ученику выполнять роль консультанта, научного руководителя. Школьник, работающий над проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежат на нем. Ученик должен думать также и о том, насколько достоверными научными фактами и информацией он располагает, что подойдет для работы, а от чего следует отказаться.
Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Основная школа в будущем – это школа проектов.
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.
В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.
В работе над проектом учитель:
помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
сам является источником;
координирует весь процесс;
поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Как учитель может создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности?
«Человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту), который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
В плане создания условий для развития учащихся в ходе проектной деятельности наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, какие разрешимы при сотрудничестве учащихся и учителя? Готового ответа на эти вопросы нет. Понятно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности проблемы, которую призван разрешить проект, от характера взаимоотношений в группе и др.
Что делать учителю, выбравшему методику проектной деятельности учащихся?
Составить план работы.
Ознакомиться с методами исследования проблемы и данными науки по этому вопросу.
Создать положительную мотивацию к работе у учащихся.
Совместно с учащимися участвовать в анализе проблем по теме проектной работы.
Осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы.
Выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся.
Составить нормы и требования по оформлению работы.
Разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта.
Составить положения методического подхода к проектной деятельности.
Составить совместно с учащимися список тем для проектной деятельности.
Введение в педагогические технологии элементов исследовательской и проектной деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.
1.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат.—М.: Издательский центр «Академия», 1999-2005г.г.
2.Современные и педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина,—М.: Издательский центр «Академия», 2007г.
3.Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе.-2003.-№3.