в какой паре слова ни в какой форме не рифмуются друг с другом рука мешок

Конкурс по языкознанию «Русский медвежонок» 2021 года 6-7 класс вопросы и ответы

Конкурс «Русский медвежонок 2021» пройдет 3 марта 2021 года. Принять участие в игре-конкурсе могут все желающие, учащиеся 2 — 11 классов.

Русский медвежонок — олимпиада по русскому языку, которая проводится с 2000 года на территории РФ и СНГ. Конкурс предназначен для 5 возрастных групп: 2-3 класс, 4-5 класс, 6-7, 8-9 и 10-11 классы. Игра организована в виде теста. В тесте 30 вопросов, на каждый из которых предлагается 5 вариантов ответов. Для учащихся 2-3 классов – вопросов чуть меньше – 28.

Общее время на работу – 75 минут или 1 час и 15 минут.

1. Фокстерьера Микки из книги Саши Чёрного мучает такой вопрос: «Почему Зинин дядя сказал, что у него » … на лоб полезли»? Никуда они не полезли, я сам видел».
Какое слово мы заменили многоточием?

(А) волосы;
(Б) усы;
(В) глаза;
(Г) очки;
(Д) уши.

(А) засохнут;
(Б) просохнут;
(В) присохнут;
(Г) отсохнут;
(Д) пересохнут.

3. Какое из данных слов в современном русском языке имеет ударение только на первом слоге?

(А) договор;
(Б) приговор;
(В) разговор;
(Г) заговор;
(Д) уговор.

4. Какое слово лишнее?

(А) длиннее;
(Б) зеленее;
(В) раннее;
(Г) сильнее;
(Д) чудеснее.

В каком из этих пяти предложений в общей сложности означает не то, что в остальных?

(А) в первом;
(Б) во втором;
(В) в третьем;
(Г) в четвёртом;
(Д) в пятом.

6. Заполните пропуск: Васенька _____ вёслами, языком и ногами и кричал, что задел веслом рыбу (Тэффи. Из дневников).

(А) болтал;
(Б) бултыхал;
(В) качал;
(Г) теребил;
(Д) трепал.

7. В стихотворении Романа Сефа читаем:

Мы встанем
Чуть свет,
За окошком
Темно,
Звезда одинокая
Смотрит в окно.

Мы снасти возьмём
И на цыпочках
Выйдем,
И сразу
Бескрайнее
Небо увидим…

Куда идут герои?
(А) на охоту;
(Б) на рыбалку;
(В) за грибами;
(Г) на стройку;
(Д) в школу.

8. Какое из этих слов можно понять в двух совершенно разных смыслах?

(А) однотонный;
(Б) полуторатонный;
(В) двухсполовинойтонный;
(Г) пятидесятитонный;
(Д) стотонный.

9. В какой паре слов второе образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса от первого?

(А) пора — порка;
(Б) ворона — воронка;
(В) родина — родинка;
(Г) ложа — ложка;
(Д) сторона — сторонка.

10. В западноевропейской традиции ноты часто обозначаются буквами: до — С, ре — D, ми — E, фа — F, соль — G, ля — A, си — B или H. Как называется произведение немецкого композитора Карла Готлиба Геринга (1766–1853), которое начинается с нот до–ля–фа–фа–ми–ми?

(А) Пивная симфония;
(Б) Винная рапсодия;
(В) Чайная кантата;
(Г) Кофейный канон;
(Д) Молочная оратория.

11. Какой из этих глаголов спрягается не так, как остальные?

(А) застегни; (Б) заверни; (В) зашвырни; (Г) затемни; (Д) засни.

12. 周二 周四 周一 周三 Что здесь написано по-китайски?

(А) понедельник, вторник, среда, четверг;
(Б) вторник, четверг, понедельник, среда;
(В) среда, четверг, понедельник, вторник;
(Г) четверг, вторник, понедельник, среда;
(Д) вторник, понедельник, четверг, среда.

13. Четыре слова образованы от глаголов одного вида, а одно — от глагола другого вида. Какое это слово?

(А) проситель;
(Б) носитель;
(В) спаситель;
(Г) даритель;
(Д) хулитель.

15. Книга Анны Красильщик о школьниках называется _____

Б) «Три четверти»

17. Какой вариант предложения значит не то, что остальные? Этот человек мне ____

Г) симпатизирует

18.Найдите выражение, синонимичное выражению «как ошпаренный»:

Б) как в воду опущенный

В) как ужаленный

19. Сколько разных гласных букв здесь пропущено: дав_шний, давн_шний, никуд_шный, тогд_шний, тут_шний? В каждом слове пропущена одна буква.

А) везде одна и та же

Д) пять

20. У какого из этих слов больше суффиксов, чем у остальных?

(Б) стиральный;

21. Какое слово не связано с остальными по происхождению?

а)выдворять

22. Даны пары глаголов, различающихся в 1-м лице единственного числа только ударением:

1) стою — стою, 2) таю — таю, 3) парю — парю, 4) узнаю — узнаю. Образуем теперь от каждого глагола форму 3-го лица множественного числа. В какой паре формы будут различаться не только ударением?

Б) во второй;

Д) во всех парах формы глаголов различаются только ударением.

23. Определить, сказать, обстоять, подлежать. Каким глаголом можно продолжить этот список?

(В) дополнить;

24. Упав в … легко …

Многоточиями в этом утверждение заменены одинаковые по написанию слова, начинающиеся на:

Б) пр-

26. Но гномы единодушно … за ужин, притом не откладывая, и потому не пожелали задерживаться (Д. Р. Р. Толкин, «Хоббит», перевод Н. Рахмановой).

Какое слово пропущено:

Б) стояли

27. Даны названия мостов в Санкт-Петербурге и история их происхождения. Какое название образовано не так, как остальные:

A) Аничков мост — в честь инженера Михаила Аничкова

Б) Бердов мост — в честь инженера Карла Берда

B) Матвеев мост — в честь рабочего Михаила Матвеева

Г) Поцелуев мост — в честь купца Никифора Поцелуева

Д) Тучков мост — в честь купца Авраама Тучкова

28. Четыре фразы иногда используются на конкурсе «Угадай измененную фразу», а пятая — нет. Какая?

А) От глупого писка до беды близко

Б) На горе и шапка горит

В) Врач на горе — весна во дворе

Г) По одёжке протягивай ложки

Д) Без труда не вынешь и рыбку из пруда

29. «Мы отсеяли всё ненужное». В этой фразе можно поменять одну букву на другую и смысл почти не изменится. На какую?

30. В какой паре слова ни в какой форме не рифмуются друг с другом?

Источник

О рифме

1. Глагольная рифма (плохая)

Несмотря на то, что глагольная рифма повсеместно использовалась знаменитыми поэтами, в текстовых баттлах ее применение сводит ваши шансы на успех к минимуму. Этот вид рифмы – самый простой из всех существующих по причине великого разнообразия глаголов в русском языке. Срифмовать глаголами можно целый текст за пятнадцать минут без особых проблем.

Советую вам прочитать это, посмотреть примеры, а потом забыть о существовании глагольных рифм.

«Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал,

Николай ногой качал.» © Михалков

«Слышали их топот параллельно, пока мы поднимались,

И мы ужасно испугались» © Гуф

2. Квадратная рифма (плохая)

Квадраты – это рифмы, где у рифмующихся слов совпадают окончания (рука=мука, гора=пора). Таких слов, как и глаголов, в языке очень много, поэтому придумать такую рифму совсем не сложно. Правда, здесь есть несколько нюансов, которые будут описаны ниже. Я не советую применять такие рифмы в текстах, если вы, конечно, не хотите поскорее вылететь с баттла и пойти гулять.

а) Стандартный квадрат

«В архиве 15-й психиатрической больницы

И раз в 2 года он, как по инструкции,

Заезжает сюда с навязчивой идеей хип-хоп революции» © Гуф

б) Видоизмененный квадрат

Многие начинающие текстовики считают, что квадрат с измененным окончанием – не квадрат. Это совсем не так. Если наказание=показание – квадратная рифма, то изменения падежа или числа одного из рифмующихся слов не сделает рифму неквадратной ( наказания=показанием – тоже квадрат). Прошу обратить на это пункт серьезное внимание, чтобы не вступать потом в глупые споры с судьями.

«Игра постепенно принимает серьёзные масштабы.

Я могу атаковать, не выходя из секретного штаба» © Гуф

Научись ждать, воля должна быть каменной.» © Грот и 25/17

в) Квадрат типа наречие-прилагательное

Прилагательные едва ли не чаще всего являются квадратами. Длинный=сильный, плохой=глухой и так далее. Но не забудем про такую часть речи, как наречия. Ведь слово «сильно» никак не назовешь прилагательным, не правда ли? Но рифму длинный=сильно нельзя назвать никак иначе, как подвидом видоизмененного (простите за тавтологию) квадрата. Это же относится к любым подобным рифмам, таким, как быстро=кислый, тесновато=бесноватый и тп.

Мы разобрались с теми видами рифм, которые не поощряются на текстовых баттлах. Теперь перейдем к тем, что считаются престижными и дают вам шанс стать победителем.

3. Акцентная/на созвучия

Основа основ всех текстов. И двойные, и тройные рифмы должны быть акцентными. Обычно, после частичного избавления от квадратов, текстовик переходит на неточные акцентные рифмы, или точные, но на один-два слога.

Рифма на созвучия – это рифма, где разные окончания и присутствуют созвучные слоги. Их количество определяет объем рифмы. Чем больше слогов созвучно – тем объемнее (а значит сложнее) рифма. Точная рифма на созвучия имеет рифмующееся окончание, но при этом не является квадратной. Смысл данного вида рифм кроется в гласных звуках. Например, слово «молоко». Звучит оно как «ма-ла-ко». Нам нужно слово, где есть слоги, созвучные с «ма», или «ла, или «мала». Мне пришло на ум слово «молодой» (ма-ла-дой). Получается акцентная рифма на три слога, причем точная (последний слог тоже рифмуется, но не квадратом). Или слово попроще, всего на один слог – «плут». Нам нужно слово с одним слогом и гласной «у», при этом на конце не должно быть букв «т» или «д». Например, слово «Лувр». Оно нам вполне подходит. плут=Лувр – акцентная рифма на один слог.

Мы разобрались с самой методикой сочинения рифм на созвучия, теперь посмотрим на примеры. Думаю, не стоит искать конкретные строчки, вы сами сможете их найти, когда на примере исполнителей поймете, что это такое.

а.4) более, чем на три слога:

в) На шипящие (плохо)

В написании акцентных рифм есть еще один небольшой, но общепринятый нюанс. На текстовых баттлах не приветствуют рифмы на шипящие, за них снижается оценка. К этой категории относятся слова, у которых рифмующиеся слоги имеют согласную «ш», «щ», «ч» или «ж». Эти согласные облегчают рифмовку, и пропадает престижность рифмы.

«Ведь, как же вам передать это чувство,

Когда нет никого, кто плечом бы к плечу встал.

Я не хочу вспоминать эти дни, но забыть их тоже кощунство.» © Oxxxymiron

г) Рифмы типа «ться=ца»

Очень популярный случай. Такие рифмы точно не назовешь квадратом, а придумать их просто. Поэтому они обрели столь масштабное применение в текстах. Ход, заключающийся в применении этих созвучий, очень избит и малоинтересен.

Теперь мы перейдем к разным типам сложной рифмовки, то есть той, к которой нужно стремиться:

4. Внутренняя рифма

а) Обычная внутренняя

Стандартный вариант, когда рифмуется одно слово в середине и одно в конце:

Я себе укол рифмы вколол, тут против Эма «Полтинник»» ©

б) Двойная внутренняя

Здесь рифмуются уже как минимум три слова. Причем, в конце может быть, как даблрайм, так и простая акцентная рифма. То же самое и в середине. Например:

в) Множественная внутренняя

Здесь количество вариантов практически неограниченно. Все строки могут состоять из следующих друг за другом двойных или тройных рифм. В противном случае (если рифмуются все слова, но по одному) – см. пункт 9.

«Я влез на ходу, и даже, если здесь пропаду,

Зачитывая текст Вагабунд, пока не найдётся место в гробу.» © Oxxxymiron

«Нам сам Анатолий Вассерман монополию на хасол дал,

В магнитоле не раз у мам ваших глаголил басурман.» © Oxxxymiron

Разные люди называют такой способ рифмовки по-разному, мы же давайте остановимся на термине «начальная рифма». Суть в том, что рифмуются слова на конце одной из строк, потом в начале и в конце второй строки. Также две строки могут рифмоваться исключительно на конце, а третья будет содержать рифму относительно концов двух предыдущих строк в начале.

Мне насрать, вам уходить с фарватера пора. » © Oxxxymiron

«От лобстеров и кокса на подносах и до гоп-стопа,

За просто так, ойстерку, по посткодам на кроссах» © Oxxxymiron

Примеры не идеальные, т.к. много лишних смущающих рифм. Но точные примеры данного вида рифмовки, не импровизируя, найти довольно сложно.

6. Двойная рифма/даблраймы

Вот, пожалуй, мы и подошли к основному и самому популярному виду сложной рифмы. На баттлах двойные рифмы всегда пользовались успехом. Придумывать их не так уж и сложно, при этом вполне можно сохранить смысл. А звучат они отлично как при простом прочтении чужого текста судьей, так и в аудио. Одним словом, рифма на все времена.

При даблраймах рифмуются два последних слова в строке. Сложность двойной рифмы зависит от суммы рифмующихся слогов. Чем она больше – тем объемнее и лучше. Здесь я приведу не идеальные примеры, но без разбиений и прочих факторов, осложняющих восприятие.

«Но не бойтесь, все очень цивильно,

Я нищий, но у меня, как у ваших Bentley, восемь цилиндров.» © Oxxxymiron

«Ярость, как у зеленого великана, временами дремлет,

7. Тройная рифма/триплраймы

Этот вид рифмовки уже из разряда элитных. Более сложный и менее распространенный вариант двойной рифмы. В случае триплрайма рифмуются не два, а три последних слова в строке. Такие примеры редко встретишь у популярных исполнителей, но все же.

«Всё, о чём ты наслышан, правильно, вроде, да только

Твой Лондон ограничен папиным полем для гольфа.» © Oxxxymiron

«Нам тут пришлось выбиваться фактически из нулей,

Измеряя длину дистанции количеством пиздюлей» © Oxxxymiron

8. Полнострочная рифмовка/панторифма

Это общепринято самая сложная и престижная рифма. Писать чистой панторифмой могут очень немногие. Чаще всего такая рифма случается вкраплениями, так как весь текст, написанный панторифмой, обычно превращается в РРР (рифма ради рифмы).

Суть полнострочной рифмовки в том, что рифмуются все слова в каждой из строк.

Однако, есть некоторое разделение настоящей панторифмы и полнострочной рифмовки.

Как вы понимаете, первый вариант в разы сложнее и, следовательно, почетнее.

Чистая панторифма (слог в слог):

«Водопад в головах. Паковал толпу,

Подавал катафалк по домам. Тайфун

Матов атаковал балаган. Дам бунт,

«Годы словно Одиссея по окраинам,

Город Лондон против всех, часть вторая, ман» © Oxxxymiron

«Не признак шизика наклонности мизантропа и гомофоба,

И в жизни психика надломится из-за тролля и домового» ©

9. Плотная рифмовка/игра слов

Это частный случай множественной внутренней рифмы. Все слова, или почти все слова в строках должны содержать один и тот же слог, или несколько общих слогов.

«Водопад в головах. Паковал толпу,

Подавал катафалк по домам. Тайфун

Матов атаковал балаган.»

(водопад=головах=паковал; подавал=катафалк=по домам) © Lawanda

На этом заканчиваются виды рифмовки и начинаются приемы рифмовки.

В принципе, на разбиениях держится половина всех сложных рифм. Это основополагающий прием рифмовки, который, однако, может быть и способом рифмовки сам по себе. Рассмотрим все это подробнее. Разбиения бывают:

а) Квадратные (не ценятся)

Самые простые разбиения, которые ничем не лучше квадратов в чистом виде. Придумать их просто, и ценности особой они не представляют.

Примеры: сосна=со сна, доводы= до воды, пистолет=спи сто лет и тп.

Эти разбиения являются самыми популярными, они используются всеми более-менее сильными рифмовщиками и хорошо делают свое дело.

Разбиение вообще – это прием рифмовки, при котором рифмуются слоги одного более длинного слова со слогами нескольких более коротких.

«канитель=на бите» © Oxxxymiron

«по садовой=пасодобль» © Oxxxymiron

«Смоки Мо=покемон» © Oxxxymiron.

Такие разбиения применяются в двойных и тройных рифмах:

«Все еще бабла нет, все еще с долгами канитель,

Все еще в подвале, все еще Парламент на бите» © Oxxxymiron

«Среди разноголосых толп моя простецкой будет инициатива-

Концепцию внедряю в жизнь посредством ртути или цианида.» ©

Эти разбиения сами по себе могут являться отличной альтернативой сложным рифмам, ибо звучат они просто замечательно. Чтобы писать подобным образом, нужно обладать очень высоким уровнем владения рифмой.

«Ты не с улицы, парень, ты просто суицидален,

Оттого, что вы мне двадцать первый целуете палец» © Oxxxymiron

«Помнишь, никто не верил что мы вместе и женаты?

Но нам карты спутал неумелый престидижитатор.» © Oxxxymiron

Среди сильных рифмовщиков встречаются те, кто может сделать, как говорится, «из говна конфетку». Именно так можно описать такой прием рифмовки, как дублирование. С первого взгляда, это не более, чем квадраты, порой даже глаголы, и квадратные разбиения. На самом деле, нужно недюжинное мастерство, чтобы сделать дублирование красивым и необычным. Обычно для этого приема используются омонимы (омофоны, омографы, особенно омоформы). Если дублирование проведено не на одно, а на два или более слов, это говорит о наивысшем скиллзе автора. В текстовых баттлах редко встретишь человека, который оценит этот вид рифмы.

Примеры красивого правильного дублирования (столь редкие):

«Я вам ударом снёс пол-оскала

По мне судят рэп, как оперу по Ла Скала

Твоя мамаша себе точно горло полоскала

После того, как она меня поласкала» © Oxxxymiron

«Ты перековал мечи на орала,

Пока твоя маман мою рэпчину орала,

Её любовь ко мне стала причиной орала..» © Oxxxymiron

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *