в какой функции игры преодолеваются различные трудности возникающие в других видах жизнедеятельности
Консультация «Игровые технологии в ДОУ»
Наталья Печерина
Консультация «Игровые технологии в ДОУ»
Что такое технология?
Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Виды педагогических технологий
• «Здоровьесберегающая» технология
• Технология «ТРИЗ»
• Технология «Проблемного обучения»
• Технология «Марии Монтессори».
• «Игровая» технология и др.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
Системность – технологиядолжна обладать всеми признаками системы:
— взаимосвязью его частей,
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. (технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологиисостоит из трех частей:
• Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
• Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
• Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом,очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным требованиям.
«Игровая технология», кроме выше перечисленных критериев, должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.
Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.
Игровая деятельность
•коммуникативная: освоение диалектики общения;
• самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
• игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
•диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
•функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
•межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
•функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Четыре главные черты присущие игре
• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Структура игры как деятельности –
• анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Структура игры как процесс –
• роли, взятые на себя играющими;
• игровые действия как средство реализации этих ролей;
• игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
• реальные отношения между играющими;
• сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игра как метод обучения
• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
• как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
• в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
• обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
• познавательные, воспитательные, развивающие;
• репродуктивные, продуктивные, творческие;
• коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Типология педагогических игр по характеру игровой методике
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Специфика игровой технологии
Игровая среда:
• с различными средствами передвижения.
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.В нее включаются последовательно:
• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
Социо-игровые технологии в ДОО ФГОС дошкольного образования направлено на формирование принципиально нового взгляда на содержание,структуру и организацию дошкольного образования.
Игровые технологии в дошкольном образовании Игровая технология охватывает определенную часть учебного процесса в ДОУ. В нее включаются последовательно: • игры и упражнения, формирующие.
Консультация «Игровые технологии» Игровые технологии в ДОУ Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа,.
Игровые технологии в детском саду «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель Игровые технологии — являются фундаментом.
Консультация для педагогов «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст — это.
Консультация для педагогов «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст — это начальный этап формирования ценностной ориентации в окружающем мире, именно в этот период закладывается позитивное.
Кроссворд «Игровые технологии в ДОУ» Составила Дружинина Ирина Вячеславовна По вертикали: 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. 2. Постановление,.
Презентация «Современные игровые технологии» «Современные игровые технологии в работе с детьми раннего возраста» «Модуль-игра» Слайд 1 Слайд 2 Понятие «Игровые педагогические технологии».
Игровые технологии. Функции, методы и приемы организации игровой деятельности дошкольников
Мария Казакова
Игровые технологии. Функции, методы и приемы организации игровой деятельности дошкольников
департамент образования администрации Владимирской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МУРОМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Игровые технологии
Казакова Мария Евгеньевна
44.02.01 (050144) Дошкольное образование
Человеческая культура возникла
и развертывается в игре, как игра.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
— коммуникативную: освоение диалектики общения;
— самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
— игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
— диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
— функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
— межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
— социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову):
• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемови ситуаций обучающей форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровые технологии в дошкольном периоде
Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.
У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.
Игровые методы в процессе образования и воспитания дошкольников Стимулирующая функция игры состоит в том, что она направлена на достижение позитивного эмоционального состояния, на поиск и решение нравственной.
Использование социо-игровой технологии в ДОУ. Семинар «Современные социально-игровые педагогические технологии» Методическая Служба МБДОУ детский сад комбинированного вида№4 «Полянка» Семинар для педагогов и старших воспитателей городского округа.
Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Играя ребенок познает окружающий мир,.
Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного.
Мастер-класс «Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 с. Беловское» Белгородского района Белгородской области Мастер.
Методы и приемы формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности «Методы и приемы формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» В период дошкольного детства одна из наиболее важных.
Педагогические технологии «Виды игровых технологий»
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
— коммуникативную: освоение диалектики общения;
— самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
— иг ротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникаю щих в других видах жизнедеятельности;
— диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
— функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру лично стных показателей;
— межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
— социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
— свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по же ланию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
— творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный ха рактер этой деятельности («поле творчества»);
— эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состяза тельность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоцио нальное напряжение»);
— наличие правил, прямых или косвенных, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, пла нирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнова тельности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактив ными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
— как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
— в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепле ния, упражнения, контроля);
— как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обшир ную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования уча щихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед уча щимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятель ность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игро вым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классифика ции педагогических игр:
(рис. 1 Классификация педагогических игр ).
1. по области деятельности
2. по характеру педагогического процесса
Обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие
Познавательные, воспитательные, развивающие
Репродуктивные, продуктивные, творческие
Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические
3. по игровой методике
4. по предметной области
Математические, химические, биологические, физические, экологические
Музыкальные, театральные, литературные
Трудовые, технические, производственные
Физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные
Обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие
5. по игровой среде
Без предметов – с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности
Компьютерные, телевизионные, ТСО
Технические, со средствами передвижения
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физичес кие (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Ука жем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделя ются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТОО, а также с различны ми средствами передвижения.
Классификационные параметры игровых технологий
По уровню применения: все уровни.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: психогенные.
По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.
По характеру содержания: все виды + проникающие.
По организационным формам: все формы.
По подходу к ребенку: свободное воспитание.
По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.
По направлению модернизации: активизация.
По категории обучаемых: массовая, все категории.
Спектр целевых ориентации
• Дидактические : расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
• Развивающие : развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
• Социализирующие : приобщение к нормам и ценностям общества; адапта ция к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий
• Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
• Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
• Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
• В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
Особенности игровых технологий
Игровые технологии в дошкольном периоде
Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.
У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.
Технология развивающих игр Б.П.Никитина
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трехлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому про верять точность выполнения задания.
• развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способнос тей с самого раннего возраста;
• их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие спо собностей;
• поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;
• развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосфе ру свободного и радостного творчества.
Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происхо дит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участ никами в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моде лирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочета нии с обычными дидактическими упражнениями.
В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В.Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшеб ника Изумрудного города», «Приключений Буратино» и т.д.), встроенных в основное содержание обучения.
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к ро зыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования об щеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный мате риал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: ими тационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного ко митета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение пла на, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседа ний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, ими тирующих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, дей ствий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащи мися распределяются роли с «обязательным содержанием».
Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «дело вому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отраба тывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов (рис. 2).
Этап подготовки полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.