в какой форме проводится психотерапия по методу символдрамы
Символдрама — волшебное путешествие в мир собственного подсознания
На Западе символдрама как отдельное направление психотерапии известна с середины XX века. В Россию пришла лишь в 1994 году, когда были переведены научные работы её основателя — Ханскарла Лёйнера. С тех пор получила широкое применение в детской и юношеской психологии, психотерапии различных фобий и расстройств и даже психосоматических заболеваний.
На сегодняшний день в России активно работает и развивается Ассоциация организаций развития символдрамы Кататимно-имагинативной психотерапии (АОРС КИП). Она сотрудничает с Институтом развития символдрамы и глубинной психологии (ИРСГП) в г. Запорожье (Украина).
Что это такое
Символдрама — это современное направление психотерапии, в основе которого лежит свободная имагинация (творчество, воображение) на определённую тему. Разработана в 1954 году Ханскарлом Лёйнером (1919-1996) — немецким профессором, доктором медицины. Базируется на принципах классического психоанализа и арт-терапии, но представляет собой сочетание сразу нескольких школ и концепций, частично заимствуя из них некоторые моменты. Использует символику из архетипов, в какой-то степени привлекая методы коллективного бессознательного. C позиции феноменологии есть точки соприкосновения с гештальт-терапией. Применяются также техники из психотерапевтической беседы Роджерса и стратегии поведенческой терапии Вольпе.
Другие названия: кататимно-имагинативная психотерапия, метод «сновидений наяву», кататимное переживание образов.
Символдрама — проективный метод, позволяющий работать с подсознанием напрямую. Суть сеанса: пациент расслабляется, представляет образ, описывает его и анализирует вместе с психотерапевтом. Это позволяет не вскрывать психотравмы и не задевать больные переживания. Благодаря этому, на сегодняшний день данное направление в психологии востребовано больше, чем психоанализ.
Основы
Сам Лёйнер выделил три основы символдрамы — принципы, которые отличают её от прочих направлений в психотерапии и психологии.
Управляемая регрессия
Через символы пациент, сам того не подозревая, возвращается назад, в прошлое. Он рефлексирует события, происходившие тогда, через обсуждение образов с психотерапевтом. Подобным образом регрессия контролируется обоими участниками процесса.
Эмоционально-корректирующее воздействие
Если обратить пациента в прошлое напрямую, воссоздав психотравмирующую ситуацию так, как она происходила, это может вызвать ступор. Вернувшаяся боль может быть такой силы, что состояние только ухудшится. Символдрама позволяет корректировать эмоциональный опыт, смягчать его.
Представление образов в присутствии психотерапевта
В психотерапии существует несколько имагинативных техник, но они предполагают разную работу с образами:
Отличительная особенность символдрамы в том, что пациент моментально передаёт психотерапевту всё, что представляет прямо сейчас, в эту минуту. Диалог позволяет отсеять ненужные мысли, стереотипы общества и прочие примеси, которые замутняют образ.
Показания
Благодаря символдраме, вскрывается психосоматика — влияние психологических причин на развитие телесных заболеваний. Это позволяет работать с такими диагнозами, как энкопрез, энурез и заикания.
Противопоказания
В символдраме техники подбираются не только в зависимости от индивидуальных факторов или запущенности ситуации. Для каждого этапа методы существенно различаются.
Основной метод символдрамы при лечении фобий — пошаговое декондиционирование. Он представляет собой постепенное устранение условнорефлекторных зависимостей.
Пример. Девочка несколько лет страдала от гефирофобии (боязнь мостов). Вот как происходило лечение посредством пошагового декондиционирования.
Дан мотив луга, который привёл девочку к ручью. Психотерапевт попытался вызвать в сознании маленькой пациентки образ мостика, но ничего не получилось.
Было предложено представить настолько мелкий ручеёк, что девочка перешла его вброд.
Дан уже более широкий ручей, но мелкий, на дне — множество больших, выступавших на поверхность булыжников. Девочка перебралась на другой берег по ним.
Тот же ручей, что и в прошлый раз, но без камней. Психотерапевт просит поискать дощечку. Девочка долго не хотела этого делать. Нашла с трудом, но отказывалась идти по ней, так как не было перил и она касалась воды. Но в итоге пересилила себя и перешла.
Через тот же ручей был перекинут настоящий мостик — добротный, с перилами, не касающийся воды. Помня опыт прошлого «путешествия», маленькая пациентка без сомнений перешла его. Гефирофобия была побеждена за 5 сеансов.
Основные мотивы
Основные мотивы символдрамы, выделенные Лёйнером:
Дополнительные мотивы, использующиеся в современной символдраме:
Часто психотерапевтом на сеансе символдрамы задаётся вопрос, кем себя ощущает пациент. Например, если женщина в этот момент — ведьма (самый частый образ), это однозначно говорит о проблемах в личной жизни. Летая на метле, она воспаряет над своим бытом, который её заедает. Колдуя, она управляет мужчинами, которые в реальности манипулируют ею.
Интерпретации
Упражнения с интерпретацией, не отступая от основных принципов символдрамы, можно проводить в домашних условиях самостоятельно. Если есть расшифровка хотя бы нескольких образов, сеанс может получиться достаточно интересным.
На интерпретацию всех мотивов, используемых в символдраме, уйдёт много времени, но с примерами наиболее эффективных и часто встречающихся будет интересно познакомиться.
Луг в символдраме — «материнский» мотив, выявляющий первые годы жизни, как они отпечатались в бессознательной памяти.
Задание: оказались на лугу, опишите его, погоду, своё состояние, что видите и что делаете.
В норме луг должен быть чем-то естественно ограничен (рощей, речкой, перелеском). Если человек психически здоров, он будет радоваться солнцу, наслаждаться свежим воздухом, бегать за бабочками, лежать в траве и т. д. Образ коровы означает сильную связь с матерью.
Что свидетельствует об отклонениях:
Бескрайний луг, ничем не ограниченный, свидетельствует о высокой самооценке и завышенных запросах, иллюзиях по поводу будущего. При наличии проблем человек ведёт себя пассивно, не предпринимает никаких действий.
Цветок
Цветок в символдраме — олицетворение личности, демонстрирующее то, как человек на самом деле себя ощущает.
Задание: увидели на лугу цветок, опишите его (оттенок, размер, как называется), подойдите и потрогайте, что при этом чувствуете.
Психически здоровый человек будет его гладить и вдыхать аромат.
При наличии отклонений цветок будет сорван. Отторжение, увядание, невзрачность свидетельствуют о заниженной самооценке и нераскрытом потенциале. Восхищение, фантастическая яркость, преувеличенные размеры — о завышенной самооценке и нарциссизме.
Ручей
Ручей в символдраме — отражение динамики внутренних психических процессов. Одновременно вода является животворящим началом, исцеляющим элементом.
Задание: гуляя по лугу, увидели ручей, опишите его, сможете ли пить из него, идите вдоль берега и рассказывайте всё, что происходит вокруг.
Любой контакт с водой свидетельствует о психически здоровом человеке. Если это ключ, бьющий из расщелины, сильна связь с кровными родственниками, особенно — с матерью.
Символдрама — не только одно из многочисленных направлений в психотерапии. Это увлекательное путешествие с мир собственного подсознания, которое расскажет много нового и интересного, о чём вы, возможно, даже не подозревали.
Символдрама как способ достучаться до бессознательного
Символдрама — это один из действенных методов краткосрочной психотерапии. По-другому методику, изобретённую немецким психоаналитиком Ханцкарлом Лёйнером, называют кататимно-имагинативной психотерапией.
Суть символдрамы заключается в чувственном переживании образов, то есть в работе с воображением. Посредством образов (символов) человек демонстрирует то, что спрятано в его подсознании — внутренние конфликты, фантазии, защитные механизмы, желания.
Техники символдрамы
Терапевтические мероприятия могут состоять из следующих приёмов:
Беседа
В зависимости от ситуации, она носит монологический, диалогический характер. Иногда клиент психолога занимается саморефлексией, читает собственный дневник.
Также в процессе беседы может быть задействована арт-терапия. Человек рисует картинку по мотивам образов, которые представлял на предыдущей сессии, и пережитых им эмоций.
Релаксация
Популярными являются упражнения аутотренинга Шульца:
Также психологи используют индукцию — просят клиента расслабиться.
Распространённой является и имагинация. Человек генерирует образ, который не представляет для него особой значимости — песчаный пляж, облако на горизонте.
Представление
Один из вариантов — поддерживающее сопровождение. Психотерапевт ненавязчиво координирует клиента, подталкивая его к необходимым образам.
Применяя ассоциативный метод, специалист крайне редко участвует в построении образов.
Метод, при котором психотерапевт настаивает на воспроизведении определённого образа, называется конфронтацией.
Что проясняет символдрама?
Доходчивые образы помогают клиенту психотерапевта установить скрытые (подсознательные) конфликты. Также ему становится понятно, какие инстинкты он подавляет. Помогает символдрама и в определении того, какие механизмы человек использует, чтобы защитить собственную психику.
Какие проблемы помогает решить символдрама?
Работа психотерапевта с использованием символдрамы способствует разрешению следующих задач:
Преимущества символдрамы
Данная психотерапевтическая методика имеет ряд неоспоримых достоинств:
Отсутствие сопротивления
Образам, всплывающим в голове, не страшны защитные механизмы. Эти символы преодолевают любые барьеры и рассказывают о том, что скрыто в подсознании.
Краткосрочная терапия
В отличие от классического психоанализа, занимающего до трёхсот сеансов, символдрама нуждается в 15-30 сессиях. Этот короткий, эмоционально насыщенный курс уже после пяти встреч иногда помогает снять напряжение, найти ответы на интересующие вопросы.
Универсальность
Спектр применения символдрамы довольно широк. Её используют в индивидуальной, групповой, парной (семейной) психотерапии. Ещё одно её достоинство — гармоничное и эффективное сочетание с классическим психоанализом.
Чтобы обеспечить нормальную работу психики, человеку необходимо хорошо отдыхать, избегать чрезмерного стресса, не накапливать негатив. Перезагрузиться, устранить негативные эмоции и сократить стресс помогает курс Викиум «Детоксикация мозга».
СИМВОЛДРАМА
При участии опытного клинического психолога клиники РОСА СИМВОЛДРАМА эффективно и в короткие сроки помогает справиться с неврозами, тревогой, психосоматическими симптомами, нарушениями сна и аппетита.
При участии опытного клинического психолога, психотерапевта СИМВОЛДРАМА эффективно и в короткие сроки помогает справиться с неврозами, тревогой, нарушениями сна, неприятными ощущениями в различных частях тела. Рекомендована лицам с симптомами невроза, родственникам пациентов психиатрического и наркологического профиля.
Символдрама это одна из психотерапевтических методик, направленных на глубинную проработку собственных неосознаваемых переживаний. Символдрама возникла на основе психоанализа, разработана известным немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером. Этот метод также называют кататимным переживанием образов, методом «сновидений наяву». Заключается он в представлении образов (мотивов), которые задает психотерапевт, исследовании этого образа, раскрытии бессознательного и последующем улучшении эмоционального и физического состояния. Так как основа большинства неврозов и неврозоподобных состояний это внутренний психологический конфликт (часто неосознаваемый), то символдрама, как психотерапевтический инструмент, позволяет выявлять, осознавать и разрешать эту проблему радикально, избавляя от разнообразной тревожно-депрессивной и психосоматической симптоматики.
В символдраме работая с образами клиент:
С какими проблемами работает символдрама?
Даже за 1-5 сеансов можно снять напряжение, решить внутриличностные конфликты, избавиться от психосоматических симптомов, таких как головные боли, головокружения, нарушения пищевого поведения, сексуальные нарушения, избавиться от страхов, фобий, депрессий. Техника прекрасно подходит для работы с детскими неврозами, семейными парами и личными психологическими травмами. Символдрама дает возможность заново пережить, проработать и принять свои противоречия и трудности, конфликты и обиды. Благодаря психотерапевтическому действию символдрамы часто даже неприятные и негативные переживания в образе имеют мощный психотерапевтический эффект.
В клинике РОСА символдрама проводится в индивидуальном и групповом формате. Символдрама — краткосрочный метод, так как в отличие от психоанализа, где требуется около 100 сеансов для изменений, в символдраме средняя продолжительность краткосрочного курса от 8 до 15 сеансов.
В клинике РОСА групповые занятия символдрамой проводит клинический психолог Митина Лариса Олеговна.
Полный курс составляет 10 сеансов. «Символдрама. Путь к себе.»
10 занятий символдрамой для того, чтобы измениться!
Объявляется набор желающих пройти курс психотерапии по методу символдрамы. Начало занятий очередной группы планируется на 18.00 19 декабря 2019 года. Длительность занятий 1,5 часа один раз в неделю по средам в 18.00. Группы набираются не больше 12 человек!
Противопоказания для занятий в группе: возраст менее 6 лет, низкий интеллект, эпилепсия, шизофрения в стадии обострения, психоз, грубые органические поражения нервной системы, активное воспаление.
По вопросам записи в группу обращайтесь к администраторам клиники РОСА. Для пациентов, проходящих стационарное лечение занятия бесплатные, для всех остальных — 2 000 рублей за занятие (при оплате за полный курс из 10 занятий — 16 000 рублей).
Символдрама
Что такое свободное фантазирование, зачем символдрама обращается к образам и метафорам и как это может помочь клиенту психотерапевта?
История
1948. Изучая теорию архетипов и коллективного бессознательного Карла Густава Юнга, его метод активного воображения, немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (Hanscarl Leuner, 1919–1996) предположил, что архетипический образ должен задействовать все психические силы человека, а конкретные детали, которыми этот образ мы наделяем, могут говорить о личных бессознательных переживаниях конкретного человека. Обобщив результаты своих наблюдений, Лёйнер описал основные принципы нового метода психотерапии. В России символдрама получила распространение во второй половине 1990-х годов после перевода книги Лёйнера «Кататимное переживание образов» (Эйдос, 1996) на русский язык.
Определение
Символдрама (греч. symbolon – «знак», drama – «действие») – одно из направлений аналитически ориентированной психотерапии. В основе метода – свободное фантазирование. Клиент рисует в воображении картину на заданную тему (мотив) и мысленно перемещается в нее, рассказывая психотерапевту о своих чувствах и ощущениях. Психотерапевт сопровождает его в этом путешествии. Он задает уточняющие вопросы или просит произвести определенные действия, что помогает выявить психологические механизмы защиты, разрешить бессознательные конфликты.
Принцип действия
Символдрама обращается к тем структурам психики, которые оперируют образами, эмоциями и символами. Луг, цветок, дерево, дом, ручей, гора… Стандартные образы, которые используются в символдраме сегодня, были выработаны Ханскарлом Лёйнером и его последователями в ходе долгой экспериментальной работы. Из наиболее часто возникающих мотивов именно они точнее всего отражают наше внутреннее психодинамическое состояние и в то же время оказывают терапевтическое действие. Кроме того, метафоричность выражения внутренних конфликтов значительно смягчает внутреннее сопротивление, которое, как правило, появляется во время психотерапевтической работы.
Читайте также
Ход работы
Клиент удобно устраивается в кресле или на кушетке, закрывает глаза и расслабляется. Психотерапевт предлагает ему представить определенный образ (мотив). Фантазируя, клиент рассказывает о том, что видит. А психотерапевт при необходимости направляет его воображение в соответствии со стратегией лечения. Символдрама может проводиться индивидуально, в группе или в форме семейной психотерапии. В этом случае один и тот же образ одновременно представляют все члены семьи. В конце сеанса клиент и терапевт обсуждают увиденное. В некоторых случаях специалист просит после окончания встречи нарисовать образ, чтобы помочь клиенту лучше его осмыслить, а на следующем сеансе проводит психодиагностику на основе рисунка.
Показания к применению
Символдрама лучше всего зарекомендовала себя при работе с фобиями, психосоматическими расстройствами, заиканием, нарушениями пищевого поведения. Метод может применяться с шестилетнего возраста как в сочетании с другими видами терапии, например психоанализом, так и самостоятельно.
Как долго? Сколько стоит?
Курс чаще всего состоит из 8–15 встреч, но иногда может занять значительно больше времени. Практика показывает, что оптимальная частота встреч с психотерапевтом – один-три раза в неделю. Делать этого чаще не рекомендуется. Так как метод оказывает глубокое эмоциональное воздействие, требуется время для осознавания пережитого во время сеанса опыта. Стоимость одной встречи от 1500 до 2500 рублей.
Шесть этапов развития ребенка в зеркале символдрамы
Метод символдрамы позволяет работать с глубинными, бессознательными переживаниями человека, которые берут начало из детства.
Многие клиенты, обратившиеся за помощью к психотерапевту, после сеанса гипноза могли вспомнить переживания и эмоции в раннем детском возрасте. Поэтому так важно, чтобы ребенок развивался правильно, без особых проблем проходя каждую стадию развития.
Метод символдрамы выделяет шесть стадий развития ребенка. Рассмотрим подробнее каждую из них.
С чего начинается развитие
Ребенок, находясь в утробе матери и в первые месяцы после рождения, представляет собой малую вселенную. Он отождествляет себя с целым миром. Я – мир. Я – одно целое с космосом. Ребенок еще не отделяет себя от матери, от окружающего мира.
Важно, чтобы в этот период мать все время находилась рядом с ним, чтобы малыш чувствовал, что он ей нужен, что мать переживает позитивные эмоции. А это зачастую бывает достаточно трудно: практически каждая роженица сталкивается с послеродовой депрессией. Семье необходимо в этот период оказывать матери поддержку, моральную и физическую.
Первая стадия – шизоидность
Шизоидность, в переводе с греческого языка, означает расщепление, разъединение. Ребенок начинает отделять себя от матери и окружающего мира: вот я – а вот мама. Умение различать и определять ощущения и эмоции – главный движущий фактор этой стадии развития. Ребенок пока еще полностью управляет матерью, для него очень важен тактильный и эмоциональный контакт.
Если такого контакта не хватает, по разного рода причинам, ребенок заменяет мать игрушками, развивается интеллектуально. Природа компенсирует нехватку матери развитием интеллекта. Но это не значит, что мать ради того, чтобы ребенок рос интеллектуалом, должна надолго оставлять его одного. Личность, в которой преобладает шизоидность, достаточно авторитарна, без эмоционального тепла.
Вторая стадия – депрессивная
В депрессивной фазе развития ребенку хочется опять воссоединиться с матерью, стать с ней одним целым. Ему необходимо, чтобы его окружающий мир был постоянен. Мать рядом, вокруг одни и те же люди, чье поведение практически неизменно.
Эмоциональная теплота играет такую же важную роль, как и на предыдущих стадиях развития. И это неудивительно: любому малышу нужна материнская любовь, радость, теплота.
Постоянство также выражается в наличии определенного ритма в жизни ребенка. Прогулки, питание, сон, купание – все в соответствии со строгим распорядком дня. Если что-то идет не так, малыш уже чувствует страх, тревогу, стабильность его мира нарушается.
Важный момент этой стадии – ребенок учится воспринимать этот мир глазами.
Третья стадия – анальная
Эта стадия развития идет примерно с одного года до трех лет. Ребенок умеет стоять на ногах, ориентируется в пространстве, знает, где верх-низ. Продолжает формироваться система «хорошо-плохо». Ребенок учится различать хорошее и плохое. Осваивает горшок, и физиологические процессы вызывают неподдельное удивление.
На этой стадии развития ребенка приучают к опрятности и порядку. Главное здесь – не переборщить. Перехваливать и слишком ругать не надо, важно соблюдать золотую середину. Будете ругать сильно – получите зажатого, вечно испуганного ребенка, будете перехваливать – есть опасность, что содержимое горшка, например, окажется размазанным по полу.
Важный момент в этой стадии – ребенок осваивает говорение, учится себя контролировать и манипулировать окружающими, понимает, что такое запрет и наказание.
Четвертая стадия – эдипальная
Данная стадия развития длится примерно от трех до шести лет. У ребенка резко появляется интерес к гениталиям, он уже понимает, что есть мальчики и девочки. В эмоциональной жизни появляется разнообразие, возникают новые чувства, фантазии.
Наверняка, многие сталкивались с наивными и такими милыми утверждениями своих детей – «мам, когда я вырасту, я на тебе женюсь» (и наоборот, если ребенок – девочка).
Пятая стадия – латентная
Эта стадия проходит с семи до двенадцати лет. Ребенок становится более самостоятельным, взрослеет, развивается его память, интеллект.
На этой стадии у детей происходит своеобразная проверка реальности и себя, они стремятся испытать сильные ощущения. Ребенок все ставит под сомнение, даже слова родителей. Главный вопрос, который он задает себе – а так ли это на самом деле? Появляются признаки шизоидной стадии развития: определяется система ценностей, что хорошо, а что – плохо.
Родители постепенно отходят на второй план, ребенок стремится завоевать авторитет среди сверстников.
Шестая стадия – пубертат
На этой стадии развития ребенок (уже подросток) полностью отделяется от родителей. Идет гормональная перестройка организма, характерны эмоциональные срывы, агрессия, все чаще возникает желание побыть одному. Увеличивается внимание к своей внешности, а вот интерес к учебе, напротив, пропадает. Но это может быть связано еще и с быстрой утомляемостью, головной болью.
Важно дать ребенку в этот период право на ошибку, быть к нему снисходительным и терпеливым, не потерять его доверие.
Каждая из этих стадий влияет на формирование личности ребенка, важно, чтобы родители всегда были рядом, на каждой из этих стадий развития, старались правильно понять и принять ребенка.
Преподаватели
80% доктора и кандидаты наук с практическим опытом работы.
Электронная библиотека
Московский диплом
100% онлайн-обучение
Скидки и льготы
Рассрочка
Преподаватели
– Помогают разобраться с заданиями
– Ответят на вопросы
Электронная библиотека
– Более 3000 видео-лекций (вебинаров)
– Библиотека постоянно пополняется
– Все можно скачать и распечатать
Московский диплом
100% он-лайн обучение
Скидки и льготы
Для пенсионеров – 10%
Льготным категориям – дополнительные скидки
Рассрочка оплаты
Преподаватели
– Помогают разобраться с заданиями
– Ответят на вопросы
Электронная библиотека
– Более 3000 видео-лекций (вебинаров)
– Библиотека постоянно пополняется
– Все можно скачать и распечатать
Московский диплом
100% он-лайн обучение
Скидки и льготы
Для пенсионеров – 10%
Льготным категориям – дополнительные скидки
Рассрочка оплаты
Ваша заявка принята, мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Документы
Сертификаты и лицензии
Преподаватели
Стаж научной и практической работы – с 2003 года
Стаж научной и практической работы – с 1989 года
Стаж научной и практической работы – с 2000 года
Стаж научной и практической работы – с 2016 года
Стаж научной и практической работы – с 2000 года
Стаж научной и практической работы – с 2004 года
Стаж научной и практической работы – с 2013 года
Стаж научной и практической работы – с 2012 года
Стаж научной и практической работы – с 2010 года
Стаж научной и практической работы – с 2014 года
Стаж научной и практической работы – с 2012 года
Стаж научной и практической работы – 28 лет.
Научно-педагогический стаж: 15 лет.
Стаж научной и практической работы – 11 лет.
Стаж научной и практической работы – 10 лет.
Стаж научной и практической работы – 23 года.
Стаж научной и практической работы – 22 года.
Стаж научной и практической работы – с 1979 года
Стаж научной и практической работы – с 2012 года
Стаж научной и практической работы – с 2002 года, в системе образования с 2008 года
Стаж научной и практической работы – с 2010 года
Отзывы о НАДПО
Важные вопросы
Программа профессиональной переподготовки позволяет освоить новую профессию на базе уже имеющегося образования.
Программы профпереподготовки учитывают профессиональные стандарты, квалификационные требования к соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, и направлены на формирование профессиональных компетенций для практической работы.
По окончании программы профессиональной переподготовки Вы получаете диплом, подтверждающий получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
К освоению программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Иностранные граждане предоставляют следующие документы: