в какой форме написана повесть капитанская дочка
«Капитанская дочка» (А. Пушкин)
Цитата: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!».
История создания
С 1832 г. Пушкин активно работал над историей восстания Емельяна Пугачёва. Он обращался к архивам, собирал редкие документы и материалы, чтобы увидеть объективную картину восстания. В 1833 г. Пушкин написал «Историю Пугачёвского бунта». Однако результаты работы не вполне удовлетворили его.
При выборе сюжета автор колебался: его интересовали два реальных лица, о которых он узнал из архивов. Один — дворянин, перешедший на сторону Пугачёва. Другой — дворянин, бежавший из пугачёвского плена и присоединившийся к усмирителям восстания. Замысел сложно трансформировался, и в результате в «Капитанской дочке» — два героя-дворянина: благородный Гринёв и подлый Швабрин.
Образ Маши Мироновой полностью вымышленный.
Проблематика:
Смысл названия: главным героем «Капитанской дочки» является Пётр Гринёв, а название всё же отсылает нас к Маше Мироновой. Почему? Наверное, здесь стоит снова вспомнить эпиграф («Береги честь смолоду»).
Несмотря на то, что Машу в романе называют то «дурочкой», то «трусихой», она являет собой пример непоколебимой чести и незыблемого достоинства.
Идти за Гринёва без благословения родителей плохо — и Маша отказывается от привлекательного предложения.
Белгорскую крепость захватывают пугачёвцы — Маша, несмотря на свой страх, готова защищать крепость до конца.
И, наконец, неслыханный поступок капитанской дочки — обращение к императрице с просьбой помиловать жениха. Это кажется немыслимой дерзостью, но Маша уверена: правда восторжествует.
Капитанская дочка Маша Миронова ничем не опорочила свою честь. Возможно, она иногда выглядит несколько наивной. И тем не менее именно Мария Миронова воплощает в этом произведении идеал автора. Отсюда и название — «Капитанская дочка».
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: повесть (социально-исторический роман).
Жанровые особенности: в «Капитанской дочке» мы можем найти черты как повести, так и романа. Да и сам автор называл «Капитанскую дочку» то повестью, то историческим романом.
Пушкин выбрал для своего произведения форму семейных записок: главный герой Пётр Гринёв пишет воспоминания для внуков. При этом в «Капитанской дочке» описан не только семейный быт, но и значимые исторические события, поэтому можно сказать, что это социально-исторический роман.
Время и место действия: действие происходит в Симбирске и Оренбурге во время крестьянских войн (1773-1775).
Действующие лица
Краткое содержание
Рассказчик в «Капитанской дочке» — зрелый Пётр Андреевич Гринёв, который хочет поделиться с потомками историей о встречах с Емельяном Пугачёвым, предводителем крестьянского восстания.
Пётр родился в небогатой дворянской семье, образование получил домашнее, в юные годы развлекался и ожидал, когда его направят в Петербург, ведь ещё до рождения был записан сержантом в полк.
Но отец Петра решает научить сына жизни и направляет 17-летнего Гринёва в Оренбургскую крепость. Главный завет Гринёва-сташего — «береги честь смолоду». Воспитатель Савельич отправляется вместе со своим подопечным.
Подъезжая к Оренбургу, Гринёв и Савельич сбиваются с дороги. Им помогает незнакомец, которого Петруша в благодарность угощает вином и снабжает заячьим тулупом.
Пришёл октябрь 1773 г. Комендант Белогорской крепости получает письмо, из которого узнаёт об опасности. Донской казак Емельян Пугачёв выдаёт себя за императора Петра III, собрал войско и даже уже захватил несколько крепостей. Белогорская крепость готовится дать Пугачёву отпор. Иван Кузьмич хочет отправить Машу в Оренбург, но не успевает: войско Пугачёва захватывает крепость, жители деревни оказывают бунтовщикам помощь. Все служащие — в плену, они должны принести Пугачёву присягу или умереть. Миронов и его жена казнены, а Гринёв, несмотря на публичный отказ присягать, отпущен. Эту тайну Петру объясняет Савельич: оказывается, Пугачёв — это и есть тот незнакомец, которому Пётр Гринёв пожаловал заячий тулуп.
Гринёв уезжает, но в Белогорской крепости остаётся Маша. Она больна, и местная попадья выдаёт девушку за свою племянницу. В крепости новый комендант — Швабрин, присягнувший Пугачёву на верность. Гринёв ищет помощи в Оренбурге, но тщетно. Тем временем он получает от Маши письмо, в котором девушка рассказывает о своём сложном положении. Швабрин вынуждает её выйти за него замуж, а если она откажет — грозит рассказать пугачёвцам, что Мария — дочь покойного коменданта. Гринёв и Савельич едут выручать девушку, но по дороге попадают в плен к Пугачёву. Пётр Андреевич честно рассказывает Пугачёву обо всём, и неожиданно самозванец решает вступиться за сироту Машу.
В крепости Швабрин сообщает Пугачёву, что Маша — капитанская дочка, но Пугачёв всё равно освобождает девушку. Пётр Гринёв отвозит Машу к своей семье, а сам возвращается в армию. Восстание подавлено, Пугачёв арестован, но и сам Гринёв попадает под арест: Швабрин лжесвидетельствует, уверяя, что Пётр Гринёв — шпион Пугачёва. Гринёва судят и приговаривают к вечной ссылке в Сибирь. Маша Миронова решает действовать самостоятельно. Она отправляется к императрице, рассказывает ей всё и добивается помилования Петра. На каторгу отправляется Швабрин. А Маша и Пётр женятся и счастливо живут.
Экранизации
«Гвардии сержант» (СССР, 1928); «Волга в огне» (Франция, 1934); «Капитанская дочка» (Италия, 1947); «Буря» (Италия, 1958); «Капитанская дочка» (СССР, 1958); «Капитанская дочка» (СССР, 1978, телеспектакль); «Русский бунт» (Россия, 2000); «Капитанская дочка» (Россия, 2005, мультфильм).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Почему повесть называется «Капитанская дочка»?
Ответ. Мария Миронова, дочь погибшего русского офицера, оказывается носительницей высокой нравственности и чести. Она отказывается присягать Пугачёву и выходить замуж по принуждению. За это Маша Миронова вознаграждена поддержкой императрицы Екатерины II.
За кого не хотела выходить замуж Маша Миронова?
Ответ. Маша Миронова отказывалась от брака с Алексеем Швабриным. При этом Швабрин пытался принудить Машу Миронову к браку, шантажируя девушку. Машу спасло лишь вмешательство Емельяна Пугачёва.
Тест по литературе «Капитанская дочка».
по литературе (тест)
Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.
1.Жанр произведения «Капитанская дочка».
Б. Историческая хроника
В. Историческая повесть
2.В каком веке происходит действие повести « Капитанская дочка»?
А. В 17 веке В. В 16 веке
Б. В 18 веке Г. В начале 19 века
3.Отметить пункты, в которых происходит действие повести «Капитанская дочка».
А. С-Петербург Г. Белогорская крепость
Б. Татищевая крепость Д. Оренбург
В. Казань Е. Симбирск
4. Имя какого царя присвоил себе Емельян Пугачёв?
А. Пётр I Б. Пётр III В. Павел I Г. Иван IV
5.Произведение « Капитанская дочка » написано в форме.
А. Рассказа Петра Гринёва автору
Б. Мемуаров Петра Гринёва
В. Рассказа Марьи Ивановны
6. Соотнести имена и отчества так, чтобы получились верные сочетания для персонажей
произведения: Василиса Андреевич
7.Назвать узловые моменты повести. А. Детство Гринёва
В. Казнь капитана Миронова и спасение Гринёва
Г. Разговоры Гринёва и Савельича Д. Встреча Маши и императрицы
8.Кто из героев произведения поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги.
А. Капитан Миронов Б. Пугачёв В. Гринев
9.Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:
А. Зурина Б. Пугачёва В. Швабрина
А. «Суд» Б. «Арест» В. «Приступ» Г. «Незваный гость» Д. «Мятежная слобода»
12. Отметить, как соотносятся эпиграфы и содержание глав в повести. А. Эпиграф предваряет появление героя
Б. Эпиграф раскрывает содержание главы В. Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы
Уровень 2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял и научился применять новые знания.
2.Соотнести качества личности Пугачёва с эпизодами, в которых они проявляются.
1) Ум, сметливость А) Освобождение Гринёва
2) Широта натуры Б) Буран
3) Чувство благодарности В) Сцена суда Пугачёва
4) Смелость, отвага Г) Освобождение Маши Мироновой
5) Наивность, слабость к лести Д) Сказка старой калмычки
6) Свободолюбие Е) Взятие Белогорской крепости
7) Жестокость Ж) Сцена разговора Гринёва с Пугачёвым в
3. Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема милосердия.
А. Екатерина – Маша Миронова
4. В раскрытии образа Пугачёва особую роль играет. А. Сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике Б. Фольклор (песни, сказки, пословицы и поговорки) В. Сцена на военном совете
А. Ирония Б. Иносказание В. Сатира
6. Каким показан в произведении Савельич? А. Забитым, безгласным крепостным Б. Послушным, рабски преданным своим господам В. Глубоким, наделённым чувством собственного достоинства Г. Любящим, заботливым помощником и советчиком. 7.
7. Отметить верное суждение о роли вставных элементов. А. Они помогают раскрыть характеры героев
Б. Они предопределяют участь героев
В. Они придают занимательность сюжету
Г. Они стилизуют повесть под документ 18 века
по литературе (тест)
Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.
1. Отметить верное суждение.
2. Отметить, в какой период происходит действие повести «Капитанская дочка»?
А. В начале 18 века В. В середине 19 века
Б. В середине 18 века Г. В конце 18 века
3. Каков эпиграф к произведению «Капитанская дочка».
Б. «Береги честь смолоду»
В. «Незваный гость хуже татарина»
4. Отметить главное место действия в повести «Капитанская дочка».
Б. Бердская слобода
В Белогорская крепость
Г. Симбирская губерния
Д. Оренбургская губерния
5. Отметить, от чьего лица ведётся повествование.
А. Автора В. Андрея Петровича Гринёва
Б. Петра Андреевича Гринёва Г. Нескольких персонажей
6.Отметить исторических лиц, упоминаемых в повести.
А. Пугачев В. князь Голицын Д. Екатерина I
Б. граф Миних Г. Григорий Орлов Е. Екатерина II
7.Отметить воинское звание Петра Гринёва.
А. Корнет В. Прапорщик
Б. Поручик Г. Сержант
8.В произведении ближе всех к народу по своему имущественному положению
культурному уровню, взглядам на жизнь, на людей.
А. Семья Петра Гринёва
Б. Семья капитана Миронова
9. Укажите название главы, в которой происходит знакомство Петра Гринёва с Пугачёвым. А) «Сержант гвардии» В) «Пугачёвщина» Б) «Незваный гость» Г) «Вожатый»
10. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт,бессмысленный и беспощадный. »? А) Автору В) Савельичу Б) Екатерине II Г) Петру Гринёву
11. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. »
А. Маши Мироновой Б. Василисы Егоровны В. Екатерины II Г.Анны Власьевны
А. Гринёва Б. Пугачёва В. Швабрина
Уровень 2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял и научился применять новые знания.
2.Соотнести мотивы поведения с персонажами в их отношениях с Пугачёвым
А. Гринёв Б. Швабрин
1) трусость, 2)страх, 3) честность, 4) коварство, 5) презрение, 6) уважение, 7)честь
3.Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема чести и достоинства.
В. Гринёв – Савельич
4. Отметить верную интерпретацию смысла фразы капитана Миронова: «Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да коли успеешь, надень на Машу сарафан».
А. Да коли успеешь, надень на Машу сарафан.
Б. Да коли успеешь, надень на Машу всё самое лучшее.
В. Да коли успеешь, одень Машу как крестьянку.
5. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.
1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца
2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше
3) детство Петруши в родовом имении
4) знакомство Гринёва с главной героиней романа
6. Какие черты русского национального характера показаны А.С. Пушкиным в образе Пугачёва? А. Ум, сметливость В. Удальство, широта натуры Б. Лень, бездеятельность Г. Память на добро, благодарность
7. С какой целью в роман вводится сон Петруши? А. Характеризует Гринёва Б. Предвещает развитие отношений двух персонажей
В. Характеризует Пугачёва Г. Подчёркивает кровожадность Пугачёва.
1. Верный ответ: В Оценка – 1 балл
3. Верные ответы: А, В, Г, Д, Е Оценка – 1 балл
4. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл
5. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл
6. Верные соотношения: Оценка – 1 балл
7. Верные ответы: Б, В, Д Оценка – 1 балл
8. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл
9. Верный ответ: А Оценка – 1 балл
10. Верный ответ: В Оценка – 1 балл
11. Верный ответ: Д Оценка – 1 балл
12. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл
1. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла
2. Верные соотношения: Оценка – 3 балла
1. Б (за 6-7 правильных сочетаний)
2. Г Оценка – 2 балла
3. А (за 4-5 правильных сочетаний)
4. Е Оценка – 1 балл
5. Ж (за 2-3 правильных сочетания)
3. Верные ответы: А, В Оценка – 2 балла 4. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 5.Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 6. Верный ответ: Г Оценка – 2 балла 7. Верные ответы: А, Б Оценка – 2 балла 8. Пушкину важно было раскрыть характер Пугачева как художественный образ, что требовало другого подхода к историческим событиям. Верный ответ на этот вопрос оценивается от 1 до 3 баллов
8. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл
9. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл
10. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл
11. Верный ответ: В Оценка – 1 балл
12. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл
1. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 2. Верные соотношения: Оценка – 2 балла
1. В (по 1 баллу за каждое правильное сочетание)
4. Б 6. Верные ответы: А, В, Г Оценка – 2 балла
7. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 8. Жанры устного народного творчества, используемые в повести А.С.Пушкина: сказка, песни, пословицы и поговорки. Сказка демонстрирует ум, свободолюбие Пугачева, выражает авторскую позицию. Песни воссоздают историческую обстановку. Поговорки и пословицы служат для речевой характеристики персонажей. Верный ответ на этот вопрос оценивается от 1 до 3 баллов
Итоговая оценка работы
Тема не усвоена (« 2 »)
От 15 до 20 баллов
Тема усвоена удовлетворительно (« 3 »)
От 21 до 26 баллов
Тема усвоена хорошо (« 4 »)
От 27 до 30 баллов
Тема усвоена полностью (« 5 »)
Тема усвоена отлично (« 5 »)
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-047272
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
ВШЭ перейдет на удаленку до конца года
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Анализ «Капитанская дочка» Пушкин
Всего получено оценок: 4677.
Всего получено оценок: 4677.
События повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят на фоне восстания Емельяна Пугачева. Повествование ведется от лица главного героя, Петра Гринева, который был участником тех событий и сумел сохранить честь и мужество настоящего офицера, пройдя через суровое жизненное испытание. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения «Капитанская дочка» по плану. Данный материал может быть использован для работы на уроках литературы в 8 классе и при подготовке к ЕГЭ.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Капитанская дочка.
Год написания – 1833–1836 гг.
История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов у него возникла идея создания художественного произведения.
Тема – Основной темой «Капитанской дочки» является нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют тема любви и тема воспитания.
Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведёт рассказ о пугачевском восстании.
Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.
Направление – Реализм и романтизм.
История создания
История создания «Капитанской дочки имеет много мотивов, некоторые из них писатель почерпнул из романов Вальтера Скотта, в произведениях которого присутствовали исторические факты. Поэт много изучал историю российского государства, и большой интерес у него вызывала фигура Емельяна Пугачева. Пушкин собирал исторические факты, вёл разговоры с участниками событий пугачёвского бунта. Изначально его решением было создание документального исторического произведения. Писателем было собрано много материала, и ему пришла в голову мысль о написании художественного повествования, где более ярко был выражен образ Пугачёва. Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, окончательный год написания повести – 1836.
Анализ произведения «Капитанская дочка» требует раскрытия основной мысли данного повествования. Основная мысль данного произведения вынесена в эпиграф: “Береги честь смолоду”.
Наряду с этой мыслью явно звучит ещё одна. Любая власть действует на подавление личности, используя жёсткий режим. Писатель приходит к мнению: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы «Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.
Дело в том, что смысл названия «Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринёва, ради неё он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гринёвым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте со Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить её жизнь.
Пугачёв, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринёва, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.
Благодаря проснувшемуся в нём чувству любви Гринев смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачёву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.
Швабрин же с его бездуховностью и мелочным подлым характером не сумел выдержать испытания и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.
Композиция
Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. С помощью различных выразительных художественных средств излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.
В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря, между которыми идёт война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачёв, а во главе дворян – Екатерина Вторая.
Методом контраста великий русский писатель дает отчётливо понять, что на самом деле представляют собой эти противоборствующие силы. Огромное значение в повести имеют пейзажи. Нарисованные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.
Сопоставляя все приведённые факты анализа, можно сделать вывод, что нравственная зрелость человека приходит через испытания, которым подвергается герой, его убеждения. Многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек. Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.
Разбираясь в том, чему учит это произведение, начинаешь понимать, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твёрдые убеждения и сильная воля дают возможность сделать правильный нравственный выбор.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Капитанской дочки», а для основных подготовили отдельные страницы:
Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.
Некоторые из них пришли к выводу, что автор в своем художественном произведении, смог придать достоверную историческую окраску, приводя непоправимые факты событий той эпохи.
Современники поэта были убеждены, что его книга, отображающая реальные события, относится к направлению реализм, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачёв, придают ему характеристику романтизма.
И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.