в какой форме глагола можно определить род
Как определить род глагола?
Род глагола в форме единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения определим по окончанию, задав один из вопросов к рассматриваемому слову: что сделал? что сделала? что сделало?
Род — это грамматическая категория, которой обладают слова многих частей речи. Например, у изменяемых существительных можно определить род, подобрав к ним определения в виде местоимений или прилагательных, например:
Небо над головой почернело от свинцовых туч и стало как будто ниже.
Значит, слово «небо» обладает категорией среднего рода, так как сочетается с местоимением и прилагательными такого же рода.
Род глаголов
Категорией рода обладают и глаголы, но не все. Этот непостоянный грамматический признак возможен у глаголов в форме единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения или у глаголов в форме условного наклонения, которые по форме схожи (хотел — хотел бы).
Научимся определять род глагола. В приведенном выше примере есть глагол «почернело». Зададим к нему вопрос:
небо (что сделало?) почернело.
Этот вопрос помог нам понять, что действие уже совершилось, произошло до момента речи о нём. Значит, это глагол в форме прошедшего времени, о чем нам подскажет не только заданный вопрос, но и типичный формообразующий суффикс -л- в морфемном составе рассматриваемого слова:
Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам, например:
Как видим, существительные и глаголы в форме прошедшего времени согласуются в роде и числе.
Вопросы что сделал? что сделало? что сделало? помогут установить форму рода любого глагола прошедшего времени. Запомним, что в форме множественного числа глагола прошедшего времени (почернели) род не определяется, то есть слова этой части речи изменяются по родам только в форме единственного числа, например:
Сравнив родовые формы одного и того же глагола, выясним, что у слов этой части речи
Вывод
Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа поможет определить родовое окончание:
Род глаголов в русском языке: как определить форму
Глаголы играют немаловажную роль в русском языке. В нашей речи практически нет предложений, где бы не встречались такие слова.
Род глаголов – морфологический признак, характеризующий эту часть речи, наряду с другими постоянными и непостоянными признаками, такими как время, вид, наклонение, залог, возвратность, число и др.
В данной статье мы рассмотрим некоторые изменяемые признаки глаголов, особенно те, у которых определяется род.
В каких формах можно выделить
Изменяющаяся категория под названием род (сокращённо – р.) выполняет три основных функции:
Непостоянность категории выражается в том, что она проявляется не во всех формах глагола.
Вспомним известные формы времени:
Для наст. и буд. времён характерно спряжение – изменение по лицам и числам (единственное число – ед. ч., и множественное – мн. ч.). Ну а категории, которые характерны для прошедшего времени глаголов – это число и род. Последняя определяется исключительно в ед.ч. и прош.вр. Пример на таблице 1:
Изменение глаголов прошедшего времени
Мы уже знаем, какие формы глаголов обладают категорией рода. Теперь важно научиться их образовывать и выделять окончания.
Процесс формирования происходит следующим образом. Суффикс «-л-» подставляется вместо «-ть» или «-ти» у глагола начальной формы (инфинитива). В итоге, у слова остаётся основа, меняется суффикс и добавляется окончание.
Преобразование инфинитива
Внимание! В некоторых случаях, после образования гл. прош. вр., суффикс «-л-» может отсутствовать: сжечь – сжёг, стеречь – стерёг, везти – вёз, нести – нёс. А возвратные формы глаг. имеют постфиксы «-сь» и «-ся», которые прибавляются после окончаний.
На табл. 2 видны изменения в столбцах М.р., Ж.р. и С.р.: присутствуют окончания [ ], «-а», «-о», показывающие принадлежность к одному из родов.
Проверить их образование можно задавая вопросы что «делала? что делал? что сделало?» и т.п. к связанным по смыслу существительным или местоимениям.
Последний пример доказывает, что определить род глагола во множественном числе невозможно, так как в данной форме слово обозначает действие нескольких лиц или предметов. Любое из слов будет иметь окончание «-и» (волки выли, вьюги выли).
Только в прош. вр., ед. ч., изъявительного наклонения мы сможем точно сказать, что:
Алгоритм определения рода глаголов
На примерах ниже рассмотрим, как по окончаниям глаголов можно определить род.
Первый способ
Если заданные слова находятся в тексте упражнения:
Второй способ
Если категорию рода нужно определить самостоятельно, предварительно поставив гл. в прош. врем. Например, когда дано предложение:
Здесь поможет метод образования глаг. в прош. вр. из его начальной формы. Зададим вопрос к связанному слову:
Невестка (что сделала?) – попросила.
В полученном слове окончание «-а», значит – это ж.р.
В статье был рассмотрен важный признак глагола – категория рода. Для его изучения потребовалось вспомнить и о других формах: о временах действия, о числах. Теперь известно, какие окончания в прошедшем вр., как образуются такие формы слова, какие есть закономерности и др.
И если когда-нибудь снова потребуется определить в упражнении род глагола – возвращайтесь для восполнения знаний!
Род глагола — как определить?
Род глагола в форме единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения определим по окончанию, задав один из вопросов к рассматриваемому слову: что сделал? что сделала? что сделало?
Род — это грамматическая категория, которой обладают слова многих частей речи. Например, у изменяемых существительных можно определить род, подобрав к ним определения в виде местоимений или прилагательных, например:
Небо над головой почернело от свинцовых туч и стало как будто ниже.
Значит, слово «небо» обладает категорией среднего рода, так как сочетается с местоимением и прилагательными такого же рода.
Род глаголов
Категорией рода обладают и глаголы, но не все. Этот непостоянный грамматический признак возможен у глаголов в форме единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения или у глаголов в форме условного наклонения, которые по форме схожи (хотел — хотел бы).
Научимся определять род глагола. В приведенном выше примере есть глагол «почернело». Зададим к нему вопрос:
небо (что сделало?) почернело.
Этот вопрос помог нам понять, что действие уже совершилось, произошло до момента речи о нём. Значит, это глагол в форме прошедшего времени, о чем нам подскажет не только заданный вопрос, но и типичный формообразующий суффикс -л- в морфемном составе рассматриваемого слова:
почерне-ть — по черн е л о (приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание).
Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам, например:
Как видим, существительные и глаголы в форме прошедшего времени согласуются в роде и числе.
Вопросы что сделал? что сделало? что сделало? помогут установить форму рода любого глагола прошедшего времени. Запомним, что в форме множественного числа глагола прошедшего времени (почернели) род не определяется, то есть слова этой части речи изменяются по родам только в форме единственного числа, например:
Сравнив родовые формы одного и того же глагола, выясним, что у слов этой части речи
Вывод
Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа поможет определить родовое окончание:
По сходной теме узнаем, как определить окончание у глагола.
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 61. Род глаголов в прошедшем времени
Вопросы, рассматриваемые на уроке
Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.
Глагол в форме прошедшего времени обозначает действие предмета до момента речи, которое совершалось в прошлом. Отвечает на вопросы что делал? что делала? что делало? что делали? что сделал? что сделала? что сделало? что сделали?
Род глагола прошедшего времени. В единственном числе прошедшего времени глагол стоит в форме мужского, женского или среднего рода. Чтобы определить род глагола, надо задать вопрос. Глагол мужского рода отвечает на вопрос что делал? что сделал? Глагол женского рода отвечает на вопрос что делала? что сделала? Глагол среднего рода отвечает на вопрос что делало? что сделало?
Например: рисовал – м.р., рисовала – ж.р., рисовало – ср.р.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Русский язык 70. Времена глаголов в русском языке — Шишкина школа
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В устной и письменной речи мы часто используем глаголы прошедшего времени. Попробуйте изменить глагол прошедшего времени по лицам.
Окончания глаголов не изменились. Какой вывод можно сделать? Изменяются ли глаголы прошедшего времени по лицам?
Правильно. Не изменяются.
Вспомните местоимения 3 лица единственного числа. Это местоимения он, она, оно.
Понаблюдайте, как изменится глагол прошедшего времени, если использовать местоимения он, она, оно:
Он (космический корабль) летел, кружил.
Она (ракета) летела, кружила.
Оно (облако дыма) летело, кружило.
Мы можем сделать вывод: глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
Обратите внимание на окончания глаголов прошедшего времени. Подсказкой окончания может служить само местоимение и вопрос:
В какой форме глагола можно определить род
Глагол – это часть речи, которая обозначает ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТА и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?
В предложении глагол обычно является сказуемым.
Неопределённая форма глагола
Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола.
В словарях глаголы даны в неопределенной форме.
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать? и имеют суффиксы – ТЬ и –ТИ: спрашивать – спросить; приносить – принести; расти – вырасти.
Неопределённая форма не указывает на время и число глагола.
Вид глаголов
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного вида обозначают действия в течении, ещё не совершенное, и отвечают на вопрос что делать?: писать, читать, рассказывать.
Глаголы совершенного вида обозначают действие, которое уже совершенно, и отвечают на вопрос что сделать?: написать, прочитать, рассказать.
Спряжение глаголов
Спряжение – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
Лицо и число глагола определяются по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию: Вы пойдёте – 2-е лицо, единственное число, я –читаю – 1-е лицо, единственное число.
Существует два спряжения. У глаголов одного и того же спряжения ударных и безударные окончания одинаковые.
Личные окончания глаголов I спряжения
Лицо | Окончания | Примеры | ||
Ед. ч. | Мн.ч | Ед. ч. | Мн.ч | |
1-е | -у(-ю) | -ем (-ём) | Иду, узнаю | Идём, узнаём |
2-е | -ешь (-ёшь) | -ете (-ёте) | Идёшь, узнаёшь | Идёте, узнаёте |
3-е | -ет (-ёт) | -ут (-ют) | Идёт, узнаёт | Идут, узнают |
Личные окончания глаголов II спряжения
Лицо | Окончания | Примеры | ||
Ед. ч. | Мн.ч | Ед. ч. | Мн.ч | |
1-е | -у(-ю) | -им | Горю, научу | Горим, научим |
2-е | -ишь | -ите | Горишь, научишь | Горите, научите |
3-е | -ит | -ат (-ят) | Горит, научит | Горят, научат |
Спряжение глагола с ударным окончанием определяют по окончанию.
Спряжение глаголов с безударным окончанием определяют по неопределённой форме.
Особенности спряжения глаголов будущего времени
Число | Лицо | При употреблении одного глагола | При употреблении двух глаголов |
Единственное | 1-е | (Что сделаю?) Помогу, наклею | Единственное 1-е (Что сделаю?) Помогу, наклею (Что буду делать?) Буду помогать, буду клеить |
2-е | (Что сделаешь?) Поможешь, наклеишь (Что будешь делать?) Будешь помогать, будешь клеить | (Что сделаешь?) Поможешь, наклеишь (Что будешь делать?) Будешь помогать, будешь клеить | |
3-е | (Что сделает?) Поможет, наклеит | (Что будет делать?) Будет помогать, будет клеить | |
Множественное | 1-е | (Что сделаем?) Поможем, наклеим | (Что будем делать?) Будем помогать, будем клеить |
2-е | (Что сделаете?) Поможете, наклеите | (Что будете делать?)Будете помогать, будете клеить | |
3-е | (Что сделают?) Помогут, наклеят | (Что будут делать?) Будут помогать, будут клеить |
Если в будущем времени употребляют два глагола, то при спряжении изменяется только окончание глагола буду.
Разноспрягаемые глаголы
Разноспрягаемыми называются глаголы, которые спрягаются то по I, то по II спряжению: хотеть (хочешь, хочет – по I спряжению; хотим, хотите, хотят – по II спряжению).
Правописание глаголов в прошедшем времени
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом – Л пишется та же гласная, что и перед суффиксом – ТЬ в неопределённой форме: строить – строил.
НЕ с глаголами
Частица НЕ придаёт глаголам отрицательный смысл и пишется с ними раздельно: не видит, не строить.
Исключение составляют случаи, когда глаголы не употребляются без НЕ: негодовать, недоумевал, нездоровится.
Морфологический разбор глагола
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределенная форма).
2. Постоянные признаки:
а) вид,
б) спряжение,
в) переходность.
3. Непостоянные признаки:
а) наклонение,
б) число,
в) время (если есть),
г) число (если есть),
д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
4 класс. Морфологический разбор (образец):
1. Цветёт – глагол (что делает?), обозначает действие.
2. Н.ф. – цвести; пост.: несов.в., I спр.; непост.: в ед.ч., в наст.вр., в 3-м л.
Проверь себя, выполнив тест.
1. Что обозначает глагол?
2) Признак предмета.
3) Действие предмета.
2. На какие вопросы отвечает глагол?
2) Какой? какая? какое? какие?
3) Что делает? что сделал? что будет делать?
3. Каким членом предложения выступает глагол?
2) Второстепенным членом.
4. Изменяется ли глагол по числам?
5. Сколько временных форм имеют глаголы?
6. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме.
1) прошедшего времени;
2) настоящего времени;
3) будущего времени.
7. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
1) Что делает? что делают?
2) Что сделает? что будет делать?
3) Что делал? что делали?
8. Выбери глаголы будущего времени.
1) пробежала 3) прилетит 5) запищат
2) воркует 4) напишу 6) сфотографирует
9. Один ученик считает, что глаголы расправили, выполз, проснулась, пригрело, имеют форму прошедшего времени. Другой ученик говорит, что это глаголы будущего времени. А ты как думаешь, в форме какого времени эти глаголы?
1) Прошедшего времени.
2) Будущего времени.
3) Настоящего времени.
10. Как изменяются глаголы прошедшего времени?
11. Определи род глаголов: подходила, опустела, наполнилась.
13. Нулевое окончание у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме.
14. Выбери глаголы среднего рода.
1) смешался 4) впряглись 7) выглянуло
2) подтаяла 5) скрипит 8) заговорила
3) осветило 6) приблизилось 9) вздрогнул
Если вы сделали больше 3 ошибок, следует повторить материал ещё раз!