в какой части терминатор утонул в лаве
kak_eto_sdelano
Как это сделано, как это работает, как это устроено
Самое познавательное сообщество Живого Журнала
Мы же сегодня расскажем, на что команда Джеймса Кэмерона потратила сотню миллионов долларов, зачем использовались старые приемы из первого фильма о киборге-убийце из будущего, а также какую важную роль в съемках «Судного дня» и создании образа Т-1000 сыграл презерватив.
Фильм, который многие не без оснований считают одним из самых зрелищных в истории кино, был снят за три с половиной месяца съемочной группой из нескольких сотен человек, а на доведение картины до ума понадобилось еще почти полтора года. Немалая часть персонала трудилась над визуальной составляющей фильма. Так, только на компьютерные эффекты с участием «жидкого» терминатора свои силы тратили почти 40 человек. Результаты их стараний заняли на экране всего 3 минуты времени, зато какие это были минуты! Всего же дотошные специалисты насчитали во втором «Терминаторе» около 300 спецэффектов общим хронометражем порядка 15 минут.
«Судный день» удивителен тем, что в нем непостижимо удачно сочетаются сцены с компьютерными и натурными съемками. Многие до сих пор уверены в «виртуальном» происхождении многих сцен, хотя на самом деле мы имеем дело с мастерски созданными куклами. В «Терминаторе 2» тоже полно манекенов, но выполнены они на гораздо более высоком уровне по сравнению с первым фильмом.
Например, присутствующий в режиссерской версии эпизод с извлечением из головы Т-800 чипа с последующим перепрограммированием его на обучение (всего-то и надо, что щелкнуть тумблером!). Робот спокойно сидит в кресле перед зеркалом, а Сара Коннор ковыряется у него в голове. Кадр построен таким образом, что мы видим действие как со спины «настоящих» героев, так и при помощи отражения в зеркале.
Сцена очень натуралистичная: заметно, как на переднем плане героиня смело ковыряется в голове Арни, отражение которого в зеркале при этом ведет себя как настоящий актер. Вся штука в том, что никакого зеркала нет, а «отражение» — и есть настоящий Шварценеггер, сидящий лицом к манекену. Как же быть с Линдой Хэмилтон, сыгравшей главную героиню? Уж она-то реальная что в одном случае, что в другом. На счастье съемочной группы, у актрисы есть сестра-близнец Лесли, именно она и повторяет движения Линды. Надо ли говорить, что на отработку синхронных движений у двух леди ушла уйма времени.
Помимо Лесли и Линды Хэмилтон, в «Судном дне» нашлось место еще парочке близнецов. Наверняка помните «психушку» и одного из ее охранников — пухлого мужчину, который любит выпить кофе. Принявший облик незадачливого толстяка Т-1000 с шизофреническим выражением лица — не плод спецэффектов, а родной брат актера. Вскоре здесь же видим очередной шикарный манекен — нанизанную на палец-лезвие голову бедняги.
Кстати, о куклах. Их во втором «Терминаторе» огромное количество, и все как живые, даже те, которые воплощают в себе жидко-металлическое зло в лице Т-1000. Вспоминаем эпизод погони в той же психлечебнице: «;мать и дитя» прячутся за створкой лифта, за ними вбегает Т-800, принимая в спину десятки пуль. Двери закрываются, но их тут же вскрывает своими клешнями Т-1000. Герой Арни не находит ничего лучшего, как пальнуть из винчестера подлецу в голову. Она тут же раздваивается и шевелит металлическими «отростками». Похоже на компьютерную графику, а на самом деле — силиконовый манекен с сервоприводами.
Подобные куклы использовались при создании Т-1000 с простреленным «лицом» и в самом конце, когда Арни с помощью гранатомета делает из ртутного киборга верещащую массу прямо перед тем, как она падает в раскаленный металл. Кукольную версию киборга также можно увидеть в сцене с жидким азотом: посиневшая фигурка с застывшим на лице удивлением была сделана из хрупкого материала, очень эффектно разбивающегося на мелкие осколки.
Шварценеггеру тоже повезло с искусственными дублерами. Помимо упоминавшейся головы с чипом впечатляющий манекен использовался в эпизоде с офисом «Кибердайн Системс», который должны были уничтожить Сара Коннор и Т-800. Кукла появляется, когда в здание для наведения порядка врываются полицейские и забрасывают помещение баллонами с газом: Т-800 прет напролом на стражей порядка, а те шпигуют его свинцом. От робота летят ошметки, все в дыму, на месте правой половины лица поблескивает металл. В данном случае тоже мастерски применяется чередование съемок настоящего актера (у него взрываются спрятанные в куртке «петарды», имитирующие попадание пуль) и полноразмерного манекена, которым управляли два человека — один «вел» его по площадке, второй двигал головой.
Четвертый манекен разлетается на мелкие кусочки, обнажая скелет. На остов куклы налепили куски папье-маше, после чего «сорвали» их с помощью специальной воздушной пушки, фиксируя все с помощью замедленной съемки. Получилось очень натуралистично.
Куклы куклами, а ходили на «Терминатора 2» не в последнюю очередь из-за невероятных для того времени компьютерных спецэффектов. Эпизод с выходом «жидкого» Т-1000 из полыхающего грузовика и трансформацией робота в человека долгое время был образцом мастерства виртуальных художников, пока на экраны не вышла первая «Матрица». Многие ходили в кино только ради этой и нескольких других сцен с участием главного злодея.
Для съемки знаменитого эпизода с выходом из горящего автомобиля Роберту Патрику, сыгравшему Т-1000, пришлось голышом наматывать километры перед камерами, захватывавшими все его движения по специальной сетке, нанесенной на тело. Когда набралось достаточно материала, специалисты неделями накладывали на получившуюся виртуальную модель текстуры металла. На стыке разных текстур, покрывавших виртуальное тело актера, сначала проглядывали щели. Для их маскировки пришлось использовать специально написанную программу, некоторые огрехи наспех исправляли в Photoshop. Работа была чрезвычайно трудоемкой, специалистам приходилось учитывать расположение камер во время съемки фильма, обстановку, тени, различные источники света и все остальное, что могло повлиять на внешний вид отраженной в металле окружающей среды.
Ту же работу проделали в сцене с Т-1000, преследующим автомобиль в гараже. Втекающий в лифт и вертолет тягучий Терминатор был создан благодаря ПО, которое ранее применялось в фильме «Бездна», снятом Джеймсом Кэмероном за два года до выхода «Судного дня».
А вот «раны» от пуль на теле робота последнего поколения делали без компьютера. Актер надевал специальный жилет с взведенными на пружинах «розочками» из вспененной резины. Как только в Т-1000 должна была попасть пуля, ассистент удаленно активировал пружину — «дырка» от выстрела раскрывалась. Зато затягивать все раны пришлось с помощью компьютерной анимации.
Без нее также не обошлось во фрагменте с просачиванием Терминатора через решетку в коридоре психбольницы. Помещение было снято как с решеткой, так и без нее. Во втором случае на месте решетки стоял играющий робота актер. Созданная на компьютере трехмерная модель киборга накладывалась на изображение Роберта Патрика и «протекала» сквозь прутья.
Режиссер был готов пойти на все, чтобы впечатлить зрителя, даже если речь идет о совсем крохотном эпизоде, который запросто можно в буквальном смысле проморгать. Заключительная четверть фильма, над «Кибердайн Системс» барражирует вертолет, Т-1000 запрыгивает в него с мотоцикла, разбивает стекло и перетекает в кабину, после чего металлическое воплощение киборга в течение какой-то секунды произносит в адрес пилота фразу «Get out».
Чтобы снять лицо Терминатора в момент произнесения двух коротеньких слов, лицо Роберта Патрика разрисовали в сетку, самому актеру приходилось по несколько раз повторять отдельные звуки, а весь процесс малейших изменений лицевых мышц фиксировали с помощью особого трехмерного сканера. Затем последовала кропотливая работа по склеиванию отдельных кадров и текстурированию.
Пожалуй, самым легким во время работы над образом Т-1000 было воссоздание его «текучести» при оттаивании. Съемочная группа просто фенами согнала в лужу несколько ртутных «клякс».
Не меньше внимания, чем манекенам и компьютерным спецэффектам, уделяется в фильме каскадерским трюкам. Одна из самых впечатляющих сцен — эпизод погони Т-1000 на грузовике за удирающим на мопеде Джоном. Во время съемок пришлось разбить три фургона. Один вышел из строя сразу же после того, как вылетел за ограждение в канал, так что в погоне участвуют две другие машины. Еще у одного автомобиля сносит крышу под аркой. Говорят, изначально ничего такого не планировалось, но когда Кэмерон узнал о слишком низком мосте, решил не мудрить и еще больше искорежить грузовик.
Чтобы не отвлекать исполняющего роль Т-1000 актера, ему не доверили управление фурой. На самом деле Роберт Патрик за фальшивым рулем сидит справа, а на месте водителя прячется опытный каскадер, который и руководит всей махиной. Потом нужные кадры зеркально отразили, так что кажется, будто слева на месте водителя действительно находится киборг.
В канал на «Харлее» вслед за грузовиком прыгает Т-800. Здесь Арнольда Шварценеггера подменил дублер, мотоцикл же и вовсе никуда не прыгал — его плавно опустили на тросах. Тросы затем удалили с помощью компьютера, с его же помощью сцене придали нужную динамику. Аналогичным образом снимался еще один похожий момент, когда Т-1000 «планирует» на полицейском мотоцикле с окна «Кибердайн Системс» на вертолет. К слову, во время съемок следующего эпизода ради эффектности происходящего пришлось разбить три «вертушки» и столько же фургончиков, на которых Сара и компания удирают от разбушевавшегося робота.
Ударная волна создавалась с помощью мощных воздушных пушек, разносивших хрустящую еду на мелкие крошки. Сцену пришлось снимать в несколько дублей с разных ракурсов, так что на воссоздание макета ушел не один килограмм крекеров. Ну а дальше — стандартный киношный набор вроде замедленной съемки, пиротехнических подсветок и дыма.
Из предыдущего «Терминатора» позаимствовали очень многое. Боевые сцены будущего снимались точно так же, только с большим размахом. Часто прибегали к помощи рирпроекции (пересаживание Джона Коннора с мопеда на мотоцикл Терминатора, висящий на вертолете Т-1000 и т. д.), не забыли о миниатюрных автомобилях (момент с опрокидыванием «азотовоза») и гриме (в общей сложности Арни гримировали на протяжении месяца).
Финал снимали на настоящем заводе. Правда, было там далеко не так жарко, как это выглядит в фильме. Разумеется, ни о каком настоящем расплавленном металле не могло идти и речи. Вместо него съемочная группа использовала подсвеченную жижу из масла и сиропа. Необходимая тягучесть субстанции сохранялась только при температуре около пяти градусов, так что в помещении было холодно. Иллюзию жары пришлось создавать пульверизаторами с водой, которой брызгали на лица актеров.
Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано
Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках, в ютюбе и инстаграме, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс видео о том, как это сделано, устроено и работает.
Фантастические и реальные технологии «Терминатора»
Сегодня Арнольд Шварценеггер отмечает 70-летие, а меньше чем через месяц вернется на экраны в своем главном фильме. «Терминатор-2: Судный день» снова появится в кинотеатрах в обновленной 3D-версии. В России премьера состоится 24 августа 2017 года.
Как видите, интерес к фантастическому боевику, вышедшему в прокат 26 лет назад, не угас до сих пор. В чем причина зрительского интереса? Конечно, в этом огромная заслуга Джеймса Кэмерона, но фильм обрел популярность не только из-за таланта режиссера. Нам просто нравятся хорошие истории про восстание машин, искусственный интеллект и киборгов.
Знаменитый тизер, в котором впервые показана фабрика Скайнета по производству Терминаторов
Речь в статье пойдет о «Терминаторе» и «Терминаторе 2». Потому что все, что следует далее, либо заимствует оригинальные идеи Кэмерона — заимствует снова и снова, пока вас не начнет мутить от повторов — либо нарушает законы логики не только с технической стороны вопроса, но и в рамках собственной вселенной. Было бы ошибкой анализировать с точки зрения реальности технологии истории, в которых не могут разобраться сами сценаристы — благо, это сделали за них во многих разгромных рецензиях.
Да, если вам понравился «Терминатор: Генезис» и вы хотите больше узнать о путешествиях во времени — вы узнаете больше, но подробного разбора не будет. Коснемся лишь тех идей, которые заложил Кэмерон.
А здесь вы видите модель, созданную концепт-художником для фильма «Терминатор: Да придет спаситель» (такой русский перевод Terminator Salvation). Т-400 — Терминатор с пластиковым покрытием, вооруженный плазменной винтовкой.
И работа Кэмерона, и концепт неизвестного художника в итоге не использовались в фильмах. В случае с фильмом «Терминатор» первоначальная задумка с неприметной машиной для убийств кажется логичной. В свою очередь, Терминатор с пластиковым покрытием вызывает много вопросов с точки зрения безопасности такого устройства.
Образ Терминатора у Кэмерона сложился сразу — он просто зарисовал свой ночной кошмар
Про Хенриксена режиссер не забыл и дал ему роль другого киборга — в фильме «Чужие», последовавшем за «Терминатором»
Т-800 предшествовали другие серии машин и многие из них показали в последовавших продолжениях фильмов. Были Терминаторы, выглядевшие как машины, были Терминаторы, которые неумело маскировались под людей с помощью резиновых масок. И, конечно, появились идеальные «копии» людей — Т-1000 из жидкого металла и Т-3000 из нанороботов. Они могли принимать любую гуманоидную форму, имитировать голоса, идеально встраиваться в человеческий социум.
Т-1000 не любит, когда холодно
Почему именно гуманоидная форма? С точки зрения формальной логики ограничение только одно — жидкий металл может принимать любую форму в пределах своего объема. Но увидеть собаку или кошку Т-1000 не позволили ограничения бюджета фильма. Однако в «Терминаторе 2» есть сцена, где Т-1000 ведет огонь из вертолета. Если приглядеться, то будет заметно, что для управления винтокрылой машиной в этот момент Терминатор вырастил себе две дополнительные руки.
В четвертом фильме появились гидротерминаторы, обитающие в воде, и мототерминаторы, рассекающие по разрушенным шоссе. Однако все эти устройства выглядели в первую очередь как машины, без особой маскировки. Кроме внешности человека у Терминатора Т-800 были и другие маскировочные особенности. Его плоть состояла из настоящих клеток. В сценарии и в некоторых удаленных для кинотеатрального показа сценах особо акцентировалось внимание на особенностях «человеческого» строения Терминаторов: по сюжету Т-800 нужно было иногда есть, чтобы поддерживать нормальное состояние клеток; Т-800 также постоянно потел, потому что плоть отторгала металлические части организма.
К слову, мототерминаторы в нашей реальности могут и появиться. Исследовательская команда The Blue Team работает над созданием роботизированного мотоцикла. Их Ghostrider Robot замечательно держит равновесие, умеет распознавать препятствия и объезжать их. Да и гидротерминаторы уже не должны вас удивлять — в Норвежском университете создали змею-робота Eelume. Робот создан для работы под водой, в основном это наблюдение за нефтегазовым оборудованием.
Как мы знаем, современные машины не испытывают никаких проблем с плотью — они просто с ней не знакомы. Да и люди, которые вживляют себе различные импланты, легко переносят в себе небольшие по размерам устройства. Но мы по-прежнему испытываем существенные проблемы с емкостными аккумуляторами — нет подходящих батарей, позволяющих роботам автономно функционировать продолжительное время. Забавно, что у Т-800 в первоначальном сценарии был только один источник питания.
Разнообразие функций
Четвертый «Терминатор» запоминается разнообразием ролей роботов. Здесь есть просто боевые машины, есть знакомый нам Т-800, есть гидротерминаторы, летающие машины, боевые человекоподобные роботы размером с дом, а также гибриды — машины, которым интегрировали мозг человека.
Сценарий, который изменили в самый последний момент, «заходил на огород» Айзека Азимова и напоминал сразу многие рассказы об искусственно созданных существах. В нем впервые появлялись Терминаторы, выполняющие роль обслуги. Была прописана сцена, в которой Терминаторы-садовники ухаживали за садом в городе, населенном киборгами. К слову, это не оригинальная идея — подобный мир будущего описывался в серии комиксов по фильму «Терминатор», издававшихся в конце 80-х годов.
Но и сам «Терминатор» оригинальной идеей не был, наследуя множество элементов из научной фантастики XX века. Наследовал так интенсивно, что писатель Харлан Эллисон подал на Кэмерона в суд, что сюжет «Терминатора» — это эпизод сериала «Сумеречная зона», сценарий которого писатель проработал на основе собственного рассказа.
В концептах для Т-2 было много удивительной техники. Например, огромный робот-трилобит непонятного назначения (если не считать основную цель всех роботов — уничтожение всего человечества).
Роботизированный поезд Скайнета, который так и остался на стадии концепта. Пожалуй, если бы у «Терминатора» бюджет был, как у «Аватара», мы бы увидели совсем другой фильм.
Что-то похожее на роботизированный поезд долгие годы пытался воплотить на экране Гигер. Его поезд кошмаров позади каждого вагона имел выдвигающийся ковш, который забрасывал внутрь бегущих по платформе людей — там их пережевывало, и по составу бежала густая кровь. В результате получилось всего 5 секунд поезда в фильме «Особь», из которых ничего толком не ясно. Но еще есть шанс увидеть ИИ, спрятанный в железнодорожные вагоны — однажды, возможно, экранизация «Темной башни» Стивена Кинга доберется до сюжета про свихнувшийся поезд.
Нам еще повезло, что в первые фильмы хоть что-то попало из войны будущего. На скрине выше вы видите «Hunter Killer (HK) Drone», а вот его более крупная тяжеловооруженная версия HK-Bomber, присутствующая в концептах, так и осталась только на рисунках.
Кэмерон нарисовал подземный комплекс Скайнет и даже саму машину времени, однако бюджетные ограничения не позволили воплотить эти объекты на экране.
На первый «Терминатор» денег не было и спецэффекты делались кустарным способом. Бюджет на «Терминатор 2» оказался и так превышен, поэтому машину времени показали лишь в пятом фильме. Хотя лучше бы не показывали. С точки зрения логики путешествий во времени к фильму «Генезис» возникает слишком много вопросов.
Критики 4-го «Терминатора» часто акцентируют внимание на штабе Скайнет, который выглядит как фабрика, построенная людьми. В оригинальных концептах Кэмерона фабрики созданы машинами для машин и мало похожи на творения человеческих рук.
Можно заметить сходство с городом машин в «Матрице» — еще один дом для ИИ.
Реальные боевые условия
Негоже машине из будущего расправляться с людьми голыми руками, поэтому Т-800 вооружен плазменной винтовкой Westinghouse M95A1. Модель сделали из пистолета-пулемета Calico M960.
Гусеничные танки появились еще в первом фильме — громадные бронемашины, весящие как минимум 100 тонн.
Что из вышеперечисленного похоже на реальность?
Современные автономные боевые системы ближе к классическому вооружению, развивающемуся в последние тридцать лет. Беспилотники похожи на обычные истребители, боевые роботы — простые колесные, гусеничные или стационарные платформы. Череда неудач, сопровождавшая Boston Dynamics, привела к продаже компании. Реальных роботов, способных выполнять хотя бы вспомогательные функции — доставлять боеприпасы солдатам — у нас по-прежнему нет.
А вот это уже российский робот. В России активно развиваются роботы легкого-среднего класса. В первую очередь — «Платформа-М». Это не конкретный вид робота, а целое семейство машин, построенных на базе унифицированного гусеничного шасси. В зависимости от установленного оборудования «Платформа-М» может быть машиной огневой поддержки, разведчиком, патрульным и сапером.
Есть в нашей стране и более внушительные модели. БАС-01Г «Соратник» — семитонный мини-танк, предназначенный для полуавтономного уничтожения целей при помощи пулемета ПКТМ и противотанковых ракет «Корнет-ЭМ».
Роботизированные пулеметы SGR-A1 (производства Samsung) в тестовом режиме охраняют границу Южной Кореи. Первый раз робот-пограничник был представлен более 10 лет назад и с тех пор постоянно модернизируется. Оснащен 5,56-мм пулеметом, гранатометами, многочисленными датчиками, благодаря которым может автоматически идентифицировать и поражать цели на расстоянии до 3,2 километров.
Красивейший беспилотник X-47B способен решать различные боевые задачи в полностью автономном режиме. На данный момент программа X-47B заморожена из-за дороговизны (или, возможно, так сообщили для сокрытия информации), но в Великобритании разрабатывают аналогичный по концепции беспилотник Taranis. Масса британского беспилотника составляет около восьми тонн при длине 12,4 метра, высоте четыре метра и размахе крыла десять метров. И, конечно, он способен нести вооружение.
Эксперименты с жидким металлом — одно из самых перспективных направлений исследований в области физики металлов. Ученые из университета Северной Каролины разработали метод управления движением и формами капель из сплава галлия, точка плавления которого находится ниже комнатной температуры. К сожалению, пока управлять металлом с помощью электрического напряжения можно лишь в воде.
Самодвижущийся жидкий металл разработан и группой ученых под руководством профессора Куроша Калантар-заде. Ученые использовали химический раствор, в котором, меняя кислотность и ионный состав, исследователи добились управления движением металлических капель.
Отдельные части Т-800 уже созданы (за исключением пресловутого источника питания и процессора с ИИ). Электронный имплантат сетчатки, транслирующий изображение с камеры по беспроводной сети, устанавливают для восстановления зрения — чем не бионический глаз?! Роборука никого не удивляет, но есть проект KATIA — не просто рука робота, а механизм, способный к самообучению.
Заключение
Про отдельные успехи в сфере искусственного интеллекта мы не раз уже писали. Здесь ученые смотрят на процесс с большим оптимизмом. В фильмах же роль ИИ играл код, надерганный из разных программ. Так T-X из третьей части вообще работает под управлением Mac OS 9 и обновляет себе Quicktime Player в свободное от рутины время.
А вот будущее франшизы «Терминатора» под большим вопросом. В 2019 году права на фильм вернутся Джеймсу Кэмерону. Кэмерон сообщил о намерении перезапустить историю «Терминатора» и подарить фанатам еще три новых картины про киборгов-убийц. Могут ли эти фильмы сохранять актуальность в наше время, когда реальностью становится так много из того, что раньше, во времена первых двух фильмов, считалось научной фантастикой?