в какой части слова заключено грамматическое значение
Лексическое и грамматическое значение слова. 5-й класс
Цели урока: Определить роль лексического и грамматического значений слова в связной речи, развивать связную речь и творческие способности детей, совершенствовать навыки самооценки и работы в парах, привить любовь к русскому языку.
Оборудование: схемы, карточки, словарь.
Ход урока
I. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель: Ребята, мы с вами продолжаем работу по теме «Лексика». Что же такое лексика?
Учитель: Давайте посмотрим на доску и прочитаем слова, записанные на доске.
Берёза, бабушка, ёлка, доска.
Учитель: Что общего у этих слов?
Ученик: Грамматическое значение.
Учитель: Давайте докажем это.
Запись на доске: помидор, капуста, баклажан, морковь
Ученик: Нет.
Учитель: Лексическое значение?
Ученик: Да. Это овощи.
Учитель: По какому признаку мы выделяем группы слов?
Ученик: По грамматическому и лексическому значению.
Учитель: Давайте сформулируем тему урока?
Ученики: Лексическое и грамматическое значение слова.
II. Актуализация знаний
Учитель: Сегодня мы определяем, какую роль играют лексическое и грамматическое значение слова в связной речи.
Задание 1. Определите лексическое значение слов: Сосна, зелёный, стоит
Учитель: Лексическое значение известно. Можно эти три слова считать предложением?
Ученик: Нет.
Учитель: Почему? Что нужно сделать с этими словами, чтобы получилось предложение?
Ученики записывают полученное предложение вместе с учеником, работающим у доски: Стоит зелёная сосна.
Учитель: Выделите окончания, определите части речи членов в предложении.
Учитель: В какой части слова заключено грамматическое значение?
Ученик: В окончании.
Учитель: Лексическое значение?
Ученик: В основе слова.
Учитель: Если мы закроем окончания, что можно сказать о словах?
Ученик: Знаем, о чём говорят, но не знаем, какие между ними отношения.
Учитель: Можно ли, не изменяя грамматического значения, построить предложение?
Ученик: Нет. Слова должны быть связаны грамматически.
Учитель: А теперь, что вы можете сказать о словах: молесный, молодильник, перемахал, рувицу?
Ученик: Ничего не понятно. Но слова между собой связаны.
Учитель: Докажите это и определите часть речи.
У доски работает один ученик.
Учитель: Почему трудно определить лексическое значение?
Учитель: Значит, у нас не получится предложение, если мы не знаем лексического значения? Давайте посмотрим на доску, там вы видите слова: брыкаться, круглый, чай?
Ученик: Брыкается круглый чай.
Учитель: Получилось предложение? Мы же знаем лексическое значение всех слов?
Ученик: Нет лексической сочетаемости, т.е. смысла.
Учитель: Что нужно знать, чтобы построить предложение?
Ученик: Лексическое и грамматическое значение, учитывать лексическую сочетаемость.
III. Первичное усвоение новых знаний. Работа в парах
Учитель: Определите слова, которые имеют следующие лексические и грамматические значения.
г) Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка: ж.р., ед.ч., им.п.
Проверка в парах.
Учитель: По лексическому и грамматическому значению находим слово. Молодцы, все справились с этим заданием, а теперь задание посложнее.
IV. Первичная проверка понимания
Посмотрите на грамматические модели. Выпишите слова к указанным моделям и докажите, что сделали верно.
Снег, дождь, дуют, скользкий, пришла, замечательный, мороз, бодро, воды, был, горячий, подул, ветер, выпал, зима, коньки, лыжи, катался, долгожданный, тихо.
Учитель: Прочитайте слова к своим моделям? Почему не все подошли?
Ученик: Не у всех есть окончания.
Учитель: Что общего у этих слов?
Ученик: Все они относятся к зиме.
V. Первичное закрепление. Творческое задание
Напишите сочинение-миниатюру на тему «Зима пришла»
VI. Рефлексия
Что было главным на уроке? Интересным? Что запомнилось?
VII. Домашнее задание
Определите лексическое и грамматическое значение слов невежа и невежда. Составьте предложения с этими словами.
Что такое лексическое значение слова
Лексическое значение слова — это его внутреннее содержание, то, что это слово обозначает.
Узнаем, что такое лексическое значение слова как минимальной единицы речи.
Слово как предмет изучения
Ежедневно мы пользуемся словами, чтобы оформить с их помощью свои мысли, желания, просьбы в связную речь. Слово неразрывно связано с мыслью. Оно является творцом всей мировой культуры, управителем человеческой деятельности отдельного человека, народа и всего человечества. Какая другая сила в мире может сравниться с безмерной силой слова?
Каждый из нас знает, что слово, устная или письменная речь, — это необходимое средство общения между людьми, средство взаимопонимания и связи.
Исходя из этого утверждения, теперь вполне понятно, почему слово является объектом пристального внимания ученых и предметом их серьезного изучения.
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Для изучения слова в языкознании существует специальная наука — лексикология.
Лексическое значение — внутреннее содержание слова
Чтобы понять, что такое лексическое значение слова, установим, что слово является центральной значимой единицей языка, которая оформляется в виде звуков в речи и записывается на бумаге буквами. У каждого слова имеется его внешняя звуковая оболочка, изучением которой занимается фонетика. Кроме звукового оформления, каждая лексема имеет своё внутреннее содержание — это его смысл. Слово соотносится с определённым понятием, предметом, признаком, действием и т.д.
С раннего детства ребенок, овладевая речью, знакомится со словами и понятиями, обозначенными ими, с помощью родителей. Так, например, слово «спичка» поначалу ничего для малыша не представляет опасного, пока он не узнает, что зажженная спичка может обжечь его и быть причиной пожара. Звуковая оболочка слова постепенно соотносится с его смыслом, или лексическим значением:
Спички — тонкие, обычно деревянные палочки, с головкой, покрытой воспламеняющимся веществом, служащим для добывания огня.
Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. М., Русский язык, 2000
У слова, кроме внешней звуковой оболочки, имеется внутреннее содержание, которое в лексикологии называется лексическим значением слова.
Без лексического значения трудно было бы отличить одно слово от другого, и тогда речь, как правило, состоящая из слов с определённым значением, потеряла бы свой смысл и свое предназначение быть, в первую очередь, средством общения между людьми. Лексическое значение каждого слова помогает отличать одно слово от другого, например:
Лексическое значение слова трактуется по-разному. Начальное понятие о лексическом значении слова для младших школьников можно представить в виде следующей формулировки:
Например, каждый с детства знает и представляет, что такое рука. Рука — это часть тела человека, его верхняя конечность, которая имеет пальцы. С помощью рук человек может выполнять различную работу (шить, мастерить, строить), играть на музыкальных инструментах, писать, рисовать и т. д. Как видим, в лексическое значение слова «рука», обозначенного сочетанием именно этих звуков речи, входят наиболее существенные признаки и свойства предмета, обозначенного этой лексемой.
Значит, лексическое значение слова — это единство его звукового оформления и внутреннего смысла, заключенного в нем. Тогда определение рассматриваемого понятия представим в таком виде:
Грамматическое и лексическое значение слова
Не забудем еще об одном аспекте слова. У каждой лексемы имеется грамматическое значение той части речи, к которой оно принадлежит.
Например, некоторые слова обладают грамматическим значением предметности, называя реалии действительности (школа), лица (мальчик), понятия (нежность, белизна), процессы (бег, ходьба) и отвечают на вопросы кто? что?
Это грамматическое значение предметности объединяет эти слова в один лексико-грамматический класс — имя существительное.
Рассмотрим соотнесенность лексического и грамматического значения слова «стол». Его лексическое значение уже определено.
Грамматическое значение заключается в его форме, которая определяется по окончанию.
(сидеть) у стол а — существительное, 2 склонения, мужского рода, в форме род. п., ед. ч.
Однозначные и многозначные слова
Лексическое значение слов фиксируют и объясняют специальные словари, которые называются толковыми. Богатство лексики русского языка отображает, например, «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, который включает более 200 тысяч слов, «Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова — около 90 тысяч слов. «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах состоит из 120 тыс. слов.
В лексике русского языка есть слова, которые обозначают только один предмет, признак, действие, свойство и т. д.
Например, словом «фиолетовый» обозначается один из цветов спектра.
Одним и тем же словом могут называться разные предметы, признаки, действия.
Вот как определяет многозначность слова «земля» академик Д. С. Лихачев в предисловии к книге «Земля родная»:
Я назвал свою книгу «Земля родная». Слово «земля» в русском языке имеет множество значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в «Слове о полку Игореве»), и весь земной шар. В названии моей книги слово «земля» может быть понято во всех этих смыслах.
Прямое и переносное значение слова
Прямое значение — это лексическое значение в собственном смысле, без дополнительных оттенков.
Переносное значение — это вторичное, производное, возникающее на основе сходства предметов по форме, цвету, характеру, выполняемой функции, ассоциации по смежности. Так возникают многозначные слова.
Переносное значение слов — это основа появления художественных образных средств речи:
Видеоурок
Грамматическое значение слова
Слова, не важно в каком языке они используются, играют роль настоящего фундамента, на котором стоит здание человеческой речи. Люди используют предложения, состоящие из словосочетаний, для передачи своих мыслей и эмоций. Для того, чтобы образовывать сочетания слов и предложения, слова изменяют свою форму. Слова – объекты, изучаемые такими науками, как лексикология и грамматика.
Грамматические значения слова (далее в тексте ГЗ) – качества, присущие слову в плане его отношения к какой-либо части речи, обобщенные значения, приписываемые нескольким словам, не зависимо от их реальной сути.
Например, слова «бежать» и «стоять» имеют отличные лексические значения (далее в тексте ЛЗ). Слово «бежать» означает двигаться быстро, в то время как «стоять» значит быть неподвижным. Но ГЗ этих слов идентичны: непереходный глагол в неопределенной форме, I-ого спряжения, несовершенного вида, в изъявительном наклонении.
Другой пример: существительное «звезды» в предложении «Крохотные звезды рассыпаны по ночному небу» имеет ГЗ неодушевлённости, предметности, именительного падежа, женского рода, мн. числа. В большинстве случаев, словам присуще множество ГЗ. К примеру, слово «кот» — нарицательное и одушевлённое существительное мужского рода, единственного числа, II-ого склонения, именительного падежа.
ГЗ бывают постоянные (классифицирующие) и непостоянные (формообразующие). Так, женский род — постоянное значение существительного «кошка», ведь слово «кошка» в русском языке никак не может перейти в мужской или средний род. При этом, значение единственного числа именительного падежа изменить можно: «кошке», «кошкам», «кошкой», «кошками» и так далее.
Категориальное значение слова (далее в тексте КЗ) является его наиболее общим и важным ГЗ. К КЗ слова относятся значение действия у глагола, предметности у существительного и так далее. КЗ может дополняться частными ГЗ. К примеру, для глагола характерны частные значения рода, падежа, числа.
Грамматическое значение слова сопровождает его лексическое значение. Их отличия:
Лексическое и грамматическое значения слова способны на взаимодействие друг с другом. Изменение ЛЗ слова ведет к изменению его ГЗ. К примеру, прилагательное «глухая» в предложении «глухая старушка шла по разбитой дороге» является качественным, а в словосочетании «глухой согласный» является относительным. Обратно этому, ГЗ слова может напрямую зависеть от его ЛЗ. К примеру, глагол «прыгать» в значении «подпрыгивать» употребляется как глагол несовершенного вида: «Мальчик прыгал (что делал?), не жалея своих сил». ЛЗ «спрыгивать откуда-то» создает другое ГЗ – совершенного вида: «Он прыгнул (что сделал?) с моста и скрылся в тумане».
Урок русского языка для учащихся 5 класса. Тема урока:Лексическое и грамматическое значение слова, его отличие от грамматического.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока русского языка: Лексическое и грамматическое значение слова, его отличие от грамматического.
Лексическое значение – содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и пр.
Грамматическое значение – обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее свое регулярное выражение в грамматических формах.
Безусловно, такие определения никто не будет предлагать в 5-м классе.
Поставив цель совместить принцип научного подхода с увлекательной подачей материала, чтобы таким образом помочь учащимся освоить его глубже, я использовала при изучении терминов лексическое и грамматическое значение знаменитую фразу Льва Владимировича Щербы.
Уроки являются вводными к теме «Лексика» по учебнику под ред. З.К. Сабитовой, В.К. Павленко.
1) познакомить с понятием лексическое и грамматическое значение ;
2) закрепить знание о частях речи;
3) совершенствовать навык давать определения языковым явлениям своими словами.
Вспомните, какие разделы науки о языке вы уже знаете, что вы уже изучали.
Часто главным объектом нашего изучения было слово. Мы наблюдали, как оно работает в предложении, словосочетании, строили из слов тексты.
Как назвать все слова языка? (Лексика.)
Вспомните название разделов языкознания и подумайте: есть ли у слова лексика еще значения?
II. Работа со словарем.
На доске записаны слова:
Знаете ли вы смысл этих слов?
Если значение слова непонятно, как можно узнать, какое оно? (Воспользоваться словарем.)
Любой ли словарь поможет нам выяснить смысл слов? Почему нам необходим толковый словарь? (Именно там дано определение, толкование слов.)
Прежде чем обратиться к словарю С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, подумайте, можно ли сказать что-то о каждом из приведенных слов. Рассмотрим их, как части речи, и запишем выводы.
колорит – сущ., м. р., ед. ч., им. п. / в. п.
номинироваться – глагол, несов. в., I спр.
лубочный – прил., м. р., ед. ч., им. п. / в. п.
Ниже запишите определение данных слов из толкового словаря.
Скажите, есть ли еще другие слова, обладающие значением «печатающийся с лубков»?
Значит, у слова лубочный уникальное значение, то есть такое, которым обладает лишь оно.
Попробуйте подобрать слова с теми же характеристиками, как у прилагательного лубочный (см. запись выше). Много ли таких слов?
III. Формулирование понятий.
Итак, мы увидели, что у каждого из рассматриваемых нами слов есть два значения. Чем они различаются? (Одно подходит к множеству аналогичных, другое подходит только к конкретному слову.)
Если лексика рассматривает смысл слов, какое из двух значений назовем лексическим? Попытайтесь дать ему определение.
Лексическое значение – смысл слова, значение, свойственное только данному слову, или уникальное значение. Чем будет отличаться от него грамматическое значение? (Не является уникальным.)
Теперь, зная, что грамматическое значение рассматривает слово с точки зрения части речи, попробуйте дать определение ему.
Грамматическое значение – значение слова как части речи; признаки, которые есть у данного слова, могут быть у многих других слов.
IV. Закрепление материала.
1) Запишите лексическое значение слов:
2) Укажите грамматическое значение этих слов и приведите несколько (4–5) слов с аналогичным грамматическим значением.
3) Рассмотрим словосочетание глокая куздра. Запишите его лексическое и грамматическое значение. Какое значение – лексическое или грамматическое – вы смогли записать? Что легче выполнить? Почему?
Как вы думаете, будут ли эти слова в других словарях?
Скажите: какая часть слова помогла вам узнать грамматическое значение слов?
V. Проверка усвоенных знаний.
1) Расскажите, как вы поняли, что такое грамматическое и лексическое значение.
2) Чем они различаются?
3) Какая морфема показывает грамматическое значение?
4) Назовите слова по лексическому значению:
1. Приготовьте рассказ, что такое лексическое и грамматическое значение.
3. Придумайте свои словосочетания (3–4) из слов, которые не имеют определенного лексического значения, но имеют грамматическое значение.
1) закрепить понятие о лексическом и грамматическом значении;
2) установить, как знания о лексическом и грамматическом значении помогут при изучении морфемики.
I. Проверка домашнего задания.
Прочитайте, какое лексическое значение имеют данные слова. Встретились ли среди них слова, в определениях которых были пометы, данные в скобках?
Какое грамматическое значение имеют данные глаголы?
Каких частей речи в словах, данных для анализа, было больше?
Были ли слова, относящиеся к возвышенной лексике? Употребляемые в определенном контексте?
II. Закрепление понятий лексическое и грамматическое значение .
Шарада – это особая загадка, в которой надо отгадать слово по его частям.
III. Освоение нового материала.
Внимательно послушайте и подумайте, о чем это.
Мы попробовали искать элементы грамматического значения и лексического значения в незнакомом, искусственно созданном тексте. Есть ли в словах морфемы, помогающие выяснить принадлежность слова к определенной части речи, установить его грамматические признаки? Какие морфемы являются носителями лексического значения?
Попробуйте составить свои предложения, текст, где окончания помогают выявить грамматическое значение слова, а корни обладают неясным лексическим значением.
Образуйте существительные со значением:
– детеныш животного;
– житель какого-либо населенного пункта;
– человек по роду деятельности –
от корней:
Попробуйте образовать другие части речи.
Примеры творческих работ учащихся 5-го класса
1. Темочка нокла на ренку измураться, но зарюла буральник. И придлось ей ознуться кимой. Брястная камория!
Гpaммaтичecкoe знaчeниe cлoвa и cpeдcтвa eгo выpaжeния
Вы будете перенаправлены на Автор24
Дефиниция грамматического значения и его отличия от лексического
Гpaммaтичecкoe знaчeниe cлoвa – это абстрактное понятие, которое основывается на лексическом значении и выражает различные его отношения с помощью грамматической формы.
Грамматическая категория выступает связывающим звеном таких понятий, как грамматическое значение и грамматическая форма, требующих дефиниции и трактовки.
Грамматические значения, как и лексические значения, обнаруживают в словах, ставших объектами изучения различных лингвистических дисциплин. Однако, по сравнению с лексическими значениями, которые являются конкретными в каждом случае употребления, грамматические значения абстрактные, общие, они органично входят в семантический план любого слова и обязательно сопровождают, поддерживают его в грамматической системе.
По принципу обобщения в пределах каждой части речи разные слова объединяются по признаку именно грамматического значения, которые включают:
Способом выражения грамматического значения слова является понятие, обозначаемое термином «грамматическая форма», то есть речь идет о грамматическом видоизменении слова, его морфологической разновидности.
Грамматические значения, в отличие от лексических, несопоставимы непосредственно с предметами, явлениями и признаками объективной действительности; они отражают разные типы отношений между словами с лексическим значением.
Лексические значения, соответственно, связаны прежде всего с номинацией, с называнием ощущений, представлений, понятий, которые, в свою очередь, отражают предметы и признаки объективного мира. Грамматическое значение характеризуется выражением отношений между словами – носителями лексических (номинативных) значений для оформления сообщений о процессах и явлениях, происходящих в объективной действительности.
Готовые работы на аналогичную тему
Итак, все так называемые служебные слова, используемые для выражения взаимосвязи между знаменательными (номинативными) словами, являются носителями грамматических значений. Знаменательные (номинативные) слова, кроме лексического значения (или значений), имеют также грамматическое, поскольку в процессе речевой деятельности они так или иначе связаны с другими знаменательными словами.
То есть грамматические значения соответственно оформляют лексические значения. Грамматическое значение тесно связано с лексическим; лексическое значение является субстратом, подоплекой существования соответствующего грамматического значения. Грамматическое значение непосредственно, через лексическое, соотносится с объективной действительностью.
Отличие между грамматическим и лексическим значением проявляется также в плане их выражения: грамматическое значение выражается с помощью соответствующих грамматических средств, входящих в состав слова (аффиксы), лексическое же значение передается целым словом (например: стол, дуб, учебник).
Грамматическое значение в структуре грамматической категории
Грамматические формы имеют значение лишь в сопоставлении двух или нескольких слов между собой в определенном отношении, что и составляет содержание того или иного грамматического значения. Одним из центральных понятий грамматического строя речи наряду с понятиями «грамматическое значение» и «грамматическая форма» является построенное на абстракциях и обобщениях понятие, обозначаемое термином «грамматическая категория».
Реализуясь в речи, грамматические категории представляют собой ядерные компоненты языковой организации, они пронизывают всю ее структуру и основываются на коррелятивных взаимосвязях между двумя или большим количеством грамматических значений, выраженных определенной системой соотносительных грамматических форм.
Поскольку понятие грамматической категории в научной литературе исследовано в большей степени на материале морфологии, то в связи с его обозначением в языковедческой терминологии появился термин «морфологическая категория», подобно тому, как в синтаксисе – «синтаксическая категория», в словообразовании – «словообразовательная категория» для номинации определяющих составляющих грамматики. Стоит отметить, что в составе грамматики в последнее время, кроме морфологии и синтаксиса, выделяют еще и словообразование.
Итак, грамматическая категория – это своеобразная триада морфологических, синтаксических и словообразовательных признаков в словах.
Проявление грамматических категорий обусловлены морфологическим типом языка, который влияет и на их совокупность, и на способы выражения категорийных значений. Понятие грамматической категории в морфологии – это категории, присущие частям речи как основным ее единицам, поэтому ученые и отождествляют его с понятием морфологической категории и иногда обозначают осложненным термином «грамматическая (морфологическая) категория».
Дело обстоит в случае, когда некоторые морфологические категории (например, категория падежа в существительных, категория степеней сравнения в прилагательных, категория состояния и переходности / непереходности в глаголах и т.д.) находятся одновременно и в сфере других уровней грамматики, в частности словообразования и синтаксиса, поэтому их квалифицируют как «межуровневые».
Основные средства выражения грамматического значения
Средства выражения грамматических значений – это материальные ресурсы грамматической системы языка, с помощью которых выражаются грамматические значения, а следовательно, и оформляются слова, творятся формальные разновидности слова.
Среди основных средств выражения грамматического значения выделяют: