«Ораторство, витийство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других»,- говорит в книге «Частная риторика».
Оратория есть «особое изящное искусство,- пишет далее автор,-которое не довольствуется изобретением, расположением и выражением мыслей, как все роды прозы, но требует еще произношения – языка действий…Оратор действует на разум красноречием ума, силою доказательств, убеждений – движет страсти красноречием сердца, жаром чувств, стремлением души».
Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.
Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят до сознания через эмоциональную сферу.
Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.
Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.
Важнейшими условиями ораторского искусства являются знание основ публичной речи и умение пользоваться ими.
&1. Основные особенности и роды публичной речи
На трибунах конференции, совещания, съезда, митинга на площади, на кафедрах в актовом зале, в зале заседаний, в парламенте звучит монолог – проблемный и убеждающий, призывающий к действию и вдохновляющий, приветственный, прощальный, открывающий и закрывающий дискуссию, собрание. Звучит публичная речь. Каковы ее основные особенности?
1. Публичная речь рассчитана на публику, на группу лиц однородных и неоднородных по таким параметрам, как образование, культура слушания, подготовленность к восприятию, эмоциональный настрой, внутренние установки и т. д.
2. В ораторских выступлениях ставятся и раскрываются вопросы, имеющие гражданское звучание, социальную значимость. При этом ставятся задачи воздействия на ум, чувства, действия людей, т. е. задачи убедить их в чем-то; вызвать определенные чувства, подъем духа, воодушевить; повлиять на поведение, поступки людей. Эти задачи ораторских выступлений берут свое начало от традиций Древней Греции, где риторика складывалась и развивалась прежде всего как ораторское искусство.
3. Публичная речь отличается своей особой, нередко приподнятой эмоциональностью, подъемом, пафосом. Аристотель писал, что слушатель всегда сочувствует оратору, говорящему с чувством, даже если он не говорит ничего основательного.
В зависимости от места произнесения выделяют следующие роды публичных речей:
Задача: убеждать, т. е. «склонять» к чему-либо или «отклонять» слушателей от правомерности (неправомерности) выдвигаемых положений или решений.
Содержание: польза и вред (война и мир, защита страны, финансы, ввоз и вывоз, законодательство)
Хвалебные, похвальные (эпидейктические, по терминологии древних риторов)
Задача: хвалить что-то или кого-то:
— вызывать добрые возвышенные чувства
— создавать хороший эмоциональный настрой
Обвинительные, защитительные и т. д.
Задача: защищать, оправдывать, обвинять кого-то.
Содержание: справедливое и несправедливое
&2.Принципы выбора и расположение материала.
Рассмотрим способы организации содержания публичной речи и основные ее структурные части в связи с назначением каждой из них.
Общие принципы выбора и расположения материала:
1. Продолжительность речи. В многовековой риторической практике установлено, что трудно удерживать внимание слушателей дольше, чем на три четверти часа, даже при использовании специальных риторических средств. Называют еще одну временную единицу – 5-10 минут – естественный период, в течение которого человек может слушать не отвлекаясь. Именно поэтому ровно 45 минут продолжается так называемый «академический час».
2. Если ваше время ограничено по сравнению с обилием проблем, которые вы хотели бы рассмотреть, и если в вашу задачу не входит именно перечисление (как можно полное) этих проблем, то практически гораздо выгоднее не стараться втиснуть в выступление все многообразие вопросов, а выбрать один из них, но зато уж его проанализировать глубоко и всесторонне, а другие только назвать, связав с избранным
3. Все части лучше подчинить одной конкретной цели. Конкретную цель речи оратор должен определить для себя с самого начала подготовки к выступлению.
4. Структура речи ее цель должны быть ясны не только оратору, но и слушателям. Очевиден должен быть порядок частей, их отдельность и их взаимосвязанность.
Выбор ведущего принципа организации содержания отнюдь небезразличен для тактики речи и определяется речевой ситуацией. Образец дедуктивный, так называемый «аристотелевский», хорош при положительном отношении аудитории к оратору (или к его тезису). Если же аудитория настроена недоброжелательно, то тогда рекомендуют прибегать к индуктивному, «сократовскому», пути рассуждений. При информировании и спокойном рассуждении перед доброжелательной аудиторией употребителен «аристотелевский» образец.
&3.Части речи, их функции и задачи оратора.
При построении публичной речи по дедуктивному образцу в начале речи формулируется ее тезис, который затем на всем протяжении речи и доказывается. В соответствии с оправданной веками античной традицией речь состоит из четырех или пяти главных частей. Аристотелевский образец четырехчастен – предисловие, изложение, доказательство, заключение. Пятичленная речь (Квинтилиан, Цицерон) включает еще возражения, которые рассматриваются перед заключением.
Три важнейшие части речи – вступление, основная часть, заключение. Функции каждой из частей и задачи говорящего на каждом этапе:
1.Вступление (введение, начало, или, по Сократу и Платону, «голова» речи).
Основные задачи оратора на этом этапе:
А) установить контакт со слушателями, вызвать их расположение и доверие
Б) привлечь их внимание к своей теме, заинтересовать аудиторию не только интеллектуально, но и эмоционально, показать, что предмет речи актуален для всех присутствующих и лично для каждого.
Относительный объем введения не может при этом быть большим – не более 1/8 всей речи. Все, что говорится, должно быть прямо связано с темой.
Введение при подготовке речи надо обдумать в последнюю очередь, когда оратор уже хорошо представляет себе все свое выступление.
2. Основная часть (середина, «тело») речи не должна включать более пяти основных положений (иначе внимание слушателей и память самого оратора не смогут выдержать).
Позиции речи должны быть связаны логически и вытекать одна из другой.
Должны быть соблюдены общие принципы доказательности речи и способы доказательства: обосновывая свое мнение, рассмотрите возможные возражения сами, не дожидаясь, пока вам их выскажут – сравнивайте вашу точку зрения с другими, покажите, чем именно она выгодно отличается от других; тактика расположения доказательств определяется ситуацией речи.
3. Заключение (или, по Сократу, «ноги» речи).
Цель этой последней части речи – «генеральный штурм» аудитории.
1. Дать возможность слушателям припомнить, о чем и что вы говорили (поэтому здесь нужно повторить самое главное, причем с усилением).
2. «Закруглить речь, активизировать аудиторию. В подавляющем большинстве случаев уместно не просто оборвать речь, а закончить чем-то вроде призыва к слушателям, конечно, не всегда прямым. Косвенный итог выступления можно подвести, воспользовавшись цитатой или образом, отражающим главную идею всего, что было сказано. Заключение должно заканчиваться бодро, внушать слушателям надежду и оптимизм, даже если речь посвящена трудным вопросам.
&4.Основные виды публичных речей.
В зависимости от целей произнесения выделяют следующие виды публичных речей:
Поэтому главная функция и общая цель эпидейктической речи – воодушевление и сплочение аудитории. Ее задача – хвала всему тому, что делает данную общность коллективом или хула всему тому, что противостоит интересам данной общности или ценностям, принятым ею.
Разновидности эпидейктической речи:
1. Похвала лицу по особому случаю. Нередко похвала выполняется как похвала деяниям (делам) этого лица. В античности эта разновидность называлась «энкомий».
2. Похвала деятельности всего коллектива как целого, его достижениям, чаще всего с выражением надежды на дальнейшие успехи.
3. Похвала явлению (обычно науке, области знания или другому общему делу, которое связывает, объединяет собравшихся «по случаю» людей). Цель этой речи: воодушевить аудиторию для дальнейшей деятельности, заинтересовать предметом речи.
4. Хула (осуждение, порицание) «противостоящей» общности людей, или ее представителя, или ее ценностей. Нередко похвала «своим» в одной речи сочетается с хулой «чужим».
Итак, эпидейктическая речь – это прежде всего призыв к чувствам, апелляция к эмоциональной сфере слушателя. Она должна затрагивать глубоко личные струны человеческой души. путь к ним лежит через обращение к вечным ценностям: к этическим законам и нормам, к добру и злу, к памятным событиям истории народа, к основам его веры, его традиций. Это и есть подлинные темы эпидейктической речи.
v Аргументирующая речь. И убеждающая, и агитирующая речь имеет много общего, так что их можно объединить под общим названием «аргументирующая» речь.
Общая цель оратора в аргументирующей публичной речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказав ей свою правоту.
v Информирующая речь – речь, основной целью которой является сообщение сведений, информирование аудитории.
Принципы информирующей речи:
1. Сделать речь интересной для слушателя.
2. Сделать передачу информации как можно более эффективной (полной и структурированной – расчлененной в смысловом отношении, систематизированной).
3. речь должна быть ясной.
&5.Основные признаки публицистического стиля – стиля публичной речи.
Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи и т. д., который определяется содержанием текстов и основными целями – воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщить информацию и т. п.
— совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей
— использование изобразительно-выразительных средств языка (риторические вопросы, повторы, инверсия и т. д.).
Для лексики публицистического стиля речи характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской.
К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация. Эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.
Устная публицистическая речь должна быть грамотной. Недопустимо нарушение литературных норм произношения, ударения.
Таким образом, публичная речь – это речь, рассчитанная на публику, в которой ставятся и раскрываются вопросы, имеющие гражданское звучание, социальную значимость.
Главная задача публичной речи – общение, возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.
Поэтому публичное выступление требует от оратора живости, эмоциональности, увлеченности тем, что говорит, и убежденности в том, что говорит, умения общаться с публикой.
Важно для успешного выступления знать особенности публичной речи, ее структурные части, принципы выбора и расположения материала. Этапы речи – вступление, основная часть, заключение – имеют свои определенные функции, в зависимости от которых меняются задачи говорящего.
Публичная речь в зависимости от места и целей произнесения имеет следующие роды:
Знание родов и видов публичной речи избавит говорящего от досадных ошибок.
Для публицистического стиля – стиля публичной речи – характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций
Название: Как работать над устным выступлением Раздел: Рефераты по этике Тип: доклад Добавлен 23:44:23 17 октября 2010 Похожие работы Просмотров: 35 Комментариев: 18 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Как работать над устным выступлением.
Студентки эк. факультета гр.1702
Преподаватель: Шведова Н.В.
Введение
При подготовке к любому устному выступлению следует руководствоваться рядом советов, рекомендаций, которые выработала риторика на протяжении её многовекового развития.
Ораторская этика, основанная на уважении к слушателю, подразумевает необходимость ценить не только своё, но и чужое время.
Всякий оратор хочет, чтобы его слушали, но отнюдь не всякий умеет поставить себя на место своего адресата и подумать о том, действительно ли его речь достойна внимательного отношения.
Величайшие ораторы древности, имевшие колоссальный опыт, всё же, в поте лица, не жалея сил готовили свои выступления. Демосфен никогда не говорил публично без тщательной подготовки. Известно, что один болтливый афинский оратор хотел укорить Демосфена тем, что его речи хоть и хороши, но «отдают потом». Но Демосфен сумел обратить насмешку в похвалу, сказав, что проводит многие часы в уединённой работе из уважения к своим согражданам, ибо кто не усерден в подготовке, тот высокомерен к слушателям и приобретает успех более обманом, чем заслугами.
Как же работать, готовясь к выступлению? Может быть, написать и выучить речь наизусть (кстати, именно такой путь был принят в античной традиции)? Но традиции меняются, а выступление современного оратора должно быть естественным, а речь приближена к разговорной. Этого эффекта не будет, если озвучивать заученный наизусть написанный текст. К тому же, даже человек с прекрасной памятью от волнения может забыть всё, если потеряет хотя бы одну фразу из выученного текста. Кроме того, этот путь неоправданно трудоёмок. Но как же совместить требования естественности, разговорности речи с необходимостью её подготовить?
Общие рекомендации
Построение речи
Наполеон говорил, что «искусство войны – это наука, в которой не удается ничего, кроме того, что было рассчитано и продумано». Это относится и к публичным выступлениям в не меньшей мере, чем к военным действиям. Выступление – это путешествие, маршрут которого должен быть нанесен на карту. Оратор, который не знает, куда он идет, обычно приходит неизвестно куда.
Не существует непогрешимых, железных правил организации мыслей и построения речей. Каждое выступление создает свои собственные, особые проблемы.
Тем не менее, можно выделить некоторые общие принципы выбора и расположения материала.
Продолжительность речи. В многовековой риторической практике установлено, что трудно удерживать внимание слушателей дольше, чем на три четверти часа, даже при использовании специальных риторических средств. Называют и ещё одну временную величину – 5 – 10 минут – естественный период, в течение которого человек может слушать не отвлекаясь.
Если ваше время ограничено по сравнению с обилием проблем, которые вы хотели бы рассмотреть, и если в вашу задачу не входит именно перечисление (как можно более полное) этих проблем, то тактически гораздо выгоднее не стараться «втиснуть» в выступление все многообразие вопросов, а выбрать один из них, но зато уж его проанализировать глубоко и всесторонне, а другие только назвать, связав с избранным.
Все части речи лучше всего подчинить одной конкретной цели. Оратора, как уже было замечено, принято сравнивать с полководцем. Это значит, что структурно речь должна быть организована, как войско, способное сражаться и победить. Конкретную цель речи оратор должен определить для себя с самого начала подготовки к выступлению.
Структура речи и её цель должны быть ясны не только оратору, но и слушателям; очевиден должен быть и порядок частей, их отдельность и их взаимосвязанность. Дело оратора – постоянно держать слушателей «в курсе» своих «планов» (выполняя закон общей риторики – закон продвижения и ориентации адресата).
На каждой отдельной смысловой позиции в речи нужно «закрепиться» – обосновать её и подчеркнуть её важность. Каждая позиция в речи – это своего рода «высота в бою».
Материал речи может располагаться в соответствии с двумя способами рассуждения: дедуктивным и индуктивным.
При дедуктивном принципе с самого начала дается сформулированный тезис, который затем доказывается в ходе всей речи.
Индуктивный путь обратный: от примеров, наблюдений, частных обоснований – к общему выводу – тезису.
Возможен и часто практикуется смешанный образец, соединяющий два основных.
Важно помнить, что выбор ведущего принципа организации содержания отнюдь не безразличен для тактики речи и определяется речевой ситуацией. Образец дедуктивный, так называемый «аристотелевский», хорош при положительном отношении аудитории к оратору (или его тезису). Если же аудитория настроена недоброжелательно, то тогда рекомендуют прибегать к индуктивному, «сократовскому», пути рассуждений. При информировании и «спокойном» рассуждении перед доброжелательной аудиторией употребителен «аристотелевский» образец.
Рассмотрим три важнейшие части речи – вступление, основную часть, заключение. Определим функции каждой из частей и задачи говорящего на каждом этапе.
Основные задачи оратора на этом этапе:
— установить контакт со слушателями, вызвать их расположение и доверие;
— привлечь внимание к своей теме, заинтересовать аудиторию не только интеллектуально, но и эмоционально, показать, что предмет речи актуален для всех присутствующих и лично для каждого.
Относительный объём введения при этом не должен быть большим – не более1/8 всей речи. Всё, что говориться, должно быть прямо связано с темой.
Введение при подготовке речи надо обдумать в последнюю очередь, когда оратор уже хорошо представляет своё выступление.
Существует несколько рекомендаций по исполнению «Введения»:
— не извиняйтесь, что вы плохой оратор, неопытны, или не представляете себе тему. Вообще не извиняйтесь!
— обратитесь к важности темы для слушателей;
— задайте хороший риторический вопрос, это привлекает внимание, активизирует мысль;
— используйте цитату – остроумную, уместную – или пословицу, это помогает установить контакт с аудиторией. Можно обратиться к историческому или литературному примеру, аналогии, авторитету.
Результатом вступления должны быть: любопытство слушателей, внимание и расположенность к вам и к вашей будущей теме. Также именно во вступлении четко называется тема и указывается основной тезис и нередко подразделения речи.
Основная часть речи не должна включать более пяти основных положений (иначе внимание слушателей и память самого оратора могут не выдержать). Позиции речи должны быть связаны логически и вытекать одна из другой.
Самые частые ошибки: выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, когда они реально включают сразу несколько вопросов.
Обосновывая свое мнение, рассмотрите возможные возражения сами, не дожидаясь, пока их вам выскажут – сравнивайте вашу точку зрения с другими, покажите, чем именно она выгодно отличается от прочих.
Тактика расположения доказательств определяется ситуацией речи. Если вы сами уверены в своей правоте, идите от самого слабого аргумента последовательно к наиболее сильному. Если же вы сами колеблетесь, выгодно привести сначала наиболее доказательное подтверждение вашего мнения, затем 2-3 менее сильных, а завершить доказательство аргументами сравнительно более сильными. Тактика аргументации предполагает и следующий приём: если все доказательства, имеющиеся в распоряжении, не слишком убедительны, их нагромождают («берут количеством»); если же они вполне надёжны, их можно рассматривать поочередно, отдельно, последовательно останавливаясь на каждом.
Цель этой последней части речи – «генеральный штурм» аудитории. Основные её задачи:
— дать возможность слушателям припомнить, о чем и что выговорили (поэтому здесь нужно повторить самое главное, причем с усилением). Ведь воспринимающий речь на слух не в состоянии пролистать её снова, как книгу;
— «закруглить» речь, активизировать аудиторию. Косвенный итог всего выступления можно подвести, воспользовавшись цитатой или образом, отражающим главную идею всего сказанного.
Никаких дополнительных сведений, никаких новых мыслей в заключении звучать не должно. Очень плохо, если слушатели уже настроились на конец, а вместо этого слышат: Да, ещё необходимо упомянуть о том-то и о том-то. Это мучительно для слушающих, раздражает аудиторию, да такого рода добавления в «Заключении» никто и не слушает, так что они практически бесполезны.
Особенно важно, чтобы «Заключение» заканчивалось бодро, внушало слушателю надежду и оптимизм, даже если речь посвящена тяжёлым и «трудным» вопросам.
Что же ещё нужно продумать оратору при подготовке к выступлению, чтобы выполнять закон локализации и продвижения адресата в публичной речи? Сформулируем правило: речь должна быть не только ладно скроена, но и крепко сшита. Это правило отражает необходимость переходов между частями речи. Они необходимы для того, чтобы слушающий мог почувствовать и осознать, «куда и как» его ведёт говорящий, увидеть конец речи и пути движения к нему, следить за этим движением.
Переходы связывают все части речи в единое целое и позволяют удерживать внимание аудитории. Это – отдельные фразы или несколько связанных фраз, которые необходимы:
— во «Введении» – перед формулировкой темы или тезиса;
— между темой и первой позицией основной части (снова называется тема и формулируется первый пункт основной части);
— между пунктами основной части: упоминаются уже рассмотренные позиции, называется следующая.
Резюме Дейла Карнеги
Всё выше сказанное соответствует законам и правилам классической риторики. Но, на мой взгляд, также большой интерес представляют рекомендации Дейла Карнеги, известного американского специалиста в области ораторского искусства и человеческих взаимоотношений, данные им в книге «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей».
Общие рекомендации Начинать готовиться к выступлению, особенно если оно важное, лучше не накануне, а за несколько дней. Это позволяет «вжиться» в
Как работать над устным выступлением
Другие доклады по предмету
Относительный объём введения при этом не должен быть большим не более1/8 всей речи. Всё, что говориться, должно быть прямо связано с темой.
Введение при подготовке речи надо обдумать в последнюю очередь, когда оратор уже хорошо представляет своё выступление.
Существует несколько рекомендаций по исполнению «Введения»:
Результатом вступления должны быть: любопытство слушателей, внимание и расположенность к вам и к вашей будущей теме. Также именно во вступлении четко называется тема и указывается основной тезис и нередко подразделения речи.
Самые частые ошибки: выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, когда они реально включают сразу несколько вопросов.
Обосновывая свое мнение, рассмотрите возможные возражения сами, не дожидаясь, пока их вам выскажут сравнивайте вашу точку зрения с другими, покажите, чем именно она выгодно отличается от прочих.
Тактика расположения доказательств определяется ситуацией речи. Если вы сами уверены в своей правоте, идите от самого слабого аргумента последовательно к наиболее сильному. Если же вы сами колеблетесь, выгодно привести сначала наиболее доказательное подтверждение вашего мнения, затем 2-3 менее сильных, а завершить доказательство аргументами сравнительно более сильными. Тактика аргументации предполагает и следующий приём: если все доказательства, имеющиеся в распоряжении, не слишком убедительны, их нагромождают («берут количеством»); если же они вполне надёжны, их можно рассматривать поочередно, отдельно, последовательно останавливаясь на каждом.
Цель этой последней части речи «генеральный штурм» аудитории. Основные её задачи:
Никаких дополнительных сведений, никаких новых мыслей в заключении звучать не должно. Очень плохо, если слушатели уже настроились на конец, а вместо этого слышат: Да, ещё необходимо упомянуть о том-то и о том-то. Это мучительно для слушающих, раздражает аудиторию, да такого рода добавления в «Заключении» никто и не слушает, так что они практически бесполезны.
Особенно важно, чтобы «Заключение» заканчивалось бодро, внушало слушателю надежду и оптимизм, даже если речь посвящена тяжёлым и «трудным» вопросам.
Что же ещё нужно продумать оратору при подготовке к выступлению, чтобы выполнять закон локализации и продвижения адресата в публичной речи? Сформулируем правило: речь должна быть не только ладно скроена, но и крепко сшита. Это правило отражает необходимость переходов между частями речи. Они необходимы для того, чтобы слушающий мог почувствовать и осознать, «куда и как» его ведёт говорящий, увидеть конец речи и пути движения к нему, следить за этим движением.
Переходы связывают все части речи в единое целое и позволяют удерживать внимание аудитории. Это отдельные фразы или несколько связанных фраз, которые необходимы:
Резюме Дейла Карнеги
Всё выше сказанное соответствует законам и правилам классической риторики. Но, на мой взгляд, также большой интерес представляют рекомендации Дейла Карнеги, известного американского специалиста в области ораторского искусства и человеческих взаимоотношений, данные им в книге «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей».