в какой части америки возникли древнейшие цивилизации индейцев

Как появилось коренное население Северной Америки: его история и культура.

в какой части америки возникли древнейшие цивилизации индейцев. Смотреть фото в какой части америки возникли древнейшие цивилизации индейцев. Смотреть картинку в какой части америки возникли древнейшие цивилизации индейцев. Картинка про в какой части америки возникли древнейшие цивилизации индейцев. Фото в какой части америки возникли древнейшие цивилизации индейцевИндейцы – коренное население Америки.

Многим, еще со школьных времен известно, что коренным населением Америки являются индейцы. А откуда пошло такое название? И как живут в современном мире, наполненном различными технологиями. Попробуем разобраться.

История индейских племен

В далеком 1492 году испанский мореплаватель Христофор Колумб совершал свою первую экспедицию, ставшую в последствии для него знаковой.

Цель Колумба была Индия. Испанский король снабдил его кораблями и провизией в надежде, что мореплаватель откроет более короткий путь в этот, наполненный пряностями и другими необычными для европейцев вещами, материк.

И проплыв Атлантический океан, мореплаватели оказались у берегов нового континента, получивший в последствии название Америка.

Ступив на сушу, экспедиция встретила местных жителей. Это были смуглые люди с прямыми черными волосами и орлиным носом (впоследствии, антропологи определили людей с данными чертами к американоидной расе).

Считая, что они добрались до Индии, Колумб обратился к аборигенам, назвав их индейцами.

Интересно! До Христофора Колумба берегов Америки уже достигали корабли различных мореплавателей. Первыми из европейцев пытались покорить новый континент норманны. В X веке Эрик Рыжий был изгнан из Исландии и вместе с другими викингами он разместился в Гренландии. Несколько десятилетий норманны пытались освоить Америку, однако каждый раз им оказывали сопротивление индейцы, или, как их называли викинги, скрелинги. Кроме скандинавов, Америку пытались также открыть арабы, китайцы, финикийцы, евреи и древние египтяне.

Ошибку Колумба никто не стал исправлять и с тех самых пор коренное население Америки называют индейцами. Однако, народом их тоже назвать нельзя было. Индейцы – это более 400 различных племен, населявшие обе Америки от Аляски на севере до Огненной земли на юге, и имеющие более 300 языков и диалектов.

Подробности

Так как же они оказались на этих материках?

Согласно недавним исследованиям Мичиганского университета, предки индейцев были выходцами из Азии, в частности из Алтая, Бурятии и Монголии. Генотипы нескольких индейских племен очень схожи с генотипами народов, которые проживали на территории современной южной Сибири. Именно это и стало подтверждением гипотезы, что предки эскимосов и индейцев переселились из Азии в Америку.

Интересно! В 1962 году при археологических раскопках в республике Бурятия был найден фрагмент зуба древнего человека. Согласно исследованиям, этот зуб принадлежал мужчине, жившему в районе озера Байкал более 14 тысяч лет назад. Приблизительный возраст предка был определен с помощью радиоуглеродного анализа древесного угля, который был найден рядом с зубом. А благодаря молекулярной биологии был расшифрован его ДНК, который указал, что этот мужчина является самым близким родственником коренного народа Америки.

Каким образом они оказались в Новом Свете?

Несколько десятков тысяч лет назад существовал Берингийский мост – сухопутный перешеек между двумя материками: Азией и Америкой. Впоследствии, этот мост превратился в Берингов пролив. Тем не менее, многочисленные племена будущих индейцев к тому времени уже успели расселиться по Новому свету. В результате археологических открытий стало известно, что первые переселения были совершены индейцами более 15 тысяч лет назад. И на протяжении нескольких тысяч лет было осуществлено несколько волн миграций в различные места американских материков.

Культура разных индейских племен

К моменту прибытия Христофора Колумба и других европейских колонизаторов, жизнь и культура коренного народа Америки была построена вокруг земледелия и охоты.

Но, как было сказано выше, все население было разделено на различные племена, и каждое из них имело свою культуру и язык. В первую очередь, это было связано с территорией, на которой проживали те или иные поселения.

Индейцев, проживающих на североамериканском материке можно было разделить на шесть территориальных групп:

К первой встрече с европейцами, эти народы не знали ни земледелия, ни инструментов. Для тлинкитов и других племен главным жизненным делом стало рыболовство, которое стимулировало развитие торговли.

Интересно! В 1867 году российский император Александр II продал Аляску правительству США. Колонизировать этот бывший участок империи не получалось в связи с ожесточенными конфликтами с индейским племенем тлинкитов в начале XIX века. Охота русских конкистадоров за мехом морских бобров подрывал экономическое благосостояние тлинкитов и послужило катализатором для военного конфликта. Продажа Аляски Соединенным Штатам Америки еще больше разозлило индейцев. Жирная точка в конфликте была поставлена лишь в 2004 году. Благодаря инициативе вождя клана и американских властей была проведена примирительная церемония между Россией и индейцами.

Основной религией тлинкитов был тотемизм. На деревянных столбах изображались различные животные: лягушки, орлы, косатки и другие. Однако, после ухода русских, православие стало проникать в религиозную жизнь племен. К концу XIX века около 1000 индейцев северо-западного побережья приняли православие.

В настоящее время численность тлинкитов и хайда насчитывается более 15 тысяч душ. Точное количество индейцев до встречи с европейцами не известна.

Племена великих равнин или прерий занимали регион в центральной части США и южно-центральную часть современной Канады. Одна группа племен вела кочевой образ жизни. Главной их добычей были американские бизоны. Из их шкур они создавали себе конусообразные палатки (типи) и одежду. Мясо этих животных употребляли в пищу, используя различные способы приготовления.

Другая группа вела оседлый образ жизни. Селились они, преимущественно, вдоль рек и занимались земледелием, выращивая кукурузу, маис и другие культуры.

в какой части америки возникли древнейшие цивилизации индейцев. Смотреть фото в какой части америки возникли древнейшие цивилизации индейцев. Смотреть картинку в какой части америки возникли древнейшие цивилизации индейцев. Картинка про в какой части америки возникли древнейшие цивилизации индейцев. Фото в какой части америки возникли древнейшие цивилизации индейцев

Религия этих племен была сфокусирована вокруг волшебной силы, которая приходила через видения и сон. Индейцы великих равнин верили в загробную жизнь, поэтому умерших они хоронили в выкопанных на вершине холма могилах, а затем зарывали камнями.

Большую часть современной Канады, от берегов Атлантического океана и до скалистых гор, заселяли кочевые племена индейских охотников. С помощью орудий (в их арсенале были лук, копья, палицы) они охотились на медведей и лосей. Шкура животных служила для создания жилья и одежды, как и у индейцев великих равнин. Кости трансформировались в орудия, а мясо использовалось в качестве пищи.

Еще одним излюбленным занятием было рыболовство и собирание растительной пищи, в частности, ягод.

Интересно! Одним из излюбленных видов собирательства лесных индейцев – был сбор кленового сока. Из него вываривали сладкую патоку или твердый сахар, а также просто употребляли в свежем виде.

Религия индейцев была представлена особой, своеобразной формой тотемизма. Каждая группа носила имя и поклонялась тому животному, благодаря которому существовала. Из костей и шкур создавались специальные амулеты, которые приносили удачу в охоте.

Индейские племена восточной части вели оседлый образ жизни. Главным жизненным делом для них было земледелие, собирательство и охота.

В племенах ирокезов царил абсолютный матриархат. Каждая общественная группа состояла из кровных родственников. Все они являлись потомками одной прародительницы. Такие общины назвались овачирами.

Интересно! Мужчина после вступления в брак, переселялся в овачиру жены, выполняя хозяйственную работу во благо этой племенной группы. В то же время, не забывал свою родную общину и активно участвовал в ее общественной жизни.

Племена индейцев юго-востока верили, что у всего на свете есть душа. Ирокезы преклонялись перед божествами растительного и животного мира. Кроме того, они верили, что природные явления и небесные светила тоже имеют божественную силу.

Калифорнийские индейцы – самая этнически раздробленная группа племен.

Эти народы жили лишь охотой и собирательством. Дома индейцев зависели от времени года: летом племена ночевали под навесом из ветвей или в небольших шалашах, а в зимнее время создавали жилища под землей.

Интересно! Калифорнийские индейцы первыми стали удалять из желудей вредное для человека вещество – танин. Вначале они высушивали сами желуди, потом расталкивали на плитах до превращения в муку. После чего, поливали получившийся порошок горячей водой и танин испарялся.

Одна из форм религий у калифорнийских индейцев была возрастная инициация. Это обряд, знаменующий переход на новую ступень жизненного пути.

Интересно! Один из видов инициации был своеобразный обряд, в основе которого лежит употребление опьяняющего напитка толоаче. Под его воздействием, к индейцу приходили видения, которые становились его религиозным почитанием на всю жизнь.

Индейцы этих племен занимались земледелием. Они выращивали кукурузу, маис, бобы и хлопок. Более того, у них было развито гончарное дело. Несмотря на отсутствие гончарного круга, эти изделия отличались необычной формой и различным орнаментом. А благодаря хлопковому волокну индейцы занимались изготовлением ткани.

Во главе каждого рода юго-западных индейцев стояла «старейшая мать», которая занималась урегулированием дел не только внутри своей общины, но участвовала в межплеменных собраниях.

Индейцы пуэбло верили в культ небесных светил и божественную силу природных явлений. Особое место занимал культ качин.

Интересно! Качина – небольшая разукрашенная кукла. Эта фигурка, по мнению племен, является воплощением духа умершего предка. Каждая качина имела определенный образ и помогала индейцами совершать различные обряды.

После открытия Колумбом североамериканского материка, в Новый Свет поспешили и другие европейские мореплаватели. С этого момента началась колонизация Америки и индейская демографическая катастрофа

Важно! Индейцы жили почти 12 тысяч лет, а были практически уничтожены за 4 столетия.

в какой части америки возникли древнейшие цивилизации индейцев. Смотреть фото в какой части америки возникли древнейшие цивилизации индейцев. Смотреть картинку в какой части америки возникли древнейшие цивилизации индейцев. Картинка про в какой части америки возникли древнейшие цивилизации индейцев. Фото в какой части америки возникли древнейшие цивилизации индейцев

Второй причиной демографической катастрофы стали междоусобные войны. Постепенно индейцы стали налаживать торговые отношения с европейскими колонизаторами. Однако, высокий уровень конкуренции привел к целому ряду, так называемых, бобровых войн, происходивших в XVII веке.

Интересно! Высокий спрос на пушнину и товары европейского производства стали катализатором для экспансии племени ирокезов и вытеснения могикан с их территорий.

Итогом этих войн стало обесценивание пушнины, большое количество погибших индейцев и европейцев и подписание Монреальского мирного договора в 1701 году.

В 1830 году президент США Эндрю Джексон подписал закон о переселении индейцев. В его интересах была продажа европейским колонистам обустроенных и освоенных индейцами земель. Этот закон предполагал переселение индейских племен с юго-востока Северной Америки на дикие земли Великих равнин.

Интересно! Переселение пяти цивилизованных индейских племен (чирок, чикасо, чокто, маскоги, семинолы) назвали «Дорогой слез»

По словам президента, переселение индейцев носит исключительно положительный характер. В первую очередь племена сохранят свой традиционный образ жизни и будут защищены от пагубного влияния «белых людей». Однако, вместе с тем, Джексон видел в индейцах препятствие на пути к развитию «цивилизованного общества».

Итогом этого «добровольно-принудительного» переселения стали многочисленные смерти индейцев пяти цивилизованных племен.

По данным статистики, численность коренного населения Америки в период с 1500 по 1900 год уменьшилась с 15 миллионов до 200 тысяч человек.

Как живут индейцы в современном мире?

9 мая в США отмечается национальный праздник – день индейцев. Так как же существуют в современном мире коренные жители Америки?

В настоящее время индейцы живут практически в таких же условиях, как и потомки европейских колонизаторов.

Только одна третья часть индейцев обитает в резервациях – специально отведенных, автономных территориях для проживания. Более того, для коренного населения Северной Америки существует большой количество льгот, которые распространяются не только на жилье, но и на учебу. Но, чтобы воспользоваться специальными условиями, необходимо доказать свою принадлежность к какому-либо племени. Достаточно лишь, чтобы один из ваших предков был упомянут в справочниках XX века или иметь определенный процент индейской крови.

А, учитывая тот факт, что коренные народы Северной Америки когда-то переселились с территории современного Алтая… Кто знает, может быть и у нас есть маленькая капля индейской крови.

Источник

Цивилизации североамериканских индейцев

в какой части америки возникли древнейшие цивилизации индейцев. Смотреть фото в какой части америки возникли древнейшие цивилизации индейцев. Смотреть картинку в какой части америки возникли древнейшие цивилизации индейцев. Картинка про в какой части америки возникли древнейшие цивилизации индейцев. Фото в какой части америки возникли древнейшие цивилизации индейцев

История народов американского континента до их встречи с европейцами в XVI в. развивалась самостоятельно и почти без взаимодействия с историей народов других континентов. Письменные памятники древней Америки очень скудны, а имеющиеся ещё не прочитаны. Поэтому историю американских народов приходится восстанавливать главным образом по археологическим и этнографическим данным, а также по устной традиции, записанной в период европейской колонизации.

Народы Америки до начала евроопейской колонизации

Ко времени вторжения в Америку европейцев уровень развития её народов был неодинаковым в различных частях континента. Племена большей части Северной и Южной Америки находились на разных ступенях первобытно-общинного строя, а у народов Мексики, Центральной Америки и западной части Южной Америки в это время уже развивались классовые отношения; они создали высокие цивилизации. Именно эти народы прежде всего подверглись завоеванию; испанские завоеватели в XVI в. разрушили их государства и культуру и поработили их.

Первоначальное заселение Америки

Америка была заселена из Северо-Восточной Азии племенами, родственными монголоидам Сибири. По своему антропологическому типу американские индейцы и в ещё большей степени эскимосы, переселившиеся в Америку позже, сходны с населением Северной и Восточной Азии и входят в большую монголоидную расу. Освоение огромных пространств нового материка с чуждыми природными условиями, чуждым растительным и животным миром представляло для переселенцев трудности, преодоление которых потребовало больших усилий и длительного времени.

Переселение могло начаться в конце ледниковой эпохи, когда между Азией и Америкой, очевидно, имелась перемычка суши на месте нынешнего Берингова пролива В послеледниковую эпоху переселение могло продолжаться и морским путём. Судя по геологическим и палеонтологическим данным, заселение Америки произошло за 25—20 тыс. лет до нашего времени. Эскимосы расселились по арктическому побережью в I тысячелетии н. э. или даже позднее.

Переселившиеся отдельными группами племена охотников и рыболовов, материальная культура которых стояла на уровне мезолита, в поисках добычи передвигались, как можно заключить по археологическим памятникам, с севера на юг вдоль тихоокеанского побережья. Сходство некоторых элементов культуры коренного населения Южной Америки с культурой народов Океании дало повод к теории о заселении всего американского материка из Океании. Несомненно, что связи Океании с Южной Америкой в древности имели место и играли известную роль в заселении этой части Америки.

Однако некоторые сходные элементы культуры могли развиваться самостоятельно, не исключена и возможность более поздних заимствований. Например, культура батата распространилась из Южной Америки в Океанию, банан и сахарный тростник были завезены в Америку из Азии.

Этнографические и лингвистические данные свидетельствуют о том, что передвижения древних индейских племён происходили на обширных пространствах, причём часто племена одних языковых семей оказывались расселёнными между племенами других языковых семей. Основной причиной этих переселений была, очевидно, необходимость увеличения земельной площади при экстенсивном хозяйстве (охота, собирательство). Однако хронология и конкретно-историческая обстановка, в которой происходили эти переселения, остаются пока неосвещёнными.

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

К началу XVI в. население Северной Америки состояло из большого числа племён и народностей. По типам хозяйства и историко-этнографической общности они делились на следующие группы: приморские охотники и рыболовы арктической зоны — эскимосы и алеуты; рыболовы и охотники северо-западного побережья; охотники северной полосы нынешней Канады; земледельцы восточной и юго-восточной части Северной Америки; охотники на бизонов — племена прерий; собиратели диких семян, рыболовы и охотники — племена Калифорнии; народы с развитым поливным земледелием юго-запада и юга Северной Америки.

Племена арктического побережья

Большую часть пищи эскимосы ели в сыром виде, что предохраняло их от цинги. Наименование эскимосы происходит от индейского слова «эскимантьик», что означает «поедающие сырое мясо».

Индейцы северо-западного побережья

Типичными для этой группы были тлинкиты. Главным источником их существования была рыбная ловля; рыба лососевых пород составляла их основное питание. Недостаток в растительной пище возмещался сбором диких ягод и плодов, а также водорослей. Для каждого вида рыбы или морских животных существовали особые гарпуны, дротики, копья, сети. Тлинкиты пользовались костяными и каменными шлифованными орудиями. Из металлов им известна была лишь медь, которую они находили в самородном виде; её ковали холодным способом. Чеканные медные плитки служили средством обмена. Гончарство не было известно. Пищу варили в деревянных сосудах, бросая в воду раскалённые камни.

У этого племени не было ни земледелия, ни животноводства. Единственным прирученным животным была собака, которая использовалась на охоте. Интересен способ, которым тлинкиты получали шерсть: они загоняли в огороженные места диких овец и коз, стригли их и снова отпускали на свободу. Из шерсти ткали накидки, позднее из шерстяной ткани стали изготовлять рубашки.

Тлинкиты жиличасть года на берегу океана. Здесь они охотились на морского зверя, главным образом на морскую выдру. Дома возводились из оструганных каменным теслом брёвен, без окон, с дымовым отверстием в крыше и маленькой дверцей. Летом тлинкиты поднимались вверх по течению рек для ловли лосося и собирания плодов в лесах.

Основной общественной единицей северо-западных племён был род. Роды, называвшиеся по именам тотемных животных, объединялись во фратрии. Отдельные племена стояли на разных ступенях перехода от материнского рода к отцовскому; у тлинкитов при рождении ребёнок получал имя материнского рода, но в отрочестве ему давалось второе имя — по отцовскому роду. При заключении брака жених отрабатывал у родителей невесты год или два, затем молодые уходили в род мужа. Особо близкие отношения между дядей с материнской стороны и племянниками, частичное наследование по материнской линии, сравнительно свободное положение женщины — все эти черты говорят о том, что у племён северо-западного побережья сохранялись значительные пережитки матриархата. Существовала домашняя община (барабора), ведшая общее хозяйство. Развитие обмена способствовало накоплению излишков у старейшин и вождей. Частые войны и захват рабов ещё более увеличивали их богатство и власть.

Наличие рабства — характерная черта общественного строя этих племён. Фольклор тлинкитов, как и некоторых других северо-западных племён, рисует картину зачаточной формы рабовладения: рабы находились во владении всей родовой общины, вернее её подразделения, бараборы. Такие рабы — по нескольку человек на барабору — выполняли домашние работы и участвовали в рыбной ловле. Это было патриархальное рабство с коллективным владением рабами-военнопленными; рабский труд не составлял основы производства, а играл подсобную роль в хозяйстве.

Индейцы восточной части Северной Америки

Жилищем прибрежных алгонкинских племён служил вигвам — шалаш из стволов молодых деревьев, кроны которых соединялись вместе. Образованный таким путём куполообразный остов покрывался кусками древесной коры.

У племён восточной части Северной Америки в начале XVI в. господствовал первобытно-общинный строй.

Наиболее типичными для всей группы восточных племён были ирокезы. Образ жизни и общественное устройство ирокезов были описаны во второй половине XIX в. известным американским учёным Льюисом Морганом, реконструировавшим основные черты их строя до колонизации.

Большую роль играла охота на оленя, лося, бобра, выдру, куницу и других лесных зверей. Особенно много добычи получали от загонной охоты. Весной и летом ловили рыбу.

Орудиями ирокезов служили мотыги и топоры из шлифованного камня. Ножи и наконечники стрел и копий изготовлялись из самородной меди. Было развито гончарство, хотя и без гончарного круга. Для изготовления одежды ирокезы обрабатывали шкуры, в особенности оленьи, выделывая замшу.

Жилищем ирокезов были так называемые длинные дома. Основу этих домов составляли вбитые в землю деревянные стойки, к которым при помощи лыковых верёвок привязывали пластины древесной коры. Внутри дома имелся центральный проход около 2 м в ширину; здесь на расстоянии примерно 6 м один от другого были расположены очаги. Над очагами в крыше имелись отверстия для выхода дыма. Вдоль стен шли широкие помосты, отгороженные с обеих сторон простенками. У каждой супружеской пары было отдельное спальное помещение длиной около 4 м, открытое только к очагу. На каждые четыре помещения, расположенные друг против друга попарно, устраивался один очаг, на котором в общем котле варили пищу. Обычно в одном таком доме бывало 5—7 очагов. К дому прилегали также общие кладовые.

«Длинный дом» наглядно показывает характер наиболее мелкой общественной единицы ирокезов — овачиры. Овачира состояла из группы кровных родственников, потомков одной прародительницы. Это была матриархально-родовая община, в которой производство и потребление было коллективным.

Земля — основное средство производства — принадлежала роду в целом, овачиры пользовались отведёнными им участками.

Мужчина, вступавший в брак, переходил жить в дом овачиры жены и участвовал в хозяйственных работах этой общины. Он продолжал в то же время сохранять принадлежность к своей родовой общине, выполняя общественные, религиозные и другие обязанности со своими родичами. Дети принадлежали к овачире и роду матери. Мужчины сообща охотились и ловили рыбу, вырубали лес и расчищали почву, строили дома и ограждали селения от врагов.

Женщины овачиры совместно обрабатывали землю, сеяли и сажали растения, собирали урожай и складывали запасы в общие кладовые. Сельскохозяйственными и домашними работами распоряжалась старейшая женщина, она же распределяла съестные припасы. У ирокезов было широко распространено гостеприимство. В ирокезском селении не могло быть голодных до тех пор, пока хоть в одном доме оставались запасы.

Вся власть внутри овачиры принадлежала женщинам. Главой овачиры была правительница, выбиравшаяся женщинами-матерями. Кроме правительницы, женщины-матери выбирали военного вождя и «старшину для мирного времени». Последнего европейские авторы называли сахемом, хотя «сахем» — слово алгонкинское и ирокезы его не употребляли. Правительницы, сахемы и военные вожди составляли совет племени.

Уже после начала колонизации Америки, но до соприкосновения ирокезов с европейцами, около 1570 г., пять племён ирокезов образовали союз: Лигу ирокезов. Легенда приписывает её организацию мифическому Гайавате. Во главе Лиги стоял совет, который составляли сахемы племён. На совет сходились не только сахемы, но и рядовые члены племени. Если предстояло решить важный вопрос, то собирались полностью племена Лиги.

Старейшины рассаживались у костра, остальные размещались вокруг. В обсуждении могли участвовать все, но окончательное решение принимал совет Лиги; оно должно было быть единогласным. Голосование проходило по племенам; каждое племя, таким образом, имело право вето. Обсуждение проходило в строгом порядке, с большой торжественностью. Лига ирокезов достигла своего расцвета в 70-х годах XVII в.

Лесные охотничьи племена Канады

Индейцы прерий

В прериях жили многочисленные индейские племена. Наиболее типичными их представителями были дакота, команчи, арапахи и чеиены. оти племена оказали особенно упорное сопротивление европейским колонизаторам.

Несмотря на принадлежность к разным языковым семьям, индейцев прерии объединяли общие черты хозяйственной деятельности и культуры.

Основным источником их существования была охота на бизона.

Бизон давал мясо и жир для питания, мех и кожу для одежды и обуви, а также для покрытия шалашей. Индейцы прерий охотились пешими, ( Только во второй половине XVIII в. индейцы приручили лошадь. Завезённые некогда первыми колонистами из Европы, эти животные, частично одичавшие, образовали стада так называемых мустангов. Индейцы ловили и объезжали их.) с собаками, применяя лук и стрелы. Охота была коллективной. Индивидуальная охота запрещалась. Нарушившего запрет жестоко наказывали.

Жилищем большинства племён прерий служила коническая палатка из бизоньих шкур. В лагере, представлявшем собой временное поселение, палатки расставлялись по кругу — так удобнее было отражать внезапные нападения врагов. В центре воздвигалась палатка племенного совета.

Индейцы прерий жили племенами, делившимися на роды. У части племён ко времени прихода европейцев существовала ещё матриархальная организация. У других уже совершился переход к отцовскому роду.

Калифорнийские индейцы

Индейцы Калифорнии представляли собой одну из наиболее отсталых групп коренного населения Северной Америки. Характерной особенностью этой группы была крайняя этническая и языковая дробность; племена Калифорнии принадлежали к нескольким десяткам мелких языковых групп.

У калифорнийцев господствовал первобытно-общинный строй. Племена делились на экзогамные фратрии и роды. Родовая община, как хозяйственный коллектив, владела общей охотничьей территорией и рыболовными угодьями. У калифорнийцев сохранялись значительные элементы материнского рода: большая роль женщины в производстве, материнский счёт родства и т. п.

Индейцы юго-запада Северной Америки

Наиболее типичными для этой группы были племена пуэбло. Данные археологии позволяют проследить историю индейцев пуэбло до первых веков нашей эры. В VIII в. индейцы пуэбло уже занимались земледелием и создали систему искусственного орошения. Они сажали кукурузу, бобы, тыкву и хлопок. У них было развито гончарное дело, но без гончарного круга. Керамика отличалась красотой формы и богатством орнамента. Они употребляли ткацкий станок и изготовляли ткани из хлопкового волокна.

Испанское слово «пуэбло» значит селение, община. Испанские завоеватели назвали так группу индейских племён по поразившим их селениям, представлявшим собой одно общее жилище. Жилище пуэбло состояло из одного строения из сырцового кирпича, внешняя стена которого замыкала всё селение, делая его недоступным для нападения извне. Жилые помещения спускались уступами внутрь огороженного двора, образуя террасы, так что крыша нижнего ряда служила дворовой площадкой для верхнего. Другой тип жилищ пуэбло — вырытые в скалах пещеры, также спускающиеся уступами. В каждом из таких селений жило до тысячи человек.

В середине XVI в., в период вторжения испанских завоевателей, селения пуэбло представляли собой общины, каждая из которых имела свою территорию с орошаемыми землями и охотничьими угодьями. Обрабатываемая земля распределялась между родами. В XVI—XVII вв. все ещё преобладал материнский род. Во главе рода стояла «старейшая мать», которая наряду с военным вождём-мужчиной регулировала внутриродовые взаимоотношения. Домохозяйство велось кровнородственной группой, состоявшей из женщины — главы группы, её холостых и вдовых братьев, её дочерей, а также мужа этой женщины и мужей её дочерей. Домохозяйство пользовалось отведённым ему участком родовой земли, а также зернохранилищем.

Духовная культура индейцев Северной Америки

Господство родовых отношений отразилось и в религии индейцев — в их тотемистических верованиях. Слово «тотем» на языке алгонкинов буквально означало «его род». Тотемом считались животные или растения, по названиям которых именовались роды. Тотемы считались как бы сородичами членов данного рода, имеющими с ними общее происхождение от мифических предков.

Верования индейцев были пронизаны анимистическими представлениями. У более развитых племён существовала богатая мифология; из сонма духов природы были выделены верховные духи, которым приписывалось управление миром и судьбами людей. В культовой практике господствовал шаманизм.

Индейцы хорошо знали звёздное небо, расположение планет и ориентировались по ним в своих путешествиях. Изучив окружающую флору, индейцы не только употребляли дикие растения и плоды в пищу, но и использовали их в качестве лекарств.

Современная американская фармакопея многое заимствовала из народной индейской медицины.

Очень богатым было художественное творчество североамериканских индейцев, в частности их фольклор. В сказках и песнях поэтически изображались природа и жизнь индейцев. Хотя героями этих сказаний часто являлись животные и силы природы, но их жизнь рисовалась по аналогии с человеческим обществом.

Кроме поэтических произведений, у индейцев существовали и исторические предания, которые рассказывались старейшинами на собраниях. У ирокезов, например, при утверждении нового сахема один из старейшин рассказывал собравшимся о событиях прошлого. Во время рассказа он перебирал снизки белых и лиловых бус, выточенных из раковин, скреплённые в виде широких полос или нашитые в виде узора на полосы ткани. Эти полосы, известные европейцам под алгонкинским названием вампум, обычно употреблялись как украшения. Их носили в виде поясов или перевязей через плечо. Но вампум играл также роль мнемонического средства: рассказывая, оратор водил рукой по узору, образуемому бусами, и как бы вспоминал далёкие события. Вампум передавался также через гонцов и послов соседним племенам как знак полномочия, служил своего рода символом доверия и обязательства не нарушать обещания.

Индейцы разработали систему условных знаков, при помощи которых передавали сообщения. Знаками, вырезанными на коре деревьев или составленными из ветвей и камней, индейцы сообщали нужные сведения. На дальнее расстояние сообщения передавали при помощи костров, днём — дымящихся, ночью — горящих ярким пламенем.

Вершиной духовной культуры индейцев Северной Америки была их зачаточная письменность — пиктография, картинное письмо. Дакота составляли летописи или календари, нарисованные на коже; рисунки передавали в хронологическом порядке события, происшедшие в данном году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *