в каком значении употреблено слово рукоять в следующем контексте
РУССКИЙ_ЯЗЫК_III_ЭТАП_ЗАДАНИЯ+ОТВЕТЫ
ЗАДАНИЯ И ОТВЕТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 2010 / 2011 УЧЕБНОМ ГОДУ
Задания для проведения Олимпиады в 9 классе
В истории русского языка в слове губа ударение в формах ед.ч. сместилось с первого слога на второй под влиянием некоторых других слов ж.р., образующих закрытую группу и схожих со словом губа по значению и структуре. Назовите все эти слова. Что объединяет все эти слова (фонетически и семантически)?
Щека, рука, нога, ноздря, скула, стопа, десна. Все эти слова – названия парных частей тела. Их фонетическая общность заключается в том, что все они двусложные с ударением на окончании (кроме формы вин.п. мн.ч.).
По 0,5 балла за каждое слово (+ 0,5 балла, если перечислены все), по 2 балла за указание в ответе на
— название парных частей тела,
— ударение на окончании. Итого: максимум 10 баллов.
В каких случаях корни слов колонна, кристалл, тонна, оперетта пишутся не с удвоенной согласной? Приведите примеры (по одному для каждого корня) и дайте им объяснение.
В этих корнях пишется одна, а не удвоенная согласная при присоединении к ним некоторых суффиксов, например: колонка, колончатый, кристальный, пятитонка,
По 1 баллу за приведение примера к каждому корню (приведение большего количества примеров на корень количества баллов не увеличивает).
4 балла за объяснение. Итого 8 баллов.
Какое значение, отличающееся от современного, выявлялось в древности у слова рукоять в следующем контексте:
[Он] повел& изобильн& накормити слоны рукоятьми [зерна].
Слово рукоять в современном русском языке имеет значение ‘часть предмета, механизма, инструмента, за которую держатся рукой при пользовании им или берутся рукой для приведения в движение’ (то же, что рукоятка ).
(например, рукоять меча ).
В данном фрагменте у слова рукоять в сочетании с существительным зерно выявляется конкретное значение ‘горсть, пригоршня’.
Максимум – 8 баллов.
1. Как возникло это выражение?
2. Соответствует ли оно нормам литературного языка? Если нет, как его исправить?
1. Это контаминация (объединение частей) двух устойчивых выражений, близких по лексическому составу и значению: а) висеть (держаться) на волоске – обычно о жизни, также о судьбе, работе, мире и т.п.; б) быть, оказаться на волосок от – обычно: смерти, гибели, также войны, трагедии, краха, катастрофы. Они взаимозаменяемы
За исправление – 2 балла.
Знание термина «контаминация» не учитывается и не оценивается отдельно. Итого – до 8 баллов.
Дополните каждый из рядов одним словом из ряда: фонарный, элитарный,
Обоснуйте свое решение.
сапожнич- а ть кубист- ск ий воспитатель- н ый
осторожн- ича ть сноб- истск ий положи- тельн ый
В первом столбике слова, называющие действия и качества лиц, которые образованы от названий этих лиц по занятиям или роду деятельности: сапожник, кубист,
За указание на принцип распределения слов разных частей речи по двум рядам – 3 балла. За обоснование этого решения на основе учета словообразовательных особенностей слов – 2 балла.
За дополнение каждого из рядов слов подходящим по словообразовательным особенностям – 2 балла. За обоснование своего решения – 2 балла
Итого – до 9 баллов.
Каковы грамматические различия слов вирус, страус, плинтус и как они проявляются?
Эти слова различаются между собой с точки зрения категории одушевлённости/неодушевлённости. Как известно, одушевлёнными словами в русском языке называются те, у которых форма В.п. мн.ч. совпадает с формой Р.п. мн.ч. (а для слов м.р. II скл. – и В.п. и Р.п. ед.ч.). Если мы поставим эти три слова в названные формы, то увидим, что слово страус будет вести себя строго как одушевлённое ( вижу страусов
будет колебаться между двумя вариантами (в разговорной речи возможны формы и убить
По 1 баллу за слово, до 4 баллов за подробное объяснение, 1 балл за указание, что у слов II скл. м.р. одушевлённость проявляется как в формах мн.ч., так и ед.ч.
Что общего и что различного можно отметить в грамматическом строении данных предложений?
1. Я знаю, что ты читаешь.
2. Я видел, как он уходил.
3. Я спрошу, когда мы вернёмся.
1) Все предложения являются сложноподчинёнными. 2) Во всех предложениях союзное средство может быть понято как союз или как союзное слово, то есть все они допускают двойное толкование.
3 балла за 4). Итого 8 баллов.
Известный русский лингвист Афанасий Матвеевич Селищев в своей статье «Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ» (1948) выделил несколько групп личных имен и прозвищ, от которых образовались потом фамилии. Среди этих групп он называл такие, как обстоятельства появления нового члена семьи ( Найден, Ненаш, Неждан и др.), порядок и время рождения ( Первой, Годовик и др.), внешний вид, физические особенности ( Безбородой, Губан, Ноздря и др.), свойства ( Баламут, Дикой и др.) и многие другие.
Как Вы думаете, к каким группам по происхождению А.М. Селищев отнес бы следующие фамилии?
Распределите по данным трём группам следующие фамилии: Волков, Ковалев,
Как называется раздел языкознания, изучающий собственные имена?
— за определение значения каждой группы – по 2 балла (итого: максимум 6 баллов за 3 группы),
— за внесение в группы фамилий из дополнительного списка – 1 балл за каждую фамилию (итого: максимум 3 балла за 3 фамилии),
— за ответ на вопрос о разделе языкознания – 2 балла.
Если ко всем фамилиям из 2 группы дается правильный комментарий – добавить 1
Прочитайте древнерусский текст, переведите его, выполните задания к нему.
Мати его бэ тэлъмь крэпъка и сильна яко же и ì¹æü ; аùе áо êто и íе
3. Приведите слова современного русского языка, однокоренные со словом
1. Беседа – это устная форма общения, поэтому особенности голоса, речи могут служить признаком человека; в данном контексте именно голос матери, видимо, очень низкий по тембру, давал повод думать, что это говорит мужчина.
2. Слово мужь в данном случае означает не супруга, а вообще мужчину. В современном русском языке это слово в данном значении употребляется в высоком стиле речи: ученый муж, государственный муж и т. п.
3. Однокоренными словами современного русского языка являются такие, как мнимый, мнимость, мнительный, мнение; все они относятся к умственной деятельности человека, но указывают на такие ее результаты, которые не совпадают или даже противоречат объективной действительности.
За перевод – максимум 4 балла (за ошибки баллы вычитаются), за ответ на 1 вопрос
– 2 балла, на 2 вопрос – 2 балла, на 3 вопрос – 2 балла. Итого: максимум 10 баллов.
Задания для проведения Олимпиады в 10 классе
У существительных женского рода I склонения для форм родительного, дательного
Каким образом можно принять это решение? У каких именно существительных?
5 баллов за указание на чередование перед –е, 3 балла за существительные с твердой основой, 2 балла за указание на то, что согласный парный.
Какому орфографическому принципу подчиняется написание слов транскри п ция
(при транскри б ировать ), суффи к с (при суффи г ированный )? Какие морфемы в современном русском языке наиболее часто имеют варианты под влиянием данного принципа? Приведите 3-4 примера слов с такими морфемами.
С точки зрения современного русского языка написания транскри п ция (при
транскри б ировать ), суффи к с (при суффи г ированный ) реализуют фонетический принцип орфографии («как слышим, так и пишем»).
Наиболее часто под влиянием данного принципа имеют варианты
1) приставки на З/С ( бездумный – бесконечный )
2) корни, начинающиеся с И, в которых после приставок на согласный пишется Ы
4 балла за указание на фонетический принцип, 2 балла за указание на приставки на З/С (случай 1 типа) и 2 балла за указание на корни, начинающиеся с И/Ы (случай 2 типа), по 1 баллу за наличие примеров на каждый из 2 случаев (всего 2 балла; для начисления балла желательно, чтобы в ответе было по 1-2 примера на каждый случай; если общее количество примеров больше четырёх, количество баллов не увеличивается).
Итого: максимум 10 баллов.
По т&мь [русским] городомъ [были] находници (=находники) варязи (= варяги) (Повесть временных лет).
За первоначальное значение глагола находить – 3 балла. Значение слова находник
– 3 балла. Если указаны родственные слова (сравни: приходить, выходить, отходить ) – 2 балл.
Итого: максимум 8 баллов.
Удаленный доступ (в Интернет) и удаленный зуб.
1. Чем различаются значения каждого прилагательного, представленные в паре примеров?
2. Как эти значения возникли?
1. Переместить на более далекое
мишень на десять метров.
2. Убрать, вынести, вывести и т. п.
что-л. лишнее, ненужное, мешавшее. ||
от удалить (то есть тот
Устранить каким-л. способом (снять,
срезать, вырвать и т. п.). Удалить зуб.
1. За правильное указание значений причастий (иногда переходящих в прилагательные): 1 балл ( удаленный доступ ) и 1 балл ( удаленный зуб ),
2. За указание, что эти значения образованы от разных значений глагола – 1 балл, за правильное указание значений глагола – 2 балла (‘переместить на более далекое расстояние; отдалить’) и 2 балла (‘убрать, вынести, вывести и т. п. что-л. лишнее, ненужное, мешавшее, устранить каким-л. способом (снять, срезать, вырвать и т. п.).’).
В данном предложении объединяются два известных фразеологических выражения. Восстановите их первоначальный вид, значения, укажите их источники.
Солдаты требовали, чтобы им показывали иностранные фильмы… даёшь Фербенкса и Мэри Пикфорд, и никаких других «гвоздей сезона!» (Г.Рыклин).
В данном предложении происходит контаминация фразеологических выражений «и никаких гвоздей» и «гвоздь сезона». Выражение «гвоздь сезона» в значении ‘самое заметное, замечательное, значительное, главное в чем-либо’ (ср. гвоздь сезона, концерта, выставки ) – калькированный перевод французских словосочетаний (типа clou de l’exposition). Как отмечает В.В.Виноградов, подобное словоупотребление возникло после Всемирной выставки в Париже 1889 г., когда гвоздём выставки в прямом и переносном смысле стала выстроенная к этому событию Эйфелева башня. Выражение «и никаких гвоздей» в значении ‘и больше ничего, нечего больше разговаривать’ стало известным благодаря стихотворению В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» ( Светить – и никаких гвоздей! // Вот лозунг мой и солнца! ). Данное выражение, по мнению В.В.Виноградова, образовалось в жаргоне артистической богемы под влиянием выражений гвоздь выставки, сезона и под. и идиомы, вышедшей из кавалерийской команды И никаких! (Виноградов В.В. История слов. Т.1). Попытки некоторых фразеографов возвести выражение гвоздь сезона к
выражениям засесть гвоздём; сидеть, как гвоздь, в голове В.В.Виноградов признает натяжкой.
— по 1 баллу за указание каждого фразеологизма (всего 2 балла)
— по 1 баллу за указание значения (всего 2 балла). Этимология:
— и никаких гвоздей : 1 балл за указание на Маяковского, 2 балла за этимологию по В.В.Виноградову ;
Вопрос
Прочитайте текст. О каком городе идёт в нём речь? Почему этот город имел такое необычное название?
Некогда вечный соперник Москвы, гордый и неуступчивый Господин Великий Новгород, утратив со временем былое могущество, всё же напоминает о себе, о своём былом величии. Именно Великий Новгород одарил нас такими замечательными памятниками письменности Древней Руси, как берестяные грамоты. За 50 лет работы новгородской археологической экспедиции было найдено 915 таких грамот.
Новгородские берестяные грамоты — это личные письма, черновики деловых бумаг, памятные заметки «для себя». Найдены и тексты, принадлежащие учащимся. Например, целая серия упражнений в азбуке и рисунков мальчика Онфима и его товарища, живших в Новгороде в XIII веке.
Берестяные грамоты подтверждают давнее предположение о широком распространении грамотности на Руси, особенно в средневековом Новгороде, где умение читать и писать было достоянием самых различных слоёв населения. Средневековая Западная Европа такого широкого распространения грамотности не знала.
1. Используя информацию, сопровождающую текст, объясните значение слова берёста.
2. В каком значении употреблено слово грамота в прочитанном тексте:
3. Приведите примеры книжных и нейтральных слов из этого текста.
4. Объясните значение слова одарить. Как вы думаете, почему открытие новгородских берестяных грамот — дар современным людям?
Тренировочные
задания по лексике и фразеологии
СРОЧНООО ПОООМОГИТЕ
10. В каком
примере допущена лексическая ошибка?
1) причинить боль
2) стилистические
пометки
3) играть роль
4) иметь значение
11. В каком примере
допущена лексическая ошибка?
1) проблемная
статья
2) особая значимость
3) выполнять
продукцию
4) существо
вопроса
12. В каком примере
нет лексической ошибки?
1) памятный
сувенир
2) романтическая
история
3) сытная жизнь
4) каждая минута
времени
13. В каком
предложении не использован синоним
существительного беспокойство?
1) Он бы успокоился
на мой счёт; тревога бы у него прошла
за меня.
2) Он посмотрел
на свои тонкие исхудавшие пальцы, и
старые, загнанные внутрь обиды вспыхнули
в нём с новой силой, и душа его сжалась
в смятении и боли.
3) Она ждала,
тревожно прислушиваясь, и внезапно
вздрогнула, когда снаружи донёсся к
нам глухой смешанный шум.
4) В лице её я
заметил какое-то нервное волнение.
14. В каком примере
неправильно дана пара синонимов?
1) дистанция —
расстояние
2) фиаско — победа
3) приоритет —
первенство
4) функционировать
— работать
15. В каком ряду
не все слова являются синонимами?
1) узы, оковы,
путы
2) воображение,
фантазия, вымысел
3) усердие,
одолжение, услуга
4) холм, пригорок,
возвышенность
Материалы для подготовки студентов к олимпиаде по русскому языку и культуре речи.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ АВТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Рассмотрено на заседании цикловой
комиссии филологических дисциплин
Протокол № 7 от 22.02.2018
Председатель цикловой комиссии
______________ М.Н. Тарасова
Автор-составитель: М.Н.Тарасова, преподаватель ОБПОУ «КАТК».
Умницы и умники. Материалы для подготовки студентов к олимпиаде по русскому языку и культуре речи. / сост. М.Н.Тарасова. – Курск: ОБПОУ «КАТК», 2018. – 38с.
Представленные материалы содержат задания повышенного уровня сложности и направлены на подготовку студентов к олимпиаде по предмету «Русский язык». Задания охватывают все разделы языка, позволяют студенту самостоятельно определить уровень усвоения пройденного материалы и в случае возникновения трудностей обратиться за своевременной помощью к преподавателю, с тем, чтобы вместе решить возникшие вопросы.
Качественное выполнение заданий позволит студенту набрать наибольшее количество баллов, а преподавателю выявить обучающихся, которые смогут представить свое учебное заведение на последующих этапах Олимпиады.
Материалы предназначены для студентов, обучающихся по специальностям среднего профессионального образования.
ОБПОУ «Курский автотехнический колледж», 2018
Олимпиада – это образовательное пространство, создаваемое с целью популяризации знаний, формирования мотивации, ответственности обучащихся и преподавателей за уровень знаний, создания духа соревновательности, здорового соперничества, реализации интеллектуального потенциала учащихся, подведения итогов работы всех форм образования.
Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам и помогают готовить обучащихся к жизни в современных условиях, и прежде всего – в условиях конкуренции. Сегодня результаты участия обучающихся в олимпиадах являются частью качественной оценки образования, а также одним из критериев оценки результативности труда педагога.
В основе подготовки к олимпиадам должен лежать принцип системности и непрерывности: подготовка к интеллектуальным состязаниям должна быть непрерывным процессом,
Задания направлены на решение следующих задач:
— дифференциацию участников по степени подготовки, умению
анализировать языковой материал, сравнивать, делать выводы,
— формированию круга обучащихся для подготовки к участию в Олимпиаде регионального уровня;
— выявление одаренных обучающихся и создание условий для их поддержки.
Задания отражают следующие разделы: фонетика, орфоэпия, морфемика и словообразование, лексикология, морфология, синтаксис в современном состоянии и исторической ретроспективе.
Особый акцент сделан на разделах лексикология, морфология, синтаксис (на уровне словосочетания), особенностях использования той или иной части речи в роли члена предложения.
— расширение знаний обучающихся по предмету;
— выявление обучащихся, интересующихся русской филологией вообще и русским языком в частности;
— создание определенной интеллектуальной среды, способствующей сознательному и творческому отношению к процессу образования и самообразования;
— расширение возможностей оценки знаний, умений и навыков, полученных обучащимися в школьном курсе русского языка;
— активизация творческих способностей обучащихся;
— выявление учащихся, которые могут представлять свое учебное заведение на последующих этапах олимпиады;
— популяризация русского языка как науки и предмета.
Инструкция для обучающихся
На выполнение всех заданий Вам отводится 180 минут. Постарайтесь рационально использовать отведённое время. Обязательно оставьте время на проверку ответов.
Внимательно читайте формулировки заданий, это поможет Вам избежать ошибок.
На чистовике выполняйте задания по порядку, текст заданий переписывать не нужно, достаточно указать только номер задания.
Надеемся, что выполнение заданий будет для Вас полезным и увлекательным занятием.
Баловать, бомбардировать, исчерпать, облегчить, положить, предвосхитить,
предложить, принудить, углубить, юркнуть.
предложенных слов: дотла, висок, туловище, копейка, кольцо.
3. Бесконечное пространство полей Средней России пустынно.
4. Спутник весело подмигнул мне.
5. Ему было стыдно перед гостями за свое решение, но он ничего уже не мог
6. Мы странно встретились и странно разойдемся.
7. Когда же ему станет невыносимо создавшееся положение?
8. Надо их понять и тогда уже судить.
10. Разведение пчел полезно для нервной системы человека.
1) Один волк не кусает другого волка (испанск.);
2) Леопард не может изменить своих пятен (англ.);
3) Если хочешь масла, нужно его сбить (франц.);
4) На какую гору пришел, такую песню и пой (китайск.).
1. Все живо там: холмы, леса, / Янтарь и яхонт винограда, / Долин приютная краса / И струй и тополей прохлада. (А.С. Пушкин).
2. Гирей сидел, потупя взор, / Янтарь в устах его дымился. (А.С. Пушкин)
КОРРУПЦИЯ [лат.corrupcio] – прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личногообогащения;продажность, подкуп должностных лиц.
Найдите пару слов, которые не являются этимологически (т.е. исторически)
родственными. Обоснуйте своё решение. В случаях этимологического родства укажите первоначальный общий смысл корня.
Смородина – смрад, время – веретено, борозда – бразды (правления), порошок – прах, порожний – праздник
– А по реке его за два дня сплавляют.
– Надо знающего человека – по реке-то. А то накуряемся на порогах.
– Гринька сплавает с вами, я говорил с ним.
Какое из толкований вы считаете верным? Почему неверным является иное
толкование? Обоснуйте свой ответ.
Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему изречения.
Максимальное количество: 80 баллов
Ответ: Балова’ть, бомбардирова’ть, исче’рпать, облегчи’ть, положи’ть, предвосхи’тить, предложи’ть, прину’дить, углуби’ть, юркну’ть.
Оценка: По 1 баллу за каждое слово. Итого: 10 баллов
Ответ: Современное морфемное членение. Историческое морфемное членение до-тл-а до-тл-а
Оценка: по 1 баллу за каждый верный вариант морфемного членения.
Ответ: Краткие прилагательные Просто, бесхитростно,пустынно,невыносимо
Наречия: печально, весело, странно.
Оценка: по 3 балла за каждую правильно сформированную группу.
1) Ворон ворону глаз не выклюет.
2) Как волка ни корми, а он все в лес смотрит. Черного кобеля не отмоешь добела.
3) Любишь кататься, люби и саночки возить. Без труда не вытащишь (не выловишь) и рыбку из пруда.
4) В чужой монастырь со своим уставом не ходят. С волками жить – по-волчьи выть.
Оценка: по 1 баллу за каждую правильно подобранную пословицу.
Ответ: Все представленные наречия образованы от сочетания существительного с предлогом. Первые два слова в качестве словообразовательной базы используют существительные м.р., в слове невтерпеж доказательством тому является суффикс –еж,ср. галдёж. Два последние слова, напротив, произведены от существительных ж.р.
Слово наотмашь от существительного отмашь (приведено у Даля), образованного нулевой суффиксацией, является существительным ж.р., ср. тишь, глушь.
Оценка: 3 балла за указание на родовую принадлежность как основание орфографической нормы. 3 балла – за указание на словообразовательную модель как основание для орфографической нормы.
Ответ: 1.Выделенные слова обозначают цвет спелых ягод винограда (1б.); значение переносное (метафора)(1б.).
2. Трубка из янтаря (1б.); значение переносное (метонимия) (1б.).
Оценка: по 1 баллу за каждый верный ответ.
заимствованные (в основном это слова, вошедшие в русский язык из европейских языков); расположение этих слов соответствует алфавитному порядку.
Словари, в которых толкуются заимствованные слова, называются словарями
иностранных слов. Они предназначены для описания значений только иноязычных слов.
В словарях подобного типа отмечаются трудности произношения, ударения,
словоизменения, сочетания слова, содержатся краткие справки о слове языка-источника (подробные даны в этимологическом словаре).
Оценка: 3 балла – правильное определение типа словаря, 2 балла – правильное определение принципа расположения слов, 3 балла – полная характеристика возможностей словаря.
Не являются этимологически родственными слова борозда – бразды (правления) (1 балл).
Второе существительное в устойчивом словосочетании означало «вожжи». Это слово не является старославянизмом и со словом «борозды» не связано (1 балл). Остальные пары слов имеют полногласные/неполногласные формы и общий компонент значения:
Оценка: по 1 баллу за правильный ответ.
Ответ: Толкование А ошибочно. Оно вызвано неточной аналогией с парами типа:
Толкование Б подкреплено диалектной параллелью курять (окунать) из другого рассказа Шукшина. Кроме того, его можно обосновать широким контекстом: плывя по реке, на бурных речных порогах довольно трудно найти время для бездействия и долгих перекуров, а вот вымокнуть можно легко.
Оценка: За оценку толкования А – до 4 баллов в зависимости от уровня обоснованности.
За оценку толкования Б – до 4 баллов в зависимости от уровня обоснованности.
Критерии оценки творческих работ
1. Умение выразить свою точку зрения; глубина рассуждений
Умение выразить и обосновать: полнота аргументации 0-5
Логичность, композиционная стройность 0-2
Точность и выразительность речи 0-3
Максимальное количество баллов
Задания к олимпиаде по дисциплине
«Русский язык и культура речи» среди студентов образовательных учреждений СПО
Максимальный балл – 100 баллов
Задания первого тура
1. Расставьте ударения в следующих словах:
Ответ: дремОта, созЫв, убрАнство, смЕтливый, баловАться, облегчИть, мизЕрный, простынЯ.
2.Часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:
Нарочно, Фоминична, прачечная, скворечник, гречневый, античный, вечный, скучный.
Обратите внимание и выпишите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв – ЧН- произносится как:
Б) (шн): __________________________________________
В) возможны два варианта произношения (чн-чш)__________________________________________
А) (чн) античный, вечный
Б) (шн) нарочно, Фоминична, скворечник, скучный
В) (чн- чш) прачечная, гречневый
3. Установите соответствие между значением слова и его написанием ( 10 баллов):
Эталоны ответов к заданию 3.
1-Е; 2-Б; 3-Ж; 4-З; 5-А; 6-Д; 7-К; 8-Г; 9-В; 10-И.
Ад, альтруист, вброд, детерминизм, динамика, профессионал, разлука, разноголосица.
Профессионал – дилетант; разлука – свидание; разноголосица – унисон.
5. Определите род имен существительных и распределите их по группам.
Аббревиатура, алиби, аннексия, барокко, бенуар, буриме, драхма, каре, кашне, кворум, сафари, сабо, толь, сага, дрель, дрейф, шедевр, фиаско, филиппика, цунами.
Ж. р.: Аббревиатура, аннексия, драхма, филиппика, сага.
М. р.: Бенуар, дрель, дрейф, кворум, толь, шедевр.
Ср.р.: Алиби, барокко, буриме, кашне, каре, сабо, сафари, фиаско, цунами.
6. От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа:
Башкиры- башкир, татары – татар, болгары – болгар, киргизы – киргизов, казахи –казахов, узбеки – узбеков, валенки – валенок, сапоги – сапог, метры –метров, килограммы – килограммов, лимон – лимонов, апельсины –апельсинов, мандарины – мандаринов, томаты – томатов, ставня – ставен, песня – песен, брызги –брызг, заморозки – заморозков, ясли – яслей, сани – саней.
7. Составьте словосочетания, подбирая к данным прилагательным-паронимам имена существительные. Объясните разницу в значениях прилагательных.
а) Командированный – командировочный
б) Гуманистический– гуманный
Эталоны ответов к заданию 7.
а) Командированный (лицо, находящееся в командировке);
командировочный (относящийся к командированному)
гуманный (проникнутый любовью к человеку)
8. Замените выделенные в предложениях слова на фразеологизмы.
Очень много наговорить, наобещать чего-либо несбыточного.- _____________________________________________________________________________________
О невиновном, но обвиняемом в чем-либо человеке.— _____________________________________________________________________________________
О чьём-либо крайне трудном, невыносимом положении, состоянии.- __________________________
Кому-либо грустно, тоскливо, беспокойно, тревожно; кого-либо гнетут дурные предчувствия. _______________________________________________________________________________________
Похожи друг на друга, подходят друг другу.______________________________ __________________
Эталоны ответов к заданию 8.
3.Тише воды, ниже травы .- О робком, застенчивом человеке.
4.Хоть волком вой.- О чьем-либо крайне трудном, невыносимом положении, состоянии.
6.Два сапога пара. – Похожи друг на друга, подходят друг другу.
1. Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе.
2. Он не преступник, он стал несчастным жертвой сложившихся обстоятельств.
3. В своей речи оратор указал об этих недостатках.
4.Два инфаркта подорвало его здоровье.
10. Исправить недочеты и ошибки в построении сложноподчиненных предложений.
1. Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.
2. Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка.
3. Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы.
4. Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в березовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.
5. С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами.
Эталоны ответов к заданию 10.
1. Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты.
2. Вечером мы были на туристской базе, стоявшей на берегу моря и занимавшей почти полпарка.
3. Деревня, где мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы.
Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, славившейся обилием рыбы.
4. Когда бой был окончен и вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в березовой рощи, партизаны отыскали своего разведчика.
5. С горы были видны густые хвойные леса и луга, пестревшие цветами.
Задание второго тура (30 баллов)
Прочитайте фрагмент из книги К.Д. Ушинского «Родное слово» (1861 г.).
… Начало человеческого слова вообще и даже начало языка того или другого народа теряется точно так же как в прошедшем, как начало и истории человечества и начало всех великих народностей; но как бы там ни было, в нас существует, однако же, твердое убеждение, что язык каждого народа создан самим народом, а не кем-нибудь другим. Приняв это положение за аксиому, мы скоро, однако же, встречаемся с вопросом, невольно поражающим наш ум: неужели все то, что выразилось в языке народа, скрывается в народе.
Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории.
Выскажите собственное мнение по проблеме, поднятой русским писателем.
Напишите сочинение-рассуждение (можно взять в качестве тезиса цитату из текста).
Объём сочинения не менее 15-18 предложений.
олимпиады по русскому языку
среди студентов профессиональных образовательных организаций
Задание 1. Знание основ фонетики и орфоэпии.
1. Выпишите слова и словоформы, в которых ударение нужно ставить на последний слог.
Черпать, кремень, факсимиле, жалюзи, сабо, звонят, включат, включено, форзац, перчить, априори, торты, кровоточить, иксы.
2. Прочитайте лингвистическую сказку Феликса Кривина.
— Извините, я не А, а О.
— О, значит, тезка! А голос у тебя совсем как у А.
— Стань на мое место, и у тебя будет такой же голос.
— что же у тебя за место такое?
— Периферия. Ты вон в центре, тебе всё внимание, а обо мне кто помнит?
Какие звуки разговаривают в сказке? _________________________________________
Какой закон русской речи отражён в этом диалоге? _________________________________
Что означает в этом контексте подчёркнутое слово? _________________________________
Критерии: верное определение звуков – 1балл,
определение закона звучащей русской речи – 1 балл,
комментарий – до трёх баллов,
определение контекстного значения слова – 1б.
Задание 2. Знание основ лексики и грамматики
Есть ли в предложении « В дороге Гринёва и Савельича застал снежный буран» ошибка? Обоснуйте свой ответ.
Критерии: верное нахождение ошибочного выражения – 1 балл, комментарий – до трёх баллов. Всего – 4 балла.
2. Что в приведённых ниже строках из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» звучит архаично и не соответствует современным грамматическим нормам?
Мои богини! что вы? где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Всё те же ль вы? другие девы,
Сменив, не заменили вас?
Критерии: верноуказана архаичная форма – 1балл. Комментарии – до трёх баллов.
Задание 3. Знание основ словообразования и орфографии.
Предложите варианты раскрытия скобок при написании слова (с,сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ.
2.Выпишите слова, современная основа которых состоит только из корня.
В каких словах морфологическая состав изменился? Докажите.
Назовите причины изменения состава слов.
Кусок, льгота, зонтик, свеча, красный, багровый, отсвет.
Критерии: 5 баллов – правильное определение слов, 2 балла – за объяснение причин изменения состава слова. Всего: 7 баллов.
Задание 4. Владение орфографическими,
пунктуационными умениями и навыками.
1. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте и прокомментируйте (с помощью кратких чётких пояснений и графически) знаки препинания в предложении:
Дело в том что далеко не все читающие владеют иску(с-сс)твом чтения глаза бегают по буквам «из букв вечно выходит какое(нибудь) слово» и всякое слово что(нибудь) да «знач…т» слова и их значения связывают(?)ся друг (с) другом и читатель предст…вляет себе что(то) «по(д-дд)ержа(н-нн)ое» расплывч…тое иногда (не)понятное иногда (приятно)мимолетное что быстро уносится в позабытое прошлое.
1) сколько простых предложений в составе сложного?______________________________
2) укажите типы связей между частями этого предложения:__________________________
Критерии: 0,5 балла за каждый правильный ответ по тексту (11 баллов), за каждое правильно выполненное задание – по 2 балла. Всего: 15 баллов.
Задание 5. Знание морфологии.
Если можно, приведите примеры
Назовите несколько одушевлённых существительных среднего рода.
За каждый правильный ответ: 0,5 баллов. Всего: 4 б.
Задание 6. Знание синтаксической системы языка.
А) Три книги лежал… на столе.______________________________________________
Б) Двадцать один студент сдава… экзамен. ____________________________________
Б) Прошл… десять лет._____________________________________________________
В) Несколько человек шл… по улице.___________________________________________
Г) Сколько книг сто…т на полке?_____________________________________________
Д) Много людей пришл… на концерт.__________________________________________
Критерии: 1б. за каждое правильное предложение, 1 балл – за объяснение правильного написания.Всего: 12 баллов.
Задание 7. Владение знаниями в области стилистики русского языка.
Люди испокон веков льнут к дельной книге по той причине, что испытывают потребность в общении с самыми светлыми умами, какие только произвело человечество, и удовлетворить ее не могут ни домашние, ни приятели, ни газеты, ни тем более конференции у продовольственного ларька. Откуда взялась эта потребность, точно сказать нельзя, но можно предположить: таковая заключена в самой природе человека как пожизненного слушателя Высших курсов, тонкой штучки, мыслителя и творца. Во всяком случае, очевидно, что книга не нужна ни бабуину, ни ласточке, ни слону, у которого голова в семь раз больше, чем у homosapiens, и только человеку, этому противоестественному существу, неизвестно каким образом и зачем выведенному природой, время от времени бывает желательно почитать. Словом, скорее всего прав поэт Бродский, «Человек – это то, что читает», по крайней мере, человек – это не так просто, как полагают материалисты, и мыслящие особи должны быть постоянно настороже.
Иная песня, что дело, как говорится, клонится к нулю и потребность в чтении скоро отомрет на манер вертикального века и ночного зрения у собак. Такой пример: еще сравнительно недавно Пушкин в России был – учебник жизни, а для большинства нынешних оболтусов Пушкин – пустой звук, в лучшем варианте анахронизм. Разумеется, где-нибудь по углам нашего необозримого государства по-прежнему подрастает молодежь, воспитанная на «Руслане и Людмиле», но участь ее незавидна, так как ей затруднительно будет жить среди своих сверстников на положении уродов со знаком плюс.
а) определите тему текста
б) определите основную мысль текста_
б) определите тип речи текста
Критерии: а) – 1 б.; б) 3 б., в) 1 б.Всего: 5 баллов.
Задание 8. Умение строить текст-рассуждение.
Запишите текст русского философа Ивана Ильина и продолжите его.
По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, — как бы букетом собранных нами в чтении цветов… (Объём сочинения: 100-120 слов).
Тема понята и раскрыта (3б.).
Композиционная цельность, логичность изложения (3 б.).
Доказательность (3 б.).
Оригинальность (3 б.).
Грамотность (3 б.) Всего: 15 баллов.
Знание основ фонетики и орфоэпии
1.Расставьте ударения в словах:
2. В чём разница в произношении слов:
сердечные капли и сердечный друг.
Ответ : яи[ ш ]ница, пшени[ ч ]ный
Серде[ ч ]ные капли, серде[ ш ]ный друг
3. Затранскрибируйте слово сосиски
Ответ : [сасиски] мягко звучит только [к]
4.Найдите неправильный вариант произношения слов:
Террор [т] и [т], декан [д] и [д], прогресс [р] и [р], компьютер [т] и [т], рейтинг [р] и [р], крем [к] и [к], бутерброд [т] и [т], одеколон [д] и [д], академия [д] и[д], термин [т] и [т],эстетика [т], крекер [к], компетенция [т], декада [д]
Ответ: компьютер, рейтинг, крем, бутерброд, одеколон, академия, термин.
5 Выпишите слова, в которых есть только твёрдые согласные: сдача, наотмашь, нянчить, январский, ложь, варежки, шимпанзе.
Ответ: наотмашь, январский, ложь, шимпанзе.
6. Выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв:
Сменщик, январский, фальшь, приёмник, мощность, исподлобья.
Ответ: январский, приёмник.
6.Определите вид звукописи:
1.Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке,
Жизнь жука в плену горька,
Жалко бедного жука.
2.Будет буря: мы поспорим
И помужествуем с ней.
Владение лексическими нормами
Найдите ошибку, определите её разновидность, исправьте её.
1.Большая часть урожая погибла благодаря засухе.
3.В июле месяце мы уже будем свободны от экзаменов.
4. Разрешите спросить вопрос, который меня давно волнует.
5. Многие слова того времени канули в лето.
1.Слово благодаря может употребляться только в положительном контексте.
Большая часть урожая погибла из-за засухи.
В июле мы уже будем свободны от экзаменов.
Разрешите задать вопрос, который меня давно волнует.
5. Многие слова того времени канули в Лету
2. Что означает слово тривиальный
Ответ: лишённый свежести, оригинальности, новизны.
3. Определите слова по их лексическому значению.
1. Изобразительно-выразительное средства, в результате которого неодушевлённые предметы наделяются свойствами одушевлённых.
2.Повторение одинаковых или сходных согласных звуков в слове, во фразе.
3.Письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада.
Ответ: олицетворение, аллитерация, реферат.
4 . Определите тропы:
1. В сто сорок солнц закат пылал.
2.Ваш шпиц, прелестный шпиц; не более напёрстка.
3.Вечная тишина, ленивое переползание изо дня в день тихо остановили машину жизни.
4.Я три тарелки съел.
5.Уж небо осенью дышало.
6.О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
7.Погасло дневное светило.
8. Как град посыпалась картечь.
9. Он говорил туманно.
5.Определите вид омонимии: омографы, омофоны, омоформы.
Лечу людей – лечу над землёй
Простой способ – вынужденный простой
Большая комната – большая часть
Совершить подвиг – подвиг к действию
Выходить из себя – выходить ребёнка
Зелёный луг – едкий лук