в каком журнале помимо современника работал некрасов
Журналистика Н. А. Некрасова: Поэт и редактор в одном лице (по учебникам Есина, Овсепяна и Беспаловой)
Николай Алексеевич Некрасов — одна из самых известных личностей русской литературы. На его счету множество знаменитых произведений, как, например, поэмы »Кому на Руси жить хорошо», »Мороз, Красный нос», стихотворения »Железная дорога», »Дедушка Мазай и зайцы» и многие другие. Своё творчество он посвятил простому русскому народу, его страданиям и трагедиям. Некрасов значительно расширил русский литературный язык за счет введения в него разговорной речи и народных оборотов.
Помимо богатых архивов произведений художественной литературы, писатель оставил после себя и значительное журналистское наследие. О публицистической деятельности Николая Алексеевича знают не многие, но его вклад в развитие русской журналистики от этого не становится меньше. Многие даже склонны полагать, что значение его журнально-издательской деятельности «даже превосходит цену его собственной поэзии».
Начало карьеры
Первые шаги в этом направлении Н. А. Некрасов начал делать еще в 17 лет. Он лишился наследства и поддержки отца за свое решение связать жизнь с литературой, поэтому остро нуждался в деньгах и много работал. Летом 1838 года в журнале “Сын Отечества” молодой поэт опубликовал свои первые стихотворения. На тот момент редактором издания был Н. А. Полевой. Он же и стал первым учителем Некрасова, благодаря которому юный поэт набрался опыта и узнал все тонкости журналистского мастерства.
Уже через год Николай Алексеевич стал востребованным работником для всех редакций петербургских журналов. А в 1840 году он впервые приступил к работе в должности помощника редактора в журнале «Пантеон русского и всех европейских театров». С осени этого же года к нему примкнула и «Литературная газета». В обоих изданиях Н. А. Некрасов стал главным работником. На его плечи была возложена масса различных обязанностей: сбор материала, переговоры с типографией, чтение корректур и написание собственных текстов.
Работа над «Современником»
Николай Алексеевич принимал участие в выпуске многих других изданий, но важнейшую ступень в его карьерной лестнице, бесспорно, занимает «Современник», который перешел в его руки с 1847 года. Совместно с Н. И. Панаевым он сделал журнал центром пропаганды идей демократической революции в 50-е — 60-е годы 19 века. В «Современнике» того периода последовательно защищались и интересы крестьян, как основной общественной силы, способной бороться за уничтожение феодально-крепостнического строя.
За годы редакторской деятельности Некрасову удалось привлечь к работе над журналом Н. Г. Чернышевского, который должен был возрождать традиции В. Г. Белинского, повышать остроту издания и выводить его с позиций «чистого искусства». К слову, уезжая за границу в 1856 году, Николай Алексеевич передал редакционные обязанности именно ему.
До отъезда Некрасов продолжал упорно работать над изданием. Он успешно открывал новые таланты в русской литературной среде: Иван Тургенев, Александр Герцен, Николай Огарев и многие другие. Выполняя функции редактора, он не забывал и о творческой деятельности. Собственные стихи, проза и критика редактора были далеко не редкостью в «Современнике».
Кстати, «Современник» был создан А.С. Пушкиным, и вот, как это было.
Отношения с цензорами
Огромная заслуга Н. А. Нерасова перед «Современнико» состоит в том, что в годы мрачного семилетия ( 1848 — 1855 гг. ), когда ни о какой свободе слова невозможно было вести и речи, поэт смог сохранить репутацию журнала. Напор правительства Николая 1 и постоянная борьба с цензурой не смогли помешать поэту отстоять содержание издания. В этот период напряженного противостояния в «Современнике» начали печататься длинные приключенческие романы «Три страны света» и «Мёртвое озеро», которые прикрывали некоторые пробелы и потускнения журнала, возникшие от цензурных запретов.
Борясь за общее дело, Николай Алексеевич выбрал очень интересную тактику в отношении с властями. Хитрый и дальновидный поэт потакал желаниям цензоров, периодически шел на их условия и вносил некоторую корректуру в материалы. Н. А. Некрасов давал тем самым «моральную взятку». Помимо этого была и материальная взятка в виде обедов с дорогостоящими яствами. Тем самым он собрал вокруг себя весь цвет отечественной литературы. Многие осуждали его за такие меры, но, по мнению Н. А. Некрасова, цели оправдывали средства.
Известные статьи
Именно благодаря его дальновидности и способности в нужное время подстроиться под определенных людей он печатал такие вещи, как «Песня Еремушке», «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо», издавал такие журналы оппозиционного направления, как «Современник» (1847 — 1866) и «Отечественные записки» (1868 — 1877).
Еще в «досовременниковский» период Н. А. Некрасов зарекомендовал себя как опытный фельетонист, талантливый и остроумный бытописатель. В его произведениях было много беззлобного юмора и ядовитой иронии («Хроника петербургского жителя», «Петербургские дачи и окрестности» и «Черты из характеристики петербургского народонаселения»).
Публицистическое наследие писателя практически не сохранилось, однако нам не сложно оценить талант Николая Алексеевича как профессионального журналиста, который всю жизнь был народным борцом, несущим правду жизни в своих произведениях.
Николай Некрасов
10 декабря (28 ноября) родился Николай Некрасов, поэт и демократ.
Личное дело
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878) родился в городе Немиров Винницкого уезда Подольской губернии. Отец — военный, большую часть службы состоял адъютантом при высших чинах, потому часто бывал в разъездах. Мать была, по одной из версий, дочерью богатого поляка, по другой версии — ее отец был украинским дворянином, довольно зажиточным. Брак с 30-летним поручиком Алексеем Некрасовым — грубоватым, едва грамотным, заядлым картежником и сутягой — был для 17-летней хорошо образованной красавицы Елены Закревской мезальянсом.
В раннем возрасте, около трех лет, Некрасов был привезен в имение отца, Грешнево в Ярославской губернии.
Ни гувернеров, ни домашних учителей у Некрасова и его многочисленных братьев и сестер — в семье было 1 4 детей — не было. Однако грамоте учили — видимо, стараниями матери, которая сама получила неплохое образование в женском пансионе. С младых ногтей отец, с удовольствием затевавший судебные тяжбы, а также служивший после отставки исправником, взял Николая своим секретарем, о чем свидетельствует, в частности, прошение из ярославского архива от 3 октября 1834 года: « Прошение сие набело переписывал со слов просителя из дворян недоросль Николай Некрасов».
Сочинять стихи начал рано, с 6-7 лет. К 15 годам была подготовлена тетрадь стихов, которой Некрасов придавал исключительное значение.
В 1832 году будущего поэта и его брата Андрея отдали в Ярославскую гимназию. Тот период не сыграл мало-мальски значимой роли в жизни Некрасова — во всяком случае, поэт не вспоминал ни педагогов, ни товарищей по учебе. Впрочем, один из одноклассников поэта впоследствии написал в мемуарах, что в гимназии много секли и много дрались, не очень хорошо учили и не очень хорошо учились. В итоге через четыре года Николая даже не аттестовали по многим предметам, а сдать переводные экзамены не представлялось возможным. На этом гимназическое обучение для Некрасова закончилось — под предлогом расстроенного здоровья.
Однако будущий поэт желает получить образование — и не где-нибудь, а в столице, в Петербурге. Стремление Николая поддержали мать и сестра. А вот отец потребовал, чтобы сын пошел по его стопам и делал военную карьеру, а потому одобрил поездку в Петербург только при условии, что Николай поступит в кадетский корпус.
В столицу Некрасов приехал с рекомендательным письмом к брату ярославского приятеля отца, жандармскому генералу Д.П. Полозову, которому откровенно рассказал об университетских планах. Полозов планы одобрил, однако написал о разговоре в Ярославль. Отец пригрозил оставить Николая без поддержки, если тот ослушается и вместо кадетского корпуса выберет гражданскую профессию — так и вышло. Деньги, взятые с собой лишь на первое время, быстро вышли — Некрасов перебрался сначала в более дешевую гостиницу, затем снял флигелек, затем угол, затем подва л, затем вообще остался без крыши над головой, хотя и ненадолго. Довелось и голодать.
Готовился на факультет восточных языков, но провалил экзамены — получил единственную тройку на фоне сплошных единиц. Недолго состоял вольнослушателем при философском факультете. Через год вновь провалил экзамены — на сей раз на юридический факультет.
Несмотря на финансовые проблемы и неудачи с поступлением, поэтические упражнения не прекращает. В Петербург Некрасов п риехал в конце июля, а уже в октябрьском номере «Сына отечества» выходит его стих отворение «Мысль» с прим ечанием р едактора: «Первый опыт юного, 16-летнего поэта». Затем стихи Некрасова печатают в «Сыне отечества», «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду», «Библиотеке для чтения». В начале 1839 года «Журнал министерства народного просвещения» дал такую рецензию на литературные экзерсисы юноши : «Не первоклассное, но весьма замечательное дарование».
Находятся желающие поучаствовать в судьбе молодого поэта — организовывается подписка на будущую первую книгу Некрасова. В начале 1840 года выходит сборник «Мечты и звуки», скромно подписанный инициалами Н.Н. Первый блин оказался комом: критики и публика — из тех немногих, кто прочел тонкую брошюру, — оценили сборник невысоко.
Об университетских амбициях Некрасов забыл — его у ниверситетом стала Публичная библиотека: читал много, подчас бессистемно.
Однако начитанность сказалась, когда Некрасов с тал писать рецензии и критические заметки, его отметил В. Г. Белинский: «Некрасов — это талант, да еще какой!» (за рецензию на одну из работ Фаддея Булгарина). Впрочем, известнейший критик, обратив внимание на публицистические работы Некрасова, все же был убежден, что будущее его не в журналистике и не в прозе.
Источником заработка для Некрасова становится издание сборников и альманахов. Так, «Петербургский сборник» оказался не только значительнейшим событием литературного года — а то и нескольких литературных лет — но и имел большой коммерческий успех. Некрасов вспоминал: «Мне предсказывали одни убытки, а если бы я не струсил и напечатал на полторы тысячи экземпляров больше, то все были бы раскуплены».
После покушения на императора Александра II цензура в России бушует настолько сильно, что в 1868 году журнал приходится закрыть. Однако в том же году издатель-редактор журнала «Отечественные записки» Андрей Краевский предлагает Некрасову в своем журнале отдел беллетристики. Некрасов ответил отказом, пожелав весь журнал. Краевский, понимая, что его детище увядает, а подписчиков почти не осталось, готов отдать журнал опытному Некрасову, но при условии, что формальное звание редактора журнала останется при Краевском.
Многие рассчитывали у видеть в «Отечественных записках» продолжение «Современника», н о во многом это был другой журнал, хотя было и схожее. Некрасов поставил Салтыкова-Щедрина руководить отделом беллетристики, публицистикой — Григория Елисеева. Характер журнала менялся в духе большей широты, увеличившихся масштабов и непредвзятости: Некрасов, по свидетельствам современников, пытался вернуться к старому «Современнику», середины 1850-х годов. И этот журнал в итоге постигла судьба «Современника»: в 1884 году личным распоряжением главного цензора Евгения Феоктистова «Отечественные записки» закрыли.
В 1866 году Некрасов поставил под угрозу собственную репутацию демократа, прочитав хвалебную оду Муравьеву-Вешателю — генералу М.Н Муравьеву, получившему кличку за страшное подавление польского восстания 1863 года. Странное выступление Некрасова объяснялось просто: накануне ему сообщили, что судьба журнала решена цензорами. Пытаясь задобрить фактического диктатора Муравьева, Некрасов и выступил со своей одой.
Были у Некрасова и другие романы и увлечения, например, французская актриса Селина Лефрен.
Что надо знать
Некрасов всю жизнь романтизировал образ матери, тема матери — одна из главных в его творчестве. Между тем материнский образ в стихах Некрасова — единственное, что осталось после Елены Андреевны. Не сохранилось ни одного ее изображения, писем, принадлежавших ей вещей. Однако Некрасов вспоминал о матери с неизменной нежностью, а ее кончина — за три дня до приезда сына в Грешнево — стала для поэта настоящим ударом.
С неземным выраженьем в очах,
Русокудрая, голубоокая,
С тихой грустью на бледных устах
Пред грозой величаво — безгласная.
О Волга! Колыбель моя,
Любил ли кто тебя, как я…
Волга была рекой не только судоходной, но и, в известном смысле, пешеходной — суда тащили бурлаки. Недалеко от Грешнева находилась Овсянниковская мель — огромная, почти три версты. Будущий поэт нередко видел, как бурлаки тянут по ней суда, и слышал, как они поют свои бурлацкие песни. Бурлаки, как и сама река, постоянный герой стихов Некрасова.
Некрасов рос бок о бок с деревенскими мальчишками и девчонками, потому с раннего детства знал крестьянскую жизнь вблизи, изнутри, потому как никто мог писать о крестьянском деревенском детстве. Тема страданий выросла из наблюдений не только за крепостными, но и за бурлаками. Работая отцовским секретарем и письмоводителем и выезжая с ним в уезд по делам сысков, наказаний и пресечений, Некрасов присутствовал «при различных сценах народной жизни, при следствиях, при вскрытии трупов, а иногда и при расправах во вкусе прежнего времени».
Не прошли бесследно и тяжелые первые годы жизни в столице. В Петербурге Некрасов, оставшись без материальной поддержки отца, терпел такую нужду, что периодически не мог заплатить за крышу над головой и кусок хлеба. Однажды оставшегося на холодной ноябрьской улице юношу пожалели нищие: пустили переночевать, дали хлеба и даже нашли работенку — заплатили 15 копеек за написание прошения.
Чем знаменит
Н.А. Некрасов
Николай Некрасов считается самым видным поэтом русской демократии, крестьянским поэтом — достаточно взглянуть на названия его стихотворений: «В деревне», «Забытая деревня», «Деревенские новости», «Крестьянские дети», «В полном разгаре страда деревенская». Известнейшие произведения Некрасова — также о крестьянстве и деревне: поэма «Мороз — Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо», «Коробейники». Особняком стоит образ женщины-крестьянки — бесправной, работающей не покладая рук.
В 1859-1861 годах, когда в России складывается революционная ситуация, творчество Некрасова приобретает особое влияние на желающих перемен и движения вперед сограждан.
Тема страданий народа, безысходности, отсутствия перемен к лучшему — в том числе после отмены крепостного права, которую Некрасов воспринял резко отрицательно из-за непродуманности реформы — отражалась в стихах Некрасова так остро, что произведения запрещались цензурой, что не мешало революционным изданиям их печатать. Так было со стихотворением «Размышления у парадного подъезда». После запрета Герцен напечатал его в «Колоколе» с таким примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».
Некрасов как редактор и издатель «вывел в люди» видных представителей русской литературы второй половины XIX века: нашел и напечатал Льва Толстого, открыл Федора Достоевского, вернул известность Федору Тютчеву, активно печатал Чернышевского и Добролюбова.
Почти 20 лет был редактором «Современника», с конца 1846 до 1866 года. Литературный вкус, опыт и «чутье растущего литературного дельца» помогли Некрасову сделать «Современник» центром литературной жизни России. В журнале печатались Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Николай Огарев, Дмитрий Григорович, Александр Островский, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский, Федор Достоевский, Лев Толстой, Николай Чернышевский, Николай Добролюбов.
Н. К. Михайловский писал: «Тогда нужна была необыкновенная изворотливость, чтобы провести корабль литературы среди бесчисленных подводных и надводных скал. И Некрасов вел его, провозя на нем груз высокохудожественных произведений, составляющих ныне общепризнанную гордость литературы и светлых мыслей, ставших общим достоянием и частью вошедших в самую жизнь. В этом состоит его незабвенная заслуга, цена которой, быть может, даже превосходит цену его собственной поэзии ».
Тогда «Современник» удалось спасти, хотя фактически ценой репутации Некрасова. В период «закручивания гаек» в 1868 году после покушения на императора Александра II «Современник» все равно закрыли.
Однако в журнале «Отечественные записки», которые Некрасов принял у Краевского, «возобновился свет старого «Современника»: Салтыков-Щедрин, Успенский, Островский, Писарев, Михайловский.
Современники и потомки — о Некрасове:
« Он действительно был человек очень высокого благородска души и человек великого ума». « Он был великодушный человек сильного характера… я горячо любил его».
«. люблю не любовью, а любованием».
«Он был страстный человек и «барин», этим все сказано».
«Некрасов — это русский исторический тип».
« Прочтите эти страдальческие песни сами, и пусть вновь оживет наш любимый, страстный поэт! Страстный к страданию поэт!».
«Твоя жизнь именно из тех, которые, отложа всякое самолюбие в сторону, должны быть рассказаны — потому что представляют много такого, чему не одна русская душа глубоко отзовется».
«Некрасов — первый посмевший создать музыку диссонансов и живопись уродства, он — многослитный возглас боли и негодования, мы с детства узнаем через него, что есть тюрьмы и больницы, чердаки и подвалы, он до сих пор говорит нам, что вот в эту самую минуту, когда мы здесь дышим, есть люди, которые — задыхаются».
Прямая речь
Я призван был воспеть твои
Великое чувство! Его до конца
Мы живо в душе сохраняем, —
Мы любим сестру, и жену, и отца,
Но в муках мы мать вспоминаем.
« Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя, каждый день его приближает к уничтожению — страшного и обидного в этом много! На этом одном можно с ума сойти ».
«Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора. Рассматривайте себя как единицу — и Вы придете в отчаяние».
Пять фактов о Николае Некрасове
Материалы о Николае Некрасове
Николай Скатов «Некрасов» (из серии «Жизнь замечательных людей»)
К. Д. Бальмонт «Сквозь строй» (памяти Некрасова)
Н.Некрасов — журналист и редактор
Некрасов — журналист и редактор
Журнально-издательская деятельность, которая «даже превосходит цену его собственной поэзии».
Николай Некрасов известен современным читателям как «самый крестьянский» поэт России: именно он одним из первых заговорил о трагедии крепостничества и исследовал духовный мир русского крестьянства. Но помимо этого Некрасов был успешным публицистом и издателем: его «Современник» стал легендарным журналом своего времени. Как журналист Некрасов работал в жанрах полемики и сатиры, издавал рецензии, статьи, фельетоны и сатирические заметки, в которых популяризировал и защищал творчество М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, молодого И. С. Тургенева.
Первая деятельность
Впервые активно заниматься издательской деятельностью Некрасов начал с середины 1840-х годов: участвовал в публикации альманахов «Физиология Петербурга», «Статейки в стихах без картинок», «1 апреля», «Петербургский сборник». В конце 1846 года Некрасов вместе со своим другом, журналистом и писателем Иваном Панаевым, арендовал у издателя Петра Плетнёва журнал «Современник».
Но входить в журналистскую сферу Некрасов начал задолго до этого события. Приехав в Петербург летом 1838 года в свои неполные семнадцать лет, он уже в октябрьском и ноябрьском номерах «Сына Отечества» напечатал свои первые стихи. Жил некоторое время в квартире редактора этого журнала Н. А. Полевого, учился мастерству журналистики.
Уже к концу 1839 года Некрасов был вхож в редакции всех петербургских журналов и известен как способный журнальный работник и литературный критик. В начале 1840 года он попал помощником редактора в новый журнал «Пантеон русского и всех европейских театров» Фёдора Алексеевича Кони. А с осени 1840 года под редакцию Кони перешла и «Литературная газета», издававшаяся Краевским. Так Некрасов стал одним из основных сотрудников обоих изданий. Николай Алексеевич руководил «Литературной газетой» до мая 1845 года, далее оставил её для самостоятельной редакционно-издательской деятельности.
Самостоятельная редакционно-издательская деятельность Некрасова существенно изменила журнальную и литературно-общественную ситуацию в России. В течение одного года (март 1845 — апрель 1846) он выпустил четыре книги альманахов: «Физиологии Петербурга» в двух частях, «Петербург& shy; ский сборник», «Первое апреля». Они стали органом демократического направ& shy; ления русской литературы во всех её жанрах — прозе, поэзии, публицистике, критике. Сформировалось, окрепло и к середине 1846 года стало господствующим новое литературное направление — «натуральная школа», которое сразу завоевало сочувствие и симпатии большинства русских читателей.
Н. Некрасов в «Современнике»
Альманахи Некрасова, принесшие славу не только их молодым авторам, но и редактору-издателю, обеспечили условия для организации нового печатного органа передовых сил русской литературы во главе с Белинским и Некрасовым.
Тогда-то и возник замысел купить право на издание какого-либо из существовавших петербургских журналов, но реализо& shy; вался он в иной форме: был заключен договор об аренде журнала с Петром Плетнёвым — издателем основанного еще Александром Пушкиным и утратившего после гибели поэта популярность «Современника».
Сотрудниками стали Некрасов, Григорович, Панаев, Тургенев, Соллогуб, Толстой.
Редакционные объявления о подписке на обновлённый «Современник» 1847 года содержали «парадный» список лучших русских беллетристов, публицистов и учёных, согласившихся участвовать в жур& shy; нале Некрасова, и готовых к печати материалов.
Молодые авторы, которые до этого публиковались преимущественно в «Отечественных записках», охотно перешли в издание Некрасова. Именно «Современник» позволил раскрыть талант таких писателей, как Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Герцен, Федор Достоевский, Михаил Салтыков-Щедрин. Сам Некрасов был не только редактором журнала, но и одним из его постоянных авторов. На страницах «Современника» выходили его стихи, проза, литературная критика, публицистические статьи.
Сразу обеспечить успех преобразованного «Современника» в борьбе за читателя оказалось сложно: Краевский в «Отечественных записках» обладал мощной материально-финансовой базой, а журнал его — огромным читательским авторитетом. В этой неравной острой и затянувшейся борьбе двух лучших в России журналов-соперников Некрасов обнаружил бойцовский характер, способности журналиста, редактора, издателя и ком& shy; мерческую сметку — качества, которых не имели его товарищи по редакции.
Обладая абсолютным литературным вкусом, Некрасов безошибочно предугадывал читательское восприятие готовящихся публикаций. Тонкий знаток психологии подписчика, Некрасов особое значение придавал «подаркам» — бесплатным приложениям к «Современнику».
В течение долгих лет «Современник» Некрасова — солидный «литературный, учёный и политический» журнал — выходил с красивыми цветными картинками мод из Парижа и непременной статьёй о новых веяниях в этой области. Убеждённый, что без отдела мод журнал утратит значительную часть подписчиков, Некрасов стойко переносил насмешки и отказался от картинок лишь тогда, когда «Современник» занял господствующее положение в русской журналистике.
Н.Некрасов в «Отечественных записках»
28 мая 1866 года журнал «Современник» был закрыт личным распоряжением императора Александра II после покушения на него Дмитрием Каракозовым, у которого при обыске были найдены журналы «Русское слово» и «Современник». Не в силах смириться с потерей журнала, Некрасов начинает искать пути к редакторской деятельности, которая была для него законодательно запрещена.
Краевский и Некрасов жили в соседних квартирах в доме на Литейном проспекте, поэтому часто пересекались. Хотя они считались врагами на литературном поприще, в июле 1867 года Краевский предложил Некрасову взять на себя управление беллетристическим отделом «Отечественных Записок». Некрасов отклонил данное предложение — оно было ему невыгодно. Однако намекнул Краевскому, что у него есть другая идея.
Осенью Некрасов поднял перед Краевским вопрос о передаче в руки его и его бывших коллег по «Современнику» всей редакции «Отечественных Записок». Краевский не возражал этому. Некрасов, которому изначально была предложена 1/3 прибыли журнала, стал главным в «Отечественных записках», хотя формально редактором продолжал оставаться Краевский, который получал 2/3 дохода. Но прибыль не имела для Некрасова значения, самым главным для него было то, что ему удалось «отнять орган у противной партии и превратить его в орган своей партии».
Переход «Отечественных записок» к Некрасову был победой в литературно-журнальной борьбе группы революционных демократов над либералами. Под управлением Некрасова к журналу вновь пришла слава передового общественно-политического и литературного журнала.
На момент перехода «Отечественных записок» к Некрасову, цензура в Российской империи была карательной. Были созданы «Временные правила о цензуре и печати» от 6 апреля 1865 года. Суть данной реформы заключалась в переходе от предварительной цензуры к карательной. Карательная цензура работала по системе предупреждений, налагаемых на издание после выхода из печати. Всего Главное Управление по делам печати могло вынести три предупреждения редактору, после чего журнал закрывался.
Для Некрасова такая система не подходила, ведь из-за любого неверно истолкованного слова мог быть уничтожен весь тираж журнала. Для писателя существовал огромный риск потерять и это издание, а такого он просто не мог допустить. Поэтому Некрасов попросил сделать для «Отечественных записок» исключение и вернуть им предварительную цензуру.
Просьба была выполнена, но Некрасов не остановился на этом, и, чтобы наверняка обезопасить журнал, прибегал к «подкармливанию зверя», то есть задабриванию цензоров.
Процесс происходил следующим образом: Некрасов просил цензора написать небольшую заметку, редактировал, то есть почти полностью её переписывал, и печатал где-то на последних страницах. А после выписывал цензору гонорар, только в несколько раз больше положенного за такую заметку. На любые возникающие вопросы Некрасов разводил руками, утверждая, что он редактор и ему виднее, кто талантлив и кому какие гонорары выписывать. Писатель часто слышал упреки в собственной беспринципности. Но это было необходимо в новых цензурных условиях для продолжения журналистской деятельности.
Некрасов отлично управлял журналом и успех «Отечественных записок» был колоссальным. За первый год своего редакторства Некрасов поднял тираж в 4 раза — до 8,000 подписчиков, а на момент смерти Некрасова в 1878 году было уже 20,000 подписчиков.
Некрасов прилагал все усилия для успеха журнала, придумывал множество ухищрений и способов обхода цензуры. При нём журнал не получил ни одного предупреждения, хотя и был радикально настроен. Это говорит о прекрасных управленческих качествах и способности Некрасова к редакторской работе.
Величайшей заслугой Некрасова-журналиста является обстоятельство, что многие великие таланты были замечены им лично и вошли в большую литературу через его издания.
В «Петербургском сборнике» был напечатан первый роман Достоевского.
С «Современником» Некрасова связан расцвет беллетристического таланта Герцена.
Малоизвестный тогда поэт И. С. Тургенев с первого номера некрасовского «Современника» печатал в нём свои знаменитые «Записки охотника».
Здесь же начинал и очень скоро завоевал огромную популярность Толстой.
На страницах некрасовских «Современника» и «Отечественных записок» расцвели таланты Островского и Салтыкова-Щедрина.
С журналами Некрасова тесно связано творчество А. И. Гончарова, Д. В. Григоровича, Г. И. Успенского и многих других писателей.
В редакторской работе Некрасов, как правило, относился к тексту сотрудника чрезвычайно бережно и уважительно.
Прирожденный журналист, Некрасов отличался готовностью к коллективному творчеству с самыми разными авторами, и любом литературном и журнальном жанре.
В течение тридцати лет Некрасов стоял во главе русской журналистики, будучи редактором лучших журналов XIX в. Под его руководством они в высоко художественной и публицистической форме развивали в общественном сознании идеи свободы личности, равенства и социальной справедливости.
«Учите нас быть лучшими, чем мы есть; укореняйте в нас уважение к доброму и прекрасному, не потворствуйте вторгающейся в общество апатии к явлениям сомнительным или вовсе презренным, но обнажайте и преследуйте подобные явления во имя правды, совести и человеческого достоинства; растолковывайте нам наши обязанности, человеческие и гражданские — мы ещё так смутно их понимаем; распространяйте в большинстве массу здравых, дельных и благородных понятий — и вам будет прощен недостаток таланта». Н.А.Некрасов
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.