в каком жанре работали художники шишкин левитан саврасов айвазовский
Айвазовский – это не только море, а Левитан – не только пейзажи: Разрушаем стереотипы о творчестве художников-классиков
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что любопытно, в те годы известные маститые художники натюрмортной живописью практически не увлекались. Натюрморт, как отдельный жанр, практически был уделом салонной, а зачастую рыночной живописи. Именно поэтому, натюрморты Левитана на фоне весьма слабого развития этого жанра в России во второй половине 19 века невероятно интересны и имеют весомую художественную ценность.
На полотнах художника мы видим скромные букеты полевых цветов, а также гроздья сирени, написанные с удивительной нежностью и теплотой. Складывается впечатление, что в простых по сюжету и композиции натюрмортах воссоздана сама стихия цветения жизни на земле.
А однажды художник бережно принес в мастерскую охапку почти отцветших одуванчиков. Ярко-желтые лепестки этих солнечных цветов практически уже осыпались, остался лишь легкий пушистый ореол вокруг головок, вот-вот готовый слететь с них. Буквально очарованный этими хрупкими цветами, вернее тем, что от них осталось, Левитан вдохновился и создал потрясающий живописный букет, поместив его в обычном глиняном кувшине, громоздкость которого лишний раз подчеркнула утонченность и хрупкость чуда, созданного природой.
А на полотне «Ненюфары» Левитан буквально крупным планом «запортретировал» водяные лилии, плавающие на поверхности воды, тонкие ножки которых уходят в темную прозрачную глубь. Поистине потрясающая работа мастера.
Любопытства ради, вы можете также ознакомиться с малоизвестными пейзажами великого русского пейзажиста Исаака Левитана в нашем обзоре.
Что любопытно, в большинстве своем портреты кисти великого Кустодиева выполнены в классической манере, в особенности в ранний период его творчества. Они совершенно не соответствуют знакомой всем манере живописца. Позже, спустя годы, мастер начал использовать в портретной живописи свой фирменный яркий колорит, свойственный для русского лубка.
Тем не менее, даже эти портреты, отличающиеся оригинальностью, написаны легко и свободно, а портретируемые персонажи на полотнах художника весьма натуралистичны и узнаваемы. (Вспомнить хотя бы самый знаменитый портрет Федора Шаляпина на фоне заснеженного города).
Если вспомнить историю, то нужно отметить, что период творчества Бориса Михайловича в последние годы его жизни пришелся на трудное для России время, когда художник, лишенный возможности передвигаться, претерпевая страшные боли и страдания, вынужден был голодать и испытывать нужду даже в малом. Но, невзирая ни на что, он до последнего вздоха оставался по-настоящему жизнелюбивым и ярким живописцем своего времени.
Восхитительные зимние пейзажи Бориса Кустодиева в стиле русского лубка вы можете посмотреть в нашем обзоре.
У многих из нас имя гения русской марины ассоциируется лишь с морскими пейзажами, которым Айвазовский посвятил всю свою жизнь. Однако не многим известно, что писал он и удивительно волшебные зимние пейзажи. К слову, картины на эту тематику в наследии художника представляют собой большую ценность, ввиду их малочисленности.
Без преувеличения можно сказать, что каждый пейзаж Ивана Константиновича, будь-то маринистический или ландшафтный – это настоящее открытие красоты русской природы и ее завораживающих стихий.
В продолжение темы о великом русском мастере марины, читайте: Как Айвазовский стал первым русским художником в Лувре.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Викторина по изобразительному искусству «Знатоки искусства»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Викторина.doc
Автор: Фомина Наталья Федоровна
Викторина « Знатоки искусства»
Предназначена для учащихся 3-4 класса в рамках предметной недели по «Изобразительному искусству»
-активизировать познавательную деятельность учащихся;
-воспитывать нравственно-этическое отношение к миру;
-содействовать развитию творческих способностей;
Оборудование и оформление:
— картины с изображением разных жанров изобразительного искусства;
-выставка детских работ;
-картины и портреты (или просто Ф.И.О.) художников для конкурса
-мешок для конкурса «Кот в мешке»
-напечатанные вопросы для конкурсов
-грамоты для награждения
Ведущий: Здравствуйте ребята! На уроках изобразительного искусства вы знакомились с известными художниками, скульпторами, жанрами и многим другим. Сегодня мы проведем викторину, которая называется « Знатоки искусства»
К каким жанрам изобразительного искусства можно отнести следующее из предложенных :
— И.Шишкин «Осень» ( пейзаж)
— И.Т. Хруцкий «Цветы и плоды» (натюрморт)
— А. Венецианов «Захарка» ( портрет)
— Храм Василия Блаженного (архитектура)
— Мирон «Статуя Дискобол» (скульптура)
Соотнеси название картин с художником написавшим ее:
В.М. Васнецов «портрет Пушкина»
О.А. Кипренский «Тройка»
В.Серов «Девочка персиками»
И. Шишкин «Грачи прилетели»
Д.Поленов «Московский дворик»
Конкурс «Кот в мешке»
Дети по очереди тянут вопрос из мешочка или коробки зачитывают и дают ответ.
1.Как называется гравюра на дереве? (ксилография)
2.Изображение человека или группы людей в смешном виде?(карикатура)
4.Кто из русских живописцев написал картину «Девятый вал» (Айвазовский)
6.Как называли архитектора в Древней Руси (зодчий)
7.Автор иконы «Троица» (Рублев)
9.Вставленный в оконный проем орнамент или картина из цветных стекол
10. Скульптурное изображение человека по грудь (бюст)
Тест раздается свой каждой команде.
1.Жанр изобразительного искусства, посвященный военной тематике
2.Пейзаж, документально или точно изображающий вид определенной местности или города, который выполнялся с натуры
3.Художник изображающий животных
4.в каком жанре работали художники: Шишкин, Левитан, Саврасов
а) в жанре портрета
б) в жанре натюрморта
5.В каком усадебном ансамбле в Подмосковье работает музей, где собрана большая коллекция керамики
Найди знакомые тебе понятия из области изобразительного искусства и вычеркни их
Ответы: картина, лекало, кисть, бюст, витраж, портрет, фреска, линия
Если вы правильно решишь кроссворд, то в выделенных квадратах получишь ключевое слово
1.До и после уроков/ сост.Т.Е.Заводова, Ю.А.Лежнева.-Мн.; Красино-Принт.2006.-(Деятельность классного руководителя).-128 стр.
2.Программно-тематические материалы: изобразительное искусство и художественный труд для 5-7 классов/под ред.Б.Д.Неменского.-М.:Просвещение,2010
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Номер материала: ДБ-574019
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
«Спутник» объявили словом года в России
Время чтения: 2 минуты
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Шишкин, Саврасов, Левитан, Куинджи — мастера русского пейзажа
Я предлагаю вам краткий рассказ о мастерах русского пейзажа XIX века и презентацию на эту тему. В конце есть вопросы для самопроверки. XIX век — время становления русской школы живописи. Среди наиболее любимых публикой и критикой художников будут и те, которые нашли особую прелесть в неброских, порой суровых русских пейзажах. Надо сказать, будущие пейзажисты еще во время учебы делали много этюдов с натуры, и это приучало их быть внимательными к родной природе и, наверное, помогало полюбить ее. Родоначальником русской пейзажной живописи был И. Шишкин с его сосновыми борами, бледным северным небом. Он первым стал ездить в русскую глубинку, чтобы писать родные сосновые боры, дубовые рощи. И много поколений зрителей учатся у Шишкина любить русскую природу. Его ровесник Алексей Саврасов стремился создавать пейзажи с настроением, этому же учил и своих учеников, среди них был Исаак Левитан, который стал настоящим поэтом русского пейзажа. Архип Куинджи принес в живопись краски юга. Его картины поражали современников резкими контрастами, особым свечением, завораживают они и сейчас. Иван Айвазовский был художником-маринистом. Мастеров, умеющих изображать вечно изменчивое море во всей мировой живописи — единицы. Он — один из лучших.
Содержание
Иван Иванович Шишкин (1832-1898)
Шишкин родился в купеческой семье в городе Елабуга. Из окна его комнаты были видны бескрайние сосновые боры. Любовь к лесу Шишкин сохранит на всю жизнь, а деревья станут главными героями его картин. Когда в 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, он добросовестно рисовал гипсовые головы, но в искусстве и жизни привлекала его только природа. Он порой нарочно делал крюк, чтоб пройти мимо красавицы-липы у дома Юсуповых или старого дуба возле особняка Киреевских. Товарищи быстро оценили удивительную работоспособность этого скромного провинциала. Потом была Петербургская Академия художеств. Преподаватели уговаривали способного студента заняться исторической живописью: это дает и славу, и деньги. Но Шишкин писал пейзажи. В закованном в гранит Петербурге природы ему не хватало, но были пригороды, а еще он открыл для себя остров Валаам, куда не раз ездил на этюды. За одну картину, написанную там, Шишкин получит большую золотую медаль и будет отправлен на стажировку за границу. Пожалуй, первым из выпускников Академии он не очень этому рад. Вернулся до срока, написав, впрочем, в Германии картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», за что получил звание академика. Но славу и удовлетворение ему принесет первая картина, написанная в России «Полдень в окрестностях Москвы». Ее сразу купил Третьяков для своей галереи. Шишкин сблизился с Крамским, возглавившим артель художников, часто бывал у них, там весело, но даже во время вечеринок он, не выпуская из руки карандаш, и удивительно было видеть, какие тонкие линии выходят из-под карандаша этого богатыря с огромными руками. Шишкин был первым из пейзажистов, кто писал с натуры. Говорили, что он с фотографической точностью передавал детали пейзажа, но сила его и в том, что он чувствовал душу природы. Посмотрите на его деревья: у них у каждого своего характера. Вот дубы — какие они разные! Старый дуб изо всех сил цепляется за склон. Дубовая роща освещена солнцем, но здесь нет покоя: посмотрит на эти извивающиеся ветки, да и перепад света и тени добавляет динамичности полотну.
«Среди долины ровныя» — русская песня.
Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.
Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах!
О чем картина? Как и песня — об одиночестве? А, может, это своеобразный автопортрет? Шишкин был могучим человеком — не только физически, но и морально. В его жизни было немало тяжелых потерь, порой казалось, что он сломлен горем, но каждый раз он находил в себе силы не только жить дальше, но и творить. Сначала он потерял отца, который поддерживал его занятия живописью, потом маленького сынишку Володю. В 1874 году умерла его жена, Евгения Александровна, за ней — недавно родившийся сын. Художник остался с маленькой дочкой. На какое-то время он забросил живопись, стал нервным, раздражительным.
Но в 1878 году поехал на родину и оттуда привез, среди прочего, свою «Рожь», один из самых известных русских пейзажей. Нужно очень любить свою родную природу, чтоб увидеть красоту в этих разбитых дорогах, бледненьком небе, обтрепанных ветрами соснах. Но каждую деталь этого пейзажа художник выписывает с удивительной тщательностью: склонившиеся к земле колосья спелой ржи, мелкие цветы на обочине дороги. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». И сколько поколений русских людей учились любить природу, глядя на пейзажи Шишкина!
Он часто писал сосны. И какие разные его сосновые боры! Художник работал быстро, и этюд писал за день. Один такой этюд — «Сосны, освещенные солнцем» Третьяков приобрел для своей галереи как законченное произведение. У Шишкина чаще встречаются сумрачные пейзажи, а здесь все так солнечно и радостно.
«Сосновый бор» мрачноват и немного фантастичен с этими наклонившимися деревьями, буреломом. Мне кажется, в этом пейзаже есть что-то зловещее, может, здесь что-то произошло? «Утро в сосновом лесу» — самая известная работа художника. Все помнят медвежат, которые резвятся на сломанной сосне. Кстати, их написал не Шишкин, а художник Савицкий. Он отказался от предложения Шишкина поставить две подписи. Но мне немного жаль, что мишки отвлекают внимание от волшебного голубоватого тумана. «Корабельная роща» — самая последняя работа мастера. К материалу для строительства кораблей предъявлялись особенные требования: сосны должны быть особенно прочными и высокими. Это были столетние деревья до 40 метров в высоту и до полуметра в диаметре. Какие великолепные мощные стволы у Шишкина! Художник умер вскоре после того, как картина была показана на 26 выставке передвижников.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897)
Саврасов, как и Шишкин, был купеческим сыном, и отец был категорически против чтоб он занимался живописью. Наперекор ему Саврасов учился в том же Московском училище живописи и ваяния, но на 8 лет раньше Шишкина. Начинал блестяще. Преподаватели считали его надеждой русского искусства. Великая княгиня Мария Николаевна купила несколько картин выпускника Саврасова и пригласила его писать пейзажи в окрестностях ее дачи. Был шанс стать придворным художником? Но в 1858 году он вернулся в Москву и стал преподавать в родном училище. Ученики его обожали, говорили об учителе как «человеке совершенно особой кротости, доброго, умного». Надо сказать, среди них были Константин Коровин, Михаил Нестеров и Исаак Левитан. В мастерской была настоящая творческая атмосфера. Алексей Кондратьевич призывал студентов изучать природу, а, главное, чувствовать. Именно с Саврасова начнется русский лирический пейзаж. Появление на первой выставке передвижников в 1871 году его картины «Грачи прилетели» стало настоящей сенсацией. Крамской, лидер передвижников напишет: «В других картинах есть вода, деревья, воздух, но только в «Грачах» есть душа». Саврасов больше всего любил весну, он говорил Левитану: «Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой, чем весной. Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно». Этюды для картины Саврасов писал в селе Молвитино на Волге. Кривые березы, старые домишки, покосившийся забор, шатровая колоколенка, — бедное селенье. Но надо всем этим — радостная суета птиц, с которых начинается весна. И, кажется, правда, слышен их гвалт. А мы, северные жители, сразу накладываем на этот пейзаж свою радость, с которой видим и с каждым днем оседающий снег, и первые проталины. А какой тонкий рисунок создают ветки на фоне бледного неба!
Картину сразу купил Третьяков, царской семье досталась лишь авторская копия. Саврасов сделает много таких повторов «Грачей». Поначалу это радовало: хороший заработок, а потом художник загрустил: неужели он — автор всего одной картины? Конечно, нет. Он тоже написал «Рожь» «Рожь». Да, колоски, цветы — хороши, но взгляд наш останавливается на небе. Сколько в нем динамизма, игры света и цвета! «Проселок». Все мы знаем фразу: «В России две беды: дураки и дороги». Сколько едких слов было сказано о наших разбитых проселочных дорогах, совершенно не проезжих в сырую погоду. А у Саврасова в этих лужах и вязкой грязи отражается небо. И сколько оттенков — от золотистого до лилового, оказывается, может быть у обычной грязи. А деревья вдали словно подхвачены налетевшим ветром и как бы не улетели к небу.
Архип Иванович Куинджи
Он родился где-то в начале 40-х годов, умер в 1910. Он приехал в Петербург с юга, из Мариуполя, подрабатывал ретушером у фотографа, вечерами учился в Академии, но так и не закончил — ее рамки были тесны для его широкой натуры. Репин ругал его за недочеты, но в то же время писал о странной особенности Куинджи писать о том, что еще не известно человечеству. Куинджи первым принес в русский пейзаж краски юга. А еще фантастическое освещение. Когда в 1874 году художник выставил свою «Украинскую ночь», это стало сенсацией. Мы не можем сегодня судить о там, как выглядела картина тогда — краски потемнели, но и сегодня странный свет, освещающий белые хатки среди кромешной тьмы, вызывает ощущение того, что все изображение находится где-то на грани реальности и колдовских сказок, рассказанных Гоголем. Картину повезли в Париж, и там отметили исключительную самобытность художника. А на родине будут спорить о том, как он достигает эффекта свечения, не добавляет ли в краски особый состав, вспоминали о его дружбе с Менделеевым. До сих пор некоторые зрители заглядывают за картины Куинджи, ища там лампочку.
В 1879 году Куинджи представил публике «Березовую рощу». О ней художник Прянишников сказал: «Там такое освещение, как до Рождества Христова». Впрочем, некоторые коллеги обвиняли его в безвкусице, говоря, что он «перезеленяет» свои картины. Но, пожалуй, никто так не передал ощущения радости летнего дня, как Куинджи на этой картине, создав контраст между ярко освещенной опушкой и лесной тенью. Ведь еще со времен Караваджо резкие перепады освещения усиливали эмоциональное впечатление от картины. В 1880 году появилась его «Лунная ночь на Днепре». К тому времени Куинджи прекратил свое участие в выставках художников и просто открыл двери своей мастерской для всех, кто хотел увидеть новую работу. Успех был огромный, прямо в мастерской «Лунную ночь» купил великий князь Константин Константинович. Он увез ее в Петербург и выставил в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. Такого успеха не было ни у одной картины. Улица была забита каретами, а перед дверью была многочасовая очередь. Люди стояли перед ней в полутемном зала, как завороженные. Великий князь взял ее с собой в кругосветное путешествие, что было очень вредно для холста. Правда, автор сделал еще 2 копии. Одна из них в Третьяковской галерее.
Исаак Ильич Левитан (1860-1900).
Ему было 10 лет, когда их семья переехала в Москву, но надежды отца найти хорошее место, чтоб прокормить семью, не осуществились. Однако сыновья — сначала старший — Авель, а потом и 13-летний Исаак рано стали прокладывать себе дорогу в жизнь. Оба поступили в Училище живописи и ваяния. Товарищ Левитана по курсу М. Нестеров вспоминал: «Красивый мальчик-еврей… обращал на себя внимание и тем, что тогда уже слыл в школе за талант. Про него ходило в школе много рассказов, с одной стороны, о его даровании, а с другой — о его великой нужде. Говорили, что он не имеет иногда и ночлега». В 15 лет Левитан потерял мать, а через год — отца. Руководство училища старалось поддержать талантливого юношу, освободив его от платы за учебу, но он и сам уже мог помочь себе. В 1877 году шестнадцатилетний студент за 2 свои работы получил малую серебряную медаль и 220 рублей для продолжения учебы.
Картинами студента Левитана начинают интересоваться коллекционеры. Продав 2 картины, 19-летний Левитан смог снять квартиру. Одна из них — «Вечер после дождя», купленная у него за немалые деньги — 40 рублей. А еще через год его работу «Осенний день. Сокольники» приобрел сам Третьяков. Одинокую женскую фигуру написал его товарищ по курсу Николай Чехов, младший брат писателя Антона Павловича Чехова, с которым его отныне будет связывать дружба. Несколько лет они вместе ездили на лето в деревню в Подмосковье.
В отличие от одноименной картины Куинджи здесь нет резких контрастов. Кажется, тут все состоит из мерцающих бликов — на траве, листьях, стволах. Глядя на картины Левитана, мы не остаемся сторонними зрителями, а погружаемся в его поэтический мир. Ученик Саврасова, Левитан всегда помнил слова учителя, что художник должен быть поэтом. В 1886 году он впервые поехал в Крым, и с тех пор его палитра изменилась: на его картинах появится солнце, яркие краски. Впрочем, настроение его картин менялось, как и настроение самого автора. Одни его картины будут радостными, мажорными, от других веет тоской. Но, наверное, в самых известных и любимых зрителями работах будет настроение тихой радости, когда человек, созерцая природу, забывает о своих печалях. Таковы его волжские пейзажи. Поначалу Волга разочаровала. Он плыл на пароходе из Нижнего Новгорода и чувствовал, что равнодушен к ее величию. Но вдруг увидел городок с церквушкою на холме, спросил капитана, как называется город и услышал: «Плес». Потом он будет не раз приезжать сюда, и самые поэтичные пейзажи родятся именно в окрестностях Плеса. Он напишет здесь «Тихую обитель», «Золотой плес», «Вечерний звон». Глядя ни них, погружаешься в мир чистоты и покоя.
Эту деревянную церквушку художник напишет при первом приезде в Плес, а через 6 лет он создаст самую философскую свою картину о жизни, смерти и огромном мире, перед которым человек так мал — «Над вечным покоем». Мы не сразу замечаем старое кладбище с покосившимися крестами — место вечного упокоения. Но разве эта огромная земля, видная за много километров с зеркалом воды не вызывает ощущения мощи и покоя? Впрочем, сам пейзаж художник напишет в другом месте. Это озеро Удомля в Тверской губернии.
Сразу бросается в глаза небо и безбрежное водное пространство. Вот он — холодный покой вечности. А потом приглядываемся и видим внизу старенькую церковь — ту самую, а рядом, если присмотреться, покосившиеся кресты — сельское кладбище, место вечного упокоения человека. Левитан много думал о смерти: «Это единственное равенство, которого могут достигнуть люди».
Эти три картины художника — самые известные, их помещают в учебниках, по ним пишут сочинения.
У картины «У омута» есть своя предыстория. Левитану рассказали, что в этом месте когда-то утопилась дочь мельника от несчастной любви, и Пушкин, услышав эту историю, вдохновился на написание «Русалки». Вечернее солнце золотит воду, но небо хмуро, мир словно замер. Омут — опасное место, он может затянуть человека. Нестеров, близкий друг художника, предполагал, что «Омут» отражает некий личный опыт художника, которому приходилось немало бродить над пропастями нашей жизни.
«Большая вода»— что-то почти нематериальное тоненькие березки поднимаются из воды, словно звучит нежная печальная музыка. В «Золотой осени«, напротив, кроны берез, словно сделаны из чистого золота. Написанные крупными мазками, они даже немного подавляют своей тяжеловесностью. Это роскошная, зрелая красота природы перед самым увяданием.
Левитан прожил неполных 40 лет, у него было очень больное сердце. На мольберте осталась незаконченная картина «Озеро. Русь». Никогда на его полотнах не было такой пронзительной синевы, такого ощущения радости жизни, как здесь.
Иван Константинович Айвазовский (1817 — 1900)
Айвазовский принадлежит к редчайшему направлению пейзажной живописи. Он был маринистом и всю жизнь рисовал море. Это неудивительно, ведь он вырос в Феодосии на берегу Черного моря. Правда, тогда он был не Иван Айвазовский, а Ованес Гайвазян. Его отец, когда-то зажиточный армянский купец, разорился во время эпидемии чумы 1812 года, так что семье, где было пятеро детей, приходилось нелегко. Ованесу пришлось рано начать зарабатывать деньги, работая в кофейне. Кто знает, смог бы армянский мальчик, не получи он этой работы, стать выдающимся художником? Уже с детства полюбив рисовать, он занимался этим и в кофейне, где собиралось просвещенное общество. Некоторые клиенты обратили внимание на смышленого мальчика. Первым был Александр Казначеев, градоначальник Феодосии. Он не только подарил мальчику краски, но и предложил ему заниматься рисованием у архитектора Коха вместе с собственными детьми. Став губернатором Тавриды, Казначеев помог ему поступить в Симферопольскую гимназию, а в 1833 году по его личной просьбе будущего художника приняли в Академию художеств на казенный счет. Сначала он учился у профессора М. Н. Воробьева, среди картин которого было немало морских и речных пейзажей, а потом — у французского мариниста Филиппа Таннера, который как раз в то время приехал в Петербург.
Успехи юноши впечатляли: поступив в Академию в 16 лет, через 2 года за морской пейзаж он получил серебряную медаль, а 20-летний студент Академии был удостоен Большой золотой медали за картину «Штиль». Получается, что курс Академии Айвазовский прошел за рекордно короткий срок — за 4 года. Но руководство Академии, прежде чем послать Айвазовского в Рим как обладателя Золотой медали, отправило его на 2 года в родной Крым, чтобы у моря он оттачивал мастерство.
Надо сказать, в Крыму Айвазовский не только писал виды Черного моря, но участвовал в военно-морском походе к берегам Кавказа и при высадке десанта проявил смелость, удивившую военных. Именно тогда он познакомился с великими русскими флотоводцами: М. П. Лазаревым, В.А. Корниловым, П. С. Нахимовым. Одна из картин того периода — «Десант Раевского».
Дальше будет Италия: Рим, Флоренция, Венеция, учеба у великих мастеров прошлого. Приехав в Рим в 1840 году, он довольно быстро стал известен. Через год его картину «Хаос. Сотворение мира» приобрел Папа Римский.
Тогда же Айвазовский познакомился с великим английским художником Тернером, самым знаменитым живописцем моря, его считали предшественником импрессионистов. Англичанин высоко оценил талант молодого художника, особенно его «Неаполитанский залив ночью». Айвазовский совершил путешествие по Европе с выставкой своих картин. Он везде имел успех: в Амстердаме ему присвоили звание академика, в Париже — золотую медаль Академии художеств. Художник в 1844 году вернулся в Россию, где тоже стал академиком и живописцем Главного морского штаба. Перед ним открывалась блестящая карьера в столице. Но, вернувшись из-за границы, он старается как можно больше времени проводить в родной Феодосии, строит там дом. «Зиму я охотно провожу в Петербурге, — писал художник, — но чуть повеет весной, на меня нападает тоска по родине — меня тянет в Крым, к Черному морю».
Айвазовский не только обустраивал свое жилище, но и город. В Феодосии на свои средства он открыл школу искусств, в городе были проблемы с водой, он содействовал строительству водопровода, железной дороги, гимназии, свои картины художник завещал родному городу, и теперь картинная галерея им. Айвазовского — главная достопримечательность города.
Впрочем, долго сидеть на месте Айвазовский не привык. В его паспорте было 135 виз разных стран и городов мира. Уже в 1845 в составе военной экспедиции он посещает Турцию. Был он в Египте на открытии Суэцкого канала в 1869 году, рисовал пирамиды. В 75 лет художник отправился в Соединенные Штаты. «Моя главная цель — это, изучив океан, посетив Ниагару, поселиться в Вашингтоне на 4 месяца, написать коллекцию новых американских картин, и они будут выставлены отдельно в главных городах в январе, а мы переедем в Чикаго в марте». В Чикаго Айвазовский не попал, а картины выставил.
В Антарктиде Айвазовский не был, но написал эту картину со слов адмирала М. Лазарева, с которым он познакомился еще во время Кавказского десанта. В 1818 году именно Лазарев вместе с Беллинсгаузеном открыл Антарктиду.
Первая половина XIX века — время романтизма в европейской культуре, время ярких героев, сильных страстей. А в теме человек и море всегда есть романтика. Он любил писать бурю. Надо сказать, однажды судно, на котором он плыл, в Бискайском заливе попало в шторм, и до Петербурга дошли сведения, что Айвазовский погиб. Но говорят, среди бушующих волн художник стоял на палубе и запоминал… Что-то из тех впечатлений помогло ему в создании картины «Девятый вал». Моряки верят, что во время каждого шторма есть самая страшная волна. Греки считали, что это третья волна, позднее решили, что девятая. Кто ее пережил, имеет шансы уцелеть. Люди, ухватившиеся за обломок мачты, со страхом смотрят на надвигающуюся волну.
А на картине «Прощай, свободная стихия!» среди бушующих волн мы видим Пушкина. Айвазовский был знаком с поэтом. Пушкина у моря художник писал не раз, хотя, конечно, не с натуры. Но на этой картине поэта написал Илья Репин.
Синопское сражение произошло в ноябре 1853 г., в самом начале русско-турецкий войны. Тогда флот под командованием Нахимова за несколько часов уничтожил все турецкие корабли, которые находились в бухте Синоп. Но потом на стороне Турции выступили англичане и французы. Таким силам Россия противостоять не могла. Противник высадился в Крыму, началась длительная осада Севастополя, которая продолжалась целый год. Россия была вынуждена подписать невыгодный для себя мир.
Айвазовский после начала войны семью из Крыма вывез, но сам подолгу находился в осажденном городе, делал зарисовки и по свежим следам событий писал картины. На полотне «Осада Севастополя» он изобразил панораму города и бухты.
Говорят, Айвазовский никогда не писал с натуры. Он внимательно наблюдал, а потом в нужный момент в его фотографической памяти всплывали то луч маяка на водной глади, то высокие пенящиеся волны, то дым и огонь взрывов. Его мастерская в Феодосии была на редкость темная и выходила на задний двор. Стены были окрашены в темно-красный цвет. Это помогало сосредоточиться на том образе, который был у него в голове.
Художник за свою жизнь написал более 6 тысяч картин, и заслуги его Россия высоко ценила. Айвазовский дослужился до действительного тайного советника, что соответствовало чину адмирала, стал кавалером почти всех российских орденов. Немало было у него и иностранных наград. Художника очень ценил турецкий султан, который не раз покупал его работы и наградил его орденом Османа — высшей наградой Турецкой империи. Но после массового уничтожения турками армян Айвазовский выбросил в море все турецкие награды.
Еще картины русских пейзажистов, а также материал о В. Поленове и Ф. Васильеве вы можете найти в презентации, пройдя по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1KUtQjNjSFQraeXyGvrPJWTcPaoRjmNyj/view?usp=sharing
А это вопросы для моих учеников 3 классов
1 контрольная
Контрольная №2