в каком жанре пишут стругацкие
Братья Стругацкие
…Гость под большим секретом поведал, что Стругацкие то ли уже запрещены, то ли вот-вот будут.
— Но как же так? Ведь они написали столько коммунистических книг.
— Книги они писали хоть и коммунистические, а — антисоветские…
Аркадий Натанович (1925–91) и Борис Натанович (1933–2012) Стругацкие — Наше Всё в фантастике. Конечно, до них были Иван Ефремов и Александр Беляев, не говоря о куче менее значительных персон, да и писатели других направлений (например, А. Н. Толстой) иногда обращались к этому жанру.
Но только Аркадий и Борис, они же братья Стругацкие, они же АБС ещё с доперестроечных времён, писали так много, талантливо и разнообразно.
Содержание
Отрывки биографии [ править ]
Мать обоих братьев — русская, учительница. Отец — сами понимаете, еврей, искусствовед, библиограф. (Борис в детстве не знал, что нехорошие люди называют евреев жидами, и думал, что жид — это просто нецензурное ругательство). В 1937 г. он (отец) отделался исключением из партии и увольнением, а вот младший брат (отца, дядя Аркадия и Бориса) был расстрелян. Во время войны семья оказалась в блокадном Ленинграде. Первым в город Ташла Оренбургской области вывезли Аркадия и отца (отец не доехал, умер по дороге в Вологде), потом — Бориса и мать. Аркадий закончил пехотное училище, а потом был откомандирован в Военный институт иностранных языков, став переводчиком с японского и английского. Был кадровым военным (между прочим, участвовал в подготовке Токийского процесса), в 1955 уволился в запас. Борис собирался поступать на физический факультет ЛГУ, однако принят не был и закончил математико-механический. Работал астрономом в Пулковской обсерватории. В бытность писателями находились в неоднозначных отношениях с советской властью: никакой прямой критики не позволяли (разве что в адрес Сталина), просто были «несистемными». Но какие-то горе-доброхоты передали их не подходящие для печати рукописи за границу — и пошли допросы на Лубянке…
Казалось бы, зачем рассказывать биографию авторов? А затем, что многое из своей реальной жизни они перенесли в свои вымышленные миры.
Немного о творчестве в целом [ править ]
Авторы уважали своих (по)читателей. БНС в разговорах с фанатами пришел к своему рыцарскому кодексу, по которому Слово Божие было лишь комментарием, а любая версия, не нарушающая прямой текст произведения, имела равные с ним права на жизнь. Впрочем, он же признавался, что сеттинг для них всегда был глубоко вторичен, а фантастика была лишь способом аккуратно сформулировать насущные вопросы. Однако именно поэтому он, в частности, категорически отвергал трактовки «Жука в муравейнике», согласно которым Абалкин действительно был автоматом Странников, так как это противоречило самой авторской проблематике произведения.
А вот кого они не уважали, так это мещан (в их понимании) и врагов просвещения:
И ещё. Характерная особенность творчества — перекличка с другими авторами. Отсылок столько, что для них пришлось бы создавать отдельную статью.
Другая забавная деталь творческой биографии. АБС, как и многие другие авторы антиутопий, не избежали обвинений в плагиате романа Замятина «Мы», хотя ничего похожего у них не было. Да и отзывались они о романе «Мы» довольно неодобрительно.
Братья любили позабавиться хайнлайнингом:
От цензуры братья страдали много и со вкусом. Ниже приведены самые невинные примеры. А ещё в период обострения отношений с КНР второ- и третьестепенных китайских персонажей пришлось менять на японцев.
А в честь старшего из любимых им братьев Владимир Высоцкий назвал своего сына Аркадия.
Мир Полудня [ править ]
Подробнее см. отдельную статью.
Другие крупные произведения [ править ]
«Извне» [ править ]
Место действия — Дальний Восток. Раннее произведение про инопланетян на тему контакта. Правда, произошёл он довольно несуразно и малопродуктивно — во всяком случае, для землян.
Дилогия о НИИЧаВо [ править ]
« | Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чём именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же. | » |
— «Понедельник начинается в субботу» |
«Понедельник начинается в субботу» (ПНвС) и «Сказка о Тройке» (СоТ). Русский Север. НИИЧАВО. Просто НИИЧАВО — Научно-Исследовательский Институт Чародейства и Волшебства. Первая книга — одно из самых известных произведений.
Авторы планировали написать и третью часть, где действие происходило бы во времена перестройки, а герои вновь встретились бы с Вунюковым (новая встреча с которым была обещана в конце СоТ), однако из-за тяжёлой болезни Аркадия дело остановилось на паре страниц черновиков с набросками сюжета и диалогов.
«Улитка на склоне» [ править ]
В повести описаны две локации — Управление (Кафка в исполнении АБС) и Лес. Лес — странный и пугающий мир, где живут две враждующих цивилизации: Славные Подруги, которые ненавидят мужчин и размножаются партеногенезом, и… кто-то ещё, с кем они воюют. Посреди всего этого безобразия в Лесу худо-бедно выживают крестьяне, до которых враждующим сторонам дела нет. А над Лесом, на Белых Скалах, стоит Управление — организация, которая должна изучать Лес, а на самом деле занимается в основном всякой фигнёй.
Соответственно есть два POV’а — Перец и «Кандид». Кандид, исследователь из Управления, в результате авиакатастрофы попадает к крестьянам в Лес и пытается вернуться в Управление. Перец оказывается в командировке в Управлении и пытается или вернуться домой, или наконец добраться до Леса и заняться его изучением. У обоих это не получается, а получается совсем другое.
«Гадкие лебеди» [ править ]
Философско-фантастическая повесть, написанная в 1967 году, но напечатанная только в 1987 — она была коммунистической по духу, но абсолютно антисоветской по содержанию. Протагонист — модный опальный писатель Виктор Банев. Место действия — город, в котором живут странные существа — мокрецы, они же больные «очковой болезнью». Это из-за них всё время идёт дождь, а дети все поголовно стали вундеркиндами…
«Второе нашествие марсиан» [ править ]
Мягкий аншлюс Земли показан глазами пожилого жителя захолустного провинциального городка. Он выглядит взаимовыгодным. Оказывается, что оккупация инопланетянами не несёт никаких неудобств — наоборот, они оказываются гораздо лучшими правителями, чем земные политики. А если человечеству при этом навязана унизительная, но хорошо оплачиваемая роль… ну так почему бы и нет? Повесть можно рассматривать как своеобразное полемизирующее произведение по отношению к классическому роману Герберта Уэллса ««Война миров».
«Отель „У погибшего альпиниста“» [ править ]
Псевдодетектив с неожиданным (для читателя по первому разу) вторжением фантастического элемента. См. основную статью.
«Пикник на обочине» [ править ]
Знаковое произведение о посещении Земли инопланетянами… точнее, о последствиях. Не исключено, что все эти загадочные артефакты, оставшиеся от пришельцев — не более чем ненужный им мусор, хлам вроде того, который могли бы оставить после себя беспечные туристы, позавтракав на обочине дороги. Подробнее см. основную статью.
«Град обреченный» [ править ]
Антисеттинг. В некоем искусственном Городе кем-то проводится Эксперимент над людьми из разных стран и эпох, которых привело сюда любопытство, страх, разочарование… В этом странном мире и живут главные герои — протагонист Андрей Воронин, звёздный астроном © из 1951, учитель Изя Кацман из 1967 и унтер-офицер вермахта Фриц Гейгер из 1945.
«За миллиард лет до конца света» [ править ]
Ленинград через недельку нашей эры. Несколько учёных самых разных специальностей вдруг обнаруживают, что какая-то непреодолимая сила мешает им работать. Что делать?
«Повесть о дружбе и недружбе» [ править ]
Сказка. АБС не любили, когда их спрашивали о этой повести, которую они написали из-под палки для детского журнала. Но некоторый философский потенциал у неё всё же есть. Книга не убога. В проекте «Миры братьев Стругацких: Время учеников» даже опубликован фанфик (Александр Етоев, «Как дружба с недружбою воевали»).
«Хромая судьба» [ править ]
Может включать в себя «Гадкие лебеди». Место действия — Москва. Обычный советский писатель Феликс Сорокин должен привести свою рукопись в НИИ, да всё никак не может. А когда наконец привозит, его ждёт сюрприз. книга основана на биографии АНС. Почти все описанные люди — реальные лица, только имена изменены. Есть и дружеские шаржи (Михаил Демиденко — Пётром Скоробогатов по прозвищу «Ойло Союзное»), есть и На тебе! (например, под «Олегом Орешиным» имелся в виду секретарь Союза писателей Глеб Горышин). А известный фантаст Александр Казанцев выведен под прозвищем, ни много ни мало, «Гнойный Прыщ».
…Был разгар лета, и жара стояла, и корчились переплеты в жарких черно-кровавых кучах, и чумазые, как черти в аду, курсанты суетились, и летали над всем расположением невесомые клочья пепла, а по ночам, невзирая на строжайший запрет, мы, офицеры-преподаватели, пробирались к заготовленным на завтра штабелям, хищно бросались, хватали, что попадало под руку, и уносили домой. Мне досталась превосходная «История Японии» на английском языке, «История сыска в эпоху Мэйдзи»…
…Бурный романчик между женатым начальником главка и замужним технологом на фоне кипящего металла и недовыполнения плана по литью. …Десятилетия проходят, исписываются тысячи и тысячи страниц, но ничего, кроме откровенной халтуры или, в лучшем случае, трогательной беспомощности, литература такого рода нам не демонстрирует.
И ведь вот что поразительно: сюжет-то ведь реально существует! Действительно, металл льется, планы недовыполняются, и на фоне всего этого и даже в связи со всем этим женатый начальник главка действительно встречается с замужним технологом и начинается между ними конфликт, который переходит в бурный романчик, и возникают жуткие ситуации, зреют и лопаются кошмарные нравственно-организационные нарывы, вплоть до КПК …
Все это действительно бывает в жизни, и даже частенько бывает, и все это, наверное, достойно отображения никак не меньше, нежели бурный романчик бездельника-дворянина с провинциальной барышней, вплоть до дуэли. Но получается лажа.
И всегда получалась лажа, и между прочим, не только у нашего брата — советского писателя. Вон и у Хемингуэя высмеян бедняга халтурщик, который пишет роман о забастовке на текстильной фабрике и тщится совместить проблемы профсоюзной работы со страстью к молодой еврейке-агитатору.
У меня вот в «Товарищах офицерах» любовь протекает на фоне политико-воспитательной работы среди офицерского состава Н-ского танкосамоходного полка. И это ужасно. Я из-за этого собственную книгу боюсь перечитывать. Это же нужен какой-то особенный читатель — читать такие книги! И он у нас есть. То ли мы его выковали своими произведениями, то ли он как-то сам произрос — во всяком случае, на книжных прилавках ничего не залеживается.
«Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» [ править ]
Место действия: Ташлинск. Две книги в одной. В 1980-х гг. (не позже 1988, когда был опубликован роман) астроном Манохин (протагонист первой линии) встретился с 2 людьми. Первый — некий страховой агент Агасфер Лукич с необычным портфелем. Второй… Собственно, он не совсем человек. Обычно Агасфер называет его Демиург, т. е. «Творец». Работая у Демиурга секретарём, Манохин узнаёт альтернативную историю Иуды Искариота и Иоанна Богослова. Через 40 лет, в 2030-х, СССР всё ещё существует. Больше того — есть не только комсомол и КГБ, но и «кооператоры, итэдэшники»! Но появилось и кое-что новое, в частности — сеть лицеев, в которых готовят будущих педагогов. Одному из них, Игорю Мытарину (протагонисту второй линии) его Учитель, Г. А. Носов, передаёт рукопись Манохина. А в конце романа эти линии объединяются…
«Пять ложек эликсира» [ править ]
Феликс обнаруживает нечто ужасное. В том месте, которое приходится как раз на левую почку, плащ проткнут длинным шилом с деревянной рукояткой. … Иван Давыдович. Вы обратили внимание, что сегодня вы трижды только случайно остались в живых. Ну вот, хотя бы это… (Он берет двумя пальцами страшное шило за кончик лезвия и покачивает перед глазами Феликса.) Два сантиметра правее — и конец!
«Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» [ править ]
Пинский: Зоя, что это ты делаешь? Зоя Сергеевна: «Молнию» пришиваю. Пинский: Ну и глупо. Завтра она у него сломается, и что тогда прикажете делать? Пуговицы надо! Самые здоровенные. И никаких «молний», никаких кнопочек.
Кирсанов: Это Санька-то мой — распутник! Да он же ни с какой бабой в постель лечь не может без штампа в паспорте. Базарин: С точки зрения тети Моти, он и есть самый настоящий распутник! В тридцать лет — две жены, каждой по ребенку заделал, а теперь пожалуйста — у него еще и какая-то Галина… Ну что это — не распутство?
Рассказы [ править ]
Произведения, написанные не вместе [ править ]
Аркадий — под псевдонимом «С. Ярославцев» [ править ]
Борис — под псевдонимом «С. Витицкий» [ править ]
Сценарии [ править ]
АБС написали сценарий к диафильму «Девятая планета Тайи» о мире, который представляет собой помойку.
Кроме того, они сочинили много киносценариев по своим книгам.
Экранизации [ править ]
Стругацким фатально не везет с экранизациями. Одни режиссеры изо всех сил самовыражовываются и не оставляют от оригинала камня на камне, другие вроде бы и следуют тексту, а получается серятина.
«Какие наши произведения мы хотели бы экранизировать? Понимаете, в чём дело, наверное, хорошо было бы экранизировать, скажем, „Хищные вещи века“, „Трудно быть богом“, „Малыша“, но, к сожалению, наши киношники на это дело либо идут очень туго, либо вообще не хотят идти. Доходит до того, что мы пишем сценарии, сценарии эти принимаются, сценарии эти оплачиваются, но фильмы не ставятся». А. Стругацкий.
Переводы [ править ]
В основном переводами с японского и английского занимался Аркадий. Наиболее известные авторы — Кобо Абэ, Акутагава Рюноскэ, анонимное средневековое «Сказание о Ёсицунэ», Айзек Азимов, Андре Нортон «Саргассы в космосе»; Джон Уиндем «День триффидов» (под псевдонимом С. Бережков).
Фанфики [ править ]
Официальные фанфики [ править ]
ПСС «Миры братьев Стругацких» началось с тома официально одобренных БНС фанфиков, написанных относительно молодыми фантастами, под названием «Время учеников». Потом вышел 2 и 3 выпуски. Качество варьируется от «вполне приличная вещица» до «Аркадий Натанович в гробу вращается». На момент выхода фанфики вызвали страшный срач среди фанатов АБС: одни считали Бориса Натановича человеком, продавшим наследие своего брата за чечевичную похлебку, другие радовались возможности хоть ненадолго вернуться в полюбившуюся вселенную Полудня.
Пожалуй, стоит упомянуть, что в двух фанфиках Рыбакова встречаются явные аллюзии на творчество АБС. 1) «Трудно стать Богом». Сын главного героя Бобка (Борис) сказал: «Цум бефель, господин блоковый». Это цитата из повести «Попытка к бегству», не имеющей никакого отношения к «Миллиарду…» 2) «Возвращения». Дауге, персонаж ранних книг из цикла Мир Полудня, сказал: «Славный мир. Веселый мир. Все шутят. И все шутят одинаково». Это слова отца Киуна, эпизодического персонажа из «Трудно быть богом» — повести, которая хотя и входит в тот же цикл, но её действие происходит на полтора века позже.
1 выпуск (1997 г.) [ править ]
— Одно скажу, — проговорил Малянов. — В мое время друзья с друзей денег не брали. С таким человеком здороваться бы перестали. А может, и не перестали бы, подумал он. Смотря кто, смотря где. Идеализирую. Ох, старый стал… — Ну… — ответил Бобка… — В ваше время деньги на фиг были не нужны. В лавках все равно пусто, а на Майорку только портвейнгеноссе допускались. Нормальные граждане просто чалили с работы, кто что мог, а потом махались бартером.
— Референта расстрелять? — осведомился адъютант. — По необходимости, — туманно ответил премьер.
2 выпуск (1998 г.) [ править ]
3 выпуск (2000 г.) [ править ]
Бывший планетолог увидел стоящего поодаль Лэна и прошептал. — Какой красивый мальчик. Просто чудо. Ваш друг? Что он там внутри себя понимал, с удовольствием разглядывая моего спутника, меня совершенно не касалось.
Неофициальные фанфики [ править ]
Деконструкция [ править ]
Суть: Мир Полудня в целом — приглаженная помойка, построенная на садистском промывании мозгов в интернатах и неограниченно-беспредельных полномочиях КОМКОНа-2 (поддержано Лукьяненко и Харитоновым).
Аркадий и Борис Стругацкие
Об авторе
Братья Стругацкие – тандем советских и российских писателей, сценаристов, классиков современной научной и социальной фантастики, обладателей премии «Аэлита», чьи произведения издавались в переводах на сорок два языка в тридцати трех странах мира.
Аркадий Натанович Стругацкий родился 28 августа 1925 года в Батуми в семье искусствоведа и учительницы, позже перебравшихся в Ленинград, где восемь лет спустя, 15 апреля 1933 года, появился на свет Борис Натанович.
Аркадий Стругацкий: путь к писательству
На момент начала войны Аркадий уже был подростком, а потому строил обороняющие конструкции, призванные защищать город от немецких оккупантов. Затем трудился в гранатной мастерской. В 1942 году во время блокады Ленинграда он пытался унести ноги из города вмести с отцом. Но в вагон, где они ехали, попал разряд – в живых остался только он. Времени на переживание горя не было – нужно было предать земле тело отца. Сделал он это в Вологде и направился в Чкалов, а позже – в Ташлу, где работал в пункте приема молока. В 1943 году его призвали на службу. Но, окончив Актюбинское артучилище, до фронта он так и не добрался: весной 1943 года его откомандировали в Москву для обучения в Военном институте иностранных языков, диплом которого по специальности «переводчик с английского и японского» он получил в 1949 году. Позже Аркадий стал преподавателем в Канской школе военных переводчиков, затем отслужил по специальности на Дальнем Востоке, откуда вернулся только в 1955 году. Тогда-то старший из братьев Стругацких и ударился в писательство.
Борис Стругацкий: путь к писательству
Во время войны, так же, как и брат с отцом, Борис вместе с мамой был эвакуирован из Ленинграда – только они уходили другим поездом. Но после окончания войны он не смог не вернуться на родину. Поступил в Ленинградский государственный университет на механико-математический факультет и обзавелся дипломом астронома. Затем трудился в Пулковской обсерватории. А потом Аркадий вернулся с Дальнего Востока, и вместе с ним Борис посвятил всего себя творчеству.
Братья Стругацкие в деле
Последним же совместным произведением Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах», опубликованное в 1990 году. 12 октября 1991 года Аркадий умер в Москве. После смерти брата Борис продолжил творить. Под псевдонимом С. Витицкий были опубликованы его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» в 1995 году и «Бессильные мира сего» в 2003 году. А 19 сентября 2012 года в Санкт-Петербурге Борис скончался.
Произведения Стругацких можно читать на ЛитРес в режиме онлайн или скачать в форматах fb2, txt, epub, pdf.
Все книги Аркадия и Бориса Стругацких
Аркадий Натанович Стругацкий; Батуми, СССР; 28.08.1925 – 12.10.1991
Борис Натанович Стругацкий; Ленинград, СССР; 15.04.1933 – 19.11.2012
Книги братьев Стругацких известны далеко за пределами бывшего СССР и заслужили всемирное признание. Они переведены на множество языков мира, а имена самих братьев увековечены в истории фантастики и дали имена улицам и площадям во многих странах мира. По мотивам книг Стругацких снято более 20 кинофильмов, а сюжет книг лег в основу видеоигр. Их влияние на развитие научной фантастики сложно переоценить и совсем не удивительно, что они по сей день занимают высокие места среди 100 самых читаемых фантастов.
Биография Аркадия и Бориса Стругацких
Аркадий Стругацкий родился в 1925 году в семье Натана Стругацкого и Александры Литвинчевой в Батуми. На тот момент Натан Залманович работал редактором в местной газете, а мать Аркадия преподавателем русского языка и литературы. В 1933 году семья перебралась в Ленинград, где Натана Стругацкого назначили научным сотрудником Государственного Русского музея. В этом же году родился Борис. Именно на этот период жизни Стругацких приходится первый литературный опыт Аркадия. Рассказ «Находка майора Ковалева» был утрачен в ходе блокады Ленинграда.
В годы Великой отечественной войны семья Стругацких продолжала жить в окруженном Ленинграде. В 1942 году Аркадий Стругацкий с отцом были эвакуированы из города. Но поездку Натан Стругацкий не пережил. Под Вологдой он умер от истощения. Впрочем, как и другие эвакуируемые в их вагоне. Аркадий оказался единственным выжившим. Борис же с матерью остались в Ленинграде. Виной тому стала болезнь Бориса. Вскоре Аркадию удалось их вывезти из города. Вернулись в родной город они уже после окончания войны где Борис Стругацкий окончил школу в которой преподавала его мать – «Заслуженный учитель РСФСР».
Аркадий же летом 1943 был призван в армию. После окончания Бердичевского пехотного училища в Актюбинске, был отправлен на обучение в Военный институт иностранных языков. В 1949 году после окончания института он стал переводчиком японского и английского языков в Советской Армии. Борис же после окончания школы с серебряной медалью в 1950 году решил поступить в Ленинградский государственный университет на факультет физики. Но он не прошел конкурс и был вынужден поступить на математико-механический факультет, который окончил в 1955 году со специальностью астроном.
Первые шаги в литературе Аркадий Стругацкий начал делать сразу после окончания войны. Его рассказ «Как погиб Канг», написанный в 1946 году, был опубликован лишь в 2001. В 1952 году была написана повесть «Четвертое царство». К тому времени братья уже совместно работали над творческими замыслами и плотно сотрудничали с сюжетом. Поэтому опубликованная в 1956 году повесть Аркадия Стругацкого «Пепел Бикини» стала их совместной работой. Первая совместная книга братьев Стругацких «Извне» вышла в 1958 году. Затем были книги «Страна багровых туч», «Путь на Амальтею», «Стажеры» и другие работы, которые положили начало Миру Полудня. Именно благодаря этим книгам в 1959 году Аркадий Стругацкий, а через пять лет Борис были приняты в Союз писателей СССР и стали профессиональными работниками пера.
К этому времени Аркадий Стругацкий успел поработать преподавателем в военном училище в Канске, послужить на Камчатке, а затем в Хабаровске с спец частях. После увольнения работал в Институте научной информации, редактором в Гослитиздате и Детгизе. Борис же работал сначала в Пулковской обсерватории, а затем участвовал в установке Большого телескопа АН СССР на Кавказе.
Начиная с 1964 года у братьев Стругацких читать можно такие романы как «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу». Последний из этих романов в 19 65 году достаточно успешно экранизируют, что приносит братьям еще большую популярность. Вскоре они становятся ведущими писателями СССР в жанре научной-фантастики. Но это не значит, что они почивают на лаврах. Они продолжают работать и в 1972 году выходит их одна из наиболее популярных книг «Пикник на обочине». Кстати именно этот роман стал основой для популярного на данный момент цикла «Сталкер». В своих работах они поднимают многие социальные и моральные вопросы, при этом уделяя внимание развития общества и конечно Коммунистической партии, что позволяет им не подпадать под цензуру и не иметь трений с контролирующими органами.
Братья активно работают вплоть до 1991 года. Именно в этом году после продолжительной борьбы с раком печени умирает Аркадий Стругацкий. Согласно его завещания его тело сожгли, а прах развеяли над Рязанским шоссе. Для Бориса Стругацкого это стало страшной утратой, но он продолжал работать. В 1995 году выходит его труд «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики», а в 2003 роман «Бессильные мира сего». Но в 2012 год его жизнь оборвала лимфосаркома. Согласно завещания его тело было кремировано, а пепел развеян над Пулковскими высотами.
Книги братьев Стругацких на сайте Топ книг
Книги братьев Стругацких читать популярно по сей день. Именно благодаря этому их труды можно встретить среди 100 самых популярных книг научной фантастики и даже среди 100 лучших книг фантастики. И учитывая стабильно высокий интерес к романам братьев Стругацких, мы еще не раз увидим их среди топ книг.
Братья Стругацкие список книг по порядку:
НИИЧАВО:
Мир Полудня:
Жилинский цикл:
Основной цикл:
Сборники рассказов:
Пьесы: