Питер Пауль Ру́бенс (нидерл. Peter Paul Rubens ; 28 июня 1577, Зиген — 30 мая 1640, Антверпен) — плодовитый фламандский живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.
Содержание
Происхождение
Из старинной семьи антверпенских граждан. Его отец, Ян Рубенс, бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиной города Антверпена, за свою приверженность идеям Реформации попал в опальные списки и был вынужден бежать за границу.
Сначала он поселился в Кёльне, где вступил в близкие отношения с Анной Саксонской, супругой Вильгельма Молчаливого. Эти отношения вскоре перешли в любовную связь и нежелательную беременность, которая оказалась достоянием общественности. Яна посадили в тюрьму, откуда он был выпущен только после долгих просьб и жалоб своей жены, Марии Пейпелинкс и отправлен в ссылку.
Местом ссылки ему был назначен небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген, в котором он и прожил со своей семьёй с 1573 по 1578 гг., и где, вероятно, 28 июня 1577 г., родился будущий великий живописец.
Ранние годы
Детство Питера Рубенса протекло сначала в Зигене, а потом в Кёльне, и лишь в 1587 г., после смерти Яна Рубенса, его семья получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен.
Общее образование Рубенс получил в иезуитской коллегии, после чего служил пажом у графини де Лялен. Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. Его учителями по её части были Тобиас Вергагт, Адам ван Ноорт и Отто ван-Вэн, работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие, особенно последний, вселить в молодого художника любовь ко всему античному.
В 1598 г. Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Луки, а в 1600 г., по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. В 1601 г. он состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги, у которого и оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии.
Мантуанский период
По поручению герцога, он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию, где внимательно осмотрел собрание Прадо. Его деликатное обхождение с мадридским двором и известным своей темпераментностью мантуанским посланником произвело благоприятное впечатление на герцога Винченцо.
Во время пребывания в Мантуе Рубенс курировал местную картинную галерею, пополняя её портретами придворных красавиц, и выполнил три крупных холста на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе. Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе.
Судя по копиям, сделанным Рубенсом с картин Тициана, Тинторетто, Корреджо, Леонардо да Винчи и других выдающихся мастеров предыдущего столетия, можно предполагать, что в эту пору он побывал во всех наиболее важных художественных центрах Италии, с целью изучения произведений итальянской живописи эпохи Возрождения.
Римский период
В 1605 г. брат Рубенса, будучи учеником гуманиста Липсия, занял место библиотекаря при ватиканском кардинале Асканио Колонна и пригласил молодого художника в Рим. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607 г.) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру. Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского. Благодаря его помощи Рубенс получил завидный заказ на алтарь для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо.
Появление заказов на работу в Риме, который тогда был меккой для всех европейских художников, позволило Рубенсу разорвать свои обязательства по отношению к провинциальному мантуанскому двору. (Сыграли свою роль и хронические задержки с выплатой жалованья.) В октябре 1608 г. он получил письмо от брата из Антверпена о том, что их мать находится на смертном одре. Он поспешил на север, но уже не застал её в живых.
Возвращение в Антверпен
Возвращение в Антверпен молодого, но уже известного в Италии художника заставило искать его услуг многих состоятельных бургеров, клерикальные круги и наместников испанских Габсбургов. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии.
Не порывал Рубенс и связей с могущественным орденом иезуитов. Он принял участие в проектировании орденом антверпенской церкви св. Карла Борромея и практически единолично отвечал за её внутреннее убранство; впрочем, в подготовке эскизов плафона ему помогал Антонис ван Дейк — самый талантливый из его многочисленных учеников. Венцом его сотрудничества с церковью стали грандиозные алтарные картины «Водружение креста» (1610) для церкви св. Вальбурги и «Снятие с креста» (1611-14) для городского собора Антверпена.
Мастерская Рубенса
В октябре 1609 г. Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта. В последующее десятилетие Рубенс достиг в Европе славы, с которой из художников предыдущих эпох мог сравниться только Тициан. Зиждилась она как на религиозных полотнах, для которых он выбирал самые драматичные эпизоды библейской истории («Страшный суд» из Старой пинакотеки и «Распятие» из Брюссельского музея изящных искусств), так и на брызжущих безудержной энергией, сочных по палитре, бесстыдных по эротизму сценах из античной мифологии (в Старой пинакотеке — «Битва амазонок» и «Похищение дочерей Левкиппа»).
Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. В 1620-е гг. произведения мастерской Рубенса наводнили не только Испанские Нидерланды, но и всю Европу. Можно предположить, что для холстов большого размера сам мастер выполнял только первоначальный эскиз композиции и наносил краски на те участки, которые требовали особой проработки. Зачастую он представлял клиентам миниатюрный гризайльный эскиз будущего холста и, получив их одобрение, доверял его исполнение подмастерьям.
Рубенс как дипломат
В 1621 г. фландрская регентша Изабелла Испанская сделала Рубенса своим советником по вопросу продления перемирия с Голландской республикой. С этого времени фламандский живописец, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими короноваными особами (его называли «королём художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов.
В 1622 г. Рубенса вызвала в Париж наслышанная о его славе вдовствующая королева Мария Медичи; ему было поручено заполнить картинами из её жизни два длинных перехода в новопостроенном Люксембургском дворце. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. В 1625 г. в его присутствии 21 полотно из жизни королевы было установлено в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр). Он получил заказ на такую же серию из жизни её супруга Генриха IV, но этот проект так и остался неосуществлённым.
В 1628 г. король Филипп IV пригласил Рубенса в Мадрид, где тот получил возможность лицезреть богатейшее собрание произведений своего кумира, Тициана, а также копировать их. В 1629 г. ему было поручено отправиться в Лондон для проведения мирных переговоров с Карлом I, что и было исполнено с блеском. Во время пребывания в английской столице Рубенс покрыл потолок выстроенного Иниго Джонсом зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора.
Закат жизни
Во время своих странствий Рубенс овдовел. По возвращении в родной Антверпен в 1630 г. он взял в жёны 16-летнюю дочь друга, Елену Фоурман. В последнее десятилетие жизни она становится излюбленным предметом его портретов, среди которых выделяется своей игривостью «Шубка» (1638, Музей истории искусств). Мы узнаём её черты в «Саду любви» (1634), в «Трёх грациях» (1638) и в «Суде Париса» (1639).
Портреты семьи Рубенса
Автопортрет с Изабеллой Брант, 1609
Елена Фоурман («Шубка», ок. 1638)
Свояченица Сусанна («Соломенная шляпка»)
Елена Фоурман с детьми
Гораздо чаще, чем раньше, позднего Рубенса влекут пейзажи. Такие брейгелевские пейзажи, как «Пейзаж с радугой» (1636) и «Замок Стен» (1637), обязаны своим появлением приобретению Рубенсом в 1635 г. брабантского поместья Элевейт неподалёку от Мехелена. Средства на покупку доставил полученный от испанского короля заказ на 120 иллюстраций к текстам классических авторов, преимущественно Овидия.
Жизнь в сельской местности приблизила Рубенса не только к природе, но и крестьянам. В таких вещах, как «Кермеса» (1638), он пытается превзойти Брейгеля в изображении разудалой стихии народного праздника.
Работать ему с каждым годом становилось всё труднее из-за прогрессирующей подагры. В 1640 г. Рубенса не стало. В его антверпенском доме после реставрации был открыт (в 1947 г.) музей Рубенса.
Творческая манера
Рубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его, и особенно Тициану с Брейгелем. Первое десятилетие его творчества представляет картину трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века. Благодаря такому подходу он освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени.
Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью.
В 1610-е гг. Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). В этих работах вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой.
Рубенсовские мазки поражают смелостью и свободой, хотя при всей широте их он никогда не впадает в пастозность. Его непревзойдённое искусство владения кистью очевидно и в многометровых композициях 1620-х годов, и в точных, лёгких, подвижных мазках небольших работ последнего периода.
Примечания
Литература
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Питер Пауль Рубенс» в других словарях:
Питер Пауэл Рубенс — Питер Пауль Рубенс Автопортрет. 1623 г. Имя при рождении: Peter Paul Rubens Дата рождения: 28 июня 1577 Место рождения: Зиген … Википедия
Рубенс, Питер Пауль — Питер Пауль Рубенс Автопортрет. 1623 г … Википедия
Рубенс Питер Пауль — Питер Пауль Рубенс Автопортрет. 1623 г. Имя при рождении: Peter Paul Rubens Дата рождения: 28 июня 1577 Место рождения: Зиген … Википедия
РУБЕНС Питер Пауль — (Rubens, Peter Paul) (1577 1640), фламандский художник и дипломат. Родился в Зигене в Вестфалии 28 июня 1577 в семье Яна Рубенса, антверпенского юриста. Когда Питеру Паулю Рубенсу было одиннадцать лет, его отец умер, а мать переехала с детьми в… … Энциклопедия Кольера
РУБЕНС Питер Пауль — РУБЕНС (Rubens) Питер Пауль (28 июня 1577, Зиген, Германия 30 мая 1640, Антверпен), фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко. (см. БАРОККО) Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение,… … Энциклопедический словарь
Рубенс Питер Пауль — точнее Рюбенс (Rubens) (1577 1640), фламандский живописец. Глава фламандской школы живописи эпохи барокко. Родился в семье юриста. В 1589 переселился в Антверпен, где получил разностороннее гуманитарное образование. Рано обратившись к… … Художественная энциклопедия
РУБЕНС Питер Пауль — РУБЕНС (точнее Рюбенс Rubens) Питер Пауль (28 июня 1577, Зиген, Германия 30 мая 1640, Антверпен), фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко. Проявил себя также как ученый гуманист, философ, археолог, архитектор … Большой Энциклопедический словарь
РУБЕНС (Rubens) Питер Пауль — (1577 1640) фламандский живописец. Работал в Антверпене, в 1600 08 в Италии. Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых… … Большой Энциклопедический словарь
Рубенс Питер Пауль — (1577 1640) фламандский живописец, создатель картин на религиозные и мифологические сюжеты, пейзажей, сцен крестьянской жизни … Словарь литературных типов
Петер-Пауль Рубенс — Питер Пауль Рубенс Автопортрет. 1623 г. Имя при рождении: Peter Paul Rubens Дата рождения: 28 июня 1577 Место рождения: Зиген … Википедия
Питер Пауль Рубенс – фламандский живописец, жизнь и талант которого вызывают страстные споры вот уже несколько столетий кряду. Делакруа считал его гений непостижимым и непревзойденным, упомянул его имя в дневниках 169 раз и молодым художникам всегда советовал копировать Рубенса. Пикассо его ненавидел и считал его бесспорный гений абсолютно бестолково использованным, сравнивал лучшие картины Рубенса с учебниками истории или легким журналистским чтивом.
Икона Рубенса, несколько столетий занимавшая почетное место в красном углу европейского искусства, в XIX веке шумно разбилась и критики вместо нее начали быстро сооружать шарж: делец, создавший предприятие по производству картин, королевский угодник, в погоне за почестями забывший о призвании. Конечно, эта карикатура протянула недолго, вылиняла и потеряла актуальность – искусствоведы и историки наконец нашли портрет настоящего Рубенса, художника, воплотившего сам дух барокко. Эклектичный, неоднозначный, полный противоречий и контрастов.
Высокопоставленный изгнанник
Этот мир паршиво подготовился к рождению одного из своих самых ярких и жизнелюбивых гениев: Питер Пауль был шестым ребенком в семье фламандского юриста-изгнанника, живущего в Кельне, чудом спасенного от казни и пребывающего под домашним арестом за интрижку с принцессой Анной Саксонской. Мать Рубенса Мария занималась огородничеством и быстро продавала оставшуюся на родине собственность, чтобы откупить мужа от тюрьмы или, хуже того, от смерти.
Ян Рубенс умер, когда Питеру Паулю было всего 10 лет, но за эти годы сполна компенсировал сыну и доставшуюся в наследство сомнительную семейную репутацию, и жизнь в изгнании, и частое безденежье – дал отменное домашнее образование. Мальчик знал латынь, несколько иностранных языков и взахлеб читал античную литературу. После смерти отца, бежавшего из Антверпена участника народного восстания, семья могла наконец вернуться на родину.
Уже в Антверпене в иезуитской школе Питер Пауль продолжил осваивать гуманитарные науки, а позже мать пристроила его в пажи, обучаться светским манерам. Настойчивое желание 13-летнего мальчика изучать живопись взялось просто из ниоткуда – ни семейной традиции, ни сильных художественных впечатлений, ни влияний. Рубенс учился долго и старательно, тщательно копировал попадавшие ему в руки рисунки и гравюры старых мастеров, сменил трех учителей и совсем не спешил заявлять о своем мастерстве каким-нибудь ранним шедевром. Его еще ждала Италия.
Фламандец-космополит
Молодые художники могли увидеть картины гениев предыдущих эпох и творчество современников только в путешествиях и в частных собраниях – ни альбомов по искусству, ни международных выставок, понятное дело, еще не было. И потому поездка в Италию была обычным насущным для юного живописца мероприятием. Но для Рубенса итальянские каникулы затянулись и стали больше, чем просто паломничеством за шедеврами: он практически сразу попадает в один из самых прекрасных итальянских городов, ко двору герцога Винчецо Гонзага, человека с отменным вкусом и обширной личной коллекцией, получает жалованье и занимательную работу, которая, при этом, оставляла огромные возможности для личных путешествий и интересов.
Будучи попечителем коллекции герцога и придворным художником, которому поручались чаще совсем незначительные декоративные работы, Питер Пауль объездил всю Италию, побывал во Флоренции, Милане, Генуе, Вероне, Падуе, и наконец, по поручению своего покровителя посетил Испанию. Приезжая, например, в составе свиты герцога, на свадьбу во Флоренцию, он успевал кроме придворных церемоний побывать еще и в доме Микеланджело, изучить городскую архитектуру и капеллу Медичи.
Дипломат-художник
Рубенс делает только то, что считает нужным, каким-то фантастическим образом отовсюду добиваясь особых привилегий. Он всем существом стремится к высочайшему мастерству, работает, как одержимый, но столь же страстно мечтает о славе и признании. Он ревностно выстраивает безупречную репутацию, но запросто делит авторство картин с многочисленными учениками, если этого требуют деловые задачи (1, 2, 3). После первого же заказа от эрцгерцогского двора он получает звание придворного живописца, но наотрез отказывается остаться при дворе в Брюсселе и принимает высочайшее предложение при одном условии – он будет жить в Антверпене. Точка.
Рубенса засыплют завидными заказами и деньгами, ежедневно он будет отказывать десяткам молодых живописцев, просящихся в ученики, и принимать самых талантливых и часто вполне состоявшихся художников. Много лет в мастерской Рубенса проработают Антонис ван Дейк и Якоб Йорданс, не испытывая недостатка ни в заказах, ни в деньгах. Питер Пауль – один из немногих в истории мирового искусства персонажей, который сочетал природную одаренность художника и отменные деловые качества: установил жесткие расценки (картина, написанная в мастерской Рубенса, оценивалась вдвое ниже, чем картина, написанная самим Рубенсом), защитил юридически авторские права не только на картины, но и на гравюры по своим картинам и поставил свою подпись на 1300 работ, огромных работ, размеры которых часто превышали 20 м. кв.
Сладострастный однолюб
Это была любовь с первого взгляда. Свадьбу не стали откладывать надолго. 18-летняя Изабелла Брандт очаровала Рубенса, он больше не хочет возвращаться в Италию и теперь уже точно останется жить в Антверпене. Ему 31 год, он пишет страстных обнаженных красавиц, томные изогнутые спины, золотистые волосы, молочную светящуюся кожу так, словно в его мастерской и спальне побывали самые прекрасные женщины всех стран и сословий и поделились сокровенными секретами своей прелести. Но биографам приходится с легким разочарованием признавать, что Рубенс сначала терпеливо ждал настоящей любви, а потом был искренне верен Изабелле все 17 лет совместной жизни до самой ее смерти.
Дипломатические ли задания помогают справиться с горем и ожить или Рубенс заслужил милость Бога мощнейшими росписями в его славу, но спустя 4 года он снова полюбит. С первого взгляда. Теперь он знаменит, он рыцарь и секретарь тайного совета его величества – и ему позволяют устроить свадьбу прямо в разгар поста. Елене Фоурман всего 16 лет и восхищенный Антверпен шепчется о невероятной красавице-жене обожаемого всеми художника (1, 2, 3).
Когда спустя 10 лет у изголовья умирающего Рубенса будет стоять беременная уже пятым ребенком Елена, к художнику позовут священника. Сопровождать его будет трехтысячная толпа жителей Антверпена, признаваясь в любви к самому жизнелюбивому, яркому, счастливому и удачливому художнику.
Питер Пауль Рубенс, картины и творчество художника
Питер Пауль Рубенс (Зиген, Вестфалия, 1577 — Антверпен, 1640) был художником феноменальной талантливости, яркий представитель и основоположник барокко, работал в жанрах: портрет, пейзаж и историческая живопись.
Автопортрет — Питер Пауль Рубенс
Пребывание в Италии
Длительное нахождение в Италии (1600-1608) с поездками в Венецию, Мантую, Рим и Геную стало решающим этапом в художественном формировании Рубенса: он получил опыт непосредственного знакомства с классической античностью и с ренессансным классицизмом, равно как и со всем разнообразием современных ему явлений в культуре. Великий представитель барокко на самом деле предстает как последний мастер ренессансного типа — и в смысле общих с Возрождением интересов, и по гуманистическим установкам творчества. Об этом свидетельствуют античные памятники в его коллекциях и постоянное обращение за вдохновением к великой живописи XVI в. начиная с Рафаэля до Микеланджело и Корреджо. Внимание Рубенса привлек и колоризм Тициана, Тинторетто и Веронезе, а также «люминизм» Караваджо, и все эти впечатления чудесным образом переплавлены у него в живописный язык, проникнутый большой чувственной теплотой, с наполненным светом и блеском колоритом, где формы обозначены крепким рисунком, уже включенным в композиции барочного типа, но еще дышащим классическим равновесием и эпическим духом.
Главные произведения на этом пути — это Триптих плп иезуитской церкви в Мантуе (1605, музеи в Мантуе, Антверпене и Нанси); Конный портрет герцога Лермийского (1604); Крещение (1604—1606), Обрезание (1606, Сант-Амброджо, Генуя); Поклонение пастухов (1608, Городская пинакотека, Фермо).
Произведения зрелого периода
По возвращении на родину (1609) Рубенс получил должность придворного художника регентов Нидерландов и организовал процветающую мастерскую. Построение форм активной в Антверпене светотеневой моделировкой (Воздвижение креста,1610) и опыты передачи ночного освещения (Поклонение волхвов, Прадо, Мадрид) сменяются поиском цветовой гармонии (Снятие с креста, 1611—1614).
Рубенс работал в жанре мифологической живописи (ок. 1613—1618: Пьяный силен; Битва амазонок, Старая пинакотека), в религиозной живописи (ок. 1616—1619: Мадонна невинных), писал портреты и крупные декоративные циклы, фрески в церкви иезуитов в Антверпене (1620) и картоны для ковров, заказанных французским королем Людовиком XIII (Жизнь Константина, 1622—1623).
Живя в Антверпене, Рубенс часто совершал Поездки по Европе, во время которых были созданы многие значительные произведения: Поклонение волхвов (ок. 1624), Мир и Война, Елена Фоурмен с сыном (1635), холсты для лондонского Уайтхолла (1634), оформление Toppe де ла Парада близ Мадрида (1638).
Пейзажи, к написанию которых Рубенс обратился в последний период жизни (Пейзаж с радугой, женского тела 1636; Возвращение крестьян с полей, 1637), раскрывают его восприятие природы, окрашенное сильным эмоциональным порывом, лирическое и почти романтическое, что в ином ключе передают и его картины с обнаженными фигурами (Три Грации, Шубка, Музей истории искусства, Вена).
Картины Питера Пауля Рубенса (с названием)
Битва амазонок (ок. 1613—1618, Мюнхен)
Венера в шубе (ок. 1630-1640 Музей истории искусства, Вена)
Возвращение крестьян с полей (1637, Галерея Питти, Флоренция)
Воздвижение креста (1610, собор Антверпена)
Даниил в логове львов (1615)
Елена Фоурмен с сыном (1635, Старая пинакотека, Мюнхен)
Замерзающая Венера с (1614)
Кардинал Инфанта (1634)
Конный портрет герцога Лермийского (1604, собрание Савия)