в каком жанре писал маяковский
Владимир Маяковский
краткая биография
Роль и место в литературе
Поэт Владимир Маяковский известен, прежде всего, своими новаторскими идеями. Благодаря ему, во многом изменилась стихотворная форма и содержание литературы 20 века.
Особенно большие изменения коснулись формы. Маяковский создавал неологизмы и виртуозно вставлял их в стихи. Такие слова как «громадьё», «паспортина» придавали необычайную экспрессивность его произведениям.
Темы революции и социалистического строительства воплощались Маяковским в новом аспекте – он мастерски соединял в своих стихах сатиру и лирику. Поэт создал новую систему стихосложения, основанную на интонации и ритме. Широкое использование пауз, ораторских обращений к читателю способствовало появлению так называемого интонационно-тонического стиха Маяковского.
Помимо этого, Маяковский оставил после себя много пьес, сатирических произведений, сценариев и даже преуспел в режиссуре. Под его руководством издавалось несколько журналов. Творчество его было необыкновенно разнообразным, а личность – не до конца разгаданной.
Происхождение и ранние годы
Дом Маяковских в Багдати
Маяковский Владимир Владимирович – уроженец маленького грузинского села Багдати. Родился 19 июля 1893 года. Мать поэта Александра Алексеевна была кубанской казачкой, отец, Владимир Константинович, работал в лесничестве. Кроме Владимира в семье было еще двое мальчиков и две девочки. Володя с малых лет хорошо разговаривал на грузинском языке.
Образование
В 1902 году Маяковский поступил в гимназию города Кутаиси. Уже в столь юном возрасте он начал интересоваться революционной идеологией. Однажды ему довелось пройти по улице вместе с демонстрантами.
Владимир с сестрой Людмилой
Внезапная кончина отца от заражения крови после укола швейной иголкой послужила развитию у Маяковского фобии колющих предметов. В 1906 году вдова с детьми перебирается в Москву. Здесь мальчик поступает на обучение в пятую гимназию. После смерти отца семья испытывала финансовые трудности. Платить за обучение было нечем, и Маяковский был отчислен из пятого класса.
В 1908 году молодой человек вступил в члены РСДРП, где вместе с товарищами занимался пропагандой революционных идей. За два года членства в партии он трижды подвергался аресту, но освобождался как не достигший совершеннолетия. Однажды его все же поместили в Бутырскую тюрьму на 11 месяцев. Во время этого ареста Маяковский начал сочинять стихи.
В 1911 году Владимир поступил в училище живописи. Далее его захватило футуристическое направление в искусстве и литературе.
Творчество
В 1912 году вышли два стихотворения Маяковского «Утро» и «Ночь». В 1913 году выходит сборник из четырех стихотворений, озаглавленный «Я». В этом же году Маяковский написал стихотворение «Нате!», насквозь пропитанное бунтарским духом. Оно стало вызовом буржуазному устройству общества. В 1914 году Маяковский написал стихотворение совсем иного характера. Оно называлось «Послушайте», и поражало своей красотой.
В 1914 году поэт пишет трагедию «Владимир Маяковский». Премьера ее состоялась на сцене петербургского «Луна-парка». Владимир сам срежиссировал спектакль и исполнил в нем главную роль. Представленный в пьесе бунт вещей тесно переплетался с креативностью футуристов.
С 1915 по 1917 годы Маяковский проходил военную службу в автомобильной школе. В это время им было написано знаменитое «Облако в штанах» и другие стихотворения для очередного сборника.
Поэт восторженно принял Октябрьскую революцию, что немедленно отразилось на его творчестве. Активно пропагандируя новую власть, поэт начинает работу в «Окнах РОСТА», главной целью которой была агитация.
Маяковский представлял свое творчество и за границей. Германия, Франция, США – эти страны Маяковский посетил еще до наступления 1925 года. Результатом этих гастролей стало написание циклов «Париж» и «Стихов об Америке». С 1925 по 1928 годы поэт с выступлениями много ездит по городам СССР.
Маяковский и Лиля Брик
В эти же годы Маяковский написал 9 киносценариев и продолжил работу в журнале «ЛЕФ». Однако, спустя год покинул его, окончательно разочаровавшись в этой организации.
В конце 20 годов Маяковского настигает глубочайший кризис. Революция, которую он встретил с таким вдохновением, не оправдала его ожиданий. Такое внутреннее состояние не могло не отразиться на творчестве. Он стал писать вещи, которые подвергались постоянной критике, что еще больше приносило внутреннюю неудовлетворенность.
Маяковский нещадно критиковал пороки, которые мешали развитию и процветанию нового государства. Причем его сатире подвергалось как общество в целом, так и отдельные личности. Особенно яростно он обличал так называемых мещан.
Его комедийные пьесы «Клоп» и «Баня» высмеивали мещанство и бюрократию. Поэт сумел показать уродливую сущность своих персонажей, вложив в это всю силу своего таланта. По его мнению, это были люди, предавшие ценности революции.
В 1930 году Маяковский стал членом Ассоциации пролетарских поэтов, чем вызвал непонимание и отчуждение своих единомышленников. Депрессия поэта усугублялась переживаниями личного характера.
Фрагмент стихотворения
Прозаседавшиеся В. Маяковский
Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни —
служащие расходятся на заседания.
«Не могут ли аудиенцию дать?
Хожу со времени она».—
«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать —
объединение Тео и Гукона».
Главные произведения
В стихотворении «Паспорт» звучат патриотические гражданские ноты и гордость советской страной. От лица проходившего таможню героя Маяковский повествует о том, как изменяется отношение к людям разных государств. Раболепство перед англичанами, ожидание хороших чаевых от американцев – все отходит на второй план при виде «бомбы» – советского паспорта.
Стихотворение для детей «Что такое хорошо и что такое плохо» носит дидактический характер. Его цель – разъяснить юному поколению понятным для него языком, что есть хорошо, а что плохо.
В 1913 году вышло в свет стихотворение «Нате!», полное дерзости и обличения тех, кто наживался на ужасах Первой мировой войны, разлагал общество, уничтожал культуру.
В 1915 году появилась бунтарская поэма «Облако в штанах». В четырех частях автор по очереди показывает лирического героя, прославляет поэзию борьбы, отрицает жестокость государственного строя и опять героя с разбитым сердцем.
В поэме «Во весь голос» поэт напрямую обращается к читателю. Его целью было рассказать о себе, и у него получилось сделать это в очень жесткой форме.
Последние годы
1930 год начался для Маяковского с отрицания его как пролетарского писателя. Его назвали «попутчиком» и осыпали многочисленными обвинениями. Несмотря на это, поэт занялся организацией персональной выставки «20 лет работы».
Выставка должна была продемонстрировать творческие достижения поэта, но принесла лишь разочарование. Ее не посетил практически никто.
В том же 1930 году ухудшилось здоровье Маяковского. Были неразрешимые проблемы и в личной жизни. С отъездом семьи Брик за границу он стал совершенно одиноким человеком.
Претензии друзей, творческие и личные проблемы вызвали тяжелую депрессию, с которой поэт справиться не смог. 14 апреля 1930 года он выстрелом в сердце навсегда порвал отношения с этим миром.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1893 | Год рождения В.В. Маяковского |
1902 | Поступление в гимназию г. Кутаиси |
1906 | Переезд в Москву. Поступление в 5-ю гимназию |
1608-1909 | Аресты |
1910 | Учеба в художественном училище |
1912 | Стихотворения «Ночь» и «Утро» |
1914 | Поэтический сборник «Я» |
1915 | Переезд в Петроград. Поэма «Облако в штанах» |
1919 | Написание киносценариев |
1922-1924 | Заграничные поездки |
1925 | Путешествие по США |
1927 | Поэма «Хорошо» |
1927 | Восстановление журнала «ЛЕФ» |
1929 | Пьесы «Клоп» и «Баня» |
1930 | Поэма «Во весь голос», предсмертное письмо |
1930 | Смерть В.В. Маяковского |
Интересные факты
Память о поэте
Во многих городах России и СНГ есть улица Маяковского и памятники поэту.
Его имя носят театры и кинотеатры, дворцы культуры и парки.
Центральная городская публичная библиотека имени В. В. Маяковского в Санкт-Петербурге.
Дом писателя имени В. В. Маяковского в Санкт-Петербурге.
Имя поэта носит малая планета «Маяковский».
В честь Маяковского названо воздушное судно Аэрофлота А330 VQ-BCU
Маяковский
МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (1894—1930) — крупнейший поэт пролетарской революции. Р. в с. Багдады Кутаисской губ. в семье лесничего. Учился в кутаисской и московской гимназиях, курса однако не окончил. Психология ребенка складывалась под впечатлением героической борьбы кавказских революционеров и дикого произвола со стороны защитников самодержавия. После смерти отца вместе с семьей остался без всяких средств к жизни и обречен был на полуголодное существование. В 1908 14-летним мальчиком примкнул к большевикам, вел пропагандистскую работу, отбывал заключение в Бутырской тюрьме. Возбужденное против М. дело было прекращено за его малолетством. Потеряв связи с организацией, увлекшись идеей о создании нового социалистического искусства, которое, как ему казалось, нельзя было творить в условиях подпольной работы, М. отошел от революционного движения. Обучался живописи в училище живописи, ваяния и зодчества, откуда вскоре был исключен за футуристическую «левизну». Совместно с В. Хлебниковым, Д. Бурлюком и А. Крученых М. организовал группу кубофутуристов, подписав их манифест «Пощечина общественному вкусу» (1912). В империалистическую войну 1914 М. занял пораженческие позиции. В 1915 был призван на военную службу чертежником. Восторженно встретил, однако скоро разочаровался в Февральской революции. В Октябрьские дни стал работать с большевиками. В годы военного коммунизма провел огромную работу в «Роста». В начале нэпа организовал группу «левого фронта искусства», сосредоточившуюся вокруг журн. «Леф» и «Новый Леф», к-рые М. редактировал. Совершил несколько поездок за границу — по Зап. Европе (Франция, Испания) и Америке (САСШ и Мексика). 20-летний творческий путь поэта завершился вступлением в начале 1930 в РАПП. Личный кризис привел М. 14 апреля того же года к самоубийству.
Поэтический борец и новатор, М. был тем великим художником, который не выбирал себе «путь, чтобы протоптанней и легче», а шел отыскиваемой им самим трудной дорогой. Творчество М. противоречиво и сложно. Он органически проделал сложнейшую поэтическую перестройку. Путь Маяковского к искусству социалистической революции, к поэзии пролетариата пролег через ухабы и рытвины индивидуализма, болезненного мессианистского одиночества и бредовой тоски. От одинокого бунтарства и протеста против капиталистических отношений с позиций абстрактно-гуманистических, — через мелкобуржуазное революционно-космическое восприятие перспектив Октябрьской революции к подлинной пролетарской революционности — таков путь поэта.
Творчество М. связано в начальных своих истоках с русским футуризмом, и все же Маяковский выделялся из среды русских футуристов. Русский футуризм даже в своих социальных истоках не представлял единства. Литературно-организационное развитие футуризма шло несколькими руслами. Футуризм Игоря Северянина, Игнатьева, Крючкова, Гнедкова, Олимпова и других эгофутуристов — типичное буржуазное явление в русской литературе, выражавшее начало распада буржуазного сознания эпохи империализма. Футуризм «Мезонина поэзии» (Шершеневич, Ивнев, Большаков и др.) — типичное реакционное мелкобуржуазное порождение этого же периода. Группа футуристов «Гилея», к которой принадлежал и М. (в нее входили: Д. Бурлюк, Велемир Хлебников, Каменский, Крученых, Е. Гуро и др.), в какой-то мере выражала революционные устремления городской мелкой буржуазии. Но груз буржуазного сознания довлел и на гилеевцах. Их протест против буржуазной поэзии, символистов по преимуществу, был протестом формалистски-литературным. В манифесте гилеевцев 1912, опубликованном в сб. «Пощечина общественному вкусу», они протестуют против академий и Пушкина, олицетворявшихся, по мнению футуристов, в современных им символистах. Гилеевцы требовали — и это было основным пунктом их положительной программы — работы поэта над изобретением новых слов, ставили в пример опыты Хлебникова, т. е. в конечном итоге противопоставляли свою поэзию символистской по линии лишь формалистски-литературной. М., подписавший этот манифест, ограничивался в ту пору формальными требованиями. Однако он менее других футуристов мог рассматривать свою поэзию как поэзию формализма.
В 1909—1910, т. е. на самых первых ступенях своей поэтической деятельности, Маяковский в своих стихах разрешал преимущественно формально-стилистические задания, окрашенные пассивно-созерцательным отношением к действительности. Таковы стих. «Ночь», «Утро», «Из улицы в улицу», «Порт», «В авто», «Уличное», «Любовь», «Театры» и др. (напр.: «У / лица / лица / у / догов / годов / рез / че / че / рез», «угрюмый дождь скосил глаза / а за / решеткой / четкой / железной мысли проводов / перина. / И на / нее / встающих звезд / легко оперлись ноги, / но ги / бель фонарей, / царей» и т. д.). Но уже в стихах 1912 и последующих лет М. в основу кладет разработку идейно-тематического задания, идет от содержания, подчиняя формально-стилистические задачи идейно-тематическому замыслу стихотворения. Но и в этот период его творчество еще полно этих формалистских исканий; благодаря этому его работа ограничена узкими рамками литературных канонов, хотя он и ведет борьбу с канонами буржуазно-дворянской литературы.
В 1912—1917 Маяковский выступает как своеобразный социалист-утопист, как выразитель той группы мелкобуржуазной, гуманистически настроенной интеллигенции, идейное развитие которой впоследствии привело к приятию Октябрьской революции. Основная тема дореволюционного творчества Маяковского — человек и капитализм. В самой уже постановке темы «человек и капитализм» в Маяковском сказалась природа мелкобуржуазного утописта. Силой своего дарования поэт выражал ощущение растерянности, бессилия перед лицом капитализма, уродующего и уничтожающего личность.
М. постоянно с болью, с трагически обреченной любовью обращался к человеку, задавленному капитализмом, но все же отвлеченному человеку. Человек Маяковского могущественен: «в черепе-шкатулке» сверкает «драгоценный ум», а «под шерстью жилета бьется необычайнейший комок — сердце». Наталкиваясь ежесекундно на запрещенные зоны, в которые нет входа воспеваемому М. человеку, поэт преисполнялся духом возмущения, протеста. Вражда, ненависть к капитализму окрашивают творчество М. в этот период. «День рождения человека» встревожил «логово банкиров, вельмож, дожей». Человек начинает понимать сущность капиталистического общества. Для него это частная собственность капиталистов и банкиров, скрепленная законами, государственными установлениями, религией. Это понимание далеко от марксистского понимания капиталистических отношений. Но человек М. приходит стихийно к протесту против коренных установлений капиталистического общества. В поэме «Человек» (1916) М. дает следующий образ капиталистического мира:
«Мое безупречное описание земли
передайте из рода в род.
Рвясь из меридианов,
В нем, в этом золотовороте все и вся тонут. Золотоворотом управляет капиталист-банкир, «повелитель всего», ненавидимый человеком М., грозный, «неодолимый» враг. «Повелитель всего» опутал сетью проводов все страны и землю скрутил в улицы. Он мощен, неуязвим. Он всесилен и всемогущ. Нет силы, способной опрокинуть его господство. Нет выхода.
«Встрясывают революции царств тельца,
Меняет погонщиков человечий табун,
Некоронованного сердец владельца,
Ни один не трогает бунт!»
М. не знал еще, что есть в этом обществе реальная сила, историческая задача к-рой и состоит в том, чтобы сбросить иго «повелителя всего» — «некоронованного сердец владельца». Прекрасного, могучего человека, воспеваемого М., слуги «повелителя всего» — банкиры, вельможи — захватили в плен. Жаждущим работы рукам они дали винтовку, «физическую силу ума», обуздали законом, на сердце — этот необычайнейший «комок» и «чудо» — надели «цепь-религию». Маяковский протестует против закона, против собственности, издевается над богатыми, святотатствует, богоборчествует. Но неуверенность в действенности бунта, мысль о неодолимости «повелителя всего» вызывают страшнейшие пессимистические ощущения («Замкнуло золото ключем / глаза, / кому слепого весть; / навек теперь я заключен / в бессмысленную повесть» /. «Все чаще думаю, не поставить ли лучше точку пули в своем конце?»). Осваивая капиталистический мир, продажный, бесчувственный, торгашеский, М. противопоставляет ему сокровищницу чувств своего человека и в особенности любовь. В капиталистическом мире человек не может любить по-настоящему. Любовь для человека Маяковского — это социальная трагедия, это рассказ о задавленной капиталистическими отношениями личности. И потому так часто фигурирует в любви человека Маяковского он, второй, который может ее (любимую человека) увезти, одеть ее «в шик парижских платьев», «камнем навесить жене жемчуга ожерелий». Человек М. может предложить лишь свою любовь, превратившуюся «в сплошные губы», отдать любимой свое тело, в к-ром «сердце гудит повсеместно», да вместо «шика парижских платьев» «окутать любимую в дым табака». И поэтому любовь человека есть своеобразная форма борьбы, протеста, она трагична, жестока, мучительна. Ноты неуверенности в протесте, признание гнетущего всемогущества «повелителя всего» заставляют Маяковского иногда обращаться к богу с просьбой убрать «проклятую ту, которую сделал моей любимою», и вопрошать с безнадежной тоской, «отчего ж ты не выдумал, чтоб без мук целовать, целовать, целовать».
Но человек М., несмотря на все путы, продолжает оставаться гордым, могущественным человеком, — у него и «громада любовь» и «громада ненависть». Можно посадить верхом на мозги «закон», можно надеть на сердце «религии цепь», но нельзя представить, чтобы человек не нашел на земле места, где не было бы закона, религии, денег и «повелителя всего». Отсюда вырастала у М. страстная вера в человека, в его радостное и светлое будущее — гуманистический утопизм поэта. В социалистическом обществе, в к-рое придет свободный человек, не место «сытым мордам», «тушам опоенным», всем этим судьям, взяточникам, полицейским, прихлебателям и верным слугам «повелителя всего». И М. страстно верил в то, что «свободный человек», о к-ром кричал он, «придет», он страстно хотел социалистического рая, где некому будет мучить человека. «Люди родятся, настоящие люди, бога самого милосердней и лучше». Утопически звучит в его устах и наступающая революция. В широко известном месте из «Облака в штанах» о грядущем шестнадцатом годе, как годе революции, М. рисовал водителем этой революции того же абстрактного человека.
К империалистической войне 1914 М. отнесся отрицательно, став на пораженческие позиции. Этим он выделялся из среды других мелкобуржуазных поэтов, в массе своей оголтелых патриотов и шовинистов. В «Войне и мире» (1916), пожалуй единственной во всей русской поэзии того времени антивоенной поэме, с такой исключительной силой протестующей против войны, М. писал:
Безрукому огрызку кровавого обеда,
К протесту против войны М. привел своего человека. Но этого мало. М., имевший давние счеты с «повелителем всего», в нем же почуял и виновника этой войны. Зачинателей войны он клеймит убийцами. Самому изображению войны предшествует изумительная по сатирической силе картина современного ему капиталистического Вавилона. В нем «мясомассая, быкомордая орава», «орущая», «жрущая», «пьющая», «по ночам взбирающаяся потеть друг на друге, сотрясая город скрипом кроватей».
Причина войны, по Маяковскому, — «рубль, вьющийся золотолапым микробом в прогрызанной душе». Отношения капиталистической собственности сделали основной чертой души человека погоню за рублем. Деньги, стремление к наживе и выгоде сделали неизбежной империалистическую войну. Страшный лик войны в потрясающе сильных строфах своей поэзии и рисует М. Он не знает, что выход из этой войны лежит через превращение империалистической войны в войну гражданскую. Но он верит в то, что его человек бросит воевать и прекратит эту войну. И тогда вслед за ней наступит ожидаемый М. рай на земле и «Тогда над русскими, / над болгарами, / над немцами, / над евреями, / над всеми: — по тверди небес / от зарев алой / ряд к ряду / семь тысяч цветов засияло из тысячи разных радуг. » «День раскрылся такой, / что сказки Андерсена / щенками ползали у него в ногах». Увлеченный радостью утопической картины, М. провозглашал:
во веки веков живи и славься!
Дореволюционный период творчества М. выражал те группы задыхающейся в тисках капитализма мелкобуржуазной гуманистически настроенной интеллигенции, которые с ростом пролетарской борьбы постепенно примыкали к пролетариату, шли под его руководство, захваченные грандиозностью перспектив борьбы, хотя не осознавали еще конечных целей и путей этой борьбы. На этой именно основе вырастали у Маяковского своеобразные социалистические устремления утопического характера.
В социалистической мечте М. нет ясной картины социально-экономических отношений будущего общества. Но ему ясно одно, что в воображаемой им стране социалистическою рая будут отсутствовать порожденные капитализмом отношения, к-рые давят, разрушают, уничтожают лучшее, что есть в этом мире, — человека. Рисуя восторженно картины будущего, Маяковский не видит реальных путей классовой борьбы для достижения этих целей. В страну утопии приводит М. гуманистический протест, да еще от имени абстрактного человека.
Реальная действительность, продолжение войны временным буржуазным правительством, рост социалистической борьбы пролетариата начинают разрушать гуманистические иллюзии и мелкобуржуазную утопичность воззрений М. Он начинает понимать, что империалистическая бойня санкционирована буржуазно-демократическими установлениями, он видит, что над нею веет дух рубля, франка, доллара, марки.
Социалистическая революция, совершенная русским пролетариатом в октябре 1917, открыла М., революционно настроенному мелкобуржуазному утописту, грандиозные перспективы. Его многолетняя мечта о человеке, о его прекрасном будущем получила наконец реальное воплощение. При этом новая действительность начинала исправлять и наполнять реальным содержанием абстрактно-гуманистическую мечту поэта. Теперь он уже начинает понимать, что пролетариат является руководителем октябрьского переворота, что конечная цель этой борьбы — установление социалистического общества, к-рое сделает человека действительно свободным. Октябрьская революция поэтому есть тот рубеж, с к-рого начинается интенсивный творческий рост поэта.
Афиша постановки «Мистерии Буфф» в Ленинграде в первую годовщину Октябрьской революции (Выставка работ В. Маяковского)
уже в качестве пришедшего рассказать нечистым как очевидец о социалистическом рае («Я видел, — говорит он, — тридцатый, сороковой век. Я из будущего времени просто человек»). Здесь Маяковский уже умеет видеть в рабочем того времени человека социалистического будущего. Как ни пытался Маяковский конкретизировать очертания земли обетованной, все же и во втором варианте картины социалистического рая слишком общи, абстрагированы, и при виде их на М. нападает «косноязычь».
Текст и рисунок из «Левого марша» Маяковского (Берлин)
Ленин в статье «Завоеванное и записанное» (Сочин., т. XXIV, стр. 26), говоря о международном значении Октябрьской революции и ее мировом размахе, писал следующее: «Новое движение идет к диктатуре пролетариата, идет, несмотря на все колебания, несмотря на отчаянные поражения, несмотря на неслыханный и невероятный „русский хаос (если судить по внешности, со стороны), — идет к советской власти с силой все сметающего с пути потока миллионов и десятков миллионов пролетариев» (подчеркнуто нами. — Н. П.). Эту сторону дела нашей революции в художественно-схематических плакатных образах задумал воплотить М. в поэме «150 000 000» (1920).
Миллионы, поднявшиеся на борьбу за советы, за социализм, лавой двинувшиеся на «повелителя всего» Вудро Вильсона; миллионы, в к-рых воплотилась «революции воля, брошенная за последний предел», — герои новой поэмы М. В поэме выразился невиданный в истории героизм и пафос вооруженной освободительной гражданской войны.
Интернациональный характер русской Октябрьской революции персонифицирован в образе Ивана. Хищнический характер загнивающего капитализма воплощен в образе Вудро Вильсона. Бой происходит не только между Иваном и Вильсоном, а — в этом между прочим критика видела схематизм «150 000 000» — в бою участвует вся материальная, физическая, идейная сила классов. «Земной шар самый / на две раскололся полушарий половины». «Ни цветов, / ни оттенков, / ничего нет, кроме / цвета, красящего в белый цвет, / и красного, / кровавящего цветом крови». И вот: «красное все и все, что бело, билось друг с другом, билось и пело». В результате этой невероятной, гигантской вселенско-титанической борьбы «эскадра старья пошла ко дну». Будущее победило. В этой поэме также прощупываются отзвуки концепции М. — человек и капиталистический мир. В «150 000 000» в сравнении с поэмой «Человек» М. по-новому изображает действительность. Там человек одинок, затравлен, загнан, «пленник города лепрозория», пленник и слуга «повелителя всего». Здесь, в «150 000 000», человек многомиллионный, взвихренный революцией, поднявшийся на борьбу против капитала и уверенный в своей окончательной всемирно-исторической победе. Однако и в «150 000 000» социалистическое общество выступает не как реальное воплощение каждодневной борьбы пролетариата, вырастающее в ходе самой борьбы, а попрежнему как отдаленнейшая утопия о социалистическом рае. И здесь, именно в этих воззрениях, проявился схематизм Маяковского, а не только в плакатности изображения.
Мелкобуржуазное представление больших масс угнетенного и эксплоатируемого народа о конечных целях социалистической революции сказалось у М. не только в «Мистерии Буфф», «150 000 000», но и в стихах того времени: «Левый марш», «Наш марш», «Марш комсомольца», «Гулом восстаний» и др. Именно эти массы представляли борьбу советской республики с интервентами как окончательный бой, вслед за которым сразу наступает социалистический рай, осуществляющий мелкобуржуазную мечту о земле обетованной. Недостатком М. как революционного поэта является непонимание того, что жестокая классовая борьба за построение социализма вовсе не кончается с периодом гражданской войны, что элементы социализма уже наличествуют в той обостренной борьбе, к-рую ведет пролетариат в настоящем. Ленин в каждом конкретном ходе пролетарской революции показывал не отдаленный, вселенский социализм, а социализм живой, сегодняшний, как творчество огромнейших масс народа. В 1918, борясь с надвинувшимся голодом, Ленин писал: «Кажется, что это борьба только за хлеб; на самом деле это борьба за социализм». Утопичность воззрений М. выражалась и в его художественном методе и в стиле, и характерным для мелкобуржуазной революционной романтичности поэта является гиперболизм. В поэме «Пятый Интернационал» (1922) М. рассказал объективно правильно о своем художественном методе.