в каком жанре писал картины шишкин
Шедевры Ивана Шишкина: Самые известные картины великого русского пейзажиста
Иван Иванович Шишкин (1832—1898 гг).
Ивана Ивановича Шишкина по праву считают великим художником-пейзажистом. Ему, как никому другому, удавалось передавать через свои полотна красоту первозданного леса, бескрайние просторы полей, холод сурового края. При взгляде на его картины часто создается впечатление, что вот-вот подует ветерок или послышится треск сучьев. Живопись настолько занимала все мысли художника, что он даже скончался с кистью в руке, сидя за мольбертом.
Шишкин родился в небольшом провинциальном городке Елабуга, расположенном у берегов Камы. В детстве будущий художник мог часами бродить по лесу, восхищаясь красотой первозданной природы. К тому же, мальчик старательно разрисовывал стены и двери дома, удивляя окружающих. В конце концов, будущий художник в 1852 году попадает в Московское училище живописи и ваяния. Там преподаватели помогают Шишкину распознать именно то направление в живописи, которому он будет следовать всю свою жизнь.
Корабельная роща. И. Шишкин. 1898
Пейзажи стали основой творчества Ивана Шишкина. Художник мастерски передавал породы деревьев, трав, поросшие мхом валуны, неровности почвы. Его картины выглядели настолько реалистичными, что казалось, что вот-вот где-то послышится шум ручья или шелест листьев.
Рубка леса. И. Шишкин. 1867.
Утро в сосновом лесу. И. Шишкин. 1889.
Вне всяких сомнений, одним из самых популярных полотен Ивана Шишкина считается «Утро в сосновом лесу». На картине изображен не просто сосновый лес. Присутствие медведей словно указывает на то, что где-то далеко, в глуши, существует своя уникальная жизнь.
В отличие от других своих полотен, это художник писал не в одиночку. Медведи принадлежат кисти Константина Савицкого. Иван Шишкин рассудил по справедливости, и под картиной подписались оба художника. Однако когда готовое полотно привезли к покупателю Павлу Третьякову, тот рассердился и приказал стереть фамилию Савицкого, объяснив это тем, что заказывал картину только Шишкину, а не двоим художникам.
Рожь. И. Шишкин. 1878.
Ручей в березовом лесу. И. Шишкин. 1883.
Первые встречи с Шишкиным вызывали у окружающих смешанные чувства. Он казался им угрюмым и неразговорчивым человеком. В училище его за глаза даже называли монахом. На самом деле художник раскрывался только в компании своих друзей. Там он мог и поспорить, и пошутить.
Сосновый бор. И. Шишкин. 1883.
На севере диком. И. Шишкин. 1890.
Смерть настигла художника за мольбертом. Иван Иванович Шишкин скончался 20 марта 1898 года с кистью в руках.
Среди долины ровныя. И. Шишкин. 1883.
Вклад Ивана Шишкина в развитие пейзажной живописи неоценим.
Иван
Иванович Шишкин
Биография и информация
Шишкин Иван Иванович (13 (25) января 1832 год, Елабуга, Вятская губерния – 8 (20) марта 1898 год, Санкт-Петербург) – знаменитый русский пейзажист, мастер реалистического изображения леса. Учился у Аполлона Мокрицкого в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, у Сократа Воробьева – в Императорской Академии художеств. Был одним из учредителей и активным участником Товарищества передвижных выставок, картины Шишкина Ивана Ивановича присутствовали на всех выставках передвижников до самой смерти художника.
Особенности творчества художника Ивана Шишкина: точность рисунка даже в мельчайших деталях, верность и правдивость изображенного (по картинам художника Шишкина можно изучать строение растений), эпический размах. Шишкин очень скрупулезно подходил к достоверности изображения, что ему иногда ставили в вину. Считается, что мастерство Шишкина-колориста уступает его таланту рисовальщика. Пейзажи Шишкина реалистичны, его отношение к природе – не романтический восторг увлеченного красотой, а спокойное вдумчивое исследование.
Когда Иван Шишкин будет терять любимых людей, забывать вдохновение и проваливаться в глубокую тоску, смысл жизни ему неоднократно вернёт Елабуга – родной город, расположенный в Вятской губернии. Отец его на протяжении многих лет был там городским головой, написал «Историю горда Елабуги» и, конечно, надеялся, что сын продолжит купеческое семейное дело и прославит родной город. Со вторым всё получилось: картины Шишкина Ивана Ивановича воспели и красу малой родины, и нескончаемые леса родины большой.
Не получившийся чиновник и нашедший свой путь живописец
Петербург и Академия художеств в жизни Ивана Шишкина
Летом Иван Шишкин часто бывал на Валааме, где самозабвенно писал его суровую природу. На пленэрах Валаама созданы известные картины Шишкина, благодаря которым о нем во всеуслышание заговорили как о крупном самобытном русском таланте.
За картину Шишкина Ивана Ивановича «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» Академия наградила его Большой золотой медалью и правом пенсионерской поездки в Европу. За границей он прожил с 1862 по 1865 год, в основном в Германии и Швейцарии, посещал также Бельгию, Чехию, Францию, Голландию. В Дюссельдорфе, прежде чем стали известными картины Шишкина, он прославился своими виртуозными рисунками, их выставка была организована в Дюссельдорфском музее. А работа «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла ему звание академика. Истосковавшись по родине, Шишкин вернулся в Россию раньше, чем закончился срок его пенсионерства.
Шишкин и передвижники
Вернулся, с жадностью взялся писать родные просторы и окунулся в страсти, бурлившие в художественной среде. Нешуточные, кстати, страсти: знаменитый Бунт 14-ти под началом Ивана Крамского (подробнее – в его биографии), отказ молодых талантливых художников следовать омертвевшим законам академизма, требование наполнить живопись жизнью, Артель художников, с которой Шишкин сблизился, а после стал одним из учредителей Товарищества передвижных выставок. Идеям передвижников он был верен до конца жизни.
Личная жизнь и невосполнимые потери художника Шишкина
Ольга Ладога была одной из первых тридцати женщин, принятых в Академию художеств в качестве вольнослушательниц. Позже она занималась в мастерской Шишкина. Художник полюбил свою ученицу, и в 1880 году она стала его женой. Счастье и в этот раз оказалось недолгим. Через год Ольга родила дочь Ксению, а еще через год умерла от воспаления брюшины. Девочку забрала к себе и воспитала сестра Ольги.
Картины Шишкина Ивана Ивановича – самая долгая любовь в его жизни
В защиту художника
Нередко можно встретить как бы авангардистское и как будто современное отношение к Шишкину как к устаревшему пейзажисту, застрявшему в своих лесах и не соответствующему духу времени, и прочая, прочая. Мы с таким подходом не согласны, имеющие очи увидят, что, к примеру, для картин Шишкина Ивана Ивановича 1890-х годов характерен повышенный интерес к световоздушной среде и не просто интерес, а великолепная его реализация. Посмотрим хотя бы на известную картину Шишкина «Дождь в дубовом лесу». Изобразить не просто туман, не состояние перед дождем или после него, а написать сам дождь – при этом настолько убедительно. Затихающий ливень, прозрачное марево в воздухе, проблески солнечного отражения на ряби большой лужи. Нет, не заигрывания с импрессионистическим течением, достоверность и реалистичность по-прежнему превыше всего. Перед нами гораздо больше чем гениальное фото – это картина художника Шишкина. Вам всё еще кажется, что он недостаточно современен? Шишкин отлично умел меняться, при этом не изменяя своим принципам.
Иван Шишкин
Иван Шишкин
Иван Шишкин
Заказать
репродукцию
Ива́н Ива́нович Ши́шкин (1832—1898) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы.
Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Академии художеств.
Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в городе Елабуге. Происходил из древнего вятского рода Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872).
В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Окончив курс этого заведения, с 1857 года продолжал образование в Императорской Академии художеств, где, вместе с Гине, Джонгином и др., числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал всё большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год его пребывания в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.
Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем в 1863 году перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.
Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного аквафортиста. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Шишкин Иван Иванович (реализм)
На протяжении всего периода своего творчества художник следовал одному своему правилу, и не изменял ему всю жизнь: «Одно только подражание природе может удовлетворить ландшафтного живописца, и главнейшее дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры. Природу должно искать во всей ее простоте. «
Таким образом, он всю жизнь следовал задаче как можно более правдиво и точно воспроизводить существующее и не приукрашивать его, не навязывать свое индивидуальное восприятие.
Творчество Шишкина можно назвать счастливым, он никогда не знал мучительных сомнений и противоречий. Вся его творческая жизнь была посвящена совершенствованию того метода, которому он следовал в своей живописи.
Туман в лесу (1872)
Дождь в дубовом лесу (1891)
Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Природа насыщена сырым воздухом. Почерневшие стволы дубов буквально окутаны влагой, по дорогам струятся потоки воды, капли дождя пузырятся в лужах. Но облачное небо уже начинает светлеть. Пронизывая сетку мелкого дождя, висящую над дубовой рощей, с неба льется серебристый свет, он отражается серо-стальными бликами на мокрых листьях, серебрится поверхность черного намокшего зонта, мокрые камни, отражая свет, приобретают пепельный оттенок. Художник заставляет зрителя любоваться тонким сочетанием темных силуэтов стволов, молочно-серой пелены дождя и серебристых приглушенно-серых оттенков зелени.
Дубы. Вечер (1887)
Художник прекрасно уловил в этюде солнечное освещение, просветы яркого синего неба в контрасте с зеленью дубовой кроны, прозрачные и трепетные тени на стволах старых дубов.
Лесные дали (1884)
Перед нами широкая панорама, захватывающая ширь пространства, поблескивающая вдали гладь воды, протянувшиеся на многие километры глухие прикамские леса. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. По мере удаления в глубь изображения, изменяется цвет: сочно-зеленые, коричневато-песочные первого плана переходят в зеленовато-бурые, которые потом постепенно блекнут, становятся все более легкими, холодными, голубоватыми, и в конце цонцов сливаются с голубой дымкой, окутывающей холмы. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Небо в картине бледно-голубое, прзрачное, легкое, с еле заметными облачками, светлеющее к горизонту и чуть тронутое золотистым налетом. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа.
На переднем плане на светлом фоне неба четко рисуется силуэт тонкой, слегка наклонившейся, полузасохшей сосны, одиноко высящейся на склоне холма. Она как бы приближает пейзаж к зрителю, делает его более предметным, конкретным.
На севере диком. (1890)
Картина написана по мотивам одноименного стихотворения М.Ю Лермонтова.
В картине звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, снега и льда, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бескончную даль, покрытую снегами. Кажется, в этом царстве холода нет ничего живого, все вокруг замерло. оцепенело. Но на самом краю скалы, отчаянно зацепившись за жизнь, гордо стоит одинокая сосна. Тяжелые хлопья сверкающего снега сковали ее ветви, тянут вниз, к земле. Но сосна с достоинством несет свое одиночество, власть лютого холода неспособна сломить ее.
О чем она думает, мечтает, стоя на самом краешке скалы? Возможно, о ком-то, кто далеко отсюда тоже стойко и гордо несет свое одиночество, невзирая на оковы, препятствующие их встрече?
Картина наполнена тишиной и безмолвием, ощущается холод, разлитый в природе. В отличие от других пейзажей, этот скорее лирический, полный тонкого душевного чувства.
На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет.
Полдень В окрестностях Москвы (1889)
Полдень летнего дня. Только что прошел дождь. На проселочной дороге поблескивают лужи. Влага теплого дождя чувствуется и на золоте хлебного поля, и на изумрудной зелени травы с яркими полевыми цветами. Чистоту омытой дождем земли еще более убедительной делает просветлевшее после дождя небо. Синева его глубока и чиста. Последние перламутово-серебристые облака убегают к горизонту, уступая место полуденному солнцу.
Особенно ценно то, что художник сумел проникновенно предать обновленную после дождя природу, дыхание освеженной земли и травы, трепет бегущих облаков.
Жизненная правдивость и поэтическая одухотворенность делают картину «Полдень» произведением большой художественной ценности.
Рожь (1878)
Знойный летний день предвещает грозу. От долго стоящей жары небо обесцветилось, утратило звонкую синеву. Из-за горизонта уже ползут первые грозовые тучи. С большой любовью и мастерством написан передний план картины: и покрытая легкой пылью дорога, с проносящимися над ней ласточками, и тучные спелые колосья, и белые головки ромашек, и голубеющие в золоте ржи васильки.
Корабельная роща (1872)
Картина написана в год смерти художника, он как бы вновь воскресил близкие его сердцу мотивы, связанные с лесом, с соснами. Пейзаж был экспонирован на 26-й Передвижной выставке и встретила теплый прием у прогрессивной общественности.
Художник изобразил сосновый мачтовый лес, освещенный солнцем. Стволы сосен, их хвоя, берег лесного с каменистым дном ручья купаются в чуть розоватых лучах, состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей.
Лиризм вечернего освещения сочетается в картине с эпическим характерам соснового леса-великана. Громадные, в несколько обхватов стволы деревьев, их спокойный ритм придают всему полотну особую монументальность.
Сосновый бор (1872)
Нотки тонкого народного юмора внося потешные фигуры мишек, заглядевшихся на дупло с дикими пчелами. Пейзаж светел, чист, безмятежно радостен по настроению.
Среди долины ровныя (1883)
В полотне изображен равнинный пейзаж средней полосы России, спокойную красоту которого венчает могучий дуб. Бескрайны просторы долины. Вдали чуть поблескивает лента реки, еле видна белая церковка, а дальше к горизонту все потонуло в туманной синеве. Нет границ этой величавой долины.
Утро в сосновом лесу (1889)
Это одна из наиболее известных картин, которую мы знаем с детства. Художник чудесно передал тишину леса, туман, в котором тонут стволы деревьев, предутренний сумрак, отступающий перед лучами солнца в низины, в лесную глушь. На поваленных стволах деревьев резвятся медвежата. Их нарисовал по просьбе Шишкина художник Савицкий.
Эта картина не считается очень удачной среди других пейзажей Шишкина благодаря излишней красивости, отклонению от жизненной правды, что непривычно для произведений художника. И тем не менее, она привлекает, повышает настроение праздничностью красок, необычностью сюжета.
Зима (1890)
Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Справа темнеет непроходимая чаща леса. Все вокруг погружено в зимний сон. Лишь редкий луч холодного солнца проникает в царство снега и бросает легкие золотистые пятна на ветви сосен, на лесную поляну вдали. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня.
Богатая палитра оттенков белого, коричневого и золотистого передает состояние зимней природы, ее красоту. Здесь показан собирательный образ зимнего леса. Картина полна эпического звучания.
Шишкин Иван Иванович (реализм)
На протяжении всего периода своего творчества художник следовал одному своему правилу, и не изменял ему всю жизнь: «Одно только подражание природе может удовлетворить ландшафтного живописца, и главнейшее дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры. Природу должно искать во всей ее простоте. «
Таким образом, он всю жизнь следовал задаче как можно более правдиво и точно воспроизводить существующее и не приукрашивать его, не навязывать свое индивидуальное восприятие.
Творчество Шишкина можно назвать счастливым, он никогда не знал мучительных сомнений и противоречий. Вся его творческая жизнь была посвящена совершенствованию того метода, которому он следовал в своей живописи.
Туман в лесу (1872)
Дождь в дубовом лесу (1891)
Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Природа насыщена сырым воздухом. Почерневшие стволы дубов буквально окутаны влагой, по дорогам струятся потоки воды, капли дождя пузырятся в лужах. Но облачное небо уже начинает светлеть. Пронизывая сетку мелкого дождя, висящую над дубовой рощей, с неба льется серебристый свет, он отражается серо-стальными бликами на мокрых листьях, серебрится поверхность черного намокшего зонта, мокрые камни, отражая свет, приобретают пепельный оттенок. Художник заставляет зрителя любоваться тонким сочетанием темных силуэтов стволов, молочно-серой пелены дождя и серебристых приглушенно-серых оттенков зелени.
Дубы. Вечер (1887)
Художник прекрасно уловил в этюде солнечное освещение, просветы яркого синего неба в контрасте с зеленью дубовой кроны, прозрачные и трепетные тени на стволах старых дубов.
Лесные дали (1884)
Перед нами широкая панорама, захватывающая ширь пространства, поблескивающая вдали гладь воды, протянувшиеся на многие километры глухие прикамские леса. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. По мере удаления в глубь изображения, изменяется цвет: сочно-зеленые, коричневато-песочные первого плана переходят в зеленовато-бурые, которые потом постепенно блекнут, становятся все более легкими, холодными, голубоватыми, и в конце цонцов сливаются с голубой дымкой, окутывающей холмы. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Небо в картине бледно-голубое, прзрачное, легкое, с еле заметными облачками, светлеющее к горизонту и чуть тронутое золотистым налетом. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа.
На переднем плане на светлом фоне неба четко рисуется силуэт тонкой, слегка наклонившейся, полузасохшей сосны, одиноко высящейся на склоне холма. Она как бы приближает пейзаж к зрителю, делает его более предметным, конкретным.
На севере диком. (1890)
Картина написана по мотивам одноименного стихотворения М.Ю Лермонтова.
В картине звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, снега и льда, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бескончную даль, покрытую снегами. Кажется, в этом царстве холода нет ничего живого, все вокруг замерло. оцепенело. Но на самом краю скалы, отчаянно зацепившись за жизнь, гордо стоит одинокая сосна. Тяжелые хлопья сверкающего снега сковали ее ветви, тянут вниз, к земле. Но сосна с достоинством несет свое одиночество, власть лютого холода неспособна сломить ее.
О чем она думает, мечтает, стоя на самом краешке скалы? Возможно, о ком-то, кто далеко отсюда тоже стойко и гордо несет свое одиночество, невзирая на оковы, препятствующие их встрече?
Картина наполнена тишиной и безмолвием, ощущается холод, разлитый в природе. В отличие от других пейзажей, этот скорее лирический, полный тонкого душевного чувства.
На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет.
Полдень В окрестностях Москвы (1889)
Полдень летнего дня. Только что прошел дождь. На проселочной дороге поблескивают лужи. Влага теплого дождя чувствуется и на золоте хлебного поля, и на изумрудной зелени травы с яркими полевыми цветами. Чистоту омытой дождем земли еще более убедительной делает просветлевшее после дождя небо. Синева его глубока и чиста. Последние перламутово-серебристые облака убегают к горизонту, уступая место полуденному солнцу.
Особенно ценно то, что художник сумел проникновенно предать обновленную после дождя природу, дыхание освеженной земли и травы, трепет бегущих облаков.
Жизненная правдивость и поэтическая одухотворенность делают картину «Полдень» произведением большой художественной ценности.
Рожь (1878)
Знойный летний день предвещает грозу. От долго стоящей жары небо обесцветилось, утратило звонкую синеву. Из-за горизонта уже ползут первые грозовые тучи. С большой любовью и мастерством написан передний план картины: и покрытая легкой пылью дорога, с проносящимися над ней ласточками, и тучные спелые колосья, и белые головки ромашек, и голубеющие в золоте ржи васильки.
Корабельная роща (1872)
Картина написана в год смерти художника, он как бы вновь воскресил близкие его сердцу мотивы, связанные с лесом, с соснами. Пейзаж был экспонирован на 26-й Передвижной выставке и встретила теплый прием у прогрессивной общественности.
Художник изобразил сосновый мачтовый лес, освещенный солнцем. Стволы сосен, их хвоя, берег лесного с каменистым дном ручья купаются в чуть розоватых лучах, состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей.
Лиризм вечернего освещения сочетается в картине с эпическим характерам соснового леса-великана. Громадные, в несколько обхватов стволы деревьев, их спокойный ритм придают всему полотну особую монументальность.
Сосновый бор (1872)
Нотки тонкого народного юмора внося потешные фигуры мишек, заглядевшихся на дупло с дикими пчелами. Пейзаж светел, чист, безмятежно радостен по настроению.
Среди долины ровныя (1883)
В полотне изображен равнинный пейзаж средней полосы России, спокойную красоту которого венчает могучий дуб. Бескрайны просторы долины. Вдали чуть поблескивает лента реки, еле видна белая церковка, а дальше к горизонту все потонуло в туманной синеве. Нет границ этой величавой долины.
Утро в сосновом лесу (1889)
Это одна из наиболее известных картин, которую мы знаем с детства. Художник чудесно передал тишину леса, туман, в котором тонут стволы деревьев, предутренний сумрак, отступающий перед лучами солнца в низины, в лесную глушь. На поваленных стволах деревьев резвятся медвежата. Их нарисовал по просьбе Шишкина художник Савицкий.
Эта картина не считается очень удачной среди других пейзажей Шишкина благодаря излишней красивости, отклонению от жизненной правды, что непривычно для произведений художника. И тем не менее, она привлекает, повышает настроение праздничностью красок, необычностью сюжета.
Зима (1890)
Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Справа темнеет непроходимая чаща леса. Все вокруг погружено в зимний сон. Лишь редкий луч холодного солнца проникает в царство снега и бросает легкие золотистые пятна на ветви сосен, на лесную поляну вдали. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня.
Богатая палитра оттенков белого, коричневого и золотистого передает состояние зимней природы, ее красоту. Здесь показан собирательный образ зимнего леса. Картина полна эпического звучания.