в каком жанре написано произведение недоросль
Жанр литературного произведения Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Денис Иванович Фонвизин написал своё сочинение в далёком XVIII веке, но заложенные в этом литературном труде мысли актуальны и сегодня. Интерес читателей проявляется не только к его содержанию, но и к другим филологическим тонкостям. В том числе напрашивается дополнительное осмысливание жанра произведения «Недоросль». При всей очевидной принадлежности его к театральному направлению некоторые нюансы требуют пояснения и уточнения.
Литературное определение
Пьеса «Недоросль» является классической комедией. Истоки этого жанра исходят из Древнегреческой культуры. Театр той эпохи представлял собой место, где в игровой форме демонстрировался извечный процесс борьбы добра со злом. Чтобы зрители могли легко определить отрицательный или положительный персонаж на сцене, использовались специальные маски. Актёрам не требовалось играть лицом, достаточно было умело декламировать текст соответствующей роли.
Главные признаки жанра
Фонвизин увлёкся комедией классической формы во время своего пребывания во Франции. Там театр завоевал достойное место в обществе, ещё не очень удалившись от канонов древнегреческого мира. Маски уже не использовались, но роли в любом драматургическом произведении чётко подразделялись. Правильные персонажи боролись по ходу представления с отрицательными оппонентами, обязательно побеждая их в финале.
Вернувшись на родину, Фонвизин создал свой вариант классической комедии, опираясь на почву уже российской действительности. Подобрать подходящий сюжет борьбы добра со злом не составило большого труда. Общество того времени было пропитано негативными явлениями, на которые так хотелось указать и высмеять, а лучше всего искоренить.
Маски древнегреческого театра у Фонвизина заменяют говорящие имена героев. Стоит назвать любой персонаж и сразу же становится ясно его сущность и роль в сюжете спектакля:
Мало того, имена некоторых героев греческого происхождения и в переводе на русский язык отражают, поставленную перед ними драматургическую задачу, тем самым подтверждая связь с культурой древней цивилизации:
Комедия в классическом виде выставляет на посмешище лишь отрицательных персонажей. Правильные герои вызывают у зрителей чувство сопереживания и уважения. В то же время они являются носителями и глашатаями идей самого автора. Для большего положительного воздействия на публику их речь насыщена короткими нравоучительными легко запоминающимися высказываниями:
Речь персонажей, являющихся объектами сатиры, тоже богата крылатыми выражениями, которые быстро ушли в народ. Некоторые из них употребляются до сих пор, как средство обличения нерадивых членов общества:
Идея пьесы
Традиционная борьба добра со злом выражена в комедии Фонвизина в противостоянии передовых членов общества невежеству и консерватизму. Дело в основном касается образования подрастающего поколения дворянского сословия.
Проблемы в этом вопросе раскрываются в пьесе на примере воспитания недоросля Митрофанушки. Отсутствие чёткой системы преподавания и потакание со стороны безмерно любящих его родителей закономерно не даёт положительного результата от занятий наукой. С одной стороны недоросля пытаются просвещать учителя простолюдины, не имеющие на него серьёзного влияния. С другой стороны, модный заграничный педагог гувернёр, который и сам не собирается особо воздействовать на воспитуемого. Такая тенденция в те времена была повсеместной и, несомненно, являлась бичом общества.
Другой линией авторского порицания есть насильственное заключение брака с целью материальной выгоды, что тоже было делом обыденным в те времена. На примере Софьи бесправной бедной сироты автор пьесы демонстрирует, как изменяется отношение алчных людей к человеку, который неожиданно становится богатым. Желающие прибрать к рукам чужой достаток в мгновение ока меняют личину хамов и истязателей на льстецов и угодников.
Комедия Фонвизина не только высмеивает недостатки общества, но и благодаря действиям положительных героев утверждает, что зло можно и нужно побеждать. Вселяет оптимизм и веру в будущее.
Уточняющая трактовка
С течением времени многие критики стали считать, что пьеса Фонвизина не может всецело принадлежать развлекательной литературе. Тем более что комедийная драматургия с течением времени трансформировалась в несколько внутренних подвидов жанра:
Действительно, фонвизинское творение — это не комедия положений, где смех вызывает забавность какой-либо случайно сложившейся ситуации. Это серьёзная сатира. Скрытая в драме удручающая подоплёка пагубного развития общества в случае победы высмеянных в ней негативных элементов заставляет задуматься. Когда заканчивается смех в зале, в душе у зрителя закономерно остаётся горький осадок и невесёлые мысли. С учётом всего этого фонвизинскую пьесу «Недоросль» по жанру можно смело причислить к трагикомедии.
После выхода комедии в свет трагические изменения в жизни постигли и самого автора. Правящая государственная верхушка и лично царица Екатерина I запретили публикации трудов талантливого русского литератора.
В наши дни подобной цензуры нет, и любознательным потомкам с ответственной гражданской жизненной позицией было бы полезно относиться более внимательно к творчеству передовых людей прошлых веков и брать их опыт себе на вооружение.
Еще материалы по теме:
«Недоросль» (Д. Фонвизин)
Цитата: «Не хочу учиться, хочу жениться».
Проблематика:
Смысл названия: Пётр I в 1714 г. издал указ о необходимости службы (гражданской либо военной) для всех дворян. Но чтобы служить, нужно было получить образование. А молодые люди без образования в то время назывались «недорослями».
Образ Митрофана Простакова дал слову «недоросль» ещё одно значение — презрительное, ведь в его случае необразованность и нежелание учиться стали жизненными принципами.
Литературное направление: классицизм.
Литературный жанр: комедия.
Жанровые особенности: в пьесе находят отражение характерные черты классицистической комедии:
Время и место действия: действие происходит в 1780-е годы в деревне Простаковых.
История создания
Фонвизин провёл полтора года во Франции, изучая юриспруденцию и философию. В возрасте 33 лет он вернулся на родину и был поражён контрастом: во Франции внедрялись в жизнь передовые просветительские идеи, тогда как в России продолжали сохраняться консервативные порядки и хорошо себя чувствовали всякие простаковы и скотинины. Возмущённый этим, Денис Иванович создаёт «Недоросля».
Комедия обретает невиданную популярность: причиной тому — не только актуальность проблематики (многие образованные люди были возмущены крепостным правом и общим низким уровнем культуры), но и яркие смешные образы. Фраза «Не хочу учиться, хочу жениться» и суждение о двери, которая «прилагательна», «потому что она приложена к своему месту», давно вошли в наш обиход в качестве общеизвестных шуток.
По легенде, князь Григорий Потёмкин-Таврический после премьеры «Недоросля» сказал Фонвизину: «Умри, Денис, лучше не напишешь» — что, конечно же, означало его высокую оценку комедии
Действующие лица
Краткое содержание
Действие первое
Деревня Простаковых. Госпожа Простакова ругает крепостного Тришку за то, что тот пошил Митрофанушке слишком узкий кафтан. Кафтан нужен Митрофану для будущего торжества — планируемой помолвки Скотинина и Софьи.
Отец Софьи умер, когда она была ещё совсем маленькой. А когда осталась круглой сиротой, Простаковы взяли её к себе (памятуя о том, что за Софьей большое приданое — имение, несколько деревень).
Именно в этих деревнях таится самый главный интерес Скотинина, то, что заставляет его во что бы то ни стало добиваться руки Софьи. Дело в том, что в этих деревнях много свиней, которых Тарас Скотинин обожает.
Софье приходит письмо от её дяди Стародума (Простаковы считали, что Стародум давно умер). Из письма становится ясно, что Стародум оставляет Софье большое наследство. И госпоже Простаковой тут же приходит в голову план обогащения: женить на Софье Митрофана.
Действие второе
Офицер Милон встречает своего старого знакомого Правдина. Правдин рассказывает, что приехал с инспекцией — в поисках «злонравных невежд», плохо обращающихся с крепостными. А Милон сообщает, что влюблён в девушку, которая живёт у родственников в здешних деревнях. И тут Милон встречает Софью.
Влюблённые счастливы видеть друг друга. Правда, в глазах Милона встреча всё же омрачается видами Митрофана на Софью. Но это ненадолго: осознав, что за человек Митрофан, Милон перестаёт ревновать.
Проходящий мимо Скотинин нахально сообщает, что тоже хочет жениться на Софье. Но Правдин ошарашивает его сообщением о планах госпожи Простаковой выдать воспитанницу за недоросля Митрофана. В результате Скотинин бросается на племянника с кулаками (Митрофанушку закрывает собой его няня Еремеевна).
Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч — Кутейкин и Пафнутьич — Цыфиркин. Кутейкин, дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри. А Цыфиркин, отставной сержант, — учитель арифметики.
Митрофан отказывается учиться и жалуется на дядю. Простакова обещает сыну скорую женитьбу.
Действие третье
Приезжает Стародум. Он беседует с Правдиным, своим давним приятелем, вспоминает времена правления Петра, хвалит их. Также
Стародум рассказывает Правдину историю о несправедливости: Стародум пошёл на войну, а его друг уклонился от службы, однако чин достался именно графу, а Стародуму — лишь ранение. Жизнь при дворе тоже его не порадовала. Поэтому Стародум вернулся домой.
Стародум встречается с Софьей и обещает ей, что они вскоре уедут от Простаковых. Появляются Простакова и Скотинин, они буквально дерутся. Стародума эта сцена весьма забавляет. Госпожа Простакова хочет нагрубить ему, но, узнав, что это сам Стародум, тут же меняет тон на покорный и угодливый. Она надеется, что дядя Софьи поспособствует браку племянницы с Митрофаном.
Но Стародум решительно объявляет, что Софья уезжает в Москву и там выйдет замуж за достойного человека. Все обескуражены. Стародум замечает, что выбор жениха — в воле девушки. У Софьи вновь появляется надежда быть с Милоном, а госпожа Простакова возобновляет атаку с целью женить Митрофанушку на богатой наследнице.
Простакова хвалится учёностью Митрофанушки и гордится учителем Вральманом, который учит недоросля «по-французски и всем наукам» и при этом «ребёнка не неволит». Другие учителя огорчены: третий год Митрофан учится, а писать и считать не умеет.
Недоросль ленится учиться: «Денег нет — что считать?». Вральман поддакивает ему, объясняя, что от науки один вред. Другие учителя хотят побить Вральмана, тот убегает.
Действие четвёртое
Стародум ведёт с Софьей беседу о замужестве и замечает её смущение. Приходят Правдин и Милон. Милон просит руки Софьи, сообщая, что девушка тоже стремится выйти за него замуж. Стародум с радостью даёт согласие.
Однако Скотинин и Митрофан ещё надеются жениться на богатой невесте. Стародум делает вид, что прислушивается к ним, изображает восторг от учёности Митрофанушки, а потом сообщает, что у Софьи уже есть жених и что они уедут в семь часов утра. Госпожа Простакова собирается действовать решительно.
Действие пятое
Правдин получает распоряжение регулировать ситуацию с имением Простаковой, если людям в этой деревне будет что-то угрожать. Правдин рассказывает об этом Стародуму. Их беседу прерывает шум.
Это Софью насильно тащат венчаться с Митрофаном. Милон освобождает девушку, а Правдин угрожает Простаковой судом. Госпожа Простакова картинно кается. Стародум и Софья прощают её, но Правдин говорит, что теперь по распоряжению правительства он управляет имением Простаковой.
Скотинин уезжает к себе, к своим любимым хлевам. Госпожа Простакова просит Правдина дать ей хотя бы три дня. Но тот не соглашается. Он зовёт учителей, чтобы рассчитаться с ними. Еремеевна приводит Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Правдин отпускает их восвояси. Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за ученье, за стоптанные сапоги. А Цыфиркин отказывается от платы, потому что Митрофанушка ничему не научился. За такое великодушие Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой. Тот в ужасе восклицает: «От всего отступаюсь». Во Вральмане Стародум узнаёт своего бывшего кучера. Оказывается, Вральман нигде не мог сыскать себе места кучера и пришлось ему идти в учителя. Стародум соглашается опять взять его к себе кучером.
Стародум, Софья и Милон собираются уезжать. Простакова обнимает Митрофанушку. Но сын грубит ей. Мать падает в обморок. Правдин решает отправить Митрофана на службу. Очнувшись, госпожа Простакова причитает: «Погибла я совсем.». А Стародум, указывая на неё, произносит: «Вот злонравия достойные плоды!».
Экранизация
«Недоросль» (СССР, 1987).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Фамилии Скотинин, Простаков, Милон и другие служат характеристиками героев. Как называется такой приём в литературе?
Ответ. Говорящие фамилии. Этот приём характерен для классицизма.
Какие свойства Митрофана проявляются во время учёбы?
Ответ. Митрофан напрямую признаёт, что учиться не хочет («Час моей воли пришёл»). Он демонстрирует лень и своеволие, капризничает и выказывает неуважение к учителям. Митрофан не видит необходимости в учёбе: он предпочитает жениться.
Кого обожал Тарас Скотинин?
Ответ. Свиней. Скотинин хочет жениться на Софье из-за того, что в её деревне много свиней: «…Нет, мне нравится не девчонка [. ]. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.», «. Люблю свиней, сестрица.».
Недоросль
Недоросль
Эпоха:
Жанр пьесы:
Традиционный сюжет:
Художественные методы:
Место действие:
Продолжительность действия:
Содержание
В комедии мастерски выстроены языковые характеристики героев: это и грубые, оскорбительные слова в неотесанных речах Простаковой; характерные для военного быта словечки солдата Цыфиркина; церковно-славянские слова и цитаты из духовных книг семинариста Кутейкина; ломаная русская речь Вральмана и речь благородных героев пьесы — Стародума, Софьи и Правдина. Отдельные слова и фразы из комедии Фонвизина стали крылатыми. [2]
Сюжет
Корыстные и жестокие дальние родственники из провинции, грубые и глупые, получив власть над осиротевшей девушкой пытаются прибрать её состояние к рукам выдав за муж за одного из своей семьи. А когда ставки повышаются, девушка становится наследницей богатства, пытаются женить на собственном недалёком и плохо воспитанном отпрыске. Однако её благодетель руководствуется в выборе её жениха не знатностью и богатством, а благонравием и честью. Злонравные же родственники терпят крах.
Описание
Властная барыня Госпожа Простакова готовит выдать за своего брата девушку Софью, осиротевшую дальнюю родственницу, которую они взяли к себе три года до этого. Однако, когда выясняется, что её дядя, пропавший несколько лет назад, не только жив и здоров, но и сделал Софью богатой наследницей Госпожа Простакова решает выдать Софью за своего шестнадцатилетнего сына Митрофанушку. Когда приезжает дядя Софьи Стародум, он даёт отворот поворот и брату и сыну, предпочтя молодого офицера Милона, в которого Софья давно влюблена. Госпожа Простакова предпринимает попытку насильно венчать Софью со своим бестолковым сыном, но после того как у неё ничего не выходит, управление над её имением переходит в руки государственному чиновнику Правдину, который приехал чтобы прекратить бесчинства Простоковой в отношении её крепостных. После того как мать потеряла власть Митрофанушка отворачивается от неё, что выбивает Простакову из колеи.
Проблематика
Комедия высмеивает традиционное воспитание дворян, в частности провинциальных. Основной идеей пьесы является осуждение глупости, безнравственности, злонравия и невоспитанности старого дворянства по отношению к новому, образованному. Центральной проблемой становится отсталость традиционного воспитания дворян в провинции. В то время как Стародум прививает Софье мысль, что главные ориентиры в жизни достойной личности это добродетель, честность и благородство, Простоковы воспитывают ребёнка в уверенности, что главным в жизни является умение нажить и сохранить достаток и что особое знание наук при этом не требуется, поэтому и оберегают от излишнего учения своего сына Митрофана, который к концу пьесы оказывается совершенно необразованым, поэтому не имеет права жениться и поступать на государственную службу. Таким образом автор не только смеется над пороками, но и прославляет добродетель.
Комедия «Недоросль» остаётся актуальной и в наши дни, так как в пьесе автор затронул общечеловеческие проблемы воспитания и развития гуманной, благородной, честной личности.
Характер конфликта
Конфликт комедии можно увидеть в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. Госпожа Простакова заявляет, что указ «о вольности дворянской» (освободивший дворянина от обязательной службы государству, установленной Петром I) сделал его «вольным» прежде всего в отношении к крепостным, освободив ёго от всех обременительных для него человеческих и нравственных обязанностей перед обществом. Иной взгляд на роль и обязанности дворянина Фонвизин вкладывает в уста Стародума —- лица, наиболее близкого автору. Стародум по политическим и нравственным идеалам — человек Петровской эпохи, которая противопоставлена в комедии эпохе Екатерины. [3]
История создания
Замысел складывается у Фонвизина в конце 1778 г. после возвращения из Франции, где он провёл около полутора лет.
Во Франции ему очень понравились театральные постановки, в особенности комедии. Работа над «недорослем» заняла у писателя около трёх лет и была окончена в 1782 г.
Недоросль (пьеса)
Из Википедии — свободной энциклопедии
Героями комедии являются представители разных социальных слоёв XVIII века в России: чиновники, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофан и его мать, барыня-крепостница XVIII века — госпожа Простакова, управляющая всем и всеми — в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого, не стесняясь, она может поколотить, и воспитание сына Митрофана — на самом деле его воспитанием и образованием она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нём: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».
Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике — осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонёрами, передающими авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки, Простаковой и Вральмана стали нарицательными.
“Недоросль” – пьеса Д. И. Фонвизина. Анализ произведения, главные герои
Цитата: «Не хочу учиться, хочу жениться».
Проблематика:
Смысл названия: Пётр I в 1714 г. издал указ о необходимости службы (гражданской либо военной) для всех дворян. Но чтобы служить, нужно было получить образование. А молодые люди без образования в то время назывались «недорослями».
Образ Митрофана Простакова дал слову «недоросль» ещё одно значение — презрительное, ведь в его случае необразованность и нежелание учиться стали жизненными принципами.
Литературное направление: классицизм.
Литературный жанр: комедия.
Жанровые особенности: в пьесе находят отражение характерные черты классицистической комедии:
Время и место действия: действие происходит в 1780-е годы в деревне Простаковых.
История создания
Написанная Фонвизиным комедия «Бригадир», имевшая ошеломляющий успех в Петербурге, стала основой одного величайших мировых литературных памятников. После ее опубликования писатель более десяти лет не возвращался к драматургии, все больше и больше отдаваясь государственным вопросам и задачам. Однако мысль о создании новой книги будоражила воображение автора. Не будем скрывать, что, по мнению ученых, первая заметка, относящаяся к «Недорослю», была начата еще в 1770х годах, задолго до его выхода в свет.
После поездки во Францию в 1778г. у драматурга сложился точный замысел написания будущего произведения. Интересный факт — изначально Митрофанушка был Иванушкой, что само собой говорило о схожести двух комедий (Иваном был персонаж в «Бригадире»). В 1781 году пьеса была завершена. Само собой, постановка такого типа означала освещение одного из самых проблемных вопросов дворянского общества того времени. Однако, несмотря на риск, Фонвизин стал непосредственным «зачинщиком» литературного переворота. Премьера откладывалась из-за неприязни императрицы к какой бы то ни было сатире, но она все-таки состоялась 24 сентября 1782 года.
Сама же комедия была опубликована двумя годами позже.
Жанр произведения
КОМЕДИЯ — вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта. Он имеет ряд признаков:
Также в произведении Фонвизина очевидна сатирическая направленность. Это значит, что автор ставил себе задачу высмеять общественные пороки. Это попытка завуалировать жизненные проблемы под маской улыбки.
«Недоросль» — произведение, построенное по законам классицизма. Одна сюжетная линия, одно место действия, и все события происходят в течение суток. Однако данная концепция согласуется и с реализмом, о чем говорят отдельные предметы и места действий. Кроме того, действующие лица очень уж напоминают настоящих помещиков из глубинки, осмеянных и осужденных драматургом. Фонвизин добавил в классицизм нечто новое – беспощадный и острый юмор.
О чем произведение?
Сюжет комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» кружится вокруг семьи помещиков, которая полностью погрязла в безнравственности и самодурстве. Дети становились похожими грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их представление о морали. Шестнадцатилетний Митрофанушка изо все сил пробует закончить обучение, но ему не хватает желания и способностей. Мать смотрит на это спустя рукава, ей безразлично, будет ли ее сын развиваться. Она предпочитает, чтобы все оставалось, как есть, всякий прогресс ей чужд.
Простаковы «приютили» дальнюю родственницу — сироту Софью, которая отличается от всей семьи не только взглядами на жизнь, но и благовоспитанностью. Софья — наследница большого поместья, «заглядывается» на которое и дядя Митрофанушки — Скотинин, который является большим охотником. Женитьба — единственный доступный способ завладеть хозяйством Софьи, поэтому окружающие ее родственники стараются склонить ее на выгодный брак.
Стародум — дядюшка Софьи, присылает племяннице письмо. Простакова жутко недовольна такой «выходкой» родственника, которого считали погибшим в Сибири. Свойственная ее натуре лживость и надменность проявляется в обвинении «обманного» письма, якобы «амурного». Неграмотные помещики вскоре узнают истинное содержание послания, прибегнув к помощи постояльца Правдина. Он открывает всей семье правду об оставленном сибирском наследстве, которое дает аж десять тысяч годового дохода.
Тут-то у Простаковой и созревает идея — выдать Софью за Митрофанушку, чтобы присвоить наследство себе. Однако в ее планы «врывается» офицер Милон, идущий через деревню с солдатами. Он встретился со старым другом Правдиным, который, как оказалось, является членом наместнического правления. В его планы входит наблюдение за помещиками, плохо обращающимися со своими людьми.
Милон говорит о своей давней любви к милой особе, которую перевезли в неизвестное место из-за кончины родственника. Внезапно он встречает Софью — она и есть та самая девушка. Героиня рассказывает о будущем замужестве с недорослем Митрофанушкой, от чего жених «вспыхивает», как искра, но потом постепенно «ослабевает» при подробном рассказе о «суженном».
Приехал дядя Софьи. Познакомившись с Милоном, он принимает выбор Софьи, при этом осведомившись о «правильности» ее решения. В тоже время имение Простаковых передано в государственную опеку из-за жестокого обращения с крестьянами. Ища поддержки, мать обнимает Митрофанушку. Но Сын не намерен был учтивым и вежливым, он грубит, отчего почтенная матрона падает в обморок. Очнувшись, она причитает: «Погибла я совсем». А Стародум, указывая на неё, говорит «Вот злонравия достойные плоды!».
Вариант 2
Данный персонаж комедии является одним их положительных героев, восстанавливающих справедливость и демонстрирующий пример правильного поведения.
Правдин – помещик и добродетельный чиновник. Проводя инспекционную поездку по наместничеству, он честно исполняет свой долг, в конце концов, ограждая крепостных, принадлежащих хозяевам, которые в силу преобладания злобы и глупости жестоко обращаются с подвластными им людьми.
Правдин, также как и Простаковы, принадлежит к господствующему классу и владеет имениями с крепостными. Его сочувствие к барским крестьянам вызвано не классовой солидарностью, вызванной воспоминаниями о своем происхождении выслужившегося чиновника из простых людей. В ее основе лежит гуманность, которая, по мнению автора, должна быть присуща каждому порядочному человеку, а также неуклонное следование своему долгу, исполнение обязанностей, возложенных на него.
Автор добавляет своему герою и другие одобряемые обществом качества – Правдин, например, отказывается читать чужие письма без соизволения на то адресата.
Следует также отметить, что образ Правдина (как, впрочем, и другие в данном произведении) лишен психологизма и выполнен достаточно однобоко. Этот персонаж лишен каких-либо отрицательных качеств, что превращает его, по сути, в функцию – образ добродетельного дворянина и чиновника.
Кроме того, счастливый конец, когда Правдин лишает Простаковых правом пользоваться их имением, отдавая его в так называемую опеку со стороны государства, а Митрофанушку отправляет на государственную службу, как и положено дворянину, также выглядит не очень правдоподобно и излишне благостно. Конечно, чиновник такого ранга, как Правдин имел полномочия поступить так. Однако в реальной российской действительности восемнадцатого века, к тому же в деревне, далеко от центральной власти, подобное вмешательство в частные дела местных помещиков, неизбежно, вызвало бы противодействие с их стороны. Разумеется, Простаковы использовали бы свои деньги и связи, чтобы отстоять свои интересы. В силу этого, легкая победа над ними, изображенная в пьесе, отсутствие у добродетельного чиновника необходимости прилагать усилия, чтобы следовать своим принципам и понимаемому им долгу, в значительной степени снижают образ Правдина. Он оказывается не столько принципиальным борцом со злом, рискующим своей карьерой и положением, сколько простым хорошим исполнителем.
Главные герои и их характеристика
Правдин, Софья, Стародум и Милон — представители, так называемого «нового» времени, эпохи Просвещения. Нравственные составляющие их души – ничто иное, как добро, любовь, тяга к знаниям и сострадание. Простаковы, Скотинин и Митрофан — представители «старого» дворянства, где процветают культ материального благополучия, грубость и невежество.
Действующие лица
Тема произведения
Примечания[ | ]
В родственных проектах
Основные проблемы
Идея комедии
Фонвизин был личностью эпохи просвещения, поэтому не принимал грубости, невежества и жестокости. Он исповедовал веру в то, что человек рождается «чистым листом», поэтому только воспитание и образование могут сделать его нравственным, добродетельным и умным гражданином, который принесет пользу отечеству. Таким образом, воспевание идеалов гуманизма — главная идея «Недоросля». Юноша, повинующийся зову добра, ума и справедливости, — вот истинный дворянин! Если же его воспитают в духе Простаковой, то он никогда не выйдет за тесные рамки своей ограниченности и не поймет красоты и многогранности мира, в котором живет. Он не сможет трудиться во благо общества и ничего значимого не оставит после себя.
В конце комедии автор говорит о торжестве «возмездия»: Простакова теряет поместье и уважение собственного сына, воспитанного в соответствии с ее духовными и физическими идеалами. Такова плата за неправильное воспитание и невежество.
Современные постановки «Недоросля»
Речевая характеристика
Для того чтобы лучше понять смысл любого произведения, необходимо не просто его прочесть, но и проанализировать его персонажей, в частности – их речь. Что касается фонвизинской комедии, то ее особенностью была стихия просторечия, которую невозможно было не заметить. Вот как говорят герои «Недоросля».
Речь Стародума, например, очень афористична. Он настоящий оратор: «Невежда без души – зверь». «Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». «Имей сердце, имей душу – и будешь человек во всякое время». «Наличные деньги – не наличные достоинства». «Золотой болван – все болван». «Душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам». Важно заметить, что Стародум очень хорошо чувствует, с кем он говорит. Скажем, с Простаковой он говорит не так как с Правдиным, или с Милоном, или с Софьей. С Простаковой он может сказать: «затевать», «мастерица толковать», «ба!», «я чаю» (то есть я думаю, чувствую). Также весьма показательным есть его ответ Простаковой: «Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чертом».
Если спросить, что охарактеризует речь Простаковой, то это, прежде всего, грубые бранные слова: «плуты», «воры», «мошенники», «всех прибить велю до смерти», «но теперь-то дам я зорю канальям, своим людям». При этом ее речь может быть полна пословиц («Повинную голову меч не сечет»), нежных слов («нещичко» — обращение к сыну), книжных выражений («изрядный вымысел», «амурное письмо»). Но главное – это брань («рыло», «мошенник», «воровская харя», «скот», «болван», «бестия», «урод»).
Кутейкин говорит церковно-славянской речью, так как он семинарист: «Отпускать благоволите?», «зван бых, и приидох», «посрамихся окаянный».
Цыфиркин, солдат, преподающий арифметику, прост. Речь его солдатская и полна всякого рода цифр и чисел. «Что приказу будет, ваше благородие?». «Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года. Мы и квиты». «Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму». «И! Ваше благородие. Я солдат». То есть, его речь связана с родом занятий, и таким приемом часто пользуются в классических комедиях.
Что касается «метания кошельков», то так публика выражала свое одобрение. На сцену действительно бросали кошельки с золотыми и серебряными монетами, которые, собственно, и составляли дополнительную награду актерам.
Чему учит?
Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль», прежде всего, учит уважению к ближним. Шестнадцатилетний юноша Митрофанушка совершенно не воспринимал заботу ни матери, ни дядюшки, он считал это само собой разумеющимся фактом: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил». Закономерным результатом грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.
Уроки комедии «Недоросль» на этом не заканчиваются. Не столько уважение, сколько незнание показывает людей в том положении, которое они тщательно пытаются скрыть. Глупость и невежество витают в комедии, как птица над гнездом, они обволакивают деревню, тем самым не отпуская жителей из собственных оков. Автор жестоко наказывает Простаковых за ограниченность, отнимая у них имение и саму возможность продолжать праздный образ жизни. Таким образом, учиться нужно всем, ведь даже самое устойчивое положение в обществе легко потерять, будучи необразованным человеком.
Автор: Алина Прошина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Эпоха, когда написана пьеса. Стиль
«Недоросль» — комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Слово «недоросль» в XVIII веке означало молодого дворянина, не получившего письменного удостоверения о выучке от учителя. Недорослей не принимали на службу, им не давали т. н. венечных памятей — документов, разрешающих вступление в брак.
Внешне оставаясь в пределах бытовой комедии, предлагая вниманию зрителя ряд бытовых сцен, Фонвизин в «Недоросле» затрагивал новую и глубокую проблематику. Задача показать современные «нравы» как результат определенной системы взаимоотношений людей обусловила художественный успех «Недоросля», сделала его «народной», по словам Пушкина, комедией. Затрагивая главные и злободневные вопросы, «Недоросль» действительно явился очень яркой, исторически точной картиной русской жизни XVIII в. и в качестве таковой вышел за рамки идей узкого кружка Паниных. Фонвизин в «Недоросле» оценил основные явления русской жизни с точки зрения их общественно-политического смысла. Но его представление о политическом устройстве России сложилось с учетом основных проблем сословного общества, так что комедию можно считать первой в русской литературе картиной социальных типов.
В жанровом отношении «Недоросль» — комедия. В пьесе много истинно комических, а отчасти и фарсовых сцен, напоминающих «Бригадира». Однако смех Фонвизина в «Недоросле» приобретает мрачно-трагический характер, и фарсовые потасовки, когда в них участвуют Простакова, Митрофан и Скотинин, перестают восприниматься как традиционные смешные интермедии.
Произведение поднимает достаточно серьезный круг актуальных для России второй половины XVIII в. проблем, в числе которых проблема галломании и в целом соотношения патриотизма и европеизма, проблема «отцов» и «детей», умственного и нравственного облика подрастающего поколения, проблема эгоистического и общественного человека, выбора между долгом и страстью и т. п. Подобная проблематика уже сама по себе была слишком серьезной для комедии как «низкого» жанра.