в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами

ЕГЭ обществознание часть 2

Письменная часть ЕГЭ по обществознанию всегда вызывает сложности у выпускников. Здесь требуется не только уверенное знание теоретического материала, но и применение собственных знаний, широкого кругозора и понимание социальных взаимодействий. Предлагаю разобрать реальные задания части 2, встретившиеся на ЕГЭ 2016 года.

Часть 2 ЕГЭ по обществознанию

Итак, письменная часть 2 на ЕГЭ по обществознанию (ранее часть С) — это 9 заданий повышенного и высокого уровня сложности (21-29). Включает в себя блок работы с обществоведческим текстом (задания 21-24), несколько теоретических заданий (25 — работа с термином и его свойствами:

26—27 — задачи на обществоведческую практику, умение применять теоретические знания и приводить собственные примеры; 28 — сложный план и 29 — обществоведческое эссе).

Сразу выделим несколько блоков «трудностей», связанных с их решением на ЕГЭ:

Отметим к тому же, что именно эти задания принесут Вам на ЕГЭ около половины от всех возможных баллов, которые можно набрать на экзамене — 27 из 62, согласно критериям оценки в демоверсии ЕГЭ 2016.

в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть картинку в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Картинка про в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами

Разбалловка на ЕГЭ по обществознанию в зависимости от уровня сложности заданий

Реальные задания и ответы части 2 ЕГЭ по обеществознанию 2016

Предлагаю посмотреть, как была выполнена работа части 2 одним из выпускников на ЕГЭ 2016 года, а затем проанализировать ее. Для начала посмотрим на заполненные бланки ответов 2:

в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть картинку в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Картинка про в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами

Бланк ответов 2 ЕГЭ 2016

в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть картинку в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Картинка про в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами

Бланк ответов 2 ЕГЭ 2016

в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть картинку в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Картинка про в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами

Бланк ответов 2 ЕГЭ 2016

в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть картинку в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Картинка про в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами

Бланк ответов 2 ЕГЭ 2016

в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть картинку в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Картинка про в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами

Бланк ответов 2 ЕГЭ 2016

в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть картинку в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Картинка про в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами

Бланк ответов 2 ЕГЭ 2016

А теперь посмотрим на тексты заданий и на разбалловку, полученную выпускником за выполнение заданий части 2:

Текст (задания 21-24)

Гарантии законности и правопорядка

В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры. принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.

К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.

Политическими гарантиями законности и правопорядка являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересах своего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.

К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. Непосредственную же работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка.

Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество — это общество, функционирующее на основе законов, в условиях стабильного правопорядка.

Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга.

Что автор называет гарантиями законности и правопорядка? Назовите три вида таких гарантий, приведенные в тексте.

Какая система, по мнению автора, является основой нормального экономического развития общества? Как в тексте объясняется то, что субъекты экономической деятельности заинтересованы в обеспечении законности и правопорядка? Проиллюстрируйте такую заинтересованность примером.

Какие ветви власти известны Вам из курса обществознания? Назовите их и приведите примеры их деятельности по обеспечению законности и правопорядка.

Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения того, что режим законности и стабильного правопорядка способствует обеспечению нормальной жизнедеятельности общества.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:
одно предложение, содержащее информацию о видах социальных групп, и одно предложение, содержащее информацию о любой из функций социальных групп.

Назовите и проиллюстрируйте (конкретными) примерами три вида несовершенной конкуренции.

Молодого человека в возрасте 16 лет принимают на работу на следующих условиях: без медицинского освидетельствования, рабочий день с 16 до 23 часов, отпуск только после 6 месяцев работы, и кроме этого оплата почасовая. Нужно найти нарушения, допущенные работодателем, и пояснить их.

План по теме «Деятельность как форма взаимодействия человека с окружающим миром».

29.3 3 балла из 5: 1(1) 1(2) 1(2)

«Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам» (Н.А. Добролюбов).

Анализ выполнения заданий части 2

Не станем комментировать и подробно останавливаться на тех заданиях, где были выставлены максимально возможные баллы. В форме совместного анализа выпускника и эксперта ЕГЭ Коцарь Евгения Сергеевича проанализируем те моменты, за которые выпускник мог не получить максимальный балл:

23. 1 балл из 3

Какие ветви власти известны Вам из курса обществознания? Назовите их и приведите примеры их деятельности по обеспечению законности и правопорядка.

в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть картинку в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Картинка про в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами

Задание 23 на ЕГЭ 2016 по обществознанию

Комментарии выпускника:

«Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из личного социального опыта выпускников или получившие общественную известность; реальные события, примеры из искусства и смоделированные ситуации. В ответах допускается различная степень конкретизации, и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т.д.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.»

Это приведено в рекомендациях по проверке задания 26, но возможно на эту фразу можно сослаться на апелляции.

Допустим, второй пример действительно похож на «общие рассуждения». Но чем 1й пример плох? По сути там сказано о разработке законопроекта, регулирующего сферу экономических отношений, и указана суть этого законопроекта

И все же, думаю, можно попробовать отапеллировать 1 балл за первый пример.

Комментарий эксперта:

Второй аргумент точно не зачтут, «осуществление мер… (?каких. )»

Согласен, что скорее всего зачли 3й пример (больше конкретики), но также что можно бороться за 1й (формулировка задания не предусматривала конкретизации, функции законодательной власти не искажены). Абсолютно верно приводите выдержку из Методических рекомендаций.

Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения того, что режим законности и стабильного правопорядка способствует обеспечению нормальной жизнедеятельности общества.

в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть картинку в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Картинка про в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами

Задание 24 на ЕГЭ 2016 по обществознанию

Комментарий выпускника:

В данном случае вообще не понимаю, из каких соображений только один балл из трех. Если посмотреть на ответ к заданию 24 из демоверсии ЕГЭ 2016, то какой-то конкретики там вроде бы и не требуется. Разве что у меня, может быть, написано более развернуто и более трудно для понимания с первого прочтения. Кроме того, достаточно активно используются различные термины из курса.

1 балл подразумевает, что эксперты приняли только одно объяснение из трех. Но на мой взгляд, здесь все три объяснения по характеру фактически одинаковы. То есть, если предположить, что есть какой-то изъян в одном из объяснений, то такой же изъян должен быть и в остальных. В таком случае здесь нужно было ставить либо 0, либо все 3 балла. Но я не вижу здесь никаких проблем в объяснения, поэтому больше склоняюсь к 3 баллам.

Комментарий эксперта:

Согласен с Вашими размышлениями. Все три объяснения идентичны по содержательной нагрузке, не противоречивы и не искажают теоретические положения и здравый смысл, не пересекаются между собой. И верно, непонятно тогда, почему только 1.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:
одно предложение, содержащее информацию о видах социальных групп, и одно предложение, содержащее информацию о любой из функций социальных групп.

в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть картинку в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Картинка про в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами

Задание 25 на ЕГЭ 2016 по обществознанию

Комментарий выпускника:

Про функцию предложение есть. Возможно, они хотели увидеть какой-нибудь термин, типа «коммуникативная» и тому подобное, и поэтому сняли балл.

Другой вариант: есть какая-нибудь неточность в определении. Если же определение точное, то можно попробовать апеллировать на один недостающий балл в этом задании.

Комментарий эксперта:

Первое предложение точное, иначе по критериям демоверсии все задание бы просто не зачли:

в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть картинку в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Картинка про в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами

Критерии проверки задания 25 согласно демоверсии ЕГЭ 2016 по обществознанию

Думаю, что все равно можно побороться за этот балл.

29.3 3 балла из 5: 1(1) 1(2) 1(2)

«Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам» (Н.А. Добролюбов)

Комментарий выпускника:

«В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения»

В эссе использованы такие понятия, как «патриотизм», «народ», «этническая общность», «этнообразующие факторы» и, на мой взгляд, они между собой вполне нормально связаны. Связь понятий с аргументами, как мне кажется, тоже есть. 3й абзац («Действительно,…») логично вытекает из предыдущего текста и в нем используются те же понятия («дискриминация», «народ»).

Другой вариант: имеются ошибочные положения, и поэтому сняли 1 балл за этот критерий. Но я никаких ошибок пока не вижу.

У меня здесь два примера. Один из истории про Великую Отечественную войну, второй, который, может быть, можно было бы отнести к социальному опыту – последний абзац про глобализацию.

Подозреваю, что про глобализацию они пример не зачли, то есть:

«Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример»

Возможно, здесь тоже можно было бы поговорить с экспертами про этот пункт.

Комментарий эксперта:

Для начала в эссе не видно прямого раскрытия смысла цитаты.. это не очень хорошо, балл за Критерий 1 думаю, Вам ставили исходя из «Содержание ответа даёт представление о его понимании»:

в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть картинку в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Картинка про в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами

Критерии проверки задания 29 (критерий 1) согласно демоверсии ЕГЭ 2016 по обществознанию

Уже небольшой минус в глазах эксперта.

Вы не приводите проблему, поднимаемую автором, не видите ее иные аспекты, то есть просто соглашаетесь, не пытаетесь спорить, дискутировать сами с собой (это обычно ценится). По поводу набора терминов, согласен, они есть, на это можно упирать при проверке.

Глобализация не будет примером сама по себе, это просто теоретическое положение, оно у Вас не раскрыто примером (например, о том, что в Европе открыты границы, что позволяет «мигрантам на орбите» включаться в социальные структуры этих стран…). Или, наоборот, о том, какие это явление создает проблемы для европейцев.

И теперь взгляд на Ваше эссе через рекомендации ФИПИ для экспертов:

Основания для более высокого балла:

Основания для более низкого балла:

То есть, есть небольшой шанс побороться за балл за Критерий 2. За Критерий 3 точно ничего не добавят на апелляции.

Подведем итоги

Итак, мы сегодня с Вами проанализировали структуру, шкалу оценивания и методику выполнения и проверки заданий части 2 на ЕГЭ по обществознанию.

И в завершении, напомним Вам, что успешный опыт подготовки к ЕГЭ 2017 года по обществознанию Вы можете получить из расширенного курса от эксперта ЕГЭ по обществознанию Коцарь Евгения Сергеевича, как и уроки по ВСЕМ темам кодификатора экзамена.

Готовьтесь к ЕГЭ 2017 с нами здесь и в нашей группе в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть картинку в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Картинка про в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами

Источник

Алгоритм работы с заданиями 2 части ЕГЭ по обществознанию

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Алгоритм работы с заданиями 2 части ЕГЭ по обществознанию

1. Прочитайте текст целиком, чтобы получить общее впечатление о проблеме или сфере общественной жизни, которой посвящен текст.

2. Прочитайте текст еще раз, выделяя главное.

3. Выделите незнакомые или непонятные слова и выражения.

5. Внимательно прочитайте вопрос.

7. Обратите внимание на источник информации для вашего ответа: является ли им сам текст или необходимо привлечь теоретические знания, социальный или собственный опыт.

8. Выясните, есть ли необходимость приведения примеров (примеры должны быть четкими и конкретными).

9. Выясните, нужно ли приводить авторские слова в точности или допускается их переформулирование своими словами.

10. Упростите фразы, если это возможно или нужно (не переписывайте бездумно целые абзацы).

Алгоритм работы с заданием

1. Выясните, смысл какого понятия вам необходимо раскрыть.

2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данное понятие.

3. Сформулируйте понятие, используя свои знания (в разных источниках и учебниках смысл понятия может быть раскрыт по-разному).

4. Составьте предложения, содержащие информацию об этом социальном объекте.

5. Смысл понятия должен быть раскрыт явно в четких и корректных формулировках.

6. Предложения должны быть составлены с использованием обществоведческих знаний.

Алгоритм работы с заданием 26

1. Внимательно прочитайте вопрос.

2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данный вопрос.

3. Определите, что от вас требуется.

4. Выделите особенности объекта, которые от вас требует вопрос, и приведите примеры.

5. Примеры должны четко раскрывать выделенные особенности.

6. Помните, что если вы только выделили особенности предложенного социального объекта или только привели три примера, то ваш ответ может быть не защитан.

Алгоритм работы с заданием 27

1. Внимательно прочитайте вопрос.

2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данный вопрос.

3. Определите, что от вас требуется.

4. Выберите одну из позиций, которая вам ближе и которую вы будете отстаивать.

5. Выразите собственную позицию

6. Приведите аргументы в подтверждение своей позиции.

Алгоритм работы с заданием 28

1. Внимательно прочитайте вопрос.

2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данный вопрос

4. Формулировки плана должны быть корректны и соответствовать заданной теме.

5. Пункты плана должны по возможности полно отражать основное содержание в плане.

Основы работы с текстом.

1. С чего начинать работу с текстом? Прежде, чем отвечать на вопросы, внимательно прочитайте текст. Некоторые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте. Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»). Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

2. Нужно ли определять главную идею текста? Да, нужно.

Общий принцип простой — отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

4. Как уяснить для себя — искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?

Просто отвечай на вопрос, не стоит задумываться как, нужно просто отвечать.

5. На что обращать внимание при выполнении заданий? Важно: • внимательно прочитать задание; • понять, что именно требуется для успешного ответа; • уяснить, из каких частей складывается задание; • стараться выполнить все задание; • если можете ответить только на часть задания, обязательно отвечайте, возможно получите часть баллов • не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием; • старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами; • сформулировав ответ, проверьте его правильность.

Первое задание из четырёх (21) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте.

Второе задание (22) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации.

Третье задание (23) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету.

Источник

Инструкция: как сдать часть 2 ЕГЭ по обществознанию

в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть картинку в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Картинка про в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами

в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Смотреть картинку в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Картинка про в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами. Фото в каком задании части 2 экзаменационной работы требуется применить умение конкретизировать примерами

Задание № 21

Что требуется

Нужно проанализировать фрагмент научно-популярного текста. Задание направлено на умение находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию.

Особенности

Необходимо поработать с предложенным текстом и найти ответы на поставленные вопросы. Здесь, как правило, предлагается несколько вопросов, каждый из которых может содержать разные компоненты. Задание базовое и потому оценивается в 2 балла. Потеря одного компонента отнимает 1 балл, и две ошибки могут привести к получению нулевого результата.

Советы

Чтобы подготовиться, надо читать и анализировать тексты. Можно использовать учебник обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова базового и профильного уровня (там есть тексты для анализа после каждого параграфа) и тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Важно соотносить содержание текста с материалами курса. Ошибки часто возникают из-за того, что ученики забывают о научных областях, на основе которых создавался предмет «обществознание» (человек и общество, экономика, социальные отношения, право и политика. — Прим. ред.), и просто пытаются найти информацию. Задание необходимо прочитать раньше, чем текст, чтобы правильно все понять. Все ответы уже содержатся в предложенном фрагменте, но они разбросаны по тексту и никак не структурированы. Важно выделить все компоненты задания, найти информацию и структурировать ее по вопросам.

Задание № 22

Что требуется

Здесь также нужно проанализировать фрагмент научно-популярного текста. Задание позволяет проверить, умеет ли школьник применять полученную информацию в заданном контексте.

Особенности

Это тоже задание с опорой на текст, но часть ответов надо найти в тексте, а часть — дать самостоятельно. Кроме того, необходимо объяснить ключевое понятие.

Советы

Здесь так же, как и в предыдущем вопросе, сперва необходимо определить, из каких компонентов состоит задание. При объяснении понятия не надо давать «академическое» определение: главное — передать его смысл, раскрыть сущностные характеристики.

Задание № 23

Что требуется

Необходимо дать характеристику или объяснение либо конкретизировать текст (или его отдельные положения) на основе пройденного курса. Опираться надо на контекстные обществоведческие знания.

Особенности

Задание проверяет умение подбирать примеры, которые иллюстрируют теоретические положения курса.

Советы

Как правило, теоретические положения содержатся в самом тексте. Часто дается их описание и объяснение. Но важно не ограничиваться предложенным в тексте материалом и привести собственный пример. Пример — это конкретная ситуация, формулировка здесь должна быть развернутой. Обычно в задании № 23 не требуют приводить примеры из истории или современной практики (хотя и такое может быть, будьте внимательны), поэтому их можно моделировать. Важно, однако, помнить, что моделирование — это сложный научный метод, который требует опыта. Поэтому попробуйте при подготовке подбирать реальные примеры. В конечном итоге здесь нам предлагают осмыслить процессы, в которые мы и так «включены».

Задание № 24

Что требуется

Здесь надо использовать информацию из текста в другой познавательной ситуации, чтобы самостоятельно сформулировать и аргументировать оценочные, прогностические и иные суждения, связанные с предложенной проблематикой.

Особенности

Вопрос теоретического характера, в рамках которого нужно подобрать аргументацию для авторского или своего мнения на основе базовых положений курса.

Советы

Позицию следует объяснять развернуто. Избегайте односложных ответов, при необходимости используйте примеры, но не подменяйте ими объяснение. Важно научиться правильно понимать позицию, предложенную для аргументации. Это умение можно приобрести на основе работы с литературой: учебником и дополнительными источниками. Не стесняйтесь использовать аргументы из книг. Навык работы с книгой (в широком смысле этого слова) — главный секрет подготовки к экзаменам по социально-гуманитарным дисциплинам.

Задание № 25

Что требуется

Задание проверяет, умеете ли вы самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте.

Особенности

Это задание теоретического характера, которое предполагает объяснение понятия и составление двух предложений на знание видового разнообразия, функций и связи предложенного социального объекта с другими.

Советы

В первую очередь задание предполагает работу с понятиями, и для подготовки здесь есть два подхода. Первый (простой, но далеко не худший) — составить словарь ключевых понятий и выучить их. Да-да, как стихотворение — наизусть. Второй подход — это глубокое освоение всех понятий курса, что позволяет с легкостью формулировать их суть на экзамене самостоятельно.

Проблема заключается в том, что, во-первых, понятий довольно много и, во-вторых, для большинства обществоведческих терминов не существует единственно верной формулировки. Чтобы подготовиться, можно воспользоваться словарями, в том числе из материалов серии «Я сдам ЕГЭ!» издательства «Просвещение». Полезно по мере изучения курса собирать свой собственный словарь. К каждому понятию нужно составить по несколько предложений. Если вы ведете структурированные конспекты по темам, это тоже очень вам поможет.

Например, возьмем понятие «социальная мобильность». К этому понятию нам могут предложить составить предложения:

Задание № 26

Что требуется

Нужно проиллюстрировать теоретические положения курса с помощью примеров.

Особенности

По формату это задание повторяет задание № 23, вот только теоретические позиции в этом случае нужно приводить самостоятельно. Как правило, иллюстрировать здесь предлагают виды социальных объектов, их функции и отличительные признаки.

Советы

Все примеры нужно формулировать развернуто, вот почему их следует подбирать заранее. Каждую тему курса необходимо разбирать, опираясь на примеры. В остальном можно пользоваться рекомендациями, приведенными выше.

Задание № 27

Что требуется

Это задание-задача, в которой требуется:

Особенности

Советы

Выполнить это задание несложно: обычно человеку легче подобрать объяснение к ситуации, чем наоборот. Сперва определите тему курса, к которой относится задание. Затем подчеркните ключевые фразы в ее тексте, интерпретируйте их и выделите ответ на главный вопрос. Задача зеркально отражает задания № 23 и № 26. Если у вас собраны примеры к ним, вы найдете ответ без труда. Не стесняйтесь использовать примеры из текстов задач в сборниках в качестве иллюстраций в других заданиях.

Задание № 28

Что требуется

Здесь требуется составить план развернутого ответа по конкретной теме курса.

Особенности

В этом году существенно изменились критерии оценки в случае с этим заданием.

Советы

Здесь есть только один путь подготовки: для каждой изучаемой темы не ленитесь составлять развернутый план. Это позволяет отработать материал и подготовиться к повторению курса накануне экзамена.

Структура такого плана, как правило, однотипная: определение ключевого понятия, видовое разнообразие социального объекта, его признаки и функции, связь с другими социальными объектами. В каждой вашей заготовке пунктов должно быть больше трех: это позволит вам не упустить главного на экзамене. Опорой для вашего плана должен быть материал и логика учебника (или сборника серии «Я сдам ЕГЭ»).

Задание № 29

Что требуется

Альтернативное задание, где надо написать мини-сочинение по одной из пяти предлагаемых тем. Темы заданы в виде кратких высказываний общественных и политических деятелей, а также деятелей науки и культуры. Иногда встречаются и афоризмы. Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук курса; темы по социологии и социальной психологии входят в один блок.

Задание № 29 проверяет умение раскрывать смысл авторского суждения, пользоваться теоретическими положениями общественных наук, самостоятельно формулировать и иллюстрировать рассуждения с помощью примеров, делать выводы.

Особенности

Это, пожалуй, самое сложное задание экзамена. В этом году серьезно изменились критерии его оценки. Теперь при написании сочинения необходимо выполнить следующие требования:

Советы

Выберите раздел обществознания, в котором вы чувствуете себя увереннее всего: знаете основные понятия, можете их пояснить и корректно употребить в тексте, готовы привести примеры из разных областей знания. Пишите сочинения в течение года — эти заготовки обязательно вам пригодятся. В противном случае на экзамене вам может просто не хватить времени. По сути, вся подготовка к выполнению предыдущих заданий части 2 — это подготовка к написанию сочинения. Вы можете выстроить его план с опорой на задание № 28, использовать основные понятия курса благодаря заданию № 25, проиллюстрировать заявленные теоретические положения (это обязательное требование) с помощью примеров благодаря заданию № 26 (особенно если вы искали примеры в истории, современной практике, литературе). Вы можете привести контрпример — это задание № 27.

Примеры приводите по ходу рассуждений и к каждому заявленному тезису формулируйте мини-выводы. Не уходите от темы, но и не «замыкайтесь» на авторской фразе. Посмотрите, с какими другими социальными объектами и процессами связаны ключевые позиции предложенного высказывания.

Если вы не уверены в теории или примере, лучше не пишите о них. Ошибки снижают балл в теоретической аргументации и «обнуляют» пример (ошибка в примере — пример не засчитывается). Следите за логикой. Ваши суждения должны быть связанными, а не отрывочными. Не превращайте сочинение в глоссарий — термины, не связанные между собой и с темой, не принесут вам баллов.

Не бойтесь быть оригинальными, но и не сводите ваши рассуждения к абсурду. Ваш искренний интерес к теме и ее нетривиальная подача, несомненно, вызовут интерес у эксперта. Однако если вы не готовы написать оригинальную работу, лучше не экспериментировать. Выполняйте работу по критериям: интерпретация высказывания, собственный тезис, его теоретические доказательства и примеры. Напишите больше двух примеров — это может стать гарантией того, что хотя бы два из них попадут в цель и будут засчитаны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *