в каком временном периоде по мнению ученых интеллектуальные функции достигают оптимума развития
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Умнова Т. А.
Книга «Конспект лекций по возрастной психологии»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Мировоззрение старшеклассников еще не отличается целостностью, содержательностью и надежностью. Юность особенно важна для становления мировоззрения, потому как в это время созревают его когнитивные и личностные причины и предпосылки. Юношеский возраст характеризуется увеличением и расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие конкретных фактов к немногим общим принципам.
Вопрос о смысле жизни характерен для юношеского возраста. Вопрос этот обычно формулируется в общем виде как требование всеобщей, универсальной формулы. Но фактически юноша ищет ответа не только на вопрос о том, каково общее направление биологической или социальной эволюции, сколько ответа на то, как наполнить общественно значимым содержанием собственную жизнь.
Юношеское отношение к миру имеет в большей мере ярко выраженную личностную окраску. Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.
Формирование научности мировоззрения, глубины убежденности зависит от активности самого молодого человека, его самостоятельности в приобретении знаний и уровня его интеллектуального развития.
Вопрос 16. Психофизиологические и познавательные особенности ранней взрослости
1. Зрительная, слуховая и кинестетическая чувствительность
5. Особенности интеллектуальной деятельности
6. Эмоциональная сфера
1. Ранняя взрослость охватывает период жизни человека от 20 до 40 лет.
Структура психофизиологического развития взрослых сочетает в себе периоды подъемов, спадов и стабилизации функций.
К 25 годам отмечается сенсорный оптимум – зрительная, слуховая, кинестетическая чувствительность достигают своего максимального развития. Показатель объема поля зрения приобретает свое максимальное значение в 20—29 лет.
Возрастная изменчивость чувствительности зависит от профессиональной деятельности человека. У людей, имеющих дело с мелкими деталями, наблюдается более быстрое снижение остроты зрения, чем у тех, чья профессиональная деятельность связана с восприятием удаленных предметов.
2. Объем, переключение и избирательность внимания нарастают постепенно от 19 до 33 лет, а после 34 лет начинают постепенно снижаться. Устойчивость и концентрация внимания на всем протяжении зрелости изменяются незначительно.
3. В 18—30 лет отмечаются наиболее высокие показатели кратковременной вербальной памяти , а период снижения в возрасте 33—40 лет. Долговременная вербальная память наибольшим постоянством характеризуется в возрасте от 18 до 35 лет и снижением уровня развития – от 36 до 40 лет. В свою очередь образная память подвергается с возрастом наименьшим изменениям.
Возрастные изменения памяти менее заметны, если заучивание и постоянная упражняемость памяти являются одним из компонентов трудовой деятельности человека.
4. В период ранней взрослости мышление отличается более гибкими переходами во взаимосвязях образных, логических и действенных компонентов. Одной из основных характеристик взрослых людей периода от 20 до 40 лет является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления.
На протяжении от 20 до 40 лет наблюдается неравномерность в развитии конкретных видов мышления:
1) практическое мышление имеет самые высокие показатели развития в возрасте 31—32 и 34—35 лет;
2) оптимумы в развитии теоретического мышления обнаружены в возрасте 20, 23, 25 и 32 лет;
3) оптимумы в развитии образного мышления приходятся на возраст 20, 23, 25, 32, 35 и 39 лет.
К 30 годам значительно возрастают возможности рече–мыслительной деятельности человека, когда характерным является использование в речи сложно–составных предложений.
5. Отмечаются ранние сроки появления оптимумов интеллектуального развития и постепенное их снижение с возрастом. Развитие интеллекта определяется двумя факторами: внутренним и внешним. Внутренним фактором является одаренность, у более одаренных людей интеллектуальный процесс является более длительным. Внешним фактором является образование, которое противостоит старению и затормаживает процесс угасания активности психических функций.
Вербальная функция интеллекта – функция, которая связана с оперированием словами, с возможностью получения и анализа речевой информации, понимания смысла слов, в периоде от 20 до 45 лет продолжает свое развитие.
Интеллектуальное развитие не останавливается на рубеже 20 лет, а происходит и в более позднем возрасте.
Невербальная функция интеллекта – функция, связанная с восприятием, оценкой и оперированием образами, достигает оптимума развития в 30—35 лет. В дальнейшем развитие невербального интеллекта осуществляется вплоть до 45 лет и старше.
В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них – эмоции родительских отношений.
Вопрос 17. Специфика «я–концепции» в период ранней взрослости
1. «Я–концепция» и самоактуализация
2. Самооценка личности
3. Гендерные особенности «я–концепции»
Социальная взрослость характеризуется степенью успешности в освоении и исполнении различных социальных ролей. Соответственно более актуальными становятся частные «я–концепции», определяемые содержанием (тем или иным социальным контекстом) роли: супруга, сексуального партнера, родителя, профессионала и т. д.
2. В период ранней взрослости все более дифференцированной становится самооценка личности. Взрослый человек может очень высоко оценивать одни свои качества, например свой интеллектуальный уровень, и очень низко другие – уровень межличностных взаимодействий. Предполагается, что это связано с тем, что с возрастом единая «я–концепция» распадается на ряд независимых друг от друга «я–концепций».
3. В период ранней взрослости все отчетливее вырисовываются гендерные особенности «я–концепции» – особенности, связанные с признаками половой принадлежности.
Согласно Т. В. Андреевой:
у мужчин «я–концепция» отличается большей направленностью на самоактуализацию в творчестве;
«я–образ» мужчин осознает себя преимущественно в сферах: работа, любовь, познание;
у женщин «я–концепция» наряду с «мужскими» типами направленности самоактуализации содержит и специфические «женские» модели «я–образа», связанные с семьей, любовью, материально обеспеченной жизнью;
Тест по акмеологии с ответами
Текущий контроль знаний
1. Укажите правильный ответ. Возможность достижения субъектом максимального объема информации в данных условиях при минимальных энергетических и временных затратах (по А.В. Либину) называется:
2. Укажите правильный ответ. Возможность субъекта синхронно перестраиваться в соответствии с требованиями ситуации по теории стиля называется:
3. Укажите правильный ответ. Умение людей осознавать свои способности и выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации (по концепции А. Бандуры), называется:
1) Самосознание. 4) Самоэффективност ь.
2) Самоанализ. 5) Самонаблюдение.
4. Укажите правильные ответы. На деформацию жизненного стиля влияют:
2) Органическая неполноценность.
3) Травмирующие переживания.
4) Недостаток любви.
5. Укажите правильные ответы. Координаты пространства личности (по Б.С. Братусю):
1) Плоскость ценностей.
3) Плоскость культуры.
4) Плоскость смыслов.
6. Укажите правильные ответы. Проявления индивидуальности как субъекта деятельности:
7. Укажите правильные ответы. Иерархическая структура стиля – это:
1) Модус жиэнедеятельност и.
2) Способ поведения.
3) Семантические предпочтения.
4) Субъект-объектны й баланс.
6) Когнитивный стиль.
8. Укажите правильные ответы. Параметрами внешнего контура стиля являются:
9. Установите соответствие.
Автор: Определение понятия «черта характера»:
1) С.Л. Рубинштейн. а) Способ осуществления отношений.
2) Б.Г. Ананьев. б) Генерализованный мотив.
3) А.Г. Асмолов. в) Смысловая фиксированная установка.
Ответ: 1 – б; 2 – а; 3 – в.
10. Дополните. А.Г. Асмолов относит характер к ________________ ___________
11. Дополните. Дж. Келли определил личность как ________________ __________
Ответ: Систему конструктов.
12. Дополните. Неадаптивная активность (по А.Н. Леонтьеву и В.А. Петровскому) состоит в несовпадении ________________ ________________ ___ активности.
Ответ: Цели и результата.
13. Установите соответствие.
Авторы: Определение понятия «жизненный путь личности»
1) С.Л. Рубинштейн. а) Жизненный путь – совокупность жизненных событий.
2) П. Жане. б) Жизненный путь – это эволюция личности.
3) ». Бюлер. в) Жизненный путь – целостность, единица жизненного пути –
Ответ: 1 – в; 2 – б; 3 – а.
14. Установите соответствие.
Авторы: Определение личности:
1) А.Г. Ковалев. а) Совокупность внутренних условий, через которые
2) С.Л. Рубинштейн. преломляются внешние воздействия.
3) А.Н. Леонтьев. б) Субъект и объект общественных отношений.
в) Субъект деятельности.
Ответ: 1 – б; 2 – а; 3 – в.
15. Установите соответствие.
Характеристики: Свойства (по Б.Г. Ананьеву):
1) Человек как индивид. а) Возраст.
2) Человек как личность. б) Пол.
3) Человек как субъект в) Статус.
деятельности. г) Роль.
ж) Ценностные ориентации.
Ответ: 1 – а, б, з, и; 2 – в, г, ж; 3 – д, е.
16. Установите соответствие.
Структурный компонент личности (по А.В. Петровскому):
1) Интроиндивидная личностная атрибуция.
2) Интериндивидная личностная атрибуция.
3) Метаиндивидная личностная атрибуция.
а) Ценностные ориентации.
в) Потребность быть личностью.
Ответ: 1 – б; 2 – г, д, е; 3 – в.
17. Укажите правильные ответы. Характеристики сущности человека (по Б.С. Братусю):
18. Укажите правильные ответы. Способы самоосуществлени я личности (по Д. А. Леонтьеву):
1) Свобода. 2) Духовность. 3) Творчество. 4) Ответственность.
19. Дополните. Структура личности в теории С.Л. Рубинштейна включает в себя ________________ ________________ _________
20. Дополните. Надситуативная активность (по В.А. Петровскому) – такая активность, в рамках которой складываются и начинают воплощаться _______________
Ответ: Цели, избыточные по отношению к начальным.
21. Дополните. Индивидное свойство, отличающее данного индивида с точки зрения интенсивности, продолжительност и и частоты выполняемых действий, – это
________________ ________________ ________________ ________________ ____________
22. Укажите вравилъный ответ. Взаимосвязи структурных и динамических компонентов (по Н.И. Сарджвеладзе):
1) Социальный статус.
4) Диспозиционное ядро.
23. Установите соответствие.
Компоненты в структуре личности (по Н.И.Сарджвеладве ):
1) Структурные компоненты.
2) Динамические компоненты.
а) Социальный статус.
б) Модальность активности.
в) Источник активности.
Ответ: 1 – а, г, д; 2 – б, в.
24. Укажите правильные ответы. Инструментальные проявления индивидуальности (по А.Н. Леонтьеву):
1) Процесс активности. 2) Деятельность. 3) Характер. 4) Способности.
25. Укажите правильные ответы. Виды мотивов (по А.Н. Леонтьеву):
1) Смыслообразующие мотивы. 2) Центральные мотивы. 3) Мотивы-стимулы. 4) Ведущие мотивы. 5) Мотивы-ценности.
26. Укажите правильный ответ. С помощью лонгитюдного метода:
1) Исследуются сходство и различия людей.
2) Длительно прослеживается ход психического развития.
3) Исследуется роль генотипической и средовой обусловленности психического развития.
4) Исследуется неравномерность психического развития.
27. Укажите правильный ответ. Интеллектуальные (невербальные) функции достигают оптимума развития в возрасте:
1) 15 – 17 лет. 3) 21 – 22 года.
2) 18 – 20 лет. 4) 23 – 25 лет.
28. Укажите правильный ответ. Стадии развития личности по теории Э. Эриксона называются:
29. Укажите правильный ответ. Если возрастная задача периода ранней зрелости не решена, то развивается:
5) Ролевое смешение
30. Укажите правильный ответ. На какой стадии формируется Супер-Эго (по 3. Фрейду):
2) Латентная стадия.
3) Генитальная стадия.
5) Фаллическая стадия.
31. Укажите правильный ответ. Механизмы формирования высших психических функций (по Л.С. Выготскому):
4) Усвоение культурных знаков.
5) Орудийная деятельность.
32. Укажите правильный ответ. ‘Гворческое мышление (по А.В. Брушлинскому) это:
1) Процесс анализа альтернатив.
2) Процесс прохождения альтернатив.
3) Процесс выбора альтернатив.
4) Процесс классификации альтернатив.
5) Процесс сопоставления альтернатив.
33. Укажите правильные ответы. Факторы возникновения сознания (по А.Н. Леонтьеву):
34. Укажите правильный ответ. Предпосылки развития – это:
1) Конституция человека.
2) Семейные отношения.
3) Общение со сверстниками.
5) Функциональная организация мозга.
35. Укажите правильный ответ. Кто ввел понятие «социальная ситуация развития?
36. Укажите правильный ответ. Кто ввел понятие « ведущая деятельность?
37. Установите соответствие.
Вид активности: Признаки
1) Поведение. а) Наличие цели.
2) Деятельность. б) Необходимость разделения субъекта и объекта.
в) Наличие сознательного контроля.
г) Содержит психический компонент или внутреннюю
д) Форма взаимодействия с окружающей средой.
Ответ: 1 – г, д; 2 – а, б, в.
38. Укажите правильные ответы. Критерии зрелости (по Б.Г. Анаиьеву):
1) Гражданская зрелость.
2) Умственная зрелость.
3) Трудовая зрелость.
4) Соматическая зрелость.
5) Психологическая зрелость.
39. Установите соответствие.
Уровни методологии: Содержание:
1) Философский уровень. а) Эмпирические методы.
2) Общенаучный уровень. б) Аксиологические принципы.
3) Частнонаучный уровень. в) Моделирование.
г) Критико-конструк тивный принцип.
д) Принцип системного подхода.
е) Организационные методы.
Ответ: 1 – б, г; 2 – в, д; 3 – а, е.
40. Установите соответствие.
1) Цель научной деятельности. а) Фрагмент объективной реальности, который
может изучаться различными методами.
2) Результат научной деятельности. б) Наличие экспериментально го метода.
3) Критерий науки. в) Открытие законов.
4) Объект науки. г) Специфичный для данной науки угол зрения
5) Предмет науки. д) Построение проверяемых моделей реальности.
Ответ: 1 – д; 2 – в; 3 – б; 4 – а; 5 — г.
41. Дополните. Понятие функциональной системы ввел ________________ _______
42. Укажите правильные ответы. Признаки развития (по Л.С. Выготскому):
1) Появление новых элементов в развитии.
2) Перестройка связей между процессами.
3) Расширение социальной связи развития.
43. Укажите правильные ответы. Принципы генетической психологии (по Ж. Пиаже):
1) Принцип равновесия.
2) Принцип конструкции.
44. Установите соответствие.
Жизненная позиция пожилых людей: Стиль поведения:
1) Конструктивная позиция. а) Держатся замкнуто, отгораживаются от 2) Защитная позиция. людей, старость воспринимают с негодованием.
3) Зависимая позиция. б) Позитивно относятся к жизни, из старости
проблему не делают, ищут контактов.
в) Ищут помощи, чувствуют себя не счастными.
Ответ: 1 – б; 2 – а; 3 – в.
45. Укажите правильные ответы. Самосознание как процесс включает в себя:
46. Укажите правильные ответы. Уровни самопознания (по И.И.Чесноковой):
1) Сравнение себя с другими.
47. Установите соответствие.
Возраст: Особенности самосознания личности:
1) Подростковый возраст. а) Мировоззрения и убеждения.
2) Юношеский возраст. б) Неадекватная самооценка.
в) Самосознание через сравнение себя с другими.
д) Направленность на будущее.
е) Потребность быть взрослым.
Ответ: 1 – б, в, е; 2 – а, д, г.
48. Укажите правильные ответы. Классификация установок (по А.Г. Асмолову):
1) Фиксированные установки.
2) Операциональные установки.
3) Целевые установки.
4) Смысловые установки.
49. Установите последовательнос ть. Типы ведущей деятельности в процессе развития (по Д. Эльконину):
1) Интимно-личностн ое общение.
2) Эмоционально-неп осредственное общение.
3) Учебная деятельность.
4) Учебно-профессио нальная деятельность.
5) Предметная манипуляция.
50. Дополните. Неравномерность темпа и ритма психического развития и развития психических функций – это ________________ ________________ ________________ _____
Когда твой интеллект достигнет пика развития
На этот счет есть несколько мнений, однако большинство людей склоняется к мысли, что пик развития нашего интеллекта приходится на нашу молодость, когда нам чуть больше 20 лет. И множество исторических фактов — прямое тому подтверждение. Эйнштейн написал свою знаменитую теорию относительности, когда ему было 26 лет. Артюр Рембо в 19 лет уже окончательно завязал с поэзией. Можно вспомнить и современных гениев, того же Марка Цукерберга, который в 20 лет начал работать над созданием Facebook.
Но действительно ли пик развития интеллекта приходится на эти года? Тогда как быть с мудростью и опытом, которые приходят с возрастом. Когда именно мы находим идеальный баланс между ними и когнитивными способностями? Попробуем в этом разобраться.
Многогранность интеллекта
Факт, с которым нам приходится мириться, — то, что наши когнитивные способности в какой-то момент начнут ухудшаться. Нам будет труднее вспомнить, куда мы опять положили ключи от квартиры, а о воспоминаниях из раннего прошлого вообще говорить точно будет сложно. Однако наш интеллект многогранен, и одна из его главных граней — текучесть и гибкость. Благодаря этим функциям нам удается быстро решать различные вопросы, подстраиваться под обстоятельства, выявлять закономерности. Но есть у нас и другая особенность — кристаллическая сторона интеллекта. Она отвечает за наши усвоенные знания, за наше отношение к окружающим. И по исследованиям ученых считается, что эти две разные формы нашего разума достигают своего пика в разное время нашей жизни.
Когда интеллект достигает пика
Ответить на этот вопрос не представляется возможным, но мы рассмотрим все допустимые варианты. И если тебе больше 20 лет, не думай, что тебя пора сдавать в утиль. Да, способность быстро обрабатывать информацию достигает пика на рубеже 18–20 лет. Но зато наша кратковременная память максимально развивается по достижении нами 25-летнего возраста. Затем в течение 10 лет выравнивается, поддерживая один и тот же уровень, а падать начинает только после 35 лет. А если ты моложе 30 и одна из твоих проблем — неумение запоминать лица людей, то не переживай: эта способность достигнет своего максимума, когда тебе стукнет 30. А вот для того, чтобы правильно оценивать и трактовать эмоции других людей, тебе придется подождать до 40, а может, даже и до 50 лет — здесь у всех по-разному. Область интеллекта, отвечающая за общие знания и словарный запас, тоже развивается спустя полвека, а идет на спад уже в возрасте около 70 лет.
Почему наш мозг меняется с возрастом
Исследователи полагают, что изменения в структуре нашего мозга могут быть связаны с изменениями, наблюдаемыми в наших когнитивных способностях, но необходимы дополнительные исследования, чтобы полностью понять детали этой возможной связи. Но ученые уже активно работают в этом направлении, сканируя мозг новорожденных младенцев. Передовые технологии позволят им проследить за тем, как наш мозг меняется поэтапно, что на него влияет и почему происходит так, как происходит.
Мир психологии
психология для всех и каждого
Особенности возрастного развития личности в период взрослости.
Период взрослости — это наиболее длительный период жизни человека, в котором, как правило, выделяют три стадии или субпериода. Это период ранней взрослости (от 20 до 40 лет), средней взрослости (от 40 до 60 лет) и поздней взрослости (от 60 лет и старше). Каждый из вышеперечисленных возрастных периодов обладает своими особенностями и характеристиками. Однако когда речь идет о конкретном человеке, то применить к нему данные возрастные рамки оказывается довольно сложно, так как существенное влияние на поведение и развитие человека оказывает его субъективное представление о себе и своем возрасте.
Поэтому очень часто в отношении взрослого человека используют понятие возрастных часов. Однако в последнее время для большинства развитых стран характерно изменение хронологии возрастных событий. Поэтому кроме понятия возрастных часов часто используют три независимых понятия возраста: биологический, социальный и психологический возраст.
Возрастные часы — внутренний временной график возрастного развития индивида, который позволяет судить о том, насколько человек опережает ключевые события в жизни (или отстает от них): обучение в вузе, вступление в брак, рождение детей, достижение определенного социального статуса и др.
Биологический возраст — соответствие индивида определенному моменту жизни.
Социальный возраст — степень соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам, рассматриваемым в контексте биологического возраста.
Психологический возраст — характеристика степени адаптированности человека к условиям социума в соответствии с уровнем интеллекта, способностью к научению, двигательными навыками, чувствами, установками, мотивами и пр.
Психофизиологические функции — функции коры головного мозга, обеспечивающие взаимосвязь между физиологическими и психическими процессами.
Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет)
Когнитивная сфера.
Развитие психических функций человека носит неравномерный гетерохронный характер. Так, развитие психофизиологических функций, определяющих особенности функционирования сенсорно-перцептивной сферы человека, продолжается на начальной стадии периода ранней взрослости и достигает своего оптимума к 25 годам. Затем развитие сенсорно-перцептивных характеристик стабилизируется и сохраняется до 40-летнего возраста. В то же время развитие высших психических процессов, или интеллектуальных характеристик, продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости. Причем если показатели невербального интеллекта достигают своего оптимума в 30-35 лет, то вербальный интеллект развивается еще после 40. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Причем с прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы.
Развитие памяти. Наибольшие изменения в кратковременной вербальной (словесной) памяти характерны для зрительной и слуховой модальности. В развитии вербальной кратковременной памяти на слух выявлено два периода: наиболее высокие показатели развития приходятся на возраст от 18 до 30 лет и низкие с тенденцией все большего снижения — на возраст 31-40 лет. Вербальная кратковременная зрительная память на запечатление слогов и слов имеет ту же тенденцию.
В свою очередь, образная память подвергается с возрастом наименьшим изменениям, а вербальное запечатление долговременной памяти отличается большим постоянством в возрасте от 18 до 35 лет и снижением уровня своего развития в период от 36 до 40 лет. Активная умственная деятельность человека позволяет достичь более высоких показателей развития.
Развитие мышления. Одной из основных характеристик мышления взрослых людей в период 20—40 лет является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления. Например, результаты теоретического мышления проверяются практикой, под влиянием которой происходит обогащение и теоретического мышления. В то же время практическое мышление, связанное с непосредственно воспринимаемой ситуацией, отталкивается от понятий теоретического мышления и т. д. Мышление взрослого человека — это сплав чувственного (наглядно-образного) и теоретического (логического) мышления.
Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Образное мышление — вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Логическое мышление — вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия.
Практическое мышление — вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.
Теоретическое мышление — один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Данный вид мышления обычно отличают от мышления практического.
Практическое мышление имеет самые высокие показатели развития (оптимумы) в возрасте 31-32 и 34-35 лет.
Оптимумы в развитии теоретического мышления приходятся на возраст 20, 23, 25 и 32 года.
Оптимумы в развитии образного мышления обнаружены в возрасте 20, 23, 25, 32, 35 и 39 лет.
Развитие речи. Изменение качественных параметров речи, преобразование самой структуры речи, изменяется ее лексический и грамматический состав. Снижение уровня невербальных функций интеллекта (связанных с восприятием, оценкой и оперированием образами, например, геометрическими фигурами). Прогрессирующее развитие вербальных функций интеллекта (связанных с оперированием словами, в том числе возможность получения и анализ речевой информации, понимание смысла слов и др.).
Развитие внимания. Наибольшим возрастным изменениям подвергаются объем, переключаемость и избирательность внимания. Устойчивость и концентрация внимания существенно не изменяются. Активная умственная деятельность человека при усвоении знаний или при выполнении профессиональной деятельности играет существенную роль в развитии внимания.
Кроме того, развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот профессионального мастерства и творчества. На этот процесс оказывают влияние многие факторы, в частности степень одаренности человека, уровень его образованности и род деятельности.
Интеллектуальное развитие в период ранней взрослости происходит в тесной связи с формированием личности. При этом не только особенности личности влияют на характер ее интеллектуального развития, но и закономерности развития интеллектуальной сферы влияют на процесс формирования личности, поскольку они обеспечивают выработку собственной мировоззренческой позиции. Способность самостоятельно принимать решения основывается на осознании своих обязанностей и понимании той ответственности, которая возлагается на индивида принятым им решением. Существует множество точек зрения и методологических подходов к исследованию основных этапов или стадий развития интеллекта взрослого человека. Среди них наиболее известны такие методики, как тест Векслера, тест Равена, батарея интеллектуальных тестов Амтхауэра, Братиславский тест интеллекта и многие др.
Аффективная сфера.
Главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости,— это достижение идентичности и близости. Близость представляет собой единение двух идентичностей, но без утраты каждым индивидуумом своих неповторимых особенностей. Близость — основа любви. Любовь складывается из таких эмоций, как интерес—возбуждение и удовольствие—радость. Зачастую любовь сопровождается чувством ревности, которое может выражаться эмоциями гнева, печали, злости и т. д.
В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них — эмоции родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку и восхищение им. Одной из характеристик материнства и материнской любви является эмоциональная доступность, готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение. В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.
С возрастом импульсивность поведения человека начинает уменьшаться вне зависимости от нормативных или ненормативных событий, а осознание внешних и внутренних обстоятельств — усиливаться. Это позволяет человеку принимать более взвешенные решения и приводит к большему проникновению в причины своих поступков и поступков других людей. Таким образом, происходит становление социально зрелой взрослой личности. Период ранней взрослости можно по-другому назвать периодом начинаний.
Постановка перед собой перспективных целей, настойчивость в поиске путей решения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл — все эти стремления в ранней взрослости не развиты полностью, а находятся в стадии становления. При реализации собственной мечты от молодых людей требуется активное позитивное строительство взрослой жизни — самостоятельный выбор жизненной стратегии с учетом окружающей реальности и своих возможностей.
При принятии решений мужчинам свойственно опираться на мотив «потребность», а женщинам — «долженствование» (Ермолин А. В., 1996).
Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути. Именно эти события требуют от него принятия особенных решений. Таким образом поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются новые мотивы его поведения.
Желание молодых людей заключить супружеский союз может быть обусловлено по крайней мере 5 основными мотивами. Это — любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. Единство первых двух мотивов определяет тенденцию долгосрочного сохранения благополучных брачных отношений. Мотивы отказа супругов от многодетности: 1) ограничение по возрасту; 2) плохие материальные и жилищные условия. Мотивация разводов. Причины: 1) несоответствие (несовместимость) характеров; 2) нарушение супружеской верности; 3) плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников); 4) пьянство (алкоголизм); 5) вступление в брак без любви или легкомысленное вступление в брак; 6) осуждение супруга к лишению свободы на длительный срок.
Наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются практические соображения, родительские установки, желание реализовать свои способности, интерес к профессии, ее престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом.
К 30 годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. На первый план выступают внешние факторы мотивации труда в виде заработной платы и материального поощрения. Человек реальнее оценивает свои возможности, корректирует свои жизненные цели и уровень притязаний. В то же время отсутствие этих изменений в мотивационной системе, нежелание найти приемлемое соотношение между желаемым и достигнутым к 40 годам приводит к ощущению пустоты и бессмысленности своего существования.
Для людей, перешагнувших порог 30-летия, важной ценностной ориентацией становится семья. Любовь как ценность уступает первое место счастливой семейной жизни, перемещаясь по рангу в группу предпочитаемых ценностей. С возрастом снижается, но остается значимой ценность наличия друзей (с 3-го на 5-е место). Также остаются стабильными ценности, связанные с работой (интерес к ней, хороший коллектив, повышение квалификации.
Наиболее заметны возрастные изменения в системе ценностей мужчин и женщин. Если у мужчин в 20—23 года на первом месте стоят творчество и работа, то в 30—33 года — семья, здоровье и материальная обеспеченность. Для женщин 20—23 лет характерна ценностная ориентация на любовь и создание семьи, а для 30—33-летних — семья, уверенность в себе и творчество.
Я-концепция.
Я-концепция формируется в связи с самоактуализацией личности, стремление к актуализации — мотивирующий стимул развития Я-концепции.
Многие представления о себе, которые формируют Я-концепцию в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала, руководителя — подчиненного и гражданина и т.д.
Я-концепция взрослого продолжает развиваться под воздействием различных внешних и внутренних стимулов. Особенно важны для него контакты со значимыми другими, которые на этапе ранней взрослости продолжают оказывать влияние и во многом определять представление индивида о самом себе. Однако Я-концепция взрослого человека, являясь активным элементом его личности, сама становится важным фактором в интерпретации опыта.
Функционально Я-концепция выполняет несколько ролей:
В соответствии со своей Я-концепцией личность интерпретирует свои действия и действия других в конкретной ситуации. Кроме того, у человека создаются определенные ожидания и представления о том, что может или должно произойти при развитии конкретной ситуации.
С точки зрения Р. Бернса, рационализация, представляющая собой стремление человека защитить свою Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий, является одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения личности. При этом рациональные схемы, которые выдумывает индивид для объяснения своего поведения, другим людям могут казаться весьма сомнительными, а само поведение — абсурдным. Отрицание и рационализация — это уловки, посредством которых человек уклоняется от восприятия проблемной реальности, которая интерпретируется им таким образом, чтобы сохранить «Я-концепцию» достойной и разумной личности.
С возрастом самооценка становится все более дифференцированной. Взрослый человек может очень высоко оценивать одни свои качества, например свой интеллектуальный уровень, и очень низко другие — уровень межличностных взаимодействий или физических возможностей. Этот факт дифференциации самооценки некоторые исследователи объясняют тем, что единая Я-концепция с возрастом распадается на ряд независимых друг от друга Я-концепций. Дифференциация Я-концепции человека выражается в существовании реального Я и идеального Я.
Человек оценивает себя моложе или старше хронологического возраста, исходя из более серьезных оснований, чем просто произвольное желание видеть себя в том возрасте, который кажется ему наиболее привлекательным.
Рассогласования между реальным возрастом человека и его самооценкой могут объясняться закономерностями трансформации социально-временных отношений в жизнедеятельности личности.
Мужской Я-образ содержит преимущественно информацию о значимости Я в трудовых, деловых, спортивных и сексуальных сферах. Молодые женщины в Я-образе отражают преимущественно то, насколько они внешне привлекательны. Молодые мужчины склонны переоценивать свои качества, будь то положение в группе или личные способности. Женские самооценки обычно скромны и реалистичны. Я-концепция женщин более индивидуализирована, в отличие от мужской — более социализированной.
Степень удовлетворенности своим телесным Я-образом непременно отражается на общей самооценке молодых людей. От этого во многом зависит их самоощущение благополучия и счастья. Тип телосложения индивида обязательно влияет на формирование его половой самоидентичности.
Если Я-концепция мужчины или женщины содержит определенную модель удовлетворения потребности к близости посредством брачных отношений, в таком случае можно говорить, что мужчины и женщины ориентированы на создание семьи. При этом их Я-образы содержат определенные ожидания относительно себя и партнера в супружестве.
У. Харли (1992) выделяет следующие основные ожидания в отношении партнера:
По мнению У. Харли, часто неудачи мужчин и женщин в строительстве семьи обусловлены просто незнанием потребностей друг друга. Поскольку потребности мужей и жен так различаются, то неудивительно, что людям трудно приспособиться к супружеской жизни, особенно если их Я-образы ригидны.
В семье муж и жена обретают новые роли, иной социальный статус. Это вносит существенные коррективы в Я-концепцию личности, включенной в новый семейный цикл. Переход к родительству является одним из основных периодов в семейном цикле. Родительство предполагает существенные перемены в Я-образе личности и в критериях самооценивания.
Реальная профессиональная концепция себя — это представление личности о себе как о профессионале, тогда как идеальная Я-концепция соответствует профессиональным желаниям и надеждам.
Реальная и идеальная профессиональные Я-концепции не только могут не совпадать, но в большинстве случаев обязательно различаются, и их несовпадение является источником профессионального самосовершенствования личности и ее стремления к развитию.
Итак, в соответствии с восприятием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентацией и основными личностными и социальными установками в целостную Я-концепцию включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности.
Нормативный кризис 30-33 лет обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности.
Поведение.
В период ранней взрослости поведение человека связано:
Каждая сфера человеческой активности характеризуется специфическим характером деятельности и общения: труд — общественной полезностью деятельности, семья — концентрацией и разнообразием межличностных отношений, досуг — реализацией личностного потенциала.
Ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределение и создание семьи.
Средняя взрослость (от 40до 60 лет)
Когнитивные особенности.
В сорок-пятьдесят лет жизни человек оказывается в условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жизненный и профессиональный опыт, дети выросли, и отношения с ними приобрели качественно новый характер, состарились родители, и им требуется помощь. В организме человека начинают происходить закономерные физиологические изменения, к которым ему также приходится приспосабливаться: ухудшается зрение, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, который многие из них физически и психологически переносят крайне тяжело. Кроме того, в этом возрасте у многих впервые начинают появляться серьезные проблемы со здоровьем.
Одна из главных особенностей периода средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Вместе с тем это совершенно не означает, что нет никаких изменений как на психологическом, так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и влекут за собой изменения в личностной сфере.
Развитие сенсорных функций ощущения и восприятия. Зрение человека практически не меняется с юношеского возраста и до перехода им 50-летнего рубежа, когда острота зрения начинает снижаться более быстро. Однако близорукие люди часто начинают видеть в среднем возрасте лучше, чем в годы своей молодости. Слух в целом становится менее острым после 20-летнего возраста, продолжая ухудшаться и далее, что вызывает у человека определенные трудности при восприятии звуков высокой частоты. Вкусовая, обонятельная и болевая чувствительность человека также снижается в разных точках периода средней взрослости, хотя эти изменения происходят более плавно и не столь заметны, как снижение зрения и слуха. При этом чувствительность к температурным изменениям практически остается высокой. Увеличивается время реакции, изменяются сенсомоторные реакции, ухудшаются двигательные навыки.
Развитие внимания. в возрасте 41—46 лет наивысшего уровня развития достигает функция внимания. И несмотря на то что в это же время отмечается один из самых низких уровней функций памяти, люди, достигшие данного возраста, обладают наилучшими возможностями для активного обучения и самообразования, сохраняют потенциальные возможности для познавательной деятельности.
Т.о., у людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность.
Развитие интеллекта. Вербально-логические функции, достигающие первого оптимума в ранней молодости, могут возрастать в зрелые годы вплоть до 50 лет и постепенно снижаются лишь к 60 годам.
Поэтому вопреки ожиданиям снижения интеллектуального развития после того, как оно достигает своего пика в период юности, развитие отдельных способностей человека продолжается в течение всего среднего возраста. Особенно это относится к тем из них, которые связаны с трудовой деятельностью человека и его повседневной жизнью.
Текучий интеллект максимального развития достигает в юности, в период же средней взрослости его показатели снижаются. Максимальное развитие кристаллизованного интеллекта (приходящий с опытом и образованием) становится возможным лишь при достижении периода средней взрослости.
Интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зависит от двух факторов: одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс.
Особенности интеллектуального развития человека и показатели его интеллектуальных возможностей во многом зависят от личностных особенностей человека, его жизненных установок, планов и жизненных ценностей.
Кризис середины жизни — психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений.
В конце юности и начале взрослости многие считают, что лучшие годы уже позади, а предстоящее время жизни представляется им в виде некой гигантской «черной дыры», в которой предстоит провести по меньшей мере лет двадцать своей жизни.
По мнению лиц, придерживающихся этой точки зрения, рост и развитие человека прекращаются, когда он достигает средней взрослости. Человеку в этот период жизни придется распрощаться как со своими юношеским мечтами, так и с планами в отношении профессиональной карьеры, семейной жизни и личного счастья. Если молодость — это надежды, то середина жизни — это застой и страхи, связанные с потерей здоровья и возможностью реализоваться в этой жизни. Насколько это мнение правильно?
Большинство современных исследователей считают такое мнение ошибочным. Рональд Кесслер считает: «Все говорит о том, что средний возраст — это лучшее время жизни. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста, и вы уже не мучаетесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? Смогу ли я когда-нибудь добиться успеха в своей работе?
Исследователи, которые разделяют точку зрения Кесслера, считают, что кризис середины жизни — это скорее исключение, чем правило. У подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плавно. Многие исследователи считают, что средний возраст — это своего рода переходный период, связанный с переопределением целей. Подобная переориентация прежде всего предполагает сравнение себя с людьми, которые ставят перед собой аналогичные цели и добиваются результатов в аналогичной профессиональной деятельности. Кэрол Рифф, психолог, говорит: «Чем лучше ваше психическое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют вас почувствовать себя неполноценными».
Кризис середины жизни чаще всего и в первую очередь грозит тем, кто склонен избегать самоанализа и использует защитный механизм отрицания, стараясь не замечать перемен, происходящих в его жизни и в организме.
Главная особенность этого возраста может быть определена как достижение человеком состояния мудрости. В этот период своей жизни человек, как правило, обладает обширными фактуальными и процедурными знаниями, умением оценивать события и информацию в более широком контексте и способностью справляться с неопределенностью.
Несмотря на то что вследствие биологических изменений, происходящих в организме человека в период средней взрослости, быстрота и точность обработки информации снижается, способность пользоваться информацией все же остается прежней. Причем, хотя когнитивные процессы у человека средних лет могут протекать медленней, чем у молодого человека, эффективность его мышления выше.
Таким образом, несмотря на снижение психофизических функций, средняя взрослость является, вероятно, одним из наиболее продуктивных периодов в творчестве человека, тем более если его деятельность связана с гуманитарными знаниями.
Афективная сфера.
Развитие аффективной сферы человека в период средней взрослости протекает неравномерно.
Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще задумывается о том, что он смертен и что его время уходит.
Большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. По сравнению со вдовами и одинокими людьми, особенно с разведенными и брошенными, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью.
Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Те эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, настроении человека, связаны с ходом его трудовой деятельности, ее успехом или неуспехом, удачами или неудачами.
Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса, который способствует развитию многих заболеваний среднего возраста. Несбывшиеся надежды человека вызывают у него самый серьезный, длительный и самый разрушительный стресс. Г. Селье утверждает, что «стресс рухнувшей надежды» со значительно большей вероятностью, чем любые физические перегрузки, ведет к таким заболеваниям, как язва желудка, мигрень, высокое кровяное давление (Селье Г., 1979). Многие онкологи предполагают, что злокачественным опухолям непременно предшествуют большие нервные потрясения. Таким нервным потрясением может явиться убеждение человека о никчемности прожитой и бессмысленности дальнейшей жизни (Альперович В. Д., 1998).
В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества.
Мотивационная сфера.
Желание человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет структуру его мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей.
Среди них основными являются: реализация своего творческого потенциала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных возможностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте.
В контексте этих изменений происходит осмысление и переоценка жизни в целом; корректировка сложившейся системы ценностей в трех связанных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной.
Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер, такие, как ранний выход на пенсию, сокращение на работе, потеря ребенка или супруга, вынужденный переезд к новому месту жительства и т. д., могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом человека от ведущего жизненного мотива, его сменой, а также определить последующий путь мотивационного развития личности.
Критической точкой мотивационного кризиса оказывается потеря человеком центрального жизненного мотива — смысла жизни и образование так называемого экзистенциального мотивационного вакуума, который является причиной невротических расстройств, независящих от пола, возраста, образования, интеллекта, степени дохода, что может произойти практически с любым человеком. Преодолеть его помогают основные жизнеобеспечивающие потребности в самоуважении и самореализации.
Многие люди среднего возраста, отказываясь от дальнейшего роста и предпочитая защищенность и безопасность, сами сознательно ограничивают свою мотивационную структуру, сужая жизненное пространство, мобильность поведения и обрекая себя на инертность бытия и застой.
Поддержка отношений между членами семьи — важная потребность людей среднего возраста, составляющая ведущую ценность этого поколения. «Опустевшее гнездо». Мотивация профессиональной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Я-концепция.
Хейвигхерст (1953) выделил в жизни человека в период средней взрослости основные события, означив их как жизненные задачи:
В период средней взрослости Я-концепция личности обогащается новыми Я-образами, принимает во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок и детерминирует все взаимодействия.
Я-концепция зрелого взрослого развивается в результате возникновения большого числа частных Я-концепций и в процессе генерирования концептуального ядра личности.
Сутью Я-концепции становится не самоактуализация любыми доступными индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нравственных правил и более значительных, чем ситуационные, личностных ценностей.
Для самооценки периода ранней взрослости характерна тенденция усиления когнитивного компонента. Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я». Число частных самооценок сокращается, самооценка приобретает обобщенный характер и в различных ситуациях проявляется «проекция» этой общей самооценки, т. е. имеет место ее ситуационная вариация. Я-образ динамически гармонично развивающейся личности в этом возрасте преобразуется в Я-образ, преимущественно связанный с обеспечением развития других личностей (детей, учеников, младших сослуживцев и т. д.). В связи со сменой ролей, происходящей в этом возрасте, многим людям свойственна «стратегия самоподачи» и «самопрезентации», которая сказывается на «социальной составляющей» их Я-образа.
У самоактуализированной личности развивается эффективная Я-концепция, а для пограничных состояний характерна «диффузность самоидентичности» (комплекс переживаний человека, связанный с чувством его неполноценности и потерей собственного Я.), или расколотое самосознание.
Поведенческие особенности.
В возрасте средней взрослости ведущим видом деятельности человека остается труд. К этому возрасту большинство людей накапливает достаточно большой опыт в выбранной профессиональной деятельности, которая позволяет человеку компенсировать наступающие возрастные изменения в его организме.
Отношения с супругом к этому возрасту, как правило, определяются и стабилизируются, а на передний план выступают проблемы помощи: с одной стороны, вступающим в самостоятельную жизнь детям, с другой — пожилым родителям.
Основную часть свободного от основной работы времени большинству людей приходится тратить на дополнительные заработки и обеспечение быта, поэтому досуговую самореализацию могут позволить себе очень немногие. Одним из наиболее распространенных видов занятий людей в свободное время является работа на садово-огородном или дачном участке. Феномен «дачи» еще ждет своего исследования с точки зрения его места в психологическом жизненном пространстве наших соотечественников в современную эпоху. Дачный участок — это место встреч и общения, а для многих возможность проявления творческого потенциала и самореализации. Труд и общение между людьми на дачных участках сливаются, принося зримые плоды затраченных усилий, а ожидание нового летнего сезона вносит дополнительную крупицу в постижение человеком смысла собственного существования, вселяя надежду на будущее.
Ведущим фактором развития в этом возрасте является успешная трудовая деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности.
Поздняя взрослость (60…70…)
Когнитивные особенности.
Этот период называют периодом геронтогенеза, или периодом старения, который начинается после 60 лет Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три подгруппы: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители. Геронтология – область знаний о старении человека.
Главной особенностью данного возраста является процесс старения, который представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями, проявляющимися прежде всего в постепенном ослаблении деятельности организма. Люди, достигшие поздней взрослости, уже не так сильны физически, общий запас энергии у них становится существенно меньше по сравнению с молодыми годами. Ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем человека. Утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости и вызывает затвердевание суставов.
Возрастное обезвоживание в свою очередь приводит к иссушению кожи. Она становится более чувствительной к раздражениям и солнечным ожогам, теряет мягкость и приобретает матовый оттенок. Иссушение кожи также препятствует потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела.
Ощущение и восприятие, слух, зрение В процессе старения большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшается. Однако это происходит далеко не у всех. Характер и степень ослабления сенсорных функций могут сильно различаться, что прежде всего связано с индивидуальными особенностями и той деятельностью, которой занимаются люди. Вкусовые ощущения почти не меняются, обоняние ухудшается.
Те интеллектуальные функции человека, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, обнаруживают спад в период поздней взрослости. У людей, достигших этого возраста, возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Подобная медлительность может быть вызвана изменениями личностных характеристик человека.
Основой памяти в старческом возрасте является логическая связь, а поскольку логическая память самым тесным образом связана с мышлением, можно предположить, что мышление пожилых людей весьма развито. Пожилые люди запоминают то, что для них важно и может пригодиться в жизни.
Поздняя взрослость имеет свои положительные стороны в отношении развития и трансформации когнитивной сферы. Но не у всех лиц, достигших данного возраста, динамика когнитивной сферы имеет одинаковый характер, в процессе которой формируются признаки мудрости.
Снижение познавательной деятельности у людей, достигших поздней взрослости, может быть обусловлено разными причинами, прямыми (снижения интеллектуальных характеристик относятся заболевания мозга, например болезнь Альцгеймера (вызывающее слабоумие заболевание, при котором происходит прогрессирующее разрушение клеток головного мозга, особенно корковых) и сосудистые поражения мозга) или косвенными (общее ухудшение здоровья человека, низкий уровень его образования, отсутствие мотивации к познавательной деятельности).
Среди причин, обусловливающих снижение интеллектуальных характеристик человека, ведущее место занимает деменция — приобретенное слабоумие. Это целый комплекс нарушений, включающий дефекты познания, прогрессирующую амнезию и изменения личности, связанные с наступлением старости. Среди причин, обусловливающих старческое слабоумие, очень много субъективных, в том числе психологических. Некоторые пожилые люди твердо уверены, что потеряют память и окажутся не в состоянии делать то, что им удавалось ранее. Они заранее начинают ожидать, что станут беспомощными и зависимыми от других и частично потеряют контроль над собственной жизнью. Старики нередко воображают, что их судьба полностью отдана на волю случая или находится в чужих руках. Люди, которые так думают, действительно часто утрачивают компетентность и контроль над обстоятельствами. У них меньше самоуважения, они проявляют меньшее упорство и реже пытаются достичь необходимых результатов.
Подводя итог рассмотрению особенностей интеллектуальных характеристик у людей преклонного возраста, необходимо заметить, что динамика характеристик когнитивной сферы у лиц, достигших этого возрастного периода, зависит в значительной степени от субъективных факторов (физических, социальных и психологических), и в первую очередь от особенностей личности конкретного человека.
Аффективная сфера.
Для периода поздней взрослости характерны специфические изменения в эмоциональной сфере человека: неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. У большинства пожилых людей появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями. Исследования калифорнийских ученых показали, что люди, обладающие эмоциональной, психологической устойчивостью и активностью в 30 лет, энергичны и в 70 лет.
Пожилые мужчины становятся более пассивными и позволяют себе проявлять черты характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и властными. Некоторые исследования обнаружили общие тенденции склонности пожилых людей к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями.
В старости ослабление аффективной сферы человека лишает красочности и яркости новые впечатления, отсюда — привязанность пожилых людей к прошлому, власть воспоминаний.
Предстарческие психозы возникают в возрасте от 45 до 60 лет и проявляются либо депрессией, либо бредом ущерба и преследования. Депрессия оборачивается тревогой, мнительностью, уверенностью в тяжелом, неизлечимом заболевании. Речь таких больных обычно возбужденная, сверхэмоциональная. Нередки попытки к самоубийству. Предстарческие психозы могут быть спровоцированы трагическими ситуациями или тяжелыми соматическими состояниями человека. Со временем и при соответствующем лечении острые тревожно-депрессивные и бредовые проявления утихают, сменяются унылым пессимизмом, занудливым беспокойством по пустякам, ослаблением памяти и снижением интеллекта, но не обязательно слабоумием.
Несмотря на то, что психические проявления нивелируются, в поведении человека по-прежнему наблюдается постоянная настороженность, подозрительность, беспричинная ревность, преувеличенная обидчивость.
Следует отметить, что пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые, они думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием, боясь только, что процесс умирания будет длительным и болезненным.
Мотивационная сфера.
Выход на пенсию изменяет положение и роль людей в обществе, оказывая влияние на развитие мотивационной сферы пожилых людей. С каждым десятилетием происходит корректировка целей, мотивов и потребностей.
Чем старше человек, тем больше ослабляется его связь с обществом. Человеку все труднее становится самостоятельно удовлетворять свои потребности в жизнеобеспечении, все больше требуется внимания и заботы со стороны других людей.
Человек, перешагнувший 60-летний рубеж и имеющий крепкое здоровье, во многом движим все еще теми же потребностями, что и в более молодом возрасте. К ним относятся: потребность в самореализации, созидании и передаче наследства (духовного и/или материального) следующему поколению, активное участие в жизни общества, ощущение полезности и значимости для него.
После 70 лет на передний план выходит другая потребность — поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. У человека пропадает желание участвовать в общественной жизни, происходит сосредоточение интересов на своем внутреннем мире. В то же время интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью, то есть к тому, что называют хобби, у пожилых людей не ослабевает. Несмотря на то что с возрастом проблемы со здоровьем усугубляются, человек и после достижения 90 лет может (и должен) продолжать проявлять интерес к жизни, находить новые занятия, позволяющие использовать свои возможности наилучшим образом.
Чувство удовлетворенности жизнью в старости является важным показателем психологического и, в частности, мотивационного здоровья человека, которое проявляется в наличии у него интереса к жизни и потребности жить дальше.
Как показали психологические исследования, удовлетворенность человека жизнью в поздней взрослости и успешность приспособления к ней зависят от множества факторов. К ним относятся: здоровье, экономическое положение, позитивное функционирование, реализация потребности в удовлетворении, которое раньше давала работа.
Другим важным фактором, влияющим на степень удовлетворенности пенсионера своей жизнью, является экономическое положение.
Особое значение в период поздней взрослости приобретают семейные отношения (наиболее значимыми являются супружеские отношения, отношения с детьми и внуками, с братьями и сестрами), которые дают человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности, позволяют почувствовать себя более устойчиво, во многом определяя радости, горести и заботы пожилого человека.
Старики испытывают особенную потребность проводить много времени в размышлениях о том, как прошла их жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения), и оценках того, что они оставят после себя людям. Это дает им возможность подготовиться к спокойному принятию смерти.
Я-концепция.
Я-концепция периода поздней взрослости и старости представляет собой сложное образование, в котором «записана» информация о множестве Я-образов, возникающих у человека в самых различных вариантах его самовосприятия и самопредставления. Это избирательная память личности, отражающая события таким образом, чтобы не нарушить основные личностные позиции.
Я-концепцией в старости движет стремление интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. К условиям, способствующим личности эффективно интегрировать свою жизнь, относятся: успешное разрешение индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработка им адаптивных личностных свойств, умение извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способность аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий.
Я-концепция в поздний период жизни человека обогащена всем тем, что было наиболее значимо в каждый из периодов личностного становления.
Позитивная и деятельная Я-концепция обеспечивает продолжение личностного развития и оптимистический подход к жизни в поздние годы, позволяет притормозить физическое старение и вносит большую духовность и творческую озаренность в самоактуализацию личности.
Продуктивному старению способствуют самоактуализация «Я», преимущественная ориентация на творчество или на реализацию духовно-нравственных отношений.
Такие негативные личностные образования, как самонадеянность и неразвитость автономии и инициативы, обусловливают неадаптивное старение человека.
Поведенческие особенности.
Наиболее важными факторами, определяющими поведение человека на этом этапе жизни, являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни (так называемое «разобществление»), материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, а также сознание приближающегося окончания жизни
Физический мир, с которым пожилые люди взаимодействуют непосредственно, все более сужается. Субъективно все большую роль играют вещи, выполняющие вспомогательную роль: очки, трость, зубные протезы, ручная тележка для перемещения тяжестей.
У многих пожилых людей возрастает чувство опасности, подстерегающей их везде: на улице, во дворе, в пустом сквере и даже в собственной квартире.
Степень социальной активности пожилых людей все больше снижается и у многих ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением. Значительная часть пенсионеров оказываются в одиночестве. Преодолению одиночества и повышению материального достатка способствует продолжение профессиональной деятельности или иная работа.
В пожилом возрасте резко возрастает интерес к религии.
Не все пожилые люди переживают старость тяжело и несчастно, часть из них проживают «счастливую старость». У многих к концу жизни вырабатывается спокойное и терпимое отношение к жизни и к происходящему вокруг. Если это происходит, то жизнь пожилого человека наполняется ровным, спокойным и умиротворенным светом, исходящим от самого по себе факта жизни. Способность к такому взгляду на данный период своей жизни зависит прежде всего от личных установок человека.
Ведущими факторами развития продуктивного старения являются самоактуализация «Я» и ориентация на творческую деятельность.