в каком возрастном периоде начинает формироваться самооценка
В каком возрасте формируется самооценка у детей
На удивление, самооценка формируется в очень раннем возрасте. Что же влияет на ее формирование?
Новое исследование показало, что к 5-ти годам самооценка ребенка уже сформирована настолько сильно, насколько она присутствует у взрослого человека. В течение жизни, самооценка большинства людей остается стабильной. Из этого следует, что формирование самооценки начинается очень рано.
Профессор Эндрю Мелцов, один из ученых, проводивших исследование, сказал: «Некоторые ученые полагают, что дети дошкольного возраста слишком малы для того, чтобы иметь уже сформированное позитивное или негативное ощущение себя. Наши исследования предполагают, что самооценка, хорошее или плохое чувство по отношению к себе, является основополагающим. Это то, с чем дети уже приходят в школу, а не развивают в школе».
До недавнего времени, протестировать самооценку маленьких детей было очень трудно. Доктор Дарио Чвенчек, автор исследования, объяснил: « Дошкольники могут вербально рассказать, в чем они хороши или плохи, когда дело касается конкретного умения, например, «Я хорошо бегаю» или «Я хорошо знаю буквы», но они испытывают затруднения при ответе на вопрос «Ты хороший или плохой человек».
Ученые разработали новый тест, исследующий имплицитную самооценку. При этом вопросы задаются ребенку не напрямую, а посредством ассоциаций. Например, в тесте осуществляется поиск связи между «Я» и словами «приятный» или «неприятный». Тест адаптирован для детей, не умеющих читать. При помощи этого теста была исследована самооценка 200 детей возрастом 5 лет. Доктор Дарио Чвенчек пояснил результаты так: « Наша работа позволяет узнать, как дошкольники ощущают себя на самой ранней стадии, доступной для исследования сегодня. Мы обнаружили, что уже в возрасте 5 лет самооценка является достаточно сильно сформированной для того, чтобы ее можно было измерить, и мы можем ее измерять при помощи сензитивных техник. Похоже, самооценка играет ключевую роль в том, как дети формируют социальную идентичность. Результаты наших исследований подчеркивают важность первых пяти лет как основы всей последующей жизни».
Сейчас вопрос стоит о том, что именно влияет на самооценку в раннем возрасте, пояснил профессор Мелцов. «Какие аспекты детско-родительских взаимодействий формируют и взращивают самооценку дошкольников? Это основной вопрос. Мы надеемся, что найдем на него ответ, изучая детей еще более младшего возраста».
Исследование опубликовано в Journal of Experimental Social Psychology (Cvencek et al., 2015).
Самооценка у детей: 5 принципов развития здорового «образа Я»
Медицинский психолог Нелли Рушинцева рассказала о том, как формируется самооценка у детей и что делать, чтобы у ребёнка развивался здоровый образ самого себя. Проверим себя, всё ли правильно мы делаем.
« Мне кажется, что у сына низкая самооценка. Что делать? Как её поднять?» – с этим вопросом мамы часто приходят на встречу к детскому психологу. Специалист в формате консультации беседует с ней о том, какие отношения в семье, ведь от этого напрямую зависит образ себя, формирующийся уже в раннем детстве. И ответственны за его формирование самые близкие люди – родители. Иногда в круг значимых лиц попадают бабушки с дедушками, особенно, если малыш живёт вместе с ними на одной территории. Зная семейную историю и установки, влияющие на стиль воспитания, можно с высокой точностью предположить, будет самооценка ребёнка высокой или низкой.
Действительно, самооценка не заложена в нас при рождении – её «зачатки» появляются до трёхлетнего возраста. Развитие феномена самооценки проходит этапы, и она становится отчётливо оформленной примерно к семи годам. В этом же возрасте появляется самосознание, неразрывно связанное с самоотношением и самооценкой. Часто на улице можно услышать: «Такой большой мальчик, а шнурки не умеешь завязывать!». Или «Ну как можно не запомнить буквы! Вот Паша соседский с трёх лет читает вслух!» и пр. Родители не задумываются, как случайные фразы сильно ранят и создают мнение малыша о самом себе.
Медицинский психолог Нелли Рушинцева
Многие дети уже в два года отмечают свои успехи и неудачи в игровой деятельности, реагируя на них эмоционально. Большинство детей просто констатируют достигнутый результат указательным жестом – «Мама, вот»; с взрослением появляется желание поделиться – «Мама, я сам!». Малыш не только радуется успеху, но и демонстрирует свои достижения. Для чего? Для оценки родителями. Ещё раз напомню, что в этом возрасте ребёнок себя видит таким, каким видят его мама и папа. Его мнение о себе является отражением мнения родителей.
Если члены семьи регулярно говорят ребёнку про то, какой он способный, смышлёный и вообще молодец, если отношения между родителями основаны на взаимопонимании, то у маленького человека формируется адекватная самооценка. Что даёт такая самооценка? Ощущение опоры, уверенности в собственных силах, желание исследовать окружающий мир. В этом случае ребёнок с каждым годом не только растёт физически, но и становится более самостоятельным.
Если значимый взрослый (чаще мать) проявляет равнодушие, не обращает внимания на малыша, то его образ себя становится негативным. Поведение определяет неосознаваемая установка: «Мама обращает на меня внимание, когда я плохой. Значит, надо вести себя плохо». В результате ребёнок часто плачет, на простые просьбы может реагировать криком, ему сложно сопереживать, сочувствовать другому.
Как проявляется уровень самооценки в поведении
→ Как выглядят дети с хорошей самооценкой? Здоровая самооценка не проявляется в эгоизме, хвастовстве и высокомерии. Такие дети активны, инициативны в игре, общительны. Также они охотно участвуют в играх, принимают правила, не расстраиваются при проигрыше.
↓ Дети с низкой самооценкой неконтактны, недоверчивы, эмоционально ранимы, обидчивы. Они не желают участвовать в играх из-за несоблюдения правил, а если участвуют, то обижаются и жалуются взрослым.
↑ При завышенной самооценке дети во всём хотят быть лучше других. Зачастую от них можно услышать: «Я – самый сильный и умный. Вы все должны меня слушаться». Если ровесники сопротивляются и подчиняться не желают, то «лидер» может ударить.
Давайте считать, что это был небольшой тест. Возможно, среди этих описаний кто-то узнал поведение своего малыша. Тогда появляется вопрос: «Как же правильно воспитывать, чтобы самооценка ребёнка была адекватной?». Психологи говорят — детей нужно не воспитывать, их надо любить.
Адекватная самооценка ребенка: 5 основных принципов ее формирования
Принцип 1. Не сравниваем
Любимые поучения родителей: «Опять мокрые трусы? Больше никто не писается, кроме тебя», «А вот я в твоём возрасте уже могла читать», «Посмотри на Ксюшу, чистое платье. А у тебя, как у хрюши». К сожалению, такие фразы ничего не вызовут, кроме досады у мамы и малыша. Эффективнее пойти другим путём: учить ребёнка признавать ошибки и устранять их. Сравнивать можно только человека с самим собой, свои вчерашние достижения с теми, что сделаны сегодня. Тогда это не выглядит, как обвинение, а воспринимается, как поддержка.
Например: «Мокрые трусишки? Наверное, ты крепко спишь в детском саду. Давай попросим, чтобы няня тебя будила в туалет».
«Сынок, молодец! Ещё вчера ты учил буквы, а сегодня уже читаешь по слогам».
«Твоё любимое платье сильно испачкалось. Давай наденем другое, а это нужно снять и положить в корзину для белья. Если хочешь, я могу помочь тебе включить стиральную машину».
Принцип 2. Проговариваем чувства и эмоции
Учим ребёнка, что нет плохих и хороших эмоций, они все важны. Поэтому можно не только радоваться, но и злиться. Очень важно взрослому проговаривать малышу свои чувства и эмоции: я огорчена, мне неприятно, больно. И учить маленького человека делать то же самое. Это поможет лучше ориентироваться в мире, понимать и распознавать чувства других людей.
«Ты расстроился, что пора спать? Да, грустно прерывать интересную игру. Зато ты отдохнёшь и утром продолжишь строить башню с новыми силами».
Принцип 3. Ищем таланты и способности
Сколько грустных историй из детства рассказывают взрослые! Мол, приходилось ходить на футбол и фортепиано только из-за мечты бабушки или папы. Родители прорабатывают свои проблемы, а дети в это время проживают чужую жизнь.
Внимательно наблюдайте, чем любит заниматься ваш ребёнок. Какое хобби займёт часть его свободного времени и будет приносить ЕМУ удовольствие. То, чем он хочет заниматься и где он будет успешен. Как только он добьётся успеха в любимом занятии, его самооценка поднимется во всех сферах жизни.
Принцип 4. Учим беречь личные границы
Границы – это обширное понятие. Однако очень важно научить детей отстаивать их. У ребёнка непременно должно быть личное пространство, где он может делать всё так, как хочется ему. В идеале – это отдельная комната, если нет возможности – свой уголок со столом, стулом, полочками, игрушками, где кроха станет маленьким хозяином.
Принцип 5. Живём без критики
«Легко сказать», – подумают родители. На самом деле, всё не так сложно. Просто не стучим по голове, словно дятел, о небрежности, неаккуратности, медлительности, а обращаем внимание на успехи. Похвала придаёт сил, помогает становиться ещё лучше. А вот критика и придирки не дают развития личности, а приводят к озлобленности и низкой самооценке.
Если вам сложно избавиться от привычки критиковать, то попробуйте в течение трёх дней вести дневник. Возьмите блокнот, ручку и фиксируйте количество непрошенных комментариев своей семье. Вероятно, вы будете удивлены и точно захотите не делать это в дальнейшем.
Помните, что развитие адекватной здоровой самооценки ребёнка напрямую зависит от вашего собственного самоотношения. Для малыша важно присутствие уверенной в своих действиях мамы, знающей себе цену и не зависящей от чужого мнения. Работайте над собой, полюбите себя, и тогда ваши дети станут такими же уверенными в себе людьми.
Читайте полезные статьи о воспитании в нашем блоге:
Немного о самооценке, а вернее о том, когда и как она формируется
Приветствую вас, уважаемые читатели моей страницы!
В очередной раз столкнулась с ситуацией, когда человек обращается за помощью, у него есть желание совершить изменения в своей жизни, но при работе идёт «пробуксовка». Когда начинаем разбираться, то выясняется, что так у него происходит постоянно и при общении с людьми, и при совершении каких-то действий (работы), и даже при выздоровлении, когда он болеет.
Почему так происходит?
Можно всё свалить на везение или удачу, а можно попробовать разобраться с самооценкой человека.
Учёными давно доказано, что достижение успеха в жизни вообще и конкретно в каких-то делах, а также уверенности в себе — огромное значение играет самооценка человека. Для достижения чего-то в жизни человеку необходимо быть уверенным в себе и убеждать других в своей правоте.
«Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей», — словарь практического психолога.
Самооценка может быть завышенной, заниженной и адекватной.
Но сегодня давайте поговорим о том, как и когда эта самая самооценка формируется у нас, и кто влияет на её формирование…
В ХХ веке считалось, что самооценка начинает формироваться в возрасте 3-х лет, когда у маленького человечка наступает период — «Я сам».
Но наш быстрый XXI век внёс некоторые коррективы, и у многих детей это происходит немного раньше (примерно в 2,5 года).
Что же происходит в этот момент? Ребёнок осваивает окружающий мир, раздвигает границы своего внешнего мира, начинает осваивать новые действия проявляя самостоятельность. И вот здесь мы, взрослые, можем помочь сформировать адекватную самооценку или её другие варианты.
Давайте немного порассуждаем, а точнее поработаем мозгами…
Вот вам несколько примеров из жизни ребёнка.
Мама утром торопится на работу, но её ещё нужно завести ребёнка в детский сад, а он, проявляя самостоятельность, пытается самостоятельно одеться…
Выходной, папа что-то мастерит для себя, для семьи, ребёнок подходит к нему и начинает пытаться помочь папе, например, забить гвоздь…
Мама с ребёнком пришла в магазин купить ему обувь. Малыш, проявляя самостоятельность, начинает выбирать себе что-то и примерять…
Мама занимается уборкой квартиры, ребёнок подходит к ней и пытается помочь вытирать пыль или помыть полы…
Пофантазируйте или вспомните, как вы поступали в таких ситуациях по отношению к своим детям, и вспомните, как поступали в похожих ситуациях ваши родители или другие окружающие вас взрослые.
А теперь напишите в комментариях об этом под статьёй и попробуйте оценить, какую самооценку своим поведением по отношению к ребёнку вы будете помогать ему формировать.
Только будьте честны с собой при этих ответах.
Никто не будет оценивать ваш ответ, но эти ответы помогут вам и другим взглянуть на свою самооценку и на то, какую самооценку вы помогаете формировать окружающим вас малышам.
Ведь дети обучаются по образу и подобию, они повторяют то, что делают родители.
А ещё не зря говорят: дети — зеркало нашей души!
А в следующей статье мы поговорим о видах самооценки.
Консультация «Самооценка ребёнка. Что это? Как формируется? Как правильно формировать»
Наталья Павлова
Консультация «Самооценка ребёнка. Что это? Как формируется? Как правильно формировать»
Самооценка ребенка — индикатор успешности во взрослой жизни. Правильно сформированная оценка личных качеств, как внешних, так и внутренних, обеспечивает счастливую жизнь.
Что такое детская самооценка?
Детская самооценка – это уровень самостоятельной оценки самого себя. Детская самооценка формируется благодаря суждениям взрослых, а именно родителей. С самого рождения малыш не имеет представления о том, как себя вести, – важную роль играет воспитание. Малыш обращает внимание на оценки взрослых, на их реакцию и изо всех сил стремится не разочаровать. Нужно дать понять своему чаду изначально, что мир не идеален и что он не может знать и уметь все. Помогите ему раскрыться и обнаружить свои таланты. Каждый человек талантлив по-своему, и от родителей зависит, как сложится его судьба. Малыш обращает внимание на свою внешность и сравнивает себя со сверстниками, не упустите этот момент и не дайте ему обзавестись комплексами.
Развитие самооценки проходит 4 этапа:
1 этап – от рождения до 18 месяцев:
Трепетный этап, выстроенный на внутренних ощущениях и тактильном контакте. У новорожденного формируется доверие к окружающему миру через заботу и опеку родителей. Появляется первая в жизни привязанность и малыш уже отдает предпочтения в общении. Все это строится на бессознательных инстинктах, но все же вы замечали, что к одним малыш охотно идет на ручки, а при виде кого-то может расплакаться.
Сила маминых объятий невероятна и способна на многое. Адекватная самооценка формируется в том случае, если родители позитивно оценивают малыша. Естественно, новорожденный не поймет, если вы ему это скажете напрямую, он различает только эмоциональную оценку: добрый взгляд, объятия, мягкие прикосновения, добрый и спокойный тембр голоса.
2 этап – от 1,5 до 3-4 лет:
В этом возрасте малыш становится невероятно любознательным и активным. Ему интересно абсолютно все, и от того, как на его интерес реагируют родители, зависит формирование самооценки. Не стоит все критиковать, дайте шанс почувствовать себя самостоятельным. Конечно, вы можете контролировать ситуацию, но делайте это деликатно. Сейчас все в руках родителей: автономным или зависимым человеком вырастет ваш ребенок – зависит только от вас. Малыш уже в состоянии понимать, что ответственность за совершенные поступки лежит на нем, а не только на родителях. Только ни в коем случае не давайте оценку личности в случае неудачной попытки. Возможно, стоит попытаться снова или просто этот поступок плохой и его не следует повторять.
3 этап – от 4 до 6 лет:
В младшем дошкольном возрасте дети начинают пристальнее присматриваться к себе и к своему месту в обществе. Например, думают о том, сколько друзей в детском саду и почему кто-либо не хочет дружить. Малыш ищет причины происходящего в себе. Допустим, старший брат сегодня не в духе и поругал младшего. Малыш не понимает, что он сделал не так, но все же ищет причины в себе. В такие моменты важно, чтобы объяснение этому поступку дали взрослые, что у брата всего лишь плохое настроение, но он с любовью относится к младшему и любит его. Подумайте о том, не слишком ли много ограничений вы установили, и есть ли у детей возможность проявлять инициативу.
Если у малыша постоянно формируется чувство вины за действия других людей – это ненормально, обратите на процесс самореализации ребенка пристальное внимание.
4 этап – школьные годы от 6 до 14 лет:
Завершающий 4 этап – самый долгий, интересный и опасный в процессе формирования детской самооценки. В этом возрасте закладывается любовь к труду и идет нацеленность на результат. Неприятие малыша в обществе сверстников формирует в нем замкнутость и отторжение. Может случиться так, что ребенок потеряет интерес к делу, которым интересовался совсем недавно. Эта апатия – следствия неприятия подростка в коллективе. Он теряет веру в то, что способен наравне с другими выполнять задачи и добиваться успеха. Иногда случается так, что самые талантливые и одаренные дети могут замкнуться в себе и разувериться в собственных силах из-за трудных отношений в коллективе.
Как сформировать адекватную самооценку?
Наступает период, когда девочки копируют мам, а мальчики – пап. Именно от отношения родителей друг к другу многое зависит. И помните о том, что у детей очень развита интуиция. Не пытайтесь их обмануть внешней картинкой. Если мама или папа не уверены в себе, не могут отстоять свое мнение и постоянно жалуются на жизнь, не нужно думать, что малыш этого не замечает. Ниже более детально описаны несколько действенных приемов по формированию адекватной детской самооценки. Проверьте себя, все ли хорошо в вашей семье.
Проверить, не созданы ли завышенные условия.
Допустим, вы стали замечать, что малыш чрезмерно себя критикует. В его лексике стали появляться выражения: «я ничего не умею», «у меня никогда не получится», «я никогда не смогу». Давайте разбираться. Ключевой момент здесь: «стали замечать». То есть раньше малыш был веселый, проявлял интерес к знаниям и вдруг не получается и ничего не хочется.
Не навязывайте детям ничего насильно, лучше помогите определиться им с желаниями, и, если особых талантов у малыша нет, хвалите его за хорошие отметки, ведь это его труд. Только не сравнивайте с другими в его пользу, это может сказаться негативными последствиями в будущем.
Хвалите
Дети и взрослые очень похожи. Разве что на взрослом человеке лежит больше ответственности. Если возникает вопрос, как помочь повысить детскую самооценку, прислушайтесь к себе. Чтобы помогло вам? Правильно, похвала! Вам же нравится, когда вас хвалит руководство, даже если без повышения и без увеличения заработной платы, но как же приятно услышать похвалу за хороший результат проделанной вами работы.
Вот и малышу приятно, когда вы его хвалите. Только хвалите за дело, а не просто так. У формирующейся личности должно быть четкое понимание, что такое хорошо и что такое плохо. Именно так формируется адекватная самооценка и оценка реальности в целом.
Преодолевайте трудности
Преодолевая трудности, малыш научится себя уважать и любить. Не стоит замахиваться на глобальные задачи. Начните с малого. Пусть малыш подтянется на турнике с папиной помощью 3-4 раза. Достижение? Конечно! Не забудьте похвалить сына.
Три основных вида оценки себя детьми.
Завышенная.
Такие дети чрезмерно уверены в себе и, как правило, чрезмерно самостоятельны. Правила общества для них не писаны и только они могут решать, как поступить. Ребенок с завышенной самооценкой не нуждается даже в советах родителей и сам знает, как поступить. Готов браться за самые сложные задачи, тем самым рискуя потерпеть неудачу, так как неадекватно оценил силы.
Заниженная.
В младшем школьном возрасте нередко самооценка ребенка занижена. Малыш отказывается от сложных заданий, сомневаясь в собственных силах. Ребенок сознательно отказывается от высокой оценки, потому что не уверен в себе. Это влечет более серьезные проблемы за собой. Например, замкнутость, проблемы в общении со сверстниками. Ребенок сознательно занижает свою планку, вот почему так важно хвалить малыша и не просто так, а за достижения. Пускай они будут мелкими и незначительными, но задача родителей акцентировать внимание на положительных сторонах.
Не позволяйте малышу думать о неприятностях, настройте его на позитивное мышление и дайте понять, что ваш ребенок заслуживает большего.
Адекватная.
Большая редкость – адекватная самооценка ребенка, но все же она существует. Такие дети коммуникабельны, активны и им нравится учиться. Сложные задачи их не пугают. Если с заданием справиться не удалось, они адекватно воспримут критику и примут к сведению все сказанное учителем. Обычно к таким деткам тянется весь коллектив, так как они умеют заинтересовать и организовать сверстников.
Консультация «Давайте дышать правильно» Консультация для родителей и педагогов Проблема оздоровления детей будет всегда стоять остро, это связано с трендом ухудшения здоровья.
Консультация для родителей «Как правильно хвалить ребёнка» Хвалить детей надо обязательно для того, чтобы вселять в них уверенность, поощрять за хорошие поступки, заслуги, например, в освоении знаний,.
Консультация для родителей «Как правильно играть с ребенком 2–3 лет» Немаловажную роль в воспитании играют совместные игры детей с родителями. И от того, как мы их будем воспитывать и сколько любви в них.
Консультация для родителей «Как правильно воспитывать ребёнка в зависимости от его темперамента?» Консультация для родителей «Как правильно воспитывать ребёнка в зависимости от его темперамента?» Дорогие родители! Знаете ли Вы, какой.
Консультация для родителей «Как правильно выбрать спортивную секцию для ребёнка?» Консультация для родителей «Как правильно выбрать спортивную секцию для ребёнка?» Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, крепкими.
Консультация для родителей «Как правильно закаливать ребёнка» Все родители без исключения хотят, чтобы их дети росли крепкими и здоровыми, а для этого детей надо закаливать. Что же даёт закаливание?.
Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.
Лекция для родителей по правилам дорожного движения «Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах» Цель: организация совместной деятельности родителей и учителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры.