в каком возрасте учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального

Рабочая программа для группы раннего развития

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №13 «Дельфинчик»

на педагогическом совете

протокол № 1 от 24 августа 2017 г.

Приказом по МАДОУд/с №13 «Дельфинчик»

по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

группа раннего развития «Ангелочки »

Музыкальный руководитель Кирилина Светлана Валерьевна

Городской округ г. Бор

Цели и задачи реализации Программы.

Принципы и подходы к формированию Программы

Характеристика возрастных возможностей детей раннего возраста

2.Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения программы

2.1. Связь с другими образовательными областями

2.2.Содержание работы в группе раннего возраста

2.3.Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности

2.4.Учебный план по реализации музыкальной деятельности в группе раннего развития.

2.5. Расписание образовательной деятельности.

2.6. Здоровьесберегающие технологии, методики и приёмы, применяемые музыкальным руководителем.

2.7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

III . Организационный раздел

3.1 Материально-техническое оснащение программы.

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

3.4.1. Примерное годовое перспективно- тематическое планирование

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

То, что писал Л. С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует и технологизация жизни, в которой участвует ребёнок.

А так хотелось бы, чтобы дети жили в мире красоты, музыки, сказки, фантазии. Создать такие условия в детском саду, которые смогут обеспечить гармоничное развитие, обеспечить эмоциональный комфорт, формирование начал личности и развитие музыкальности каждого ребёнка – вот основное направление работы по данной программе. Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад №13 «Дельфинчик» (далее МАДОУ №13). Программа разработана в соответствии:

— Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг.;

— Федеральным государственным образовательным стандартом (приказ от 17 октября 2013 № 1155) дошкольного образования;

— СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 4 апреля 2014 года)

— Основной образовательной программой МАДОУ №13

Рабочая программа по музыкальному образованию дошкольников является модифицированной и составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/ Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.- СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014

Цели и задачи реализации Программы.

формирование основ музыкальной культуры дошкольников;

формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;

содействие самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей,

обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы и подходы к формированию Программы

Методические принципы построения программы:

постепенное повышение требований – заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным для успешного обучения, является чередование нагрузок с отдыхом.

сознательность и активность – для успешного достижения цели ребенку необходимо представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.

повторяемость материала. Эффективность занятий выше, если повторение вариативно, т.е. в деятельность вносятся какие-либо изменения и предлагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, что вызывает интерес, привлекает внимание детей, создаёт положительные эмоции.

наглядность – безукоризненный практический показ

Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса:

Сохранение здоровья и эмоционального благополучия, обеспечение культурного развития каждого ребенка;

Создание доброжелательной атмосферы, позволяющей растить воспитанников любознательными, добрыми, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

Использование различных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

Творческая организация музыкально-образовательного процесса;

Вариативность использования музыкально-образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Обеспечение качества музыкального развития ребенка в ходе воспитания и обучения;

Привлечение семьи к участию в культурной жизни групп детского сада и дошкольной образовательной организации в целом

Соблюдение принципа преемственности.

Характеристика возрастных возможностей детей раннего возраста

Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста. Помимо того что период раннего детства — один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения. Опережающим отмечается и социальное развитие, значительно раньше отмечается кризис трех лет.

Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем (быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне — при незрелости психофизиологических функций организма, а это повышает ранимость). Малыши в большей степени подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключиться с одной деятельности на другую, соответственно, доминантой становится процесс возбуждения и как следствие — неустойчивое эмоциональное состояние.

Взаимосвязь физического и психического развития — это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко, потому что в этот период происходит становление всех функций организма.

Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка (например: ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения: речевые, двигательные, социальные). Яркая специфика психофизиологических и индивидуальных различий (особенно в раннем возрасте важно учитывать индивидуальные, психофизиологические различия — уровень активности, регулярность биоритмов, степень комфортности при адаптации любого вида; настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности, отвлекаемость, упорство и внимание).

Этому возрасту свойственно удовлетворение ребенком естественных психофизиологических потребностей:

— потребности в эмоциональном контакте;

— потребности во взаимодействии и общении со взрослыми (контактное общение в 2—3 месяца; познавательное общение в 3—10 месяцев; вербально- невербальное общение в 10 месяцев—1,5 года; игровое и деловое общение в 1,5—3года).

Специфичностью проявления нервных процессов у ребенка являются:

— легкость выработки условных рефлексов, но при этом же — сложность их изменения;

— повышенная эмоциональная возбудимость;

— сложность переключения процессов возбуждения и торможения;

— повышенная эмоциональная утомляемость.

Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что

выражается в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов.

На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7—8 см, прибавка в весе составляет 2—2,5 кг. Дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий, но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников.

Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр.

В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.

На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они

начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова,

придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение

Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников.

Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того,

познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.

Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения Программы

Ребёнок к 3-м годам:

Может подолгу и заинтересованно слушать детские песенки, несложные музыкальные пьесы, радостно отзывается на знакомую мелодию;

Может различать музыкальные звуки по высоте, длительности, тембру, силе звучания;

Любит петь знакомые песни, в зависимости от речевого развития может спеть всю песню (или один куплет) или подпевать отдельные фразы;

С удовольствием танцует, играет под музыку; выполняет под музыку несложные движения, меняет их в соответствии с изменением характера или под текст.

Система оценки результатов освоения Программы

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Процедура отслеживания и оценки результатов развития музыкальности детей проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).

Образовательный процесс по реализации направления «Музыка» строится на основе рабочей программы, которая разработана с учетом следующих положений:

-весь материал программы, ее репертуар и организация детской деятельности отвечают современным требованиям педагогической науки и практики;

-постепенно и последовательно проходит процесс формирования музыкальных интересов ребенка, его способностей;

-осуществляется преемственность музыкального развития ребенка на разных возрастных этапах с целью планомерной подготовки его к школе.

Музыкальный репертуар соответствует художественно-педагогическим требованиям:

-единства содержания и музыкальной формы;

-соответствия всем видам детской музыкальной деятельности;

-доступности восприятия и исполнения детьми.

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) выступает как основная форма организации воспитания и развития детей, в которой участвуют все дети того или иного возраста. НОД проводится в соответствии с рабочей программой по всем видам музыкальной деятельности и включает в себя чередование следующих видов деятельности:

Слушание (восприятие) музыки,

Игра на детских музыкальных инструментах,

Материал программы распределяется по всем видам деятельности и соответствует особенностям возрастной группы.

Музыкальная непосредственно образовательная деятельность состоит из трех частей:

1. Вводная часть. Музыкально – ритмические упражнения.

Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в танцах, плясках, хороводах.

Цель : побуждать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно – музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать.

Подпевание и пение.

Цель: развивать вокальные задатки ребенка, побуждать чисто интонировать мелодию без напряжения в голосе, а так же начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.

В основную часть занятий включаются и музыкально – дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально – сенсорных способностей.

3. Заключительная часть.

Цель : доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них.

Кроме НОД образовательный процесс по реализации рабочей программы «Музыка» включает в себя следующие формы:

Использование музыки в ходе режимных моментов

В утренние часы приёма детей,

На утренней гимнастике,

В игровой деятельности,

Перед дневным сном,

Во время праздников и развлечений;

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности детей в детском саду и дома,

Совместная музыкальная деятельность детей с воспитателем,

Мероприятия (праздники, вечера досуга, спектакли)

2.1. Связь с другими образовательными областями

развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности ; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация

развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи; использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества

«Социально – коммуникативное развитие»

формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности

развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания музыкальных примеров, закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

Ребёнок 3-го года жизни с удовольствием слушает музыку и эмоционально реагирует на неё. Но слушать он может в течение непродолжительного времени, поэтому малышу необходимо постоянно чередовать активную и спокойную деятельность, только таким образом он может слушать одну и ту же музыку, песню несколько раз или прослушивать разные песенки.

В этом возрасте ребёнок способен различать звуки высокого и низкого регистров (медведь- птичка), детские инструменты по тембру (колокольчик, дудочка).

Ребёнок всё более активно включается в пение: подпевает отдельные слоги, слова, звукоподражания.

Большой популярностью у ребёнка пользуются пляски под музыку. Он с удовольствием исполняет пляску под песни, выполняет несложные движения: топает, машет руками, полуприседает, качает головой.

Задачи музыкального воспитания и развития детей третьего года жизни:

— развивать устойчивое отношение к музыке и интерес к музыкально-исполнительской деятельности, воспитывать потребность в восприятии музыки;

— продолжать обогащать слуховой опыт, музыкально-сенсорные эталоны;

— активно развивать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение её выражать в разных видах художественной деятельности: речевой, двигательной, игровой, изобразительной;

— приобщать ребёнка к основным видам музыкальной деятельности: слушанию(восприятию) музыки, элементарному исполнительству, подпеванию несложных песен, выполнению несложных танцевальных и игровых движений под музыку;

— активизировать музыкальную память и музыкальное мышление;

— развивать элементарное детское творчество, способность к музыкальной импровизации.

2.3. Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *