в каком возрасте у детей начинают формироваться игры с правилами ответ на тест
В каком возрасте дети начинают следовать правилам игры?
Как полагает Пиаже, высшим достижением игры является тот момент, когда дети не только придумывают правила, но и следуют им. В сюжетно-ролевой игре дети создают правила и обговаривают их со своими друзьями. Таким образом они учатся играть вместе. Но настольные и спортивные игры не дают детям возможности создавать правила по своему желанию. Каждому, кто пытался играть в карты с 3-летним ребенком, эта ситуация хорошо знакома! Похоже, малыши просто придумывают правила на ходу и ожидают, что вы будете следовать их фантазии. Таким образом ребенок, используя эту блестящую стратегию контроля над игрой, всегда выходит из нее победителем.
Однако игры большого мира гораздо сложнее, и каждое правило – это часть более масштабной системы фиксированных правил. Годами наблюдая игру детей на футбольном поле, некоторые из нас до сих пор еще не выяснили всех тонкостей подачи углового! В каком же возрасте развитие ребенка делает его готовым к тому, чтобы примириться с идеей команды и наличия правил? В этих сложных играх главное – понять не только то, что полагается делать вам, но и что делает и может сделать в следующий момент человек рядом с вами. Нужно уметь предвидеть возможные действия игрока команды противника.
В общем, ребенку приходится усвоить, что при игре надо ногой посылать мяч вперед, но если будешь делать только это, никакой игры в футбол не получится. Любой, кому случалось наблюдать игру команд 4-5-летних футболистов, согласится с таким наблюдением: когда мяч катится по полю, целая толпа ребятишек из обеих команд одновременно пытается ударить по нему. А больше всего веселья приносят моменты, когда одна из команд забивает гол в собственные ворота, – какие уж тут правила! Лишь к 7–8 годам дети действительно усваивают правила и начинают играть в соответствии со стратегией и планом. То же можно сказать и о настольных играх. Простые игры, с которых дети начинают, требуют только передвижения вперед и назад, в зависимости от того, какое количество очков выпало на игральной кости. Это правило наши дети в состоянии усвоить, поэтому они обожают играть, и еще раз играть, и снова играть, а когда мы от скуки уже зеваем до слез – выпрашивать «еще один последний разок».
Подвижные игры: благотворное влияние беготни
Что первым приходит на ум, когда мы задумываемся об игре? Свежий воздух, солнышко, игровая площадка и беготня. Именно так большинство из нас проводили время в детстве до того как из соображений безопасности (не говоря уже о судебных процессах) многочисленные горки и качели из общественных парков убрали. Многие из нас, даже если мы росли в городах, могли свободно гулять повсюду с друзьями, играя в классики и различные игры с мячом. А вы, будучи ребенком, когда-нибудь задумывались о том, как получается, что дети в самых разных городах и странах знают правила одних и тех же игр? Мы задумывались.
Почему, даже когда вы едете в гости к бабушке и дедушке в другой город, малыши, живущие по соседству с ними, умеют играть в ладушки так, как вы играете дома? Дети повсюду играют в одни и те же игры в одном и том же возрасте, потому что игра – это зеркало детского мышления и моторных способностей. Игра меняется со временем, набирая сложность в предсказуемом процессе развития, по мере того как изменяются физические и ментальные способности детей. Как 3-летний ребенок не может прыгать на одной ножке и играть в классики, так 5-летний не может повторить длинную последовательность рифмованной чепухи, которую произносит при игре в ладушки. Ну никак не может малыш-трехлетка играть в спортивные игры, подчиненные строгим правилам!
Конечно, существует множество разновидностей игры. Понаблюдайте за 4-летней Джилл, которая играет с моделью железной дороги, соединяя друг с другом различные элементы полотна, чтобы путь получился интересным. Она тренирует свои моторные навыки (работает пальцами). А вот ее 2-летняя сестра Саманта, которая забирается в углу комнаты на стол, проверяет свои первичные моторные навыки (владение туловищем, ногами и руками). Подвижные, активные игры занимают важное место в жизни наших детей и чрезвычайно важны для их развития, поскольку ребята получают удовольствие от того, что испытывают свои способности, узнавая, насколько хорошо получается владеть своим телом, и практикуясь в разнообразных навыках.
Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 475 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Особенности игры на разных возрастных этапах
Лазарева Елена
Особенности игры на разных возрастных этапах
Тема: Особенности игры на разных возрастных этапах.
Игра непросто играет важную роль в развитии детей, она является ведущим видом деятельности, в которой происходит развитие ребенка. Игра – форма активного психического отражения ребёнком окружающего мира. В игре происходит физическое и психическое развитие ребенка.
Именно в игре развиваются психические процессы, и появляются важные психические новообразования, такие как: воображение, ориентация в мотивах деятельности других людей, способность к взаимодействию со сверстниками.
В играх у детей формируется внимание, активизируется память, развивается мышление, накапливается опыт, совершенствуются движения, создается межличностное взаимодействие. В игре впервые возникает потребность в самооценке, которая представляет собой оценку своих способностей по сравнению со способностями других участников.
Ролевые игры знакомят с миром взрослых, уточняют знания о повседневной деятельности, позволяют быстрее и глубже усваивать социальный опыт. Значение игры настолько велико, что её можно сравнить только с обучением. Разница в том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, и без неё даже процесс обучения становится невозможным.
Мотив игры не в результате, а в самом процессе. Ребенок играет, потому что ему интересен сам этот процесс. Сущность игры в том, что дети отражают в игре различные стороны повседневной жизни, уточняют свои знания и осваивают различные субъектные позиции.
Но игра подразумевает не только выдуманные отношения (дочки-матери, продавец и покупатель и др., но и реальные отношения друг к другу. Именно в игре появляются первые симпатии, чувство коллективизма, потребность в общении ос сверстниками. В игре развиваются психические процессы.
Игра оказывает постоянное влияние на умственное развитие ребенка. Действуя с предметами-заместителями, ребенок наделяет его новым названием и действует с ним в соответствии с названием, а не по прямому назначению. Предмет-заместитель является опорой для мыслительной деятельности. Действия с заместителями служат основой для познания реальных предметов.
Процесс мышления связан с памятью, так как мышление опирается на опыт ребенка, воспроизведение которого невозможно без образов памяти. Ребенок получает возможность преобразования мира, он начинает устанавливать причинно-следственные связи.
Игра в первую очередь влияет на развитие памяти. Это неслучайно, так в любой игре у ребенка появляется необходимость в запоминании и воспроизведении информации: правила и условия игры, игровые действия, распределение ролей. При этом проблема незапоминания просто не возникает.
Развитие памяти происходит на протяжении всего дошкольного возраста и продолжается в дальнейшем.
Игра требует от ребенка сосредоточенности, совершенствуя внимание: произвольное и непроизвольное. У ребенка появляется необходимость сосредоточения при определении игровых правил и условий.
Кроме того, некоторые дидактические и подвижные игры требуют от ребенка внимания на протяжении всей игры.
Потеря внимания непременно приведет к проигрышу или недовольству своих сверстников, что сказывается на его социальном статусе.
Ролевые игры интерпретируются в принятии на себя роли соответствия ей. Поведение ребенка, его действия и речь должны соответствовать роли.
Чем больше развито воображение, тем интереснее и сложнее становятся образы, создаваемые ребенком. При этом сверстники часто дают друг другу независимую оценку, распределяя роли так, чтобы всем было интересно играть.
Это означает одно: проявление воображение приветствуется, а, значит, происходит его развитие.
Родители должны знать, что ребенок нуждается в игре, это ведущий вид его деятельности, а, следовательно, нужно создавать условия для игровой деятельности детей и развития самой игры. Главное – выбирать игры для детей таким образом, чтобы они несли развивающее значение.
С 1 года до 3 лет. Раннему детскому возрасту свойственна предметно-манипуляционная деятельность. Малыш учится общаться и пользоваться окружающими предметами с помощью общепринятых правил. Освоение предметов происходит с поддержкой взрослых, которые показывают принцип работы с этим предметом.
Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать.
В этот момент психологического развития и деятельности ребенка появляется первый кризис — «Я сам» (я личность).
Речь обогащается словарным запасом и выстраивается в предложения.
С 3 до 5 лет. Сюжетно-ролевая (игровая) деятельность является основой этого временного периода. В игре малыш осознает многообразие социальных взаимоотношений и функций в различных ситуациях. Проигрываемые сюжеты из жизни взрослых для ребенка приобретают особые свойства. Он учится замещать предметы, представляя себе функции настоящего объекта. Также малыш активно принимает роль в своем инсценированном сценарии.
Параллельно развиваются наглядно-действенное (наглядно-образное) мышление, произвольность, принятие правил нравственности, чувства и переживания.
Родители, занимайтесь с малышом пересказыванием различных жанров литературы.
Речь — становится более сложной в структуре предложений.
С 5 до 7 лет. Этот возраст играет важную роль в подготовке к школе.
Появляется Игра с правилами. На этом этапе детей интересует не просто роль как таковая, но и то, насколько реалистично она выполняется. Мотив игры сдвигается с процесса на результат («играть в больницу», «играть в парикмахерскую»).
Развитие игры идет от ее индивидуальных форм к совместным : с возрастом растет состав участников игры и длительность существования игрового объединения.
Младшие дошкольники чаще играют в одиночку, но уже у 3-летних детей фиксируются объединения группами в 2—3 ребенка. Продолжительность такого объединения коротка (всего 3-5 минут, после чего дети одной группы могут присоединиться к другим группам. За 30-40 минут наблюдения за игрой малышей можно зафиксировать до 25 таких перегруппировок.
К 4—5 годам группы охватывают от 2 до 5 детей, а продолжительность совместной игры здесь доходит до 40-50 минут (чаще около 15 минут). Обычно игра начинается одним ребенком, а затем к нему присоединяются другие. Дети уже могут согласовывать свои действия, распределять роли и обязанности.
У детей 6—7 лет уже есть предварительное планирование игры, распределение ролей до ее начала и коллективный подбор игрушек. Группы в игре становятся многочисленными и долговременными (иногда дети способны играть одну игру в течение нескольких дней, сохраняя игрушки и игровое пространство). Игровые отношения всё больше соотносятся с образцом отношений людей («Маму надо слушаться»). В ходе игры может принимать другую роль (если не хватает играющих, затем возвратиться к своей.
Игровые действия свертываются: иногда дети долго обсуждают, но не приступают к игре. К концу возраста игра порождает потребность в настоящей общественно значимой деятельности – это предпосылка для перехода к учению.
Консультация на тему «Особенности организации театрального центра в разных возрастных группах» Центр театрализации — это часть развивающей среды в оснащении группы, призванная сплотить ребят общей игровой деятельностью, в которой они.
Консультация в помощь педагогам «Задачи планирования игры в разных возрастных группах» Консультация в помощь педагогам «Задачи планирования игры в разных возрастных группах» подготовила воспитатель Шаповалова Евгения Викторовна.
Методика словарной работы в разных возрастных группах Словарная работа в детском саду, это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. В период.
Методики проведения подвижных игр в разных возрастных группах Программное содержание: Важнейшие образовательные ориентиры: • обеспечение эмоционального благополучия детей; • создание условий для формирования.
Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах Главная цель дошкольного образования создать все условия гармоничного развития ребенка. Решить задачу сплочения детского коллектива помогает.
Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах Консультация «Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах» Театрализованная деятельность является.
Особенности экспериментирования в разных возрастных группах Особенности экспериментирования в разных возрастных группах. Не бывает форм экспериментирования, специфических для той или иной возрастной.
Ознакомление детей разных возрастных групп с насекомыми Ознакомление детей разных возрастных групп с насекомыми Программа по ознакомлению с природой определяет объём сведений и представлений,.
Игры с правилами в дошкольном возрасте
Марина Фурсова
Игры с правилами в дошкольном возрасте
«Для ребят дошкольного возраста игрыимеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего» Н. К. Крупская
С точки зрения ребенка, игра — это получение максимального удовольствия от жизни.
С точки зрения специалиста, игра- это ведущий в детском возрасте вид деятельности, который дает ребенку возможность развиваться.
В чем воспитательная ценность игр с правилами?
В исследовании Е. Е. Кравцовой (1996) определено, что игра с правилами учит детей договариваться, уступать друг другу, продолжать действие, начатое другим ребенком, вступать как в сотрудничество, так и соперничество с другими детьми. Такие игры способствуют становлению нормативной регуляции поведения – контролю выполнения правил, стремлению к успеху в достижении результата, способности «пережить неудачу» и принять успех сверстника (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, 1999).
В исследовании А. В. Третьяк (2006) доказано, что в играх с правилами происходит развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, которое характеризуется эмоционально-положительной направленностью, самостоятельностью организации в соответствии с правилами игры и нормами общения, творческой активностью.
Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах (с ведущим или партнером, то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным.
Почему детям важно научиться играть в игры с правилами?
В чем особенность игр с правилами?
Сущность данного вида игр составляет наличие открытых правил, состязательных отношений между играющими и результата – выигрыша.
В самостоятельной деятельности детей игра с правилами появляется к старшему дошкольному возрасту, но основа для нее закладывается гораздо раньше.
В образовательном процессе детского сада используются следующие игры с правилами:
Игры-состязания
Типы игр с правилами
игры с правилами «на удачу», в которых выигрыш не зависит от умственной или физической компетентности ребенка (по типу лото, гусёк);
игры с правилами, основанные на умственной компетентности ребенка (например, игры-головоломки, лабиринты);
игры с правилами, основанные на физической компетентности ребенка (например, подвижные игры соревновательного типа);
Какие существуют виды правил?
Нормативные правила (или нормативные способы регуляции совместной деятельности, реализующие моральный принцип справедливости «играть надо честно») – формы жребия, очередность.
Собственно игровые правила (конкретные предписания, определяющие действия участников в каждой игре — регламент действий участников).
Правила установления выигрыша — определения победителя, которые позволяют зафиксировать первенство одного из играющих («Тот, кто раньше всех…тот выигрывает», «Кто больше всех, тот выигрывает»).
Структура игры
Выбор игры (выбор воспитателя, по желанию детей)
Сбор детей на игру (по условному сигналу, с помощью «зазывалок», с помощью посыльных)
Обсуждение правил игры
Установка на выигрыш (постановка задачи)
Распределение функций между участниками (очередность, жеребьевка, считалка)
Игровой цикл (ход игры)
Завершение цикла игры, определение выигравшего;
Переход к новому игровому циклу.
Общая схема процесса развертывания игры с правилами
Играющие занимают равные исходные позиции, то есть функциональные места в игрe распределяются с равной для всех возможностью.
Разворачивается игровой цикл, то есть реализуются конкретные действия, предполагаемые игpoй.
Завершается цикл опpeделением выигравшего.
Для повторения игрового цикла внoвь определяются исхoдные пoзиции играющих.
Распределение функций между участниками
Считалки – жеребьёвки, с выбором (деление на пары или команды);
Считалки-заменки (замена последней строчки);
Этапы формирования игры с правилами
1.этап: начальный этап, осваиваемый ребёнком в младшем
дошкольном возрасте — реализация поочерёдного взаимодействия со сверстником, например, катание машинки друг другу. Средством формирования на этом этапе является образец, продемонстрированный взрослыми. На этом этапе ребёнок добровольно подражает образцу, ему предложенному, и в этом заключается соблюдение правила.
2.этап: освоение детьми специфической характеристики игры с правилами-установки на выигрыш. Средством формирования на этом этапе служит совместная игра взрослого с детьми, включающая уже полную схему игры с правилами. Играя с детьми, взрослый отчётливо выделяет для детей принципиально важные моменты построения игры: реализация цикла, фиксация выигрыша, переход
к следующему циклу и т. д.
3.этап: создание условий для придумывания детьми правил
самостоятельно, и соглашения относительно их соблюдения, с сохранением при этом всех специфических черт игр с правилами (выигрыш, цикличность и т. д.).
Становление совместных игровых действий по правилу у детей 2,5 – 4 лет.
Задачи формирования игры:
— формировать общие схемы взаимодействия, умение произвольнодействовать по 1-2 простым правилам.
Стратегия поведения взрослого:
-втягивать детей в игру выступая заинтересованным участником, задающим образец действий и одновременно ведущим игру, подающим сигнал к действию.
Тип игры с правилами:
простые подвижные игры с действиями по правилу (сигналу)
игры с поочерёдными простыми результативными действиями с игровым предметом.
Эффективная тактика формирования игры с правилами
в работе с детьми 2,5 —4 лет:
включать в игру 1-2 детей или небольшие подгруппы (по желанию)
занимать в игре позицию участника, проявляющего интерес к игровым действиям и их результатам
использовать эмоциональные образцы игрового взаимодействия взрослых или старших детей
усиливающие привлекательность игры для ребёнка.
— включать всех детей группы во фронтальную игру как в
занимать отстранённую позицию организатора и контролёра за действиями детей
— использовать только вербальные объяснения правил игры без демонстрации игрового поведения.
Освоение общей схемы игры с правилами детьми 4 – 5 лет.
Задачи формирования игры:
-формировать представление о выигрыше, установку на него, умение использовать правила определения выигрыша, умение взаимно контролировать соблюдение правил в игре.
Стратегия поведения взрослого:
— выступать заинтересованным участником игры, равноправным партнером демонстрируя стремление к выигрышу, задавая образец контроля за соблюдением правил.
Тип игры с правилами:
— настольные игры на удачу, максимально освобождённые от
сюжетного контекста (лото, «гусёк»);
— игры с результативными действиями на ловкость с элементами удачи, где легко сопоставляются результаты участников для определения выигрыша.
Эффективная тактика формирования игры с правилами
с детьми 4,5 — 5,5 лет:
участвовать в игре, занимая позицию заинтересованного партнёра
для формирования установки на выигрыш втягивать детей в совместную деятельность, используя игры на удачу
в используемых играх сводить к минимуму сюжетный контекст (сюжетное поле для «гуська», сюжетные картинки в лото, который уводит детей в сюжетную игру и затушёвывает специфические особенности игры с правилами
— в каждой новой игре специально подчёркивать правила
установления выигрыша, акцентировать момент определения результата (кто выиграл, кто проиграл) в каждом коне игры;
включаясь в игру, играть с детьми несколько конов подряд, чтобы дети могли усвоить правила перехода от одного цикла к другому с перераспределением функций, а также, чтобы большинство участников побывали в позиции как выигравшего, так и проигравшего и никто не чувствовал себя ущемлённым
-в игре с детьми использовать при перераспределении функций между циклами главным образом правило: «Кто выиграл, тот. (ходит первым, становится ведущим и т. п.)», подчёркивая тем самым значимость выигрыша для дальнейшей игры, используя его как внутренне присущую игре с правилами награду победителю, дающую ему преимущественные права в следующем коне.
— занимать позицию лишь организатора игры, предоставляя
детям лишь игровой материал;
— вводить представление о выигрыше, используя сразу
смешанные типы игры с правилами, требующие физической
и умственной компетенции;
стараться усилить привлекательность игры с правилами для детей не за счёт её самой, а за счёт обрамляющего её сюжета
в новых играх останавливать внимание детей на конкретных правилах действия, требовать их соблюдения без выделения правил определения и момента выигрыша
прекращать совместную игру с детьми после первого кона
считая это достаточным и предоставляя их самим себе;
— в ходе перераспределения функций при переходе от одного
цикла игры к последующему предлагать детям только правило очерёдности («Все будут ведущими по очереди» или «Сейчас Петя ходит первым, а в следующий раз Маша будет первой» и т. п., снижая тем самым установку на выигрыш и его ценность для детей.
Пути усложнения игры с правилами у детей 5 – 7 лет.
На 6 г. ж. у детей повышается значимость выигрыша, формируется умение придумывать новые правила игры и согласовывать их. Взрослый, участвуя в игре, демонстрирует детям, как можно изменять игровые правила. Необходимость в изменении правил появляется тогда, когда в наборе для настольной игры отсутствует один из необходимых элементов (например, кубика, при помощи которого определяется количество шагов фишки в играх гусёк). Для стимулирования правилотворчества детям может быть предложен новый незнакомый материал, при этом воспитатель занимает позицию «незнающего правил». Эффективным средством является объединение в одном наборе элементов разных игр (например, карточек от лото и кубика от игры гусёк). Придуманные детьми правила являются более ценными для них, чем готовые правила, усиливают взаимный контроль их соблюдения.
В любом возрасте детям должен быть предоставлен материал и время для самостоятельных игр с правилами без непосредственного участия взрослого. Критерием эффективной организации игр с правилами выступает нарастание детской самостоятельности в них, возможности взаимодействовать со сверстниками и организовать свой досуг.
В процессе создания новых игр существуют средства:
полифункциональный игровой материал, стимулирующий творческую активность детей (отсутствие существенного элемента в игре);
Внесение незнакомого игрового материала;
Разнообразить правила действия с дидактическими целями (ход в игре по сумме двух бросков кубика, удваивать сумму выпавших очков, сокращение сроков выполнения действий);
Усложнение правила игры за счет внесения в них «запретов»
Использовать в игре с правилами новые формы организации ее участников;
Вводить в уже известную игру элементы творческой активности (усложнять придуманными детьми новыми правилами).
Стимулирование развития «правилотворчества» и создание игр «с нуля».
Систематическая работа по формированию игры с правилами, не только способствует общему развитию детей, но и существенно облегчает их подготовку к обучению в школе, где становятся особенно важными, с одной стороны, умения подчиняться обязательным нормам и правилам, с другой – проявлять творческую активность, а также умение принимать временную неудачу, не отказываясь от попыток достичь успеха в дальнейшем.
Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду» «Мы играем в детском саду» (РППС: сюжетно-ролевые игры) Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ.
Конспект совместной деятельности «Ознакомление детей в возрасте 2–3 лет с правилами пожарной безопасности» Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка в первой младшей группе: «Ознакомление детей в возрасте 2 – 3 года с правилам пожарной.
Конспект занятия по ознакомлению детей в возрасте 2–3 года с правилами перехода проезжей части «Учимся переходить дорогу» Воспитатель Горюнова Ольга Владимировна Тема: «На дорогу ты смотри и в беду не попади!». Цель: Формирование первичных знаний о правилах.
Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.
Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» Консультация для педагогов «Роль игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» В игре, как во всякой деятельности детей,.
Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.
Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.
Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.
Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.