в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображение

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте

в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображение. Смотреть фото в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображение. Смотреть картинку в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображение. Картинка про в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображение. Фото в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображение Светлана Рябуха
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте

В 3 года воображение начинает развиваться, и прежде всего в игре. Первые его проявления связаны с обыгрыванием предметов. Малыш действует с одним предметом, а воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместо мыла, стул – это машина, на которой дети путешествуют, и т. д.

К 4 годам проявления воображения ребенка можно наблюдать не только в игре, но и на занятиях. В этом возрасте большинство детей осваивают первое творческое действие – «опредмечивание», которое состоит в том, что малыш превращает заданный элемент действительности в какой-либо предмет. Так, например, ребята младшей группы с удовольствием участвуют в игре «Какая игрушка?».

Игра состоит из набора карточек, на каждой из которых нарисована фигурка, представляющая собой схематическое изображение нескольких игрушек или предметов.Детям предлагается ответить на вопрос: на что похожа каждая картинка. В 4 года дошкольники обычно могут придумать предметы ко всем или к большинству картинок, причем многие называют несколько предметов, подходящих к одной картинке. Четырехлетнего малыша можно также попросить продолжить незаконченную сказку, обычно ребята дополняют ее несколькими предложениями.

К 5 годам действие опредмечивания продолжает оставаться основным при выполнении ребенком заданий, требующих от него проявления воображения. Однако в этом возрасте заданный элемент действительности не просто превращается в некоторый предмет, но и наполняется деталями. В частности, это проявляется при выполнении заданий на дорисовывание незаконченных изображений. Ребенку предлагается несколько карточек, каждая из которых содержит незавершенное схематическое изображение предмета или геометрическую фигуру. Изображение расположено так, что остается место для дорисовывания.

Детей просят дорисовать каждую фигуру так, чтобы получилась интересная картинка. В 5 лет ребята могут дорисовать большинство или даже все картинки, при этом полученные изображения представляют собой не просто схему предмета, а рисунок, наполненный деталями. Однако следует отметить, что выполнение данного задания в большой степени зависит от навыков рисования. В 5 лет дети могут сочинить сказку или историю на заданную тему, т. е. выполнить самостоятельное творческое задание, однако нельзя требовать этого от всех детей данного возраста. Придуманные сказки в основном небольшие по объему и не очень оригинальные – часто они представляют собой вариации знакомых сказок.

В 6-7 лет большинству детей доступно сочинение сказок и историй, которые становятся более последовательными, оригинальными, чем в младшем возрасте, часто имеют законченный сюжет. Выполняя творческие задания, дети могут использовать новый способ – «включение», –который заключается в следующем: заданный элемент действительности является отправной точкой воображения ребенка, некоторой частью созданной им композиции, а не центральным элементом, как при способе «опредмечивание». Так, например, если старшему дошкольнику предложить дорисовать кружок, он может не только нарисовать солнышко или яблоко (так сделал бы малыш, а создать композицию – футболист бьет по мячу, т. е. заданный элемент – кружок – превращается в мяч, не являющийся смысловым центром картины.

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его,поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников. Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия, например в речевой.

Важным моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматривает их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует проблему с разных точек зрения.

Укажем особенности развития воображения в дошкольном возрасте (вывод):

воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

— оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

— ребёнок осваивает приемы и средства создания образов;

воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

ДИАГНОСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Методика «Где чье место?»

Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.Для проведения этой методики-игры используется следующий рисунок:

Отдельно вырезаются кружки-вставки:

Инструкция: «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные» места. Объясни, почему они там оказались».Оценка: в зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.

Первый уровень: дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места,а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на «чужие» места, то малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же удается добиться от ребенка каких-то объяснений,то они будут шаблонны и стереотипны: «Кошка на клумбе потому, что она спряталась», «Собака в пруду потому, что она спряталась» и т. п.

Второй уровень: особых проблем при выполнении этого задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, как только экспериментатор попросит рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере малыши стараются это доказать.

Третий уровень: дети без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше увидеть изображение, прищуриваются и т. д.

Методика» Солнце в комнате»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности ребенка превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации. Для занятия необходимо подготовить картинку с изображением комнаты, в которой находится солнце и человек. Также понадобится карандаш.

Психолог показывает картинку ребенку. Дошкольник должен перечислить все, что он видит на картинке. После того, как он все перечислил, психолог предлагает обратить внимание на солнце в комнате. Есть ли здесь ошибка? Как можно исправить картинку, чтобы она была правильной?

Ребенок может воспользоваться карандашом или обойтись устным комментарием.

В ходе обработки данных учитываются ответы ребенка:

· Отсутствие ответа – один балл.

· Формальное устранение несоответствия (закрасить солнце, стереть его) – два балла.

· Более «сложное»устранение несоответствия: простой ответ (нарисовать в другом месте – на улице) – три балла, сложный ответ (переделать рисунок – превратить солнце в лампу) – четыре балла.

· Конструктивный ответ (разделить несоответствующий элемент с другими,сохранив условия ситуации: нарисовать окно, нарисовать вокруг солнца рамку) – пять баллов.

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Упражнение 1. «На что похожи наши ладоши»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственные ладошки и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

Упражнение 2. «Волшебные кляксы».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходства изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить ребенку капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

Ситуация. Мама Пети (3 года) любила рисовать и хотела, чтобы сын точно воспроизводил ее рисунки. Так, она нарисовала огородную лейку. Петя увидел в рисунке мамы рыбу с раскрытым ртом.Мама сказала: «Не говори глупостей, это лейка. Нарисуй теперь ты».

Проанализируйте поведение мамы с точки зрения развития творческих способностей сына.

Решение. Рассмотренный в ситуации подход мамы к изобразительным возможностям сына не развивает его творческое воображение, а, наоборот, подавляет, угнетает это ценное качество растущего ребенка. Точное копирование рисунков не формирует творческого подхода к изобразительной деятельности. Детские фантазии, кажущиеся взрослым такими далекими от реальной жизни, на самом деле являются зародышем творчества.

Вопрос. При каких условиях конструирования развивается творческое воображение ребенка?

Ответ. Конструирование в большей мере способствует развитию творческого воображения. Дети по-новому используют строительный материал. Сначала они опираются на непосредственно воспринимаемые предметы, потом планируется постройка, сопоставляются различные детали,

причем ребята активно комментируют процесс создания конструкции.

В старшем дошкольном возрасте дети могут заранее планировать замысел (на основе заданных условий, целенаправленно реализовать его. К 6–7 годам при целенаправленном развитии воображения ребенок осваивает основные способы создания построек, получает свободу при оперировании этими способами, может использовать их различные комбинации.

в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображение. Смотреть фото в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображение. Смотреть картинку в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображение. Картинка про в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображение. Фото в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображениеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображение. Смотреть фото в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображение. Смотреть картинку в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображение. Картинка про в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображение. Фото в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображениеХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Источник

В каком возрасте у детей интенсивно развивается воображение

На самом деле, с рождения каждый малыш изначально одарен способностью фантазировать, творить, воображать. Но со временем «добрые» папы и мамы решают, что их ребенку все это не нужно. Потому они начинают усиленно развивать в них логику, аналитику, обучать «полезному и нужному для нашей суровой жизни».

Но это в корне не правильно. Несомненно, человек имеющий множество полезных знаний и навыков в жизни, какой бы суровой она не была, не пропадет. Но и хорошо жить не будет.

Следовательно, развивая воображение своего малыша, подпитывая его фантазию, мы даем ему удивительный шанс стать уникальным человеком.

Способность принимать нестандартные решения

В конце концов, не важно, какую профессию он выберет, и в какие жизненные ситуации будет попадать. Развитое воображение позволит принимать нестандартные решения. А также выделять нюансы, незамеченные другими, смотреть на любую проблему как бы в 3-D формате.

Таким образом, уважаемые родители малыша-дошкольника, именно сейчас у вас есть выбор: сделать все по правилам.

Итак, помните, что «без воображения, нет соображения» (народная мудрость).

Воображение – какое оно бывает?

Исследования

На самом деле, вы даже не представляете, какое огромное количество научных трудов написано на данную тему!

Более того, маститые кандидаты и профессора от педагогики и психологии не устают бесконечно развивать эту тематику.

Практически все исследования в области детского воображения направлены на изыскание новых методов его развития, и на то, как ускорить этот процесс. Так как всем не терпится запихнуть в детскую головку как можно больше «полезностей».

Наконец, существуют некоторые незыблемые определения: виды воображения и его развития в разновозрастной период ребенка. И для того чтобы идти дальше, нужно разобраться именно с этими понятиями.

Виды фантазии

Здесь все просто. Так как маленькие дети не имеют значительного опыта или знаний в каких-либо областях. Поэтому все, что они могут на фантазировать это либо то, что было рассказано взрослыми (другими детьми), либо прочитанным в детских книжках. Вот самое простое разделение таких фантазий:

Примером репродуктивной фантазии становится перевоплощение в сказочного персонажа. Часто такое происходит после прочитанной книжки или просмотренного мультика.

При этом ребенок, играя в какого либо героя, только сначала берет прообраз своего персонажа.

Потом добавляет столько своего и нового, что родители только удивляются: «откуда, что берется, сказка-то была совсем о другом!».

Категории воображения

Итак, в данном вопросе нас в первую очередь волнует развитие активной разновидности воображения. А оно в свое время подразделяется на несколько категорий:

На самом деле последние подвиды достаточно условны, например, в двигательной форме (танце) можно выразить и музыкальные, и эмоциональные и любые невербальные образы.

Все вышеописанное – краткая теория. Заучивать ее не обязательно, но она дает нам основные понятия, которые пригодятся в дальнейшем.

Воображение ребенка и возраст

В качестве иллюстрации, рассмотрим развитие воображения у ребенка дошкольного возраста на разных временных этапах и его особенности.

От 2.5 до 3 лет

До этого времени малыш «наблюдал», накапливал знания (в т. ч. и языковые), умения и навыки. И вот теперь настал его час!

Если показать ребенку принцип игры «в куклы», «машинки», «магазин», «больницу» и прочее, фантазия получит первый толчок к развитию.

Малыш сначала будет проигрывать уже знакомые ситуации, а потом вносить в них свой эмоциональный настрой (радость, удивление, злость и т. д.).

Итак, задача родителей – научить ролевым играм.

До 5 лет

Родители усложняют задачу, добавляя конструкторы, рисование (не отдельных элементов – домик, дерево, цветочек, а целых композиций, например, «нарисуй лето», «нарисуй поляну», «нарисуй улицу»), рассказывание ребенком историй и сочинение сказок.

Тем не менее, малыш должен точно понимать, где реалистичная история, а где волшебная сказка.

До 7 лет

Очень важный и ответственный для родителей этап. Именно сейчас, когда ребенок заканчивает детский сад, на него возложена ответственность по подготовке к школе, а далее – новый коллектив, новые правила, новые высокие требования.

При этом воображение развито настолько, что достаточно, какого либо предмета, чтобы построить вокруг него целый мир.Мир, в котором будут свои правила, свои критерии «хорошо» и «плохо», в нем не будет психологического давления и слов «ты должен».

И именно сейчас важно не дать ребенку уйти в этот воображаемый, фантазийный мир. Ко всем изменениям ребенка нужно готовить постепенно, одновременно показывая как хороша реальность и преимущества взрослой, школьной жизни.

Советы родителям

В контексте вышесказанного интересен подход детских психологов к такому явлению, как «воображаемый друг». Обычно родители страшно пугаются, столкнувшись с таким «другом» своего ребенка, и начинают усиленно принимать меры к его ликвидации.

С другой стороны психологи уверяют, что воображаемый друг 5-летнего ребенка это не то же самое, что и такой же друг у 40-летней женщины. Но это уже тема для отдельного разговора. А мы возвращаемся к развитию воображения дошкольников.

Даже если родители считают, что их ребенок обязательно должен развиваться во всех отношениях быстрее сверстников, они все равно должны учитывать возрастные ограничения. Следовательно, задача пап и мам, не нагрузить свое дитя сверх меры. А полноценно и продуктивно использовать каждый наступивший временной этап.

Развиваем воображение

Пособия

С теорией закончили, переходим к практике. Так как же все-таки развивать воображение у детей? Сначала посмотрим, что по данному вопросу предлагают ведущие детские психологи страны.

Рекомендации

Мы надеемся, что вы не собираетесь воспитывать своих детей, прочитав одну единственную статью, поэтому предлагаем вам данный список авторов по теории развития воображения у детей (можно и пропустить, либо ознакомиться для общего развития). А также авторов, предлагающих конкретные игры и упражнения (обязательное руководство к действию).

Диагностика

На сегодняшний день не существует точных приборов или методик для определения уровня воображения ребенка. Потому, что все дети разные, и скорость развития у них разная, и восприятие информации разные (аудиалы – слуховое, кинестетики – тактильное, визуалы – зрительное), а самое главное – разный темперамент и уровень эмоциональности.

И все-таки некоторые экспериментальные методики существуют, ими пользуются психологи и воспитатели. По общим правилам оценка проводится по следующим показателям:

Безусловно, произвести точную диагностику трудно т. к. воображение процесс эмоциональный и воссоздать его в искусственно выстроенных условиях невероятно трудно.

Для этого необходимы специальная обстановка, вдохновение, определенные переживания, мотивации и прочее.

Все это легко создается в обычных, привычных для ребенка домашних условиях.

Но здесь возникает другая проблема: родителям сложно провести оценку самостоятельно просто потому, что им не с чем сравнивать. Нет определенного эталона, показателя, плюс или минус от которого помог бы определить место ребенка на шкале воображения.

Источник

Развитие воображения в дошкольном возрасте

в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображение. Смотреть фото в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображение. Смотреть картинку в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображение. Картинка про в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображение. Фото в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображение Светлана Маслова
Развитие воображения в дошкольном возрасте

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Ранний возраст-замечательное время для развития воображения. Ребенок уже в 1,5 года узнает изображение на картинке, переживает бурные положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Но дело в том, что рисунок отражает действительность обобщенно, выделяя самое существенное в реальном объекте, и выступает его знаком, воспринять который помогает воображение. Воображение достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании ребенок не создает ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс.

Становление механизма представления. Воссоздания образов происходит через развитие понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений, что проявляется в реакции сосредоточения и адекватных эмоциях, сопереживание событиям рассказа.

На 3-м году жизни в действиях ребенка наблюдается отсроченное подражание увиденному. Это уже достаточно сложное представление, показатель умения действовать на основе сформированного образа.

В 2,5-5 года ребенок уже умеет действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры, возникающие на 2-м г. ж., еще не заключают в себе элементов воображения, т. к. ребенок здесь лишь осваивает функцию предмета («есть» пустой ложкой, действие с ним и повторяет его (подносит ложку к подушке, кубику, игрушечной кошечке. Это действие определяется ложкой, не игровым «кормлением» предметов). Зачатки воображаемой ситуации возникают, когда действие с предметами дополняется их переименованием.

Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребенком и взрослым; ребенком и объектом его желаний. В игре ребенок действует в условной воображаемой ситуации, но как взрослый, отражая его действия обобщенно и условно, передавая лишь их смысл. Мотив игрового действия – не в получении реального результата, поэтому игровое действие – это воображаемая реализация нереализованных желаний.

Развитие начальных форм воображения преддошкольника связано с включением замещения реальных предметов.

Вначале ребенок лишь играет с реальными игрушками, затем, подражая взрослым, использует предметы-заместители, но замещения остаются еще неустойчивыми, некритичными и мало осознанными.

Критичность в использовании предметов наступает тогда, когда ребенок отказывается использовать любое замещения, предлагаемое взрослым. Замещение становится осмысленным, но имеет воспроизводящий характер, а не творческий.

Освоение речи способствует появления в игре первых самостоятельных замещений, Ребенок сначала дает реальные названия (использует палочку вместо ложки, но называет палочкой) или игровые в сочетании с реальными (называет ее одновременно палочкой, ложкой, а потом только игровые (действует с палочкой как с ложкой и называет ее ложкой).

К концу раннего возрастаскладывается полноценное использование замещений: дети четко видят сходство и различие между реальным и замещающим, вводят в игру собственное замещение. Их словесное обозначение перемещается к началу игрового действия, выбор предметов-заместителей перестает быть случайным, идет поиск подходящего объекта.

На 3-м году жизни основным содержанием игры является ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности.

Воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на реальные предметы и внешние действия с ними.

Функции воображения:

1. Гностическая–познание окружающего мира: заполняет пробелы в знаниях; объединяет разрозненные впечатления в единую целостную картину мира. Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда ребенок затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. С помощью воображения удовлетворяются познавательные потребности (что недоступно непосредственному восприятию). Воображение позволяет «участвовать» в событиях, которые не встречаются в обыденной жизни. Это ведет к обогащению интеллектуального эмоционального, нравственного опыта, более глубокому познанию окружающей, природной, предметной и социальной действительности.

2. Планирующая (см. произвольное воображение).

3. Защитная. В возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые игры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Причиной являются личностные проблемы ребенка, т. к. не удовлетворяются потребности, мечты и к чему ребенок стремится; какими видит свои отношения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, воображение помогает решить ребенку его эмоциональные и личностные проблемы; неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний; восстановить психологический комфорт (сильный друг – защищает, придает веру в себя, помогает преодолеть страх); преодоление чувства одиночества (удовлетворить потребность в общении); реализует потребность в самоутверждении, признание в группе сверстников.

Развитие видов воображения. О развитии воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества (поделки, рисунки).

Воображение ребенка отличается от воображения взрослого. За кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность (шаблонность) образов. Это обусловлено недостатком знаний и представлений, низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знаний – недостаток и достоинство детского воображения.

Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка; было ли подобное в его собственном опыте.

До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. Особенно в 3-4 года замысел рождается только после действия. Ребенок фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющих яркую эмоциональную окраску.

Таким образом, воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло ребенка,поразило: прочитанная сказка, увиденные мультфильм, новая игрушка.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает пассивное, воссоздающее (репродуктивное) воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Сами образы-воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе.

В старшем дошкольном возрасте, приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребенка значительно полнее и точнее, чем раньше, воспроизводит действительность.

Для младших дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, т. е. понимание того, что может быть и чего быть не может.

Так, дети 3-4 лет в сказке часто не отличают возможное от невозможного, соглашаются с любым замыслом, часто смешивают сказочные и реальные образы. С расширением опыта, дошкольники начинают понимать, что в сказке не все возможно. Они чувствуют меру, которую не должно переходить воображение. Старший дошкольник перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фантастичное. При нарушении типичных свойств предметов, характера производимых с ними действий вызывает у них отрицательное отношение. В игре дети также понимают логику жизненных связей и следуют им. В словесном творчестве ребенок наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни.

В 3-4 года воссоздающее воображение неразрывно связано с предметом и появляется только при действии с ним. Здесь предмет выполняет функцию внешней опоры.

В игре младший дошкольник не может вообразить действие с предметом, переименовать предмет, если не действует с ним (представляет стул кораблем или кубик кастрюлей, только когда действует с ним). При этом предмет заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте внешней опорой является игрушка, игровые атрибуты.

В среднем и старшем дошкольном возрасте опорой становится выполнение взятой на себя роли.

Воображение начинает опираться на предметы, не похожие на замещаемые (природный материал – листья, шишки, палки, камешки и пр.).

Воссоздание художественного текста:

— младшие дошкольники без иллюстраций не могут воссоздать описанные в сказке события;

— старшие дошкольники уже без наглядной опоры воссоздают текст, но используют ее, когда испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения. Иллюстрация важна для понимания действий и взаимоотношений персонажей.

В результате интериоризации необходимость во внешних опорах отпадает.Это происходит в двух планах: переход к игровому действию при отсутствии предмета и придание игровому предмету нового смысла, представление действий с ним в уме, т. е. без реального действия («уже поспали»).

Рост произвольности воображения связан с развитием умения создавать замысел и планировать его достижение (к 5-7 годам).

В младшем дошкольном возрастезамысел чаще рождается после выполнения действия:

— если формируется до начала деятельности, то неустойчив, легко разрушается, теряется по ходу его реализации (например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации);

— возникает стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания.

О возрастании целенаправленности воображенияможно судить по игре: продолжительность на одну и ту же тему, устойчивость ролей. В 3-4 года игра длится 10-15 минут; появление внешнего фактора вызывает побочные линии в сюжете и первоначальный замысел теряется; дети забывают переименование предметов и используют их в соответствии с реальными функциями; наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности. Ребенок идет от действий к мысли. В 4-5 лет игра длится уже 40-50 минут; ступенчатое планирование. В 5-7 лет – от нескольких часов и даже дней; игровые замыслы относительно устойчивы и могут осуществить их до конца; целостное планирование, т. е. дети способны до начала деятельности планировать процесс воплощения замысла. Они намечают план (цепочка образов, отражающая основное содержание деятельности) достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности. Позже – в индивидуальной деятельности (например, в речевой).

Возникновение и развитие творческого воображения дошкольника. Дошкольные годы являются периодом начала развития творческого воображения. Оно начинает активно проявляться в 4-5 лет в игре, ручном труде, рассказывании, пересказе.

С 5 лет появляются мечты о будущем, но они ситуативны, неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.

Опорой для создания образов теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове, что тесно связано с развитием речи и мышления. Это ведет к тому, что дети начинают сочинять сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Ребенок тем самым как бы «отрывается» от конкретной ситуации и начинает видеть ее глазами разных людей, животных, предметов.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемые в игре и художественной деятельности.

Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразовывают уже известные. Действенный способ дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.

Главная «школа» активного воображения – сюжетно-ролевая игра.

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети строят замысел игры, придумывают сюжет постепенно, в самом ее ходе. Но со временем построение замысла игры начинает ей предшествовать. Старшие дошкольники раньше, прежде чем начинать реальную игру, проигрывают ее в уме, создают связную картину в своем воображении. Большое значение в овладении умением строить замысел игры имеет его совместное обсуждение несколькими детьми, когда они дополняют друг друга, что придумал один ребенок, служит толчком для воображения другого.

Но замысел – еще не развернутая картина воображения. В нем намечена только общая схема будущей игры, подробности же возникают по ходу деятельности.

Доля активного творческого воображения в задумывании и развертывании игры увеличивается при переходе ребенка к режиссерским играм, где весь замысел строит и реализует он сам, пользуясь игрушками только как внешними опорами.

Постепенно такая игра начинает происходить без реальных действий, целиком в плане воображения, протекающем в уме.

Словесное творчество. Уже в раннем возрасте у детей начинается свободное фантазирование – сочинение сказок и рассказов по образцу услышанных ими от взрослых.

В младшем и среднем дошкольном возрасте такие сочинения, продолжая основываться на нанизывании знакомых образов по случайным основаниям, становятся значительно разнообразнее и оригинальнее. Однако они еще не имеют определенной цели и строятся без какого-либо предварительного замысла. Поэтому их нельзя считать проявлением активного воображения.

Сочиняемые детьми сказки и истории становятся в старшем дошкольном возрасте более организованными, последовательными и оригинальными, часто имеют вполне законченный сюжет.

В процессе создания образов воображения дети пользуются разными приемами.

2. Прием антропоморфизации – одушевление предметов.

3. Агглютинация – в новом образе соединяют несоединимые стороны разных объектов.

4. Гиперболизация – широко используется детьми для создания резких противоположностей, легко доступных примитивному пониманию. Например, в сказках, созданных дошкольниками, герои – либо чудо добродетели, либо чудовища и злодеи и т. п.

6. Для дошкольников характерна легкость соединения образов, полученных из разных источников. Поэтому придуманные сказки нередко приобретают причудливый характер.

Младший и средний дошкольный возраст – фантастические образы создают сначала с помощью элементарных приемов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. Содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями.

У старших дошкольников образы все более оригинальны, богаче, разнообразнее. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения становятся все более эмоциональными, пронизаны эстетическими и познавательными чувствами, приобретают личностный смысл.

Таким образом, в числе важных новообразований дошкольного детства – появление качественно новых типов воображения – произвольного и творческого. Возникновение и дальнейшее развитие этих видов воображения связано с зарождением новых для ребенка сложных видах деятельности (первоначально в игре, затем – в изобразительной, трудовой, музыкальной, бытовой, учебной деятельности).

Образы воображения детей отличаются яркостью, наглядностью, эмоциональной насыщенностью, подвижностью и изменчивостью.

Роль взрослых в развитии детского воображения. Воображение ребенка проявляется и формируется в процессе деятельности. Особо важное значение в его развитии имеют специфические дошкольные виды деятельности – игра, рисование, лепка и пр.В общении со взрослым ребенок осваивает средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у человека опыта, представлений, особое значение имеет деятельность воспитателя, направленная на расширение, уточнение, обогащение опыта ребенка, побуждение его к творчеству.

На 2-м году жизни главным средством развития воображения является включение ребенка в мнимые ситуации, на которых основаны забавы, розыгрыши (например, ребенка катают на коленях, делая вид, что роняют). Созданию мнимых ситуаций помогают произведения литературы и фольклора, игрушки, которые включаются в бытовые процессы. Необходимо учить детей сопровождать условным действием стихи, сказки, песенки.

Данные ситуации можно использовать и в работе с детьми 3-го года жизни. Однако основным является обучение детей использованию предметов-заместителей в игре и построению воображаемой ситуации.

Уже в раннем детстве возможно создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка искать и предлагать, а затем и использовать предметы-заместители. Создать ребенку воображаемую ситуацию помогает расширение представлений об окружающем, в том числе и о мире взрослых, обучение игровым действиям.

Игровая деятельность – мощный стимул воображения. Выполнение роли. Развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатления. Перевоплощаясь в разные персонажи, особенно в режиссерских играх, ребенок может посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Предметная среда должна включать в себя наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические,полуфункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разным значением, ребенок интенсивно осваивает замещение.

Взрослый должен научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения несвойственными функциями и соединения разнородных объектов в новом образе. Специально организованное обучение поможет ребенку научиться манипулировать образами, когда заданный объект порождает образ нового оригинального объекта, включаясь в него как второстепенная деталь.

Важно научить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовать их прежде всего в продуктивных видах деятельности. Предварительная формулировка должна быть представлена в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, что придаст процессу создания новых образов целенаправленный характер.

Особое внимание требует коллективное творчество в разных видах деятельности. Педагогу важно формировать у детей критичность мышления, т. е. сформировать оценочное отношение к продуктам деятельности («Так бывает или нет?», вооружить детей необходимыми важными критериями, научиться пользоваться ими при оценке как своих результатов, так и результатов деятельности товарищей, сформировать товарищеские, доброжелательные взаимоотношения в группе.

Важным фактором в развитии творческого воображения является социальная среда, отношение, позиция к ребенку со стороны взрослых в семье, в детском саду.

Важным условием формирования творческого воображения детей является воспитание педагогом своей креативности. Он должен стремится к тому, чтобы работа его носила исследовательский характер, уметь преодолеть в себе привычку действовать по шаблону, должен искать новые, наиболее оптимальные пути к развитию творческого потенциала своих воспитанников.

в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображение. Смотреть фото в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображение. Смотреть картинку в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображение. Картинка про в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображение. Фото в каком возрасте у детей интенсивно развивается воображениеРазвитие творческого воображения в театральной деятельности детей в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы) Развитие творческого воображения в театральной деятельности детей младшего дошкольного возраста Слово «творчество» означает создание чего-то.

Компьютерная зависимость в дошкольном возрасте Аннотация: В статье рассматриваются причины и способы предотвращения формирования компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста.

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте» План работы по самообразованию воспитателя старшой группы на тему: «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте» на 2016-2017.

Предпосылки дисграфии в дошкольном возрасте Письмо – сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: зрительный, речеслуховой,.

Развитие речи в младшем дошкольном возрасте Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития.

Развитие самосознания в дошкольном возрасте Интенсивное развитие самосознания у детей происходит в дошкольном возрасте. Ребенок задумывается об отношении к нему, анализирует себя и.

Семинар-практикум для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте-основа, фундамент для ребёнка» Семинар-практикум для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте – основа, фундамент для ребёнка» МКДОУ Облепихинский детский сад Воспитатель.

Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте Театрализованная деятельность в дошкольном возрастеЗанятие театрализованной деятельностью в дошкольном возрасте способствует развитию творческого.

Консультация «Развитие творческой речевой деятельности в старшем дошкольном возрасте» Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *