в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов

Консультация для педагогов «Возрастная специфика и этапы развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»

в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Смотреть фото в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Смотреть картинку в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Картинка про в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Фото в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов Ольга Суворова
Консультация для педагогов «Возрастная специфика и этапы развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»

1 слайд. Консультация для педагогов «Возрастная специфика и этапы развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста».

2 слайд. В течение детства увлечение изобразительной деятельностью проходит ряд стадий, каждая из которых характеризуется определёнными особенностями рисунков. По ним можно судить о том, развивается ли ребёнок в соответствии со своим возрастом, опережает его или отстает в развитии. Настоящий возраст ребёнка и «возраст развития» не всегда совпадают. Развитие детей зависит от условий воспитания, внимания к ним, их увлечениям взрослых.

3 слайд. Психологи и педагоги выделяют два этапа в детском развитии: до изобразительный и изобразительный. Доизобразительный этап начинается на втором году жизни ребенка и заканчивается к 3 годам или несколько позже. Изобразительный этап начаться с 2,5 лет.

В каждом из них изобразительная деятельность проходит ряд стадий. Знание особенностей каждой из них поможет правильно оценить детский рисунок.

4 слайд. Стадия экспериментирования средствами изодеятельности.

Потребность в познании мира у детей этого возраста реализуется в манипулятивной деятельности, а затем в предметно-орудийной. Действия ребенка с изоматериалами — одно из частных проявлений этой деятельности. У ребенка до 1,5 лет нет потребности рисовать. Его интересуют лишь действия с карандашом и бумагой (стучит, мнет, жует, разбирает, мажет, рвет, грызет, заворачивает карандаш в бумагу, накрывает бумагой голову). Первые графические изображения возникают случайно и ребенок не обращает на это внимания, он увлечен самим материалом, действием с ним.

Необходимо, чтобы в поле зрения ребенка оказались изобразительные материалы. Они должны быть яркими и безопасными. Надо дать возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, пойти навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для здоровья). Основные методы, побуждающие ребенка к рисованию

• пример взрослых (надо как можно чаще на глазах детей лепить, рисовать)

• совместная предметная деятельность (вложите карандаш в руку ребенка, а затем в свою руку и вместе с ним почеркайте, порисуйте)

5 слайд. Вторая стадия доизобразительного этапа — экспериментирование со штрихом и пятном (ее называют также стадией лишенных смысла штрихов или стадией марания).

Причины, по которым у ребенка возникает желание рисовать, состоят главным образом в подражании действиям взрослых (рисованию, черчению, письму и др.) и высокой моторной активности детей этого возраста. Манипулируя карандашом, малыш неожиданно замечает след на бумаге. Он радуется и стремится повторить действия. Вначале ребенок наносит на бумагу (предпочтение отдается книгам, журналам, газетам) или другую плоскость (обои, стол, пол) точки, штрихи, линии случайной формы, лишенные всякого смысла, никак не связанные между собой и не организованные на листе. У ребенка появляется представление о свойстве материала и цели действия с ним — стремление получить след. Он спешит заполнить пространство листа точками, штрихами, линиями. При этом действия проявляются в ритмических движениях. Рука движется взад и вперед, получаются повторяющиеся неотрывные штрихи. Надо закреплять интерес ребенка к действиям с изоматериалами и вместе с ним удивляться и радоваться полученному следу на бумаге. Дайте ребенку возможность) реализовать свое желание просто черкать на бумаге. Покажите при этом, что в штрихах, точках, линиях можно увидеть какой-то образ (дождь, ветер и т. д.).

6 слайд. Через некоторое время, когда ребенок вдруг замечает, что между движениями его руки с карандашом и внешним видом линий существует какая-то связь, начинается третья стадия доизобразительного этапа — стадия каракуль. Малыш много раз и на разных листах увлеченно повторяет одинаковые движения, радуясь тому, что на бумаге появились похожие по форме штрихи или линии. В жизни ребенка происходит важнейшее для развития его психики событие —

• он воспринимает след на бумаге как результат своих действий. Ребенок начинает пробовать разные движения и, повторяя их на «рисунках», делает линии и штрихи все более разнообразными. Начиная с хаотично расположенных на бумаге линий, штрихов и точек, отражающих только двигательную активность и подражание действиям взрослых, ребенок, благодаря «открытию» следа как результата своих действий, старается изображать «пучки» бесформенных линий. Последние в результате стремления к повторению одинаковых движений постепенно трансформируются в ритмично организованные следы карандаша. Видимый на бумаге ритм разных следов приводит ребенка к зрительному (но не рассудочному) различению размера штрихов (длинные, короткие, очень короткие, их формы (прямые, округлые, угловатые) и непростой ритмичной конфигурации. В завершение доизобразительной стадии должна появиться способность замыкать округлую или угловатую линию саму на себя, в результате чего на бумаге могут получиться формы, приблизительно похожие на окружность, овал или угловато-округленную фигуру, которая локализует на листе некоторое особое пространство, обозначающее что-то такое, что ребенок может назвать домом, садом, солнышком., т. е. чем-то реальным. Одну и ту же фигуру малыш называет каждый раз по-разному, поскольку для него они универсальны, а их форма пока что мало связана с внешним видом объектов окружающей жизни.

Этим должна завершиться доизобразительная стадия детского рисования, но не у всех детей это происходит в одно и то же время. И связано это чаще всего не с индивидуальными возможностями ребенка, а с отношением взрослых к ничего не изображающим каракулям, как к вредному баловству (порча журналов, обоев на стенах и т. п., которое надо пресекать, отнимая карандаш и бумагу. Запрещая такое рисование, взрослые значительно обедняют развитие ребенка.

7 слайд. Изобразительный этап начинается со стадии бесформенных изображений или стадии ассоциативных каракуль. Она продолжается от 2,5 до 4 лет и поначалу мало отличается от предыдущей: на рисунках те же каракули, среди которых с трудом обнаруживаются попытки нарисовать что-то реальное. Раздельно нарисованные короткими прямыми или округлыми штрихами, совершенно самостоятельными, не примыкающими друг к другу и не связанными в единое целое части чего-либо (человека, животного, машины и т. д., они не столько изображают, сколько что-то обозначают. Если ребенок замечает разорванность частей изображения (чаще после вопросов взрослых, например, машины, то быстро обводит все их общей круговой линией, показав таким образом сопряженность частей друг другу, отделив нарисованное от соседствующих рядом каракулей.

Так рисунки выглядят внешне, но внутренние переживания самого ребенка во время рисования теперь резко отличаются от тех, что были на предыдущей стадии: появляется стремление передать какой-то образ окружающего мира, причем не столько отдельного предмета, сколько явления, чем-то ребенка поразившего. Даже если на рисунке видно лишь что-то одно, ребенок рисовал не предмет, а событие, чем-то интересное ему. Просто содержание этого события он отражает не только на бумаге, но и в сопровождающих рисование словах, жестах, мимике. Про себя или вслух дети называют каждую часть предмета словами, произнося их раздельно и нараспев, помогая жестами и мимикой. Словесный пересказ события впоследствии долго будет постоянно сопровождать процесс рисования, а через событийность рисунка ребенок выражает отношение к миру.

Поиск содержания образа в каракулях — один из ведущих побудителей деятельности ребенка в этот период. Ассоциативный образ еще очень неустойчив, малыш одну и ту же линию, штрих, пятно может называть по-разному. Объективного сходства с реальными предметами еще нет, но появляется замысел — представление будущего рисунка и способов его создания («нарисую машину, дом.»). В появлении ассоциативного образа большую роль играет речь. Малыш черкает на листе и комментирует свои действия, дополняет графический образ словом, делает его как бы более содержательным. В этот период ребенок способен изобразить все (нет страха, как у старших детей).

8 слайд. Вторая стадия изобразительного этапа — стадия схем. Обычно она протекает в период от 3 до 6 лет, но может быть и более длительной, частично продолжаясь до 7—8 лет (параллельно с последующими стадиями). Внутри этой стадии развитие навыков рисования детей проходит ряд ступеней: от очень упрошенных схем, где изображаются лишь некоторые части объектов, неопределенные по форме, до постепенного их наполнения более существенными и узнаваемыми частями и деталями. У детей появляется способность дорисовывать штрихи до образа. Часто они копируют рисунки друг друга (подсматривают схему, встраивают свои рисунки и чужие и наоборот. На этой же стадии дети должны научиться понимать чужой рисунок. Особый интерес на этой стадии развития вызывают у ребенка различные техники. Дети как бы снова возвращаются к стадии экспериментирования. Правда, теперь это экспериментирование со способами и методами, а не с инструментами и средствами.

Самовыражение для ребенка, в этой стадии, преобладает над изображением. Для него важен сам процесс.

• Первым узнаваемым изображением на рисунках детей в этой стадии чаще всего оказывается человек. Сначала он состоит из двух частей: головы (точнее, лица) с глазами-точками и ртом-черточкой, внизу опирающейся на кривые линии-подпорки, обозначающие ноги. Это — «головоног». Его можно увидеть среди каракулей еще на стадии бесформенных изображений, правда, с овальной линией лица ноги-черточки могут быть не соединены, а глаза и рот нарисованы сбоку, т. е. могут не умещаться внутри овала. На стадии схем разрывы между частями встречаются реже и обязательно с обеих

сторон от головы нарисованы черточки-руки, иногда дополненные штрихами-пальцами (в количестве избыточном или недостаточном).

• Голова тоже дополняется черточками-волосами или округлой шапкой. Нередко голову и туловище ребенок объединяет в один удлиненный овал так же, как прежде, на стадии бесформенных изображений. Получается, как говорят дети, «человечек-огуречик». В нижней части «огуречка», в животике, иногда можно увидеть «рыбку» или «яблоко» или что-то другое, что съел этот человечек.

• На следующей ступени стадии схем изображение человека дополняется некоторыми другими частями тела. Голова и туловище рисуются раздельно, но соединяются не шеей, а становятся друг на друга или к голове присоединяются линии (палки, обозначающие руки или кружки-ладошки. Также кружками или неопределенно угловатыми формами могут изображаться на концах ног «туфельки» или «ботиночки».

• Линейно нарисованный (кроме головы) «человечек-скелетик» обычно не имеет одежды.

• Постепенно у него появляется толщина, — человечка одевают, сначала рисуя только «пуговки» на туловище, потом — «шапочку», «туфельки», «воротничок» и т. п.

Самый характерный признак стадии схем — раздельное рисование каждой части любого объекта, не только человека, но и животного, птицы, строения, машины и т. п. Ребенок рисует все части по отдельности, начиная с самого главного — головы, туловища, последовательно, без разрывов присоединяя их друг к другу. Этот признак схемы может долго оставаться на детских рисунках.

• Главное, наиболее важное событие ребенок изображает тщательно, а второстепенное или происходящее на втором плане рисует схематично. В таких случаях «схемы» не являются отражением задержки в развитии ребенка-дошкольника. Однако, если они видны на рисунках учеников 2—3 класса, возможно предположить незначительную или частичную задержку в развитии ребенка.

9 слайд. Третья стадия правдоподобных изображений у большинства детей начинается с 5—6 лет и продолжается до 13—14. Она характеризуется последовательным отказом от схем, обозначающих объекты окружающего мира, и переходом к собственно изображениям — попыткам передать наблюдения и впечатления в образах, где зрительный фактор преобладает над сенсорным. Дети любят рисовать по лекалам, раскрашивать книжки-раскраски. Рисунки дошкольников по-прежнему представляют собой только контуры предметов.

• Все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом. У некоторых детей остается прозрачность рисунка: например, у девочки в руках может быть изображена сумочка и прорисованы все предметы, лежащие в ней.

• Впервые появляются предметные, а не сюжетные рисунки.

• Изображения людей становятся более пропорциональными, как правило, за счет изменения размера головы, которая раньше и изображалась чрезмерно большой. Появляется округлость плеч и других частей тела. Черты лица, изображаемого и в фас, и в профиль, рисуются тщательнее, выглядят разнообразнее и чаще передают характерные особенности конкретного человека или типичный образ литературного персонажа. Волосы на голове у людей все чаще выглядят по-разному, а у персонажей женского пола появляются прически. При изображении рук и ног чаще показаны локтевые и коленные сгибы.

• Чаще человек изображается в движении (бежит, прыгает, падает, что-то держит или бросает). События, как и прежде, отражаются на рисунках по принципу: чем ближе произошедшее по времени и значимости, тем ниже на листе, чем менее важно, тем выше.

• Нередко можно увидеть и некоторое уменьшение дальних предметов, и даже загораживание дальних изображений близкими. Появляются попытки передать на рисунке объемность предмета (строений, механизмов, изобразить ракурсы удаляющихся дорог, улиц, рек.

У многих детей изменение способа изображения на этой стадии завершается, сохраняясь в более или менее совершенном виде навсегда.

10 слайд. Четвертая стадия изобразительного этапа — стадия правильных (реалистических) изображений. Название, правда, не вполне точное, поскольку как «правильные» или «реалистические» рисунки оценивают чаще по критериям профессионального обучения,

• где точность изображения соответствует графической грамоте. Знание ее полезно будущему художнику. Этим критериям отвечают рисунки небольшой части детей и подростков, обучающихся в специальных художественных школах. Но и при этом условии частичного соответствия «правилам» добивается лишь небольшая часть детей: в 10—11 лет — 3,6%, в 12 — около 10, в 13—14 лет — не более 20%. В дошкольном возрасте процент таких достижений еще меньше, поэтому, хотя и редко,

• но встречаются у детей старшего дошкольного возраста. Такие дети способны тщательно вырисовывать детали, делать наброски изображаемого объекта. Они — результат успехов в художественном развитии.

11 слайд. Рисунок детей стадии обобщенного рисунка становится сюжетным, контекстным, который может дополняться комментарием, рассказом его содержания. Эта стадия как бы венчает собой развитие навыков рисования в дошкольном возрасте.

Едва ли можно соотнести каждую из стадий, о которых шла речь, со строго определенным возрастом ребенка. Играют роль и обучение и способности. Уровень развития способностей к изобразительной деятельности — результат усвоения известных форм человеческого опыта, но такое усвоение при отсутствии целенаправленного обучения происходит стихийно. Следует заметить, что дети, не прошедшие полностью все стадии развития детского рисунка в дошкольном возрасте, испытывают значительные затруднения при обучении письму. Помимо этого, дети, как правило, хуже читают и не умеют описать предложенную им картинку.

Источник: Шайдурова Н. В. методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

Источник

Этапы эволюции детского рисунка

в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Смотреть фото в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Смотреть картинку в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Картинка про в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Фото в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов Юлия Гусева
Этапы эволюции детского рисунка

Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь делятся на несколько стадий.

Стадия «каракуль» длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребёнок ищет и осваивает линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг.

Примерно в возрасте 3-5 лет начинается доизобразительный период, первая стадия которого – стадия предметного рисования (схематичного изображения). Первые предметные изображения, как правило, не создаются специально, они «узнаются» в том, что нарисовано. Например, изобразив множество довольно кривых кружков, трёхлетний мальчик спрашивает себя: «Это снег?» Рука опережает образ.

Первым осознанным предметным рисунком у каждого ребёнка становится изображение человека. Более того, человек надолго останется излюбленным персонажем детского рисования, а его образ будет меняться вместе с развитием и изменением автора рисунка.

Так и на детских рисунках первой из «головонога» вычленяется голова, затем подробнее прорисовываются глаза, нос, а всёостальное достаточно долго не меняется: какое – то общее туловище, из которого торчат палочки – ручки и палочки – ножки. Волосы могут, например, вообще долго отсутствовать, а появившись, «не растут», а «надеваются» на голову, как шапка. Человек сначала изображается чрезвычайно упрощённо. Его фигура слагается из двух составных частей – головы и какой – нибудь подпорки. В качестве опоры выступают часто только ноги, которые в силу этого оказываются прикреплёнными непосредственно к голове. Постепенно в человеческой фигуре выделяются новые части, прежде всего – туловище и руки. Туловище может иметь самую различную форму – квадратную, овальную, в виде удлинённой полоски и т. п.

Там, где из общей массы туловища выделяется шея, она получает непропорционально большую длину. Лицо, фигурирующее во всех рисунках, получает некоторое структурное оформление. В большинстве случаев появляются глаза, рот, намёк на нос. Уши и брови появляются на детских рисунках не сразу. Однако неявные в обычных условиях части, например – зубы, выступают довольно часто. Наличие одежды отображается лишь рядом пуговиц. Подобные изображения представляют человека анфас. Лишь постепенно ребёнок овладевает профильным изображением.При этом он продолжительное время задерживается на промежуточной стадии: лишь части фигуры рисует в профиль, остальное обращено к наблюдателю «лицом».

Следующая стадия развития рисунка – стадия правдоподобных изображений – характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек.Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой – нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную причёску. Шея приобретает соизмеримость, плечи – округлость. Больше внимания уделяется изображению одежды. Всё это достигается не сразу. Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется ещё почти совершенно схематически. Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставаться неизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляют собой только контуры изображаемых предметов. Во-вторых, всё ещёне соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом, нарисованный по соседству. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка – его прозрачность. Например, на рисунке человека может присутствовать кошелёк, лежащий в кармане, и даже монеты, лежащие в кошельке.

Растёт ребёнок, развивается и усложняется его рисунок, в точности повторяя логику развития самого маленького художника. Так на рисунке вслед за головой первыми «оживают» руки. Они обретают пять пальцев-палочек, торчащих в разные стороны из палочек-рук; и опять, как правило, пальцев именно пять, а не три и не семь – у ребёнка, который ещё не имеет представления ни о разнице между этими числами, ни о самом понятии числа.

Тело постепенно приобретает приятную округлость,появляются и первые признаки одежды: пояс, пуговицы. Поэтому у пятилетних детей одежда будет тщательно прорисовываться как признак не биологического, а социокультурного существования. Интересно, что дети одевают своих героев так,как одеваются сами: на тело-платье, на платье – пальто. Только скелет дети не рисуют никогда – они его не чувствуют, не ощущают – поэтому и не рисуют.

В возрасте 5-7 лет освоение образного мира в рисунке также происходит от человека к его окружению. Пропорции первыми устанавливаются именно в человеческой фигуре. Характерный рисунок этого периода: высокий большой человек рядом с маленьким многоэтажным домом и маленькой легковой машиной.Пятилетний автор не понимает нашего недоумения: «Да, этот человек приехал на своей машине, он живёт в этом доме, да, на третьем этаже, видишь, вот его окошко и балкон».А нам кажется несуразной несоотносимость размеров изображаемого человека его мира: «Как же он в дом войдёт и в машину сядет?» На самом деле это нормальный этап развития детского рисунка. Через него проходят все дети, и со временем в рисунке всё уравновесится, а правильные пропорции установятся в окружающем мире.

Здесь мы встречаемся с рисунками значительной степени совершенства. Но это уже зависит от индивидуальных художественных способностей и не имеет в своей основе какую-либо закономерность. При этом изображение в значительной мере утрачивает свою детскость – те специфические особенности, которые присущи именно детскому рисунку.

Адаптация ребёнка к условиям детского сада: этапы и группы Адаптация ребенка к условиям детского сада На первом этапе у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологического.

в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Смотреть фото в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Смотреть картинку в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Картинка про в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Фото в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметовФотоотчёт о выставке детского рисунка «Светлая Пасха» в детском саду На землю сходит светлый праздник Пасхи, Волшебнее любой волшебной сказки, Чудеснее любых земных чудес: Христос воскрес! Воистину воскрес.

в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Смотреть фото в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Смотреть картинку в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Картинка про в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Фото в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметовКонкурс детского рисунка на свободную тему Ученица Котовской коррекционной школы Лавринович Эвелина 9 класс. поделка ученика 3 класса Котовской коррекционной школы Сорокина Ильи.

в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Смотреть фото в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Смотреть картинку в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Картинка про в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Фото в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметовФотоотчет о победе воспитанников подготовительной группы в районном конкурсе детского рисунка «Мир детства» Хочу поделиться, друзья, о новом достижении моих ребятишек – мы победили в районном конкурсе детского рисунка. В своей публикации о фотоотчёте.

в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Смотреть фото в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Смотреть картинку в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Картинка про в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Фото в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметовПодготовка к конкурсу детского рисунка «Звериная семейка» Доброго времени суток всем, кто в эти минуты гостит в моём блоге! В прошлом году мы участвовали в городском конкурсе детского рисунка,.

Этапы познавательного развития Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.

в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Смотреть фото в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Смотреть картинку в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Картинка про в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Фото в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов«Одуванчики». Работа в технике рисования мыльными пузырями к конкурсу детского рисунка Авторы: Мила П., Мира М., Миша В., Миша М., Василиса А., Миша А. Возраст авторов: от 2 до 3 лет Техника рисования мыльными пузырями.

Конспект занятия «Создание рисунка» В старшей группе №2 дети очень любят всё новое и интересное. И мы решили попробовать сделать картины сделанные из круп. Дети были довольные,.

в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Смотреть фото в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Смотреть картинку в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Картинка про в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметов. Фото в каком возрасте у большинства детей появляется умение реалистического изображения предметовКонсультация «Тайна детского рисунка» Поскольку манера рисования во многом определяется особенностями познавательной сферы ребенка, рисунок можно рассматривать как показатель.

Источник

Доклад на тему » Этапы развития изобразительной деятельности ребенка».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

изобразительной деятельности ребенка».

Подготовил преподаватель Художественного отделения

Хлевенской школы искусств Бочарова Е.И.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.

Однако без взрослых, без общения с ними и специального организованного обучения ребенок не овладеет этой деятельностью. Смысл деятельности, способы действий нужно раскрывать ребенку. Только овладевая всеми ее структурными компонентами, ребенок может стать субъектом этой деятельности, способным самостоятельно ставить цель, выбирать средства ее достижения, и получать результат.

Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых имеет неоценимое значение для всестороннего развития психических, познавательных процессов детей. Процессы восприятия, исполнительства и творчества нельзя рассматривать изолированно. Они находятся в тесной взаимосвязи между собой, так как являются составными частями художественной деятельности.

Способность ребенка передавать свои впечатления в художественно-образной форме зависит от того, насколько у него развито воображение, восприятие, образное мышление.

В процессе изобразительной деятельности активно формируется эмоциональная сфера ребенка. При правильном руководстве изобразительной деятельностью развивается чувство цвета, ребенок может выразить собственное эмоциональное состояние. А так же, в процессе рисования развиваются все виды памяти.

Непременное условие занятий по изобразительному искусству — атмосфера доверия и заинтересованного общения. Главный устроитель такой атмосферы — педагог, способный импровизировать, перевоплощаться, использовать различные средства педагогического воздействия, применять эффективные формы и методы разговорного жанра при решении художественно-творческих задач, вести диалоги с детьми по принципу «занимательного общения».

Разработка содержания современного художественного образования и воспитания не возможна без учета возрастных особенностей развития детей. В рисунках ребенка зафиксирована эволюция его взросления. Задача взрослых заключается в том, чтобы это развитие было поступательным, а не стояло на месте, чтобы одна возрастная фаза развития органично сменяла другую, чтобы ребенок в полной мере смог прожить неизменные слагаемые каждого возраста, характеризующие период детства, отрочества и юности.

Георг Кершенштейнер, вычленив основные вехи, по которым развивается рисование у человека, распределил весь процесс развития детского рисунка на четыре ступени, соотнося их с возможностями периодов младенчества, детства, отрочества и юности.

Лев Семенович Выготский также анализировал этапы изобразительного творчества детей по четырем ступеням и вслед за Г. Кершенштейнером выделил:

стадию каракуль (до 3-4 лет) ;

стадию схематических изображений (до 7 лет) ;

стадию возникшего чувства формы и линии (до 10 лет) ;

А. В. Бакушинский, развивая их подход, видел зависимость развития детского рисунка от двигательной, двигательно-зрительной и зрительной установки психики.

Периоды (стадии) развития изобразительной деятельности у ребенка

Психологи и педагоги выделяют два этапа в детском развитии: доизобразительный и изобразительный. В каждом из них изобразительная деятельность проходит ряд стадий.

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал — бумага, карандаш, кусочек глины, кубики, мелки и т. д. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль.

Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм. Доизобразительный период очень важен для развития дальнейших способностей ребенка.

В раннем возрасте зарождаются такие продуктивные виды деятельности ребенка, как рисование, лепка, аппликация, конструирование, их возникновение также связано с предметной деятельностью.

Большой интерес проявляют дети еще в раннем возрасте к движениям карандаша, ручки по листу бумаги, появление на нем следов изобразительной деятельности предшествует значительный подготовительный период, в течение которого они знакомятся с основными свойствами карандаша и бумаги, приобретают необходимых навыков и умений их использования.

Постепенно малыши учатся наносить карандашом штрихи на бумагу, писать каракули, усваивая изобразительную функцию рисования, т.е. начинают понимать, обладающие способностью воспроизводить на бумаге определенные предметы.

Начало рисования каракуль связан с манипулированием карандашом и бумагой. Ребенок подражает взрослым, водит карандашом по бумаге и начинает замечать следы на нем (слегка закругленные линии, часто прерываются, с одинаковым слабым нажимом) Вскоре он усваивает функцию карандаша как орудия, предназначенного для нанесения линий, ее движения становятся более точными, а каракули – разнообразными. Ребенок сосредоточивает на них внимание, начинает оказывать предпочтение одним каракуля над другими, повторять их многократно.

1) каракули как результат свободного манипулирования карандашом;

2) каракули как результат свободного манипулирования карандашом за визуальных ассоциаций с реальными предметами Название словом этих ассоциаций (графическое построение) приобретает значение знака;

3) каракули как запланированный знак реального предмета, который не несет в себе изобразительности;

В завершение доизобразительной стадии должна появиться способность замыкать округлую или угловатую линию саму на себя, в результате чего на бумаге могут получиться формы, приблизительно похожие на окружность, овал или угловато-округленную фигуру, которая локализует на листе некоторое особое пространство, обозначающее что-то такое, что ребенок может назвать домом, садом, солнышком. т.е. чем-то реальным. Этим должна завершитьсядоизобразительная стадия детского рисования,

С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный периодв развитии способностей. Деятельность приобретает творческий характер.Важная роль в зарождении изобразительной деятельности ребенка принадлежит взрослому, который создает предпосылки ее своевременного появления, способствует обогащению сенсорики ребенка, формированию первых графических образов.

Изобразительный период начинается со стадии бесформенных изображенийили ассоциативных каракуль.

Стадия продолжается от 2,5 до 4 лет и поначалу мало отличается от предыдущей: на рисунках те же каракули, среди которых с трудом обнаруживаются попытки нарисовать что-то реальное.

Поиск содержания образа в каракулях — один из ведущих побудителей деятельности ребенка в этот период. В появлении ассоциативного образа большую роль играет речь. Ассоциативный образ еще очень неустойчив, малыш одну и ту же линию, штрих, пятно может называть по-разному.

Дети как бы снова возвращаются к стадии экспериментирования. Правда, теперь это экспериментирование со способами и методами, а не с инструментами и средствами. Тенденция самовыражения в этой стадии превалирует для ребенка над изображением. Для него важен сам процесс.

Малыш рисует схематично, перечеркивая, стирая, изображая на одном листе несколько раз колобка, чтобы передать его передвижение и не понимает, почему взрослому не нравится его рисунок — ведь он так веселился, его не интересовало качество изображения.

Третья стадия правдоподобных изображений у большинства детей начинается с 5—6 лет и продолжается до 13—14. Она характеризуется последовательным отказом от схем, обозначающих объекты окружающего мира, и переходом к собственно изображениям — попыткам передать наблюдения и впечатления в образах, где зрительный фактор преобладает над сенсорным.

Дети любят рисовать по лекалам, раскрашивать книжки-раскраски. Рисунки дошкольников по-прежнему представляют собой только контуры предметов. Все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом.

У некоторых детей остается прозрачность рисунка: например, у девочки в руках может быть изображена сумочка и прорисованы все предметы, лежащие в ней. Впервые появляются предметные, а не сюжетные рисунки.

Едва ли можно соотнести каждую из стадий, о которых шла речь, со строго определенным возрастом ребенка. Играют роль и обучение и способности.

Уровень развития способностей к изобразительной деятельности — результат усвоения известных форм человеческого опыта, но такое усвоение при отсутствии целенаправленного обучения происходит стихийно. Следует заметить, что дети, не прошедшие полностью все стадии развития детского рисунка в дошкольном возрасте, испытывают значительные затруднения при обучении письму. Помимо этого, дети, как правило, хуже читают и не умеют описать предложенную им картинку.

В развитии творческой активности ребенка в целом и каждого ребенка в отдельности в разных видах деятельности необходимо разумное и квалифицированное руководство педагога.

Роль его на разных этапах работы с детьми в этом направлении не одинаковая:

— Активная, предполагающая прямое обучение и непосредственное участие педагога в этом процессе, когда дети только начинают приобретать знания, умения, когда их надо учить наблюдать и видеть, анализировать и обобщать увиденное, когда их надо вооружить необходимыми способами и приемами изображения, нетрадиционной техникой создания образов, познакомить с разными материалами и т. д.

— Менее активная, когда воспитатель направляет свои действия на активизацию опыта детей, на закрепление знаний, умений и навыков, на организацию поисковой деятельности. На этом этапе работы с детьми педагог использует неполный, частичный показ способов изображения, примерные, вариативные образцы.

— Опосредованная. Действия воспитателя направлены на создание условий, в которых бы дети могли самостоятельно реализовать свой замысел, выразить в изобразительной, декоративно-прикладной деятельности свои чувства, настроение, проявить интерес к тому или иному ее виду. Дети оказываются в ситуации поиска решений. Педагог, не осуществляя прямого руководства деятельностью детей, всячески способствует проявлению инициативы, творческой активности.

С каким бы этапом не была связана деятельность педагога, она должна быть построена так, чтобы каждый ребенок не чувствовал себя ограниченным рамками обязательного занятия и не ощущал постоянного авторитарного давления взрослого. Особое значение придается: ориентации педагога на личность ребенка, обеспечению условий, необходимых для проявления творчества детьми.

Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.:Педагогика, 1981

ПавелкоР.. ВДетскаяпсихология: учеб пособие для вузов работастуд /РВПавелко, ОПЦигипало- М.: Академ-выдал, 2011г.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.

Выготский Л. С. Психология искусства/ Под ред. М. Г. Ярошевского. – М. : Педагогика, 1987.- 344с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *