в каком возрасте ребенок осознает себя как личность

Как ребёнок становится личностью: большой эксперимент от BBC

в каком возрасте ребенок осознает себя как личность. Смотреть фото в каком возрасте ребенок осознает себя как личность. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок осознает себя как личность. Картинка про в каком возрасте ребенок осознает себя как личность. Фото в каком возрасте ребенок осознает себя как личность

в каком возрасте ребенок осознает себя как личность. Смотреть фото в каком возрасте ребенок осознает себя как личность. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок осознает себя как личность. Картинка про в каком возрасте ребенок осознает себя как личность. Фото в каком возрасте ребенок осознает себя как личность

На канале BBC вышла серия фильмов о масштабном исследовании невероятных скачков в развитии за первые годы жизни. В нём приняло участие более 200 малышей в возрасте до двух лет. То, что узнали учёные, перевернуло представление о детях и о том, кем они становятся в будущем.

Ниже вы можете посмотреть фильмы целиком или прочитать о самых интересных экспериментах. А в конце статьи — скачать полную текстовую расшифровку всех трёх видео.

Фильмы BBC о развитии личности до 2 лет

В первой части учёные пытались разобраться, как люди становятся личностями, как формируется индивидуальность, способности и мировоззрение, откуда берутся предрассудки и предпочтения.

Во второй серии исследовали, как в детстве выстраиваются первые социальные связи с другими людьми.

В заключительной части эксперимента рассмотрено, каким образом за пару лет беспомощный новорождённый превращается в маленького взрослого, который ходит, говорит и имеет собственное мнение.

Когда формируется тип личности

В первой серии исследователи пробовали разобраться, как мы становимся личностями со своей индивидуальностью, способностями и мировоззрением.

Психолог Эмили Джонс проверила, определяется ли темперамент в полгода. Детям показали игрушки, которые могут их удивить или напугать — и реакция соответствовала трём основным типам темперамента, которые психологи выделяют у взрослых: возбудимый, спокойный, настороженный. Это может означать, что мы уже рождаемся с определённым типом, и именно он определяет нашу будущую личность.

Одни от рождения более пугливы, другие более спокойны или подвижны. Родители естественным образом подстраиваются под детские особенности, не всегда это осознавая. Эти различия возникли в ходе эволюции: давать малышу то, что нужно, в зависимости от уникального типа личности. Неторопливого младенца нужно приучать к новому постепенно, а с более активным стоит чаще гулять и показывать разные места.

Темперамент — это то, как мы реагируем на происходящее вокруг. А личность складывается под влиянием сигналов, которые мы получаем в ответ от окружающего мира.

Можно ли ускорить развитие речи, если больше разговаривать с ребёнком. Специалист по развитию речи Мишель Питер провела эксперимент, в котором подсчитали, сколько слов ежедневно произносит малыш 1,9 г., и сколько слов говорят ему взрослые. В первый день исследователи просто фиксировали результаты, а на второй попросили родителей говорить с сыном как можно больше при любой возможности.

За первый день родители сказали 1,3 тыс. слов, во второй — примерно на 5% больше. Малыш произнёс в первый день примерно 2,5 тыс. слов, а во второй день — уже 2,8 тыс. Увеличение составило почти 13%. Но главное — родители чаще обменивались с сыном репликами, и объём диалогов увеличился на 38%. А это очень важно для развития речи.

Именно взрослые могут с первых лет жизни заложить основу для будущих успехов в учёбе. Исследования, проведённые недавно в Стэнфордском университете в Калифорнии, подтвердили, что чем больше слов ребёнок слышит в первые годы жизни, тем больше в дальнейшем будет его словарный запас. И в школе это поможет ему повысить успеваемость. А от родителей не требуется каких-то специальных знаний — нужно просто как можно чаще разговаривать со своими сыновьями и дочерями.

Насколько хорошо маленькие дети контролируют свои эмоции. Доктор Эмили Джонс решила проверить, что происходит в детском мозгу, если велят не поддаваться искушению. Малышам принесли интересную светящуюся палочку, но мамы запретили её трогать. В это время с помощью сканера мозга фиксировалась малейшая активность нейронов в префронтальной коре: именно этот участок мозга отвечает за поведение, эмоции, мысли, чувства.

Некоторые малыши продержались всего несколько секунд, кто-то даже схватил игрушку, едва начался отсчёт. Они вели себя так не потому, что непослушные — просто у них ещё не развиты нейронные связи, которые помогли бы удержаться и не взять игрушку.

Были и дети, которые осознанно сопротивлялись желанию, старались отвлечься и не думать об игрушке. Они выдержали 45 секунд. Датчики зафиксировали в их мозгу активность префронтальной коры: видны участки, которые у взрослого отвечают за самоконтроль, систему вознаграждений и мотивацию.

Чтобы развивалась способность к контролю эмоций, необходимо давать свободу действий, когда ребёнок сам изучает окружающий мир и учится управлять собственным поведением.

Социальное развитие личности до 2 лет

Первый опыт социального взаимодействия формирует модель, которую он усваивает на всю жизнь. Учёные задались фундаментальным вопросом — как дети начинают общаться с окружающими и выстраивать первые социальные связи с другими людьми. И нужно ли учиться общению, либо мы с рождения на него запрограммированы.

Может ли новорождённый различать лица и предметы. При помощи портативного сканера мозга учёные проанализировали, как быстро новорождённый реагирует на окружающий мир. Семидневному младенцу показывали по очереди изображения вращающейся игрушки и лица человека, чтобы понять, есть ли разница в их восприятии.

Игрушка практически не вызвала реакции, а при разглядывании лица активировался задний отдел верхней височной борозды. Эта область мозга позволяет распознавать эмоции других людей, понимать когда нам врут или добры к нам.

Значит, самое важное и интересное для человека, как только он пришёл в этот мир — это лица других людей. Поэтому подолгу смотреть младенцу в глаза — вовсе не пустая трата времени. Это занятие активно формирует область мозга, отвечающую за социальные взаимодействия.

Насколько общение со взрослым важно для детей. В следующем исследовании участвовали малыши в возрасте от 4 месяцев до года. Сначала родители максимально активно играли с ними, затем отворачивались, а когда поворачивались обратно — в течение двух минут полностью игнорировали ребёнка безо всяких эмоций.

Оказалось, что дети мгновенно замечают прекращение эмоционального контакта, бросают все силы на то, чтобы его восстановить. И сильно радуются при новой возможности взаимодействовать. Социальный опыт из раннего детства становится основой для развития всех важных отношений, которые люди построят в дальнейшей жизни.

Различают ли малыши «хорошо» и «плохо». Доктор психологии Наталия Герса проверила, понимают ли дети сами, какое поведение хорошее, или этому их нужно учить.

Десятерых испытуемых в возрасте до года пригласили на особенное кукольное представление. В нём были положительные и отрицательные герои, а после спектакля нужно было принять решение, какого героя выберет ребёнок – хорошего или плохого.

Все юные зрители обдуманно выбрали положительного персонажа. Хотя они гораздо младше возраста, когда родители начинают объяснять разницу между хорошим и плохим поведением. Способность отличать добро от зла либо врождённая, либо развивается очень-очень рано.

Что смешит детей. Психолог Каспар Адиман запустил исследование детского смеха, в котором поучаствовало более трёхсот родителей.

Они играли с детьми в пять разных игр и наблюдали, что вызовет смех. Победителем стала игра «ку-ку», над ней смеялись 77% малышей. Исследование также выявило, что старшим братьям и сёстрам отлично удаётся смешить младших. И что собаки вдвое смешнее для малышей, чем коты. То есть смех вызывают не какие-то странные и абсурдные вещи, а связь с кем-то другим.

Когда личность начинает осознавать себя. Психолог Кьяра Болгарелли решила проверить, с какого возраста люди начинают понимать, кто они такие, и провела эксперимент с зеркалом.

Вот какие выводы она сделала при наблюдении:

Всего за несколько недель происходит полная трансформация мозга.

Самосознание похоже на луковицу. Изначально существует какая-то основа, минимальное самосознание, которое позволяет нам взаимодействовать с другими и миром вокруг сразу после рождения. А потом слой за слоем человек формирует то, что станет его личностью, мыслями и представлением о самом себе.

Начав себя осознавать, малыши оказываются на пороге нового этапа развития: ведут себя по-другому и начинают испытывать более сложные эмоции: стыд, гордость и смущение.

Когда личность начинает осознавать чувства других. Долгие годы учёные утверждали, что до пяти лет нет понимания, что другие думают иначе. Психолог Ута Фрит решила проверить, развит ли этот навык в более раннем возрасте.

Для этого она использовала две миски: в одной лежали чипсы, во второй — брокколи. Она ясно дала понять, что предпочитает брокколи и попросила дать ей что-нибудь.

Малыши в 1,3 г. поделились чипсами — тем, что нравится им самим, потому что видят мир только сквозь призму своего опыта. А те, кому исполнилось 1,5 года, уже были способны понять, что Ута думает иначе. Исследование показало, что часто дети начинают осознавать чувства других людей уже к двум годам.

Способны ли дети к эмпатии. Психолог Габриэль Макхарх проверил, отреагируют ли они на переживания других людей и попытаются ли помочь. Принято считать, что до 2 лет они так не делают, поэтому все участники эксперимента младше этого возраста.

Оценивалось, как они будут реагировать на плачущую реалистичную куклу младенца:

Эксперимент показал, что сама по себе эмпатия врождённая и присущая всем людям в мире. Но проявлять её личность учится в обществе. Пример должны подавать родители и другие люди в жизни ребёнка: реакция на одни и те же действия будет отличаться в зависимости от воспитания.

Как обретается самостоятельность

В заключительной части эксперимента учёные исследовали, какие победы и поражения ожидают малыша на пути к обретению самостоятельности.

Развитие самостоятельности маленького человека начинается с ползания, а первые шаги и вовсе меняют его жизнь. При этом главным инструментом борьбы за независимость является истерика.

Но быть независимой личностью — не значит действовать в одиночку. Переживая взлёты и падения, когда учатся ходить, говорить и думать самостоятельно, дети также учатся работать в команде.

Почему для развития так важно ползание. Простой тест продемонстрировал, какое огромное влияние оказывают несколько недель ползания на то, как дети понимают окружающий мир. В лаборатории соорудили изощрённую визуальную иллюзию — обрыв высотой в полтора метра. С точки зрения младенца это выглядело как настоящая пропасть. Тест был разработан, чтобы проверить, смогут ли ползунки распознать опасность у себя на пути и среагировать на неё.

Те, кто научился ползать всего несколько дней назад, отнеслись к обрыву беспечно. У них не было визуального восприятия глубины и чувства страха, чтобы понять, что это может быть опасно. Дети, которые практиковались более двух недель, осознали опасность и не стали приближаться к краю.

Ползание позволяет предвидеть риски, препятствия и возможности вокруг, поэтому так важно давать как можно больше независимости с ранних лет.

Почему истерики нужны для развития. Психолог Эмили Джонс попыталась разобраться, что происходит с организмом во время истерики, и как помочь ребёнку справиться с сильными эмоциями.

В период борьбы за независимость истерика может начаться от малейшей неудачи. Тогда учащается сердцебиение, гормон стресса кортизол поступает в мозг, и человек попадает в порочный круг — расстраивается, в мозг поступает ещё больше кортизола, из-за него он ещё сильнее расстраивается.

Проблема в том, что в этом возрасте нужна чья-то помощь, чтобы выйти из этого круга. В лаборатории Эмили проверила, какие техники быстрее успокоят. Утешения и поглаживания мамы не помогли: пульс остался высоким и не снизился. Объятья в этом возрасте иногда могут только навредить, потому что детям кажется, будто их сдерживают.

Если же малыша отвлекали, пульс быстро снижался до нормального. Со временем он научится использовать эту технику самостоятельно, но поначалу нужна мама, чтобы отвлечься от раздражающих факторов. Каждая истерика — это тренировка и развитие способности регулировать свои эмоции самостоятельно. И чем старше, тем больше родители устраняются из этого процесса.

Почему дети учат языки без особых усилий. Профессор Кэролайн Фочча попыталась выяснить, взрослые или дети лучше распознают звуки из разных языков. И тем и другим дали прослушать два звука из хинди, которые почти неотличимы для тех, кто не владеет этим языком:

Каждый рождается с суперспособностью улавливать самые разнообразные звуки, ведь может попасть в среду, где говорят на любом из 6000 разных языков, и должен быть готов выучить его. К концу первого года жизни эта способность начинает угасать, мозг учится концентрироваться на конкретном языке и отсеивать неважное.

Мы начинаем бегло говорить на языках, которые слышим с малых лет. И тем сложнее даются новые языки взрослым.

Коммуникация, координация и кооперация. Бихевиорист Эмили Вайман последние 10 лет изучала роль кооперации в человеческих обществах. Она приготовила хитрые головоломки для малышей в возрасте около двух лет, где им нужно было работать в команде.

Чтобы собака помахала хвостом — дети должны были потянуть за рычаги одновременно друг с другом. Они только учатся говорить и никогда раньше не встречались, но быстро справились с заданием. Им удалось вести переговоры и координировать действия без помощи взрослых.

В более сложном задании испытуемым нужно было совершить разные действия в разное время: один должен был поднять игрушки наверх, в то время как другой — достать их с противоположной стороны. Оба понимали, что должно произойти. Но никто не был готов отступиться от своих желаний ради общего блага. Это показало, что кооперация — действительно сложный процесс.

Но в целом к двум годам дети способны успешно общаться друг с другом и координировать действия, чтобы получить то, чего не могут получить в одиночку. Это ключевой навык, чтобы занять своё место в мире.

Источник видео, по которым подготовлена статья: BBC News
Фото из нашего Монтессори-центра «Отрада»
Расшифровала Марина Бганцова, редактор Любовь Пилипчук

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства дома

Источник

Как новорожденный открывает свое Я

в каком возрасте ребенок осознает себя как личность. Смотреть фото в каком возрасте ребенок осознает себя как личность. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок осознает себя как личность. Картинка про в каком возрасте ребенок осознает себя как личность. Фото в каком возрасте ребенок осознает себя как личность

Понимает ли маленький ребенок, что он существует? Когда он начинает это осознавать? Это невероятно, но новорожденному только предстоит научиться тому, что он… есть!

Маленький человечек постепенно открывает свое «я». Но осознание существования для новорожденного — это колоссальная мыслительная работа, которая требует времени. Пройдет несколько месяцев, прежде чем твой малыш начнет узнавать себя в зеркале, говорить о себе «я», понимать и называть свои эмоции. Но для начала ему нужно познать собственное тело и осознать, что оно принадлежит ему. Кроха должен понять, что телом можно управлять, а своим поведением влиять на окружающих.

После девяти месяцев, проведенных в твоем животике, в неразрывной связи с тобой, малыш приходит в этот мир. Но он еще не понимает, что является отдельным существом. Первые недели он продолжает чувствовать крепкую связь с мамой, ему необходимо ее постоянное присутствие. По мнению психологов, для малыша в возрасте нескольких недель мама является его продолжением, а он — ее частью. Новорожденный не осознает своего тела, не знает, что у него есть ручки и ножки. Он действует инстинктивно, пользуется рефлексами. Он пока не отличает себя от внешнего мира. Начало познания себя — это знакомство с собственным телом.

Ребенок обретает знания посредством опыта, через органы чувств. Знакомство со своим телом происходит таким же путем — малыш открывает свое тело через вкус, запах, слух, прикосновение. Причем процесс познания начинается в буквальном смысле сверху.

Сначала кроха учится контролировать движения головой, поворачивать ее в стороны (например, реагируя на услышанный звук, переводит взгляд на игрушку или на знакомого человека). Потом наступает черед плеч и рук. Уже в возрасте нескольких недель карапуз открывает для себя собственные руки.

Возможно, тебе удастся увидеть этот очень трогательный момент, когда кроха поднимает ручонки и… впервые натыкается на них взглядом. Он начинает рассматривать их, пробовать на вкус. И именно тогда понимает, что они принадлежат ему! Он может поднимать их, опускать, махать ими. Исследуя собственные ручки, притихший малыш и начинает проводить с ними различные эксперименты. Это одно из его первых в жизни открытий!

Третий-четвертый месяцы жизни — период более ловкого и осознанного манипулирования ручками. Малыш протягивает руку к игрушкам, учится определять расстояния до объектов, привлекающих его внимание (тренирует координацию движений), берет предметы.

В пять-шесть месяцев кроха начинает изучать ножки. Кладет руки на колени, затем пытается схватить себя за стопу. И, наконец, может засунуть их рот, чтобы исследовать на вкус. В этот период он все лучше и лучше контролирует движения туловища — поворачивается со спинки на животик и наоборот, потом учится ползать. Чем полнее малыш контролирует свое тело, тем больше он осознает свое существование и то, что он может влиять на собственное тело и окружающий мир.

Карапуз еще не понимает, что объекты, ускользнувшие из поля его зрения, не исчезли навсегда. Пока что все то, чего он не видит, для него не существует! «Не вижу ручек, значит, их нет», — приблизительно так можно выразить его мироощущение.

В возрасте около четырех месяцев все меняется. До этого момента малыш изучал только себя, теперь он начинает обращать внимание на окружающий мир и осознавать себя отдельной личностью. Он осознанно протягивает ручку к игрушке, понимая, что он — это он, а игрушка — это игрушка, вещь из внешнего мира.
После полугода наступает период осознанных действий. «Если я существую, значит, могу влиять на окружающий мир» — вот одно из важнейших открытий второй половины первого года жизни. «Я хочу трясти погремушкой и делаю это, стучу кубиком по полу, засовываю ручку в рот». Малыш понимает, что он не является частью этих предметов и может ими манипулировать.

Психологи утверждают, что первое осознание себя и своих возможностей зависит от отношений крохи с самыми близкими людьми и прежде всего с мамой, готовой откликнуться на каждый его зов. Таким образом формируется его чувство собственного достоинства. Чем внимательнее родители относятся к потребностям малыша, тем легче ему постигнуть, что он может влиять на окружающий мир. Благодаря их любви кроха понимает, что он — человек, с которым считаются. Так формируется вера в себя и свои силы. «Если я брошу погремушку, она упадет на пол, если я ею потрясу, она зазвенит. А если заплачу, мама подойдет ко мне, потому что я ей очень дорог, а значит, я важный!»

Голос — это значимая часть человека. Уже в несколько недель малыш начинает издавать звуки, отличающиеся от плача. Сначала это происходит инстинктивно, а потом осознанно. Карапуз играет голосом, изучает реакцию на него других людей. Таким образом он изучает возможности и очерчивает границы своего влияния на окружающих. «Если мама реагирует на мой плач, значит, я существую, и со мной нужно считаться…»

До полутора-двух лет ребенок не говорит о себе «я». Он очень быстро учится реагировать на свое имя и использует его, когда говорит о себе, например: «Аня хочет к маме», «дай Ане лялю!» Местоимения «я», «мой» появляются приблизительно в два года.

Обращаясь к маленькому ребенку, мы тоже чаще всего делаем это в третьем лице, например: «мама наденет Ане свитер». Такая форма высказывания является более простой и понятной для крохи.

Аналогичная ситуация с собственным отображением зеркале. Когда малыш начинает узнавать себя? Как правило, к двум годам. Двадцать лет назад американские психологи провели любопытный эксперимент. Они рисовали маленьким деткам на щечке какой-то значок и показывали им зеркало. Только дети, достигшие двух лет, хватались за личико, чтобы вытереть пометку. Значит, именно с этого возраста малыш способен осознавать, что отражение в зеркале — это он! А заинтересованность зеркалом у детей до двухлетнего возраста связана с тем, что им интересно наблюдать за движущейся картинкой.

В первые месяцы жизни малыш думает, что мама, вышедшая из комнаты, исчезла навсегда. Неудивительно, что он начинает отчаянно плакать. Если ты не можешь подойти к карапузу сию минуту, по крайней мере, подай голос. Малыш услышит тебя и успокоится.

Источник

Осознание своего «Я» у ребенка-дошкольника

в каком возрасте ребенок осознает себя как личность. Смотреть фото в каком возрасте ребенок осознает себя как личность. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок осознает себя как личность. Картинка про в каком возрасте ребенок осознает себя как личность. Фото в каком возрасте ребенок осознает себя как личность Татьяна Бухарова
Осознание своего «Я» у ребенка-дошкольника

Работая в детском саду более 30 лет, я часто задумываюсь о том, как ребенок осознает сам себя, какое представление о своем «Я» он имеет. Известно, что малыши совсем не так воспринимают окружающую действительность и осознают самих себя в ней, и дело здесь не в жизненном опыте или знаниях, а в тонко-устроенном психологическом аппарате человека, который еще сложнее понять, когда в нем происходят процессы изменения, например, взросления. В такие периоды маленький человек способен совершить удивительные открытия о себе самом, понять ранее скрытые для его взгляда некоторые межличностные отношения, социальные установки, способен сравнить себя с другим и совершить рефлексию над собственным поступком. Но это только одна из сторон развивающегося сознания ребёнка, таким же важным, даже переломным, мне кажется тот момент, когда ребёнок впервые, взглянув на себя в зеркало,понимает: «А ведь это я. Мои руки, глаза, рот. Я вот такой. Как это удивительно, что я именно такой и чувствую это!».

Конечно, то, что было прямой речью ребёнка в предыдущем предложении, в процессе узнавания им самого себя не артикулируется, это цельное ощущение, которое сложно удерживать долго. Тем более, откуда я могу знать о том, что происходит с сознанием ребёнка в такой момент? Я могу основываться на своих воспоминаниях из детства, а также на рассказы моих деток. В любом случае, процесс этот неизбежен, и в каждом случае проходит примерно одинаково. Но последствия первичного самосознания являются базовыми для дальнейшего развития личности ребёнка.

Когда я прихожу к такому выводу, меня удивляет, как мало времени и усилий отведено в воспитательном и образовательном процессе развитию личности ребёнка, помощи осознанию своего «Я», взамен всё направлено на наращивание навыков и знаний малыша. Почему же это так важно — осознавать себя?

Было много сказано о такой функции «Я» как участника социальных отношений и инструмента определения своей социальной роли. Общеизвестно, что первостепенная задача образовательного учреждения — социализовать ребенка, привить ему навыки общения и послушания. Но я хочу сказать и о том «Я», которое является самым главным оценщиком, другом, подсказчиком, судьёй каждого человека, а иногда даже врагом.

Как я представляю себе психическую жизнь ребенка до осознания себя и после? Мне кажется, что до этого переломного момента (чаще всего в 3-4 года) ребенок существует в режиме «Я есть мир». Для него нет разделения на внешний мир и себя как противостоящего ему субъекта, весь мир является объектом его желания и потому сопротивление со стороны, например, взрослых его свободе воспринимается с плачем, обидой. Это не бессознательность животного, потому что человеческая психика намного более высокоорганизована в отличие от животной, но главное здесь то, что для ребенка его желание и выполнение этого желания совпадают, а каждый предмет мира вокруг служит продолжением его самого. Он осознает свои действия, они не автоматичны, они могут быть даже оправданы, но рассматриваются эти действия ребенком как естественные и единственно правильные, и т. к. у него еще нет своего «Я», он не может понять, как его действия скажутся на мире. То есть мы можем сделать вывод, что именно общество оказывает решающее влияние на возникновение у человека «Я».

После переломного этапа (который не является одномоментным, а подготавливается благодаря взаимодействию ребенка со сверстниками, взрослыми) ребенок существует в режиме «Есть Я, а есть мир». Ребенку приходится смиряться со своим нецентральным положением в мире, с существованием таких же как у него «Я» других людей. Он начинает понимать, что выполнение его желания может быть сопряжено с дискомфортом других людей, а потому невозможно. Мир становится неподконтрольным, и может стать даже враждебным при отсутствии любви и заботы со стороны взрослых. Осознание себя отделенным от мира происходит в первую очередь благодаря моральному воспитанию и усвоению правил вежливости, этикета, милосердия, помощи ближнему — то есть благодаря гуманистической социализации. Если ребенок в этот период не усвоит данных правил, есть большая вероятность, что он столкнется с трудностями в процессе жизни, т. к. он навсегда «застрянет» в фазе эгоистичного потребительского отношения к миру.

Тем самым, мы видим, что осознание своего «Я» и усвоение социальных норм неразрывно связаны, можно даже сказать, что именно благодаря жизни в обществе ребенок развивает самосознание и рефлексию. Позднее происходит надстройка «сверх-Я», которая помимо идеального образа включает в себя представление, каков я должен быть с точки зрения успешного функционирования в обществе.

Но еще одна сторона «Я», о которой хотелось сказать, это та, которая «подсказывает» человеку истинные мотивы и цели, сообразующиеся с его наклонностями, способностями. Это то «Я», которое имеют в виду, давая совет «слушай своё сердце». Если ребенку с малых лет предоставляют все возможности для раскрытия творческого потенциала и не подавляют проявления его конструктивной спонтанности, то по мере взросления его «Я» станет ему добрым помощником в выборе жизненного пути. Важным условием для этого являются самоуважение и любовь к себе, осознание, что ты вправе реализовать весь свой потенциал наилучшим образом и получить за это признание. Если ребенок воспитан в атмосфере любви, поддержки, но и в то же время прививания ответственности, то наиболее вероятным будет, что его «Я» не заглушится и громко заявит о себе. Но может быть и так, что «Я» станет самому ребенку наихудшим врагом, если изначально ребенку будут насаживаться противные или даже вредные его природе ментальные установки, если на ранней стадии ему не будет внушено доверие к миру и себе, а наоборот, его зарождающаяся личность будет принижаема и подавляема. Как воспитать ребенка с развитым самосознанием – другой вопрос, которого я не буду касаться в этом рассуждении из-за объемного теоретического изыскания, которое нужно провести для разработки оптимальной стратегии воспитания.

Остается лишь еще раз призвать коллег к осмыслению этой сравнительно новой, но животрепещущей проблемы педагогики.

в каком возрасте ребенок осознает себя как личность. Смотреть фото в каком возрасте ребенок осознает себя как личность. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок осознает себя как личность. Картинка про в каком возрасте ребенок осознает себя как личность. Фото в каком возрасте ребенок осознает себя как личность«Календарь погоды» в детском саду В каждом уголке природы детского сада должен быть организован свой календарь погоды. Знакомство с явлениями природы начинается в младшем.

в каком возрасте ребенок осознает себя как личность. Смотреть фото в каком возрасте ребенок осознает себя как личность. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок осознает себя как личность. Картинка про в каком возрасте ребенок осознает себя как личность. Фото в каком возрасте ребенок осознает себя как личностьФотоотчет о непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах Работа с детьми увлекательное путешествие по жизни. Изо дня в день ты переживаешь с ними, новые события и открытия и от тебя лишь зависит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *