в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования

СДВГ. Советы детского врача-психиатра

«Не может сидеть на одном месте», «постоянно крутится и вертится», «все у него ломается», «в комнате постоянный беспорядок, вещи раскиданы». Бешеная энергия и активность, невнимательность и двигательная расторможенность, плохая успеваемость и проблемы в отношениях – далеко не полный перечень жалоб, с которыми обращаются родители к специалистам.

Ребенок с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ) может стать настоящим наказанием для воспитателей в детском саду и школьных учителей. Гиперактивный ребенок мешает вести уроки, на переменках устраивает «ледовое побоище» – неуемная энергия требует выхода. Педагоги постоянно вызывают папу или маму «на ковер», пытаясь им доходчиво объяснить, что они совершенно не занимаются воспитанием своего чада. Родители виновато отводят взгляд, тяжело вздыхают и разводят руками: «Да, не уследили, все работа, работа». И это при том, что ребенок-то добрый, хороший, да и семья вполне приличная. Главное, чего хотят педагоги, так это побыстрее избавиться от этого «милого» ребенка, лишние проблемы никому не нужны. Пусть родители сами с ним разбираются.

А ведь и правда, гиперактивные дети шумны и непоседливы. Не могут долго концентрировать внимание на предмете, особенно если это не увлекательный мультфильм или компьютерная игра. В этом случае их не оторвать от экрана телевизора или компьютера. Они, словно завороженные, могут часами смотреть (делать) то, что им действительно интересно, увлекает.

Дети с гиперактивностью и нарушением внимания могут ходить по классу, «помогать» учителю вести урок, вставляя свои комментарии, разговаривают с друзьями. В некоторых случаях провоцируют конфликтные ситуации. У гиперактивных детей «рот не закрывается», они постоянно куда-то спешат, хотят успеть сделать одновременно множество дел, при этом до конца ни одно из них не доводят. В учебных заданиях делают много ошибок и помарок, хотя интеллект и потенциальные способности у них достаточно неплохие. Так что же не так?

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?

Существуют определенные заболевания, когда доминирующим признаком является чрезмерная активность и нарушение внимания. А любое ментальное нарушение требует не только квалифицированного медицинского лечения, но и индивидуального психолого-педагогического подхода. Таким детям просто необходима поддержка как со стороны семьи и учителей, так и со стороны психолога. Для того, чтобы помощь была эффективной, надо детально разобраться в причинах чрезмерной активности ребенка, понять не является ли они одним из признаков психического расстройства.

Сочетание «импульсивность», «нарушение внимания», «плохая самоорганизованность», «низкая успеваемость» может быть характерно для ряда психопатологических состояний, таких как СДВГ, невроз, шизофрения.

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ)

СДВГ – наиболее частая причина проявления данных расстройств. В зарубежных источниках указываются данные, что частота проявлений среди детей дошкольного и младшего школьного возраста составляет от 4 до 9,5%. Много это или мало?! К примеру, если взять школу с числом учащихся в 100 человек, то с большей долей вероятности 9 из них будет с СДВГ. Педагоги знают, что одного гиперактивного ребенка в классе будет достаточно, чтобы дезорганизовать весь коллектив. Давайте «разложим» на отдельные составляющие понятие нарушение внимания, которое мешает социальной адаптации, непосредственно влияет на школьную успеваемость и освоение новых знаний.

Внимание – направленность психической деятельности на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий.

Концентрация, объем и распределение – 3 важных ключевых аспекта внимания.

Концентрация – степень сосредоточения на одном (наиболее значимом) объекте. Эта способность зависит от волевых усилий, т. к. заключается в сознательном удержании внимания на определенной задаче с выведением за рамки актуальности других, на данный момент менее значимых дел.

Объем – способность при достаточной концентрации на выполняемой задаче удерживать во внимании несколько объектов или явлений, не имеющих отношение к главной теме деятельности. К примеру, школьник, занятый решением математических уравнений, одновременно понимает – находится учитель в классе или нет, слышит звук сигнализации машины, припаркованной рядом со школой, прислушивается к разговору девочек за соседней партой.

Распределение – способность следить за выполнением нескольких компонентов в процессе деятельности. Например, в процессе написания сочинения школьнику нужно следить не только за смысловой составляющей, но и за грамотностью, разборчивым почерком.

У ребенка с СДВГ нарушены в той или иной степени все компоненты внимания.

Причины СДВГ

1. Патология во время беременности: токсикоз, нефропатия, анемия, простудные заболевания, угроза выкидыша, травмы и стрессы, курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, лекарственных препаратов.

2. Тяжелые роды, «кесарево сечение», низкие показатели у ребенка по шкале АПГАР, тяжелое состояние младенца после родов.

3. Черепно-мозговые травмы у ребенка, такие как сотрясение мозга или более тяжелые.

В результате воздействия такого рода неблагоприятных факторов нарушается процесс созревание систем головного мозга, отвечающих за память, мышление, речь, внимание, восприятие. Также отстает формирование процесса торможения, именно поэтому такие ребята возбудимы с самого раннего детства.

СДВГ или избалованность?

К основным признакам СДВГ у ребенка можно отнести:

1. Не может надолго сконцентрировать на конкретном занятии внимание, хватается за несколько дел сразу, мешает и раздражает окружающих своим поведением (бесцельно прыгает, бегает, залезает в разные места).

2. Постоянно «теряет» вещи в школе или дома. Забывает приносить тетради, учебники и школьные принадлежности. Не помнит, что нужно записывать домашнее задание.

3. Внешний вид – растрепанный, неряшливый.

4. Может «не слышать» родителей или учителей, когда к нему обращаются.

5. Допускает много мелких ошибок и помарок из-за невнимательности, торопится при выполнении работ, не доводит дело до конца.

6. По возможности не делает или избегает заданий, требующих длительной сосредоточенности и концентрации.

7. На стуле постоянно крутится, вертится, раскачивается, спокойно не сидит. Во время урока может встать и «прогуляться» про классу.

8. Много и быстро разговаривает, на вопросы отвечает, даже не дослушав до конца, о чем его спрашивают. Выкрикивает с места во время урока, не подняв руку для ответа.

9. Плохие оценки, вызов родителей в школу, наказания – не приводят к действенному результату. От переживаний, волнений и наказаний ситуация лучше не становится.

10. Ближе к вечеру состояние, поведение и успеваемость заметно ухудшается. Начало и конец урока – самое сложно время, середина проходит более спокойно и гладко.

11. Отмеченные выше трудности отмечаются в течение как минимум 6 месяцев.

Гиперактивный ребенок – что будет дальше?

Ребенок растет, мозг созревает. Вышеописанные проблемы – это не навсегда!

Беда состоит в том, что такие дети с первых дней занятий в детском саду или обучения в школе заметно отстают в достижениях от своих сверстников. Несобранность, неорганизованность, неусидчивость мешают полноценному процессу обучения и развития. Таких детей воспитатели и учителя автоматически записывают в ряды хулиганов и двоечников.

Во взрослом возрасте учеба им также может трудно даваться, несмотря на вполне нормальный интеллект.

Агрессия. С таким вариантом проявления заболевания можно столкнуться в подростковом возрасте, когда повышенная активность заменяется конфликтностью и агрессивным поведением в отношениях с учителями, родителями. И все это может происходить на фоне плохой успеваемости, асоциальных наклонностей, пагубного пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам. Подростку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью сложно выстраивать длительные доверительные отношения, они склонны к частой смене сексуальных партнеров (промискуитет).

Сексуальная активность – проблема, которая приходит на смену расторможенности и проявляется в старших классах школы. Последствия раннего начала интимной жизни и промискуитета часто волнуют родителей подростков с СДВГ. И волнение здесь вполне оправданно.

По статистике, каждый 10-й аборт делается девушками до 18 лет, 60% подростков, участвующих в порноидустрии и вовлеченных в проституцию, идут на это по собственному желанию.

2. Невроз и невротические реакции

В основе невроза всегда лежит какая-либо внешняя психотравмирующая причина, на которую ребенок выдает определенную реакцию. При синдроме дефицита внимания и гиперактивности обычно никаких внешних причин для плохого поведения нет.

Как правило, невротические реакции дают о себе знать начиная с 3-4 класса школы и затем уже ближе к окончанию школы (стресс, экзамены, поступление в ВУЗ). В то время как СДВГ – бедствие ребят младшего школьного возраста.

Невроз возникает при комбинации двух обстоятельств: внешних и «внутренних». К первым можно отнести:

1. Напряженные отношения в семье и школе, конфликты с учителями, родителями, друзьями.

2. Утрата, тяжелая болезнь близкого человека.

3. Материнская депривация, развод родителей, раннее отлучение ребенка от семьи или эмоционально недостаточно теплая мать.

Ко второму, «внутреннему» обстоятельству относят характер ребенка, вернее так называемый «невротический» характер.

Истероидный характер. Как правило дети с таким типом характера инфантильны, ребячливы, любят «работать на публику», обращают на себя внимание, при необходимости «включают» обиженного страдальца.

В школе их успеваемость во многом может зависеть от учителя. У строгого и эмоционально холодного педагога ребенок с истероидным характером может учиться на двойки и тройки, т.к. успех завоевать довольно проблематично. У более эмоционального учителя, который не только ругает, но и хвалит, поддерживает – на четыре и пять.

Такой ребенок может быть душой компании, с удовольствием играть в театральном кружке, выступать на сцене. Бессознательная цель – стать самым заметным, самым «обаятельным и привлекательным», доказать всем, что он достоин лучшей доли.

Тревожно-мнительный характер. Ребята с таким характером отличаются боязливостью, высокой чувствительностью, склонны к переживанию негативных эмоций. При неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств, их тревожность, мнительность, беспокойство вырастает в разы. Ребенок становится расторможенным, суетливым, не может довести дело до конца, расстраивается. Внимание становится неустойчивым, успеваемость и работоспособность снижаются, настроение ухудшается.

Возможные причины невроза:

1. Связь изменения в поведении с тревожной или психотравмирующей ситуацией. Может впереди выпускные экзамены или усложнилась школьная программа? Проблемы с одноклассниками или близкими? Стоит деликатно и с осторожностью поинтересоваться не только у ребенка, но и у его друзей, учителей, что происходит на самом деле.

2. Всплески чрезмерной активности возникают перед публикой. Наедине с родными или учителем подросток ведет себя спокойно и тихо. В некоторых случаях возбуждение проявляется в виде хлопанья дверями, как реакция на какой-либо комментарий или оценку педагога, шутку одноклассников.

3. Тревожность, беспокойство, рассеянность, невнимательность усиливается после каникул или нескольких дней, проведенных дома. Возможно усиление перечисленных явлений именно в контакте с кем-то конкретным из близких.

4. Нарушение внимания и повышение двигательной активности усиливается в «значимые и ответственные моменты» – контрольная работа, открытые уроки, публичные выступления.

5. Состояние сохраняется от 1-2-х месяцев и более.

Как ни странно звучит, но шизофрения часто «сопровождается» гиперактивностью и нарушением внимания.

Шизофрения – хроническое психическое расстройство, причина которого остается до конца не изученной. Данное заболевание характеризуется разнообразием проявлений: расстройстве познавательных функций, речи, поведения, эмоций, нарушением социальных отношений и адекватного восприятия реальности.

Шизофрения. Отличительные признаки:

1. О таком ребенке можно сразу сказать, что он странный, значительно отличается от сверстников, в первую очередь, своим поведением.

3. Бросается в глаза его неумение общаться с другими ребятами. Он держится в стороне, не принимает участия в коллективных играх и занятиях.

4. Бесцельная активность. Это может быть однотипные хлопки, подпрыгивание, бег по определенной траектории. Поведение импульсивное и нелепое, мотив, логическое объяснение которому трудно найти.

5. На уроках продуктивность снижена за счет нарушения распределения внимания, а также за счет смещения фокуса внимания на свои внутренние переживания. Ребенок может не решить достаточно простую логическую задачу, но при этом отлично справляется с примерами, в которых присутствуют крупные числа. Со стороны может казаться, что он как бы не присутствует на уроке, погружен в свою реальность.

6. Возбуждение появляется приступообразно. Моменты спокойствия сменяются внезапным возбуждением, криками, чрезмерной «болтливостью», веселым и «дурашливым» настроением.

7. Школьная дисциплина – не для такого ребенка. Он не может понять и приспособиться к социальным требованиям, подчинить им свое поведение и желания.

8. При общении ребенок может избегать взгляда в глаза, закрывать уши, или, наоборот, не соблюдать личную дистанцию по отношению к собеседнику, придвигаться к нему очень близко, создавая психологический дискомфорт.

Заметили 4 признака и более – стоит обратиться за помощью к детскому врачу-психиатру, т.к. подобные нарушения психолого-педагогическими методами крайне слабо корректируются, необходимо медикаментозное лечение.

Гиперактивный ребенок. Что делать педагогам?

Гиперактивный ребенок (СДВГ) требует к себе особого отношения, стандартные школьные программы для него не подходят, т.к. особенности заболевания непосредственно влияют на усвоение учебного материала. Итак, что нужно сделать, чтобы помочь ребенку с СДВГ освоить школьную программу?

Ребенок с СДВГ. Советы родителям

1. Заведите четкий и понятный режем дня и совместно с ребенком его соблюдайте: надо, значит надо, компромиссы здесь не уместны. Добивайтесь результата твердо, последовательно и спокойно. Дайте возможность ребенку почувствовать личную ответственность, не забывайте хвалить за сделанную работу или задания. Не выполнит, что было задумано – не ругать, а помочь.

2. По возможности не ходить вместе с ребенком в места с большим скоплением людей: гипермаркеты, крупные рынки, массовые мероприятия.

3. Переутомление – перевозбуждение. Сильно уставший ребенок может перевозбудиться. Чтобы этого не допускать, необходимо давать ему короткий отдых через каждые 20 минут занятий. Также урок можно поделить на отдельные задания, чтобы он их смог выполнить до конца. Стоит быть готовым к тому, что первые несколько лет обучения в школе вам придется делать уроки вместе с ребенком. Подсказывать совсем не обязательно. Ваша задача следить, чтобы ученик выполнял задание и не отвлекался. Хорошо проговорить задание вслух, при этом рассуждая, как можно найти решение данной задачи. В случае необходимости – нанять педагога, который будет помогать.

4. Находите поводы, чтобы похвалить своего ребенка даже за самую, казалось бы, незначительную победу. Это придаст ему силы и уверенность в себе.

Дополнительно об СДВГ можно прочитать: https://familyland.ru/library/publicarticle/publicarticle_112.html

Лечебное питание и фитотерапия при повышенной активности и возбудимости

1. Обилие сахара и вкусностей способствует усилению возбуждения. Старайтесь избегать в рационе питания сладостей, замените их фруктами и сухофруктами. Исключите газировку, чипсы, фаст-фуд.

2. Желательно, чтобы питание было сбалансированным и богатым витаминами группы В, С, фолиевой и пантотеновой кислотой, магнием, калием, цинком. Эти витамины и микроэлементы содержаться в цельнозерновом хлебе, овсяной каше (не быстрорастворимой), печени, яйцах, цельном молоке, рыбе, креветках, фасоли, абрикосах и кураге, кисломолочных продуктах, цитрусовых, смородине, зелени. При этом, не рекомендуется по личной инициативе давать ребенку биологически активные добавки, препараты железа, витамины. Для начала стоит проконсультироваться с педиатром и сдать необходимые анализы.

3. При переносимости эфирных масел и отсутствии на них аллергии, можно каждый день, утром и вечером, растирать запястья, голеностопные, коленные и локтевые суставы смесью: 2 капли масла лаванды, 2 капли масла ромашки, 1 капля масла розмарина, 2 чайные ложки растительного масла.

4. Настойка боярышника помогает нормализовать внутричерепное давление. Принимать следует утром за 20 минут до еды по 1 капле на год жизни. К примеру: 5 лет – 5 капель.

5. Перед сном можно сделать успокоительные ванны из мяты, хмеля, пустырника, зверобоя, шалфея. Для этого необходимо взять по 1 чайной ложке перечисленных сухих трав, залить 0,5 литра кипятка, настаивать 2 часа в термосе и добавить полученный раствор в ванну. Время приема процедуры – 15-20 минут.

Шапошникова Антонина, врач-психиатр, заведующий Отделением №9 Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Источник

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, В ТОМ ЧИСЛЕ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования. Смотреть фото в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования. Картинка про в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования. Фото в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования

ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА (КОНЦЕПЦИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА)

ЧЕТЫРЕ ЭТАПА РАННЕГО ДЕТСТВА:
Первый этап самый короткий – он охватывает первый месяц жизни ребенка.
Второй этап совпадает с первым полугодием жизни.
Третий этап длится от шести месяцев до полутора лет.
Четвертый этап продолжается от полутора до трех лет.

1. КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ – рождение ребенка – это переход к форме индивидуальной жизни, в действие вступают другие виды физиологической регуляции поведения, а многие физиологические системы начинают функционировать заново. Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. Возникает ситуация объективно-необходимых отношений между ребенком и матерью. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления.

Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие – ребенок максимально нуждается во взрослом и, в тоже время, не имеет
специфических сил воздействия на него. Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности – непосредственного эмоционального общения. Социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста «МЫ» ситуация комфорта.

К 9 месяцам (начало кризиса 1-го года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого.

Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «МЫ», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.

Ходьба – первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

Второе основное новообразование этого возраста – появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов.

ИТОГ ПЕРВОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Две взаимосвязанные линии человеческого развития:
— Линия развития ориентации в смыслах человеческой деятельности
— Линия развития ориентации в способах человеческой деятельности

ОСВОЕНИЕ ОДНОЙ ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДРУГОЙ

в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования. Смотреть фото в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования. Картинка про в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования. Фото в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования

В конце первого года жизни ситуация социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри.

В ней появляются двое: РЕБЕНОК И ВЗРОСЛЫЙ
В совместном предметном действии ребенка и взрослого первоначально все слито.

СХЕМА РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОГО ДЕЙСТВИЯ:

Ребенок — ПРЕДМЕТ — Взрослый

Ребенок — предмет — ВЗРОСЛЫЙ

На основе предметного действия формируются все психические процессы

Развитие предметного действия идет по двум основным направлениям:
• Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного выполнения
• Развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия

В овладении предметными действиями наряду с орудиями большую роль играют игрушки.

Игрушка — предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. По отношению к игрушке нет жесткой логики их употребления, и взрослый не навязывает ребенку способ действия с ними.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

1.Пассивная речь в развитии опережает активную.
2.Первое языковое открытие – ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название.
3.В начале раннего возраста в речи ребенка наблюдается феномен «однословного предложения». Физически – это слово, семантически – это предложение.
4.На границе второго и третьего года жизни ребенок интуитивно «открывает», что слова и предложения связаны между собой.
5.Развиваются значения детских слов. Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям, построенным на основе практических действий.
6.Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить.
7.К концу раннего детства ребенок овладевает почти всеми синтаксическими конструкциями, которые есть в языке.
8.Происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи.

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСТРОЙСТВ И ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Большинство детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет используют информационные устройства и гаджеты. Развитие информационных технологий изменило пространство современного детства. Книги, игрушки, материалы для творчества вытесняют информационно-технические устройства.

Дети, рожденные после 1995 г. не помнят мир, в котором нет гаджетов и Интернета. Их жизнь протекает в режиме online.

2 стороны:
-В доступной форме, с использованием интерактивных приемов, оптимизирующих привлечение внимания ребенка, передать необходимые знания, развивать образное мышление, тренировать память;
— Знакомство ребенка с гаджетом происходит неоправданно рано, информационное устройство в силу своих аттрактивных свойств «замещает» ребенку родителей, вербальное общение, социальное и игровое взаимодействие с членами семьи, блокирует приток присущих детству сенсорных впечатлений, формирующих чувственный опыт ребенка. Ребенок живет «здесь и сейчас».
Потребность во взаимодействии со взрослым трансформируется и уменьшается. Он погружается в мир виртуальной реальности, вызывающей определенные эмоциональные и поведенческие реакции и не требующие совершения усилий для освоения вербальной речи.

В исследовании выделены 3 группы детей (выборка 1262 ребенка; возраст 1-3,5 г.)

Методы исследования: шкала Бейли, шкала HOME, анкета «Ваш ребенок и его свободное время»

• группа детей с высоким уровнем речевого развития (33,3%)
• группа детей с нормативным уровнем речевого развития (21,7%)
• группа детей с низким уровнем речевого развития (45%)

У детей всех групп существует предпочтение виртуального мира реальному, общению и игре.

Установлена взаимосвязь между использованием гаджетов, отдельными компонентами социальной среды и уровнем речевого развития

1-я группа – высокий уровень речевого развития положительно коррелирует с организацией среды и вариабельностью среды.

2-я группа – нормативный уровень развития речи положительно коррелирует с воздействием со стороны матери, отрицательно коррелирует с фактором терпимость.

3-я группа – низкий уровень речевого развития отрицательно коррелирует с фактором терпимость и положительно – с количественным показателем использования детьми гаджетов

в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования. Смотреть фото в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования. Картинка про в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования. Фото в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования

в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования. Смотреть фото в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования. Картинка про в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования. Фото в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования

ИЗ НОВОБРАЗОВАНИЙ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ ВОЗНИКАЕТ ТЕНДЕНЦИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ТОЖЕ ВРЕМЯ ПОХОЖЕЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО – ВЗРОСЛЫЕ ВЫСТУПАЮТ ДЛЯ РЕБЕНКА КАК ОБРАЗЦЫ, И РЕБЕНОК ХОЧЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ, КАК ОНИ.

ТЕНДЕНЦИЯ ЖИТЬ ОБЩЕЙ ЖИЗНЬЮ СО ВЗРОСЛЫМ ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ ВСЕ ДЕТСТВО; РЕБЕНОК, ОТДЕЛЯЯСЬ ОТ ВЗРОСЛОГО, УСТАНАВЛИВАЕТ С НИМ БОЛЕЕ ГЛУБОКИЕ ОТНОШЕНИЯ.

в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования. Смотреть фото в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования. Картинка про в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования. Фото в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Концепция о трех основных уровнях организации межполушарного взаимодействия в онтогенезе:

МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПЕРИОДЫ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ

Главной особенностью – деформация внутрисемейных взаимоотношений, обусловленная тяжестью дефекта развития у ребенка, его психологическими особенностями, эмоциональной нагрузкой, связанной с осознанием дефекта и ощущением своей беспомощности.

Типы отношений родителей к ребенку :

в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования. Смотреть фото в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования. Картинка про в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования. Фото в каком возрасте ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования

Развитие детей с особыми возможностями здоровья имеет общие тенденции с развитием здорового ребенка. Психическое развитие предполагает, что ребенок подвергается воздействию того общества, в котором живет, впитывает социальный опыт той действительности, которая его окружает. Врастание здорового ребенка в цивилизацию представляет собой единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития – естественный и культурный – совпадают и сливаются один с другим. У ребенка с особыми возможностями здоровья такого слияния не наступает.

Дефект вызывает выпадение отдельных функций, что влечет за собой отклонения в протекании нормального биологического процесса. Приток разного рода информации может быть значительно ограничен, что создает необычные условия его жизни.

Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не менее развит, а развивается по-другому, т.е., такой ребенок имеет своеобразный тип развития. Необходимы специально созданные культурные форма для того, чтобы осуществить культурное развитие такого ребенка.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

У таких детей рано возникают вторичные дефекты как в физическом развитии, так и в познавательной деятельности.

Это сказывается, прежде всего, в нарушении содержания возрастных этапов развития ребенка.

Прежде всего, необходим компенсаторный процесс, который должен быть направлен на последовательное выравнивание в овладении ведущими видами деятельности.

Прямым следствием являются отклонения в речевом развитии и, далее, в сфере физического развития – задержке локомоторных статических функций, что влияет на формирование межанализаторных связей, сужает «ближнее» пространство, которое доступно органам чувств младенца.

Это, в свою очередь, обусловливает задержку в развитии «прямостояния» (овладении сидением, ходьбой и пр.) приводит к нарушению ориентировки в пространстве и предметном мире.

Констатируется несвоевременность, неполноценность формирования процесса присвоения общественного опыта. Задерживается взаимодействие с миром вещей.

РАННЯЯ ПСИХОСОМАТИКА – ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 3-Х ЛЕТ

Дети по-разному реагируют на сложные ситуации. Те, кто постарше, включают защитные психологические механизмы, совсем маленькие «уходят в болезнь».

Сам факт возникновения психосоматических расстройств в младенческом или раннем возрасте, с одной стороны, не считается патологией развития, но, с другой стороны, их пролонгированный характер может провоцировать вторичные нарушения (или как говорят психологи, декомпенсацию развития). Можно даже сказать, что в связи с особенностями реагирования малышей, факт психосоматического отклонения какое-то время будет защитной реакцией, помогающей адаптироваться к изменяемому внешнему миру (это некий переход к выработке автономных психосоматических защитных механизмов).

Определяя причины происхождения психосоматических расстройств в возрасте до 3 лет, сложно говорить об одно каком-то сильно действующем стрессе (хотя психотравмирующие ситуации имеют свое негативное значение). Скорее, приоритетным будет совокупность эмоционально-отношенческих моментов. Например, хроническая недостаточность привязанности к родителям из-за нехватки любви и заботы ведет к эмоциональной бедности, а глубокая хроническая недостаточность привязанности – к семейному госпитализму. Однако последнее – это крайняя форма. Чаще всего возникает эмоциональная бедность в результате прерывности отношений, частых разлук, плохого присмотра, а также чисто формальной связи ребенка с матерью (как бывает при послеродовой депрессии).

Эмоциональная сверхстимуляция как фон, на котором происходит семейное воспитание, является второй важной причиной психосоматизации младенцев и детей раннего возраста. Эмоциональное перевозбуждение родителей, ссоры, конфликты в семье – еще и путь невротизации ребенка.

Эмоциональная сверхстимуляция как фон, на котором происходит семейное воспитание, является второй важной причиной психосоматизации младенцев и детей раннего возраста. Эмоциональное перевозбуждение родителей, ссоры, конфликты в семье – еще и путь невротизации ребенка.

Швейцарские психиатры определили в недавнем исследовании, что непрерывное возбуждение, избирательно направленное на одну из функциональных сфер (питание, купание, опорожнение кишечника и другие) способствует возникновению соматической патологии соответствующей функции: рвота, экзема, раздражение кожи, запор, понос и т.д. Так, даже самый заботливый родитель, старающийся накормить ребенка в полной мере и по часам, может показать его соматике «плохой» путь.

Важной причиной развития соматических расстройств являются качественные или временные рассогласования отношений, воспитательных или развивающих мероприятий. В современных условиях часто можно встретить ситуации прерывности, непоследовательного отношения к детям, например, гиперопека матери с отстранением отца от воспитания.

Когда нужно начинать беспокоиться и бороться с ранними психосоматическими расстройствами ребенка? Прежде всего, обращу внимание на следующую особенность детской психики в раннем возрасте. До трех лет ребенок находится на соматовегетативном уровне реагирования на вредности из внешнего мира. Это значит, что он всегда способен встретить неприятность физиологической реакцией (рвотой, поносом, аллергией). Поскольку уровень реагирования соматовегетативный, некоторые расстройства ребенок может перерасти. Какие? Те, которые не провоцируют психологических вторичных изменений: задержки в развитии, негативных эмоциональных качеств, измененного поведения. Те, которые в течение 3-4 месяцев не усиливаются в интенсивности, не расширяются, захватывая новые территории, и не доминируют над другими реакциями ребенка.

Когда уже нужно обращаться к специалисту? Когда появляются задержки и дисгармония в овладении двигательными навыками, речью, изменяется отношение к неодушевленным предметам и людям (снижается общительность или возникает страх людей), начинаются моторные расстройства (чрезмерная двигательная активность, инертность, навязчивые движения).

В любом случае, как только начали замечать отклонения в соматическом состоянии ребенка, включайте самые разнообразные приемы из терапии любовью!

ДЕФИЦИТАРНОСТЬ РАБОТЫ БЛОКА РЕГУЛЯЦИИ УРОВНЯ АКТИВНОСТИ МОЗГА.

ДЕФИЦИТАРНОСТЬ РАБОТЫ БЛОКА РЕГУЛЯЦИИ УРОВНЯ АКТИВНОСТИ МОЗГА (продолжение)

В анамнезе детей с такими проявлениями, как правило, обнаруживается факт перенесенной гипоксии головного мозга в пренатальном периоде или в процессе родов и как следствие – неврологические диагнозы (ППЦНС – перинатальное поражение ЦНС; РЦОН – резидуальная цереброорганическая недостаточность; СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью; ВСД – вегето-сосудистая дистония и др.).

НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ ФУНКЦИЙ БЛОКА ВОСПРИЯТИЯ, ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ИЗ ВНЕШНЕГО МИРА

В процессе наблюдения за ребенком и при нейропсихологическом исследовании выявляется:

• трудности восприятия: зрительного и зрительно-пространственного, слухового, тактильного (кожно-кинестетического);
• нарушения ориентирования в схеме тела;
• речевые трудности (вследствие несформированности фонематического слуха, из-за недостаточного развития образов-представлений или из-за слабости слухоречевой памяти);
• пространственные трудности:
а) несформированность представлений «верх-низ», «право-лево», «впереди-сзади», «около», «над», «под» и т.д. – в пространстве своего тела, в реальном окружающем пространстве, в пространстве стола, листа бумаги;
б) в речи – трудности понимания сложных логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные характеристики – конструкции с предлогами, сравнительные конструкции, падежные конструкции и т.д.;
в) конструктивные трудности – сложности правильного расположения деталей, отдельных элементов при складывании пазлов, узоров из кубиков, деталей разрезанных картинок, фрагментов Лего-конструкторов и т.д.;
г) трудности в счетных операциях (сложения и вычитания за пределами десятка, умножения, деления);
д) трудности при письме (путают прописные буквы б и д, ь и р и т.д.)

ТРУДНОСТИ В В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ

25% всех детей младшей группы детского сада имеют недостатки психического развития, нуждаются в дополнительных коррекционно-развивающих занятиях, должны находиться под особым педагогическим, психологическим и медицинским наблюдением

К моменту ухода из детского сада число таких детей сокращается до 15% и колеблется на протяжении всего школьного возраста ±5%

Число нуждающихся в отсрочке поступления в школу составляет 3,2 – 5%

Развивающийся мозг ребенка очень чутко реагирует на различные патогенные факторы, воздействующие как пренатально, и перинатально, так и в первые годы после рождения

Несмотря на компенсаторную способность развивающегося детского мозга различные неблагоприятные факторы оказывают заметное влияние на психическое развитие ребенка

— До 5-го лунного месяца неблагоприятные факторы оказывают заметное влияние (действуют до формирования органов); трудно отличить от генетических

Нарушения происходят при сочетании 3-4-х факторов риска
Биологические факторы риска вызывают прежде всего замедление в развитии, которое через 4-8 лет может нивелироваться
Психосоциальные факторы, напротив, чем дольше воздействуют, тем очевиднее приводят к задержке в развитии вплоть до подросткового возраста

Сочетание биологических и психосоциальных факторов риска обусловливают резкое снижение или невозможность компенсации повреждения

Нарушения могут проявляться на разных этапах развития и созревания клеток мозга, от начала зарождения до момента их миелинизации

Во всех случаях мы имеем дело с «хроническим органическим мозговым психосиндромом» который в зависимости от возраста ребенка и тяжести нарушения проявляется в различной степени, но в своей основе и по своему качеству сохраняется много лет, часто всю жизнь

Впервые эти отклонения в развитии проявляются уже начиная с 3-х лет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *