в каком возрасте ребенок начинает фантазировать

Детские фантазии: норма или патология?

в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть фото в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Картинка про в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Фото в каком возрасте ребенок начинает фантазировать

2 апреля – Всемирный день распространения информации об аутизме. Как отличить фантазирование ребёнка в норме от проявлений нарушений аутистического спектра, рассказывает преподаватель УрИПКиП, специальный психолог Русакова Наталия Васильевна.

Каждый родитель и педагог встречался с детским фантазированием. Способность фантазировать развивается к возрасту 2–5 лет. Детские фантазии существенно преобразуют многие стороны жизни, в том числе и интеллектуальные способности, формируют многообразные интересы.

Фантазия как защита детской психики

Помимо познавательно-интеллектуальной функции, фантазирование у детей играет защитную роль, предохраняет ранимую душу ребёнка от травм. Например, мальчик, которого обижают сверстники, может дома рассказывать, как он ловко в драке справился с тремя хулиганами. И тогда родители могут понять, что сын испытывает дискомфорт в общении с некоторыми сверстниками. В такие моменты важно не обвинять ребёнка во лжи, а расспросить его о том, с кем бы он хотел так ловко справиться. Далее можно поговорить о том, как этого добиться в реальности, как ему чувствовать себя более уверенным и защищённым.

Взрослые могут помочь ребёнку справиться с негативными эмоциями при помощи фантазии, направив её в нужное русло. Например, когда пора заканчивать интересную игру и идти спать, а малыш расстроен или зол, можно предложить ему в фантазии завершить прерванное действие. Или если ребёнок очень хочет в магазине получить игрушку, но родитель в данный момент не планирует её покупать, можно вместе помечтать на тему, а что он будет с ней делать, если она у него будет. Подобная фантазия также помогает пережить разочарование, связанное с отказом, тем самым можно предотвратить неприятные публичные истерики детей.

в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть фото в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Картинка про в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Фото в каком возрасте ребенок начинает фантазировать

Выдумки против скуки

Фантазирование помогает преодолеть скуку, страх или одиночество. Дети, разглядывая узор на ковре или обоях, развлекают себя, придумывая сюжеты, истории, приключения.

В игре дошкольники часто перевоплощаются в разных героев и персонажей. Иногда родители наблюдают маленького фантазёра в образе Бэтмена или Человека-Паука, а может это будет Фея или Принцесса. Ребёнок имитирует движения любимого персонажа, его речь или манеры. Перевоплощения в добрых и злых героев учат социальным нормам и правилам. Благодаря игре-фантазии развиваются мышление, внимание, память, речь, навыки коммуникации, гибкость, спонтанность и креативность, так необходимые для успехов в жизни.

Польза и вред «страшных» фантазий

Но фантазирование несет в себе не только позитив, оно имеет и подводные камни. В связи со слабым уровнем развития самосознания ребёнок может с трудом различать фантазию и реальность. На этой базе часто у детей формируются иррациональные страхи. Например, покрывало, накинутое на стул в полумраке детской спальни, может превратиться в Чудовище, которое хочет причинить малышу вред.

Но в то же время фантазии помогают детям справляться со своими иррациональными страхами. Ярким примером такой самотерапии является детский фольклор, в котором из поколения в поколение передаются страшные истории про «Чёрную руку», «Красное пятно», «Коварную ведьму» и т.д. Эти истории дети от 6 до 12 лет рассказывают друг другу в темноте, перед сном.

Когда фантазии говорят о патологии: 8 признаков

Патологическое фантазирование характерно для нарушений аутистического спектра или иных расстройств психики, бывает следствием психологических травм. Отличить здоровое детское фантазирование от патологического можно по ряду признаков:

Если мы имеем дело с патологическим фантазированием, то у ребёнка будут и другие проявления, которые характерны для тех или иных заболеваний. Окончательно ответить на вопрос о норме или патологии может детский врач – психиатр, иногда совместно с семейным или клиническим психологом.

Источник

Как научить ребенка фантазировать и стимулировать его воображение

Родителям частенько говорят, что нужно развивать воображение детей, поощрять полет их фантазии. Что же это означает? Придумывать истории, беседовать с воображаемым другом, cочинять сказки, разговаривать о несуществующих героях, одобрять их небылицы? Довольно часто такие советы воспринимают именно в таком ключе, однако не стоит мыслить настолько однозначно. Фантазия и образное мышление на самом деле необходимы ребенку. Но только в том случае, если родители понимают, о чём идет речь. Что же это? Попробуем разобраться.

Чем отличается фантазия от воображения?

Прежде всего, разберемся с самими понятиями фантазии и воображения. В понимании большинства людей эти термины идентичны, но на самом деле это принципиально разные вещи.

Фантазия – это некая представляемая ситуация, которая не имеет никакого отношения к реальности. Например, летающие единороги или зубная фея – это не что иное, как детские фантазии.

А вот воображение – это способность сознательно формировать определенные образы действительности и управлять ими. Что важно, эти образы соответствуют действительности и никак ей не противоречат. Например, ребенок может воображать, как с блеском отвечает на уроке или решает сложную задачу, становится владельцем огромного дома или заводит собаку. Таким образом, воображение – представление о том, что вполне может случиться.

Фантазия – это представление о том, чего не может быть в реальности. Для наглядности приведем сравнительную таблицу фантазии и воображения.

Фантазия

Воображение

Ситуация, далекая от реальности

Ситуация, основанная на реальности, которая может развиваться

Так и остается вымыслом

Может воплотиться в жизнь

в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть фото в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Картинка про в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Фото в каком возрасте ребенок начинает фантазировать

Очевидно, что с практической точки зрения большее значение имеет воображение. Это – творческое начало малыша, его креативность и способность моделировать конкретные ситуации.

Важнее всего улучшать у ребенка творческое воображение, но оно тесно переплетается с фантазией. Поэтому развивать нужно оба эти направления. Что это даст вашему ребенку?

Хоть фантазии и являются беспочвенными выдумками, они – источник вдохновения и радости для ребенка. Не нужно сильно ограничивать его в фантазиях. Главное, чтобы вымышленные образы не отрывали его от реальной жизни, а, напротив, обогащали ее.

Различают несколько видов воображения

в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть фото в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Картинка про в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Фото в каком возрасте ребенок начинает фантазировать

Воображение у детей от 7 до 12 лет

Если развитие ребенка происходит нормально, к 7 годам он самостоятельно отказывается от излишнего фантазирования. Теперь ему гораздо интереснее изучать окружающий мир и взаимодействовать с ним, а не с плодами своего воображения. В это же время обостряется воссоздающее воображение – ребенок читает книги, смотрит фильмы и играет в игры, поэтому непроизвольно начинает придумывать продолжение полюбившихся историй. Такая ситуация абсолютно нормальна, но очень важно наряду с воссоздающим развивать и творческое воображение. То есть ребенок должен научиться не только придумывать продолжение услышанным историям, но и создавать собственные – без отрыва от реального мира. Как это сделать?

Советы для родителей, как развить воображение:

в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть фото в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Картинка про в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Фото в каком возрасте ребенок начинает фантазировать

Зачем развивать фантазию и воображение?

Малышам необходимо знать, как развить фантазию и воображение. Ребенок, у которого хорошо развито воображение, вырастает яркой и индивидуальной личностью. Такие дети обычно разносторонние и легко адаптируются к изменениям в мире. Это качество характера не передается генетически, его надо развивать. Если ваш малыш растёт любознательным, не надо прерывать его процесс познавания мира. Будет лучше, если вы простимулируйте его интерес занимательными фактами и ответами на многочисленные вопросы. Ведь дети так часто становятся «почемучками», их интересует всё на свете. Почему небо голубое? Почему самолеты не падают? Зачем мы едим? Как работает мельница? На все эти вопросы лучше отвечать, даже если вы не знаете ответ. В последнем случае не упустите шанс самим узнать что-то новое.

Воображение – это постоянный поиск чего-то нового и неизведанного. Из багажа старых знаний ребенок вычленяет что-то, что его занимает. Он развивает свою мысль, совершенствует, и, в конце концов, появляется нечто абсолютно иное. Таким образом, новые образы основаны на старой информации. Чем больше свежего материала получает ребенок, тем бОльшую пищу получает его воображение.

в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть фото в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Картинка про в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Фото в каком возрасте ребенок начинает фантазировать

Способы развития фантазии и воображения

Многие мамы и папы не знают, как развить фантазию у ребенка. На самом деле нет ничего сложного. Нужно лишь постоянно питать мозг малыша новой и интересной информацией, пополнять его словарный запас, эрудицию и накапливать жизненный опыт. Ниже представлены игры, развивающие фантазию и способы развить фантазию у детей.

в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть фото в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Картинка про в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Фото в каком возрасте ребенок начинает фантазировать

Помните: фантазия и развитое воображение пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Он будет креативным, любознательным и активным, сможет быстро принимать решения и предвидеть их возможные последствия. Но ваша задача – четко показать ему, в чем разница между беспочвенными фантазиями и творческим мышлением.

Источник

А не сумасшедший ли он? Детские фантазии и странное поведение подростков

Дети в мире фантазий и странных представлений о жизни

Мальчишка-первоклассник 24 часа в сутки представляет себя пилотом звездолета. Девочка-подросток отказывается носить платья, юбки и блузки — признает только мальчиковую одежду. А талантливый семиклассник считает, что задачи по алгебре гораздо удобнее решать в тетради по русскому языку. Иногда ребенок ведет себя настолько странно, что родители не знают, как на это реагировать. А что думают о детских странностях психологи?

в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть фото в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Картинка про в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Фото в каком возрасте ребенок начинает фантазировать

В мире фантазий

Помните известную книгу «Малыш и Карлсон»? Это, конечно, сказка, но в ней очень точно отображено состояние души одинокого первоклассника. У родителей не хватает для него времени, собаку ему не покупают, а отношения с друзьями не складываются. Вот он и уходит в мир фантазий, придумывает себе идеального друга, который принадлежит только ему. В жизни очень часто такое бывает.

Взрослые говорят про такого ребенка, что он странный, что он постоянно врет, волнуются: все ли в порядке с его психикой? На самом деле вечное пребывание ребенка в фантастическом мире, катание на звездолете или круглосуточные разговоры с вымышленным существом свидетельствуют о том, что в реальном мире ребенку плохо, а как решить свои проблемы, он не знает, да и не верит, что их можно решить. В этом случае родители должны поговорить с ним и предложить свою помощь. Может, проблема-то решается просто, а ребенок страдает! Главное, проявить доброжелательность и постараться понять ребенка, успокоить его, обнадежить! Пусть реальный мир повернется к нему хорошей стороной!

Подростковые странности

У подростков все намного сложнее. Подростковый возраст — всегда возраст странностей, даже у самого образцового ребенка. Однако эти странности жизненно необходимы! В подростках просыпается творческое отношение к жизни: они исследуют мир, ищут в нем новые пути и часто находят проблему там, где взрослые ее не видят. Вот, например, семиклассник задумывается: «Имеет ли смысл заниматься математикой в тетради в клеточку?» Цифры он и так хорошо пишет, а в тетради в линейку помещается намного больше информации, и записи выглядят аккуратнее: все на своей строке! А может, так действительно целесообразнее?

Представьте себе, что было бы, если бы подростки послушно следовали нашим традициям и передавали их из поколения в поколение. Прогресс бы остановился, и ничего нового никто бы никогда не изобрел. Поэтому есть огромный смысл в том, что у детей в 11-15 лет появляется жажда поиска, что они пробуют новые, необычные варианты поведения. Конечно, будет много глупостей и ошибок, но вдруг попадется что-то более эффективное, чем традиционный вариант? Тогда то, что когда-то было странностью, выведет людей на новый виток развития.

Не так давно казалось странным, что девушки ходят в брюках, а юноши носят длинные волосы. А еще раньше, в начале двадцатого века, в бедных семьях странными считали подростков, которые читают книги. Родители беспокоились: «Сын должен слушаться отца, а он читает! А вдруг, начитавшись мудрых мыслей, он перестанет уважать родителей?» Опасения были не напрасны: читающий ребенок начинал критически относиться к приказам отца, в его жизни появлялись более важные авторитеты. Современные родители совсем другого мнения: «Пусть читает сколько угодно! Мы будем только рады, если сын возьмется за книги вместо того, чтобы целый день сидеть за компьютером!» Возможно, лет через сто наши далекие потомки скажут о своих детях: «Мы будем счастливы, если сын хоть час в день посидит за компьютером! Весь дом обставлен компьютерами, а сыну на них наплевать! Может, он у нас ненормальный?» Поэтому то, что сейчас кажется странностью, вполне возможно, когда-нибудь будет традицией.

Конечно, многие родители обеспокоены слишком эпатажным поведением своего ребенка и задают себе вопрос: «А не сумасшедший ли он?» Тут нужно разобраться, когда родителям следует волноваться и спасать ребенка, а когда можно расслабиться и все пустить на самотек. Подросткам свойственны акцентуации характера. Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. Подросток становится очень уязвимым к одним воздействиям и необычно устойчивым к другим. Например, он совершенно не боится вызывать на себя гнев учительницы и в то же время стесняется обратиться к однокласснику с самой обычной просьбой. Кроме того, у подростков возникает много предрассудков, связанных с одеждой: девочки могут отказаться носить пальто, шапки — все, что, с их точки зрения, выглядит «старушечьим», и тщательно подбирать себе только молодежную одежду. «Какая у тебя бабская кофта!» — это для девочки-подростка самое большое оскорбление. И это касается не только улицы. Например, одна семиклассница отказалась дома носить тапочки и ходит по квартире исключительно в туфлях на каблуках.

Где граница между нормой и патологией? Обычно это определяется способностью адаптироваться в обществе. Если подросток при всех своих странностях может учиться в школе, заводить друзей, общаться со взрослыми, ходить в магазины, то его странность не столь опасна. Пройдут годы, и он станет обыкновенным взрослым, таким же, как мы. Если же подросток настолько необычен, что вышеперечисленные виды деятельности затруднены, то отклонение в его характере вышло за пределы допустимого, и потребуется помощь специалиста.

Какие бывают странности?

Шут гороховый

Миша не может спокойно слушать учителя на уроке, он постоянно вставляет реплики, насмехается над учителем. Как-то на уроке литературы ребята читали комедию «Ревизор». Там была такая сцена. Хлестаков, закончив завтракать, спрашивает: «Как называлась эта рыба?» Ему отвечают: «Лабардан-с». После урока литературы был урок биологии, и там как раз проходили рыбу. И вот, когда в классе наступила полная тишина, а учительница дошла до самого сложного места, Миша поднял руку:
— Ольга Борисовна, скажите, пожалуйста, а есть такая рыба Лабардан-с?

Класс с интересом наблюдал за реакцией учительницы, а Миша был счастлив, что внес веселую ноту в стандартный ход урока.

Как-то раз на уроке химии учительница объясняла ребятам, что такое насыщенный раствор. Она говорила, что вещество в насыщенном растворе больше не может растворяться и выпадает в осадок. После химии был урок географии. Учительница географии объявила:
— Сегодня урок у нас будет очень насыщенным!

Миша крикнул с места:
— Вы хоть знаете, что такое «насыщенный»? Это в котором больше ничего не растворяется!
— И кто-то выпадет в осадок! — добавил другой озорник.

Учительница не поняла юмора и растерялась, а Миша был рад снова развлечь одноклассников.

Родители уже устали бороться с Мишей, на которого жаловались все учителя. «Может, он у нас ненормальный?» — спросила мать в отчаянии.

Нет, он нормальный. Миша так самоутверждается, чтобы преодолеть свои многочисленные комплексы. Он хочет немного насолить взрослым, перед которыми чувствует себя маленьким, беззащитным ребенком. В студенческие годы он станет уверенным в себе, а значит, отпадет необходимость что-то доказывать.

в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть фото в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Картинка про в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Фото в каком возрасте ребенок начинает фантазировать

Плакса-вакса

— Как не стыдно? Такой большой мальчик и плачет! — часто осуждают Леню учителя, а он начинает плакать еще больше.

Действительно, четырнадцатилетний Леня своим поведением всех пугает. Стоит его чуть-чуть покритиковать, как он начинает ругаться, скандалить, а потом все это оборачивается слезами.

У Лени незаурядный ум и много талантов, но его нервная система совершенно неуравновешенна. Леня бывает очень веселым и разговорчивым, но его настроение может измениться буквально за минуту, если собеседник нечаянно заденет одну из его болезненных тем. А таких тем у Лени много, начиная от внешности и кончая его отношениями с отцом.

У Лени адаптация нарушена, и ему требуется помощь специалиста. Скорее всего, в детстве он перенес психологическую травму. Родителям показалось, что он ее забыл, однако в подростковом возрасте ее последствия снова проявились. Сейчас настало время по-взрослому поговорить с мальчиком и разобраться в его старых переживаниях. Пусть, наконец, он сядет и выплачет все, что в детстве не смог выплакать. Не надо его останавливать, пусть он выразит свои эмоции полностью. Только когда он найдет и осознает истинную причину своих слез (это может быть развод родителей, катастрофа, предательство близкого человека и пр.), он перестанет видеть трагедию в обычных жизненных ситуациях и перестанет плакать.

Непризнанный гений

Андрей всей душой ненавидит обывателей. Его выводят из себя разговоры о магазинах и зарплатах, дачах и обедах. О чем он говорит? Как правило, об альфа-частицах, о пи-мезонах или, на худой конец, о затменно-переменных звездах. Эти разговоры мало кто может поддерживать, поэтому Андрей ни с кем не общается, считая всех людей существами низкого уровня. Однажды, когда Андрея угостили округлой конфетой в золотистой обертке, они долго крутил ее в руках и вдруг спросил:
— Как вы думаете, какой математической формулой можно описать эту конфету?

Никто ничего не ответил, и тогда Андрей сказал, проведя пальцем по конфете:
— Это парабола. Фигура вращения.

Андрей очень одинок и, в то же время, презирает всех. Почему? Для многих подростковый возраст — это возраст открытия самого себя: «Вот, оказывается, как глубок мой внутренний мир! Чего там только нет! Я, наверное, гениальный!» В это же время может произойти обесценивание других людей: себя-то подросток видит изнутри, а других снаружи, а это все равно что сравнивать прочитанную книгу с обложкой непрочитанной. Увидеть в другом человеке внутренний мир подросток пока не способен: ему хочется, чтобы понимали его, но он совсем не готов понимать других.

В то же время Андрей испытывает сложности в общении со сверстниками. Он «какой-то не такой», его игнорируют, не принимают в компанию. Именно поэтому он выработал защитную тактику: «Это не они меня отвергают, это я их презираю! Кто сказал, что они не хотят со мной общаться? Это я не хочу с ними общаться — с этими жалкими обывателями!» И Андрей всеми силами поддерживает имидж гордого ученого-отшельника. Как ему помочь? Можно напомнить ему басню Крылова: «Свинья под дубом». Там мораль такая: «Невежда так же в ослепленье бранит науки и ученье и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды». Однако то же самое можно сказать о труде так называемых «обывателей». Андрей испытывает презрение к этим скромным людям, в то время как сам ежедневно пользуется плодами их труда: обедает, одевается, пользуется вещами, купленными в магазинах. Только он этого не замечает, потому что думает об альфа-частицах. Надо ему объяснить, что у других людей тоже есть внутренний мир, они тоже много чего знают, просто существует культура общения. Например, воспитанный человек не будет на празднике вычислять формулу конфеты, пытаясь таким образом унизить других.

Маменькин сынок

Артем в свои тринадцать лет вдруг впал в полную зависимость от мамы. Мама должна была всюду его провожать и встречать. Почему? Оказалось, он всего боится. Боится один идти по улице. Боится продавщицу: он может отстоять очередь в магазине и в последний момент уйти, потому что ему страшно вступать в разговор с продавщицей. Он боится брать телефонную трубку: «Мама, сама подходи к телефону, я не хочу!» В присутствии мамы он никогда не отвечает на вопросы. Например, встречают они на улице знакомых. Артема спрашивают:
— В каком классе ты учишься?

Он вопросительно поднимает глаза на маму, и мама отвечает за него. Если Артем идет куда-то один и случайно видит знакомых, он просто сворачивает с дороги, чтобы не вступать в разговор.

У Артема нарушена адаптация в обществе, и помощь психолога ему нужна. Такие проблемы бывают у некоторых подростков. Это связано с тем, что в подростковом возрасте общение с людьми приобретает слишком большое значение. Подросток оценивает свои способности общаться, постоянно анализирует свои и чужие слова и приходит к выводу, что людям он не нравится, что он ведет себя нелепо и смешно. Если раньше он что-то говорил автоматически, например: «Два килограмма сахара, пожалуйста!» — то теперь он обдумывает каждую свою интонацию, каждое слово. У него создается впечатление, что вся очередь на него смотрит, все его оценивают, и если он, не дай бог, обратится к продавщице не с той интонацией, все подумают: «Ну и дурак!» То, что людям в очереди нет до него никакого дела, Артем поверить не может. Кроме того, в свои тринадцать лет он вдруг заметил, что рядом есть девушки, и это тоже его смутило. Если раньше девушка, стоящая перед ним в очереди и пахнущая духами, не производила на него никакого впечатления, то сейчас у Артема все сосуды начинают пульсировать, голова кружится, щеки краснеют. Ему кажется, что девушка все это замечает и в душе смеется над ним. И он бежит из очереди в панике.

Как помочь Артему? Во-первых, надо объяснить ему, что люди думают о нем гораздо меньше, чем ему кажется. Во-вторых, его интонациям никто не придает значения, а вот если он будет хвататься за маму и прятаться от людей, это действительно произведет негативное впечатление. И в-третьих, пусть он немного ослабит самоконтроль и даст себе право на ошибку. Ну, ляпнул что-то не то, начал заикаться у прилавка — ну и что? Можно иногда показаться и смешным, и глупым. А если девушка понравилась, то это вообще замечательно! Значит, Артем — нормальный мужчина! Психолог может организовать небольшой спектакль и дать там Артему комическую роль: «Тебе особое задание! Стань смешным! Ты должен играть так, чтобы все не сводили с тебя глаз и постоянно смеялись!» Вот тут-то Артем задумается: «А легко ли это — привлечь внимание, а уж тем более рассмешить людей?» Во время этого спектакля Артем испытает новые чувства: «Люди смеются и радуются, глядя на меня! Это так приятно! Обидно только, что рассмешить их слишком трудно!»

Внутренний мир нараспашку

Это далеко не полный набор странностей, которые присущи подросткам. Однако есть во всем этом нечто общее, а именно яркая демонстрация себя, своего внутреннего мира. Каким бы ни был подросток, он всегда ищет понимания, сочувствия. То, что подростки замкнутые — это заблуждение. На самом деле нет более открытых людей. Вызывающая одежда, вызывающие манеры, демонстративные поступки: «Смотрите, какой я!» А еще снаружи находится вся символика: по костюму подростка видно, какую музыку он любит, за какую футбольную команду болеет, к какой группировке принадлежит, чем увлекается. «Я пришел к вам, люди! Смотрите на меня, примите меня и оцените меня по достоинству!»

Источник

Консультация для родителей «Фантазия и ложь у детей 4–5 лет»

в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть фото в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Картинка про в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Фото в каком возрасте ребенок начинает фантазировать Елена Борисова
Консультация для родителей «Фантазия и ложь у детей 4–5 лет»

Ложь тесно связана с фантазией. А фантазия – это основа для создания захватывающих сказок и приключенческих историй, для успешной учебы и рождения творческих шедевров, для совершения великих открытий и появления полезных изобретений.

Так что фантазия – это прекрасно, и нужно обязательно уделять внимание ее развитию, только необходимо отличать ее от лжи. Условно развитие фантазии можно поделить на два этапа. С 1 года до 3 лет идет только подготовка к активному развитию фантазии. В это время важно тренировать воображение малыша параллельно с изучением свойств различных предметов. Можно читать ребенку сказки, стихи, рассказы. Играйте с ребенком и больше используйте замещающие предметы, например, расставьте стульчики, сядьте и скажите малышу, что это поезд, а кубик пусть будет чашкой с чаем. Также играйте, используя замещающие образы, например, имитируйте мяуканье кошки, гавканье собачки. С 2,5-3 лет ребенок становится настоящим фантазером. Теперь ему можно предложить множество игрушек и игр. Дети этого возраста играют в сюжетно-ролевые игры. Классика для девочек – это дочки-матери, для мальчиков – «войнушка». Дети могут играть в «маму и папу», воображать себя героями сказок и фильмов,представителями разных профессий: врачами, учителями, полицейскими. Во время этих игр психически здоровый ребенок отличает реальность от выдумки. Но иногда в этом возрасте в детских фантазияхмогут появиться страхи: ребенок придумывает монстров, которые появляются в темноте, поэтому он боится засыпать один. Появление таких страхов нормально, ведь они связаны с важнейшим инстинктом человека – самосохранением. Помочь бороться со страхами малышу можно разными способами. Например, нарисовать воображаемых монстров и превратить их в добрых героев. Еще одна настораживающая фантазия – подражание героям современных детских мультиков. Например, кроха воображает, что он «добрый» человек-паук, который, между прочим, ведет себя агрессивно и уничтожает злодеев. Решение проблемы – смотреть правильные, добрые мультики, читать сказки, где четко разделяются понятия добра и зла, учить малыша копировать добрых героев.

Лгать ребенок может начать по одной из следующих причин:

— самооборона (ложь из-за боязни наказания);

— копирование поведения родителей (мама говорит по телефону подруге, что она болеет, хотя на самом деле здорова);

— попытка получить недозволенное (мне папа разрешил взять конфету);

— желание показаться лучше (я очень хорошо катаюсь на лыжах);

— самооправдание (он первый меня ударил).

В каждом случае свои способы бороться с детской ложью. Подумайте, не слишком ли вы строги в мерах запретов и наказаний, не вынуждаете ли ребенка лгать сами, показываете ли вы малышу, что любите его таким, какой он есть? Ложь – это всего лишь индикатор какой-то проблемы. И если вы ее разрешите, то ваш ребенок никогда не превратится в патологического лгунишку.

Если ребенок соврал:

— Не драматизируйте ситуацию и не бейте «пушкой по воробьям». Сохраняйте спокойствие.

— Дайте понять, что вы знаете, что ребенок говорит неправду, и осуждаете его поступок. Именно поступок, а не его самого!

— Обсудите с ребенком, как можно было бы поступить по-другому, не прибегая ко лжи.

— Дайте ребенку понять, что, даже если он в чем-то провинился, лучше рассказать правду, даже если его будут ругать. Потому что если он соврет и это раскроется,то ругать будут в два раза сильнее: за проступок и за вранье.

— Подумайте, зачем понадобилось лгать,какая за этим кроется причина: попытка избежать строгого наказания, добраться до недозволенного, показать себя лучше, чем он есть?

Если причина ясна, решите, как вы сможете помочь ребенку в достижении этой цели, но «мирным» путем. Помните, что большинство детей проходят через период лжи, не становясь патологическими лгунами. Все дети любят фантазировать. Иногда, фантазировать любят и взрослые, но это уже называется ложью. И если фантазия вызывает улыбку, то ложь становится причиной обид, размолвок и крупных ссор. Где, в таком случае, заканчивается фантазия и начинается ложь? Сразу определим, что ложь очень многолика. Самая распространенная ее разновидность – ложь как вредная привычка. Чаще всего такой тип лжи формируется у ребенка под влиянием различных факторов. Например, обман ребенка вызвал у взрослых смех и улыбку, т. е. послужил сигналом одобрения. После нескольких подобных подкреплений безобидная фантазия может превратиться во вредную привычку. Вторая разновидности лжи связана с характерологическими особенностями ребенка. Недостаток внимания, неуверенность в себе и своих силах, пассивность, чувство одиночества и незащищенности ребенок прячет под маской обмана. Обычно эта ложь побуждается фантазией и направлена на поддержку внутренней гармонии малыша. Подключив фантазию, одинокий ребенок становится душой компанией; напуганный – самым смелым; нерешительный – отважным. Не менее распространенной является ложь, связанная со страхом ребенка сказать правду по какой-либо причине. Подобная психологическая защита подкрепляется его желанием избежать неприятную для себя ситуацию. Другого способа избавиться от страха он не знает, поэтому ложь, как волшебная палочка-выручалочка, оказывается тут как тут. Есть еще один вид лжи – ложь как средство достижения выгоды (в том числе экономии времени). Получение какого-либо блага, интереса для себя переплетается с желанием человека избавить себя и окружающих от необходимости длительных, пусть и правдивых, объяснений. Это наиболее распространенный вид лжи у взрослых, который крайне редко встречается у детей, поскольку мало связан с фантазией и воображением. Следует помнить, что детская ложь сама по себе не появляется – так же как и всему остальному, ребенок учится ей при взаимодействии с окружающим миром. Говорить о том, что ложь это плохо, нужно именно в тот момент, когда Вы столкнулись с ней впервые.

Есть некоторые правила поведения взрослых,которые снизят риск появления обмана у ребенка:

1. В семье существуют единые требования к ребенку, которые разделяются всеми. Нарушая это правило, Вы воспитываете опытного манипулятора, прекрасно различающего, ЧТО нужно сказать папе, если мама запретила что-то.

2. Сдерживайте свои обещания или не обещайте то, что не сможете выполнить. Это правило распространяется как на поощрение ребенка, так и на его наказание за проступки.

3. Будьте искренни. Первоначально ребенок копирует манеру общения, поведение, стиль взрослого, ориентируясь на эмоциональную составляющую. Смысл поступков малышу не ясен, зато он отчетливо воспринимает Ваше настроение.

4. Проясните систему запретов, дополнив ее разрешенными действиями. В семье, где ребенок постоянно ограничен в своих действиях и желаниях, возникает потребность выйти из-под контроля, хотя бы и солгав.

5. Не умиляйтесь проявлениям лукавства у ребенка, не подыгрывайте его хитростям. Пожалуй, это правило в отдельных комментариях не нуждается.

Если же факт лжи уже стал проявлять себя,то желательно использовать следующие правила:

1. Каждый раз старайтесь разобраться, почему ребенок солгал. При этом важно помнить, что в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок редко ставит цель солгать. В большинстве случаев он руководствуется желанием избежать неприятной ситуации. Поэтому важно не просто установить факт лжи, а понять причину, по которой ребенок сказал неправду.

2. Если ребенок сам сознался в обмане, его нельзя наказывать. В противном случае Вы можете больше никогда не услышать от ребенка правды. Не стоит использовать такие фразы,как: «Ты что, хочешь вырасти лгуном?» или «Ты еще такой маленький, а уже врешь!». Лучшего эффекта, Вы добьетесь,сказав: «Почему же ты сказал неправду, ведь ты такой честный у меня?».

3.Ребенок обязательно должен самостоятельно устранить результаты лжи: пусть вернет то, что взял без спроса; извиниться за свой обман, и т. п. Главное в этом правиле, чтобы ребенок не получил удовольствие, последовавшее как результат собственного обмана.

Что касается мира фантазии, то для гармоничного развития ребенку можно и нужно фантазировать! Желательно, чтобы мир фантазий ребенка не был закрытой областью для взрослого – ведь общие фантазии родителя и малыша позволяют им быть особенно близкими. Сочиняйте сказки, придумывайте волшебные истории, фантазируйте на здоровье! Помните, что главное отличие фантазии и лжи в том, что ложь причиняет боль, а фантазия позволяет сделать мир лучше. Или найти свой профессиональный путь, став настоящим писателем.

в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть фото в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Картинка про в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Фото в каком возрасте ребенок начинает фантазироватьФотоотчет о выставке совместного творчества детей и родителей «Новогодняя фантазия» Новогодние праздники! Блестящие, яркие новогодние шары украшают помещения. Красуются нарядные елочки. У всех радостное, праздничное настроение.

в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть фото в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Картинка про в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Фото в каком возрасте ребенок начинает фантазироватьФотоотчёт о совместном творчестве детей и родителей «Зимняя фантазия». Фотоотчёт о совместном творчеств детей и родителей «Зимняя фантазия». В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 говорится, что родители являются.

в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть фото в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Смотреть картинку в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Картинка про в каком возрасте ребенок начинает фантазировать. Фото в каком возрасте ребенок начинает фантазироватьКонсультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей» Многих родителей волнует вопрос, как заработать авторитет, как правильно воспитывать своих детей. Авторитет родителей заключается в умении.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Консультация для родителей «Правда или ложь» Если вы за ребенком замечаете, что он некоторые события приукрашивает. Об этом стоит задуматься! Не дайте маленькому человеку стать врунишкой.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях родителей и детей» Можно совершенно точно утверждать, что все любящие своих деток папы и мамы мечтают видеть их не только счастливыми, но и реализовавшимися.

Совместное творчество родителей и детей. Консультация для родителей Совместное творчество родителей и детей. Совместная творческая деятельность- интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *