в каком возрасте развивается гибкость
Развитие гибкости у детей
Возрастная динамика подвижности и гибкости [ править | править код ]
Предельная амплитуда движений в суставах у человека меняется на протяжении онтогенеза. Это настолько естественно и общепризнанно, что специальных исследований не встречается. Однако в плане ориентации в виды спорта такие данные необходимы, так как имеются такие виды, где подвижность суставов играет первостепенную роль. В качестве примера можно привести подвижность в грудиноключичном суставе у пловцов-спинистов или у акробатов и спортивных гимнастов, где большая активная подвижность должна сочетаться с силой мышц. Точная характеристика подвижности в суставах может иметь несомненную ценность в биологических, спортивных науках и антропологии. В строгом смысле (как физиологический или спортивный термин) подвижность и гибкость не могут считаться физическими качествами, так как они следствие таких физических качеств, как: сила мышц, конгруэнтность костных образований, выраженность соединительнотканных структур, окружающих сустав (фасций, сухожилий мышц, связочных комплексов, укрепляющих сустав). Под подвижностью понимают амплитуду движения в одном суставе. Различают активную, пассивную и скелетную подвижность. Самой большой подвижностью является пассивная, так как под влиянием внешних сил суставные концы костей, образующих сустав, могут расходиться. Активная подвижность, как показали наши исследования, меняется с возрастом. Зависит она от тренировочных нагрузок в том случае, если сочетаются физические нагрузки силового и стретчингового порядка. Активная подвижность достигает самых высоких показателей для сустава независимо от СТ и ВР подростка. Силовые тренировки без стретчинговых упражнений снижают активную подвижность, особенно у лиц, компонентное варьирование ММ у которых превышает 0,650 уел. ед. (независимо от соматического типа).
Наиболее высокая подвижность отмечалась у детей МиС типа «С». Для верхней конечности и активная, и пассивная подвижность не менялась до 10 лет. Для нижней конечности снижение подвижности было более выраженным и в градусах, и в снижении за период первого детства. У детей ВР «А» снижение подвижности происходит более интенсивно и пик ее снижения совпадает с 8-9 годами. У детей МаС типа в 4 года подвижность в суставах несколько меньше, чем у варианта «А» или «С».
Было отмечено, что лица с выраженностью жировой массы выше 0,600 усл. ед. изначально во всех возрастных группах имеют более низкую подвижность во всех плоскостях движения. Причем наиболее низкие показатели отмечались для нижней конечности. Приводить цифры, характеризующие подвижность в суставах, мы считаем нецелесообразным, так как в зависимости от измеряемой позы показатели существенно меняются. Очевидно, это и является причиной того, что в руководствах говорится о тенденциях изменений, а не о конкретных цифрах. Причиной большего снижения движения в суставах нижней конечности служит возрастание.
С возрастом преобладает и процент статических поз и положений в течение дня, что приводит к блокировке сустава и ограничению широких движений, организм переводит удержание МТ с мышечного на пассивное связочное, менее энергоемкое. Нам не удалось получить надежной корреляционной связи между подвижностью сустава и шириной мыщелков, его ограничивающих, но те рентгенограммы, которыми мы обладаем, позволяют говорить о разнообразии наклонов суставных поверхностей, глубины суставных впадин. Морфологические особенности строения сустава следует отнести к консервативным характеристикам, которые не подвержены внешним воздействиям. Это генетическая особенность, передающаяся из поколения в поколение.
В качестве примера приведем возможные движения в голеностопном суставе, который наиболее нагружен почти во всех спортивных движениях (табл.).
Приведенные цифры говорят о том, что меньше всего изменилось пассивное разгибание, а разгибание ограничивается особенностями строения таранной кости и глубиной впадины большеберцовой. Эти величины определяются наследственными особенностями.
Движения в голеностопном суставе у детей 4 и 12 лет (В.П. Губа,2002)
Развитие гибкости у детей: важность навыка + 30 упражнений на гибкость
СОДЕРЖАНИЕ
Важное значение в физическом воспитании играет развитие гибкости у детей. Занятия не только укрепят связки, мышцы и суставы, но и предупредят травмы. Кроме того, человек с повышенной гибкостью узнаваем по идеальной осанке и легкой походке. Он может в полном объеме использовать свои двигательные возможности, достигая определенных успехов в спорте и упрощая свою жизнь.
Ведь как говорит арабская пословица: «Гибкая доска не ломается».
Зачем развивать гибкость у ребенка
Ребенок уже рождается достаточно гибким, но вот при отсутствии развития навыка последний постепенно сходит на нет. А это прямая дорога к различным проблемам с позвоночником и не только.
Так, развивать гибкость необходимо для:
С какого возраста можно начинать занятия
С самого рождения дети обладают природной гибкостью. Многие из них могут без проблем сесть на шпагат или закинуть ногу за голову. Но вот с годами без должного развития это качество теряется. Причем именно детское тело быстрее реагирует на упражнения – двухлетнему карапузу легче дается растяжка, чем, к примеру, дошкольнику. А о взрослом человеке и говорить нечего.
Поэтому начинать занятия стоит как можно раньше. При этом специально тренировать до трех лет, когда только формируется опорно-двигательная система, необходимости нет. Достаточно уделять внимание ритмике, аэробике или хореографии. Целенаправленно проверить гибкость и вплотную ей заняться стоит после 6-7 лет. В этот период связки и мышцы уже укреплены, а природная пластичность еще остается. В целях недопущения снижения пластичности рекомендуются такие занятия как стрейчинг, детская йога, акробатика.
Заниматься возможно и в домашних условиях, используя разнообразный подручный материал или шведскую стенку. Хорошо себя показывают игры на развитие пластики.
Упражнения на гибкость для малышей
Несмотря на то, что малыши не нуждаются в специальных упражнениях на пластичность, проводить занятия стоит и с ними. Для этого понадобятся фитбол и шведская стенка. Все представленные ниже элементы не только улучшают растяжку, но и укрепляют спину, предотвращают искривление осанки, развивают координацию движений.
Что понадобится | Что делать |
фитбол | укладываем чадо спиной на фитбол и катаем его, задача малыша – дотянуться до пола, то же самое можно сделать, уложив его на мяч животом |
турник или шведская стенка | выполняем обычный вис на турнике, перекладине или гимнастических кольцах с обязательной поддержкой родителя |
лестница спортивного уголка | из положения лежа на спине укладываем руки малыша на нижнюю перекладину, опираясь на прямые руки и стопы, надо прогнуться в позвоночнике |
Упражнения для развития гибкости трехлеток
После двух-трех лет стоит усложнить задания, трансформировав их из статических в динамические. Т.е. если ранее малыш просто лежал на мяче или висел на перекладине, то теперь придется приложить больше усилий. Так, рекомендуется попрактиковать:
Возьмите любую игрушку и положите ее за спину стоящего с расставленными на ширину плеч ногами ребенка. Цель упражнения: плавно наклониться, забрать игрушку, поднять ее вверх, одновременно прогибаясь в спине назад и отдавая игрушку маме. Повторить несколько раз.
Поставьте чадо правым боком к шведской стенке, дивану или стулу, установив правую его ногу на возвышенность. Задача – делать пружинистые наклоны вниз, доставая руками до пола, затем наклоняться к другой ноге. Повторить для другого бока.
Необходимо встать, сомкнуть ноги вместе и развести руки в стороны. Далее надо очерчивать круги в разные стороны сначала кистями рук, затем согнутыми в локтях руками, затем прямыми конечностями.
Малыш должен сесть на коврик и вытянуть ноги вперед. Далее надо взять одну ногу и положить ее на бедро. То же самое необходимо сделать со второй ногой, усаживаясь в позу лотоса.
Ребенок ложится на спину, сгибает ноги в коленях и заводит руки за плечи. Далее сам или с помощью родителей он встает на мостик и плавно возвращается обратно.
Особенности развития гибкости у детей дошкольного возраста
В дошкольный период эффективное развитие гибкости зависит от возрастных особенностей. Так, у детей от 4 до 7 лет происходит неравномерное окостенение длинных костей, поэтому в этот период не стоит переусердствовать с силовыми нагрузками.
Кроме того, в этом возрасте происходит формирование изгибов позвоночного столба. Часто появляется так называемый поясничный лордоз, при котором вперед выставляется живот. Исправить осанку помогут специальные упражнения, в том числе на пластику.
Неравномерно развиваются и отдельные мышечные группы, на которые также стоит обратить особое внимание. К примеру, при сильных сгибателях развивать стоит разгибатели и наоборот.
Главным средством для развития гибкости у детей дошкольного возраста должно быть сочетание динамических и статических элементов на растяжку. Нагрузка при этом должна увеличиваться плавно с систематическим выполнением элементов.
Комплекс элементов для детей 4-5 лет
После четырех лет комплекс упражнений для растяжки стоит дополнить следующими элементами:
1. Наклоны из положения стоя
Задача – с прямыми ногами попытаться дотянуться руками до пола. Усложненный вариант – ноги разведены на ширину плеч, до пола дотягиваемся локтями.
2. Наклоны из положения сидя
Ребенок садится на пол, сводит выпрямленные ноги вместе и наклоняется вперед, пытаясь дотянуться до носочков. В этой позиции надо задержаться на несколько секунд. Усложненный вариант – ноги разведены в стороны, а до пола дотягиваются локти.
Из положения сидя надо поднять одну ногу и постараться подтянуть ее к лицу, обхватив при этом ладонями за лодыжку или бедро. В данной позиции нужно немного задержаться и повторить на другую ногу.
4. Наклоны в сторону
Нужно встать ровно, расставив ноги на ширину плеч. Правая рука должна быть поднята, а левая уложена на талию. Задача – наклониться влево с максимальным вытяжением. Повторить на другую сторону.
Из положения сидя нужно согнуть коленные суставы и сложить вместе стопы. Помогая локтями, плавно разводим колени в стороны. Усложненный вариант – во время разведения коленей вытянуться вперед, пытаясь дотянуться до пола животом или грудной клеткой.
Развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста
Помимо уже приведенных упражнений детям 6-7 лет подойдут элементы, которые не только разовьют пластику, но и снизят риск травматизма на тренировках.
Ведь как сказал Марк Туллий Цицерон: «Изящество и красота не могут быть отделены от здоровья.»
Элементы, которыми рекомендуется заканчивать любой тренинг, могут быть следующими:
Игры на развитие гибкости у детей младшего школьного возраста
Игровой метод занимает особое место в развитии пластичности ребятишек младшего школьного возраста. Завладеть вниманием 8-10 летних школьников уже достаточно тяжело, а игровые и соревновательные элементы вызовут у них настоящий восторг. Кроме того, игра способствует наиболее эффективному закреплению упражнений.
Перечень наиболее популярных игр представлен в таблице.
Название игры | Что понадобится | Ход игры |
Прыжки через барьер | Гимнастическая палка | Каждый игрок берет по очереди палку за концы и старается перепрыгнуть через нее, не выпуская при этом из рук |
Путаница | Только участники (до 10-15 человек) | Выбирается ведущий, который отправляется в другую комнату. Игроки тем временем, держась за руки, начинают запутываться в клубок. Задача ведущего – распутать клубок, не расцепляя при этом рук игроков. |
Верблюжьи бега | Две, три команды из игроков | Участники, изображая верблюдов, должны пройти определенную дистанцию. Для этого они должны наклониться, обхватить ладонями лодыжки, выпрямить ноги и прогнуть спину. |
Мостик | Пара игроков | Первый участник должен встать в мостик, а второй пролезть под ним, не задевая. Побеждает пара, мостик которой устоял дольше. |
Волна | Не менее 10 участников | Игроки встают в круг, сцепив руки. Далее они должны изображать руками волны, а ведущий, находящийся в центре круга, попытаться нырнуть под одну из волн, не задеть ее. Если он это сделает, то занимает место одного из игроков. |
Неваляшка | Спортивный мат | Выбирается «неваляшка», которая садится на мат, скрещивает ноги по-турецки и упирает руки в бедра. Остальные игроки должны по очереди подходить к «неваляшке» и попытаться повалить ее на мат. «Неваляшка», в свою очередь, должна устоять. |
Лодочки | Несколько команд | Суть игры – пройти дистанцию, изображая лодочки. Для этого нужно сесть на пол, вытянуть руки в стороны и передвигаться вперед за счет сгибания и выпрямления ног. |
Как шведская стенка может развить гибкость
Отличным подспорьем в развитии детской гибкости станет шведская стенка. Даже одна лестница с турником без какого-либо дополнительного инвентаря способна творить чудеса. Упражнения, выполняемые на спортивном уголке, не только растянут мышцы, но и укрепят, а также расслабят их. Сочетание этих трех позиций очень важно для здорового опорно-двигательного аппарата.
Упражнений на растяжку с использованием спорткомплекса бесконечно много. Предлагаем ознакомиться с интересной подборкой в следующем видео:
Здесь представлены как несложные элементы, доступные любому, например, махи ногами, наклоны или приседания. Заслуживают внимания и достаточно сложные упражнения, освоение которых станет большой победой в развитии пластичности. Обратный мостик, разные виды шпагата, подъем ног из положения лежа лицом к стенке – вот далеко не все, что может найти в видео любой интересующийся.
Маленький вывод
Гибкость считается врожденным качеством, но при систематических тренировках можно не только развить ее, но и улучшить.
Гибкость детей дошкольного возраста.
Ирина Евсюкова
Гибкость детей дошкольного возраста.
2. Гибкость у детей младшего школьного возраста:
понятие, сущность, виды….4
3. Факторы, определяющие развитие гибкости…6
4. Возрастные особенности детей
дошкольного возраста….10
6. Список используемой литературы….13
Гибкость определяется как способность человека выполнять движения с большой амплитудой. В теории и практики термин «гибкость» широко используется в тех случаях, когда речь идёт о подвижности в суставах. Причём в ряде случаев гибкость определяется как способность к реализации максимально возможной подвижности в суставах. В соответствии с этим следует правильно использовать термин «гибкость», говоря о гибкости вообще, и термин «подвижность», имея в виду подвижность отдельного сустава.
Гибкость значительно увеличивает диапазон движений, позволяет мышцам работать рационально, затрачивая значительно меньше усилий и энергии для преодоления сопротивления собственного тела как при выполнении самых простых бытовых движений. Так и при движениях требующих отточенного двигательного мастерства. Достаточная гибкость и эластичность суставов, мышц и связок уменьшают вероятность травм при вынужденных резких движениях, например, при попытки удержать равновесие на льду, выпрямление из глубокого наклона, при неожиданном падении и т. п.
1. Гибкость у детей младшего школьного возраста: понятие, сущность, виды
Гибкость представляет собой способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость наделяет человека важным умением совершенного владения своим телом, умением чувствовать его, постоянно быть в контакте с ним. Гибкость предоставляет свободу движений, их легкость, раскрепощенность, непринужденность, умение как концентрировать силы собственного тела, так умение его расслаблять. У гибкого человека двигательная основа любой деятельности разумна и осознана. Люди, которые не обладают гибкостью в достаточной степени, имеют низкую способность мышц к координации в процессе выполнения движения. Негибкие дети расходуют гораздо больший объем энергии, и быстрее утомляются.
В многочисленных видах спортивной и производственной деятельности гибкость выступает фактором успеха. Гибкость позволяет лучше и быстрее усвоить техники выполнения движений, гораздо более экономно применять быстроту, силу и другие физические качества и благодаря этому достигать эффективных практических результатов. Наиболее успешно гибкость формируется в физических упражнениях с увеличенной амплитудой движения. При этом для детей школьного возраста недопустимо тренировать чрезмерное развитее гибкости, приводящее к перерастяжению мышечных связок и волокон, а иногда и к необратимым деформациям суставных структур, что может произойти при слишком интенсивном выполнении упражнений, ориентированных на развитие гибкости.
Общая гибкость тренируется в процессе выполнения разнохарактерных и многочисленных упражнений, которые направлены на общее физическое развитие. Среди них много упражнений, развивающих гибкость суставов, к которым относятся различные взмахи, вращения, наклоны, выполняемые с максимальной амплитудой. Общая гибкость является базой для приобретения специальной гибкости. Специальная гибкость развивается в процессе выполнения специальных упражнений, улучшающих подвижность определенных суставов.
К основным видам гибкости относят динамическую гибкость, которая проявляется в произвольных движениях самого человека, и статическую гибкость, которая формируется при фиксированных положениях тела. Также различают гибкость активную и пассивную. Активная гибкость представляет собой гибкость, которая требует дополнительных усилий и непременно связана с силой мышц, что в свою очередь обусловлено необходимостью преодоления сопротивления суставно-связочного аппарата. В отличие от активной гибкости, целью которой является растяжение мышц, пассивная гибкость ориентирована на увеличение эластичности суставно-связочного аппарата. Плотность суставно-связочного аппарата гораздо выше, чем плотность мышц, и человеку достаточно сложно развивать данную разновидность гибкости. В связи с этим пассивную гибкость определяют как гибкость, проявляемую под влиянием внешних сил.
В теории физической культуры дополнительно рассматривают специальную и общую гибкость. Под общей гибкостью понимается гибкость во всех суставах, которая позволяется выполнять разнообразные движения с максимальной амплитудой. Специальная гибкость представляет собой предельную подвижность отдельных суставов, которая определяет эффективность любого вида деятельности. По анатомическому признаку проявления гибкости можно выделить гибкость плечевых суставов, шейных позвонков, поясничной и грудной частей позвоночника, коленного, голеностопного и тазобедренного суставов. Гибкость различных суставов имеет различное значение. Наибольшая нагрузка чаще всего приходится на тазобедренные суставы и поясничную часть. При формировании гибкости необходимо уделять внимание всем её разновидностям, при этом акцентируясь на специальных упражнениях для определенного вида деятельности.
Для успешного развития такого физического качества как гибкость, необходимо учитывать возрастные особенности детей. В младшем школьном возрасте у детей формируются изгибы позвоночного столба, и у многих из них имеет место недостаточно компенсированный поясничный лордоз. В связи с этим у школьников появляется нарушения в осанке, проявляющиеся в том, что при ходьбе живот выставлен вперёд. Адекватное использование специальных упражнений способствует коррекции осанки. У детей младшего школьного возраста мышцы ещё не достаточно оформлены, имеет место неравномерность развития отдельных мышечных групп. Повышенные траты энергии, высокая интенсивность обменных процессов, неэкономичность мышечных усилий, могут привести к быстрому утомлению детей. Поэтому любые физические нагрузки должны быть «дробными», с частыми паузами для отдыха
Регуляторные механизмы дыхательной и сердечнососудистой систем, у школьников ещё не достаточно сформированы. Частота пульса возрастает даже при умеренной нагрузке, артериальное давление претерпевает большие колебания, дыхание поверхностное и учащённое. При этом основные двигательные качества формируются хаотично и зависят от состояния функциональных систем ребёнка и его двигательного опыта. Особенностью школьного возраста является взаимосвязь прироста отдельных физических качеств, заметный положительный перенос в развитии одного качества на другие.
2. Факторы, определяющие развитие гибкости
К ключевым факторам, влияющие на развитие гибкости у детей младшего школьного возраста,относятся: строение суставов, их формы и площади; эластичность и длина связок, сухожилий и морфофункциональные особенности работающих мышц; наследственность, возраст и полт ребенка; функциональное состояние нервных центров, регулирующих тонус мышц; смена ритма движений; время суток; вид предыдущей мышечной деятельности, температура окружающей среды. Специфика развития гибкости в значительной мере также зависит от наследственных особенностей общего развития организма школьника.
Смена ритма выполнения движений. Ритм выполнения движений играет ведущую роль в достижении в формировании осознанной двигательной активности детей младшего школьного возраста. Ритмичные движения помогают поддерживать оптимально необходимый уровень возбудимости мышц, что, в свою очередь, представляет собой благоприятный аспект для увеличения их эластичности. При аритмичных движениях возбудимость мышц сокращается, что приводит к понижению их эластичных свойств.
Психоэмоциональное состояние. Позитивное психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста способствует активной работе вегетативных органов, повышают частоту сердечных сокращений и газообмен. Упражнения для развития гибкости воспитанники должны выполнять, пребывая в хорошем настроении, поскольку позитивный настрой обеспечивает выработку гормонов и улучшает течение процессов регуляции.
Температура мышц. Состояние температуры мышц определенным образом воздействует на повышение показателей гибкости. Зависимость эластичных свойств мышц от температуры проявляется в интенсивности окислительных процессов. В хорошо разогретых мышцах кровь лучше циркулирует, поэтому необходима подготовительная разминка, которая направлена на подготовку к общей физической нагрузке, и является необходимым условием эффективности занятий по развитию гибкости детей младшего школьного возраста.
Температура окружающей среды. В процессе развития гибкости активная мышечная деятельность увеличивает наличие в организме сократительных белков, повышает уровень миоглобина, интенсивности осуществления окислительных процессов и кислородной ёмкости мышц. Под влиянием физической нагрузки в организме школьников осуществляются биохимические и морфологические процессы в нагруженных мышцах, 10 происходят функциональные сдвиги, которые повышают лабильность и возбудимость мышц. Перепады температуры окружающей среды значительно влияют на состояние активной мышечной деятельности ребенка. В условиях низкой температуры из мышц стремительно уходит тепло, и мышцы утрачивают эластичность, при этом стремительно понижается возбудимость мышц, что является самой распространенной причиной получения травмы. В условиях холодного климата затрачивается большее количество усилий для разогревания организма и поддержания их стабильного режима в процессе работы. Высокая температура способствует повышенному отделению пота, смещению водного баланса организма. В результате мышечная ткань становится более вязкой, понижаются её сократительные свойства.
Время суток. Физическое состояние детей младшего школьного возраста изменяется в зависимости от времени суток. У большого количества школьников общая работоспособность в утренние часы понижена, и им необходимо дополнительное время для разработки после ночного отдыха. При занятиях упражнениями на гибкость необходима более интенсивная и длительная подготовка. В течение дня системы организма достигают «рабочего состояния», органы функционируют в полном объёме, мышцы находятся в необходимом напряжении. Все эти процессы являются наиболее подходящими условиями для вечерних тренировок, когда проявляются оптимальные предпосылки для увеличения прироста гибкости.
Характер предыдущей деятельности. Если характер предыдущей деятельности обеспечивает необходимый разогрев мышц, не вызывая при этом усталости, то двигательная деятельность организована оптимально. К процессу проведения занятия по физической культуре в детском саду устанавливаются особые требования к эффективному выбору и использованию определенных упражнений. Так, предварительное выполнение силовых упражнений позитивно отражается на увеличении гибкости. Поэтому в конце занятия школьникам целесообразно выполнять упражнения для развития гибкости. Гибкость может варьироваться в довольно большом диапазоне, в зависимости от наличия внешних условий и состояния организма. В школьном возрасте опорно-двигательный аппарат содержит большое количество хрящевых тканей, что обуславливает высокую степень гибкости у детей младшего школьного возраста. В дальнейшем, по мере постепенного окостенения хрящевой ткани, а также морфологических изменений в связках и мышцах, эластичность понижается.
Способность выполнять движения с максимальной амплитудой, зависит от ряда внутренних факторов, таких как, тормозные элементы суставов, к которым относится форма мышц и костных выступов, а так же суставной поверхности. Одним из решающих ограничений движений в суставах человека является взаимное сопротивление мышц, окружающих сустав.
Существуют так же и внешние факторы, которые определяют развитие гибкости,к ним относятся: пол, возраст, телосложение и д. р.
Развивая гибкость, следует помнить, что она лучше всего тренируется в дневное время суток. Под влиянием утомления степень активной гибкости снижается не значительно, а уровень пассивной гибкости растет приблизительно на 10%. Из-за снижения силы мышц, уменьшающих амплитуду движения, уровень активной гибкости уменьшается. Для достижения максимального размаха необходимо, чтобы дети способствовали расслаблению растягиваемых мышц, что тем самым увеличит их подвижность. Уже в старшем школьном возрасте размах движений снижается в силу возрастных особенностей. Увеличение пассивной и активной гибкости лучше всего наблюдается в младшем школьном возрасте. При развитии мобильности в суставах следует учитывать индивидуальных подход к детям.
По данным Б. В. Сермеева, гибкость лучше всего формировать в младшем школьном возрасте, эффективность упражнений на гибкость в несколько раз выше, чем в старшем школьном возрасте. Следует помнить, что у детей одного возраста и пола упругость мышц может быть разной. Существуют люди с прирожденной большей подвижностью в суставах, бывают и с ограниченной подвижностью. Безусловно, человек обладающий врожденной способностью, может добиться больших успехов в формировании подвижности в суставах при меньшем использовании особых упражнений.
3. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Для эффективного развития гибкости у детей 5-7 лет, необходимо учитывать возрастные особенности.
Между 4 и 7 годами начинается окостенение длинных костей. Окостенение идёт неравномерно, и чрезмерные силовые нагрузки могут нарушить этот процесс.
В этом же возрасте оформляются изгибы позвоночного столба, и имеет место недостаточно компенсированный поясничный лордоз. Поэтому у детей появляется неправильная осанка (при ходьбе выставляется живот вперёд). Вдумчивое применение специальных упражнений способствует исправлению осанки.
У 5-6-летних детей мышцы ещё не оформлены, имеет место неравномерность развития отдельных мышечных групп. Тем, у кого сильнее мышцы сгибатели, целесообразно обратить внимание на развитие разгибателей и наоборот.
Высокая интенсивность обменных процессов, неэкономичность мышечных усилий, повышенный энергорасход могут приводить к быстрому утомлению. Поэтому нагрузки должны быть небольшого объёма и носить «дробный» характер, с частыми паузами для отдыха.
Регуляторные механизмы, сердечнососудистой и дыхательной систем, ещё не совершенны. Частота пульса высокая и, в покое, возрастает даже при умеренной нагрузке, артериальное давление претерпевает большие колебания, дыхание учащённое и поверхностное. Но под влиянием естественного развития и регулярных занятий функциональные возможности детей повышаются. К 7-8 годам дети могут переносить значительные нагрузки, но лучше приспосабливаются к занятиям умеренной интенсивности.
Основные двигательные качества развиваются неравномерно и зависят от состояния функциональных систем ребёнка и его двигательного опыта. Особенностью этого возраста является взаимосвязь прироста отдельных качеств, заметный положительный перенос в развитии одного качества на другие. Поэтому необходимо повышать общую дееспособность занимающихся с помощью разнообразных средств.
Внимание у детей 5-6 лет удерживается с трудом, его объём и устойчивость увеличивается постепенно и незначительно. В процессе обучения необходимо использовать новые, яркие и краткие раздражители.
Дети 5-6 лет ещё не способны отделить несущественное от основного, часто фиксируют своё внимание на второстепенное. Поэтому в этом возрасте
целесообразно использовать целостный метод обучения, изучать простые
упражнения, пользоваться краткими и точными объяснениями.
Основное значение в этом возрасте имеет наглядность обучения. Показ должен быть очень точным и чётким, так как дети нередко просто копируют
педагога и могут повторить его ошибки.
Эмоциональные проявления у детей 5-6 лет несовершенны, волевые и нравственные качества имеют ограниченный характер.
Необходимо неустанно работать над развитием этих качеств, помня, что похвала, методы поощрения в этом возрасте гораздо действенней методов наказания.
Процесс развития гибкости у детей сложный, но интересный.
Осуществление целенаправленного развития и совершенствования гибкости у гимнасток значительно облегчает им выполнение всех видов гимнастических упражнений (наклоны, равновесия, волны, прыжки, позволяет быстрее овладевать различными двигательными действиями.
Данная методика была опробована в учебном процессе на протяжении 4 лет и дала хорошие результаты:
— повысилась работоспособность, выносливость;
1. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М. : ФиС, 1980.
2. Карпенко Л. А.Методические указания по использованию современных средств художественной гимнастики: Метод. рек. – Л; Изд-во ГДОИФК, 1986.
3. Карпенко Л. А.Отбор и начальная подготовка занимающихся художественной гимнастикой: Метод. рек. – Л. ; Изд-во ГДОИФК, 1989.
4. Карпенко Л. А.Характеристика компонентов спортивной подготовки в художественной гимнастике: Учебное пособие. – СПб. ; Изд-во СПбАФК, 1998
5. Кечеджиева Л., Ванкова М., Чипрянова М. Обучение детей художественной гимнастике. – М. : Физическая культура и спорт, 1985.
6. Хрипкова Л. Т. Возрастная физиология. М. Просвещение, 1988 г.
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по теме «Ознакомление детей с пожарным щитом» Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по теме «Ознакомление детей с пожарным.
Консультация для родителей «С какого возраста и каким видам спорта можно обучать детей дошкольного возраста?» С какого возраста, и каким видом спорта можно обучать детей дошкольного возраста? С таким вопросом часто обращаются к тренерам родители.
Подходы к сохранению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в рамках ФГОС дошкольного образования В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования) одна.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в рамках реализации программы дошкольного образования «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность детей на воде» КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА Проект «Безопасность детей на воде» рассчитан для детей старшего дошкольного возраста, и направлен на расширение.
Развлечение для детей и родителей старшего дошкольного возраста «О правах для детей» «О правах для детей» Развлечение для детей и родителей старшего дошкольного возраста Цель: Создание условий для формирования правового.
Сказка «Лягушата и цапля». Сценарий для детей старшего дошкольного возраста. Показ спектакля детям раннего возраста Сказка «Лягушата и цапля» сценарий для детей старшего дошкольного возраста. Показ спектакля детям раннего возраста. Цели и задачи: продолжать.
Спортивное развлечение к Дню защиты детей для детей старшего дошкольного возраста «В поисках клада» Задачи: 1. Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой. 2. Развивать доброту, взаимовыручку, коммуникативность, воображение. 3.
Занятие по безопасности детей на воде для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) «Веселые лягушата» Цель: Сформировать у детей представление о правильном, безопасном поведении на воде. Вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми.