в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение личности

Профессиональное самоопределение – осознанный выбор направления трудовой деятельности. Важно, чтобы оно осуществлялось с пониманием ответственности за реализацию намеченного пути. Выбор профессии – процесс динамичный и многоступенчатый. Чтобы трудовая деятельность была приятной частью жизни, следует регулярно анализировать совершаемые действия и результаты. Если промежуточные итоги сигнализируют о том, что настало время изменений, нельзя их игнорировать.

Не стоит торопиться трактовать ощущение необходимости сменить сферу деятельности собственной слабостью или временной прихотью. Периодически условия жизни меняются. Мы рефлексируем, пересматриваем цели – все это неотъемлемые составляющие полноценной жизни.

в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение. Смотреть фото в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение. Смотреть картинку в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение. Картинка про в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение. Фото в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение

Сущность профессионального самоопределения

Емко определить основы профессионального самоопределения удалось профессору факультета психологии МГУ им. Н. Ломоносова С. Пряжникову. В его понимании они представляют собой поиск личных смыслов в выбираемой и осваиваемой специальности. Это ещё раз подчеркивает, что без любимого дела в жизни сложно целостно развиваться.

У профессионального самоопределения есть ряд функций:

Также важно изучить структуру профессионального самоопределения. Теоретических её вариаций много, но на практике зачастую принято использовать разработку Е. А. Климова на основе идей выдающегося советского психолога С. Л. Рубинштейна. Эта модель профессионального самоопределения позволяет разложить процесс на три плоскости и наглядно продемонстрировать ценность успешной профориентации, а также её зависимость от особенностей личности.

Она включает следующие компоненты:

Также есть «Надо». Это внешние требования, обусловленные тенденциями общества и выдвигаемые к человеку.

Профессиональное самоопределение учащихся

Впервые человек знакомиться с трудовой деятельностью в дошкольном возрасте. Развитие координации движений и мелкой моторики требует от малышей много усилий. Постепенно они осознают, что для достижения желаемого необходимо предпринимать действия.

В начальной школе происходит укрепление этого понимания. Для этого используются разные формы активности – игровая, учебная и непосредственно трудовая. Также в этот период происходит знакомство с социальными ролями, общими признаками разных специальностей.
в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение. Смотреть фото в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение. Смотреть картинку в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение. Картинка про в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение. Фото в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение

Огромную роль в становлении первых трудовых навыков и формировании образа разных специалистов играют семья и образовательные учреждения. От готовности учителей и родителей помочь разобраться в разных сферах жизни во многом зависит поддержание интереса к ним.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Ученики старшей школы впервые предпринимают серьезные шаги в профессиональном и личностном самоопределении. Они начинают глубже изучать интересующую область на факультативах, специальных подготовительных курсах. Чтобы их выбор был обдуманным, требуется внимательное отношение старшего поколения к ним.

Важна в этот период полноценная профориентационная подготовка, погружение в обстановку разных профессий. Для этого организовываются экскурсии, встречи с представителями разных специальностей.

Предстоящий переход от привычного образа жизни за партой к серьезному углублению в выбранную сферу – огромный стресс. Важно, чтобы педагоги и психологи подготовили старшеклассников к предстоящим переменам. Они должны помочь в профессиональном самоопределении с помощью познавательных уроков, индивидуальных бесед.

Большая ответственность в этот период лежит также на членах семьи будущих студентов. Не стоит отказывать юным личностям в беседах на волнующие их темы, а также навязывать собственное мнение как единственно верное. Создайте атмосферу принятия, доверия, поддержки. Этим вы поможете старшеклассникам убедиться в возможности реализовать собственные образы светлого будущего.

Профессиональное самоопределение в молодом и зрелом возрасте

Становление личности как профессионала, не заканчивается с получением диплома о средне-специальном или высшем образовании. После нескольких лет стабильной работы в определенной сфере часто возникает переоценка смыслов и целей, результатом которой может стать смена рода деятельности.

в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение. Смотреть фото в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение. Смотреть картинку в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение. Картинка про в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение. Фото в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение

В психологии это явление детально изучено известным психологом Э. Ф. Зеером. Являясь основателем научной школы становления личности в профессионально-образовательной среде, он провел ряд интересных исследований. Результатами многолетней работы стали ценные выводы:

Единственное предостережение, которое делают исследователи, связано с явлением деструктивной ревизии жизни. Чтобы избежать его, важно замечать не только ошибки и провалы. Необходимо уметь ценить свой труд, выделять малейшие достижения.

Культура профессионального самоопределения личности

Общественное представление о профессиональном самоопределении личности претерпело за последние два столетия сильные изменения. В 20-х годах прошлого века достаточно было просто трудоустроиться. В 40-х большое внимание уделялось оценке особенностей личности. Впервые было отмечено, что их учет помогает установить степень профпригодности. После 70-х общество переключилось на важность индивидуального подхода к выбору специальности.

Сейчас изучению профессиональному самоопределению специалистов посвящена особая сфера – профориентационная деятельность. Основными задачами ее являются помощь и поддержка человека в самоопределении. После полученных результатов психологических и социологических исследований сложно отрицать, что развитие общества напрямую зависит от самореализации каждого человека.

в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение. Смотреть фото в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение. Смотреть картинку в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение. Картинка про в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение. Фото в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение

Проблема профессионального самоопределения личности

Современный рынок труда стремительно меняется. Это обуславливает сложность выбора специальности. Постоянно появляются новые профессии, а популярные ранее сильно трансформируются или уходят в прошлое.

Выбирая карьерный путь, каждый должен осознавать последствия решения. Поэтому не стоит пренебрегать анализом востребованности выбранной специальности. Для этого стоит изучить её технологии, значимость в современных реалиях, ознакомиться с прогнозами на будущее. Утрата возможности работать по выбранной профессии – стресс, который негативно отразится на всей жизни человека. Поэтому не стоит поддаваться иллюзиям, делать выбор на эмоциях.

Развитие личности и профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение и целостное развитие личности неразрывно взаимосвязаны. С одной стороны успешная трудовая деятельность – важнейший компонент социализации человека, который сильно влияет на удовлетворенность жизнью. Обратная сторона медали заключается в том, что без непрестанного изучения потребностей и всестороннего саморазвития люди не могут достичь успеха в профессии.

А. Маслоу делал акцент на том, что самоактуализация человека напрямую обусловливается увлеченностью работой. Когда человек находит место в обществе, ему проще двигаться к поставленным целям. Его жизнь наполняется смыслом и позитивом, а общество получает еще одного сильного члена, способного стимулировать прогресс.

в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение. Смотреть фото в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение. Смотреть картинку в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение. Картинка про в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение. Фото в каком возрасте происходит профессиональное самоопределение

Факторы профессионального самоопределения личности

В сжатом виде они отображаются в рассмотренной ранее модели Е. А. Климова. Рассмотрим их детальнее. Первая составляющая – внутренние мотивационные факторы:

Профессиональное самоопределение также зависит от ряда внешних факторов:

Сюда же можно добавить влияние средств массовой информации.

Этапы профессионального самоопределения личности

Общепринятой моделью описания жизненного процесса профессионального самоопределения является периодизация Дональда Сьюпера. Он выделил пять этапов самореализации личности:

Пятый этап — спад (65 и старше). Происходит планомерный выход из трудовой деятельности. Человек больше наблюдает за чужой работой, чем занимается собственной.

Вывод

Осознанное профессиональное самоопределение развивает сильные стороны, помогает ощущать удовлетворение от проделанной работы, занять достойное положение в социуме. Человек чувствует себя нужным членом общества, легче идет на контакт. Удовольствие от проделанной работы и радость от возможности обсудить волнующие человека сферы жизни – ценный ресурс энергии.

Источник

Статья на тему «Профессиональное самоопределение подростка»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Самооценка подростка и профессиональное самоопределение

1. Понятие профессионального самоопределения. Связь с профессиональной ориентацией.

2. Этапы формирования профессионального самоопределения

3. Профессиональное самоопределение как главное новообразование периода ранней юности.

4. Взаимосвязь самооценки подростка и профессионального самоопределения.

5. Список литературы

1. Понятие профессионального самоопределения. Связь с профессиональной ориентацией.

Профессиональное самоопределение тесным образом связано с понятием «профессиональная ориентация» (это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого – педагогических и медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.

2. Этапы формирования профессионального самоопределения

В процессе формирования профессионального самоопределения современной молодежи можно выделить следующие этапы:

фантазийный этап (соответствует дошкольному возрасту);

этап предварительного выбора профессии (7-10 лет);

этап пробного выбора профессии (11-14 лет);

этап реального выбора профессии (15-17 лет);

этап профессионального обучения и этап профессионализации.

На каждом из этапов профессиональное самоопределение характеризуется различной степенью сформированности.

Выделим ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; теоретические и методические основы профконсультации молодежи, банк профессиокарт; системный подход к профориентации школьников; общественно-значимые мотивы выбора профессии.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

Для ранней юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отстрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

То, насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который старшеклассник собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Существует четкая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязания. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страхом перед решительным шагом.

3. Профессиональное самоопределение как главное новообразование периода ранней юности.

Профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие себя в нем.

Поскольку в старшем школьном возрасте появляются планы и желания, реализация которых отсрочена, а в юности существенны коррективы, иногда новообразованием считается не само самоопределение, а психологическая готовность к нему.

Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. При благоприятных условиях развития старшеклассник стремится в будущее не потому, что впереди будет еще лучше.

Начинает развиваться нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.

Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.

Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.

У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном «Я».

4. Взаимосвязь самооценки и профессионального самоопределения.

Имеющиеся различия в самооценке прежде всего касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров). Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров.

Еще один момент, связанный с профессиональным самоопределением,- изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональную, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Если они решили продолжить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.

Байтингер О.Е., проводивший масштабные экспериментальные исследования развития ориентации на будущее и планирования в подростковом возрасте, приходит к выводу о том, что в возрасте 16-17 лет развитие психологической функции планирования отнюдь не завершено, оно продолжается даже после двадцатилетнего рубежа. Из этого следует, в частности, что к моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций. Наконец, надо учитывать вмешательство личностной психодинамики, склонность принять желаемое за действительное или вытеснить неприятные ожидания.

Итак, психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения.

Профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Мировоззренческий выбор необходим именно в юности, иначе смешение ценностей в будущем не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения и не способствует таким образом ее психическому здоровью.

Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.

Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном «Я». Доминирующая мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию.

Итак, к моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций.

Таким образом, профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

2. Гавриловец В. Ф. Управление профессиональным самоопределением в юношеском возрасте. – М., 2016

3.Психология. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/psychology/004 61945_0.html

Источник

Профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение учащихся

Самоопределение учащихся – это процесс формирования индивидом личного отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование социально-профессиональных и личностных потребностей.

Профессиональное самоопределение учащихся является частью жизненного самоопределения, поскольку входит в социальную группу выбора профессии и образа жизни.

Символично выделяют взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения учащихся:

— дошкольный этап, включающий формирование первоначальных трудовых умений и навыков;

— начальная школа, включающая осознание роли труда в жизни индивида через участие в различных видах деятельности: учебной, игровой, трудовой.

Осознание своих способностей и интересов, связанных с профессиональным выбором происходит в 5-7-х классах, а формирование профессионального самосознания приходится на 8-9-е классы.

В профессиональном самоопределении учащихся значительную роль отводят семье и государственно-общественной структуре (профессиональным и общеобразовательным учебным заведениям; учреждениям дополнительного образования, службам занятости).

Психолого-педагогическая поддержка самоопределения учащихся нацелена на реализацию сознательного выбора профессии.

Определяются учащиеся с выбором профессии в процессе обучения основным наукам, а также во время профессиональной подготовки.

Итак, профессиональное самоопределение учащихся включает процесс формирования индивидом личного отношения к трудовой сфере, а также способ его самореализации через согласование профессиональных и внутриличностных потребностей.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Определение старшеклассников с будущей профессией является одной из форм личностного самоопределения и характеризуется процессом приобретения, а также поиском профессии, анализа личных возможностей, способностей в сопоставлении с требованиями профессии.

В пятнадцатилетнем возрасте старшекласснику очень сложно выбрать профессию. Зачастую профессиональные намерения неопределенные и диффузные, а профессионально ориентированные мечты, а также романтические устремления в реализации невозможны.

Неудовлетворенное наступившее будущее стимулирует развитие рефлексии — осознания личного «Я». Старшеклассник «определяется»: кто он, каковы его способности, какой жизненный идеал, кем он хочет стать. Самоанализ является отсроченной психологической основой профессионального самоопределения для большинства учащихся профессиональной школы.

Более комфортно чувствуют себя те старшеклассники, которые получают полное среднее общее образование. На момент окончания школы старшеклассники из фантастических, воображаемых профессий выбирают наиболее приемлемые и реальные варианты. Дети понимают, что успех и благополучие в жизни, прежде всего, зависит от правильного выбора профессии.

Оценивая свои возможности и способности, престижность профессии, социально-экономическую ситуацию старшеклассники самоопределяются в получении профессионального образования.

Таким образом, для старшеклассников учебно-профессиональное самоопределение выступает как осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Профессиональное самоопределение личности

Профессионально-личностное самоопределение психологи относят к процессу формирования у человека личного отношения к профессиональной трудовой сфере, а также самореализации через согласование социально профессиональных и внутриличностных потребностей.

Рассмотрим профессиональное самоопределение, включая разные стадии становления личности.

В дошкольном детстве малыши в игровой деятельности подражают взрослым и воспроизводят их действия. Широкое распространение в дошкольном возрасте приобретают сюжетно-ролевые игры, часть из которых несут профессионально ориентированный характер. Малыши играя, присваивают себе роли продавцов, врачей, строителей, воспитателей, поваров, водителей транспортных средств.

Конец младшего школьного возраста отмечается существенным возрастанием индивидуальных различий в развитии способностей между детьми, а это в свою очередь влияет на значительное расширение спектра профессиональных предпочтений. Трудовая и учебная деятельность влияет на развитие воображения детей, как творческого, так и воссоздающего. Благодаря этой способности осуществляется обогащение представлений о различных видах труда, развивается умение видеть себя в определенной профессии. Зачастую у ребенка возникают профессионально окрашенные фантазии, оказывающие в будущем огромное влияние на профессиональное самоопределение.

Подростковый возраст отмечается закладкой основ нравственного отношения к различным видам труда, у подростка формируется система личностных ценностей, определяющих избирательность в отношении профессий. Этот период психологи относят к ответственному за становление личности.

На романтические профессии ориентация направляется под воздействием средств массовой информации, которые тиражируют образцы «настоящих взрослых». Такой профессиональной романтической ориентации способствует желание подростков к самоутверждению и самовыражению. Дифференцированное отношение к различным занятиям в кружках, учебным предметам формирует у детей намерения и мечты. Мечты, образцы желаемого будущего являются штрихами самоопределения.

Профессиональное самоопределение личности в ранней юности является важнейшей задачей. Зачастую планы подростка очень аморфны, расплывчаты, представляют характер мечты.

Подросток чаще всего представляет себя в различных эмоционально привлекательных ролях и психологический обоснованный выбор профессии самостоятельно сделать не может. А в начале юношеского возраста данная проблема встает перед юношами и девушками, которые оставляют основную общеобразовательную школу. Они составляют треть старших подростков, которые поступают в учреждения среднего и начального профессионального образования, а другие же вынуждены приступать к трудовой самостоятельной деятельности.

Психологи установили, что зачастую учащиеся получающие образование в профлицеях, профтехучилищах, колледжах и техникумах окончательно не определились и их выбор учебного учреждения был психологически не обоснован.

В возрасте 27-ми лет отмечается социально-профессиональная активность. Уже имеется место работы и определенный опыт. Актуальности приобретает профессиональный рост и достижения. Однако подавляющее большинство начинают испытывать психологический дискомфорт, который обусловлен возвышенными, нереализованными планами, а также трудовым насыщением.

Неопределенность перспектив карьеры, отсутствие достижений актуализируют рефлексию личного бытия, порождая самооценку «Я-концепции» и самоанализ. Для этого периода характерна душевная смута. Ревизия профессиональной жизни толкает к определению новых значимых целей. Некоторые из них включают повышение профессиональной квалификации и совершенствование; смену работы и инициирование повышения в должности; выбор новой профессии или смежной специальности.

Для многих людей к 30-ти годам вновь становится актуальной проблема профессионального самоопределения. Здесь возможны два пути: либо утверждать себя далее в избранной профессии и становиться профессионалом или же менять место работы, а также профессию.

Возрастной период до 60-ти лет считается самым продуктивным. Этот период отмечается реализацией себя как личности, а также характеризуется использованием профессионально-психологического потенциала. Именно в этот период реализуются жизненные планы, оправдывается смысловое существование человека. Профессия дает уникальную возможность, используя свои способности на трудовом посту, реализовать потребность быть личностью, а также выработать индивидуальный стиль деятельности.

Психология профессионального самоопределения

Отечественная психология процессы профессионального самоопределения связывает с личностным самоопределением и выбором образа жизни. Выбирая ту или иную профессию, человек планирует свой способ существования, при этом соотнося будущий профессиональный личный статус с жизненными ценностями.

Над данной проблемой работали следующие исследователи: М.Р. Гинзбург, К.А. Абульханова-Славская, Н.С. Пряжников, Е.И. Головахи, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов.

Наиболее разносторонне и последовательно вопросы профессионального самоопределения субъекта изучались в работах Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера.

Е.А. Климов отнес профессиональное самоопределение к качеству психического проявления развития человека. В течение жизни у индивида формируется определенное отношение к разным областям труда, складывается представление о своих возможностях, профессиях, выделяются предпочтения.

Согласно Е.А. Климову, важнейшей составляющей в самоопределении выступает формирование самосознания.

Структура профессионального самосознания включает:

— оценивание своего места и личного соответствия эталонам в профессии (один из лучших специалистов, новичок);

— знание индивида о его признании в социальной группе («меня относят к хорошим специалистам»);

— знание слабых и сильных сторон, индивидуальных, а также успешных способов действия и путей самосовершенствования;

— личное представление о себе, а также работе в будущем.

Е.А. Климов отмечает два уровня в профессиональном самоопределении:

— гностический (перестройка самосознания и сознания);

— практический (изменения в социальном статусе человека).

Э.Ф. Зеер выделяет проблему самоопределения индивида в контексте прикладной психологии, где профессиональное самоопределение отмечается:

— избирательностью в отношении индивида к миру профессий;

— выбором с учетом индивидуальных качеств и особенностей человека, а также социально-экономическими условиями и требованиями в профессии;

— постоянным самоопределением субъекта на протяжении жизни;

— определением внешних событий (изменение места жительства, окончание обучения);

— проявлением социальной зрелости индивида с тесной связью самореализации.

Задачи в самоопределении решаются все по-разному на каждой из стадии профессионального развития. Они определяются межличностными отношениями в коллективе, социально-экономическими условиями, профессиональными и возрастными кризисами, но ведущая роль остается за активностью личности и ее ответственностью за личное становление.

Э.Ф. Зеер считает, что самоопределение выступает важным фактором самореализации индивида в конкретной профессии.

H. С. Пряжников предложил свою модель самоопределения, включающую в себя такие компоненты:

— осознание личностью ценностей общественно полезного труда, а также необходимости профессиональной подготовки;

— ориентирование в социально-экономической ситуации, а также прогнозирование престижности выбираемого труда;

— определение профессиональной цели-мечты;

— выделение профессиональных ближайших целей, как этапов для достижения дальнейших целей;

— поиск информации о специальностях и профессиях, соответствующих учебным заведениям и местам трудоустройства;

— представление о личностных качествах, необходимых для реализации намеченных планов, а также о возможных трудностях в достижении целей;

— наличие резервных вариантов в выборе профессии на случай неудачи при основном варианте самоопределения;

— практическая реализация личной перспективы, корректировка планов.

Профессиональное самоопределение по Н.С. Пряжникову происходит на следующих уровнях:

— самоопределение в трудовой, конкретной функции (работник видит смысл деятельности в качественном выполнении операций или отдельных трудовых функций, при этом свобода выбора действий индивидом ограничена);

— самоопределение на трудовом конкретном посту (трудовой пост отмечается производственной ограниченной средой, которая включает определенные права, средства труда, обязанности), при этом выполнение многообразных функций дает возможность самореализации выполняемой деятельности, а смена трудового поста сказывается негативно на качестве труда, вызывая неудовлетворенность работника;

— самоопределение на уровне определенной специальности предусматривает смену трудовых постов, что позволяет расширить возможности самореализации индивида;

— самоопределение по конкретной профессии;

— жизненное самоопределение связывают с выбором образа жизни, которое включает досуг и самообразование;

— личностное самоопределение определяется нахождением образа Я и его утверждением среди окружающих индивидов (индивид приподнимается над социальными ролями, профессией, становится хозяином личной жизни и окружающие люди причисляют его как к хорошему специалисту, так и уважаемой, уникальной личности);

— самоопределение индивида в культуре отмечается направленностью личности на «продолжение» себя в других людях и характеризуется существенным вкладом в развитие культуры, что дает возможность говорить о социальном бессмертии индивида.

Проблема профессионального самоопределения

Опыт профконсультационной работы показывает, что, учащиеся, которые не выбрали профессию, зачастую обращаются за помощью к психологу для определения вида деятельности, где они наиболее будут способны. За этим кроется неосознанное желание переложить решение жизненной проблемы на другого индивида. Трудности такого плана зачастую возникают из-за недостатка у школьников адекватных представлений о профессиональной пригодности, неумения оценить свои способности и возможности, а также соотнести их к миру профессий.

Многие учащиеся не могут ответить: «Какой деятельностью хотели бы заниматься?», «Какие видят у себя способности?»; «Какие качества важны для успешности в овладении будущей профессией?»

Низкая культура знаний, а также незнание современных профессий осложняет выбор старшеклассниками жизненного пути.

Профориентационная работа психолога должна превратиться из диагностической в формирующую, развивающую, диагностико-коррекционную. Этапы консультационной работы должны быть нацелены на активизацию учащихся сформировать стремление к осознанному, самостоятельному выбору профессии, учитывая полученные знания о себе.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *