в каком возрасте происходит переход внешней речи во внутреннюю
В каком возрасте происходит переход внешней речи во внутреннюю
В дошкольном возрасте (3—б лет) значительно возрастает самостоятельность поведения с разнообразием деятельности, накоплением большого запаса представлений и первичных понятий, приобретением многих навыков и умений.
Для психики дошкольников особенно типичны формирование произвольного внимания, относительно высокое развитие образной памяти и образного воображения, а самое главное — постепенный переход мышления и речи во «внутренний план» (т. е. их интериоризация), а также все большее их «свертывание» [Гальперин П. Я., 1957]. Вместе с тем наглядно-действенный и конкретно-образный типы мышления с синкретизмом, т. е. с нерасчлененными, слитными представлениями, произвольно объединенными наиболее заметными деталями, остаются ведущими на протяжении дошкольного возраста [Люблинская А. А., 1971].
Особенностью речи младших дошкольников, наряду с экстенсивным накоплением запаса слов является интерес к звучанию слов, игра словами, словотворчество, придумывание новых слов («я удрал и придеру обратно», «какой наш папа смешотный» и т. п.), что имеет значение для правильной диагностической оценки неологизмов у психически больных детей.
Переход внешней речи во внутреннюю (эгоцентрическую) начинается в возрасте 4—5 лет [Люблинская А. А., 1971].
В дошкольном возрасте происходит интенсивное созревание эмоционально-волевых свойств личности [Божович Л. И., 1968; Люблинская А. А., 1971]. Так, у детей дошкольного возраста начинают формироваться гностические эмоции («радость познания»), потребность в совместной деятельности со сверстниками, элементы нравственных чувств (чуткость, заботливость, чувство долга, ответственность, стыд), стремление к самостоятельности, элементарная выдержка при отсрочке достижения цели, волевая мотивация действий. Наряду с этим под влиянием взрослых появляются морально-оценочные критерии — «хорошо» и «плохо».
Интенсивное формирование свойств личности, в частности самостоятельности, сопровождается упрямством, негативизмом, капризами, которые составляют основу реакций протеста, отказа и других ситуационных психогенных реакций.
В каком возрасте происходит переход внешней речи во внутреннюю
Согласно теоретической концепции Л. С. Выготского, внутренняя речь ребенка формируется значительно позже, чем его внешняя речь. Формирование внутренней речи происходит поэтапно: сначала путем перехода развернутой внешней речи во фрагментарную внешнюю, затем последней — в шепотную речь, и лишь затем она становится в полном смысле «речью для себя», приобретая свернутый и скрытый характер. Переход от внешней (эгоцентрической) к внутренней речи завершается к школьному возрасту. Именно в этом возрасте ребенок, уже владеющий внешней речью в ситуации диалога, становится способен к овладению развернутой монологической речью. По мнению А. Р. Лурии, эти процессы тесно связаны: «Только после того, как происходит процесс сокращения, свертывания внешней речи и превращения ее во внутреннюю, становится доступным и обратный процесс — развертывание этой внутренней речи во внешнюю, т. е. в связное речевое высказывание с характерным для него «смысловым единством» (153, с. 202).
Взгляды Л. С. Выготского на происхождение внутренней речи в онтогенезе получили подтверждение в более поздних теоретических и экспериментальных работах целого ряда исследователей (Э. Джекобсен, Л. А. Новиков, А. Н. Соколов и др.). В исследованиях было выявлено наличие разнообразных проявлений речедвигательной активности в процессе реализации внутренней речи, что проявлялось в сокращении мышц языка, губ и гортани, микродвижениях органов артикуляционного аппарата; при этом складывалось впечатление, как будто слова беззвучно произносятся «быстрым и сокращенным образом» (215). Эти слабо выраженные речедвигательные реакции регистрировались методом электромиографического исследования у взрослых и детей при затруднениях в процессе решения интеллектуальных задач. Исходя из этого, можно сделать вывод, что такая внутренняя (как и внешняя — у маленьких детей), не обращенная к собеседнику речь, возникает при каждом затруднении. В детские годы она носит развернутый характер, описывая ситуацию и планируя возможный выход из нее, в дальнейшем сокращается, становится шепотной, затем совсем исчезает, превращаясь во внутреннюю речь (155).
Внутренняя речь: понятие, особенности, роль в порождении высказывания
Внутренняя речь – это речь, лишенная звукового оформления, направлена, прежде всего, на переработку воспринятой речи и подготовку высказываний.
Широко известна концепция внутренней речи, предложенная крупнейшим отечественным психологом Л. С. Выготским (1896— 1934). По мысли ученого, внутренняя речь происходит из речи эгоцентрической.
Эксперименты Л. С. Выготского обнаружили у младших дошкольников существование непонятной для окружающих формы речи, названной эгоцентрической, или «речью для себя». Эта детская эгоцентрическая речь, по мысли Выготского, и является носителем развертывающихся процессов мышления ребенка. В это время мышление маленького человека только вступает на путь интериоризации (перехода во внутренние, свернутые формы).
Выготский доказывал, что эгоцентрическая речь — это не просто звуковой аккомпанемент внутреннего процесса мышления, который сопровождает движение мысли. Эта странная речевая реальность — эгоцентрическое мышление — и есть единственная форма существования (рождения и развития) мысли ребенка, и другого, параллельного, чисто умственного размышления у ребенка на этом этапе просто нет. Только пройдя стадию эгоцентрической речи, мышление в ходе дальнейших преобразований и интериоризации будет постепенно превращаться в умственный процесс, преобразовываясь во внутреннюю речь.
Внешняя речь Внутренняя речь
Признаки Речь, произносимая вслух Речь «Про себя» (может совершаться вслух, при затруднениях в мышлении, когда мы остаемся наедине)
Функции Коммуникативная (речь является основным средством общения людей;
Обмен информацией Сигнификативная (речь является средством деятельности когнитивных психических процессов и носителем их результатов)
Переработка информации посредством перевода, преобразования, трансформации элементов первой сигнальной системы (образы, представления) в элементы второй сигнальной системы (условные знаки, слова) и наоборот
Экспрессивная (речь является средством выражения эмоций и чувств).
Особенности внутренней речи Характеристика
Особый синтаксис внутренней речи (отрывочность, фрагментарность, сокращенность) Тенденция к сокращению фразы и предложения в направлении сохранения сказуемого и относящихся к нему частей предложения за счет опускания подлежащего и относящихся к нему слов
Предикативность Опускаются подлежащее и связанные с ним слова, остаются предикаты
Редуцирование фонетических моментов Фонетическая сторона речи сокращена, слова понимаются по намерению говорящего произнести их
Преобладание смысла слова над его значением Смысл – субъективная семантика, которая существует в нашем языковом сознании и имеет аффективную окраску;
Значение – общепризнанная семантика, которая существует в обществе.
Модель механизма порождения речевого высказывания
По модели А. А. Леонтьева процесс порождения речевого высказывания включает пять последовательных, взаимосвязанных этапов (или «фаз»).
1 Мотив Потребность выразить, передать определенную информацию.
2 Замысел Впервые происходит выделение темы и ремы будущего высказывания и их дифференциация.
— Операция определения «иерархии» смысловых единиц в «контексте» будущего РВ, определение главного и второстепенного;
— Операция определения последовательности отображения смысловых элементов в речевом высказывании.
4 Лексико-грамматическое развертывание высказывания Этот этап можно, по мнению АА. Леонтьева, соотнести с переходом от плана внутренней речи к семантическому плану (по Л. С. Выготскому).
5 Реализации «во внешнем плане» Этот процесс осуществляется на основе реализации фонационной, артикуляционной, ритмико-слоговой и темпо-ритмической «автоматизированных» программ внешней реализации речи, в основе которых лежат соответствующие речепроизносительные навыки.
В основе предложенной А. А. Леонтьевым модели порождения речи лежит концептуальная идея «внутреннего программирования». Как подчеркивает А. А. Леонтьев, представленная выше схема процесса речепорождения «в более или менее полном виде выступает в спонтанной (неподготовленной)устной монологической речи: в других видах речи она может редуцироваться или существенно изменяться – вплоть до включения первосигнальных (по И. П. Павлову) речевых реакций».
В целом явление внутренней речи в современной психологии изучено недостаточно. Это связано, прежде всего, с тем, что внутренняя речь носит скрытый характер и поэтому является труднодоступной для психодиагностики. Поэтому подробное изучение явления внутренней речи – задача будущих исследований.
2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. – 512 с. – (Библиотека всемирной психологии).
4. Тертель А. Л., Психология. Курс лекций.
Агрессия. Понятие и формы агрессии Что такое агрессия? Понятие агрессии в психологии определяется как форма поведения, нацеленная на причинение другому психологического или.
Понятие и клиника алалии Слайд 2 Алалия — это недоразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер.
Понятие и значение обучения рассказыванию Понятие и значение обучения рассказыванию Развитие речи выступает в качестве предмета изучения различных наук, среди которых психология,.
Консультация «Понятие о логопедии» Термины и понятия логопедии Логопедия — наука, изучающая людей с речевыми нарушениями, разрабатывающая методы коррекционно-педагогической.
Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Понятие, сущность и проблемы инклюзивного образования Как известно, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать безопасную.
Понятие возраста в психологии КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Тема занятия: «Понятие возраста в психологии». Цель: сформировать систему знаний о категории возраста в психологии. Задачи:.
Понятие и классификация занимательного математического материала В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались.
Внутренняя оценка качества ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Есаульский детский сад» Аналитическая записка Внутренняя оценка качества.
Внутренняя система оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении Сегодня управленческий функционал руководителя ДОУ определяют новые ценности, категории и понятия, такие как конкурентоспособность, компетентность,.
В каком возрасте происходит переход внешней речи во внутреннюю
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Внутренняя речь ребенка. Когда ребенок начинает думать словами беззвучно, это и называется внутренней речью. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста.
Статья:
Все наблюдавшие за развитием детей очень хорошо знают, что малыш выражает свои мысли громкой речью. Увидев привлекательный или неприятный для него предмет, ребенок сразу заявляет об этом во весь голос. Увидев мать, он кричит: «Ма-ма!»; при виде кошки громко восклицает: «Киса! Хочу кису!» Когда ему подносят ложку с горьким лекарством, он бурно выражает протест: «Не надо! Не хочу!»
Психологи (в частности, А. Н. Соколов) предположили, что в раннем детстве в мозге ребенка вырабатываются связи между тем или иным звуком и соответствующим мышечным ощущением, получаемым при его артикуляции. Таким образом, слышимые и произносимые слова связываются. В первые годы жизни роль мышечных ощущений так велика, что ребенок не может их затормозить, поэтому он еще не способен ни к шепотной речи, ни тем более к речи «про себя». В дальнейшем, по мере того как речь ребенка развивается, роль мышечных ощущений несколько уменьшается, и тогда их уже удается тормозить.
Это предположение подтверждается теми наблюдениями, которые были проведены на детях в нашей лаборатории. В разделе «Ребенок готовится заговорить» рассказывалось об опытах Г. С. Лях. В них было показано, что звукоподражание у младенца первых месяцев жизни можно вызвать только в том случае, если он видит артикуляторную мимику взрослого человека и может ей подражать. Затем, в результате того, что получаемые при имитации мимики мышечные ощущения много-много раз совпадали со звуками, слышимыми при этом, устанавливаются условные связи. Только теперь, услышав произносимый взрослым звук (и не видя артикуляторной мимики), ребенок сможет его воспроизвести.
В дальнейшем, когда малыш начинает подражательно артикулировать слова, весь комплекс мышечно-звуковых ощущений связывается с предметом. Игра двух-трехлетних детей (у которых речь развита) обязательно сопровождается называнием игрушек и производимых с ними действий.
Соня Ш. трех лет укачивает на руках куклу и говорит: «Соня лялю бай-бай положит. а-а-а! а-а-а! Ляля глазки закила (закрыла)». Вдруг девочка пронзительно завизжала и тут же продолжает успокоительным тоном: «Не плакай, не плакай, я тебе моёженое куплю! Ага, замолчала!»
Лишь на четвертом году ребенок начинает играть молча, производя с предметом разнообразные действия. Так, Леночка 4 лет 6 месяцев молча, сосредоточенно пеленает куклу, укладывает ее спать и затем тихонько, чтобы не разбудить ее, начинает «прибирать» в куклиной комнате. Правда, это молчание длится недолго. Вскоре (минуты через две-три) Леночка начинает шептать: «Вот так, а теперь пойду в магазин, надо молочка купить и кашки!»
Можно наблюдать, что и в игре вдвоем-втроем дети некоторое время уже делают что-то молча. Постепенно, с возрастом такие промежутки молчаливой (но осмысленной, с целенаправленными действиями) игры становятся длительнее. Это моменты, когда ребенок пользуется внутренней речью.
Четырехлетний Володя Б. водит кошку на задних лапах, потом отпускает ее, кошка сразу становится на все четыре лапы, тогда мальчик снова поднимает ее на задние лапы и ведет перед собой. «Володя, не мучай киску»,- говорит ему мать. «Я не мучаю. Я вот смотрю, как ее научить ходить. Ей тоже четыре года, а она все еще на четвереньках бегает». Ребенок размышлял об этом «про себя».
А. Н. Соколов хотел проверить, насколько важны для мыслительной деятельности взрослого человека и детей двигательные импульсы с артикуляторных органов. Для этого испытуемому давали задачу, но во время ее решения он должен был зажать язык зубами и сжать губы. Оказалось, что взрослым людям это почти не мешало и они справлялись с задачей, у детей же умственная деятельность очень заметно тормозилась. Значит, речевые кинестезии (т. е. мышечные импульсы с органов артикуляции) являются необходимыми для мыслительной деятельности ребенка.
Хотя роль импульсов с речевой мускулатуры у взрослых и меньше, чем у детей, но все же и здесь они имеют существенное значение. Так, при трудностях (например, при решении сложной задачи и т. п.) и у взрослых наблюдается усиление потоков импульсов с речевых мышц, хотя они в это время ничего не говорят вслух. У детей внутренняя речь, близкая по форме к той, которая существует у взрослых, развивается лишь в школьном возрасте.
В каком возрасте происходит переход внешней речи во внутреннюю
Однако полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний; сформированность различных видов контроля
и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения (Н. А. Головань, М. С. Лаврик, Л. П. Федоренко, И. А. Зимняя и др.). Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. К. Маркова и др.). Исследования ряда авторов показали, что дети старшего дошкольного возраста способны овладевать навыками планирования монологических высказываний (Л. Р. Голубева, Н. А. Орланова, И. Б. Слита и др.) Это, в свою очередь, во многом определяется постепенным формированием внутренней речи ребенка. По данным А. А. Люблинской (162) и других авторов, переход внешней «эгоцентрической» речи во внутреннюю в норме происходит к 4—5-летнему возрасту.
Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию. Следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребенка должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков. Многие исследователи подчеркивают важность работы над предложениями различной структуры для развития связной развернутой речи ребенка (А. Г. Зикеев, К. В. Комаров, Л. П. Федоренко и др.).
Как подчеркивал А. Н. Гвоздев (57), к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в условиях нормальной речевой и социальной среды).