в каком возрасте появляются настоящие друзья
Как помочь ребёнку, если с ним не дружат
Мы привыкли, что дружба добавляет в нашу жизнь веселье, лёгкость, позволяет по-новому взглянуть на обычные вещи, обогащает эмоционально и интеллектуально. Но что делать, если вы однажды понимаете, что ребёнок ни с кем не дружит? Как понять, почему ребёнку не интересно общение со сверстниками или почему с ним не хотят дружить одноклассники? Вместе с экспертом выяснили, как выдержать баланс между тактичностью и внимательностью, если вы хотите помочь ребёнку завести друзей.
практикующий психолог, кандидат психологических наук, методолог,
тимлид дошкольного направления в «Фоксфорде»
В каком возрасте дети заводят первых друзей
В дошкольном возрасте дети начинают учиться общению, но в этот период наиболее существенную роль в социализации ребёнка играют контакты со взрослыми — родителями, близкими родственниками, воспитателями. Контакты между детьми на этом этапе, как правило, нерегулярны и кратковременны.
В младшем школьном возрасте взаимодействия с другими детьми становятся более осознанными и самостоятельными, общение со сверстниками прочно входит в повседневную жизнь ребёнка. Однако детский коллективный досуг всё равно проходит преимущественно под контролем взрослых: семья или школа инициирует и контролирует проведение утренников, дней рождения, спортивных игр. Именно в этот период ребёнок наиболее активно приобретает и развивает навыки коммуникации.
Родителям стоит внимательно наблюдать за тем, в какой манере их ребёнок общается с ребятами, как он ведёт себя во время совместных игр. В начальной школе не так важно наличие у ребёнка близких друзей. Если же ваш ребёнок вообще не общается с ровесниками в этом возрасте, не стоит сразу паниковать, но, безусловно, нужно понимать, что это может быть поводом для более пристального наблюдения, чтобы не упустить из виду возможные проблемы.
Дошкольный и младший школьный возраст — ступени, которые подготавливают ребёнка к подростковому возрасту, когда близкая дружба с ровесниками уже играет важнейшую роль в жизни. К этому моменту дети должны прийти подготовленными, с базовыми коммуникативными навыками и развитым эмоциональным интеллектом.
Почему с ребёнком не хотят дружить
Прежде чем беспокоиться о том, что ваш ребёнок не приводит в гости друга или не ходит на выходных гулять с ребятами из школы, постарайтесь оценить ситуацию спокойно и рассудительно. Для начала важно понять, в чём дело: с ребёнком никто не дружит или он сам не идёт на контакт. Бывают случаи, когда ребёнок действительно чувствует себя комфортно без приятельского общения и без близких друзей. Впрочем, истинная интроверсия встречается крайне редко, и лучше поговорить с психологом об этом, чтобы понять, действительно ли ребёнок не испытывает проблем из-за недостатка социализации.
Чаще всего за отсутствием друзей скрываются проблемы, о которых ребёнку неудобно говорить. Непроработанные комплексы и психологические травмы изолируют подростка от сверстников, мешают ему выстраивать отношения с друзьями в тот период, когда социальные контакты предельно важны.
К таким проблемам относится, например, низкая самооценка, которая часто развивается из-за чрезмерного давления в семье, страха не оправдать родительские ожидания.
Ребёнку также будет сложно заводить друзей, если родители осуждают его круг общения — запрещают общаться с «плохой» компанией, негативно отзываются о тех ребятах, с которыми у подростка складывается общение.
Помимо психологических проблем, также важную роль порой играют финансовые вопросы. Материальное положение семьи часто определяет возможности определённого досуга для ребёнка или статусного потребления — в школе, где у большинства семей примерно одинаковый уровень дохода, материальное положение может стать поводом для маргинализации ребёнка, когда он становится изгоем среди одноклассников.
Что делать, если ребёнок ни с кем не дружит
Столкнувшись с лакунами в социализации ребёнка и решив искать первопричину проблемы, родителям лучше начать с себя. Образ жизни родителей непосредственно влияет на поведение и ценности ребёнка — это так же касается дружбы, как и всех сфер жизни. Если у ребёнка перед глазами нет примеров общения родителей с их друзьями, он с меньшей вероятностью будет стремиться заводить приятелей и быть социально активным. Разумеется, привычки взрослых сложнее корректируются, но можно попробовать чаще брать ребёнка в гости, приглашать к себе гостей на праздники, устраивать совместный досуг, чтобы дети могли видеть на примере родителей ценность дружеского общения. Чтобы передать ребёнку навыки, которые позволяют поддерживать дружбу с людьми, вам необходимо сформулировать для себя, что для вас значит дружба.
Не менее важно, как родитель общается с ребёнком, — учите ли вы его экологичной, здоровой коммуникации? Рефлексия на эту тему — первый шаг для родителей, которые обнаруживают у ребёнка проблемы с поддержанием межличностных отношений.
Крайне важно вести с ребёнком, особенно в подростковом возрасте, беседы о дружеских конфликтах, о ценностях, связанных с общением, о роли друзей в вашей жизни. Постарайтесь научить ребёнка тому, что в общении участвуют несколько человек с разными интересами. Детям и подросткам нужно научиться вставать на место другого человека в общении, а вы можете им в этом помочь, поделившись своим опытом и взглядом со стороны. Не всегда дети готовы делиться своими насущными проблемами — в таком случае можно обсудить с ребёнком ситуации из собственной жизни. Хорошим началом для такого разговора будет просьба дать совет — так вы сподвигнете ребёнка к тому, чтобы он сформулировал свою позицию, а потом сможете обсудить её подробнее.
Полезные инструменты для родителей:
Что делать, если с ребёнком не дружат в школе
Ребёнок может не общаться с одноклассниками не только из-за личных коммуникативных проблем, но и из-за нездоровой атмосферы в коллективе. При худшем сценарии игнорирование ребёнка одноклассниками может быть частью травли. Но необходимо понимать, что в случае травли отсутствие друзей будет не единственным и не главным признаком: ребёнок, которого травят в школе, станет запуганным, нерешительным — вы заметите, что он испытывает отвращение к школе. Важно также, что травля обычно выражена принципиальным игнорированием ученика. Одно только отсутствие тесных контактов с ребятами из школы — не проблема сама по себе.
Чтобы понять, в чём проблема — в коллективе или в самом ребёнке, — вы можете записать его на дополнительные занятия и посмотреть, как складываются отношения в новом коллективе. Если вне школы проблем с социализацией у ребёнка не наблюдается, то, вероятно, причина в классе и стоит подумать о переводе в другую школу или класс. Однако это вовсе не гарантирует, что у ребёнка сложатся тёплые близкие отношения с одноклассниками. В этом вопросе желательно исходить из настроения и ощущений ребёнка, а также поддерживать в поиске друзей вне школы — в спортивных секциях, театральных студиях, танцевальных клубах. Не забывайте также поощрять стремление к внешкольным активностям.
Идти разговаривать в школу стоит только в том случае, если вы всерьёз подозреваете, что вашего ребёнка обижают одноклассники, или замечаете, что он страдает от недостатка социализации в классе. В ином случае беседа с классным руководителем, скорее всего, не только не вызовет должного эффекта, но и может даже навредить. Нет никакой гарантии, что у учителя будет возможность решить проблему тактично и адекватно ситуации. Если же вам кажется, что вам необходима поддержка школы в данном вопросе, желательно сперва обратиться к школьному психологу: он скорее найдёт способ осторожно и корректно донести до классного руководителя информацию, а также сможет проконсультировать вас о том, как вам быть.
Вместе весело шагать: все, что родителям нужно знать о детской дружбе
Далеко не все дети сами по себе начинают играть и тем более дружить с другими детьми. Разбираемся, нормально ли это, стоит ли вмешиваться и помогать ребенку с поиском друзей, а также отвечаем на другие вопросы, связанные с детской дружбой.
В каком возрасте дети начинают общаться друг с другом?
Некоторые исследования показывают, что дети начинают общаться еще до того, как научатся разговаривать. Сотрудники австралийского Университета Чарльза Стерта наблюдали за маленькими детьми и подметили немало интересных вещей.
Дети в возрасте от шести до восемнадцати месяцев используют невербальное общение, чтобы смешить и поддерживать друг друга, а еще приглашать в свои игры. Камеры даже засняли, как годовалая девочка пыталась успокоить испуганного ребенка помладше, накрыв его прозрачной тканью, чтобы он чувствовал себя более защищенным.
А дружить?
Психолог и автор книги «О чем думает ваш ребенок?» Ангарад Радкин рассказывает, что до трех лет дети предпочитают играть рядом с другими детьми, но не вместе с ними.
Этот процесс называется параллельной игрой. В процессе этих игр ребенок закладывает основу для развития социальных навыков. В этом возрасте уже можно отдавать ребенка в детский сад или кружки, чтобы он привыкал взаимодействовать с другими детьми и разрешать конфликты с ними. Ребенок поймет, с кем ему больше нравится дружить: с шумными или более тихими детьми.
Ребенку три года, но общаться он не хочет совсем. Это плохо?
После трех лет не все стремятся играть с другими детьми. Некоторые по-прежнему предпочитают проводить время в одиночестве, со своими игрушками или слишком быстро устают от общения, поэтому не успевают подружиться. Это нормально, все дети разные. Ребенку может понадобиться больше времени, чтобы привыкнуть к сверстникам и начать дружить с ними.
Если с вами ребенок общается хорошо и болтает без умолку, но теряется в обществе других детей, возможно, он просто стеснительный. Не навязывайте ему общение, но подскажите, как справляться с застенчивостью. Предложите ему немного порепетировать и представить, как он будет здороваться с детьми на площадке или в детском саду, продумайте сценарий простого разговора, который ему легко будет начать с другим ребенком (обсуждение мультиков или домашних животных). Такой разговор можно разыграть в небольшой сценке с любимыми игрушками ребенка.
Может, стоит обратиться к доктору?
Важно отличать стеснительность от признаков аутизма. Стеснительные дети могут избегать зрительного контакта с незнакомцами, но при этом смотреть на родителей и искать их поддержки. Со временем стеснительный ребенок сумеет расслабиться и присоединиться к другим детям, играющим в песочнице.
Просто не давите на него и будьте на его стороне, когда другие родственники или родители детей на площадке пытаются заставить его взаимодействовать с детьми. Он должен ощущать вашу поддержку и близость. Но при этом нужно понимать, что вы выполняете роль надежного взрослого, а не заменяете ему друзей.
Дети с аутизмом, вероятно, не будут искать поддержки, глядя на родителей, и вообще не заинтересуются играми. Есть и другие признаки: ребенок не подражает родителям, когда они хлопают в ладоши, очень расстраивается из-за определенных звуков и запахов, постоянно повторяет одни и те же действия (снова и снова расставляет игрушки в ряд) и в какой-то момент перестает разговаривать.
Если вы замечаете эти симптомы и беспокоитесь из-за поведения ребенка, то вам следует обратиться к специалисту.
В каком возрасте встречаются настоящие друзья
Да и с вопросом, «что такое настоящая дружба» тоже хотелось бы наконец-то разобраться.
Кто такой друг? В разные поры жизни мы по-разному отвечаем на этот вопрос. Проще всего ответить в детстве. С кем сложилось — тот и друг.
Живешь по соседству, любишь одну и ту же музыку — друг. Тоже любишь пробежаться на лыжах воскресным утром — друг. Не заложишь учительнице, дашь списать, подскажешь на контрольной — друг. Поэтому в детстве найти друзей так несложно.
В юности друзья ищутся чуть сложнее. Вроде и музыку слушаешь одинаковую, и книжки читаешь те же, и списываете вместе, и пары прогуливаете один в один, а доверия особенного нету — секретничать не хочется, сокровенным делиться не получается. А с кем получается — тот, наверное, и друг.
Годы идут, люди теряют гибкость. Уже не хочется доверяться многим, хочется — кому-то одному. И этот один — часто совсем не тот, на кого надеялся когда-то.
Накапливаются недомолвки, нечистосердечные уступки, недопрощенные обиды, не хочется компромиссов, хочется своей собственной всегдашней правоты.
Да и для общения времени все меньше — теряется ощущение плеча, сбивается «прицел». Друзей все меньше, и они чаще уходят, чем возвращаются. Спроси у себя в сорок лет — кто такой друг?
Тот, кто всегда придет на помощь? Так на помощь вызывают скорую или дежурного электрика. Тот, кто выслушает? Но у нас уже есть деньги на психотерапевта. Тот, с кем можно сходить в кино, в театр, на вечеринку? Те редкие вечера, в которые удается оторваться от домашне-рабочей рутины, хочется провести с мужем.
Приятели, коллеги, соседи, родня — кто из них настоящий друг?Какой он? Что с ним делать?
Недавно мне встретилось любопытное определение дружбы. Согласно ему, дружба взрослых людей — это процесс взаимного духовного обогащения. Особенный энергетический обмен чувствами, мыслями, эмоциями, приоритетами. Поговорил — и вышел обновленным: веселее, позитивнее, умнее, наполненнее.
Конечно, оценить размер и интенсивность дружеского душевнообмена невозможно, он понимается на уровне чувств: похорошело тебе от разговора? Значит, разговаривал с другом.
По моим наблюдениям, чем человек старше, тем тяжелее ему встретить настоящего друга. То ли принимающие энергетические каналы для взаимного обогащения с возрастом закрываются.
А может потребности в чужой энергии уменьшаются или семья щедро восполняет эти полости в твоей душевной жизни.
А вы в каком возрасте встретили своего закадычного друга?
Почему нам стало сложнее заводить друзей?
В детстве у каждого из нас было много друзей. Они появлялись как бы сами собой: с одними знакомили родители, кто-то каждый день выходил гулять во двор, с кем-то судьба сводила в детском саду и школе. В подростковом возрасте, опять-таки словно из ниоткуда, вокруг нас складывались целые компании людей, близких по духу. В студенчестве их число продолжало расти, и казалось, что так будет всегда. Да и почему нет? Разве у интересного человека может наступить дефицит в друзьях и общении? Увы, рано или поздно такое случится, но это закономерно и даже поправимо.
Всем нам нужна дружба: через нее мы обретаем близких по духу людей и определяем свое место в обществе, расширяем круг тех, кому можно доверять. Долгое время считалось, что это социальный продукт, выработанный нашим биологическим видом благодаря исключительно разуму и общению.
Однако, судя по всему, животные тоже могут дружить. Конечно же, в первую очередь речь идет о приматах (бабуинах, бонобо, лемурах и макаках), но, кроме них, такой способностью обладают ослы, жирафы, дельфины, вороны и даже рыбки гуппи. Чаще всего крепкие отношения животные налаживают со своими же родственниками, но встречаются виды, представители которых выстраивают социальные связи не только внутри семьи. И человек — самый яркий пример.
Коль скоро дружба у животных сохраняется на протяжении многих веков естественного отбора, значит ее функция куда важнее, чем просто приятное времяпрепровождение с соратниками.
Зачем мы дружим?
Дружба влияет на качество и продолжительность нашей жизни. Исследования показывают, что самки бабуинов, устанавливающие крепкие связи со своими сверстницами или ближайшими родственниками, живут дольше и оставляют больше потомства. Судя по всему, у них, как и у людей, в этом случае снижается адренокортикальная активность, падает уровень краткосрочного стресса и ускоряются анаболические процессы, что позволяет организму лучше расти и развиваться.
Дружба повышает ваши шансы прожить долгую жизнь, сохраняя при этом завидное здоровье: чем больше поддержки получает человек, тем ниже риск вирусных и сердечных заболеваний. А вот отсутствие друзей чревато серьезными ментальными проблемами: снижается самооценка и уверенность в себе, повышается уровень тревожности, острая нехватка крепких социальных связей может привести к депрессии.
Когда мы дружим?
Первые друзья у нас появляются примерно в четыре года. Сначала маленькие люди общаются только со своими родителями, затем могут взаимодействовать и со сверстниками, но это будет игра скорее «рядом», чем «вместе». Ребенок постепенно учится получать обратную связь от друга, поддерживать общение и развивает эмпатию.
У трех-пятилетних детей (а иногда и у первоклассников) дружба очень прагматична и сиюминутна.
Приятелем становится любой, кто согласился играть с тобой по твоим правилам.
Соответственно, нарушая эти правила, можно потерять друга навсегда. Ребенку сложно понять, почему кто-то думает (и поступает) не так, как того хочет он. Связи образуются и рвутся очень быстро, хотя, конечно, и дошкольники нередко поддерживают их достаточно долго, особенно если они встречаются каждый день.
Подрастая, дети понимают, что дружба может быть и абстрактной, не только во время игры. На этом этапе «дружить» всё еще значит «иметь выгоду от партнера», но теперь она выражается не в компании по игре, а в выполнении каких-то «хороших» задач: подарки, взаимопомощь и т. д.
Примерно с пяти до девяти лет дети очень дорожат дружбой — настолько, что готовы терпеть выходки подавляющего их товарища, лишь бы он был.
Появляется ревность, и образуются маленькие группы, часто «строго» засекреченные: войти в них может только тот, кто знает пароли и явки (которые, впрочем, легко сдаются любому понравившемуся знакомому).
Школьная дружба
К возрасту 11–13 лет дружба «за что-то» перерастает в дружбу «потому что». Подростки делятся мыслями, тревогами и идеями. Появляются секреты, которые уже нельзя открывать всем подряд, устанавливается особая, интимная связь. Она характеризуется эмоциональной близостью, несмотря на разногласия и различия, расстояния становятся не так важны — друг всё равно долгое время остается другом.
Настоящая дружба основана на доверии, потому ревность исчезает и появляется поддержка.
Но и требования становятся выше: проведенное вместе время уже не так важно, как схожесть мыслей и суждений. Общение становится более закрытым, а из всего круга знакомых выделяется около десятка «близких друзей». И это уже начало конца: чем меньше таких людей в нашем окружении, тем тяжелее будет потеря хотя бы одного из них.
До 20–25 лет мы постоянно общаемся с друзьями, и их становится действительно много (мы нуждаемся в этом!). Однако человек несовершенен, и мы просто физически не можем постоянно иметь столько друзей. Более того, даже количество активных социальных связей у нас ограничено — в науке такой «лимит» принято называть числом Данбара. У приматов оно коррелирует с уровнем развития неокортекса больших полушарий. У человека, как у самого развитого представителя отряда, этот показатель, по разным данным, равен от 150 до 300. (Речь идет не о полноценных, а скорее о «потенциальных» друзьях.)
Почему же взрослые часто жалуются если не на одиночество, то на острую нехватку тех, кто, согласно известной песне, «в беде не бросит и лишнего не спросит»?
Так происходит потому, что старые друзья постепенно теряются, а новых заводить мы не умеем. С первым всё более или менее понятно: ничто не вечно под луною. Мы переезжаем, а соседи и земляки остаются. Или устраиваемся на новую работу и перестаем общаться с коллегами. У нас меняются взгляды на жизнь и убеждения, равно как и у всех наших знакомых, и далеко не всегда в одном направлении. Кто-то заводит семью, неизбежно отодвигая друзей на второй план, а кто-то изо всех сил взбирается по карьерной лестнице.
Прелесть дружбы в том, что она добровольна: мы сами этого хотим и не ощущаем ни перед кем ответственности.
С работой и семьей дела обстоят иначе, поэтому из двух вариантов: срочно доделать презентацию или встретиться с друзьями — большинство выберет первый. Мы общаемся с этими людьми всё реже, они постепенно переходят в разряд приятелей, и вот уже как-то и неловко звать их на прогулку или в кафе.
Такая текучка — нормальный процесс, раньше мы тоже постоянно теряли друзей, но недолго горевали, ведь на их место приходили новые. Во взрослом мире всё по-другому. В детстве и юношестве друзей легко заводить, поскольку у нас много точек соприкосновения: учимся в одном классе, читаем одинаковые книги и смотрим одни и те же фильмы, гуляем в одной и той же компании. Взрослея, мы всё меньше времени проводим с незнакомцами, потому что не находим общих интересов. Мы идем в соцсети и в обилии комментариев и тредов получаем иллюзию поддержки и качественной дружбы. Постепенно нам начинает казаться, что у нас много «френдов», с которыми можно отлично провести время, но исследования говорят, что это число нужно делить на два: настоящих друзей, отвечающих нам взаимными чувствами, значительно меньше, чем собеседников.
Увы, чтобы поддерживать крепкие реальные связи, нам не хватает «внешней» активности: в будни наваливаются работа и домашние хлопоты, а выходные хочется проводить с теми, кого уже давно знаешь, — со старыми друзьями или семьей. К 30 годам качество общения становится важнее, чем количество.
Социологи посчитали, что требуется около 50 часов непрерывной беседы, чтобы назвать незнакомца своим приятелем, и 200 часов — чтобы он стал близким другом.
Кажется, это совсем немного, однако, согласно результатам того же исследования, среднестатистический американец проводит всего около 41 минуты в день в разговорах с людьми.
Что же делать, если вы уже чувствуете недостаток общения?
Ответ очевиден: противостоять двум названным выше тенденциям. Конечно, это непросто, но результат стоит того. Старайтесь чаще общаться с вашими друзьями, интересуйтесь новостями. Не повредит и немного здорового эгоизма: оказывается, нередко отношения затухают из-за того, что каждый вежливо думает, что у друга нет времени и не стоит его отвлекать пустой болтовней. И всё же напоминайте о себе, устраивайте приятельские вечеринки — и ваши друзья будут вам благодарны. Используйте любой повод, чтобы обменяться парой слов в соцсетях. Только делайте это с умом: не все «френды» ваши настоящие друзья, но около четырех вы точно сможете там найти.
Попросите ваших друзей позвать их друзей и приятелей на общую встречу или прогулку, а там уже у вас появится возможность обзавестись новыми знакомствами. Вспомните о тех, с кем вы перестали общаться, с кем дружба уже затухла, оставив приятные воспоминания, попробуйте им написать. Главное — не надо стесняться: в худшем случае вам просто не ответят (и вы ничего не теряете!), в лучшем — проведете теплый ностальгический вечер.
Если посредники не помогли — спасайте себя сами. Вспомните, что вам нравится (или что давно хотели попробовать), и найдите соратников. Многие занятия уже подразумевают общение (языковые курсы, рисование, спорт), так что, даже если когорта лучших друзей не пополнится новобранцами, вы всё равно расширите круг общения и потренируетесь налаживать контакт с незнакомцами — рано или поздно это умение пригодится.
Конечно, друзья и общение нужны не только вам, и можно просто ждать, пока кто-то первый сделает шаг навстречу. Но это неверная стратегия — беседуйте, дружите и знакомьтесь только ради самих себя! Пусть поначалу каждая вторая беседа будет неловкой, а старых друзей придется силой вытягивать раз в месяц в бар — хорошая, поддерживающая дружба как раз тот случай, когда за результат стоит побороться.