в каком возрасте появляется контекстная речь
В каком возрасте появляется контекстная речь
Обсуждая развитие речи ребенка, Рубинштейн вводит два понятия: понятие «ситуативной речи» и понятие «контекстной речи». В терминологии автора «ситуативная речь» ребенка – это то же самое, что термин конситуативная речь в современных концепциях РР. Это речь, понятная другому благодаря той наглядной и конкретной ситуации, в которой осуществляется акт высказывания.
«Контекстная речь» – это связная речь, которая сама себе контекст; она должна быть понятна вне зависимости от той ситуации, когда имеет место данный речевой акт. «Контекстная речь» появляется у ребенка в ситуации, когда он должен построить связный рассказ о каком-либо событии, которое происходит не на глазах у слушающего, – будь то пересказ прочитанной сказки или случая, который произошел с ребенком накануне.
С.Л. Рубинштейн вполне отдавал себе отчет в том, что ситуа-тивность речи ребенка не есть достояние исключительно ДР. Он прямо говорит о том, что в соответствующих обстоятельствах и взрослый опирается на ситуацию, т. е. опускает все, что «вычислимо». Более того, автор подчеркивает, что, если в обстоятельствах, когда уместна «ситуативная речь», взрослый будет пользоваться «контекстной речью» («говорит, как пишет»), это будет выглядеть неестественно и напыщенно.
Рубинштейн далее отмечает, что ситуативность ДР проявляется в особой частоте употребления местоимений третьего лица и выражений типа там, тогда, такой.
Речь маленького ребенка характерна тем, что в ней преобладает экспрессия – жесты, мимика, которые существенным образом дополняют сказанное словами. Если не видеть ребенка в этот момент или не знать в точности, какова ситуация в целом, можно просто не понять, что он имеет в виду.
Контекстом речи маленького ребенка служит ситуация, которая либо наличествует в момент речи, либо известна взрослому.
Следующие примеры иллюстрируют мысль Рубинштейна:
Рассказ девочки Гали, 3,4 года (Рубинштейн, 1946).
«Там было на улице далеко флаг. Там была вода. Там мокро. Мы шли там с мамой. Они хотели домой идти, а дождик капает. Потому что он хочет кушать, гости».
Статья: «Виды речи дошкольника (ситуативная, контекстная, объяснительная)»
« Виды речи дошкольника (ситуативная, контекстная, объяснительная)».
Родную речь ребенок принимает от близких людей, от родителей, из окружающей его языковой среды, движимый естественной потребностью общения, а позже – и самовыражения. Общение с близкими, а немного позднее – и с самим собой приходит не только на внешнем, но и на внутреннем, мысленном уровне. Человек пользуется сложнейшими механизмами речи, не задумываясь над ними, овладевает ими практически, но по мере взросления эти процессы все более осознаются, подчиняются самоконтролю, становятся целенаправленными, регулированными актами.
В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Развитие речи в процессе обучения приводит к обогащению словарного запаса детей, овладению нормами русского литературного языка. Процесс развития речи длителен и осуществляется на протяжении всех лет обучения и воспитания в детском саду.
Речь – как психический процесс.
Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве языка. В процессе речевого общения человек обогащает свои знания не только за счёт своего узко- индивидуального опыта, но и путём усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Речь устная и письменная играет решающую роль в овладении наукой и культурой, в образовании и воспитании человека [3].
Речь не только служит общению между людьми, но и является вместе с тем необходимым средством, орудием человеческого мышления. Являясь орудием мышления, речь играет большую роль и в других психических процессах. Громкое или мысленное называние находящихся перед нами предметов организует их восприятие, облегчает их различение и узнавание.
Речь представляет собой последовательность слов, предложений. Речь теоретически бесконечна: количество текстов не может быть сочтено даже теоретически.
Речь динамична, речь вариативна, вызывается потребностями жизни, зависит от коммуникативной целесообразности, которая и определяет выбор тех или иных языковых средств.
Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как средство общения, в котором объективируются содержание сознания человека и его личностные качества.
Человеческая речь выполняет целый ряд функций: выражает индивидуальное своеобразие психологии человека; выступает носителем информации, памяти и сознания; является средством мышления и общения; выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения; является средством управления поведением других людей. Но главная ее функция состоит в том, что она является инструментом мышления.
Речь маленького ребенка сначала отличается в более или менее значительной степени обратным свойством: она не образует такого связного смыслового целого, чтобы на основании только его можно было вполне ее понять. Для ее понимания необходимо учесть ту конкретную, наглядную ситуацию, в которой находится ребенок и к которой относится его речь. Смысловое содержание его речи становится понятным, только будучи взято совместно с этой ситуацией: это ситуативная речь.
Ситуативная речь, появившаяся еще в раннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах. Так, ребенок в своей речи либо совсем упускает подразумеваемое им подлежащее, либо по большей части заменяет его местоимениями. Речь его так и пестрит словами «он», «она», «они», причем в самом контексте нигде не указано, к кому эти местоимения относятся; одно и то же местоимение «он» или «она» сплошь и рядом в одном и том же предложении относится к различным субъектам. Точно так же речь изобилует наречиями и междометьями.
Ситуативная речь строится в форме диалога, потому что ребенок еще не совсем самостоятелен и его деятельность неотделима от деятельности взрослых.
Ситуативная речь присутствует у дошкольников в рассказах на темы из своего быта, при пересказе с введением картинок. Но даже в 3-4 года ситуативность речи менее выражена при пересказе без использования картинок.
У старших дошкольников ситуативность речи заметно снижается и в бытовых рассказах, и в пересказах, независимо от наличия картинок. Нарастают черты контекстности. Речь становится все более последовательной и логичной.
Ситуативная речь, как основная форма речи младшего ребенка – постепенно начинает уступать место контекстной речи, речи – сообщению
К концу дошкольного возраста у ребенка сосуществуют ситуативная и контекстная речь.
Поскольку ребенок сначала оперирует лишь непосредственным ему близким содержанием и пользуется речью для общения с близкими, включенными в общую с ним ситуацию, речь его, естественно, носит ситуативный характер. По мере того как в ходе развития изменяются и содержание, и функции речи, ребенок, обучаясь, овладевает формой связной контекстной речи.
К контекстной речи, понятной независимо от ситуации, переходят тогда, когда требуется связное изложение предмета, выходящего за пределы наличной ситуации, притом изложение, предназначенное для широкого круга слушателей.
С ростом познавательных интересов и одновременно с расширением круга общения дети овладевают контекстной речью.
Контекстная речь ребенка обладает смысловой завершенностью, позволяет выяснить смысл и значение отдельных, входящих в ее состав слов, выражений. Ребенок начинает критично относиться к своей речи. Пересказ прочитанных книг, описание предмета, рассказ об интересных событиях, фактах требуют вразумительного изложения. И ребенок старается так описать ситуацию, чтобы ее можно было понять без непосредственного восприятия.
Непосредственное восприятие – это когда человек воспринимает ситуацию, события сам, через совместную скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.
Контекстная речь, т.е. связная, характеризуется тем, что ее понимание собеседником возможно на основе одних только средств языка и не требует опоры на конкретную ситуацию. Единицей контекстной речи выступает предложение, а не слово, как это было в ситуативной речи.
В тоже время ситуативная речь не выступает чисто возрастной особенностью. Она часто встречается в общении со взрослыми или сверстниками, когда дети выполняют совместную деятельность.
Исследования Рузской А.Г., Рейнстейн А.Э доказали, что в общении со сверстниками дети чаще пользуются контекстной речью (более сложной), а в общении со взрослыми – ситуативной речью (простой). Это связано со следующими особенностями:
Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи.
Контекстная форма речи требует развернутого, полного, логически стройного изложения новых грамматических форм.
По своей структуре контекстная речь приближается к письменной. Важной чертой контекстности речи является произвольность.
В своих рассказах дети опираются на на имеющийся у них опыт, знания. Кроме фактического материала они используют и вымышленные факты, придумывая рассказы, носящие творческий характер.
Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, и у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых. Ребенок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие контекстной речи происходит в школьном возрасте.
Различая, таким образом, ситуативную и контекстную речь по господствующей ее черте, никоим образом нельзя, однако, внешне их противопоставлять. Всякая речь имеет хоть некоторый контекст, и всякая речь связана и обусловлена некоторой ситуацией – если не частной, то более общей, ситуацией исторического развития данной науки и т.п. Ситуативные и контекстные моменты всегда находятся во внутренней взаимосвязи и взаимопроникновении; речь может идти лишь о том, какой из них является в каждом данном случае господствующим.
Основная линия развития речи ребенка в этом наиболее существенном для речи аспекте ее заключается в том, что от исключительного господства только ситуативной речи ребенок переходит к овладению и контекстной речью. Когда у ребенка развивается контекстная связная речь, она не наслаивается внешне над ситуативной и не вытесняет ее; они сосуществуют, причем ребенок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо сообщить, и характера самого общения.
Особым типом речи ребенка является объяснительная речь.
Объяснительная речь – это речь, помогающая более ясно и отчетливо представить предмет, явление или правило. Это самая сложная форма речи в дошкольном возрасте. Она опирается на мышление и требует от ребенка умения устанавливать и отражать в речи причинно- следственные связи.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Часто даже незначительное недопонимание приводит к взаимному неудовольствию говорящего и слушателя, к конфликтам и недоразумениям.
Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник долен пожнять. Объяснительный тип связной речи имеет существенное значение как для формирования коллективных взаимоотношений детей, так и для их умственного развития.
В дошкольном возрасте объяснительная речь, только начинает развиваться.
Объяснительную связную речь, которая необходима при включении одним ребенком другого в ситуацию новой игры, дошкольники очень часто подменяют ситуативной речью. Дошкольник затрудняется строить речь таким образом, чтобы объяснить, почему следует делать так, а не иначе. Он сосредоточивает свое объяснение лишь на исполнительской деятельности того, кого он стремится включить в игру. В том случае, когда взрослые создают специальные условия, требующие от старшего дошкольника раскрывать смысл объяснения, у ребенка появляется умение добиваться, чтобы другой понял содержание объяснения.
Объяснительная речь интенсивно развивается:
Объяснительная речь имеет существенное значение для
Развитие объяснительной речи является наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой объяснительной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои умозаключения.
Понятие и типы связной речи дошкольников
Надежда Евсеева
Понятие и типы связной речи дошкольников
В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:
1) процесс, деятельность говорящего;
2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
3) название раздела работы по развитию речи.
Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие).
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Связная речь дошкольника – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, не отвлекаясь на лишние детали.
Признаки связной речи1. Содержательность (хорошее знание предмета или явления, о котором говорится).
2. Точность (правдивое отображение действительности, правильный подбор слов, наиболее подходящих к данному содержанию).
3. Логичность (последовательное изложение мыслей).
4. Ясность (понятность для окружающих).
5. Правильность, чистота, богатство (разнообразие).
Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь – основная форма речи младших дошкольников. Она понятна только в той ситуации, о которой рассказывается. (Ребенок требует: «Дяй, дяй, дяй!» и тянет руки к стакану с водой, мы понимаем, что ребенок хочет пить. В данном случае, не видя ситуации невозможно определить, что хочет ребенок). Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. Такая речь присутствует у дошкольников в рассказах на темы из своего быта, в пересказах с введением картинок.
У старших дошкольников ситуативность речи снижается, речь становится более последовательной и логичной, нарастают черты контекстности. (Ребенок говорит: «Я сегодня очень хотел пить, и папа дал мне воды». Контекстная форма речи требует развернутого, полного, логически стройного изложения, новых грамматических форм. По своей структуре контекстная речь приближается к письменной.
Важной чертой контекстной речи является произвольность. Например, семилетний ребенок, только что поступивший в 1-й класс, рассказывает: «В детском саду было очень интересно. Там мы много играли, рисовали, пели. Нас учили заниматься. Учиться нужно, чтобы грамотным стать, чтобы потом работать на заводе инженером, или там. врачом в больнице» (Л. А. Калмыкова).
В своих рассказах дети опираются на имеющийся у них опыт, знания. Кроме фактического материала они используют и вымышленные факты, придумывая рассказы, носящие творческий характер.
Контекстная речь у ребенка не вытесняет полностью ситуативную. Он пользуется то одной, то другой формой, в зависимости от характера общения и сообщаемого содержания. Ситуативностью отличается речь детей на темы из своего быта. При пересказе ситуативность заметно снижается, но если ввести опору на наглядность, например картинки, речь становится более ситуативной.
Раньше всего дети переходят к связному изложению в рассказах спокойного, повествовательного характера. В передаче событий, вызвавших эмоциональные переживания, ребенок дольше задерживается на ситуативно-экспрессивном изложении.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Диалогическая речь представляет собой естественную форму языкового общения, классическую форму речевого общения.
Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Диалог сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Речь в нем может быть неполной, сокращенной. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками.
Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью, протекает в определенной ситуации.
Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей, является более сложным, произвольным, более организованным видом речи. Используются также неречевые средства (жесты, мимика, интонация, умение говорить эмоционально, живо, выразительно.
Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, лoгическая завершенность; связность монолога обеспечивается одним говорящим. Эти две фoрмы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалoгическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).
Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В прoцессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства.
Взаимoсвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. Развитие каждой из форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития в детском саду.
Последовательность возникновения диалога и монолога
Диалог появляется у ребенка раньше монолога в виде ответа ребенка на обращения взрослого. Первые «ответы» ребенка проявляются в отдельных звукокомплексах, движениях глаз, повороте головы, улыбке. Так же к зарождению диалога можно отнести требования ребенка к удовлетворению его потребностей в питье, еде.
Виды монолога (виды монолога расставлены в последовательности их усложнения)
2. Описательный рассказ – описывается картина (предметная или пейзаж, игрушка, явление (время года и прочее).*
3. Повествовательный рассказ – рассказ с событиями, например о прошедшем празднике, экскурсии, рассказ о событиях по сюжетной картинке (рассказываем не то, что нарисовано, а то, что происходит на картине).*
4. Рассуждение – размышление почему именно так получилось или что получится, если что-то сделать. *
5. Творческий рассказ – окончания сказки или рассказа, придумывание сказки или рассказывания. *
Условия, улучшающие качество связной речи у дошкольников
1. Возраст собеседника – с ребенком речь более полная, качественная, со взрослым – более свернутая.
2. Возраст ребенка, с которым происходит общение – если ребенок младше, то используются более короткие предложения и более простые слова.
3. Наличие мотива для монологической речи. Если ребенок просто выполняет речевое задание взрослого, речь менее качественна, чем, если ребенок считает, что помогает Незнайке и пр. То есть необходимо эмоционально заинтересовать ребенка в речевых высказываниях или ребенок должен осознавать важность выполнения речевого задания для него или для кого-нибудь.
4. Соответствие темы рассказа возрасту ребенка и его знаниям, опыту. Рассказ о прошедшем новом годе будет более качественным, чем рассказ о выборах президента.
5. Настроение, самочувствие ребенка.
6. Стиль семейного воспитания. У дошкольников, чьи родители предугадывают речь детей или не слушают детей, рассказывающих о событиях дня, монологическая речь развита хуже.
Онтогенез связной речи
На 1 году жизни закладываются основы будущей связной речи в процессе эмоционального общения со взрослыми. Развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развиваться активная речь. Дети начинают подражать звукосочетаниям.
К концу 1 года началу, 2 года жизни – появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности. Связная речь носит ситуативный, диалогический характер. Представляет или ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями в деятельности, или требование в связи с необходимостью удовлетворить физиологические потребности, или вопросы любопытства, при знакомстве с новыми предметами. Ребенок может задавать вопросы и отвечать одним словом, которое носит характер предложения, а то и текста.
2 половина 2 года жизни – слова имеют смысл целого предложения, но и предложения могут состоять из 2, 3, слов. Появляются грамматически оформленные предложения. Разговор со взрослым более привлекателен, чем слушание сказки, дети с удовольствием слушают вопросы взрослого, отвечают на них, пытаются поддерживать беседу – задают вопросы, показывают игрушки, одежду, чтобы общение продолжилось.
Виды диалога, развитые в данном возрасте: зов, просьба, жалоба, приказ,
взрослым дети начинают с удовольствием, но после 2-3-х вопросов, начинают отворачиваться, ерзать на стуле, заявляют, что так не могут говорить и значит запрет. Глаголы используются почти всегда в повелительном наклонении.
3 года развивается понимание речи. Развивается активная речь, возрастает словарный запас и усложняется структура предложений, использует диалогическую речь. В игре возникают новые виды речи: речь сообщение; речь инструкция; речь монологическая, речь контекстная.
Характеристика пересказа детей данного возраста – способны заканчивать предложения начатые воспитателем. Сказка должна быть хорошо знакома детям. (Посадил дед … Что? … Репку. И т. д.)
Характеристика описательных рассказов: непоследовательны, дети не знают, как начать и закончить высказывание, могут описывать игрушку, ни разу не назвав её, используя только местоимения (у него, она, используют простые предложения, все описание укладывается в 5 предложений, слов из 17-ти.
5-6 лет (старший дошкольный возраст) – активно участвуют в беседе. Полно отвечают на вопросы, при сосредоточении формулируют правильно вопросы. Осваивают повествование, описание, рассуждение с опорой на наглядный материал. Увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В беседе со взрослым чувствуют себя совершенно свободно, даже получают удовольствие, проявляют инициативу, предлагают свои темы для разговора. Темы – сложные, может даже сокровенные.
Характеристика диалога в данном возрасте: неумение правильно строить предложения, слушать собеседника, формулировать вопросы, отвлечение от поставленного вопроса, неумелое использование обращения, дополнения, согласия, отказа.
Описательные рассказы состоят из 7 предложений и 28-ми слов.
Характеристика повествовательных рассказов: затрудняются в определении темы рассказа – составляют рассказ, а если спросить на какую он тему, начинают все рассказывать сначала. Рассказы не последовательны, теряются целые смысловые части. Мало описаний героев и природы, присутствуют только события. Используют простые предложения.
Характеристика детских рассуждений: носят вынужденный характер, то есть появляются, если взрослый сомневается в верности высказывания ребенка и требует доказательства, то есть спрашивает «Почему?». Доказательства краткие всего 1-2 аргумента, могут быть не реальными – сказочными, не логичными, очень категоричными.
Формирование связной речи детей – непрерывный процесс обучения воспитателем с помощью различных методик и игровых форм. В результате ребенок начинает связно и грамматически правильно выражать свои мысли, вести монолог, пользоваться литературными приемами.
Объяснительная и другие виды речи как уровень развития дошкольника
Дошкольный возраст — это чрезвычайно важная пора в формировании ключевых коммуникативных навыков, которые помогают ребенку находить контакт с окружающим миром и людьми, грамотно выстраивать последующие отношения с ними.
Каким образом дошкольник изъясняется
Прежде чем приступать к упражнениям по развитию речи, нужно понимать, что сама речь характеризуется различными чертами и разделяется по этим чертам на несколько видов.
Общаясь с семьей и близкими в таком возрасте, ребенок чаще всего описывает конкретную ситуацию или спрашивает вопросы, напрямую относящиеся к тому, что он видит вокруг. Речь дошкольника, полностью описывающая ситуацию, называется ситуативной.
Ситуативная речь
Ситуативная речь — речь, которую ребенок использует в определенной ситуации, чтобы описать происходящее вокруг или задать вопросы, требующие пояснения.
Главным маячком ситуативной речи является замена подлежащего местоимением. Взрослым в подобные моменты бывает довольно сложно уследить за ходом мысли малыша и определить, о чем идет речь. Вместе с хаотичным использованием местоимений сбивает с толку и пестрота наречий, которые тоже не добавляют конкретики. Однако, с течением времени, когда мышление начинает развиваться с новой силой, вместо бесконечных местоимений появляются существительные. Чувствуя, что он разговаривает с собеседником и должен донести свои мысли так, чтобы было понятно и другому человеку, ребенок после местоимения ставит название предмета, о котором говорит.
Обратите внимание! Таким образом, канва повествования каждый раз прерывается новыми подробностями об описываемом предмете, а вопросы со стороны слушателя только подогревают интерес и желание рассказывать дальше.
Контекстная речь
Новые незнакомые люди и постоянно растущее любопытство помогают овладеть контекстной речью. Постепенно переходя от описывания конкретных ситуаций к абстрактным, ребенок учится описывать то, что происходило с ним ранее. В отличие от ситуативной речи, которая понятна только в момент происходящего, контекстная используется, чтобы объяснить, что волнующие его вопросы уже разрешились, и рассказать о том, как это случилось.
Причем она не заменяет ситуативную, а приходит ей на помощь, и дальнейшее развитие обоих типов речи происходит одновременно.
Объяснительная речь
Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте часто требует передачи инструкций игры или манипуляций с игрушками. Речь дошкольника, содержащая инструкции, объяснения, указания, называется объяснительной.
Объяснительная речь ребенка
Формирование объяснительной речи у дошкольников
Она развивается во время беседы с ребятами одного возраста, разрешения определенной проблемы и во время учебы.
Характеристика объяснительной речи
Основными чертами этого вида детской речи являются подробные последовательные указания или набор шагов для выполнения действий. Необходимость изложить идущие подряд действия является определенной трудностью, которую дошкольник активно старается преодолеть.
Именно в такие моменты чаще всего между говорящим и слушающим возникают недопонимания, которые приводят к конфликту. Дети могут неправильно услышать или понять речь друг друга и начинают доказывать, что изначальные инструкции и руководства были другими.
Возрастные нормы формирования объяснительной речи
Объяснительная речь у детей дошкольного возраста в норме начинает формироваться примерно в 3 года, когда развивается понимание функциональных связей и алгоритмов, присутствуют моменты, в которых необходимо что-то объяснить или дать инструкцию.
Важно! Однако, это только начало пути в развитии связной речи, отвечающей на вопросы «как» и «почему». Дальнейшее формирование и оттачивание полученных умений лежит на плечах школьников и их учителей.
Уровень развития речи, как психологическая характеристика для детей дошкольного возраста
Уровень развития речи ребенка-дошкольника определенно служит индикатором состояния мышления и психики, потому что напрямую отражает его мысли и желания. Поэтому психологическая характеристика дошкольного возраста дается с учетом уровня развития именно речи. Речь не только развивается при практическом применении во время общения с кем-то, но и становится инструментом мышления. Связная устная речь становится базой для развития таких умений, как грамотное изложение мыслей на письме и сложное абстрактное мышление.
В то время как применение любого вида речи на практике осваивается ребенком быстро, осознание структуры речи, деление ее на слова и предложения происходит довольно медленно. Тем не менее, это важный элемент для успешного овладения письменной речью и грамотностью.
Роль родителей в развитии речи детей
Нормальное речевое развитие напрямую зависит от родителей, потому что они проводят с ребенком большую часть его времени и являются первым предметом подражания. Поэтому важно следить за тем, чему родитель учит свое чадо и как он с ним разговаривает:
Важно! Родители должны стремиться создать атмосферу приятного непринужденного изучения, когда ребенок получает удовольствие во время общения и сам хочет учиться правильно строить предложения и четко произносить слова. Анализируя роль родителей в развитии речи детей, консультация для родителей у специалиста или учителя-логопеда может стать первым шагом к пробуждению творческих способностей и уверенности ребенка.
Роль родителей в речевом развитии ребенка
Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников
Звуковая культура речи подразумевает все, что связано со звуком и его оформлением: ударение, произношение, громкость, ритм, скорость, интонация, артикуляция. воспитание звуковой культуры речи отождествляется с работой над правильным произношением и выразительностью.
Помочь в этом преподавателям и родителям могут игрушки наподобие «угадай чей голос», рассказы-преувеличения. Занятия происходят в группе, педагог произносит определенную фразу, а дети ее должны хором повторить. Так происходит улавливание не только своих ошибок, но и чужих, дети учатся обращать внимание на все существующие дефекты речи.
Тренировка техник разных видов речи для детей
Для развития разных видов речи у детей нужно проводить специальные тренировки.
Сценическая речь для детей
Сценическая речь является для детей основой развития актерского мастерства, поэтому ее лучше тренировать еще в дошкольном возрасте. Упражнения по сценической речи развивают речевой аппарат, тренируют дикцию и артикуляцию, учат отражать эмоции, контролировать интонацию и с помощью нее передавать оттенки настроения.
Важно! Для тренировок сценической речи лучше всего подходят скороговорки, специальные игры, развивающие дикцию и произношение.
Примеры нескольких упражнений:
Есть целые сборники с упражнениями и методики для обучения детей выразительности, которые можно купить или найти самостоятельно, а в детских садах и кружках существуют дополнительные курсы и консультации для родителей, обучающие этому.
Упражнения для дикции для детей
Дикция — важный инструмент понимания чужой речи, поэтому так важно заниматься с ребенком ею с ранних лет, ведь в дальнейшем нечеткая речь может стать причиной насмешек со стороны сверстников и личной неуверенности.
Обратите внимание! Четкая понятная речь — залог привлекательности любого человека, который формируется еще в детстве, специалисты рекомендуют заниматься с детками с плохой дикцией уже в возрасте 2-3 лет, иначе потом исправить ее станет намного сложнее.
Подобная проблема сразу заметна на слух, но тем не менее основными индикаторами нечеткой дикции у детей являются:
Упражнения для дикции направлены на укрепление лицевой и ротовой мускулатуры, потому что необходимо научиться быстро менять положение губ и языка.
Известные упражнения для дикции для детей:
Упражнения для артикуляции
Другим видом тренировки мышц лица является артикуляционная гимнастика, которая также улучшает подвижность языка и губ.
Важно! Специалисты рекомендуют сперва сделать небольшую артикуляционную разминку, уделив ей около 5 минут.
Техника артикуляционной разминки:
Упражнения для красивой артикуляции:
Разминка кончика языка. Бить кончиком языка позубам, напрягая при этом язык ипроговаривая подряд слог «да». Затем тренироваться произносить согласные «т» и «д».
Упражнение для губ.
Упражнение для мышц губ.
Метод наглядного моделирования в развитии речи дошкольников
Дошкольный возраст у детей обладает такой особенностью, что в это время он начинает осваивать все виды памяти, в том числе и зрительную. Известно, что картинки — это идеальное средство запоминания для детской психики, так как с ними легче всего построить ассоциативный ряд.
Именно для развития зрительной памяти и применяется метод наглядного моделирования, то есть воспроизведения и перечисления свойств различных предметов и построение последующих ассоциаций. Ребенок должен научиться логично и последовательно описывать объект, перечисляя связанные с ним характеристики.
Этот метод был разработан Л.А. Венгером, Д.Б. Элькониным и Н.А. Ветлугиной. На основе данного метода наглядного моделирования в дошкольном возрасте происходит самое интенсивное изучение. Так изучают, например, профессии и все, что с ними связано, через описывание картинок.
Основным подспорьем в этом методе являются изображения:
Картинки интенсивно стимулируют мышление ребенка к дальнейшему изучению и помогают не терять интерес к происходящему. Он учится основам составления текста в голове, планирования речи и построения причинно-следственных связей.
Дошкольный возраст — первый шажок ребенка в этой жизни, поэтому важно сопровождать его на протяжении всего времени. Это период, когда он учится всему, чем впоследствии будет пользоваться всю жизнь, основам человеческого саморазвития, и своевременное обучение является залогом правильного развития его в течение всей жизни.
Речь — инструмент, без которого человек не проживает буквально и дня, а красивое выступление на сцене или перед публикой требуется и в школе, и на дальнейших ступенях обучения, потому преуменьшать роль родителей в развитии речи детей ни в коем случае нельзя.