в каком возрасте по научным данным ребенок готов к обучению в школе
Готовность ребенка к обучению в школе
Елена Коваленко
Готовность ребенка к обучению в школе
Понятие «готовность к обучению в школе»выделяет три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический, личностный и психологический. Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.
Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организмом ребенка и состоянием его здоровья. С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня требуют значительного напряжения умственных и физических сил ребенка.
Готов ли организм 6-7-летнего ребенка к таким нагрузкам? Многочисленные исследования физиологов говорят о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения эта перестройка еще не закончена, и в школьные годы продолжается активное физиологическое развитие.Поэтому ученные делают вывод: с одной стороны организм ребенка готов к систематическому школьному обучению, а с другой стороны он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению.
Нужно помнить о том, что все дети развиваются по-разному,фактический возраст не всегда соответствует биологическому: один ребенок в 6 лет готов к обучению в школе, а другому и в 7 лет обычная школьная нагрузка будет не по силам. Результаты исследования показали, что в 6-ем возрасте почти половина мальчиков и треть девочек не достигают необходимого для школьного обучения уровня развития.
Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его.
Критерии физиологической готовности.
1. Уровень физического развития.
2. Уровень биологического развития.
3. Состояние здоровья.
При определении физического развития обычно приводят оценку трех основных показателей: длины тела, массы тела и окружности грудной клетки.
В существующей схеме комплексной оценке состояния здоровья все дети разделяются на пять групп здоровья.
Социальная или личностная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленной ситуацией школьного обучения.
Для того, чтобы понять механизмы формирования социальной готовности к обучению в школе, необходимо рассмотреть старший дошкольный возраст через призму кризиса семи лет.
Рассмотрим симптомы кризиса. Их очень важно отличать от негативных моментов стабильных периодов. Принято выделять семь симптомов кризиса.
Негативизм. Негативизмом называют такие проявления в поведении ребенка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Следует отличать от непослушания. В данной ситуации он не выполняет требование взрослого потому, что не хочет или занимается чем-то другим.
Упрямство. Ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал. Упрямство следует отличать от настойчивости, когда ребенок стремиться что-то сделать потому, что ему это интересно.
Строптивость. Она направлена против норм поведения, установленных для ребенка, против привычного образа жизни. Ребенок отвечает недовольством на все, что ему предлагают и что с ним делают.
Своеволие, проявляется в стремлении ребенка к самостоятельности, в желании все делать самому.
Протест-бунт, когда все поведение ребенка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят ссоры по любому поводу.
Обесценивание может проявляется по отношению к взрослым и по отношению к любимым прежде вещам.
Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям.
Следовательно, кризисы следует рассматривать как закономерное явление психического развития ребенка. Негативная симптоматика переходных периодов это оборотная сторона важных изменений детской личности, которые составляют основу дальнейшего развития. Кризисы проходят, а изменения остаются. Психологи выявили связь кризиса семи лет и успешной адаптации детей к школе. Оказалось, что дошкольники в поведении которых до поступления в школу были замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньше трудностей, чем те дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся.
В последние годы наблюдается смещение границ кризиса семи лет к шестилетнему возрасту. У некоторых детей негативная симптоматика проявляется уже в 5,5 лет, поэтому сейчас говорят о кризисе 6-7 лет. Проявление кризиса говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.
Психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка,основных психических процессов: внимание, память, мышление, речь. Уровень развития этих психических процессов говорит об успешном усвоении программного материала в школе.
Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.
Материал для консультации на тему «Готовность ребенка к обучению в школе»
Губенкова Татьяна
Материал для консультации на тему «Готовность ребенка к обучению в школе»
Готовность ребенка к обучению в школе.
Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которой со стороны исследователей разных стран остается постоянным. Совершенствование системы школьного образования, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.
При поступлении в школу очень важно, насколько успешно пройдет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее обучение школьника. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми.
Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребёнка как можно раньше, причем, помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребёнка.
Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности. А ведущая деятельность в этом возрасте – игра.
Полноценная готовность ребёнка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т. И. Бабаева, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова и др.).
Психологическая готовность определяется системой требований, предъявляемых к ребёнку школой: ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.
Составляющие психологической готовности ребёнка к школе.
1. личностная готовность ребёнка к школе – самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учёбе.Включает:
• социальную готовность (коммуникативные навыки ребёнка): умение устанавливать деловые отношения со сверстниками и со взрослыми.
• мотивационную готовность (наличие учебной мотивации).
• эмоциональная готовность к школе: позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам; достаточная эмоциональная зрелость, чтобы уметь чувствовать настроение другого человека, уметь сотрудничать.
2. волевая готовность к школе – заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим школьной жизни.
3. интеллектуальная готовность к школе – речь идёт об интеллектуальном развитии ребёнка, сформированности основных психических функций – внимания, памяти, мышления.
Остановимся подробнее на каждом из компонентов:
1) Личностная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
Отношение к школе. Первоклассник должен уметь выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности. Предполагается, что ребёнок может правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль. В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.
Отношение к сверстникам. Общение ребёнка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. К школьному возрасту дети должны уметь устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнёрам. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.
Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что «школа плохая«, «учитель злой» и т. д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
Говоря о мотивационной готовности ребёнка к школе речь идёт о побуждении к учебе. Это означает, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять. Часто на первых порах первоклассник старается быть примерным учеником, чтобы заслужить похвалу учителя.
Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения,а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенокреагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес.
Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту его поступления в школу.
2) Волевая готовность ребёнка к школе. Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью, быть способным к длительному сосредоточению, преодолению желания отвлечься. Для этого необходим определённый уровень развития произвольности. Произвольное поведение – это сознательно контролируемое поведение, у которого есть намерение и цель.
Снижение произвольности в школе проявляется в том, что ребёнок не способен:
• слушать учителя на уроках, выполнять задания;
• работать по правилу;
• работать по образцу;
Современные исследования психологов выявили, что развитие произвольного поведения прямо зависит от развития мотивационной сферы ребенка. В основном не слушают учителя на уроках те дети, которым в школе не интересно и кому безразлично, как их оценивает учитель.
То же самое относится к нарушению дисциплины. За последнее время увеличилось количество первоклассников не справляющихся с работой по образцу. А именно на работу по образцу в основном опирается обучение в первом классе. С одной стороны,здесь проявляются все те же мотивационные причины: нежелание выполнять трудные малопривлекательные задания, безразличие к оценке своего труда. С другой стороны, с работой по образцу плохо справляются те дети, которые в дошкольном детстве практически не занимались этим видом деятельности. Из бесед с их родителями выяснилось, что они не складывали кубики с фрагментами рисунка по образцам рисунков, не выкладывали по образцу мозаику, не собирали конструкторы по заданным картинкам и просто никогда ничего не срисовывали.
Важно отметить, что распространенные сегодня игры-пазлы не всегда учат ребенка работать по образцу. Все зависит от того, как их собирать. Если сначала анализируется цветовая гамма рисунка, выделяется фон, осуществляется первичная группировка элементов, то такая работа способствует развитию умения работать с образцом. Но если картинка собирается методом проб и ошибок, то есть, если ребенок наугад пробует один за другим элементы, какой с каким состыкуется, то такой способ работы не приводит к умению работать с образцом.
С работой по правилу также в основном не справляются те ребята, которые до школы не играли в игры с правилами. Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей. Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью. Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.
3) Интеллектуальная готовность ребёнка к школе – речь идёт о сформированности основных психических функций – внимания, памяти, мышления. На пороге школы ребёнок должен уметь:
• Выполнять задание до конца, не отвлекаясь;
• Находить до 10 отличий между двумя картинками;
• Находить одинаковые предметы из ряда подобных;
• Находить фрагменты картинок
• Проходить лабиринты из линий взглядом;
• Запоминать до 9 предметов в течение 30 секунд;
• Запоминать и повторять ряд слов (из 10 слов ребёнок должен повторить 5-6);
• Запоминать и повторять по память фразы, произнесённые 1-2 раза;
• Запоминать ряд цифр (до 6);
• Запоминать картинку, а затем отвечать на вопросы по ней.
• Подбирать логические пары предметов (гнездо – птица, молоток – гвоздь);
• Подбирать недостающий фрагмент картинки, объясняя свой выбор;
• Находить закономерности в логических цепочках;
• Определять последовательность событий;
• Складывать картинку из 12-15 частей.
Овладение простыми операциями обобщения является важным требованием развития мышления первоклассника.
Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа).
Обобщение развивается в процессе познания ребенком свойств различных предметов. Поэтому очень важно предоставить малышу возможность исследовать окружающий его мир. Детям нравится возиться с песком, водой, глиной, камешками, деревяшками и т. д. Им интересно готовить вместе с мамой или бабушкой тесто, а потом печь пирог. Их интересует, что как пахнет, что съедобно, а что нет, что будет, если что-нибудь посадить и т. д.
Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры типа лото. По ходу таких игр ребенок усваивает различные понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется его кругозор и представления о мире.
Развитию обобщения способствует составление ребенком рассказа по последовательным сюжетным картинкам, а также пересказ прочитанного ему художественного произведения.
Рекомендации родителям дошкольника
Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов.
1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.
2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.
3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.
4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы,то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.
5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.
6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.
7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.
8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.
9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.
10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего малыша.
12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.
13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.
14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.
В заключении еще раз хотелось бы отметить, что психологическая готовность ребёнка к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребёнок читать, считать, писать, а состоит из компонентов личностной готовности к школе. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования педагога, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.
Во сколько лет ребенок готов к школе?
Есть мнение, что современный темп жизни и уровень развития человечества привел к тому, что детей нужно отдавать в школу с шести, а лучше — с пяти лет. Но психологи настойчиво утверждают, что треть детей семилеток не готова к тому, чтобы обучаться в школе.
А что уж говорить о шестилетках? И если даже не вдаваться в подобные рассуждения, перед многими родителями, дети у которых родились зимой или осенью, встает непростой вопрос: во сколько отдать своего ребенка в школу — в шесть с половиной или в семь с половиной? Нужно хорошо обдумать этот вопрос и принять единственно правильное решение, от которого, быть может, будет зависеть вся дальнейшая жизнь ребенка. Поэтому, как всегда, за советом мы идем к психологу.
Наталья Львова, ведущая:
— Давайте немного углубимся в историю этого вопроса. Кем и когда был определен возраст готовности ребенка к школе, т. е. возраст семи лет?
Елена Громова, семейный и детский психолог:
— Вопрос, в каком возрасте ребенок может идти в школу, достаточно непростой, и по сей день идут споры на эту тему. Так сложилось, что в России — это возраст семь лет, на Западе — это возраст пять лет, но там не школа как таковая, как мы себе можем понять, а там система непрерывного образования, и где-то с пяти-шести лет, в зависимости от района, есть так называемая «предшкола», где дети готовятся к школе, но не за счет каких-то определенных занятий, а прежде всего обучаясь в игре, приобретая определенные знания, умения, навыки в игре.
Почему возраст семь лет у нас в России и принято в семь лет отдавать ребенка в школу? Это связано с возрастными особенностями ребенка. В семь лет – вы, наверное, все слышали, что есть такое понятие «кризис семи лет» (есть кризис трех лет, есть кризис семи лет) – что же такое «кризис семи лет» и почему важно, чтобы он у ребенка состоялся, и ребенок после этого кризиса пошел в школу, а никак не до. Дело в том, что новоообразованием этого возраста — при переходе от младшего дошкольного возраста к старшему, в период кризиса семи лет происходит формирование внутренней позиции школьника. Ребенок перестает довольствоваться тем, что было у него раньше. Он хочет выстраивать новые отношения со взрослым, у него возникает познавательная потребность, и он становится готовым быть учеником. Это происходит именно к семи годам приблизительно.
— Здравствуйте, меня зовут Николай. Моему старшему ребенку пять с половиной лет — это девочка, она уже умеет читать, писать. Меня интересует вопрос: во сколько лучше ее отдавать в школу, с какого возраста?
— Прогресс налицо, и дети более интеллектуально развиты, чем мы или чем наши предшественники, чем бабушки и дедушки; но дело в том, что интеллектуальное развитие не определяет уровень готовности ребенка к обучению в школе. Это лишь один из параметров, и если другие параметры у ребенка не сформированы — об этом мы сегодня поговорим,- то нельзя говорить, что ребенок уже созрел для школы. Каким бы он умным ни был, он должен еще иметь возможность воспользоваться этими знаниями и захотеть воспользоваться этими знаниями. Поэтому раннее интеллектуальное развитие не является гарантом того, что ребенок рано может пойти в школу.
— Здравствуйте, меня зовут Евгения. У меня такой вопрос: с какого возраста лучше отдавать ребенка в школу: с шести с половиной лет, или дождаться семи с половиной? Какие признаки готовности ребенка к школе должен знать родитель?
— Итак, какие критерии. Психологическая готовность к школе, если мы берем за основу подход Н. И. Гуткиной,- заключается в следующем.
Первый параметр — это мотивационная готовность — насколько ребенок хочет идти в школу (или не хочет), а если не хочет — то почему.
Второй параметр — это произвольная сфера, насколько ребенок готов действовать по правилу и по образцу. Я думаю, что мы об этом еще подробнее поговорим в конце, и я расскажу родителям, как можно провести определенную диагностику в домашних условиях.
Третий параметр — это речевая сфера, насколько у ребенка хорошо развита связная речь, насколько хорошо он пользуется словарным запасом, и хорошо ли у него развит фонематический слух.
И четвертый параметр — это интеллектуальная готовность,- то, о чем чаще всего говорят, и считают, что это определяющее. Оказывается это не определяющее, а один из параметров психологической готовности к школе. Соответственно, если вы хотите понять, готов ли ваш ребенок к школе или нет, вы должны посмотреть на эти четыре параметра и сделать определенные выводы — готов ребенок по всем параметрам к школе, или нет. Чаще всего происходит так, что ребенок в шесть с половиной лет может быть готов, допустим, по речевой сфере — у него хороший словарный запас, если родители много ему читали, он очень хорошо рассказывает по картинкам, у него хорошо развитая связная речь, он хорошо слышит звуки в слове, но этот ребенок совершенно не хочет идти в школу — он еще не наигрался. Или у этого ребенка еще не развита произвольная сфера, он не может долго сидеть, он не может сдерживать свои эмоции, он не может подчиняться правилам взрослого и выполнять какое-то неинтересное задание. Важно, чтобы все четыре параметра были к семи годам у ребенка сформированы — тогда можем говорить, что ребенок готов к школе. Будет это возраст 6 лет и 8 месяцев, 6 лет и 9 месяцев или 7 лет и 5 месяцев — все зависит от конкретного ребенка.
— Моя дочь пойдет в школу в шесть с половиной лет, но мы вообще ранние — в 4 месяца села, в 8 она пошла. С четырех лет ходим в школу раннего развития, там психологи все хором нам советуют не передерживать ребенка. Вижу сама, что ребенок готов к школе, но все-таки: не отнимаю ли я у нее год детства, когда можно еще поиграть, а в современной школе ведь очень трудно учиться?
— Все-таки мама сомневается, если задает такой вопрос, и такое ощущение, что пытается себя уговорить, что она, в общем-то, делает правильно. Раннее развитие и раннее интеллектуальное развитие не является гарантом готовности детей к обучению в школе. Если ребенок начал рано сидеть, рано говорить, рано ползать, это еще ни о чем не говорит. Если ребенок кажется родителям очень умненьким, как они говорят, умеет читать считать и писать, это не значит, что он готов к школе. На вопрос, не лишаете ли вы ребенка детства, ответ, мне кажется, будет однозначным – да, лишаете, потому что учиться в современной школе, конечно, очень нелегко — тем более детям шести с половиной лет. Я бы потратила лишний год на то, чтобы ребенку дать возможность просто поиграть.
— Мой сын готов к школе уже в пять лет, умеет читать, считать, пишет печатными буквами, усидчив. До школы еще два года — не будет ли ему скучно, если отдам его в школу с семи лет, не пропадет ли интерес?
— Возвращаясь к тому, что умение читать, считать, писать, как любое раннее интеллектуальное развитие, не является гарантом того, что ребенок готов к обучению в школе. Есть определенные возрастные закономерности, и ребенок в пять лет еще не может быть учеником в школе, еще не может выполнять эту работу, он просто не созрел. Как бы у нас цивилизация ни двигалась вперед, как бы ни были развиты дети, возрастные особенности остаются на том же уровне. Есть определенные закономерности в развитии, которыми пренебрегать нельзя.
По поводу того, не будет ли ему скучно в школе — вот это большой вопрос. Потому что если оставшиеся два года до школы он активно будет дальше продолжать учиться читать, писать, считать и ходить на разные занятия – да, он устанет от них, и придет в школу уставшим, потому что, собственно говоря, какие знания ему получать — он и так уже все знает, «профессор» пришел. Если вы, наконец, поймете, что для ребенка самое главное, самое решающее — это игра, и дадите ему возможность эти два года просто наиграться, и в игре приобрести необходимые знания, умения и навыки, то тогда ваш ребенок придет в школу и сможет с удовольствием учиться; тогда для вас это не будет столь важно, когда вы перестанете так фокусироваться на теме приобретения каких-то умений.
Игра «школа» — это одна из сюжетно-ролевых игр, где ребенок встраивается в определенный сюжет, играет определенную роль — то учителя, то ученика. Как правило, дети очень любят в нее играть, и я бы вам сказала, что это игра не только развивающая и очень полезная для детей, которые скоро пойдут в школу, но она еще является диагностической. Если ребенок в этой игре всегда хочет быть только учителем, стоит задуматься — а готов ли он идти в школу? Если он хочет быть учеником и выполнять задания, или эти роли хотя бы чередуются, то тогда можно говорить о том, что возможно, он уже созрел, как ученик.
— В качестве учителя и ученика могут быть родители, или лучше ровесники, или плюшевые звери?
— Это могут быть игрушки, братья и сестры, это могут быть друзья, взрослые — неважно. Главное, что в этой игре распределены четко роли, и ученики должны слушать, что говорит им учитель, выполнять задания, а учитель должен давать оценку тому, что они сделали и предъявлять к ним какие-то требования, вводить определенные правила. Здесь как раз моделируется реальная школа, реальные отношения, с которыми ребенок столкнется, когда пойдет в первый класс.
— Хочу отдать сына в школу в 7лет и 8 месяцев, мы «зимние». Мне и психологи советуют так же, но в этом году есть возможность попасть к очень хорошему учителю. И еще думаю про армию — ведь чем раньше сын закончит школу, тем больше времени будет, чтобы поступить в институт и избежать призыва. Что делать, подскажите.
— Семь лет и восемь месяцев…. На самом деле тут бывает разное развитие событий. Бывает, что ребенок в этом возрасте достаточно хорошо встраивается в школу, а бывает, что ему, оказывается, надо было бы годик подождать. Поэтому я бы не довольствовалась мнением одного специалиста и нашла бы возможность найти узкоспециализированного психолога, который смог бы провести диагностику психологической готовности к школе и дать адекватную оценку — действительно ли ребенок в этом возрасте уже готов – конкретный ребенок. По поводу учителя — я понимаю, что хороший учитель — это очень важно для начальной школы, и это правильная позиция — искать хорошего учителя, а не просто хорошую школу. Но подумайте: за учителем невозможно угнаться, учитель может уйти в декрет, может уволиться или перевестись на другую работу. Вы можете привести ребенка к одному учителю, а через год будет другой. Поэтому, мне кажется, нужно все-таки ориентироваться на ребенка, на то, хочет ли он в школу, готов ли он к ней. А через год, возможно, появится другой новый учитель, которому вы тоже с удовольствием отдалите ребенка. Я бы сказала: здесь еще не только об учителе важно подумать, а о том, по какой программе будет учиться ребенок.
Про армию. На самом деле мы не можем предугадать, что будет через n‑ное количество лет, что поменяется в нашем законодательстве, с какого возраста и каким образом будут призываться наши мальчики в армию. Я бы сказала, что шансов поступить в институт у ребенка, который на год позже пошел — а тем более у мальчика, будет намного больше, чем у ребенка, который пошел слишком рано.
Наталья Львова:
— Да, тем более, сегодня 11 лет учатся. По любому, в 18 лет.
В конце нашей беседы, Елена, может быть, Вы дадите какие-то конкретные тесты готовности ребенка к школе, которые родители могут дома со своими детьми провести?
Елена Громова:
— Первый показатель, о котором я уже говорила, называется мотивационная готовность ребенка к обучению в школе, хочет ли ребенок идти в школу — спросите у него. Если он говорит что хочет, то узнайте — а что же его привлекает в школе, почему он хочет пойти в школу. Вот здесь вскрывается очень много интересных фактов. Ребенок может, например, сказать, что в школе будут его друзья из детского сада, в школе он сможет с ними играть на переменах. Это не является той причиной, которая нам нужна, это не является познавательным мотивом. Очень часто дети говорят, что они хотят пойти в школу, потому что в школе не надо будет спать – это такой «насущный» ответ, но это не та причина, которая нам нужна.
Второй показатель — это произвольная сфера, умение действовать по правилам и умение действовать по образцу. Умение действовать по правилам – можно предложить ребенку поиграть в игры «черное и белое», «да и нет», «летает — не летает» и оценить произвольность поведения. Когда ребенку задаете вопрос, нельзя произносить «черное» и «белое», нельзя отвечать «да» и «нет» (а очень хочется), задаете такие вопросы, на которые так и хочется сказать «да» или «нет», то вы сможете посмотреть, находится ли все-таки другой вариант ответа у ребенка, или у него все это проскальзывает эмоционально: «да» и «нет», «черное» и «белое».
Далее — умение действовать по образцу. Здесь может быть как и объемный вариант — то есть выложите какой-то узор мозаичный и попросите ребенка повторить сделать такой же. Или это может быть задание на плоскости, а лучше и то, и другое. Вы можете что-то нарисовать ребенку — очень простое: дерево, дом, и попросить его воспроизвести то же самое. Очень популярным давно является тест Керна – Йирасека — пишется фраза «он ел суп», и здесь в определенном порядке точки, и ребенок должен на таком же листе бумаги пустом все это воспроизвести.
Если мы говорим о самом тесте Керна – Йирасека, то здесь еще рисуется человек, мы смотрим еще на моторику, как развивается моторика, как он изображает человека, какие части тела и как рисует — это дополнительная информация. Также вы можете, например, дать какую-нибудь картинку из геометрических фигур, и ребенок может ее воспроизвести, может, что-то посложнее нарисовать, и посмотреть, как он справился с этим заданием. Если справляется и близко к образцу – значит, ребенок может действовать по образцу. Если вы видите полное несоответствие или достаточно серьезные нарушения отклонения от того, что было нарисовано, то стоит сделать вывод, что умение действовать по образцу все еще не сформировано. Некоторые психологи считают правильным давать детям графический диктант-клетка вправо, клетка влево. На самом деле этот диктант не является показателем, потому что дети до первого, а иногда и до второго класса, путают «право» и «лево». Поэтому те методики, которые я вам показала, очень просты в использовании, более показательны.
Дальше — речевая сфера. Речевая сфера — это насколько у ребенка хорошо развита связная речь, насколько у него хороший словарный запас, и насколько у него развит фонематический слух. Как это проверить? Дать ребенку картинку и предложить по ней составить рассказ. Лучше, если это будет несколько картинок об одном — бывают такие разрезные картинки, и нужно их правильно расположить — где начало, где конец истории, и потом рассказать. Здесь мы как раз увидим, насколько грамотно ребенок выстраивает речь, какие слова и насколько активно он использует в своей речи. И второй момент — фонематический слух – очень просто, наша с детства известная игра в «города», а можно ее более упростить — «фрукты», «овощи», и все, что угодно, — предложить ребенку называть слова на заданный звук. Придумай слова, которые начинаются на звук «к»,- и слушать ребенка. И обратный вариант — когда мы произносим ребенку слова и говорим: в этом слове есть этот звук, или его нет. Этот звук может быть и в середине, и в конце, и в начале.
— Стоит ли этот тест готовности к школе, о котором Вы сейчас рассказали, провести в начале учебного года, когда ребенок пошел в подготовительную группу, и если мы видим какие-то провалы, заниматься с ним специально, и таким образом готовить его к школе?
— Очень хороший вопрос, Наталья, мне очень нравится. Когда я работала в школе и имела возможность видеть деток, которые только пришли в первый класс, я видела, какие сферы у них еще не сформированы. Мне было очень жаль, что они не сделали этого раньше, не нашли, может быть, какого-то другого специалиста, чтобы подготовиться. Потому что на тот момент, когда они уже в школе, очень трудно, хотя и даешь какие-то рекомендации, что-то скорректировать. Когда я работала в детском саду, то я старалась всегда проводить эту диагностику в начале учебного года, в подготовительной группе, для того, чтобы родителям дать рекомендации и сказать, что эта сфера у вас уже достаточно хорошо сформирована, уже скоро «созреете» окончательно, а вот здесь надо трудиться и трудиться целый год.
Это на самом деле очень правильный подход, и по идее, в детских садах должны проводиться такие диагностики. Иногда возможно, но у нас, к сожалению, такого нет: посмотреть ребенка хотя бы в апреле-марте, и за лето немножечко подкорректировать, подтянуть, почитать. Я бы сказала, что роль чтения детям вслух невозможно переоценить в подготовке к школе, потому что здесь задействован и познавательный момент — ребенок узнает и хочет узнавать что-то новое; и речевая сфера, прежде всего; и произвольная, когда ребенок сидит и слушает; и, безусловно, интеллектуальная, потому что ребенок и воображает, как может выглядеть тот или иной персонаж, и обобщает, и систематизирует. Поэтому, пожалуйста, читайте с вашими детьми хотя бы летом!
Расшифровка видео-сюжета из цикла передач “Мамина школа”