в каком возрасте отдавать ребенка в школу комаровский лучше
Готов ли ребенок к первому классу: все, что нужно знать родителям
Интересный материал, Доктора Комаровского там тоже расспрашивали…
Школы с апреля открыли прием к новому учебному году. У родителей будущих первоклассников предстоит самое ответственное лето. Как понять созрел ли ваш ребенок морально и физически для нового социального статуса? С какими проблемами придется столкнуться и как сделать правильный выбор?
В этом Фактам ICTV помогли разобраться эксперты:
Евгений Комаровский – детский врач, кандидат медицинских наук (Харьков);
Светлана Кухарук – детский психолог (Тернополь);
Анна Михайлова – поведенческий терапевт и собственник детского центра Мишкина школа (Запорожье);
Елена Фиданян – директор Департамента образования и науки, молодежи и спорта (Киев).
Что такое психологическая готовность к школе?
Развитие интеллекта должно соответствовать развитию внимания, мышления, памяти в соответствии с тестами для шестилетних. Ребенку необходимо быть готовым принимать новые знания. Обратите внимание на эмоциональную, социальную и интеллектуальную зрелость своего чада.
Как смотивировать ребенка к учебе?
Мотивация у вчерашних детсадовцев игровая, им интресно, чтобы их развлекали, удивляли. Поэтому серьезной мотивации у первоклашек нет, она формируется в процессе учебы с помощью интересных книг, развития индивидуальных способностей. Если ребенок “домашний” и не ходил в детский сад, то обязательно нужны подготовительные курсы. Постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой, он чаще общался со сверстниками.
Как не навредить?
Если малыш читает, считает и знает два десятка слов на английском – это совсем не означает, что он готов к существующей системе обучения, к объёму школьных нагрузок. Ранняя интеллектуализация и неправильное отношение к раннему развитию привели к частому неврозу у дошкольников. Все силы мам брошены на изучение букв, цифр и планет солнечной системы. Вместо этого нужно создавать условия для развития здорового ребенка. В детских центрах и на подготовительных курсах, бесспорно, научат цифрам и буквам, но это не главное. Интерес и любопытство – первичный импульс, который управляет и поддерживает внимание. Поэтому давайте возможность детям самим играть, исследовать, творить и вытворять. Игра и фантазия способствуют уверенности в себе и успеху. Вот, что поможет нам с вами подготовить ребенка к школе.
Когда идти в школу – в шесть или в семь лет?
По мнению психологов противопоказания к школе в шесть лет могут быть, если ребенок часто болеет. Это значит, что нервная система еще не сформировалась, ему будет трудно долгое время удерживать внимание на уроке. Высокий уровень гиперактивности тоже сигнал к тому, что год лучше подождать. В этом случае полезно побыть дома и походить на подготовительные занятия.
Доктор Комаровский уверен, что год разницы касается именно вопроса здоровья: – Я считаю, что это принципиально. Во-первых, это возраст, когда идет и смена зубов и очень интенсивный рост. В это время активность ребенку жизненно необходима. Если есть шанс на год дольше прыгать и скакать, а не сидеть за партой, то это, конечно, идеально.
Что необходимо для поступления в школу?
Второй год Департамент образования и науки, молодежи и спорта не устанавливает в школах Киева временных ограничений относительно начала и окончания приема заявлений от родителей будущих первоклассников. Но традиционно большинство школ открывают свои двери для родителей с 1 апреля. А подать заявку можно до конца лета.
При вступлении в специализированную школу ребенок должен пройти собеседование. Это предусмотрено Инструкцией о порядке конкурсного приема детей в гимназии, лицеи, коллегиумы, специализированные школы. Заметим, что Департамент не предусматривает норму и дважды выступал с инициативой о ее отмене. То есть прием детей в первые классы всех общеобразовательных учебных заведений должен осуществляться на внеконкурсной основе.
Как выбрать школу?
Елена Фиданян, директор Департамента образования и науки, молодежи и спорта рекомендует родителям будущих первоклашек выбирать не заведение, а учителя близкого по духу и темпераменту к ребенку. Ведь выбранный педагог на долгие годы станет второй мамой для школьника.
Евгений Комаровский считает, что при выборе учебного заведения нужно обратить внимание на условия в плане физического здоровья:
– Первое, куда бы я пошел – это спортзал в школе. Мы должны четко понимать, для чего ребенок ходит на урок физкультуры. Потому что ему необходимо, чтобы работало активно сердце, сосуды, чтобы была соответствующая награзку на суставы. А еще коварный вопрос, который я бы задал директору: Сколько у вас мужчин-педагогов? Знаете почему? Если женщина может позволить себе работать на мизерную зарплату, то мужчина нет. Если в школе 30% мужчин, значит, там адекватная зарплата. Это говорит о том, что администрация ценит своих педагогов и для них очень важно иметь квалифицированные кадры. Понятно, что речь идет не о государственной школе.
Для доктора школа в том виде, в котором она есть сейчас, это один из самых страшних врагов детского здоровья.
– Мы сделали так, что хорошая школа это та, где есть три языка и обучение этикету. Для меня, это та, где есть бассейн и хороший спортзал. Я много лет боролся и писал, что наши дети должны учиться 10 лет, а не 12. Для меня, как для врача, это возмутительно. Потому что сначала нужно было создать условия, чтобы дети не теряли в школе свое здоровье. Если мы формируем здоровую нацию, то это первостепенно. А здоровая нация будет умной. Вот это главное. А у нас получается, что все умные, но не вылазят из болячек.
Опытные родители советуют не только обращать внимание на рейтинги, педагогический состав и имидж учебного заведения, но и обязательно пообщаться с мамами и папами, чьи дети ходят в школу, которая вам понравилась. Цена вопроса Журналисты сайта Факты ICTV опросили родителей первоклашек и выяснили, что проблема взяточничества при зачислении в школы Украины продолжает существовать. Средняя сумма, озвученная родителям по Киеву – от 100 до 300$, по другим регионам страны – от 3000 до 10000 грн. Напоминаем, если в коммунальном учебном заведении от вас требуют деньги за вступление или другие платежи, обращайтесь на горячую линию Департамента по телефону 279-35-26 или на электронный адрес osvita@kievcity.gov.ua.
Новое видео:
Новое видео:
Советы Комаровского: Когда отдавать ребенка в школу, 6 или 7 лет?
Согласно новому положению: дети в Украине, идут в школу с 6-летнего возраста.
» В этом году в связи с карантиом, почти половина 6 летних не пошла в первый класс.
Если, на момент начала учебного года, ребенку исполнилось полных шесть лет, он МОЖЕТ идти в школу.
Но не все родители согласны отвести своего ребенка в школу в 6 лет, предпочитая подождать еще год. Мнения на форумах совершенно разные. Многие склоняются отправить в 6 лет, но в большинстве случаев этому способствует ситуация:
Аргументация подобных действий у большинства родителей проста — ребенок не готов к нагрузке. Например слаб здоровьем или не в состоянии исполнять рутинную школьную “работу”.
Свое субъективное мнение по поводу того, в каком возрасте лучше начать обучение в школе высказал известный в Украине педиатр Евгений Комаровский.
Как сделать так, чтобы обучение, не стало обузой ребенку родителям?
≡ Когда идти в школу: 6 или 7?
Доктор Комаровский напоминает, что в возрасте шести лет происходит активный рост костной системы человека. Развиваются внутренние органы и формируется психологическая устойчивость к стрессам.
В этот период крайне важна физическая активность: чем больше ребенок двигается, тем лучше это для его здоровья.
Но вместо того, чтобы много бегать и прыгать, да еще и на свежем воздухе, маленький человек вынужден часами просиживать за партой в компании детей, не все из которых здоровы и готовы к первому классу.
Поэтому, с точки зрения педиатрии, начинать посещение школы Евгений Комаровский советует с семилетнего возраста. В этом возрасте ребенок будет готов к школе физиологически и психологически.
Но, понятие физиологической готовности не имеет ничего общего с интеллектуальной и психологической готовностью ребенка к обучению в школе.
По наблюдению доктора Комаровского, сегодня довольно большой процент детей, которые могут посещать школу даже с 5 лет, они: самостоятельны, умеют общаться со сверстниками и учителями. Чётко понимают, чего от них требуют, и как необходимо себя вести в учебном заведении.
Многие дети к пяти годам умеют читать, считать, у них неплохо развита моторика пальцев.
В связи с несовпадением двух показателей: физической и психологической готовности и назрела необходимость введения 12-летней системы образования.
В МОУ утверждают, что нагрузки у “первоклашек” будет в разы меньше, детям представиться возможность больше двигаться, в классах даже предусмотрены парты-трансформеры, которые при необходимости складываются освобождая пространство для активных занятий.
≡ «Шестилетки” будут меньше сидеть за партами, а обучение больше будет проходить в игровой форме.
Школьники будут гордо носить звание «Поглинач знань»
В любом случае, учитывайте комплексную готовность конкретного ребенка.
Если ребенок пошел в школу в 6 лет?
-родителям необходимо обеспечить им высокую физическую активность, уверен Евгений Комаровский. Речь идет о длительных прогулках на свежем воздухе, посещении спортивных секций итд.
У «новых» первоклассников домашних заданий быть НЕ ДОЛЖНО.
Но часто детям, советуют дополнительно почитать, позаниматься математикой или выписать определенные буквы. Этого не стоит опасаться. Ребенок постепенно должен привыкать к обязательности выполнения поставленных задач.
Подобные задания стоит научиться делать в минимальные сроки.
Лучше всего домашку делать после прогулок, но не поздно вечером. Родителям также стоит не перегружать “шестилетку”, нужно оставлять ему максимум свободного времени для игр.
Когда лучше отдавать ребёнка в школу — 6,5 или 7,5 лет?
В этом действительно непростом выборе главное — не укладывать вашего ребёнка в прокрустово ложе единых стандартов и ложных представлений об универсальном идеале. Нет никакого идеального возраста для первого класса, есть именно этот ребёнок и его особенности и потребности. Кому-то на седьмом году жизни будет уже скучно в детском саду или дома, а кто-то и в полные семь лет ещё не готов к школьной нагрузке.
Своего старшего сына я отдала в школу в семь с половиной лет просто потому, что видела: для него будет гораздо лучше ещё один год погонять на велике вокруг дома, ему важнее побыть поближе к семье и немного подрасти, чем вливаться прямо сейчас в коллектив и взваливать на себя довольно большую нагрузку. В итоге школа никогда не была для него простым и желанным местом, сейчас он ушёл после девятого класса в музыкальный колледж и совершенно счастлив, а я вижу, что была права, дав ему дополнительный год свободы в уязвимом возрасте, он нешкольный ребёнок (слишком свободолюбивый и творческий для всеобуча), и в шесть лет школа его бы банально раздавила. Возможно, младший сын, с его явными уже в почти четыре года лидерскими замашками и сверхэкстравертностью, встроится в школу гораздо лучше, скоро увидим.
Для того, чтобы выделить критерии оценки готовности ребёнка к школе, я пообщалась с нейропсихологом, семейным психотерапевтом, специалистом по теории привязанности и лидером Лиги современных родителей.
Наталия Романова-Африкантова, детский нейропсихолог, магистр когнитивных исследований:
«Вопреки распространенному среди родителей мнению, критерием готовности к школе не является умение читать или писать.
Для успешного обучения в начальной школе ребенок должен быть готов к организации собственной деятельности. Это значит, что у него нет трудностей с удержанием внимания (не только на том, что ему интересно) и он способен:
Именно способность к подобной организации своей деятельности в первую очередь должна быть критерием готовности ребенка идти в школу, потому что это означает, что соответствующий блок мозга, отвечающий за планирование действий и самоконтроль, созрел.
Вторым критерием является зрелость зрительно-пространственного восприятия: у ребенка четко сформированы понятия право/лево и верх/низ, он способен написать графический диктант практически любой сложности, не «зеркалит» при копировании картинок или букв».
Важный критерий — желание ребенка
Прежде всего, ребёнок должен хотеть пойти в школу. Во многом это зависит от родителей, от их способности школу «сосватать» ребёнку, «продать» ему идею учиться чему-то вместе с другими детьми. И хотеть этого он должен не потому, что мы пообещали за это купить ему что-то или отвести его куда-то, мотивация должна быть именно к обучению. При этом нужно создать у него реалистичную картинку того, на что он подписывается, иначе не избежать быстрого разочарования.
Кроме желания самого ребёнка, вам стоит оценить его физическую, психологическую и социально-коммуникативную зрелость: хорошо ли малыш видит и слышит, способен ли он спокойно посидеть хотя бы час, сосредоточившись на чём-то одном; хорошо ли он себя чувствует в обществе других людей; легко ли он переходит к решению новой задачи; сформирован ли у него образ себя как кого-то, способного преодолевать сложности?
Светлана Панина, психотерапевт, многодетная мама:
«Имеет значение, сколько длится максимальный «рабочий день» для детей, какой длительности перемены, сколько раз кормят детей (для шестилетки нужно двухразовое питание в школе — второй завтрак и обед или укороченный школьный день, укороченные уроки). Самый «подготовленный» к школе ребенок может «сломаться» если условия не подходят. И самый неподготовленный может нормально учиться, если к его незрелости будут относиться с пониманием и давать больше помощи и ресурса.
Общая рекомендация для родителей, которые сомневаются в 6 или 7 отдавать ребенка: если считаете, что ваш ребенок созрел в 6 и категорически отказывается продолжать ходить в детский сад — отдавайте, но будьте готовы в любой момент забрать. Симптомы — частые болезни, головные боли, боли в животе, ухудшение сна, памяти, настроения на срок больше 3 недель. В этих случаях лучше забрать ребенка и попробовать еще раз на будущий год. Если ребенок за месяц хорошо адаптировался в школе, бодр, румян, весел, болеет не чаще 1-2 раз за четверть и не дольше 3-4 дней, можно считать, что ребенок был «готов к школе». Некоторые дети в этом отношении не готовы ни в 7, ни в 8.
Готовность в первую очередь физиологическая: у ребенка есть физическая возможность посещать общеобразовательную школу, нет проблем с посещением туалета, приемом пищи, всё ок с координацией движений, развитие по возрасту (если речь об обычном ребенке без особенностей по здоровью).
Дальше — зрелость психологическая. Должно быть сформировано умение самостоятельно оставаться без мамы и папы в общественном месте (опыт садика, дошкольных групп, кружков, или подготовительных летних школьных групп, если ребенок никогда не оставался без родителей). Умение выполнять инструкции минимум из 2-3 пунктов, следовать озвученным простым правилам, умение останавливаться от нежелательных действий по просьбе взрослого, предпочтительное следование авторитету взрослого, а не сверстника. Развитие речи по возрасту, умение обобщать предметы, считать от одного до десяти и в обратном порядке, знание времен года (не обязательно в правильной последовательности), понимание категорий времени (вчера, сегодня, завтра, прошлое, настоящее, будущее).
Желание ребенка узнать, что такое школа, гордость за себя «я — школьник, это здорово, это круто», приятные переживания, связанные со школьными атрибутами (пусть ребенок сам себе выбирает ручки, карандаши, тетрадки-альбомы, фломастеры, пластилин и все прочее перед школой). Несомненным плюсом является желание узнавать новое с родителями, совместные чтения родителей и ребенка сказок (интерес ребенка к этим чтениям), энциклопедий, вопросы ребенка родителям по поводу всего на свете.
В любом случае, насколько бы готовым не оказался ребёнок к школе, она будет для него большим стрессом. Слишком много новых переменных, полностью незнакомый коллектив, отсутствие возможности свободной игры, к которой он привык вне школьной жизни. Успешность адаптации будет прежде всего зависеть от того, захочет ли ребёнок привязаться к новому «главному взрослому» — к учителю начальных классов.
Валентина Ячичурова, психолог, ведущая курсов Института Ньюфелда, специалист по теории привязанности:
«Отношения между учителем и ребенком – самый недооцененный фактор обучаемости. И самое важное тут – субъективное ощущение ребенка себя принятым, приглашенным, дорогим. Нам нужно убедиться, что дети привязаны к своему учителю, что чувствуют себя с ним, как дома. Возраст ребенка имеет меньшее значение, чем та обстановка, которую учитель создает в классе.
Если этого нет, то чем позже – тем лучше. Через отношения, следуя за своим учителем, ребенок сможет получать выгоды от любой программы, от любых учебников и способа преподавания. Обучаемость в начальной школе – результат привязанности».
Самое главное, что нужно помнить, выбирая, в каком возрасте отдавать ребёнка в школу: вы ни с кем не соревнуетесь под девизом «быстрее, выше, сильнее!», старт влияет на всю дальнейшую школьную «карьеру» ребенка и важно, чтобы он был максимально комфортным. Миф о пользе «раннего развития» уже довольно давно опровергнут учеными-нейрофизиологами, нет ни малейшей необходимости успевать за недостижимыми идеалами, куда важнее сохранить в ребёнке желание учиться, которое никогда не приходит через «не могу».
Нина Добрынченко-Матусевич, многодетная мама, лидер Лиги современных родителей, автор телеграм-канала «Рабочая мать»:
«Нет никаких общих правил. Кроме, пожалуй, медицинских. Исходя из моего опыта, скажу, что все трое сыновей пошли в школу в разном возрасте, кто-то в 6, а кто в 7,6. И не потому, что один умнее, а другой нет. Просто у каждого своя скорость освоения материала, своя степень наигранности, каждый живет и учится в своём темпе.
Что ещё важно — это готовность семьи к школе. Прежде чем отдавать малыша в первый класс, обсудите и поймите — готовы ли вы делать домашку? Ходить на родительские собрания? Участвовать в родительских чатах? Все это достаточно большая нагрузка на родителей, в том числе и психологическая. Если вам кажется, что школа — это красивый портфель и бантики, вы ошибаетесь. Сегодня это большой труд, который ложится на плечи семьи. И важно, чтобы вы понимали, кто вам в этой работе может помочь и сколько времени, денег и сил на это тратить».
Самое главное — его благополучие и ваши с ним отношения, а вовсе не оценки и похвалы на родительских собраниях. Гении и вундеркинды — редкость, высокий интеллект — порой непосильная ноша для психики, пусть ребёнок будет просто счастлив и получает удовольствие от учёбы. Быть обычным человеком — совершенно нормально, главное, чтобы была радость жизни.
Шесть или семь: в каком возрасте отдать ребёнка в школу
XXI век отличается высоким темпом жизни, люди стремятся успеть как можно больше. И многие родители хотят, чтобы их ребёнок поскорее пошёл в школу. Если раньше в первый класс почти все дети приходили в 7 лет, то сегодня за партами оказывается очень много шестилеток. Оправдано ли это? Как понять, когда малыша пора отправлять учиться, а когда лучше посидеть ещё год в детском саду?
Законодательные рамки возраста, с которого ребёнок может посещать школу
По российским законам ребёнок имеет право начать посещать школу с 6 с половиной лет, но никак не позднее 8 лет. В отдельных случаях допускается и более раннее поступление в учебное заведение: родители для этого должны получить разрешение директора конкретной школы.
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте
ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
http://zakon-ob-obrazovanii.ru/67.html
Возможно, у кого-то возникнет вопрос: можно ли вообще не отдавать малыша в школу. На этот счёт в законодательстве также есть разъяснения. Ребёнок обязательно должен получить основное общее образование (то есть закончить 9 классов). И если восьмилетний малыш ещё не пошёл в первый класс, семьёй незамедлительно заинтересуются органы опеки: речь может дойти даже до лишения родительских прав.
Согласно российскому законодательству, дети имеют право поступить в первый класс с 6,5 до 8 лет
В отдельных случаях допускается домашнее образование (в основном, по медицинским показаниям). Кроме того, сегодня функционируют частные школы, которые непременно должны иметь соответствующую лицензию.
Видео: может ли ребёнок 6 лет 4 месяца пойти в школу (объясняет юрист)
Кто чаще всего идёт в школу в 6 лет
Как показывает современная жизнь, малышей, которые родились летом, родители без особых колебаний отправляют за парту в 7 лет. «Осенние» же ребята чаще всего идут в школу в шестилетнем возрасте: взрослые мотивируют это тем, что их чаду совсем скоро исполнится семь, а идти в первый класс почти в восемь — это уже как-то поздно.
Больше всего сомнения одолевают родителей «зимних» малышей. С одной стороны, им кажется, что в школу ещё рановато, а с другой, не хочется терять лишний год в детском саду.
Одна моя однокурсница в своё время даже устроила опрос в социальных сетях на тему: отправлять ли ей дочь, родившуюся в декабре, в школу в 6 лет или подождать ещё год. В итоге шестилетняя девочка всё же стала первоклассницей.
«Весенние» малыши (как и летние) чаще всего идут в школу в полных 7 лет. В шесть лет их отдают учиться только очень немногие родители. В основном, это обусловлено стремлением попасть к конкретному учителю (например, своей родственнице). Отдельная же категория взрослых — те, кто стремится уже в этом возрасте избавить мальчика от службы в армии.
Мой сын ходил в детский сад с одним мальчиком (он так же, как и мой, родился весной). И уже в средней группе его мама «огорошила» меня вопросом: «А вы разве не пойдёте в школу в 6 лет?». Она приняла решение отдать сына в первый класс раньше времени исключительно потому, что очень боится армии, куда, она уверена, её 18-летнее чадо заберут сразу же после окончания 11-го класса — буквально со школьного крыльца. Эта женщина искренне недоумевала, почему я не поступаю так же
Родителям детей, родившихся зимой, труднее всего сделать выбор
Вообще, сегодня укоренилась тенденция отдавать детей в школу раньше, нежели это было пару-тройку десятилетий назад.
Помню, в моём классе была одна «декабрьская» девочка Аня. Её отдали в первый класс в шесть лет, в то время как большинство детей в коллективе родились весной и летом (соответственно, им было уже по семь). Так вот, её часто дразнили по этому поводу, называли «малышкой». В то же самое время другая одноклассница Ира (она родилась в ноябре) была самой старшей в классе, поскольку пошла в школу в неполные восемь. Она очень гордилась этим и часто подчёркивала свой старший возраст. Сейчас же, наблюдая за взаимоотношениями в ученическом коллективе сына, я вижу, что такого уже нет: рядом совершенно спокойно «уживаются» ребята с разницей в возрасте в год.
Определяющие факторы
Определяя готовность ребёнка в школе, родители не должны ориентироваться только на возраст. Учитывать нужно многие факторы, чтобы малыш чувствовал себя в роли ученика максимально комфортно. Причём, задумываться нужно хотя бы за полгода до потенциального похода в школу.
Интеллектуальное развитие
Для будущего школьника очень важным фактором является развитие интеллекта. Здесь можно выделить следующие примерные параметры:
Фотогалерея: показатели интеллектуального развития будущего первоклассника
Наряду с познавательным развитием ребёнок, готовящийся пойти в школу, должен обладать элементарными изобразительными навыками. Конечно же, не всем дан художественный талант, однако будущий первоклассник должен владеть кистью (уверенно рисовать тонкие и толстые линии), раскрашивать изображение, не выходя за контур. Кроме того, большое развитие имеет и развитие мелкой моторики: будущий ученик должен умело обращаться с ножницами, хорошо лепить.
Что касается умения читать, то многие учителя начальных классов говорят, что это вовсе не обязательно: иначе ребёнку может быть попросту неинтересно в первом классе.
Конечно, ребята, исправно посещающие детский сад, в норме должны обладать всеми указанными выше умениями и навыками. Однако есть малыши, которые туда не ходят: с ними занимаются дома. Здесь родители должны быть внимательны, не упуская ничего важного. Например, в классе с моим сыном учится мальчик, который никогда не посещал детский сад. Когда начались курсы подготовки к школе, он в целом показал хороший уровень интеллектуального развития, однако выяснилось, что ребёнок совершенно не умеет работать с ножницами. Учительница указала на эту проблему маме, и постепенно всё наладилось после домашних занятий.