в каком возрасте отчетливо проявляется стремление к самостоятельности
Становление самостоятельности и саморегуляции дошкольников
Шарова Елена Васильевна
Становление самостоятельности и саморегуляции дошкольников
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе формирования познавательных действий посредством интерактивных технологий.
Самостоятельность – способность личности планировать и автономно осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний.
На самостоятельность влияет интеллект ребенка, эмоциональное состояние, физиологические и индивидуальные особенности, большое место отводится инвентарю.
Самостоятельность – это качество,преломляемое поведение на разных этапах жизни ребенка: в 2-3 года стремление к самостоятельности; к четырем годам затухание этого стремления. Поэтому необходимо постоянно заниматься с ребенком, чтобы развитие самостоятельности полностью не затухло. На пороге дошкольного возраста ребенок переживает «кризис трех лет». Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к появлению нового типа отношения ребенка с взрослым. Он начинает себя сравнивать с взрослым и хочет пользоваться теми же правами,что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. Желание быть самостоятельным выражается не только в предлагаемых взрослым формах, но и в упорном стремлении поступить так, а не иначе. Ребенок чувствует себя источником своей воли. Ощущение себя источником воли – важный момент в развитии самостоятельности. Когда ребенок начинает чувствовать себя способным действовать самостоятельно достаточно успешно, он стремиться сделать «сам». «Кризис трех лет» возникает в результате отдельных достижений в личностном развитии ребенка.
Общение взрослого с ребенком дает ему возможность начать осознавать себя как отдельного человека. Потребность ребенка действовать самостоятельно со средствами и предметами находится в зависимости от той позиции, которую занимает взрослый во взаимодействии с ребенком.
Резкое возрастание самостоятельности иногда становится причиной конфликта взрослого и ребенка. К сожалению, взрослые не всегда учитывает потребность ребенка освободиться от опеки, и пересекают каждую кажущуюся им активность.
Поэтому основой и необходимым условием для формирования самостоятельности является правильная организация сферы детского сада; исключительно важна атмосфера доверия, дружелюбия, выдержанность и т. д.
В психологии считается, что степень развития самостоятельности определяется возможностью перехода к более сложной деятельности.
На первых порах деятельность детейпроявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, надо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают `приступы` детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых,деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации.
Инициативность – способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным общественным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости.
Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится вторая важная составляющая самостоятельности –целеустремленность.
Но даже овладев таким компонентом самостоятельности как целенаправленное осуществление своих намерений, ребенок все равно остается зависимым от взрослого, точнее от его способности соотносить результат с `нормой`.
Из всего ранее сказанного видно, что самостоятельная деятельность – это высшая работа познавательной деятельности дошкольника.
Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Высокаясензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими детьми.
Можно сказать, что игра – это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры.
Развитие саморегуляции старших дошкольников.
Под саморегуляцией нами понимается такой вид осознанной регуляции деятельности, при котором она имеет четкие временные границы осуществления, обусловлена конкретным поведенческим актом и включается в него, заканчиваясь более или менее четким осознанием достигнутого результата деятельности.
Становление саморегуляции происходит главным образом в ходе освоения новых разнообразных видов деятельности, социальных контактов, поведения при установлении субъектно-деятельностных отношений с осваиваемой действительностью.
Способность к саморегуляции познавательной деятельности у нормально развивающихся детей формируется к началу школьного обучения. Учебно-познавательная деятельность требует наличия у ребенка определенного уровня развития произвольности поведения, проявляющегося в умении следовать указаниям взрослого, самостоятельно работать по образцу, контролировать свои действия и поступки.
Дошкольный период является особо чувствительным для развития различных физических умений. Движение составляет основную потребность детей этого возраста, а подвижные игры приносят наибольшее удовольствие.Но даже в этой наиболее развитой сфере управление своими действиями осуществляется детьми большей частью непроизвольно: через подражание, прямое копирование без достаточного понимания правильности своих движений.
Для того, чтобы научиться контролировать свои движения,ребенок должен овладеть такими умениями:
— произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении,
— различать и сравнивать мышечные ощущения,
— определять соответствие характера ощущений («напряжение-расслабление», «тяжесть-легкость», др.)
— характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями («сила-слабость», «резкость-плавность», темп, ритм,
— менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.
Способности детей к произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением,еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование.
Дети, а часто и взрослые, плохо понимают, что испытывают они сами или их близкие, и не могут правильно назвать эмоции, а тем более выразить.
Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями:
— произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает,
— одновременно направлять свое внимание на мышечные ‘ ‘ ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие,
— произвольно и подражательно «воспроизводить» иди демонстрировать эмоции по заданному образцу.
Способностью предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями обладают лишь зрелые, сформировавшиеся личности, причем далеко не все. Есть основания полагать, что если начать развивать и тренировать эти способности в детстве, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собою. Упущенное время трудно восполнить.
Психологи рассказали, как самостоятельность влияет на развитие детей
Кто-то до совершеннолетия не доверяет детям простую домашнюю работу и сопровождает их в школу, а другие гордятся юными помощниками. По мнению психологов, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал самостоятельным, но не все готовы эту самостоятельность предоставить. Достаточно вспомнить выпускников детсада, которым мамы, сгорбившись, натягивают ботиночки. Москве 24 удалось узнать секреты правильного воспитания.
Настало ли время?
«Несамостоятельность» ребенка – часто внутренняя родительская проблема, которая, к сожалению, и тормозит развитие малыша.
«Слова «Мама, я сам!» – путь в большую жизнь. Это ступенька к навыку постановки целей, умение брать на себя ответственность за сделанное и несделанное, а также способность принять последствия своих поступков», – считает клинический психолог, педагог Елена Левковицкая.
Родители чаще всего задаются вопросом: как понять, когда именно ребенок готов к самостоятельности? И лихорадочно листают специальную литературу, где указаны основные этапы развития. Педагог-психолог отмечает, что у каждого возраста свой горизонт самостоятельности, но возрастные границы условны и являются лишь ориентиром. В любом случае следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка.
По словам психолога, уже в полтора года карапуз активно помогает маме одеть и раздеть себя. В этом возрасте малыш в состоянии, например, снять носки и варежки, может надеть шапку. Но бывает, что нетерпеливые родители препятствуют инициативе. Специалист советует не спешить со сборами и дать ребенку возможность действовать самостоятельно. В два года малыш уже может сам раздеться и вполне сносно орудует ложкой. Но ему еще требуется небольшая помощь с умыванием и чисткой зубов.
Три-четыре!
По словам нейропсихолога, к 3 годам стремление к самостоятельности достигает наивысшей точки развития. На этом этапе родители наблюдают кризис 3 лет.
«Очень важно позволить малышу испытать удовлетворение от самостоятельного действия. Поймать вилкой кусочек еды и отправить в рот – задача абсолютно по возрасту. Расстегнуть пуговицы, надеть носки и обуться ребенок способен самостоятельно. Убирать игрушки ребенок должен сам. Задача родителя на этом этапе – обеспечить безопасную среду, – говорит Елена Левковицкая.
С 4 лет дети учатся резать ножницами, наливать сок в стакан, вытирать пыль, подметать пол, убирать постель, одеваться на прогулку и самостоятельно пользоваться туалетом. В 6–7 лет можно доверить ребенку нарезать овощи, сделать бутерброды к завтраку, помыть посуду. А возможность самостоятельно принять душ – это еще и уважение к личным границам ребенка, отмечает эксперт. Уже с 8–9 лет можно отправить ребенка в магазин за мелкими покупками или вынести мусор. Да и пришить пуговицу в этом возрасте – вполне доступный навык.
«К 10 годам ребенок уже в состоянии пользоваться простыми инструментами. А просьбу починить что-либо сын воспримет с радостью, если ранее его самостоятельность не ограничивалась страхами родителей. Дочку можно уже просить погладить белье. К 16 годам школьники осваивают сложные навыки, требующие планирования и способности коммуницировать. Если до этого возраста освоение самостоятельности проходило по плану, то проблем не возникнет», – уточняет психолог.
Игра в «Я сам!»
Для ребенка важна сама возможность быть самостоятельным. Стоит поощрять ее во всех проявлениях и не принимать это за каприз, предупреждает детский и семейный психолог, основатель школы для родителей Екатерина Маденко.
«В большинстве случаев родители и учителя считают нужным объяснить ребенку, что и как нужно делать. Однако взрослым важен результат, тогда как детям интересен сам процесс. Для них важна игровая деятельность, в которой они чувствуют себя свободно и не испытывают опасения, что с чем-то могут не справиться. Так ценность самого процесса смещается на результат», – поясняет Екатерина Маденко.
Правила для родителей
Специалисты подчеркивают, что важно отличать стремление к самостоятельности от обычного каприза. «Желание проявить инициативу всегда обоснованно и логично. Ребенок в этот момент способен находиться в диалоге с родителем, – поясняет Елена Левковицкая. – Каприз беспричинен, сопровождается криками, топаньем ног, бросанием на пол предметов. Такая реакция возможна и как ответ на желание родителя сделать что-то вместо ребенка. Лучше делайте вместе с ним, чем вместо него. Каприз – это всегда «игра на зрителя». Нет зрителя – нет каприза».
Как научить детей самостоятельности
Что не так
Деформирование самостоятельности начинается с самых банальных вещей: длительное грудное вскармливание, отсутствие навыков самообслуживания, когда в пять лет ребенка одевают бабушки и т.д. Все это делают взрослые, чтобы ребенок избежал трудностей и получил все самое лучшее и безопасное. И спрос на это рождает предложение. Например, игрушки начали производить в комплекте с инструкцией процесса игры, где не нужно ничего придумывать. У ребят попросту забирают возможность проявления инициативы и самостоятельности. По данным исследования Центра игры и игрушки Московского государственного психолого-педагогического университета, у 60% современных старших дошкольников игра сводится к примитивным действиям с игрушками. Создание воображаемой ситуации и сюжетов встречаются только у 5% детей.
Поколение «Y» пока что единственное поколение родителей, у которых есть возможность постоянного контакта с детьми — огонь палками разводить не нужно, а убитый мамонт уже есть в магазине. Ребенок постоянно находится в сопровождении взрослого, и ему не нужно особо думать, чем себя занять, — за него уже все придумали.
График детей расписан по минутам — сад, кружок, который выбрала мама, домашние задания и т.д. Свободное время вгоняет детей в ужас, они не знают, что с ним делать и как себя занять. Если у них есть четкая инструкция, они чувствуют себя в безопасности. Это приводит к инфантилизму современной молодежи, которая вырастает беспомощной и неспособной принимать решения.
Зачастую взрослые не задумываются, что своей опекой заглушают полезную, самостоятельную деятельность детей. Ребенок способен ставить цели, достигать результатов, решать свои элементарные детские проблемы и придумывать себе занятие без помощи «мам-пап». С этого и начинается путь будущего самостоятельного взрослого.
Инструментарий для родителей
Варианты решения проблемы развития самостоятельности были выдвинуты еще в начале ХХ века педагогом Марией Монтессори. По ее мнению, стремление делать все самому и стать независимым от родителей заложено природой. Малыш сам познает этот мир, а взрослые должны стать союзником, создать условия и попутно не загубить врожденное желание свободы. Необязательно бежать по первому «ма-а-ам» — зачастую ребенок просто не хочет разбираться сам, однако ему нужно дать эту возможность, даже если это займет больше времени.
Ребенок должен пройти свой путь взросления методом личных проб, ошибок и побед, где родителю отводится место наставника, а не прислуги. Подобный подход к воспитанию облегчает детям вступление на путь самостоятельности.
Альберт Эдельфельт. Мальчики играют на берегу. 1884 Иллюстрация: Wikimedia Commons
Ребенка учит то, что его окружает
В развитии ребенка родители играют первостепенную роль, но, как уже сказано выше, это роль мудрого тренера, а не обслуживающего персонала. Именно мама с папой создают среду для воспитания своего ребенка. Этой средой может стать и обычная квартира, если ребенку предложить участвовать в делах семьи и доверять небольшие бытовые задачи. Детей захватывает процесс готовки, ремонта, уборки и т.д. Для них это игры, где можно научиться оценивать ситуацию, понимать, что они делают и как.
В наших детских садах, работающих по методу Монтессори, обучающая среда разделена на несколько зон: практической жизни, языковую, зону моторики, сенсорики, математики и естествознания. Книги, игры и головоломки располагаются по возрастанию сложности и так, чтобы ребенок мог без проблем их увидеть, сам решить, во что поиграть, взять, а потом убрать на место. Все материалы для занятий обычно сделаны в одном экземпляре, даже если детей несколько. Дети сами выбирают, играть командой или поодиночке. Существуют вариации индивидуальной, коллективной деятельности или работы в мини-группах. Но конечный выбор всегда остается за ребенком.
Дайте свободу решать самому
Иногда ребенок боится сделать выбор. И это нормально. Любое решение меняет его маленький мир, и он сам учится нести за это ответственность. Умение сделать «свой выбор» является большим шагом к самостоятельности человека. Мама с папой должны согласиться с решением малыша — это может быть выбор одежды для похода в садик или новой игрушки. Помочь родителю научить ребенка не бояться принимать решения могут несложные правила:
— Показывать решительность на своем примере. Рассказывать истории из своей жизни и объяснить ребенку свой выбор;
— Сократить варианты. Например, предложить почитать сказку или лечь сразу спать;
— Не оберегать ребенка от ошибки, если это не касается здоровья, а также объяснять, как важно порой ошибаться. Он поймет последствия и будет подходить к выбору осознаннее;
— Вместе фантазировать. Например, предложить ребенку выбрать какую-нибудь суперспособность или вместе придумать окончание сказки.
Если ребенку не давать возможность выбора, став взрослым, он будет бояться ответственности и постарается всячески ее избегать.
Не губите инициативу — поддерживайте
Детям свойственно врожденное стремление познавать мир. Задача взрослых — сохранить это качество и дать возможность проявлять инициативу. В этом поможет:
— Ослабление контроля. Дети могут многое, если взрослые предоставят им такую возможность. Они найдут выход из тупика и доведут дело до задуманного конца самостоятельно. А если нет — сами попросят подсказку;
— Поддержка увлечения, даже если нет уверенности в результате. Даже если родители были правы и у ребенка ничего не вышло — он попытался и получил опыт, а не бросил задумку в самом начале;
— Помощь в познании сильных сторон. Малыш не замечает свои способности, но со стороны они видны. Ему нужна подсказка, в чем он хорош. Это будет шагом к обретению уверенности в себе.
Уничтожить самостоятельность легко:
— Делать за ребенка. Одевать, кормить, решать его детские проблемы, выбирать досуг. Ребенок усвоит этот урок и поймет, что напрягаться, думать ему особо и не нужно;
— Разговаривать в повелительном тоне. Ребенок будет выполнять все свои обязанности. Но не благодаря собственному осознанному выбору и желанию, а из-за страха перед родителями;
— Помогать из сочувствия. Ребенок не помогает с уборкой или уходом за домашними животными, и родители делают это за него, потому что «он еще маленький». В таком случае ни о какой самостоятельности и говорить не стоит;
— Высмеивать неудачи. Малыши еще не способны действовать четко, они неуклюжие и забавные — взрослых это часто веселит. Не стоит даже по-доброму смеяться над попытками что-то сделать. Ребенок может потерять веру в себя или перенести модель «клоуна» и во взрослую жизнь.
В современном мире, который стремительно меняется, решительность и умение нести ответственность за свои решения остаются одними из самых важных навыков. Если стремление ребенка к самостоятельности сломали, не стоит ждать, что он вырастет самодостаточной личностью. Родительское кредо «только я знаю, как будет лучше моему ребенку» приводит к появлению людей, постоянно ждущих помощи, указаний, инструкций и одобрения от авторитета. Но будет ли такой человек счастлив?
Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб» — Личное». Присоединяйтесь
Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей дошкольного возраста
Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Этапы развития самостоятельности.
Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами.
Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в т. ч. требующих принятия нестандартных решений.
В психологической литературе, самостоятельность рассматривается, как волевая черта личности. Ильин Е. П. считает, что «Самостоятельность — это осуществление какой-либо деятельности без посторонней помощи. Это и самостоятельное принятие решения, и осуществление намеченного, и самоконтроль, а в ряде случаев — и взятие на себя ответственности за дела и поступки. Поэтому развитие самостоятельности у детей идет вместе с развитием самосознания»
С педагогический точки зрения, проявление самостоятельности связано с деятельностью или готовностью к ней, т. е. самостоятельность есть способ организации человеком своего действия и деятельности. Это связано с воспитанием и обучением детей, в точности с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса.
Проблема детской самостоятельности в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания психологов и педагогов.
В педагогике считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно ставить цели и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы. А также, дети должны учиться предполагать варианты решения проблемных ситуаций и находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.
Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Иванова В. Д., Кузовковой К. П., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Рубинштейна С. Л., Буре Р. С., Островской Л. Ф., Т. Гуськовой, И. С. Кона, Люблинской А. А., Смирновой Е. О.
В своих трудах они рассматривали вопросы развития самостоятельности в русле кардинальных проблем психологической науки — проблем личности, активности, деятельности. Они подчеркивали, что социальная ценность самостоятельности как качество личности определяется ее направленностью и уровнем активности человека как субъекта деятельности и отношений.
Итак, самостоятельность — это постепенно развивающееся качество личности, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач, также умением поставить цель деятельности, способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле её достижения; способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением.
Три основных этапа формирования самостоятельности у детей.
1. Формирование физической и бытовой самостоятельности
Чаще всего этот период приходится на кризис трех лет. Ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью, а родителям все чаще приходится слышать: «Я сам». Малыш сам начинает есть, пользоваться горшком, мыть руки, обуваться, застегивать пуговицы и помогать по дому.
2. Формирование учебной самостоятельности
В 6-7 лет к бытовой самостоятельности добавляется самостоятельность учебная. Дети пойдут в школу, появляются новые обязанности, домашние задания, изменяется распорядок дня.
3. Формирование личностной самостоятельности
Этот этап самый сложный в развитии самостоятельности у детей. Он включает в себя не только бытовую или учебную самостоятельность, он подводит детей к умению принимать самостоятельные решения.
Первые признаки самостоятельности малыш проявляет приблизительно на 2–3-м годах жизни при утверждении «Я сам!», «Я хочу!», «Я умею!», что свидетельствует о существенном скачке в его развитии, о желании освободиться от опеки взрослого, пытаясь самостоятельно реализовать свои интересы. В данных утверждениях малыша заложены зачатки будущих важных качеств: ответственности, настойчивости, уверенности в себе, активности в познании мира, а также самостоятельности.
Кроме того, он начинает добиваться удовлетворения своих потребностей внутри семьи и других социальных группах. «К началу дошкольного возраста — к 3 годам, а иногда и раньше — проявляется, в зависимости от индивидуальных особенностей темперамента, у одних больше, у других менее выраженное стремление к самостоятельности».
Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого, например, по просьбе взрослых сам убирает после игры свои игрушки; имеет знания и умения личной гигиены.
Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, убирает свою комнату без просьбы взрослых, имеет самостоятельные навыки личной гигиены.
На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях. Действия ребенка доведены до автоматизма.
К трем годам ребенок способен сам раздеваться и одеваться при небольшой помощи взрослого, но нередко дети настойчиво отказываются от подобного проявления самостоятельности.
Обучение навыкам самообслуживания — это только ступенька на пути к самостоятельности, и желание все сделать самому намного важнее, чем действие, совершенное «из-под палки». И здесь главную роль играет отношение и стиль общения взрослых. Когда стимулы к повторению неудавшихся действий становится уже не внешним (поощрением или поддержка со стороны окружающих людей, а внутренним (удовольствие, получаемое от того, что вполне самостоятельно удалось преодолеть возникшие препятствия и добиться поставленной цели, мы уже имеем дело с волевым действием.
Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достигнуть выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре, в труде, в познании, в общении. В качестве показателей самостоятельности старшего дошкольника выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
К концу старшего дошкольного возраста инициатива и самостоятельность проявляются значительно дифференцированнее и разнообразнее. У детей в этом возрасте самостоятельность обнаруживается в придумывании разнообразных игр, в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнять трудное и ответственное дело, порученное группе.
Возрастающая самостоятельность детей, также сказывается в их умении оценивать работу и поведение других ребят. Отличительной особенностью самостоятельности детей старшего дошкольного возраста является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т. е. вопреки требованиям взрослых.
Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших: «У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это — первое самостоятельное проявление ребенком силы воли».
Проблема воспитания самостоятельности у дошкольников рассматривается в двух аспектах: умственном и нравственном. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Дети понимают, что они — помощники воспитателя и могут научить малышей тому, что могут, также могут многому научиться в силу своей любознательности.
Для старших дошкольников характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Это является обязательным элементом образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения. В общей увлекательной деятельности развивается сотрудничество, пробуждаются воображение, инициатива. Развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников способствует участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр., в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей.
В данном возрасте происходит социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими (позиция в коллективе сверстников: друзья, объединения детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности).
Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил, у них начинает развиваться чувство самоуважения и самостоятельность. В дошкольном возрасте, у детей развивается внимание, мышление и память, формируются навыки элементарного самоконтроля, способность к саморегуляции своих действий. С развитием наглядно — действенного и наглядно — образного мышления продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Совершенствуется связная и логическая речь.
Активная самостоятельная работа дошкольников необходима на всех этапах деятельности, а эффективность ее обусловлена активной мыслительной деятельностью ребенка. Итак, самостоятельность — постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. В условиях целенаправленной педагогической деятельности, направленной на развитие самостоятельности, дети-дошкольники достигают выраженных показателей самостоятельности в общении, в трудовой, игровой, учебной деятельности.
Таким образом, самостоятельность является одной из ведущих качеств личности, которая выражается в умении человеком ставить цели и добиваться результата своими силами, а также неся ответственность за свои действия и поступки.
Самостоятельность, как и другие волевые качества человека не передаются по наследству, так как не являются врождёнными, но все они тесно связаны между собой. Самостоятельность не может развиваться отдельно от других волевых качеств личности, но в тоже время и они не могут развиваться отдельно от неё. Развитие этих качеств, происходит в процессе деятельности, а также в приобретении личностного опыта и развивать их следует, чем раньше, тем лучше. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих нестандартных решений.
Самостоятельность мышления проявляется в умении увидеть и выявить проблему, и затем самостоятельно её решить. Формирование этой способности в процессе учебной деятельности является важнейшим условием интеллектуального развития личности в целом, поэтому воспитание самостоятельного мышления у детей — одна из важнейших задач детского сада, которое ярко проявляется при самостоятельном решении различных логических задач.
Самостоятельность у ребёнка формируется и развивается именно в дошкольном возрасте, если, конечно, для этого были созданы все условия. Взрослые должны проявить максимум терпения, чтобы предоставить ребёнку свободу, с целью развития самостоятельности в тех сферах, где это возможно. Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом, поэтому важно помнить, что чем лучше она развита, тем выше уровень готовности ребёнка к школе.
Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста «Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста» Цель: повышение психолого-педагогической компетенции по вопросам,.
Психолого-педагогические подходы к развитию эмоций и чувств детей младшего дошкольного возраста Психолого-педагогические подходы к развитию эмоций и чувств детей младшего дошкольного возраста. С первых лет жизни ребенок под влиянием.
Консультация для воспитателей «Психолого-педагогические особенности работы со сказкой с детьми младшего дошкольного возраста» Сказка — одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живет.
Психолого-педагогические исследования использования игровых технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста Психолого-педагогические исследования использования игровых технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста Задолго до.
Психолого-педагогические особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста Межличностные отношения в детской группе, начиная с дошкольного возраста, представляют собой достаточно сложное социально-психологическое.
Психолого-педагогические особенности формирования навыков диалогического общения детей младшего дошкольного возраста На страницах электронного периодического журнала «Познавательный» отмечалось, что в современном российском обществе на первый план выходит.
Психолого-педагогические особенности одаренных детей Проблема одаренности человека занимала с давних времен. Именно в античную эпоху зародились такие понятия, как «гений» и «талант», которые.
Психолого-педагогические условия предупреждения тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-терапии Психолого-педагогические условия предупреждения тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-терапии Дошкольное детство.
Психолого-педагогические основы обучения сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Одним из основных факторов развития личности человека является деятельность. Каждому этапу развития человека соответствует определенный.