в каком возрасте моральный реализм проявляется
Моральный реализм
Смотреть что такое «Моральный реализм» в других словарях:
Моральный реализм — в теории Ж.Пиаже – ранняя стадия нравственного развития, на которой ребёнок принимает за правильные или адекватные нормы поведения, устанавливаемые властями. Синоним: Гетерономная стадия морали … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
МОРАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ (СТАДИЯ) — В характеристике морального развития Пиаже – ранняя стадия, на которой ребенок принимает как правильные и соответствующие правила, созданные властями. Ср. с моральной независимостью (стадией). Также называется гетерономной стадией морали … Толковый словарь по психологии
Поэтический реализм — У этого термина существуют и другие значения, см. Поэтический реализм (значения). Поэтический реализм (фр. Réalisme poétique, англ. Poetic realism) художественное направление в европейском, в основном во французском… … Википедия
Романтизм и реализм в творчестве Л. — Романтизм и реализм в творчестве Л. РОМАНТИЗМ И РЕАЛИЗМ в творчестве Л., одна из центральных проблем лермонтоведения; недостаточная ее разработанность объясняется сложностью, нерасчлененностью самих понятий «романтизм» и «реализм», суммарно… … Лермонтовская энциклопедия
Младший школьный возраст — этап онтогенеза, границы которого (от 6 7 до 10 11 лет) приблизительно соответствуют периоду обучения в начальной школе. Основное содержание социальной ситуации развития в М. ш. в. составляет переход к систематическому школьному обучению. В М. ш … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ГЕТЕРОНОМНАЯ СТАДИЯ МОРАЛИ — См. моральный реализм (стадия) … Толковый словарь по психологии
Просвещение — 1. Общая характеристика. 2. Идея «естественного человека». 3. Противоположность «цивилизации» и «естественного состояния». 4. «Гражданское общество» и политический идеал Просвещения. 5. Недостатки материализма эпохи Просвещения. 6. Художественный … Литературная энциклопедия
Греция — 1. по своим географич. условиям Г. представляет собой на 4/5 гористую страну со складчат. горными цепями третичного периода, сбегающ. параллельно побережью на З., кристаллич. горным образованиям на В. В Ср. и Сев. Г. горы Пинд образуют… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия
Моральный реализм
Затем так называемый моральный реализм, заключающийся в том, что дети в этом возрасте видят только последствия поступка, но не сопутствующие ему обстоятельства,— они не принимают во внимание ни преднамеренность, ни случайность (нарочно опрокинувший чашку или чернильницу виноват меньше того, кто опрокинул её случайно, если у этого второго пятно на скатерти больше, чем у первого). Любопытно также и то, что устанавливаемые взрослыми законы (в самом широком смысле этого слова) в этом возрасте существуют для детей в основном только для того, чтобы наказывать, причём частенько функцию наказания принимают на себя (по их мнению) мать-природа и прочие реально несуществующие инстанции ;(набедокурил вечером, а утром из-за автобуса опоздал в кино; ясно же, что это «кара за грехи»).
На втором этапе появляется осознанное отношение к правилам, которое, правда, целиком основывается на принуждении взрослых и понимании ребёнком того факта, что их (правил) невыполнение может привести к очень и очень неприятным последствиям. Эгоцентризм и реализм морали уменьшаются (но еще сохраняются), а законы начинают рассматриваться как средство выполнения примитивной функции справедливости: дабы всем воздалось поровну — опять-таки жёстко, на уровне крайне примитивной уравниловки, без всякого учёта обстановки и сопутствующих субъективных факторов.
И только на третьем этапе, на стадии автономной морали, подросшие дети, наконец-то начинают ориентироваться на действительно рациональные, осознанные и превращенные в так называемые внутренние этические правила и нормы; приходят к пониманию подлинного равенства и поддерживающих его законов, которые учитывают все сопутствующие факторы распределения. Однако приходят не все, ведь даже и многие взрослые так и не дорастают до уровня автономной морали и до конца своих дней, в слепом и упрямом догматизме пытаются стричь всех и вся под одну гребёнку.
Знание этапов формирования морального сознания позволяет сделать достаточно точные выводы относительно характера нравственного воспитания в различные возрастные периоды. В дошкольном возрасте, с раннего детства (а особенно с началом ролевой игры) вы должны не только вводить догмы и правила, но и объяснять их необходимость и целесообразность, разумеется, применительно к возрасту, более эмоционально, чем рационально, но, ни в коем случае не с позиций принципа «подрастёшь — сам поймёшь».
Теория нравственного развития Жана Пиаже
Человек живет в обществе, постоянно взаимодействует со своими сверстниками и имеет свои последствия для других. В этом контексте был разработан целый кодекс не только нормативный, но и моральный в соответствии с общими взглядами на то, что является или не является приемлемым, или на ценности, которым мы следуем.
Пиаже и психическое развитие
Жан Пиаже является одним из самых признанных авторов изучение развития ребенка будучи одним из родителей эволюционной психологии.
Одним из наиболее важных его вкладов является его теория когнитивного развития, в которой ребенок проходит различные стадии развития (сенсомоторные, предоперационные, конкретные операции и формальные операции), в которых он перестраивает свое собственное познание в процессе организации или усвоение информации, а также Приобретение разных способностей и умственных способностей и делает его мышление все более сложным.
Но хотя Пиаже сосредоточился на развитии умственных способностей и мышления / мышления, он также ценил и создал теорию нравственного развития.
Теория нравственного развития Пиаже
Теория нравственного развития Пиаже тесно связана с его теорией когнитивного развития. Мораль оценивается как набор правил, которым ребенок способен подчиняться и понимать в большей или меньшей степени, как правило, связаны с идеей справедливости.
Автор считает, что для того, чтобы говорить о морали, необходимо приобрести уровень развития, эквивалентный двухлетнему возрасту, эквивалентному дооперационному периоду (ранее считалось, что не хватает умственных способностей говорить о чем-то похожем на нравственная).
С этого момента человек будет развивать нравственность все более сложным в соответствии с его познавательной способностью становится все более и способным к абстрактному мышлению и гипотетически-дедуктивным. Таким образом, эволюция морали зависит от развития собственных познавательных способностей: для продвижения необходимо реорганизовать и добавить информацию в ранее существующие схемы таким образом, что более глубокое и более критическое знание может быть развито с учетом того, что определенное поведение заслуживает.
В дополнение к этому, будет необходимо взаимодействие со своими сверстниками, как основным механизмом получения информации и оставления в стороне эгоцентричности, присущей первым этапам жизни. Наконец, важно, чтобы постепенно и по мере того, как навыки и гипотетически-дедуктивное мышление приобретались и осваивались, происходило постепенное дистанцирование и независимость родителей и их точки зрения, что необходимо для определенного развития. релятивизм и собственные критические способности.
Хотя теория морального развития Пиаже в настоящее время не рассматривается лучше, правда состоит в том, что его исследования послужили вдохновением и даже основой для развития многих других. Это включает в себя теорию Колберга вероятно, один из самых известных.
Этапы нравственного развития по Пиаже
1. Стадия преморального или взрослого давления
На этом первом этапе, который соответствует уровню развития, эквивалентному уровню развития ребенка в возрасте от двух до шести лет, появляется язык, и они начинают определять свои собственные намерения Хотя нет понимания моральной концепции или норм.
Модели поведения и ограничения к этому полностью зависят от внешнего навязывания со стороны семьи или авторитетных фигур, но правило или моральная норма не воспринимаются как нечто само по себе значимое.
2. Солидарность между равными и моральным реализмом
Второй из этапов нравственного развития происходит между пятью и десятью годами, когда правила кажутся чем-то извне, но это понимается как уместное и обязательное, будучи несколько негибким.
Нарушение нормы рассматривается как нечто совершенно наказуемое и рассматривается как недостаток, поэтому плохо рассматривается. Возникает идея справедливости и честности, а также необходимость взаимного уважения среди равных.
Со временем правила больше не рассматриваются как нечто, навязываемое другими, но они по-прежнему актуальны как таковые, не требуя внешней мотивации.
3. Автономный моральный или моральный релятивизм
Примерно с двенадцати лет уже есть возможность оперировать абстрактной информацией. Это заставляет постепенно появиться более глубокое понимание ситуаций и важности различных факторов с учетом правил, таких как намерение.
Именно на этом этапе достигается критическая мораль, осознание того, что правила интерпретируемы и то, что подчиняться им или нет, может зависеть от ситуации и от его собственной воли: больше нет необходимости всегда соблюдать норму, но это будет зависеть от ситуации.
Он также оценивает индивидуальную ответственность и соразмерность действий-наказаний. Ложь больше не воспринимается как нечто негативное само по себе, если только оно не связано с предательством.
Библиографические ссылки:
SimpleExpress. Кратко возрастная и генетическая психология. (October 2021).
Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология >> 3. Открытие эгоцентризма детского мышления Общая задача, стоящая перед Пиаже, была направлена на раскрытие психологических меха.
3. Открытие эгоцентризма детского мышления
Обратимся сначала к характеристике феноменов, доступных наблюдению. Эти феномены по сравнению с общим эгоцентризмом ребенка, который практически не поддается непосредственному наблюдению, внешне относительно ясно выражены.
В исследованиях детских представлений о мире и физической причинности Пиаже показал, что ребенок на определенной ступени развития в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, то есть он не видит вещи в их внутренних отношениях. Ребенок думает, например, что луна следует за ним во время его прогулок, останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает. Пиаже назвал это явление «реализмом». Именно такой реализм и мешает ребенку рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Это происходит потому, что дети не отделяют своего «Я» от окружающего мира, от вещей.
Дети до определенного возраста не умеют различать субъективный и внешний мир. Ребенок начинает с того, что отождествляет свои представления с вещами объективного мира, и лишь постепенно приходит к различению их друг от друга. Эту закономерность, согласно Пиаже, можно применить как к содержанию понятий, так и к самым простым восприятиям
«Реализм» бывает двух типов интеллектуальный и моральный. Например, ребенок уверен, что ветви дерева делают ветер Это реализм интеллектуальный Моральный реализм выражается в том, что ребенок не учитывает в оценке поступка внутреннее намерение и судит о поступке только по внешнему эффекту, по материальному результату.
Отсутствие понимания принципа сохранения количества вещества при изменении формы предмета еще раз подтверждает, что ребенок сначала может рассуждать лишь на основе «абсолютных» представлений Для него два равных по весу шарика из пластилина перестают быть равными, как только один из них принимает другую форму, например, чашки Уже в ранних работах этот феномен Пиаже рассматривал как общую черту детской логики В последующих исследованиях он использовал появление у ребенка понимания принципа сохранения в качестве критерия возникновения логических операций и посвятил его генезису эксперименты, связанные с формированием понятий о числе, движении, скорости, пространстве, о количестве и др
Итак, по своему содержанию детская мысль, сначала полностью не отделяющая субъект от объекта и потому «реалистическая», развивается по направлению к объективности, реципрокности и релятивности Пиаже считал, что постепенная диссоциация, разделение субъекта и объекта осуществляется вследствие преодоления ребенком собственного эгоцентризма
Неумение производить логическое сложение и умножение приводит к противоречиям, которыми насыщены детские определения понятий. Пиаже характеризовал противоречие как результат отсутствия равновесия: понятие избавляется от противоречия, когда равновесие достигается. Критерием устойчивого равновесия он считал появление обратимости мысли. Он понимал ее как такое умственное действие, когда, отправляясь от результатов первого действия, ребенок выполняет умственное действие, симметричное по отношению к нему, и когда эта симметричная операция приводит к исходному состоянию объекта, не видоизменяя его. Каждому умственному действию соответствует симметричное действие, которое позволяет вернуться к отправному пункту.
Такое понимание эгоцентрической речи встретило много возражений (Л. С.
Эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи изменчив и зависит от двух обстоятельств: от активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся, с одной стороны, между ребенком и взрослым, и, с другой стороны, между детьмировесниками. Там, где ребенок предоставлен самому себе, в спонтанной среде, коэффициент эгоцентрической речи возрастает. Во время символической игры этот коэффициент более высок по сравнению с экспериментированием или работой детей. Однако, чем моложе ребенок, тем более затушевываются различия между игрой и экспериментированием, что ведет к возрастанию коэффициента эгоцентризма в раннем дошкольном возрасте. Коэффициент эгоцентрической речи, как уже отмечалось, зависит от типа социальных отношений ребенка со взрослым и детейровесников между собой. В среде, где господствует авторитет взрослого и отношения принуждения, эгоцентрическая речь занимает значительное место. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, процент эгоцентрической речи снижается. Независимо от среды, коэффициент вербального эгоцентризма уменьшается с возрастом. В три года он достигает наибольшей величины: 75% от всей спонтанной речи. От трех до шести лет эгоцентрическая речь постепенно убывает, а после семи лет, по мнению Пиаже, она исчезает.
Вербальный эгоцентризм служит лишь внешним выражением более глубокой интеллектуальной и социальной позиции ребенка. Пиаже назвал такую спонтанную умственную позицию эгоцентризмом. Первоначально он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает; она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается о том, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется. Эгоцентризм означает отсутствие осознания собственной субъективности, отсутствие объективной меры вещей.
В этом эксперименте дети становились жертвой субъективной иллюзии. Они не подозревали о существовании других оценок вещей и не соотносили их со своей собственной. Эгоцентризм означает, что ребенок, представляя себе природу и других людей, не учитывает свое объективное положение как мыслящего человека. Эгоцентризм означает смешение субъекта и объекта в процессе акта познания.
Существование эгоцентрической позиции в познании не предопределяет того, что наше знание никогда не сможет дать. истинной картины мира. Ведь развитие, по Пиаже, это смена умственных позиций. Эгоцентризм уступает место децентрации, более совершенной позиции. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризует познание на всех уровнях развития. Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать его законом развития. Для того, чтобы этот переход был возможен, нужен особый инструмент, с помощью которого можно было вы связать факты между собой, осуществить децентрацию объектов по отношению к восприятию и собственному действию.
Развитие знаний о себе возникает у ребенка, по мнению Пиаже, из социального взаимодействия. Смена умственных позиций осуществляется под влиянием развивающихся социальных взаимоотношений индивидов. Общество Пиаже рассматривает таким, как оно выступает для ребенка, то есть как сумму социальных отношений, среди которых можно выделить два крайних типа: отношения принуждения и отношения кооперации.
Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология. М., 1996.
Статья
Аннотация
Дан психологический анализ феномена ябедничества в младшем школьном возрасте, выявлены особенности суждений ябедничающих детей, предпосылки возникновения ябедничества, его зависимость от уровня морального развития ребенка.
Разделы журнала: Проблема; Наука
Ключевые слова: уровень морального развития; феномен ябедничества
«Ябедничество» — понятие, означающее жалобы на других людей. В житейском понимании ябедничество — донос, клевета, «стукачество». В толковом словаре русского языка оно объясняется как мелкий донос, клевета. Причины этого явления в детстве, его феноменология, последствия и способы управления изучены мало и скорее являются предметом размышлений родителей и учителей. Феномен «ябедничества» не описан в научных понятиях и в качестве предмета специального изучения не популярен среди исследователей.
Уровень морального развития как условие феномена ябедничества
Феномен ябедничества тесно связан с уровнем морального развития детей. Согласно Ж. Пиаже, до 7—8 лет у ребенка под воздействием принуждения взрослых развивается понятие объективной ответственности и необходимости искупительной санкции в отношении провинившегося (Пиаже, 2006). В начале школьной жизни ученики сталкиваются с новыми школьными правилами, выполнение которых считается обязательным для всех учеников. В процессе их освоения дети возносят эти правила в ранг незыблемых законов, стараются следовать им, более того, следят за тем, чтобы и все остальные им следовали. Любое нарушение правил вызывает возмущение у ребенка, и он для сохранения порядка прибегает к помощи их носителя — социального взрослого. Именно этим объясняется вспышка ябедничества, отмечающаяся педагогами в начале младшего школьного возраста у детей. В этом возрасте ребенок еще находится на уровне морального реализма. Он ориентирован на взрослого — носителя правил и очень чувствителен к любому их нарушению. К 8—9 годам ребенок все глубже осваивает межличностные отношения со сверстниками, и над ним перестает властвовать объективная ответственность и искупительная санкция (Пиаже, 2006). К концу начальных классов школьник начинает понимать относительность правил и санкций, его новые моральные ценности — сотрудничество со сверстниками. Такая смена ориентации от взрослого к одноклассникам свидетельствует о переходе на уровень морального релятивизма.
Существует возрастная динамика в психологическом содержании ябедничества. Ябедничество по поводу соблюдения школьных правил в начале младшего школьного возраста можно считать своего рода нормативным явлением, возникающим в период активного освоения новых социальных норм поведения, преходящей стадией на пути к пониманию относительности морали. К концу начальных классов проявление феномена ябедничества, как правило, идет на спад, на первый план выступают отношения дружбы. Ябедничество в этом возрасте является тревожным сигналом, оповещающим о психологическом неблагополучии ребенка, о существовании некоторой проблемы. На этом возрастном этапе ябедничество уже имеет другой характер — посредством его дети самоутверждаются, пытаются решить проблемы межличностных отношений, выплескивая накопившиеся чувства обиды, зависти, злобы к одноклассникам.
Социокультурная обусловленность феномена ябедничества
Ябедничество — социокультурный, исторически изменчивый феномен. Его характер, особенности проявления во многом зависят от того, в какой стране, культуре и исторической эпохе оно имеет место. Особенности менталитета, традиций, семейного воспитания, законодательства, отношений общества и власти — все это во многом обуславливает феномен ябедничества.
В нашей стране в сталинскую эпоху процветало «стукачество», производились массовые репрессии по анонимным доносам. Это явление оставило негативное впечатление в обществе, поэтому всякого рода ябедничество у нас в стране воспринимается отрицательно и порицается, а термин «ябеда» отрицательно характеризует человека. Поэтому, согласно представлениям наших родителей, ябедничество — крайне отрицательное качество, и его проявление у детей их настораживает. В Европе, Америке и некоторых других странах мира явление ябедничества имеет другой характер — о нем говорят как о проявлении гражданского долга, бдительности, законопослушности.
Как отмечает Дж. Ролз, законопослушное общество, в котором каждый принимает и знает, что другие принимают те же принципы справедливости, более хорошо организовано с точки зрения выполнения социальных норм. При этом каждый человек, преследуя собственные интересы, становится бдительным по отношению к другому, следя за тем, чтобы другой не нарушал правил (Ролз, 1995).
Таким образом, отношение к ябедничеству у людей в разных обществах неодинаковое, и проявляется оно по- разному в зависимости от особенностей страны и ее культуры.
Психологические особенности младшего школьного возраста как условия возникновения феномена ябедничества
Ябедничество — феномен, обусловленный психологическими особенностями младшего школьного возраста и новообразованиями кризиса 7 лет. Именно на этом этапе детского развития можно говорить о проявлении ябедничества в настоящем смысле этого слова. Конечно, жалобы и доносы на товарищей имеют место и у детей младше 6— 7 лет, но их нельзя расценивать как проявление феномена ябедничества. Дети в возрасте до 3 лет еще не умеют прогнозировать, к чему приведут их слова или действия, и способны оценить свой поступок только после реакции взрослого. В возрасте от 3 до 5 лет ребенок, жалуясь на других, не преследует никаких целей, а просто сообщает информацию. Будет ли он продолжать «доносить» на других, зависит от реакции взрослого. Особенности же развития ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста уже позволяют говорить о том, что он ябедничает в собственном смысле этого слова. Ниже рассмотрены психологические особенности кризиса 7 лет и младшего школьного возраста, связанные с феноменом ябедничества.
Как отмечал отечественный психолог Л.С. Выготский, в своей работе «Проблема возраста», ко времени кризиса семи лет происходит потеря непосредственности, вызванная дифференцированием внутренней и внешней сторон личности ребенка (Выготский, 1986). Ее потеря означает появление некоего интеллектуального момента, который имеет место между переживанием и непосредственным поступком школьника. Это означает, что он намеренно ябедничает, рассчитывая, что за его жалобой последует определенное действие взрослого в отношении объекта жалобы. Такое возможно лишь в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах, когда ребенок уже способен просчитывать, какая реакция последует на тот или иной его поступок или слово.
Произвольность и выполнение правил
Моральное развитие малыша начинается задолго до его поступления в школу, однако с такой развернутой, постоянно контролируемой системой правил, как там, он сталкивается впервые (Петровский, 1973). К младшему школьному возрасту ребенок уже приобретает умение подчиняться некоторым обязательным для всех правилам как общественно выработанной системе (Элько- нин, 1989). В учебной же деятельности он сталкивается с необходимостью активного соблюдения очень большого количества норм поведения, что создает предпосылки для возникновения проблемных ситуаций в этом процессе. Ребенку бывает трудно понять и соблюдать много правил сразу. Старательно осваивая их, школьник следит за тем, чтобы и остальные выполняли эти правила. У него возникает желание, чтобы их никто не нарушал. Это создает почву для ябедничества. Как отмечает Д.Б. Эльконин, первоклассники, особенно в первые дни пребывания в школе, чрезвычайно чувствительны к выполнению всех правил. Поэтому, по его мнению, своими сообщениями на одноклассника они не столько хотят «донести» на товарища, сколько подчеркнуть, что они знают правила (Эльконин, 1989).
В возрасте 6—7 лет у ребенка формируется самооценка. Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к самому себе, которое остается одинаковым в разных ситуациях, самооценки как таковой и понимания собственной ценности у него нет. Если дошкольнику случается много раз терпеть в чем-то неудачу, то он по-прежнему любит себя, безотносительно к ситуации. Ребенок же, прошедший кризис семи лет и вступивший в младший школьный возраст, уже начинает оценивать себя в соответствии с мнением о нем окружающих, со своими удачами и неуспехами (Выготский, 1986). В этом возрасте у школьника формируется мотив социального признания взрослыми и сверстниками. В связи с этим, если ребенку мало доверяют, и он чувствует себя малозначимым, ущемленным, то у него вполне может возникнуть желание повысить свою значимость посредством ябедничания. Поскольку к семи годам ребенок уже умеет предвидеть реакцию взрослого в ответ на тот или иной его поступок, он может чувствовать себя более значимым, зная, как взрослые отреагируют на его сообщения. Такой способ поднятия самооценки и собственной значимости может закрепиться у ребенка, и он станет систематически ябедничать.
В дошкольном возрасте коллективная сюжетно-ролевая игра создает возможности для преодоления познавательного «эгоцентризма» (Пиаже, 2006; Эльконин, 1989). К младшему школьному возрасту дети уже успешно его преодолевают и осваивают процесс децентрации. То есть они начинают понимать, что точка зрения другого человека может отличаться от их точки зрения, учатся ставить себя на место другого человека и предвидеть, какие чувства он может испытать.
По мере того как дети становятся старше, большинство из них научается различать хорошие и плохие поступки, то есть у них формируется нравственность. Ж. Пиаже определял ее как уважение индивидом правил социального порядка, обладание им чувством справедливости, под которым понимается забота о взаимообмене и равенстве между людьми. Согласно Пиаже, чувство нравственности возникает у детей в результате взаимодействия их развивающихся когнитивных структур и постепенно расширяющегося социального опыта. Оно проходит две стадии: морального реализма (ориентация на взрослого и приверженность к справедливости и искупительной санкции) и морального релятивизма (ориентация на сверстника, понимание относительности правил) (Пиаже, 2006).
Общение со сверстниками
В 6—7 лет ребенок вступает в младший школьный возраст — время активного развития социального познания, которое осуществляется, в том числе, через социальное сравнение (Крайг, Бокум, 2006). Дети в этом возрасте должны научиться решать сложные ситуации, возникающие в дружеских отношениях, и разбираться в вопросах справедливости, соблюдать социальные нормы и уважать авторитеты. Поэтому они начинают присматриваться к миру людей, сравнивать себя с другими. Активное общение со сверстниками в младшем школьном возрасте открывает возможности для социального сравнения в условиях формирования Я-концепции (Цукерман, 1993). У ребенка, сравнивающего себя с другими и нашедшего себя в чем-то хуже, может возникнуть желание навредить или «отомстить» тем, у кого что-то лучше, а способом реализации негативных чувств может стать ябедничество на другого ребенка.
Особенности младшего школьника в конце начальных классов
Усвоение моральных норм и правил поведения
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, формируется общественная направленность личности. Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от 1 к 3 классу: моральные знания, представления и суждения заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными (Крутецкий, 1976). Моральные суждения учащихся 1—2 классов основаны на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях взрослого, которые дети выполняют, часто еще не понимая их необходимости. Учащиеся 3 класса уже воспринимают указания взрослых более осмысленно. Они имеют обогащенный собственный опыт и пытаются анализировать опыт других людей, ставить себя на их место.
Смена ориентации в общении от взрослого к сверстнику
На период обучения в 1—2 классах приходится первая фаза формирования представлений у детей о правилах. В это время у ребенка под воздействием взрослых развиваются понятия объективной ответственности и искупительной санкции. На протяжении всей этой стадии младший школьник, по существу, эгоцентричен, и если он и испытывает чувство тесной общности, то, главным образом, со взрослым или со старшим ребенком (Пиаже, 2006). В 3—4(5) классах дети находятся уже на второй стадии, когда они все глубже входят в общество себе подобных. Группы ровесников организуются и в классе, и в повседневной жизни, часто они объявляют себя добровольно солидарными с виновным в случае конфликта между ним и взрослым (Пиаже, 2006).
Переход от морального реализма к моральному релятивизму
В начале младшего школьного возраста ребенок находится на стадии нравственного реализма — в этом возрасте дети считают, что необходимо соблюдать все правила так, будто они являются незыблемыми принципами бытия (Пиаже, 2006). Правила для них — не абстрактная, а нерушимая реальность. О нравственности поступка ребенок в этом возрасте судит по его последствиям, а не по начальным намерениям. Поэтому младший школьник остро реагирует на нарушение общеустановленных правил. Он может сообщать о нарушениях правил другим ребенком, с тем чтобы последнего призвали к порядку.
В конце младшего школьного возраста, по Пиаже, дети вступают в стадию нравственного релятивизма (Пиаже, 2006). Теперь они осознают, что правила представляют собой согласованный продукт разных людей и, по мере возникновения потребности, могут изменяться. Это ведет к пониманию того, что не существует абсолютно правильного и абсолютно неправильного и что моральность поступка во многом зависит от его намерений, а не последствий. В связи с этим многие дети, ябедничество которых имело целью «призвать» всех к порядку и справедливости, в этом возрасте перестают ябедничать.
Психологические условия генезиса феномена ябедничества
Возникновение и развитие феномена ябедничества у детей во многом обусловлено характером общения и взаимодействия со взрослыми и со сверстниками, а также уровнем морального развития ребенка.
Задержка на этапе морального реализма, когда над ребенком все еще властвует мораль принуждения, «священности» правил и необходимости наказания их нарушившего, может стать условием возникновения феномена ябедничества. В нашей работе делается акцент именно на этом аспекте.
Огромное значение имеет также характер общения ребенка в семье. Предпосылками возникновения ябедничества могут стать негармоничная семья и неадекватный тип воспитания. Для негармоничной семьи характерно преобладание отношений власти — подчинения, отсутствие сотрудничества, партнерства, взаимопомощи и т. п. (Карабанова, 2004). Непринятие и авторитаризм со стороны родителя могут стать причиной тяжелых переживаний ребенка, нарушения его Я-концепции в форме самоотвержения и низкой самооценки. С неуверенностью в себе и низкой самооценкой ребенок может пытаться бороться двумя способами: продуктивным (работа над собой, обретение новых компетентностей) и непродуктивным (ябедничество, самоутверждение за счет унижения другого, месть).
В младшем школьном возрасте ребенок должен научиться общаться и строить совместную деятельность для достижения общих целей. Овладевая этими навыками, он должен уметь принимать на себя ответственность, быть готовым к самоограничению и даже к подчинению. По Э. Эриксону, продуктивный результат данного возраста — компетентность, определяемая способностью сотрудничать с другими в учении и труде. Противоположное компетентности качество — это инертность, одним из выражений которой является сверхконкуренция. В этом случае ребенок побуждается чувством неполноценности, стремится во всех сферах быть первым (Эриксон, 1996). В такой погоне за превосходством ябедничество может использоваться им как средство для достижения целей.
Ябедничество в любом виде предполагает обращение к взрослому. Сообщая что-то взрослому, ребенок ждет его реакции, от которой во многом зависит его собственное дальнейшее поведение. Как пишет школьный психолог М. Кравцова, само по себе сообщение ребенка может не означать ничего плохого и не нести отрицательного смысла. В этой ситуации важна реакция на нее взрослого, после которой школьник устанавливает причинно-следственные связи между своим сообщением и поведением взрослого (Кравцова, 2003). Если реакция взрослого «положительно» подкрепит жалобы ребенка, то он это может воспринять как «зеленый свет» для продолжения такого поведения.
В заключение отметим, что теоретический анализ феномена ябедничества позволяет сделать предварительные выводы, требующие эмпирического обоснования и подтверждения: ябедничество — это исторически и социокультурно обусловленный феномен, который имеет возрастную динамику и связан с уровнем морального развития. Данные утверждения стали основными гипотезами, проверяемыми в ходе проведенного нами исследования младших школьников из российских и армянских общеобразовательных школ.
Исследование
Цель исследования — выявление особенностей суждений «ябедников» и их уровня морального развития. Объектом исследования выступил феномен ябедничества младших школьников из 1-х и 3-х классов общеобразовательных школ России и Армении. Предметом исследования являлись суждения младших школьников о ябедничестве.
Операционализация основных понятий
Ябедничество/жалобы — широкое понятие, включающее в себя все сообщения ребенка о других детях, которые заключают в себе негативную информации о них.
Уровень морального развития: согласно Пиаже, моральное развитие проходит два уровня:
морального реализма, когда дети считают, что необходимо соблюдать все правила, следуя каждой их букве, считают хорошим лишь тот поступок, который им соответствует; судят о поступке не по намерениям человека, а по их материальному соответствию с установленными правилами; ориентированы на взрослого;
морального релятивизма, когда дети осознают, что правила — согласованный продукт разных людей; ориентированы на сверстников; и моральность поступка зависит от намерений, а не последствий.
Гипотезы исследования
Гипотеза 1. Существует возрастная динамика в психологическом содержании ябедничества.
Частная гипотеза: «ябедники» в 1-х классах ориентированы на правила и справедливость, «ябедники» в 3-их классах — на межличностные отношения.
Гипотеза 2. Уровень морального развития обусловливает феномен ябедничества.
«ябедники» находятся на более низком уровне морального развития (уровне морального реализма и до- конвенциональном уровне), чем остальные дети, что находит отражение в том, что в решении дилемм «ябедники» ориентируются преимущественно на следствия, а «неябедники» на намерения героев дилеммы;
в решении моральных дилемм ябедники ориентируются преимущественно на установленные авторитетным лицом правила и на наказание нарушившего их.
Гипотеза 3. Ябедничество — социокультурно обусловленный феномен.
Частная гипотеза: существуют различия между суждениями о ябедничестве «ябедников» российских и армянских школ.
Литература
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1973.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М.: Гардарики, 2004.
Кравцова М. Правдолюб или ябеда // Школьный психолог. — 2003. — №10. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200301009
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб: Питер, 2006.
Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1976.
Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. — М., 2006.
Роулз Дж. Теория справедливости. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1995.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
Эриксон Э. Детство и общество. — СПб, 1996.
Продолжение в следующем номере.