в каком возрасте мальчикам начинают нравится девочки
Интерес к противоположному полу у мальчиков начинает просыпаться с началом полового созревания, когда в организме мальчишки просыпаются половые железы и начинае вырабатываться тестостерон, или мужской половой гормон. Как правило, это происходит начиная с 10 лет, хотя у кого-то может быть и раньше или наоборот позже.
Эрекцию у мальчиков, о которой здесь пишут многие, далеко не всегда не стоит связывать с эротикой, поскольку пиписька может набухать и становиться твердой и у 3-5 летних мальчиков, но она не связана с эротикой, а носит чисто рефлекторный характер, например, при переполнении мочевого пузыря, при напряжении или при борьбе. Хотя как показывает жизнь, многие малыши еще находясь в садике, могут играть в игры типа: «Доктор», «Дочки-матери», и испытывать приятные ощущения от манипуляций со своими половыми органами.
И обычно воспитатели детских садов или нянечки могут поймать за подобными занятиями, когда во время тихого или сон-часа, нередко обнаружить что мальчишки забавляются своими письками, теребить их, тянуть и получать от этого удовольствие.
А мамаши или бабушки могут быть шокированы этим, расценивая и принимая это за ранний онанизм. Хотя на самом деле в большинстве своем дети еще не понимают сексуальный подтекст, ими движет простое детское любопыство, или подражание своим старшим братьям или подсмотренные сцены из жизни.
Здесь во многом определяется наследсвенными и индивидуальными особенностями развития. Хотя надо признать и влиянии СМИ, особенно интернета, где материалов порнографического и сексуального характера очень много, и эта реклама носит порой агрессивный и навязчивый характер, сама лезет и бросается в глаза. И отгородить от этого влияния, как и от влияния улицы, двора, где в основном и происходит сексуальное просвещение, и обмен опытом, также не представляется возможным!
Впрочем трудный он наверное не столько для родителей и взрослых, сколько для самих подростков, это возраст смятения, первой влюбленности и мн. др. Они сами порой не могут понять что с ними происходит, и поэтому как никогда нуждаются в родительском понимании, поддержке, чего к сожалению у нас пока нет. Отсюда и проблемы, конфликты и пр.
Психосексуальное развитие личности: от младенчества до раннего подросткового возраста
Психосексуальное развитие – это процесс полового созревания и самосознания человека, которое сопровождается формированием его сексуальной ориентации и принадлежности к определенному полу. Этот процесс начинается еще утробе матери и заканчивается примерно к 25 годам.
Первым теорию о психосексуальном развитии человека и его этапах описал известный ученый Зигмунд Фрейд. Он поделил период сексуального становления личности на несколько фаз, каждой из которых характерны определенные изменения в самосознании и поведении ребенка, а потом и взрослого человека.
От начала жизни до трех лет
В отличии от представления некоторых родителей, психосексуальное развитие ребенка начинается отнюдь не в подростковом возрасте. Этот процесс зарождается еще во внутриутробном периоде, когда определяется пол ребенка и формируются половые органы.
После рождения, психосексуальное развитие младенца продолжается в тесном взаимодействии с родителями, поведение и отношение которых, как уже было сказано, сильно влияет на становление его личности.
В этом периоде очень важен физический контакт с матерью. Ученые сходятся во мнении, что чем больше мама берет малыша на руки, обнимает, тем больше у него будет доверия к окружающему миру и людям. Также подобный контакт положительно влияет на восприятие ребенка самого себя, воспитывает чувство уверенности в себе и принятии своего тела.
«Кто я: мальчик или девочка»: от года до трех лет
В этот период ребенок постепенно осознает свою половую принадлежность. Он начинает понимать, кто он – мальчик или девочка и что взрослые делятся на «дядей» и «тетей». Если полуторагодовалый карапуз может еще равнодушно относиться к тому, что взрослые неправильно называют его пол, то трехлетка – скорее всего уже будет сердиться.
Трехлетка уже не только понимает свою гендерную принадлежность, но и принимает ее как единственно правильную. Мальчик начинает стремиться быть «как папа», девочка – «как мама». Именно с этого возраста уже важно, чтобы с ребенком проводил время и потихоньку включал в какую-то помощь родитель одного с ним пола.
Кроме того, малыша интересуют его половые органы, он начинает изучать их: рассматривать, трогать. Это нормально, если вы не будете специально заострять на этом внимание – это скоро пройдет.
«Как я появился на свет»: период с 3 до 5-7 леТ
Примерно с трех лет ребенок начинает активно интересоваться, как устроено его тело и тела его друзей. Он может задавать вопросы, почему же половые органы мальчиков и девочек разные. Почему мама и папа спят вместе, а он или она – одни. Также – как они появились на свет и почему происходит именно так.
Следует понимать, что любопытство детей носит чисто поверхностный характер, а не сексуальный или эротический. Чтобы удовлетворить его, нужно давать четкие, правдивые ответы и ребенку этого пока будет достаточно.
Удовлетворить свое любопытство насчет строения тела, дети могут и сами, играя в игры, которые позволяют сделать это беспрепятственно. Например, в «доктора», когда на «приеме» нужно раздеваться. Становясь более взрослыми, ребенок выбирает игры, в которые играют дети одного с ним пола. Мальчики – «войнушки», «стрелялки», девочки – куклы.
При этом, мальчики могут не принимать в свои игры девочек, мотивируя это тем, что эти игры не для них. А девочки – прогонять от себя мальчиков. Но чаще дошкольники еще достаточно лояльно относятся к общению с детьми и своего, и противоположного пола. Так, например, для игры «в семью» девочки могут привлекать мальчиков в качестве пап и сыновей.
Что важно: родителям нужно помнить, что отношение к половым органам у ребенка формируется такое же, как относятся к ним они сами. Поэтому, разговаривать на эту тему лучше без жеманства, заминок и ни в коем случае не пренебрежительно. Негативное высказывание родителей к гениталиям, разговор на эту тему, как о чем-то «грязном» и «недостойном», может привести к тому, что ребенок будет негативно относится к своему телу. Во взрослой жизни это чревато глубокой неуверенностью в себе, а в сексуальном плане – фригидностью или импотенцией.
С другой стороны, если ребенок не задает подобных вопросов, это еще не значит, что они его не интересуют. Следует понимать: если эти вопросы задаются не родителям, то существует вероятность, что ребенок задает их кому-то другому и получает на них ответы.
Родителям на заметку: важно присматриваться к детям во время игры, к тому, какие роли они выбирают. Ведь для детей игра – это возможность проявить себя, для них она не отличается от действительности. Если мальчики выбирают женские роли и модели поведения, а девочки – мужские, это может свидетельствовать о нарушении полоролевого развития. Если же и в повседневной жизни они просят называть их именами противоположного пола, мальчики – считать их девочками, а девочки – мальчиками, это уже может говорить о нарушении половой аутентификации.
Период с 7 до 12 лет: формирование полоролевого поведения
Психосексуальное развитие продолжается. Мальчики все больше идентифицируют себя с мальчиками, девочки – с девочками. Закреплению этих ролей способствуют игры и каждодневный быт семьи. Мальчики усваивают модель поведения мужчины благодаря отцу, девочки – модель женщины благодаря матери.
Дети на этом этапе могут стать более стыдливыми, осознавая, что они нравятся противоположному полу. Но в этот момент они уже обращают внимание на свою внешность, беспокоясь о том, насколько она соответствует эталонам, принятым в кругу их сверстников.
В период младшего подросткового возраста (9-12 лет) может появиться первая детская влюбленность. Это значит, что ребенок вступает в платоническую стадию психосексуального развития. Дети учатся знакомиться, обращать на себя внимание, находить общий язык с противоположным полом.
В таких отношениях еще нет сексуальной составляющей. Дети общаются на разные темы, изучают интересы друг друга. Мальчики учатся ухаживать за девочками, а девочки – принимать ухаживания мальчиков. Эта стадия во многом формирует эмоциональную и чувственную сторону будущих серьезных отношений.
Родителям на заметку: вышеописанные варианты поведения – норма для подобного периода, но могут быть и отклонения. Например, чрезмерно кокетливое поведение девочек 5-10 лет, поцелуи с мальчиками могут сигнализировать о повышении сексуального влечения, что для детей этого возраста не характерно. У мальчиков такое отклонение может проявляться в желании прижаться к телу родственниц, посторонних женщин, часто притрагиваться к гениталиям.
Но такое поведение может быть обусловлено и нехваткой внимания. Шокирующие выходки, за рамками приличий, обязательно вызывают резонанс и позволяют быть замеченными. Второй психологической причиной вроде бы отклоняющегося сексуального поведения может быть не умение соблюдать личные границы окружающих, недостаточно четкое понимание того, как можно и как нельзя себя вести в отношении других людей.
Поэтому первый специалист, к которому имеет смысл обратиться, если что-то настораживает вас в отношениях ребенка со сверстниками или его психосексуальном развитии – детский психолог. Его консультация позволит разобраться в причинах нарушения и определить, какого рода помощь нужна в каждом конкретном случае. Своевременное обращение к психологу позволит скорректировать ситуацию и не допустить формирования отклонений сексуального поведения в будущем.
Как видите, каждый этап психосексуального развития привносит свои изменения в характер и становление личности ребенка. Важно знать их, наблюдать за своими детьми, а при необходимости не бояться обращаться к специалисту.
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
Как понять, что ты нравишься парню? Объясняем дочке-подростку
Однажды ваша дочь повзрослеет. Мальчики начнут за ней ухаживать. И у нее невольно возникнет вопрос, как определить, нравится ли она парню. Или же он просто проявляет свое уважение к ней.
Наверняка дочка задаст вам соответствующий вопрос. Вы сможете поговорить с ней об этом. И объяснить следующим образом, нравится она парню или нет.
Принципы, по которым можно определить, нравится девочка мальчику или нет
Существует огромное количество признаков, благодаря которым можно выяснить, нравится ли девочка мальчику. Расскажите о них своей дочке. И пусть она понаблюдает за действиями парня через их призму.
Жесты
В первую очередь, скажите дочке посмотреть на обувь подростка. Пусть обратит внимание на его носки. Точнее, на то, куда она повернуты. Если в сторону девочки, то это хороший знак. Скорее всего, парню она нравится.
Пусть девочка обратит внимание на жестикуляцию мальчика. Если он повторяет то же самое, что делает она, это тоже хорошо. По той причине, что бессознательно копирует ее действия. А значит испытывает симпатию.
Пусть дочка обратит внимание на положение туловища подростка в пространстве. Оно должно быть направлено по отношению к девочке. Также, обратить внимание нужно и на плечи. Если они широко расправлены, то это тоже очень хорошо. Поскольку эта стойка показывает желание парня казаться более мужественным. А также солидным. Поступают подобным образом только по отношению к девушке, которая нравится.
Визуальный контакт
Если дочка уже ведет беседы с подростком, то пусть обратит внимание на его глаза. Если они расширены, когда он смотрит на нее, то это хороший знак. Скорее всего, девочка ему нравится.
При этом, глаза могут сказать и о плохих перспективах на отношения. Если тинейджер постоянно смотрит на лоб девушки, то ему интересна только деловая сторона вопроса. Если периодически смотрит то на губы, то на глаза, то это сигнал о том, что подросток хочет дружить с девушкой. И не имеет больше никаких других намерений.
Если тинейджер постоянно отводит глаза во время общения со своей девушкой, то это тоже может положительно проявляться. Скорее всего, девочка ему нравится. И он хочет с ней пообщаться.
Скажите дочке провести эксперимент для парня
Наверняка определить, нравится девочка парню или нет, она может с помощью специального эксперимента. Его нужно провести для подростка. Сделать это очень просто. Девушке просто нужно попросить тинейджера помочь.
Если он откажет, то, скорее всего, дама ему не нравится. Если согласится и будет помогать с энтузиазмом, то, скорее всего, симпатия присутствует. Особенно, если тинейджер будет постоянно разговаривать с дамой сердца во время этого процесса. И проявлять различные знаки внимания.
Во время разговоров также нужно учитывать, что конкретно подросток спрашивает. Если он интересуется личной жизнью, а также интересами, значит симпатия присутствует. Если подросток говорит о чем-то отвлеченном, значит причина помощи кроется в другом. И как партнер для отношений девушка ему неинтересна.
Прикосновения
Если девушка нравится подростку, то он будет часто трогать ее за руки, плечи. Если вдруг тинейджер случайным образом дотронется до руки девушки, то он оставит ее. Не будет пытаться одернуть.
Особое внимание нужно обратить на «обнимания». Влюбленный подросток будет стараться в любой момент обнять девушку. Под любым предлогом.
Также, стоит обратить внимание и на необычные прикосновения. Например, когда тинейджер как бы случайно задевает даму сердца руками. Всячески треплет ее за уши. В шутку трогает за щеки. И так далее.
Скажите девушке посмотреть на то, как именно парень дотрагивается до нее. Если спонтанно и не очень уверенно, то это отличный знак. Значит, он влюблен.
При этом, нужно обратить внимание на действия тинейджера с другими девушками. Если он поступает определенным образом только с вашей дочкой, то чувствует симпатию к ней. Если же тинейджер постоянно со всеми флиртует, то это очень плохо. По той причине, что, скорее всего, симпатии к девочке он не испытывает. Вполне возможно, что для него подобные прикосновения ничего не значат.
Комплименты
Если тинейджер регулярно говорит девушке комплименты, то это хорошо. Скорее всего, он испытывает к ней симпатию. Хорошо, если тинейджер не только говорит комплименты, но и проявляет другие знаки внимания:
Парень краснеет и ведет себя странно
Если тинейджер общается с девушкой скованно, неуверенно и регулярно краснеет, то она, скорее всего, ему очень нравится. Симпатия проявляется в постоянной растерянности. А также неловкости.
Скажите девушке понаблюдать за парнем в то время, когда он общается с другими дамами. Если с ними он более развязан и не стесняется разговаривать, то это хороший знак. Скорее всего, тинейджер действительно влюблен в девушку. И поэтому очень стесняется.
Какие еще признаки указывают на то, что парень влюблен в девушку?
Определить, что парень влюблен в девушку, можно по следующим признакам:
Заключение
Понять, нравишься ты парню или нет, можно на интуитивном уровне. Бывают ситуации, когда мальчики действуют совсем не по шаблону. А в разрез с ним. Но, тем не менее, являются сильно влюбленными в девушку. И хотят начать с ней встречаться.
Скажите дочке слушать свое сердце. То, что оно ей подсказывает. А не гадать на каждой встрече, нравится она подростку или нет. Если он позвал ее на свидание, то, скорее всего, симпатия присутствует.
Отношения подростков: Как развиваются? В каком возрасте начинаются? Рекомендации родителям
Наши дети растут. В подростковом возрасте у них появляется первая любовь. Начинаются отношения, свидания, совместные прогулки, походы в кино.
Мы расскажем о том, в каком возрасте у детей появляются отношения. Как они развиваются на разных этапах их жизни. А также дадим рекомендации родителям по тому, как реагировать на то, что сын/дочь встречается с кем-либо.
В каком возрасте и как развиваются отношения подростков?
12-13 лет
Первая любовь у подростков появляется в относительно раннем возрасте. Примерно в двенадцать-тринадцать лет.
В это время подростки гуляют на улице. Ходят в кинотеатры. На выставки. В театры. Проводят все свободное время вместе. Обнимают друг друга и целуются в щеки.
14-16 лет
В четырнадцать и шестнадцать лет отношения подростков выходят на новый уровень. Они начинают гулять допоздна. Ходят не только в кинотеатры, на выставки, в театры, но и в кафе. Например, в кофейни. Или фаст-фуд рестораны.
Подростки 14-16 лет уже целуются не только в щеку. Но и дарят друг другу французские поцелуи. В этот период очень важно провести разговор о близости.
16-17 лет
В период с шестнадцати до семнадцати лет подростки начинают выводить отношения на новый, более серьезный уровень. Они чувствуют настоящую любовь. Заботятся друг от друге. Ведут себя, как настоящая семейная пара.
В этот период у них с большой вероятностью произойдет физическая близость. Вам нужно провести разговор со своим ребенком. Объяснить ему то, какие средства контрацепции нужно использовать. Как нужно вести себя во время этого процесса. Как соблюдать гигиену. И так далее.
В период 16-17 лет вам нужно будет в обязательном порядке познакомиться с родителями парня/девушки своего ребенка. Обменяться с ними контактными телефонами. Для того, чтобы в случае экстренных ситуаций созваниваться. И решать возникшие проблемы ваших детей вместе.
Познакомьтесь и со второй половинкой вашего ребенка. Примите его. И относитесь к нему лояльно.
Даже если вторая половинка ребенка вам не нравится, не нужно говорить об этом. Учитывайте, что в этом возрасте отношения не очень серьезные. Через несколько месяцев (или лет) они могут закончиться. Но если вы вмешаетесь в них сейчас, то ребенок будет винить вас. И на всю жизнь запомнит, что вы, якобы, мешали его отношениям.
Рекомендации родителям по тому, как вести себя, когда ребенок с кем-то встречается
Поддерживайте отношения с родителями второй половинки вашего ребенка
Периодически коммуницируйте с родителями второй половинки вашего ребенка. Поздравляйте их с праздниками. Созванивайтесь. Обсуждайте различные вопросы. Приглашайте на праздники (если вам интересно с ними общаться).
Ваш ребенок будет рад лояльному отношению. Ему будет нравиться то, что вы приняли его избранника/избранницу. И с радостью общаетесь с родителями.
Также, подобное общение будет полезно и для вас. Вы не только сможете весело проводить время в кампании другой семьи, но и у вас появится возможность проще осуществлять контроль за чадом.
Не влезайте в отношения вашего ребенка
Многие родители допускают серьезную ошибку и пытаются вмешаться в те или иные отношения. Однако, эта тактика не приводит ни к чему хорошему. Кроме ссор с ребенком.
На дворе двадцать первый век. Есть огромное количество способов, с помощью которых можно обойти запреты на общение со своей второй половинкой. Учитывайте, что в подростковом возрасте у детей проявляется юношеский максимализм.
Если вы запретите подростку общаться со своей второй половинкой, то он не послушается. Будет продолжать встречаться тайно. В результате, вы не добьетесь желаемого. Но ваши отношения с ребенком испортятся.
Что делать, если вам категорически не нравится избранник/избранница вашего ребенка?
Если существует определенная проблема, то расскажите о ней. Попытайтесь сделать так, чтобы ребенок понял суть вопроса. После этого дайте подростку возможность обдумать сказанное вами. И понять, имеет ли смысл встречаться с избранником дальше.
Разговор нужно проводить спокойно. Ни в коем случае не повышать голос. Не оскорблять вашего ребенка. Ни в чем его не обвинять. И не пытаться задавить морально.
Лишние нервы приведут к тому, что ребенок откажется вас слушать. И разговор не будет плодотворным.
Расспрашивайте ребенка о его отношениях
Проявляйте искренний интерес к отношениям ребенка. Периодически заводите о них разговор. Расспрашивайте, как дела у них со своей второй половинкой. Узнавайте, чем они занимались. Какие фильмы посещали. Какие подарки друг другу дарили на тот или иной праздник. И так далее.
Вашему ребенку очень понравится то, что вы интересуетесь его отношениями. Проявляете уважение к его избраннику/избраннице. А также всячески пытаетесь поспособствовать дальнейшему развитию отношений.
Установите правила: Идти на свидание можно только после выполнения собственных дел
Несмотря на то, что у ребенка уже есть отношения, он пока еще живет в вашем доме. И должен выполнять дела, порученными ему. Идти гулять он должен только после них.
Например, по приходу домой из школы ребенок должен выполнить домашнее задание. Помыть посуду. И протереть пыль с полок. Идти гулять он сможет только после выполнения этих задач.
В подобном подходе есть несколько плюсов. Во-первых, ребенок научится не откладывать свои дела, когда находится в отношениях с кем-либо (а значит не ставить другого человека выше себя). Во-вторых, подросток научится самодисциплине и тайм-менеджменту. Чтобы поскорее выйти гулять со своей второй половинкой, подростку предстоит сразу взяться за дела. И справиться с ними как можно быстрее.
Установите ограничения по тому, во сколько ребенку можно возвращаться домой
В обязательном порядке установите ограничения по времени возвращения домой. Если у вас подросток от двенадцати до шестнадцати лет, то он должен приходить максимум в 21:00. Если у вас подросток от семнадцати до восемнадцати лет, то ему можно приходить домой в 22:00. Но не позже.
Дело даже не в том, что ребенок маленький. Возвращаться домой рекомендуется не позже 22:00 из соображений безопасности. Поскольку ночью совершается наибольшее количество преступлений.
Можно ли разрешать ребенку оставаться у своей второй половинки с ночевкой?
В период с двенадцати по шестнадцать лет разрешать ребенку оставаться со своей второй половинкой ночевать мы не рекомендуем. Ничем хорошим это не закончится. Вряд ли подростки будут просто играть в монополию и развлекаться.
Заключение
Вы должны быть готовы к тому, что ребенок рано или поздно начнет с кем-то встречаться. Не стоит думать, что это плохо. Каждый человек должен пройти через отношения и любовь. Набраться опыта для того, чтобы в будущем построить крепкую, любящую семью.
Когда у ребенка появятся серьезные отношения, поддерживайте его во всем. Он должен видеть вашу заботу и любовь. Чтобы иметь хорошую самооценку.
Из чего только сделаны мальчики и девочки?
Врач-гинеколог Анна Мустафина, представитель общественной организации «Врачи за жизнь» о том, как формируется половое влечение, как развиваются девочки и мальчики, к чему приводит ранняя половая жизнь.
Во внутриутробном возрасте в шесть недель формируются яички у мальчиков и яичники у девочек, эти органы начинают функционировать, выделять гормон, соответствующий полу. Зачатки у девочек и мальчиков одинаковые, но благодаря действию половых гормонов эти зачатки становятся женскими органами или мужскими. Гормоны отвечают за половую дифференцировку мозга. Женщины хуже ощущают границы своего тела, габариты своей машины. Им не так легко на глаз определить расстояние и размеры чего-либо. Поэтому ориентировка в пространстве у мужчин лучше.
Есть много отличий в психике, поведении в зависимости от пола. Например, мальчики лучше видят движущиеся предметы, а статичные — не очень. Женщины необоснованно злятся на своих мужей, мол, смотрят и не видят. Способность воспринимать цвета: у женщин шире спектр восприятия цвета, а среди мужчин редкость увидеть оттенки. Когда жена говорит принеси нежно-розовое полотенце, супруг может принести белое или бежевое.
Хорошо бы в школе преподавать основы психологии, благодаря таким вещам многих конфликтов в семье, на работе можно было бы избежать. Различия в психике должны учитывать и педагоги. Для мальчиков важно, чтобы учитель двигался, жестикулировал, приводил примеры, на уроке нужна динамика. Девочкам подходит и более спокойная подача материала, так как они способны сохранять внимание, если преподаватель пассивен. Не зря раньше были раздельные гимназии для девочек и мальчиков, таким образом учитывалось отличие в развитии, освоении материала.
Даже у совсем маленького ребёнка поведение уже согласно полу. Посмотрите: одну и ту же машинку дали мальчику и девочке. Первый её катит, издаёт звуки мотора, тормозов, а девочка положила в машинку куклу и везёт её. Это в год с небольшим, когда дети себя не осознают ещё, но поведение, повадки мальчиков и девочек различны. Осознание своего пола приходит года в три, тогда же, когда происходит третий кризис сепарации: малыш начинает эмоционально отделяться от мамы и осознаёт, что его желания могут не совпадать с её желаниями. Каждый родитель может вспомнить эти бесконечные «я сам», «я больше», «нет!». Конечно, это общие тенденции, все индивидуальны, встречаются девочки, как мальчики и, наоборот. На это могут влиять гормоны, которые мама принимала во время беременности, например у женщины повышен уровень андрогенов, и ей прописывают препараты для их снижения. Соответственно эти таблетки могут повлиять на уровень тестостерона у мальчика, и половая дифференцировка мозга будет не так очевидна. Мы знаем, что есть чувствительные мужчины с тонким восприятием, с развитым чувством эмпатии, с умением эмоции проживать.
Вернёмся к младшему возрасту. Дети до трёх дет могут изучать своё тело, трогать разные его части, в том числе половые органы. Иногда вы можете заметить, что ребёнок как будто бы мастурбирует. Не надо бурно и эмоционально на это реагировать: «Какой кошмар, ужас», это только зафиксирует подобное поведение и усилит интерес к таким действиям. Хуже всего, если за этого ещё и наказывают. От малолетнего ребёнка требовать контроля за своими поступками не разумно, потому что у него пока нет коры мозга, отвечающего за действия. До 7 лет – это младенец. (Даже причащают без исповеди, в записках поминают как младенца). Он делает без умысла: случайно дотронулся, стало приятно, повторил. Нужно понять, почему он или она дотрагивается. Может быть, в интимной зоне зуд, памперс вовремя не поменяли — запрело и раздражается. Или тесная одежда, тугое бельё. Или острица (крошечные паразиты, живущие в кишечнике) вылезла из ануса и щекочет в паховой области. Это может быть кандидоз, молочница, у девочек, как реакция на принимаемые антибиотики. Именно некий дискомфорт заставляет детей дотрагиваться, чесать, а потом приходят мысли: «А тут приятно!» Не виня ни малыша, ни себя, устраняем причину. Второе — если ребёнку нечем заняться, он будет заниматься тем, что у него есть. Чем насыщеннее и интереснее у девочки или мальчика жизнь, чем больше с ним общаются взрослые, его ровесники, тем меньше у него времени «осматривать» себя. Жизнь ребёнка должна быть подвижной, не на стульчике весь день сидеть в безделье, от неподвижности происходит застой венозной крови в малом тазу, что ведёт тоже к рукоблудию. (Это и взрослых касается)
У маленького человечка наряду с едой, сном и прогулками на свежем воздухе, есть потребность в познании мира, общении. Он открывает мир через игру, через чтение книг. Надо занимать его.
Формирование материнства
До трёх лет идёт первый этап онтогенеза родительства, развитие, формирование родительского поведения.
Первый этап — как мы обращаемся с ребёнком с самого рождения, реагировали на его плач, брали ли на руки не только для кормления и переодевания, но и для общения. С 3–6 лет – второй, игровой, этап онтогенеза. Девочке важно играть в куклы, пупсов, которые похожи на грудничков. Кстати, у мальчиков формируется чувство отцовства. Это нормально, если мальчик играет в пупсов, он тоже проигрывает свою роль – отца. Если вы берёте вместо пупсов лошадок, кисок или ещё кого-то, то будьте готовы, что у вас вместо внуков будут собачки, киски. Покупайте симпатичных пупсов, есть такой феномен запечатления образа в головном мозге, не надо дарить кукол, похожих на монстров с искаженными пропорциями лица и тела.
С 5 до 10 лет такое явление как мастурбация может присутствовать, но она уже контролируется корой мозга. В этом возрасте ребёнку можно что-то объяснить. Важно как вы сами относитесь к половым органам. Не считаете ли их «срамом», грязным местом. На самом деле в норме самым чистым местом являются именно половые органы: во влагалище живет только один вид микроорганизмов: молочнокислые палочки. Они выделяют в процессе своей жизнедеятельности молочную кислоту и немного перекиси водорода и эти вещества не дают там вырастать никаким другим микробам. А в матке совсем стерильно. Там колыбель для будущих детей. Как же может быть колыбель грязной? Наоборот, мы стремимся сохранить чистоту этих органов, мыть руки прежде чем их потрогать. А вот их самих достаточно мыть с водой, чтобы мылом или гелем не убивать те самые дружественные молочнокислые палочки.
У ребенка нужно воспитывать нормальную самооценку. Если у него занижена самооценка, в будущем он позволит себя использовать. Чувство собственного достоинства прививается, когда он понимает, что нужен, важен, его границы не нарушаются, с ним уважительно разговаривают. Посмотрите, ребёнка всю жизнь пинают, оскорбляют, и вдруг появляется человек, который разговаривает с ним ласково… Обделённый дома любовью и вниманием мальчик или девочка побежит за таким взрослым на край света, позволит «доброму» прохожему делать с собой всё, что тот захочет. Просто за ласковое слово, за улыбку. На чём все педофилы играют? Приятно говорят, обвораживают своим «Ой, какой ты мальчик, ой, какая ты девочка!»… И малыш растаял. Конкретный случай из практики психолога. Бабушка оставила внучку на несколько минут на улице, предупредив: «Стой здесь и никуда не ходи, я сейчас вернусь» А с девочкой дома общались исключительно командами: не делай, не трогай, отойди, быстро ешь. К ребёнку подходит мужчина и радостно говорит: «Вот ты где! Я тебя так долго искал, пойдём со мной быстрее». Он даже конфеткой её не поманил, котёнка не пообещал показать, а девчушка сразу последовала за чужим.
Когда ребёнок понимает, что он желанный и любимый дома, конечно, каждый может вспылить, рассердиться, накричать, но если в семье царит любовь, то он ни с кем никуда не пойдёт. Ребёнок свою ценность будет сам осознавать, и «хороший» дядя со своими красивыми словами не нужен. Берегите чувство достоинства ребёнка, не надо ломать его через колено. Когда вы увидели ребёнка, который слишком сильно сжимает свой пенис или девочки трут сильно область клитора, вы спокойно их погладьте по спине, обнимите, отвлеките разговором. Переключите на что-то другое. И потом, когда сами успокоитесь и соберётесь с мыслями выберите момент, когда никто другой не слышит, поговорите с ребёнком. Объясните, что это не полезно так сильно сжимать писю, или так сильно её растирать, что эти органы предназначены для деторождения. Их надо беречь для этого. Сейчас пока оставить в покое.
С большой любовью и уважением говорите, ласково, без всяких угроз. Некоторым детям нужно несколько таких бесед, повторений объяснения. Кому-то один. Если не услышал ребёнок с 5–6 раза задумайтесь о психологической помощи. Сначала сами поговорите с психологом. Потом возможно и с ребёнком стоит поработать: важно выяснить что за стресс он старается пережить с помощью мастурбации. Может быть, в детском саду грубый воспитатель или есть ровесник, который его обижает, или в школе проблемы, или кто-то из членов семьи, или что-то ещё.
Если вы застали ребенка за рукоблудием, не надо впадать в агрессию. Какими грубыми словами обзывают девочек и мальчиков свои же родители. Не надо пугать: «как ты мог или могла, ты хуже всех» Домашние сами навешивают на детей ярлыки. Во-первых, надо нормально называть органы – не пирожками, ни булочками, ни бубликом и так далее, пусть это будет не медицинский термин – вагина, пусть это будет писа. Это тоже в целях безопасности. Например, реальный случай из психологической практики. У девочки называли интимное место печенькой. Однажды она плачет: «Дедушка ест, трогает мою печеньку. (Это не родной дедушка, а муж бабушки). Взрослые, думая, что речь идёт о кондитерском изделии, смеялись, мол, тебе, что жалко, пусть угостится. На самом деле, пожилой мужчина совершал развратные действия в отношении малолетней. Страшен момент не тот, который на улице происходит, а в семье. Не стесняться называть вещи своими именами, почему мы смущаемся, потому что нам когда-то в детстве тоже сказали, что это грязные части тела. Я, как врач-гинеколог, говорю, что самое чистое место – это матка. Там стерильно, там живут дети. Нужно относиться как к остальным частям тела.
Вы уважительно с ребенком, и он будет к вам также относиться, в семье у взрослых и детей будет доверительное отношение. Если кто-то в будущем будет проявлять нездоровый интерес, ребёнок не побоится рассказать вам, не побоится, что его накажут или поругают. Родители же не круглые сутки с детьми. Это может быть и тренер в спортивной секции, и сосед, и работник в школе. Не всегда возможно отследить, у людей с извращениями такие хитрости и уловки, поэтому важно, чтобы дети с вами разговаривали. Если вы его застали, когда он трогает половые органы, у вас ужас на лице, он понимает, что произошло что-то страшное, и он в будущем будет бояться с чем-то поделиться. Он будет не помощи у вас искать, а думать о том, что снова увидит ужас на лице. Надо рассказывать, объяснять, опять же занимать и отвлекать ребёнка. Только так строятся доверительные отношения.
Опять обращусь к случаю из практики. Пациентка рассказывал: «С нами жил дядя, мамин брат, вернулся из армии, был в горячей точке, он меня сильно любил. Ему поручали меня укладывать спать. Было тогда было три с половиной года. Пока он купал, переодевал, везде-везде гладил. Было приятно, но я понимала, что это неправильно. Я не могла никому рассказать, хотя чувствовала, что что-то не так. Злилась на маму и бабушку, которые сидели на кухне в это время и ничего не видели. Мне стыдно, потому что приятно.» Женщина смогла об этом рассказать только в 35 лет на приёме психолога! Этот родной дядя страдал блудной страстью, ни одной юбки не пропускал и ещё родную малолетнюю племянницу использовал.
От 6 до 12 лет третий этап онтогенеза – нянченье. Хорошая идея – разновозрастные детские сады. В многодетной семье такой проблемы нет, хочешь не хочешь, а ухаживать за младшими. Современный ребёнок живёт один в квартире и куча игрушек.
Взрослеющая дочка
Теперь мы подходим к взрослению девочки.
Примерно с 10 лет формируется гипоталамо-гипофизарная связь с яичниками и выстраивается пятиуровневая регуляция менструальной функции. С 12 до 15 лет – нормальный возраст наступления менструации. Сегодня идёт тенденция к уменьшению возраста и порой с 11 и даже с 10 лет девочки становятся девушками. Это считается ранняя менархе (первая менструация). А до 10 лет – преждевременная. Есть ряд факторов, вызывающих преждевременное и раннее половое созревание. Стимуляция чисто механически – это мастурбация и извращённые действия со стороны взрослых. Не забываем про визуальные стимуляции, например просмотр детьми «взрослых» фильмов с откровенными сценами (к сожалению, распространено ошибочное мнение: маленькие, ничего не понимают). Нескромные наряды у окружающих тоже провоцируют раннее созревание. Казалось бы, безобидная вещь – мультфильмы. Тем не менее с их выбором тоже надо быть осторожными. Например, сюжеты про фей, у которых пропорции тела – размер головы и длина ног, как у 5‑летней девочки, а грудь и бёдра, как у взрослой. Неполезно смотреть на таких героев, а также подобных кукол.
Происходят большие энергозатраты, потому что организм переформатируется, перепрошивается – за короткий срок скелет, фигура из девичьего превращается в женский. Влечение остаётся платоническим. У девушек и так много задач – установить пять уровней регулирования циклов, дни недомогания проходят непросто, бывают сильные боли, циклы нерегулярные. Когда же это всё оформилось годам к 15–16, появляются силы на кокетство, самостоятельность. Многое в поведении подростка, если не всё, зависит от отношений с родителями. Должны быть доверительные отношения, дочка должна знать, что её не поругают, не оттолкнут, не будут над ней смеяться, когда она взрослеет. Например, дома над выросшей грудью не будут смеяться, ладно, брат или младшая сестра подкалывают, так дразнить может и папа, а хуже всего мама.
В этом возрасте у молодого поколения проявляется стеснительность. Если нет возможности подросшему ребёнку выделить отдельную комнату, надо придумать какое-то его не нарушаемое пространство, кровать отделить занавеской или ширму поставить. В этот момент надо быть бережным к подростку. Особенности у подростка – они крайне чувствительны к себе и к своим эмоциям и чёрствы к окружающим. Эмпатия у них пока ещё не развилась. Об этом писали ещё советские психологи: для этого возрасты быть эгоистом нормально. Это не навсегда, но постепенно обучайте думать и о других, учитывать чужие интересы. Вы сами держите границы и уважайте границы взрослеющих детей. Выделили угол для подростка, не заходите туда без его ведома, можно даже придумать что-то наподобие «тук-тук, можно к тебе заглянуть?», а не так: «Что ты здесь делаешь? Опять всё разбросано?» Вы к подростку уважительно, и он будет к вам уважительно. Вы оскорбляете подростка, и он так будет делать. Он – ваше зеркало. Если сын или дочка ругается нехорошими словами, вспомните, может, и вы так говорили?
В этот период, примерно до 16 лет, у подростков появляется брезгливость к младенцам, отвержение их. Это нормально, когда старшеклассница не хочет возиться с малышом и не надо заставлять её. Встречается ситуация: дочка, будучи дошкольницей, упрашивала маму подарить братишку или сестричку, а малыша всё не было и не было. Наконец, дача, машина куплены, ипотека выплачена: можно и второго родить. А старшая уже этап нянченья прошла, у неё другие интересы. Это нас новорождённые умиляют, а подросткам они неприятны. Возможно, так создано, чтобы не было преждевременных, ранних связей, а как результат — беременностей.
Взрослеющий сын
Что происходит с мальчиками? Идет воздействие мужских гормонов, скелет формируется по мужскому типу, кость становится плотнее. Сын может вырасти на 12 см за год, (до полового созревания за год примерно на 6 см). Случается, что некоторые ребята даже встать не могут, кости растут, а мышцы за ними не успевают. Аппетит усиливается, ест за троих. Ему нужно кальций, белок, витамины. Если чего-то не хватает в организме появляется эмоциональная лабильность. Огрызается, агрессивно ведёт себя – это признак дефицита витаминов, а не плохого воспитания. Сдайте кровь на все микроэлементы, проверьте, чего не хватает. Поговорите с ним, расскажите, что он может испытывать разные эмоции, дайте ему разрешение на эмоции. Себя вспомните в этом возрасте, сейчас нам кажется пустяком, а тогда, какая трагедия была по поводу появившейся горбинки на носу, прыщиков на лице. А сколько переживаний вызывает слишком высокий или слишком маленький рост, лишний вес или кажущаяся полнота. В переходный возраст у мальчиков наблюдается гиперандрогения — избыток половых гормонов, у подростков тестостерона больше, чем у взрослого мужчины. Такой скачок гормона у юношей необходим для формирования скелета, но есть и побочные действия – отсутствие страха, появление агрессии. Также появляется эстроген и пролактин (женские гормоны), из-за чего может расти грудь, временное явление, но ребят, конечно, такое пугает. Если с сыном есть диалог, если он понимает, что вы не сделаете ему больно, он с вами поделится. Если же нет, он будет в себе все переживания носить. Нередко родители говорят подростку: ты уже взрослый, сам разбирайся. Да, ему нужна некая дистанция, но и ласка близких – тоже. Когда-то ему надо побыть одному, а когда-то он опять хочет прижаться к маме, как в детстве. У мамы может быть отторжение, она сына может отталкивать от себя, потому что от его тела исходит жуткий запах. Женщина пугается: это другой какой-то человек, её сын ещё недавно пахнул сладким маленьким ребёнком. У матери могут быть свои проблемы с супругом, на работе. Иногда взросление сына накладывается на мамин климакс. Одно на другое накладывается, и у мамы не всегда хватает внутреннего тепла, чтобы принять изменения в повзрослевшем. Родителям надо самим ходить к психологу, разбираться с кризисами в семье, не затягивать проблемы со здоровьем. Не детей-старшеклассников таскать по специалистам, а себя. Говорить на приёме, что у моего сына или дочери подростковый период, и я не справляюсь с ситуацией. Взрослые должны быть контейнером для эмоций ребёнка, а не наоборот.
Что же происходит, если родители сами застряли в подростковом психологическом возрасте, если не понимают, что происходит с их растущими детьми?
Родственные души
Подростки начинают друг с другом взаимодействовать, их тянет друг к другу, они встречают родную душу. Их дома не понимают, на них кричат, их ругают, что-то требуют. Ребёнок в школе, на улице находит такого же подростка, не нашедшего дома понимания. Два юных существа прекрасно друг друга понимают. А что происходит, когда юноша с девушкой начинают друг друга понимать? Они начинают восполнять родительскую ласку, родительский контакт. Ошибочно думают, что им нужно эротические фантазии воплотить, нет, им нужна нежность, внимание, которое им не дали дома. В процессе же обнимания понимают, что это ещё и приятно. У них нет потребности интимной близости. Как гинеколог, могу сказать, что девушке в 15–16 лет неприятна половая жизнь, она не способна удовольствия получить. Да и юношам – тоже, сама близость может длиться всего несколько секунд. Там нет полноценной близости, да и желания тоже нет, они просто закупоривают душевную дырку. Эмоциональный голод, отсутствие телесного контакта с родителями, заставляет их сближаться.
Заранее готовиться к переходному возрасту
Хорошо подростков в спорт вовлекать, только позаботиться об этом надо не в 15 лет, а пораньше, к переходному возрасту надо готовиться уже лет 7. Попробовать легкую атлетику, спортивную гимнастику, акробатику, лыжи, биатлон, танцы, бассейн. Начнёт ходить в маленьком возрасте и потом в трудный период взросления, спорт окажет хорошую услугу. Гиперандрогения будет сублимироваться в правильное русло, сексуальная энергия направится в достижение спортивных целей.
Или творчество, если со спортом опоздали или не дружите. Может, стихи пишет или играет на музыкальном инструменте – развивайте это, поддерживайте. Помните, раньше на гитаре у подъезда молодёжь бренчала? Соседи ругали и гоняли шумных музыкантов. Это был тоже выход сексуальной избыточной энергии. Если семья верующая, отличный выход отправить подростков на послушание в монастыри – они там и помогать, и строить, и готовить будут. У них будет наставник.
Ещё раз подчеркну об этом позаботиться нужно раньше. В 15 лет они уже слушать не будут. Идёт сепарация от родителей, взрослые теряют свой авторитет. Каким бы ни был отец хорошим, успешным (пусть даже занимает самый высокий пост), но для сына или дочки сваливается с пьедестала. Мы сами всё это проходили. До 10 лет для ребёнка и мама самая красивая, нарядная, и папа самый сильный, умный. В глазах взрослеющих чад отец занимается не тем, мать не так одевается, оба всё делают неправильно. Такое происходит, потому что дети ищут собственную дорогу, хотят проявить самостоятельность. Если бы этого этапа не было, мы бы не смогли своих детей отпустить, женить и выдать замуж. Появляется импульс: чтобы поставить на ноги детей, их надо снять со своей шеи. Тут можно мотивировать подростка – будешь хорошо учиться, поступишь в вуз, получишь специальность, сможешь снять квартиру и отдельно жить, станешь от нас независимым. Здесь важно уважать границы и держать иерархию. Я уважаю твои интересы, но пока ты с нами, мы решаем, что кушать, что одевать, какие моральные ориентиры держать, во сколько приходить домой. Не надо совсем их отпускать в свободное плавание. Кто сказал, что уважать границы это значит не уважать свои собственные границы. Он пока иждивенец, вы заботитесь о хлебе насущном. Он не может диктовать свой режим дня, свои правила. Мягко напоминать надо, что, когда будешь жить самостоятельно, будешь определять свои правила. Не надо делать слишком комфортные условия, иначе нет стимула расти, стараться. Когда подростку нечем заняться, он занимает себя рукоблудием. Мы уже говорили о ребятах дошкольного возраста, то же самое и здесь: безделье ведёт к разным мыслям и действиям. У подростка есть цель – вырваться из-под родительского крыла, есть дела, интересные занятия.
Не принижайте ценность его интересов. Если он слушает каких-то блогеров, не надо высмеивать. Послушайте с ним, обсудите. потом они сами через год-два понимают несостоятельность любимых блогеров. Но надо вырасти из этого возраста.
Помогайте подростку, но поддерживать его, не значит во всём потакать. Например, прогулял урок, пусть получит замечание, не выучил задание, пусть получит плохую оценку, не надо выгораживать его и писать объяснительные записки. В тоже время, когда он попал в плохую ситуацию, когда самостоятельно исправить не может, надо прийти на помощь. Золотая середина нужна. Когда проходишь вместе с ребёнком непростой период, становишься и дипломатом, и переговорщиком, вникаешь в их интересы, подростковую моду.
Блудная страсть, влечение к противоположному полу в подростковом возрасте вызваны психологическими недостатками, непростым климатом в семье.
Ранняя «взрослая» жизнь
Если же всё-таки подростки вступают в отношения, чем это чревато, кроме беременности вне брака? Половая жизнь отнимает много энергии, не хватает сил учиться. Пациентка рассказывала о себе. В 15 лет она начала жить с молодым человеком, прогуливала школу, у неё не было сил делать уроки. Это не только формальное отсутствие на занятиях, это и минус интеллектуальному развитию. В 17 лет девушка забеременела, вышла замуж. Ребёнком не способна была заниматься, роль мамы на себя взяла бабушка. Малыш рос в дефиците материнской любви, внимания.
К сожалению, сегодня нередко сторонники ранней половой жизни и внебрачных связей говорят о том, что интимная связь нужна для здоровья.
Особенно у меня, как у врача, вызывает непонимание и гомерический смех данное утверждение. Всегда спрашиваю, о каком здоровье идёт речь? Физическом? Пожалуйста, при связях вне брака легко инфекцию получить – хорошо для здоровья?
Причём инфекции, генитальный герпес, вирус папилломы человека (ВПЧ) онкогенные штаммы, гепатиты В и С, хламидии и другие, лечатся тяжело и до конца не выводятся. Практически каждая девушка, которая начинает интимную жизнь не с мужем, что-нибудь из списка получает. Приходят пациентки, дрожат и просят направления на анализы, потому что боятся, что заразились от своих партнёров, сожителей. Для психологического здоровья и спокойствия? А как же депрессия по поводу очередного расставания, волнения, что наступит беременность, и мужчина бросит, или просто передумает и уйдёт к другой. Да и у мужчин не лучше. Просто они свои проблемы не озвучивают. Женщины могут подругам рассказать, с гинекологами в женской консультации поговорить, в конце концов. У сильной половины даже мужской консультации нет.
Начало половой жизни ведёт к тому, что половые органы начинают развиваться, кровоснабжение усиливается, уровень гормонов повышается, соответственно у женщины больше влечения появляется. Если это не замужество, то партнёр побыл, побыл и ушёл, а у женщины уже потребность есть. У нас физиологически и психологически заложена моногамия. Вышла замуж, пожалуйста, супружеские отношения обеспечены. Запечатление первого партнера идёт глубоко, причём как у женщины, так и у мужчины.
Представим: два человека сохранили целомудрие до брака.
Они могут постепенно, необязательно в первый же день, на протяжении нескольких дней, а то и больше подходить к первой близости.
Девственный мужчина испытывает столько эмоций, такой восторг от первой близости со своей любимой женщиной, что запоминает этот день навсегда. Запоминает образ возлюбленной во всех деталях: цвет волос, глаз, аромат кожи, дыхания, ощущения осязательные от прикосновений. Помнит их всю свою жизнь. Даже если его возлюбленная поседела, и морщинки избороздили тело и лицо её, образ по-прежнему прекрасен для него.
Тоже и с женщиной: любимый всегда в её душе и восприятии будет тем пылким и нежным юношей, каким она запомнила его в первый раз. Это эмоциональное запечатление происходит под действием тех же гормонов, что и запечатление образа ребёнка в сознании матери: окситоцин и эндорфины, которых выделяется огромное количество в первый час после родов. Благодаря им мы на всю жизнь влюбляемся в своего малыша. Те же самые гормоны выделяются после телесного союза.
Именно эти вещества обеспечивают нашу взаимную привязанность на всю жизнь. Наличие этого сильнейшего гормонального механизма свидетельствует о том, что в нашей изначальной природе заложена моногамия. В ней человек удовлетворён, спокоен и счастлив
Когда друг друга запечатлели, узнали на таком эмоциональном подъёме, то им не нужен никакой другой партнёр. Первая близость будет скреплять этот брак. Легче пройдут через все кризисы, особенно первый год брака – когда розовые очки спадают, когда видят недостатки друг друга, притирка, бытовые неурядицы – редко кто начинает жизнь с материального достатка, рождение первенца – ещё один кризис, формирование ролей. Все испытания пройдут. Потому что у них есть чистота брака, первая ночь. Моногамия, как растить детей если нет моногамии.
Мифический опыт
Ещё важная деталь: бытует мнение, что мужчина должен до брака набраться некоего опыта. Опять же ошибочное мнение. Мужчина с одной дамой «учился», а как эти навыки ему пригодятся при близости с другой? У новой женщины всё по-другому. Примерно, как побывал на Марсе, потом остановился на Сатурне, как опыт с одной планеты пригодится на другой? Более того, эти умения будут мешать. Предыдущей женщине нравилось так и так, а новую это не устраивает. Он возмущается: что такое, всем нравится, а тебе нет? Будет пытаться доказать, что она неправильная. Мужчины быстро привыкают к какому-то штампу: у него был такой опыт, закрепился в сознании, теперь он считает, что так должно быть. Представители сильной половины трудно меняют свои паттерны поведения. Это не зря, потому что природой создано так: у мужчины будет одна женщина, не надо будет их менять и заново подстраиваться. Зачем же себе жизнь усложнять мифическим опытом?
Пары, которые вступают в брак целомудренными, есть, и я всегда радуюсь, когда встречаю подобные семьи. Люди, которые хранят чистоту до брака, поступают не только правильно, но и умно. У них нет проблем со здоровьем, и у их детей – тоже. Они не тратят денег на андрологов, репродуктологов, инфекционистов. Живут полноценной семейной жизнью.
Подготовила Александра Грипас