в каком возрасте лучше венчаться в церкви

О позднем браке

Как Церковь относится к поздним бракам?

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Волгин:

Цер­ковь не воз­бра­ня­ет вступ­ле­ние людей в брак в зре­лом воз­расте. В оди­но­че­стве он может стать душев­но раз­вя­зан­ным, неце­ло­муд­рен­ным. Цер­ковь идет на снис­хож­де­ние, что­бы огра­дить чело­ве­ка от гре­ха блу­до­де­я­ния, а точ­нее, пре­лю­бо­де­я­ния по отно­ше­нию к пер­во­му бра­ку. Ведь если судить стро­го, то Гос­подь Иисус Хри­стос ска­зал: кто женит­ся на раз­ве­ден­ной (или раз­ве­ден­ном), тот пре­лю­бо­дей­ству­ет ( Мф. 5:32 ). Это, пожа­луй, будет отве­том на вопрос: в каком «ста­ту­се» нахо­дят­ся раз­ве­ден­ные люди?

Позд­ний брак очень силь­но отли­ча­ет­ся от ран­не­го, ведь за пле­ча­ми обо­их супру­гов, как пра­ви­ло, боль­шой жиз­нен­ный опыт и, к сожа­ле­нию, не все­гда поло­жи­тель­ный. Почти все­гда неми­ну­е­мым пред­ше­ствен­ни­ком позд­не­го бра­ка быва­ет раз­вод. Уточ­ним, в каких слу­ча­ях Цер­ковь раз­ре­ша­ет его. Пер­вое – это раз­ное веро­ис­по­ве­да­ние; вто­рое – пси­хи­че­ская невме­ня­е­мость одно­го из супру­гов; тре­тье – физио­ло­ги­че­ская неспо­соб­ность к дето­рож­де­нию. Но даже раз­ре­шая раз­вод по этим при­чи­нам, Цер­ковь не одоб­ря­ет его. Пото­му что самая высо­кая духов­ная план­ка для хри­сти­а­ни­на – это несе­ние кре­ста, кото­рый он взял на себя при вступ­ле­нии в брак, до кон­ца сво­их дней, вне зави­си­мо­сти от жиз­нен­ных обсто­я­тельств. Но, пони­мая сла­бость чело­ве­че­ской при­ро­ды, Цер­ковь раз­ре­ша­ет раз­вод по этим при­чи­нам, а так назы­ва­е­мой «постра­дав­шей» сто­роне даже поз­во­ля­ет всту­пать во вто­рой и тре­тий брак. Я поз­во­лю себе вспом­нить неко­то­рые выска­зы­ва­ния свя­тых отцов, кото­рые очень ярко пока­зы­ва­ют отно­ше­ние Церк­ви ко вто­рым и тре­тьим бра­кам. Вот что гово­рит свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов: «Пер­вый брак назы­ва­ют зако­ном, вто­рой – снис­хож­де­ни­ем, тре­тий – без­за­ко­ни­ем». Подоб­ным обра­зом выска­зы­ва­ет­ся свя­той мит­ро­по­лит Фотий: «Пер­вый брак – закон, вто­рой брак – про­ще­ние, тре­тий брак – зако­но­пре­ступ­ле­ние». Види­те, как стро­го отно­си­лась Цер­ковь к тре­тье­му браку.

Иеро­мо­нах Мака­рий (Мар­киш):

Вер­ный образ позд­не­го бра­ка дает­ся еван­гель­ской прит­чей о работ­ни­ках в вино­град­ни­ке (см. Мф. 20:1–16 ). Да, есть боль­шое пре­иму­ще­ство у ран­не­го бра­ка, и те, кто видят свое при­зва­ние в семей­ной жиз­ни, не долж­ны откла­ды­вать бра­ко­со­че­та­ние. Но и тех, кто всту­па­ет на попри­ще спа­се­ния сво­ей души и при­шел в тре­тий, шестой, девя­тый и даже один­на­дца­тый час, Гос­подь не лиша­ет награ­ды, и награ­да эта может быть не мень­шей, чем у пер­вых – если, конеч­но, они тру­дят­ся на совесть!

Есть ли отличия в чине второго венчания?

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Волгин:

Чин вто­ро­го вен­ча­ния пре­ис­пол­нен пока­ян­ны­ми молит­ва­ми. Тре­тье­го чина не суще­ству­ет, вто­рое и тре­тье вен­ча­ние иден­тич­ны. Пер­вым чином вен­ча­ют людей, кото­рые вели цело­муд­рен­ную добрач­ную жизнь и всту­па­ют в брак впер­вые. Этот чин вен­ча­ния напо­ен бла­го­сло­ве­ни­ем Божи­им, он све­тел. Не хочу ска­зать, что несве­тел чин вто­ро­го вен­ча­ния, ведь Бог все­гда есть Свет! Но той тор­же­ствен­но­сти, той дев­ствен­но­сти в Таин­стве Вен­ча­ния вто­ро­брач­ных нет. Цер­ковь какое-то вре­мя даже сомне­ва­лась, наде­вать ли на вто­ро­брач­ных вен­цы, но все-таки при­шла к убеж­де­нию, что делать это нуж­но. Пото­му что вен­цы – это сим­вол вла­сти и буду­ще­го дето­рож­де­ния, знак вла­сти над детьми, знак вла­сти в сво­ем малом мик­ро­цар­стве, кото­рое назы­ва­ет­ся семья.

Иеро­мо­нах Мака­рий (Мар­киш):

В Треб­ни­ке есть осо­бое «После­до­ва­ние о вто­ро­брач­ных»: наря­ду со все­ми основ­ны­ми эле­мен­та­ми обру­че­ния и бра­ко­со­че­та­ния – обме­ном коль­ца­ми, вен­ча­ни­ем, чте­ни­ем Апо­сто­ла и Еван­ге­лия, общей чаши с вином, – оно содер­жит осо­бые пока­ян­ные молит­вы и про­ше­ния. Свя­щен­ник, в зави­си­мо­сти от воз­рас­та супру­гов, может слег­ка сокра­щать про­ше­ния екте­ний и сло­ва молитв, уби­рая упо­ми­на­ния о деторождении.

Нуж­но знать, что вен­чать­ся мож­но не более трех раз. Цер­ковь не бла­го­слов­ля­ет чет­вер­то­го бра­ка (и после­ду­ю­щих за ним). Поэто­му тем супру­гам, кото­рые всту­пи­ли в брак в чет­вер­тый (и более) раз, надо при­не­сти пока­я­ние в гре­хах и заблуж­де­ни­ях про­шло­го и стро­ить супру­же­скую жизнь, чистую от гре­хов и сво­бод­ную от заблуж­де­ний, сми­рен­но огра­ни­чив­шись граж­дан­ским бракосочетанием.

Хоте­лось бы так­же обра­тить вни­ма­ние вот на какой момент: тако­го поня­тия как «раз­вен­ча­ние» в Церк­ви нет и быть не может. Цер­ковь не раз­ру­ша­ет бра­ка, раз­ру­ша­ют его супру­ги (или один из них), и граж­дан­ский раз­вод сви­де­тель­ству­ет об этом при­скорб­ном фак­те. За раз­ре­ше­ни­ем на вто­рой брак обра­ща­ют­ся в епар­хи­аль­ное управ­ле­ние по месту сво­е­го житель­ства (что иной раз весь­ма неудач­но назы­ва­ют «прось­бой о раз­вен­ча­нии»). Одна­ко в раз­ных епар­хи­ях это про­ис­хо­дит несколь­ко по-раз­но­му: такая прось­ба может пода­вать­ся либо перед заклю­че­ни­ем граж­дан­ско­го бра­ка, либо уже после него, перед бра­ком цер­ков­ным. Поря­док этот опре­де­ля­ет­ся пра­вя­щим архиереем.

Как Церковь относится к так называемым «неравным бракам»?

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Волгин:

Из исто­рии мы зна­ем мно­го супру­же­ских пар, про­жив­ших в чест­ном и бла­го­че­сти­вом бра­ке мно­го лет, хотя он счи­тал­ся «нерав­ным». Напри­мер, заме­ча­тель­ный писа­тель Сер­гей Нилус. Он женил­ся на жен­щине, кото­рая сохра­ни­ла свое цело­муд­рие до 52 лет. Она ни разу не всту­па­ла в брак, была фрей­ли­ной трех импе­ра­тор­ских домов. Нилус по каким-то при­чи­нам раз­вел­ся со сво­ей пер­вой женой и в 42 года женил­ся во вто­рой раз, соот­вет­ствен­но жена была стар­ше него на 10 лет. И они счаст­ли­во про­жи­ли в бра­ке всю остав­шу­ю­ся жизнь.

Но в 1918 году Помест­ный собор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, избрав­ший пат­ри­ар­хом свя­ти­те­ля Тихо­на (Бела­ви­на), уста­но­вил воз­раст­ной ценз для вступ­ле­ния в брак – раз­ни­ца в воз­расте меж­ду мужем и женой долж­на быть не более 5 лет. С тех пор нерав­ные бра­ки ста­ли исклю­че­ни­ем из пра­вил. И когда к нам за бла­го­сло­ве­ни­ем на брак при­хо­дят пары с боль­шой раз­ни­цей в воз­расте (девуш­ка и пожи­лой чело­век), мы выдер­жи­ва­ем пау­зу. Наблю­да­ем за ними, за раз­ви­ти­ем их отно­ше­ний, вду­мы­ва­ем­ся в при­чи­ны этой люб­ви. Но чаще все­го не реко­мен­ду­ем всту­пать в брак этим людям, пото­му что он может ока­зать­ся несчаст­ным. Пред­ставь­те себе, моло­дая девуш­ка выхо­дит замуж за чело­ве­ка, кото­рый стар­ше нее на 20–30 лет. Есте­ствен­но, по зако­ну при­ро­ды (хотя, конеч­но, это в Про­мыс­ле Божи­ем) у стар­ше­го супру­га рань­ше меня­ет­ся физио­ло­гия, это может быть мучи­тель­но для моло­дой сто­ро­ны. Она, в свою оче­редь, долж­на будет уха­жи­вать за пре­ста­ре­лым боль­ным чело­ве­ком – это очень тяж­кий крест. Я пом­ню, как меня с моей матуш­кой бла­го­слов­лял на брак отец Иоанн (Кре­стьян­кин). «Вы долж­ны пони­мать, – ска­зал он, – что, пред­по­ло­жим, сего­дня вы вен­ча­е­тесь, а зав­тра кто-то из вас забо­ле­ва­ет тяже­лой болез­нью и ока­зы­ва­ет­ся при­ко­ван­ным к посте­ли на неиз­вест­ный срок, воз­мож­но, до сво­ей кон­чи­ны. И здо­ро­вый супруг не име­ет пра­ва уйти от боль­но­го супру­га. В этом слу­чае не будет пол­но­ты брач­но­го обще­ния, насту­па­ет неот­ступ­ное пре­бы­ва­ние у одра боль­но­го. Это тяж­кий крест!» Тогда меня потряс­ла такая глу­би­на пони­ма­ния хри­сти­ан­ско­го бра­ка. Све­тиль­ни­ки Церк­ви гово­рят: «С кре­ста не схо­дят, с кре­ста сни­ма­ют». То есть чело­век, чей брак закан­чи­ва­ет­ся дра­мой, дол­жен с честью про­не­сти этот крест до конца!

Умаляет ли значение брака то обстоятельство, что супруги, в силу возраста, не могут иметь детей?

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Волгин:

Конеч­но, не ума­ля­ет. Без­услов­но, брак в моло­до­сти пред­по­ла­га­ет рож­де­ние детей, так как любовь друг к дру­гу выли­ва­ет­ся в таин­ство зача­тия. Но, хотя Ада­му и Еве была дана запо­ведь: пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь ( Быт. 1:28 ), дето­рож­де­ние – не глав­ное в бра­ке. А глав­ное то, что муж и жена ста­но­вят­ся еди­ным орга­низ­мом, еди­ной пло­тью. Глав­ное – это любовь друг к дру­гу. Ведь когда люди влюб­ля­ют­ся друг в дру­га, они не дума­ют ни о детях, ни о богат­стве, ни о бед­но­сти, они не дума­ют ни о чем. Влюб­лен­ные видят свое богат­ство в сопре­бы­ва­нии друг с дру­гом и жела­ют толь­ко это­го. В отли­чие от Като­ли­че­ской Церк­ви, где к вопро­су бра­ка сфор­ми­ро­ван праг­ма­тич­ный под­ход, и дето­рож­де­ние явля­ет­ся глав­ной его целью, в Пра­во­слав­ной Церк­ви семья созда­ет­ся не толь­ко ради детей, а ради сопре­бы­ва­ния с люби­мым чело­ве­ком навсе­гда, навеч­но. И это сопре­бы­ва­ние долж­но быть свя­за­но уза­ми Таин­ства Вен­ча­ния и реги­стра­ци­ей в орга­нах госу­дар­ствен­ной власти.

Иеро­мо­нах Мака­рий (Мар­киш):

Конеч­но, супру­ги, кото­рые в силу воз­рас­та или состо­я­ния здо­ро­вья не могут иметь детей, теря­ют очень мно­гое… Но Гос­подь мило­стив и чело­ве­ко­лю­бив, и все­гда, вся­ко­му доб­ро­му жела­нию и наме­ре­нию дает воз­мож­ность осу­ще­ствить­ся. Что меша­ет таким супру­гам, име­ю­щим запас люб­ви и энер­гии, усы­но­вить дво­их-тро­их детей? Вспом­ни­те муд­рую посло­ви­цу: «Не та мать, что роди­ла, а та, что вырастила».

Отку­да берут­ся дети – вам объ­яс­нять не надо: от люб­ви. Эта же сила люб­ви может при­ве­сти и к появ­ле­нию в вашем доме тех, кому в дру­гой семье по какой-то при­чине люб­ви не хватило…

Обязательно ли венчаться тем, кто прожил долгую жизнь в зарегистрированном браке?

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Волгин:

Да, обя­за­тель­но! Заме­ча­тель­но, что Вы зада­ли этот вопрос. Рас­про­стра­нен­ное мне­ние, что пожи­лым парам вен­чать­ся необя­за­тель­но – пре­ступ­но оши­боч­ное, и роди­лось оно от неве­рия. Веру­ю­щие люди все­гда спе­шат освя­тить свой брак в Церкви.

Неко­то­рые назы­ва­ют брак, кото­рый заре­ги­стри­ро­ван в орга­нах госу­дар­ствен­ной вла­сти, но не освя­щен Цер­ко­вью, блу­дом. Это не совсем так, ведь это не неза­кон­ное сожи­тель­ство, в кото­ром ни одна из сто­рон не несет ответ­ствен­но­сти ни перед друг дру­гом, ни перед госу­дар­ством. Но граж­дан­ский брак мож­но назвать блу­дом по отно­ше­нию к Богу. Мы обя­за­тель­но долж­ны испро­сить бла­го­сло­ве­ние на брак у Бога через Таин­ство Вен­ча­ния. Это необ­хо­ди­мо для того, что­бы вме­сте жить духов­ной жиз­нью, что­бы Гос­подь помо­гал нам про­хо­дить серьез­ное и труд­ное попри­ще семей­ной жизни.

Нико­гда не позд­но повен­чать­ся, если люди созна­тель­но при­шли к вере. Был такой свя­щен­ник, чело­век пра­вед­ной жиз­ни, вели­кий молит­вен­ник – отец Нико­лай Голуб­цов. Одна­жды он при­шел в семью, где уми­рал пре­ста­ре­лый муж. И отец Нико­лай поспе­шил перед его смер­тью повен­чать супру­гов для того, что­бы муж не отве­чал на Страш­ном Суде за грех невен­ча­ния со сво­ей женой. Поэто­му пра­ва рус­ская пого­вор­ка: «Луч­ше позд­но, чем никогда»!

Кста­ти гово­ря, есть и про­ти­во­по­лож­ная край­ность: неко­то­рые люди про­сят повен­чать их, но рас­пи­сы­вать­ся в загсе не жела­ют. На это я даю такой ответ: «Рань­ше Цер­ковь сов­ме­ща­ла в себе два инсти­ту­та: инсти­тут загса, кото­рый зано­сил в мет­ри­че­ские кни­ги име­на и фами­лии вен­ча­ю­щих­ся, и инсти­тут Церк­ви, кото­рая освя­ща­ла брак Таин­ством Вен­ча­ния. Сей­час эти инсти­ту­ты раз­де­ле­ны, поэто­му буду­щим супру­гам необ­хо­ди­мо офор­мить свой брак в загсе и затем освя­тить его в Церкви».

Иеро­мо­нах Мака­рий (Мар­киш):

Соглас­но сво­им «Осно­вам соци­аль­ной кон­цеп­ции», Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь с ува­же­ни­ем отно­сит­ся к граж­дан­ско­му бра­ку, и при этом наста­и­ва­ет на необ­хо­ди­мо­сти бра­ка цер­ков­но­го. Но неред­ко пре­пят­стви­ем к цер­ков­но­му бра­ку ока­зы­ва­ет­ся недо­ста­ток хри­сти­ан­ско­го про­све­ще­ния и веры у супру­гов (или одно­го из них). Есть свя­щен­ни­ки, кото­рые отка­зы­ва­ют в Таин­стве Вен­ча­ния тем, кто жела­ет вен­чать­ся по веле­нию моды, из-за суе­ве­рий или по насто­я­нию род­ствен­ни­ков… Вен­ча­ние – это ведь и осо­знан­ная ответ­ствен­ная клят­ва перед Богом в вер­но­сти на всю жизнь.

Одна­ко же, если муж и жена искренне и созна­тель­но испо­ве­ду­ют пра­во­слав­ную веру, вен­чать­ся им надо обя­за­тель­но, сколь­ко бы лет они ни про­жи­ли вместе.

Как должны относиться дети к позднему браку своих родителей?

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Волгин:

Ребе­нок все­гда очень тяже­ло пере­жи­ва­ет раз­лу­ку с отцом или мате­рью. Поэто­му часто дети сопро­тив­ля­ют­ся тому, что­бы один из роди­те­лей всту­пил во вто­рой брак. И это есте­ствен­но, ведь раз­вод – все­гда дра­ма. Но дети долж­ны почи­тать сво­их роди­те­лей, это­му учит нас пятая запо­ведь, и дик­то­вать роди­те­лям они не име­ют пра­ва. Но и роди­те­ли долж­ны счи­тать­ся с мне­ни­ем детей. Ведь апо­стол Павел ска­зал: почи­тай отца тво­е­го и мать; затем сле­ду­ет обра­ще­ние к роди­те­лям: и вы, отцы, не раз­дра­жай­те детей ваших, но вос­пи­ты­вай­те их в уче­нии и настав­ле­нии Гос­под­нем ( Еф. 6:2, 4 ). Если роди­те­ли любят сво­их детей, они все­гда при­слу­ша­ют­ся к их мне­нию, к состо­я­нию их души. Ведь очень часто уста­ми ребен­ка гла­го­лет истина.

Иеро­мо­нах Мака­рий (Мар­киш):

Как и все осталь­ные: с радо­стью, забо­той и надеж­дой на вос­ста­нов­ле­ние утра­чен­но­го преж­де супру­же­ско­го счастья…

Какие сложности, на Ваш взгляд, ожидают тех, кто создает семьи после 40 лет?

Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Волгин:

Есть такая пого­вор­ка «гни дере­во, пока оно моло­до»… Люди после соро­ка лет – уже сло­жив­ши­е­ся лич­но­сти, с чет­ки­ми пред­став­ле­ни­я­ми о жиз­ни, у них уже сфор­ми­ро­ва­ны харак­те­ры и взгля­ды. На про­тя­же­нии 70 лет ате­и­сти­че­ское госу­дар­ство иска­жа­ло пред­став­ле­ние людей о бра­ке, испо­ве­дуя в нем равен­ство меж­ду мужем и женой. А ника­ко­го равен­ства быть не может! Муж – гла­ва жены, а «жена да послу­ша­ет сво­е­го мужа» – гово­рит­ся в Таин­стве Вен­ча­ния. Все Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит об этом. Сего­дня люди, созда­ю­щие семьи, а тем более в зре­лом воз­расте, как пра­ви­ло, не раз­де­ля­ют этих взгля­дов. Сей­час век эман­си­па­ции и, соот­вет­ствен­но, феми­ни­за­ции муж­чи­ны. В наше вре­мя муж­чине очень труд­но най­ти «рыча­ги управ­ле­ния» женой. Мож­но огра­ни­чить жену в сред­ствах, но она само­сто­я­тель­но нач­нет зара­ба­ты­вать себе на хлеб. Мож­но кри­чать и ругать­ся, но это раз­ру­ши­тель­но для души. Если муж­чи­на, попы­тав­шись вер­нуть авто­ри­тет в семье, под­ни­мет на жен­щи­ну руку, то он окон­ча­тель­но поте­ря­ет свое досто­ин­ство. Извест­но, что если свя­щен­ник уда­рит свою жену, его низ­вер­га­ют из сана. Если муж объ­явит жене бой­кот, то нака­жет сам себя, пото­му что лишит себя обще­ния с люби­мым чело­ве­ком. Един­ствен­ный путь к созда­нию пра­виль­ных отно­ше­ний в семье помо­га­ет выстро­ить толь­ко Цер­ковь. Я реко­мен­дую семей­ным парам иметь одно­го духов­ни­ка и отно­сить­ся к нему с глу­бо­ким дове­ри­ем. Толь­ко в Церк­ви, с помо­щью опыт­но­го духов­ни­ка, мож­но пра­виль­но постро­ить или выпра­вить пошат­нув­ши­е­ся семей­ные отношения.

Иеро­мо­нах Мака­рий (Мар­киш):

Гли­ной в руках гон­ча­ра назы­ва­ют чело­ве­ка вет­хо­за­вет­ные про­ро­ки: пока гли­на не обо­жже­на, лег­ко при­дать ей тре­бу­е­мую фор­му. В этом одно из важ­ней­ших досто­инств ран­не­го бра­ка: моло­дые супру­ги лег­че при­ти­ра­ют­ся друг к дру­гу, учат­ся семей­ной жиз­ни, кото­рая долж­на быть постро­е­на на основ­ном законе – уго­ждать не себе, а ближ­не­му (ср. Рим. 15:1–2 ). В обрат­ном, соот­вет­ствен­но, недо­ста­ток бра­ка позднего…

Поми­мо это­го, позд­не­му бра­ку при­су­ща и глу­бо­кая лич­ная про­бле­ма – это тяго­те­ние про­шлых гре­хов. Они, слов­но шра­мы от мучи­тель­ных ран, зажив­шие, а под­час и неза­жив­шие, уро­ду­ют душу чело­ве­ка, меша­ют ей рас­крыть­ся в люб­ви, реа­ли­зо­вать себя в брач­ном сою­зе, как в интим­ной сфе­ре, так и в дру­гих сто­ро­нах супружества.

Одна­ко, как заме­че­но выше, Гос­подь не лиша­ет рав­ной награ­ды даже работ­ни­ков один­на­дца­то­го часа. За счет чего это про­ис­хо­дит? – За счет неоспо­ри­мых пре­иму­ществ зре­ло­го воз­рас­та: разу­ма, зна­ния жиз­ни, прак­ти­че­ско­го и духов­но­го опы­та. Опи­ра­ясь на эти каче­ства, мы спо­соб­ны полу­чить пол­ное исце­ле­ние души через дей­ствен­ное пока­я­ние перед Гос­по­дом и довер­ху запол­нить храм сво­ей семьи под­лин­ным сча­стьем и радо­стью. Какое бы чис­ло года рож­де­ния ни сто­я­ло у нас в пас­пор­те: ведь душа пред­на­зна­че­на для вечности.

«За одно­го бито­го двух неби­тых дают», – эту суво­ров­скую посло­ви­цу неред­ко вспо­ми­нал пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский. Но ко вся­ко­му ли «бито­му» она отно­сит­ся? Не к тому ли толь­ко, кому впрок пошел урок про­шлых баталий?

«Заму­же­ство для жен­щи­ны есть слу­же­ние Пре­свя­той Тро­и­це – вот как вели­ка для жен­щи­ны участь быть женой и мате­рью». (Пре­по­доб­ный Нек­та­рий Оптин­ский)

«Сча­стье в брач­ной жиз­ни дает­ся толь­ко тем, кто испол­ня­ет запо­ве­ди Божии и отно­сит­ся к бра­ку как к Таин­ству хри­сти­ан­ской Церк­ви». (Пре­по­доб­ный Нек­та­рий Оптин­ский)

«Семей­ные тяго­ты долж­но пере­но­сить как доб­ро­воль­но избран­ную нами долю. Зад­ние мыс­ли тут ско­рее вред­ны, неже­ли полез­ны. Спа­си­тель­но лишь то, что­бы о себе и о семей­стве молить­ся Богу, да сотво­рит о нас полез­ное по воле Сво­ей свя­той». (Пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский)

Источник

Венчание: ответы на вопросы

Приблизительное время чтения: 4 мин.

в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Смотреть фото в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Смотреть картинку в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Картинка про в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Фото в каком возрасте лучше венчаться в церквиНа самые распространённые вопросы о венчании отвечает протоиерей Игорь ФОМИН.

Как подготовиться к венчанию?

Этап подготовки к венчанию наступает после того, как молодые выбрали друг друга, дали согласие друг другу на брак, признались в любви друг другу, представили избранника или избранницу.

Подготовка к венчанию заключается в том, чтобы, исповедовавшись и причастившись святых Христовых Таин, молодые после росписи в ЗАГСе могли прийти в храм в назначенное время, пригласить туда гостей и повенчаться. Вы начинаете новую жизнь, уже семьей, с исповеди и причастия.

Как проходит венчание в церкви?

Есть определенное чинопоследование венчания, которое совершается над теми, кто желает вступить в брак. Оно условно состоит из трех частей. Первая – обручение. Вторая – венчание, то есть, собственно, то что происходит в церкви. И последнее — трапеза, тоже важная часть венчания, застолье, где молодые разделяют радость бракосочетания со всеми, кого пригласили.

Строгих правил здесь нет. Одежда должна быть скромной, аккуратной, приличной и в то же время праздничной, не обыденной. Наверно, это основные критерии.

Главное, чтобы внешнее — то есть одежда, было созвучно празднику, его смыслу. Пара, которая венчается, вступает в особую пору своей жизни, а все, кто приглашен на торжество в храм, становятся причастны к Таинству.

Как отметить венчание?

Венчание традиционно отмечается трапезой, то есть застольем, на которое приглашаются все дорогие молодоженам люди.

В Греческой Православной Церкви издавна была традиция угощать всех, кто заходит во время венчания в храм. Давать маленькие кулечки с конфетами, пирожки и так далее.

По русской традиции после Таинства накрывается большой стол, где молодым высказывают пожелания, дают наставления – и молодые все схватывают своим сердцем.

Как снимать венчание на фото и видео?

Снимать венчание на фото и видео, конечно, необязательно, но эта новейшая традиция, на мой взгляд, очень позитивная. Хорошо, если впечатления об этом важном и светлом событии – венчании – останутся в памяти не только супругов, но и их детей и внуков. Это будет тоже своего рода проповедь – проповедь христианского брака, события, где Христос становится полноправным владельцем жизни двух любящих друг друга людей.

Желательно, чтобы венчание снимал человек воцерковленный, который будет хорошо представлять последовательность действий священника, которому не надо будет говорить: «А вот сейчас будет важный момент, снимите его обязательно». Поэтому, когда вы будете договариваться с фотографом или оператором, не забудьте спросить, приходилось ли ему раньше снимать это Таинство.

Еще один момент – перед Таинством надо взять благословение на съемку у священника, который будет вас венчать.

Как поздравить с венчанием?

Мы поздравляем венчающихся от всего сердца, желаем им всего наилучшего. Мы должны удостоверить их в своих молитвах – что мы будем молиться о благополучии их семьи. Если с нашей стороны будет какой-то подарок, это просто великолепно. А уж если этот подарок будет нужным и приятным для молодоженов – вообще, прекрасно!

Самое главное поздравление – это радостно участвовать в радости венчающихся.

Как заказать венчание в храме?

Чтобы заказать венчание в храме, надо заранее подойти к священнику, обговорить день, в который вы бы хотели венчаться. Дело в том, что венчаться можно не в любой день церковного года – есть определенные дни, когда в храмах не венчают. Это постные дни; вторник, четверг, суббота на неделе.

Также священник расскажет вам о каких-то традициях конкретно того храма, куда вы пришли. Не откладывайте, заранее позвоните в храм и узнайте, когда вам можно прийти для личной беседы с батюшкой.

Как исповедоваться перед венчанием?

Исповедь перед венчанием – такая же, как любая другая. Она должна быть глубокой, всеобъемлющей и искренней. Подходите к ней с такой же ответственностью и верой, как вы делаете это обычно.

Как выбрать церковь для венчания?

Пожалуй, этот вопрос может прозвучать только от невоцерковленного человека. По традиции, венчаются на своих родных приходах. Венчание – Таинство, в котором участвует весь ваш приход, которому радуются все, кто обычно молится с вами за Литургией и причащается с вами из одной Чаши.

Можно венчаться в приходе жениха или невесты – на выбор пары. А вот модная сейчас традиция поехать венчаться куда-нибудь, к примеру, на Кипр – сугубо светская.

Как расторгнуть венчание?

Венчание нельзя расторгнуть. Можно получить благословение на повторный брак, на повторное венчание. Но первое при этом не расторгается, не теряет силу как Таинство. «Развенчания» не бывает.

Это трагедия для людей, это трагедия для Церкви, когда семья вдруг перестает быть одним целым.

Можно ли венчаться второй или третий раз?

Церковь допускает такое венчание только по сугубому благословению правящего архиерея той местности, где пара собирается венчаться.

Благословение можно получить, если вы предоставите убедительные аргументы для правящего архиерея.

Можно ли венчаться до свадьбы, то есть до регистрации брака в ЗАГСе?

В современной практике венчание совершается после государственной регистрации брака. Если человек не может взять на себя юридическую ответственность за другого человека – перед лицом государства, перед лицом общества, тогда о какой духовной ответственности можно говорить?

Как провести день венчания?

Брачующиеся накануне венчания приходят в храм, молятся на богослужении. Возможно, этим же вечером накануне венчания готовятся к исповеди и исповедуются.

В день венчания пара приходит к началу чтения Божественный Часов (момент в утреннем богослужении), молятся за Литургией, причащаются святых Христовых Таин.

Само Таинство венчания проходит после Литургии. А потом супруги с гостями отправляются туда, где будут отмечать событие, разделять радость друг с другом. На застолье, по традиции, молодожены не пьют спиртные напитки.

Можно ли венчаться беременной?

Да, конечно, женщина может венчаться беременной. Никаких канонических препятствий для этого в Русской Православной Церкви не существует.

Источник

Таинство Венчания: от А до Я

в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Смотреть фото в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Смотреть картинку в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Картинка про в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Фото в каком возрасте лучше венчаться в церкви

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания — женихом и невестой.

в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Смотреть фото в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Смотреть картинку в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Картинка про в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Фото в каком возрасте лучше венчаться в церкви

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству — это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) — восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть — по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах — женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте — это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества — благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Смотреть фото в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Смотреть картинку в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Картинка про в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Фото в каком возрасте лучше венчаться в церкви

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Смотреть фото в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Смотреть картинку в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Картинка про в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Фото в каком возрасте лучше венчаться в церкви

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
( “Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» («“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)— “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно—главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью — чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью — о благословении Божием, — теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Смотреть фото в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Смотреть картинку в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Картинка про в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Фото в каком возрасте лучше венчаться в церкви

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” — запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи — малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20—33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене—это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу—подобие отношения Церкви ко Христу Это—взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа — призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому — Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4—5).

Муж и жена — члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1—11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,— явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их — нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши — сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Смотреть фото в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Смотреть картинку в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Картинка про в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Фото в каком возрасте лучше венчаться в церкви

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Смотреть фото в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Смотреть картинку в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Картинка про в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Фото в каком возрасте лучше венчаться в церкви

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених — к иконе Божией Матери, а невеста — к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.

Какой должна быть свадебная трапеза?

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, — от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.

После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.

в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Смотреть фото в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Смотреть картинку в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Картинка про в каком возрасте лучше венчаться в церкви. Фото в каком возрасте лучше венчаться в церкви

Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, “неведущаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: “Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам”. Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.

Что может препятствовать христианскому браку?

Зачастую готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.

Еще одно препятствие к совершению браковенчания — кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.

Когда не совершается венчание?

Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *