в каком возрасте логопед может сделать заключение ребенку дислалия

В каком возрасте логопед может сделать заключение ребенку дислалия

Ожидайте

Перезвоните мне

в каком возрасте логопед может сделать заключение ребенку дислалия. Смотреть фото в каком возрасте логопед может сделать заключение ребенку дислалия. Смотреть картинку в каком возрасте логопед может сделать заключение ребенку дислалия. Картинка про в каком возрасте логопед может сделать заключение ребенку дислалия. Фото в каком возрасте логопед может сделать заключение ребенку дислалия

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

в каком возрасте логопед может сделать заключение ребенку дислалия. Смотреть фото в каком возрасте логопед может сделать заключение ребенку дислалия. Смотреть картинку в каком возрасте логопед может сделать заключение ребенку дислалия. Картинка про в каком возрасте логопед может сделать заключение ребенку дислалия. Фото в каком возрасте логопед может сделать заключение ребенку дислалия

Аннотация: Дислалия выражается в отсутствии, смешении или замещении звуков, что приводит к искажению речи.

Статья:

Дислалия — это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и интеллекте. Неправильное произношение при дислалии проявляется в отсутствии, смешении или замещении звуков, что приводит к искажению речи. Такое отклонение считается естественным явлением для речевого развития детей в возрасте с рождения до пяти лет из-за физиологической незрелости артикуляционного аппарата.

Без специальной подготовки сложно определить причины дислалии и подобрать коррекционные упражнения, соответствующие структуре дефекта, поэтому родителям детей с такой патологией редко удаётся самостоятельно исправить произношение ребёнка. Лучше всего обратиться с этой проблемой к специалисту, владеющему коррекционными методиками. Например, существует около 50 способов постановки звука Р, каждый из которых может быть, как эффективным, так и бесполезным у конкретного ребёнка с таким дефектом.

Ниже расскажем что такое дислалия у детей и какие методы её устранения существуют (иногда применяют термин «лечить», но это не совсем корректно).

Виды дислалии

В зависимости от причины вызвавшей нарушение, выделяют следующие виды дислалии:

Существуют понятия простая и сложная дислалия. При постановке диагноза выделяют мономорфная дислалия включающую в себя минимальное количество простых дефектов произношения и полиморфную разновидность. Полиморфная дислалия имеет в основе нарушения артикуляции и различения большого количества звуков.

Классификация дислалии в зависимости от искажения артикуляции:

Причины появления нарушения речи

Органическая и механическая дислалия развивается под влиянием физического дефекта артикуляционного аппарата, препятствующего правильному произношению звуков.

В большинстве случаев, этот диагноз ставиться тем детям, которые имеют проблемы в строении речевого аппарата:

Для устранения речевого дефекта при наличии одного из возможных патологических состояний пациент нуждается в комплексной помощи разных специалистов.

Причины функциональной дислалии:

Симптомы проявления нарушения

Взрослый человек без труда может заметить отклонение от нормы в восприятии и воспроизведении звуков детьми, хотя в практике логопеда чаще встречаются случаи, когда родители не замечают все отклонения в произношении их ребёнком.

При замене звуков дети не различают схожие фонемы по звучанию и заменяют один звук другим. Чаще всего симптоматика проявляется косноязычием. Например, ребёнок путает глухие и звонкие согласные, мягкие и твёрдые (дерево-терево, лапа – ляпа). Если разница в артикуляции незначительна, и звуки образуются в одном и том же месте, например: вместо [Р] может звучать [Л] или [Д] (рыба – лыба), вместо Ц – Ч (цыплёнок – чипленок) и т. д.

Иногда ребёнок испытывает трудности с выбором звука, хотя может правильно его произносить в отдельных словах (говорит Шапка, но допускает ошибки каСя в слове каша), то есть один и тот же звук произносится различно в зависимости от ситуации. В отдельных случаях дети произносят звуки русского языка нетипичным для языковой системы образом – горловое (французское) [Р], специфическое [З], похожее на английское the.

Замены и смешение фонем относится к фонематическим дефектам, искажение звуков – к фонетическим видам патологии.

Диагностика нарушения речи

Для определения дефектных звуков логопед предлагает ребёнку повторить за ним слова или назвать то, что изображено на картинке. Данный материал подобран таким образом, что охватывают все группы звуков. Мало того, звук должен находиться в разных позициях: в начале, в конце, и в середине слова, учтены также мягкие и твёрдые согласные.

Родители должны подготовиться к тому, что логопеду могут потребоваться сведения о наличии или отсутствии патологий беременности и родов. Специалист может назначить дополнительные обследования у других специалистов (проверку зрения, слуха, особенностей психического развития). При диагностировании у ребёнка тугоухости, кроме логопеда, ему понадобится помощь и отоларинголога.

Диагностика включает в себя ряд фонематических тестов, которые направлены на проверку умения различать близкие в произношении звуки. При механической форме патологии нельзя избавиться от дефекта в произношении некоторых звуков, если не устранить источник их появления. Поэтому лечение дислалии начинается именно с этого.

Методы коррекции дислалии

Ни один квалифицированный логопед не исправляет все звуки одновременно. Вначале коррекции подлежит звук, базовый для группы фонем. Если нарушена артикуляция нескольких групп, начинают с той группы фонем, которая появляется у человека раньше по возрастным нормам.

Базовые звуки для разных групп:

Этапы постановки звуков:

Подготовительный этап

На этом этапе артикуляционный аппарат подготавливается к восприятию и воспроизведению фонемы.

Ребёнок под руководством логопеда разучивает и отрабатывает комплекс артикуляционных упражнений, тренирующих движения губ, языка, щёк, мягкого нёба, нижней челюсти. К ним присоединяются упражнения на отработку направленной воздушной струи. Одновременно малыш посредством различных упражнений развивает восприятие, память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику.

Постановка

в каком возрасте логопед может сделать заключение ребенку дислалия. Смотреть фото в каком возрасте логопед может сделать заключение ребенку дислалия. Смотреть картинку в каком возрасте логопед может сделать заключение ребенку дислалия. Картинка про в каком возрасте логопед может сделать заключение ребенку дислалия. Фото в каком возрасте логопед может сделать заключение ребенку дислалия

На этом этапе соединяются все достижения по освоению правильной артикуляции, направленной воздушной струи, голоса. Существует игровой способ постановки звука, осознанный способ по подражанию и механический способ укладывания органов артикуляции в нужную позицию при помощи специальных инструментов. Логопед избегает называть звук, над которым он работает вместе с ребёнком, чтобы в сознании малыша не закрепился старый, неверный стереотип. Итог этого этапа – правильное произношение ребёнком звука без любой помощи.

Автоматизация

Для закрепления поставленного звука в речи его сначала отрабатывают или в открытых слогах в сочетании с гласными А, О, У, Ы (ла, ча, лы, ши), или в закрытых слогах (ас, ар, ац, ещ). Далее звук ставят в положение между двумя гласными (аша, ушу, озо, узу), в слоги с несколькими согласными рядом (шка, ску, тла, рба).

После автоматизации в слогах, приходит очередь автоматизации звука в начале, конце, середине слова. Каждое слово или название картинки проговаривают до 5 раз и повторяют этот урок дома. В начале автоматизации звук, над которым работают, слегка выделяется силой голоса и длительностью произношения, затем этот приём не используют.

После отработки звука в словах подбирают речевой материал для его автоматизации в предложениях, стихотворениях, в прозе, в обычной речи.

Дифференциация

На этом этапе ребёнка учат различать звуки, которые он смешивает, и правильно их произносить. Логопед обращает его внимание на разницу в положении органов артикуляции при произношении звуков, сходных акустически и по двигательным признакам, различать их на слух.

Дифференциация происходит последовательно – звуки различают сначала изолированно, затем в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.

Родителям нужно помнить, что недоразвитие фонематического слуха перейдёт во время обучения в школе в такие сложные патологии, как дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма). Их коррекция гораздо сложнее и продолжительнее, чем коррекция дислалии. Нарушения речи негативно влияют на развитие памяти, внимания, мышления, речевого слуха, поэтому родителям ребёнка с дефектным произношением следует как можно раньше обратиться за профессиональной помощью.

Источник

В каком возрасте логопед может сделать заключение ребенку дислалия

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: При всестороннем развитии ребенка в первую очередь необходимо обращать внимание на формирование у ребенка правильной и грамотной речи.

Статья:

При всестороннем развитии ребенка в первую очередь необходимо обращать внимание на формирование у ребенка правильной и грамотной речи. Несомненно, уже в дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность в общении с окружающими. В этом возрасте закладываются первые основы грамотной речи. Однако уже на этом этапе развития у ребенка могут возникнуть трудности. Основная задача родителей в этом возрасте своевременно обратиться к специалистам, которые могут квалифицированно помочь ребенку преодолеть возникшие речевые трудности. Речь у ребенка формируется постепенно, посредством подражания произношения звуковых комплексов окружающих людей. Ребенок овладевает правильным звукопроизношением через воспроизведение промежуточных звуков. Такой период называют физиологическим косноязычием.

Процесс формирования речи непосредственно связан с психическим развитием ребенка. Соответственно, какие-либо речевые отклонения могут указывать на особенности развития тех или иных психических функций.

В первую очередь необходимо, чтобы у ребенка формировалось правильное звукопроизношение. Оно включает в себя фонетическое оформление речи и комплекс речедвигательных навыков, таких как речевое дыхание, воспроизведение звуков и их сочетаний, голосообразование, ударения в словах, а также интонация фраз.

При нарушении произносительной стороны речи формируются дефекты фонетического речевого оформления. Одним из самых распространенных и наиболее легких дефектов речевого развития специалисты называют дислалию. При дислалии ребенок некоторые звуки не произносит, может искажать их или заменять другими звуками. Такие речевые сложности могут затруднять общение с окружающими, а также могут привести к другим особенностям развития ребенка. В связи с этим необходима своевременное выявление и коррекция подобных нарушений звукопроизношения. Данные обследования могут проводиться комплексно с присутствием различных специалистов, так же учитель-логопед вправе самостоятельно проводить исследования особенностей ребенка с дислалией.

Общие представления о дислалии

Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Это нарушение обычно проявляется в особенностях воспроизведения звуков речи, таких как искажение при произнесении, замена одного звука другим, не произнесение какого-либо звука, а также смешении звуков.

Впервые термин «дислалия» ввел профессор Вильнюсского университета врач И.Франк. В своей монографии в 1827 году он применил термин при обобщенном значении произносительных расстройств различной этиологии. Швейцарский врач Р. Шультесс в 30-е года 19 века разделил все речевые нарушения на заикание и косноязычие. При этом косноязычие он обозначил термином «дислалия», в более узком, чем у И.Франка значении. Р. Шультесс отнес к ней только произносительные нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органом артикуляции.

Работая над своей классификацией речевых нарушений, Куссмауль взял за основу точку зрения Шультесса. Он называл косноязычием все речевые недостатки, сформированные на расстройствах в буквенном звукообразовании. Так же были выделены и описаны два варианта косноязычия: врожденное и приобретенное. Последнее возникает при неправильном воспитании и недостаточностью упражнений. При этом врожденное или органическое косноязычие является одной из форм центрального нарушения речи.

С развитием логопедической науки происходило уточнение понятия «дислалия», выявлялись особенности нарушения звуковой стороны речи и механизмов, лежащих в их основе. Это отражено в работах таких авторов, как Беркан, Гутцман, Е.С. Боришпольский, Т.Б. Филичева и Л.Г. Волкова.

Причины возникновения дислалии

Нарушение речевой активности достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Соответственно возникновение подобных особенностей различны. При этом они могут являться следствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. У детей могут возникать нарушения звукопроизношения, фонетики и фонематики, построения аграмматической фразы.

Дислалия – это нарушение произносительной стороны речи при сохранной иннервации речевого аппарата, которое наиболее часто проявляется в детском возрасте.

Выделяют несколько причин речевых расстройств: органические и функциональные.

К органическим причинам дислалии относят врожденные или приобретенные дефекты костного и мышечного строения периферического отдела речевого аппарата.

— дефекты зубного ряда;

— дефекты строения челюсти;

— особенности уздечки языка.

К функциональным предпосылкам возникновения дислалии относят неблагоприятную наследственность, сложную ситуацию внутриутробного развития плода, сами роды, а также резус-конфликт матери и ребенка.

Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста также влияет на формирование грамотного речевого развития. Неблагоприятная социальная обстановка может быть в семье и в окружающем социуме. Обычно выделяют такие предпосылки формирования речевых особенностей, как материнская депривация, наличие особенностей речи у кого-либо из членов семьи, а также пережитая стрессовая ситуация.

Формы дислалии

При акустико-фонематической дислалии выявляются сложности оформления речи звуками, сформировавшиеся в процессе избирательной переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К подобным операциям причисляют опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме.

При таком дефекте выделяют несформированность фонематического слуха, по средствам которого происходит узнавание и различения фонем в словах. Ребенок не может распознать какой-либо акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Соответственно происходит подмена фонем на основе сходства общих признаков. В связи с этим звук опознается неверно. Такие особенности мешают правильно понимать речь как саму говорящему, так и слушающему.

При акустико-фонематической дислалии у ребенка не находят нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.

При данном нарушении артикуляторная база полностью является сформированной. Произошел процесс полного овладения всеми артикуляторными позициями, необходимыми для производства звуков, но при отборе звуков принимается неверное решение, вследствие чего звуковой облик слова делается неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно). Это приводит к смешениям звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному их использованию.

Замены и смешения при этой форме дислалии реализуются на основе артикуляционной близости звуков. Эти явления замечаются прежде всего между звуками или классами звуков, различающихся по одному из признаков: свистящими и шипящими, между взрывными шумными, переднеязычными и заднеязычными.

При данной форме дислалии фонематическое восприятие у ребенка чаще всего развито полностью. Ребенок может различать все фонемы, понимает слова, в том числе и слова-паронимы. Ребенок понимает свой дефект и пытается справиться его. Во многих случаях такая самокоррекция под управлением слухового контроля усваивается благополучно.

Дефектное произношение при этой форме дислалии определено не собственно моторными нарушениями, а нарушением операций отбора фонем по их артикуляторным признакам. Ребенок справляется с заданиями на имитацию сложных неречевых звуков, требующих для своей реализации определенных укладов речевых органов; нередко совершаются более сложные в моторном отношении звуки и заменяет ими отсутствующие, наиболее простые по артикуляции звуки.

К данной форме причисляют дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

Звуки выговариваются ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка, которая у ребенка при этой форме дислалии сформирована, но фонемы осуществятся в непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всего ошибочный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Слушающий без особых сложностей соотносит этот вариант произнесения с определенной фонемой.

Нарушаются не все звуки: так, при различных индивидуальных особенностях произнесения акустический эффект при произнесении губных (взрывных и сонорных) согласных, а также переднеязычных взрывных и сонорных согласных оказывается в пределах нормы.

В ходе постижения произносительных умений и навыков ребенок с помощью своего слуха постепенно нащупывает те артикуляционные позиции, которые отвечают адекватному акустическому эффекту. Эти позиции ребенок запоминает и в дальнейшем повторяет по мере необходимости. При освоении правильных укладов ребенок должен научиться различать уклады, близкие в произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых для воспроизводства звуков.

В зависимости от того, какое количество звуков дефектно выговариваются, дислалии разделяются на простые и сложные.

К простым (мономорфным) относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки, к сложным (полиморфным) относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп.

Комплексный подход к обследованию детей с дислалией

Главная цель обследования ребенка с возможной дислалией является постановка точного логопедического диагноза, который необходим для дальнейшего выбора адекватной методики помощи конкретному ребенку. В связи с этим выделяет пять основных задач логопедического обследования:

Обследование ребенка с дислалией должно проходить на психолого-медико-педагогической комиссии в которую входят: логопед, психолог, ортодонт, невролог, лор, психиатр. При таком наборе специалистов будет возможность комплексно обследовать картину развития ребенка, дать расширенное заключение об его созревании, уточнить пути коррекции нарушения и составить прогноз на будущее формирование речевого развития.

Обследование ребенка с нарушением звукопроизношения может включать в себя различные разделы. В первую очередь выявляется ранний анамнез развития ребенка, затем проверяется правильность произнесения всех звуков речи, используя разнообразные пособия, далее изучается особенности строения речевого аппарата, а так же выявление слуховой дифференциации. На диагностике выявляется словарный запас ребенка, грамматический строй речи. В детей школьного возраста исследуются особенности письма, так как дислалия может привести к сложностям овладения письмом.

Логопедическое обследование ребенка с дислалией

При присутствии на комиссии большого числа специалистов логопед исследует лишь особенности речи ребенка, не изучая анамнез развития или особенности строения речевого аппарата. При отсутствии всех специалистов логопед сам проводит всю процедуру обследования.

Существуют несколько вариантов карт речевого обследования детей с дислалией. Разберем одну из них, так как она являются более полной и адаптированной под работу учителя – логопеда. Л.Г. Волкова разработала схемы обследования детей с различными речевыми нарушениями в виде бланков.

Схема обследования детей с дислалией Л.Г. Волковой

Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения (число, месяц год)
Дата обследования (число, месяц, год)
Возраст (количество лет, месяцев)
Домашний адрес, телефон
Из какого детского образовательного учреждения прибыл (номер, район)
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссий, от какого числа)

диагноз районной (городской) медико-психолого-педагогической комиссии

Сведения о родителях
Мать: Ф. И. а, профессия, образование, место работы
(или не работает)
Отец: Ф. И. О., профессия, образование, место работы (или не работает)
Жалобы родителей (особенности поведения ребенка; необычные, с точки зрения родителей, поступки; нарушения в речи, в общении; трудности в обучении: в детском саду или в школе; влияние нарушений звукопроизношения на усвоение программы в детском саду или на успешность обучения в школе; трудности контакта со сверстниками и взрослыми: знакомыми и незнакомыми)
Наследственные заболевания (наличие нарушений речи, нервно-психических, хронических болезней у родителей и родственников)
Общий анамнез
От какой беременности ребенок

Характер беременности: токсикоз, хронические и инфекционные заболевания
Роды: стремительные, затяжные, обезвоженные

Особенности раннего развития:
Перенесенные заболевания:
до 1 года
от 1 до 3 лет
Инфекции
Соматические заболевания
Данные о развитии речи
Характер звукового лепета.
Время появления фразовой речи.

Особенности динамической стороны речи

Анатомическое строение артикуляторного аппарата
• губ: толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ;
• челюстей: прогения (излишнее выдвижение вперед нижней челюсти), прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти);
• прикуса: открытый передний, открытый боковой;
• зубов: мелкие, излишне крупные передние зубы, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и др.;
• языка: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне узкий, Укороченная подъязычная связка;
• неба (твердого, мягкого): излишне низкое твердое небо, уплощенное, «готическое», куполообразное; укороченное Мягкое небо, раздвоение маленького язычка.
Состояние мимической моторики
— поднять брови вверх — опустить; нахмурить брови — покой; закрыть глаза — открыть; прищуриться; надуть щеки — покой; отразить на лице мимические позы «радость», «печаль», «подозрительность», «удивление», «гнев»;
— по словесной инструкции логопеда показать, как человек ест кислый лимон, сладкую конфету, горький лук, соленый огурец.
По окончании выполнения заданий отмечается: мимика сохранна; амимичность; недостаточная подвижность отдельных мимических мышц (лба, глаз, щек, губ).
Состояние орального праксиса
Кинестетическая основа речи: способность выполнения отдельных артикуляторных движений.

В данной диагностике автор комплексно подходит к исследованию дислалии. Выявляется анамнез развития ребенка, состояния его звукопроизношения, особенности строения речевого аппарата, речевая моторика, состояние слуховой функции, состояние дыхательной и голосовой функции, особенности динамической стороны речи, состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений, особенности словарного запаса, а также грамматического строя речи.

Подобное комплексное изучение особенностей ребенка с дислалией способствует выработке адекватной и своевременной системы помощи.

По итогам диагностике заполняется диагностическая карта и пишется заключение. Обычно в логопедическом заключении отмечается форма дислалии, а также указывается объем нарушений звукопроизношения, все дефектно произносимые ребенком звуки и характер их нарушения.

Заключение

Дислалия – это нарушение произносимой стороны речи при сохранной иннервации речевого аппарата, которое часто проявляется в детском возрасте.

Выявляют две основные формы дислалии: функциональную и механическую. Данные формы зависят от локализации нарушений и причин, возникновения дефекта звукопроизношения. При механической дислалии нарушается периферический отдел речевого аппарата. При функциональной дислалии выявляются органические нарушения.

При этом выделяют три формы функциональной дислалии:

Акустика – фонематическая. При которой нарушено фонематическое или слуховое восприятие.

Артикуляторно – фонематическая. При данной форме происходит замена или смешивание звуков.

Артикуляторно – фонематическая. Данная форма включает в себя дефекты звукового оформления речи, сформированные на основе неправильной речевой семейной позиции.

Для выявления дислалии специалисты используют диагностическое обследование, которое включает в себя сбор анамнестических данных о развитии ребенка, изучение строения речевого аппарата и собственно речевое обследования. Для удобства проведения диагностики принято использовать схемы или бланки логопедических обследований.

После проведенной диагностики составляются рекомендации по дальнейшей помощи в развитии ребенка или взрослого.

Список литературы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *