в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции

Изотерапия для детей

Содержание статьи

Изотерапия как метод психологической коррекции – одно из самых популярных направлений арт-терапии. Ее суть – использование изобразительного искусства в педагогических и терапевтических целях. Обычно это рисование, но программа изотерапии может включать применение техник лепки из пластилина, глины, занятия по декору и фотосъемке.

Изотерапия распространена при работе с детьми (чаще всего дошкольниками и младшими школьниками), однако она очень эффективна и для взрослых. Она популярна в практике социальной психологии, псикоррекции, медицинской психологии, психиатрии. Занятия проводятся индивидуально или в группах. Рисование позволяет снять стресс, получить удовольствие от созидания, успокоиться, оно развивает фантазию и творческое начало. Психотерапевт получает массу полезной информации о ребенке, его чувствах, мыслях, страхах и.т.д. Источник:
Киселева, Т.Ю.
Педагогическая арт-терапия. / Т.Ю.Киселева //
Справочник руководителя дошкольного учреждения- М.: Издательский дом «МЦФЭР» », информационный центр «Ресурсы образования», 2008. №1.

Показания к проведению:

Какие проблемы решает изотерапия?

Основная цель изотерапии – избавить ребенка от таких проблем, как:

Как проходят занятия?

Занятия могут проходить в форме индивидуальных консультаций, семинаров, групповых тренингов. В зависимости от имеющихся проблем, психолог дает задания и упражнения. После их выполнения приступают к анализу арт-объектов (чаще всего рисунков), который помогает понять проблему, найти пути ее решения.

Методы изотерапии

Терапия рисованием проходит с применением всех художественных материалов – фактурной бумаги, восковых мелков, красок и кистей, угля, глины, соленого теста, пластилина, пастели, карандашей, пульверизатора, ватных палочек и мн. др. Рассмотрим некоторые техники.

Техника «Марания»

Эта техника эффективна для дошкольников и младших школьников, представляет собой спонтанный рисунок, абстрактное рисование. Простыми словами, это марание бумаги всеми подручными средствами и способами. Получаются яркие, эмоционально насыщенные рисунки гуашью или акварелью, выполненные кистью или руками. Эта техника позволяет проявлять эмоции, открыто показывать переживания, исследовать их, здесь нет понятия «хорошо» или «плохо», «правильно» или «неправильно». Иногда бывает так, что получается яркий, светлый, разноцветный рисунок, который ребенок закрашивает темными красками, «уничтожает», что очень показательно с точки зрения психологии.

«Акватушь»

Сначала на бумагу наносят рисунок гуашью, когда он высыхает, лист покрывают черной тушью. После этого рисунок опускают в воду – гуашь смывается почти полностью, а тушь – частично. Получается тонированное изображение на черном фоне с размытыми границами. Поэтапная работа с отложенным результатом полезна детям с дефицитом внимания, а также тем, кто испытывает негативизм.

«Монотипия»

Сначала ребенок рисует на гладкой поверхности – пластмассе, стекле, пленке или др., – а затем переносит этот рисунок путем оттиска на обычную бумагу и далее дорисовывает изображение другими материалами. Итоговое изображение получается отличным от первоначального. Это спонтанное самовыражение, помогающее снять стресс, повысить креативность, визуализировать чувства.

«Рисование клубком»

Полезно для тех детей, которые уверены, что не умеют рисовать, техника развивает креативность, помогает в диагностике состояний, она эффективна при индивидуальной работе с замкнутыми, агрессивными, гиперактивными детьми. Рисунок получается путем разматывания клубка ниток на пол или стол.

«Рисование истории»

Ребенок рисует иллюстрацию к истории или ее возможное продолжение. Методика позволяет корректировать неадекватное поведение, разрешать внутренние конфликты, диагностировать расстройства, снимать напряжение.

«Рисунок по кругу»

Групповая работа, направленная на сплочение, вовлечение в процесс всех участников, повышение самооценки. Дети садятся в круг и вместе рисуют по очереди по заданию психолога, например фентэзийное существо: первый ребенок – голову, второй – туловище и т. д.

«Пластилиновая композиция»

Рисунок на листе бумаги создается пластилином, что требует усидчивости, старания. Техника подходит для работы с гиперактивностью, развивает воображение, сенсорную сферу.

Источник

Изотерапия как нестандартная форма работы с детьми дошкольного возраста

в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Смотреть фото в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Смотреть картинку в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Картинка про в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Фото в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции Наталья Бурундукова
Изотерапия как нестандартная форма работы с детьми дошкольного возраста

Изотерапия как нестандартная форма работы с детьми дошкольного возраста

Смысл психологической арт-терапевтической работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, что они получают возможность выразить себя, сделать то, что в обычной жизни им строго запрещено. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая большей частью тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.

в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Смотреть фото в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Смотреть картинку в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Картинка про в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Фото в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции

Изотерапия

— один из эффективных инструментов в психологической работе, использование которого даёт ребенку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации.

Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общением со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями. Рисуя, ребенок неосознанно дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовно-развитой личности. Поэтому в работе с детьми педагоги МКДОУ детский сад «Богатырь» используют изотерапию.

в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Смотреть фото в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Смотреть картинку в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Картинка про в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Фото в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции

Цель работы по изотерапии:

1. Повышение эмоционально-положительного фона, создание благоприятных условий для успешного развития ребенка;

2. Совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности;

3. Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, тактильная стимуляция;

4. Развитие мелкой моторики и творческого воображения.

в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Смотреть фото в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Смотреть картинку в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Картинка про в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Фото в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции

Преимущества изотерапии перед другими формами работы:

• практически каждый ребёнок (независимо от своего возраста) может участвовать в изотерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;

• изотерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;

• изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;

• продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;

• изотерапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;

• изотерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Смотреть фото в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Смотреть картинку в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Картинка про в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Фото в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции

Занятия по изотерапии позволяют решать следующие важные педагогические задачи:

в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Смотреть фото в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Смотреть картинку в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Картинка про в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Фото в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции

Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности. Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигаются в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности

“Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Благодаря использованию различных арт-терапевтических приёмов складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Арттерапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.

В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Смотреть фото в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Смотреть картинку в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Картинка про в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Фото в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции

Занятие с использованием изотерапии проводят в 4 этапа:

1. Введение и «разогрев».

Введение и “разогрев”. Предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности. Педагог объясняет или напоминает основные правила поведения в группе.

Последующий “разогрев” представляет собой разные виды физической активности и способы “настройки” на изобразительную работу: общая игра “по теме”, мини-беседа.

2. Этап изобразительной работы

Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия. Учитывая небольшой возраст участников, данный этап целесообразно организовать в форме рассказывания или драматизации сказки, игры или путешествия. Можно предложить детям “прожить” образ в движении (Представь, что в тебе зазвучала плавная, нежная музыка. Как ты будешь двигаться).

3. Этап обсуждения

Обсуждение представляет собой рассказ или комментарии участников о своей изобразительной работе. Они не просто описывают то, что нарисовано, но обычно стараются сочинить сказку об изображенном персонаже.

При рассказе участников о своих работах другие, как правило, воздерживаются от каких-либо комментариев или оценок, но могут задавать вопросы автору.

На этом этапе занятия педагог может дать собственные комментарии или оценки хода работы, ее результатов, поведения отдельных участников и т. д. Педагог может также задать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, а также его переживаний и мыслей.

Завершение занятия. Предполагает подведение итогов, усиление положительного эмоционального переживания.

Варианты завершения занятия:

• «Я хочу подарить тебе…»

• «Подари тепло своего сердца»

• «Свиток пожеланий» и т. д

в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Смотреть фото в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Смотреть картинку в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Картинка про в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Фото в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции

Результаты:

• Дети с удовольствием посещали занятия и бережно относились к своим произведениям. Так же уверенно они использовали и время, отведенное для работы и разделенное на этапы. Хотя не все работали одновременно.

• Дети преодолели коммуникативные барьеры;

• Интересно отметить, как проходило освоение детьми новых материалов. Замкнутые, стеснительные дети с осторожностью прикасались к краскам, но, глядя на остальных, преодолевали свою неуверенность и к концу занятия действовали свободней.

• Хочется отметить, что от занятия к занятию взаимодействие детей становилось все активнее. Особенно это проявлялось в процессе создания парных и коллективных работ. Работа в парах часто вызывала споры у дошкольников. Но в процессе детям удавалась найти общее решение, и они с удовольствием представляли результат на обсуждении.

• Сравнивая высказывания детей при обсуждении в начале и конце года, можно отметить, что они стали более развернутые и осознанные. Большинство не испытывали затруднений в сочинении сказок по собственным произведениям. Даже те, кто по началу не мог вообще ничего сказать, сочиняли короткие рассказы и могли ответить на вопросы по своему рисунку.

Выводы: С помощью изотерапии дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе.

Прикреплённые файлы:

Театр как форма работы с детьми логопедической группы Уважаемые коллеги! Театральное искусство требует навыков перевоплощения, дети с удовольствием выступают на сцене, участвуют в спектаклях,.

Академия естественных наук как форма экологического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Инновационная форма работы с детьми по речевому развитию Любая работа предполагает определение целей и задач. Целью моей работы является формирование у детей навыков овладения речью, как средством.

в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Смотреть фото в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Смотреть картинку в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Картинка про в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Фото в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекцииКоллекционирование в математическом развитии детей дошкольного возраста как нетрадиционная форма работы Коллекционирование — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов,.

Кружковая работа как форма культурной практики в работе с детьми дошкольного возраста (3–7 лет) «Посуда» Кружковая работа как форма культурной практики в работе с детьми дошкольного возраста (3-7 лет). Тема «Посуда» Целевые ориентиры: • Осуществление.

в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Смотреть фото в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Смотреть картинку в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Картинка про в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекции. Фото в каком возрасте изотерапия достигает статуса продуктивной формы коррекцииЛэпбук как нетрадиционная форма работы с детьми младшего дошкольного возраста В педагогике дошкольного возраста одним из вопросов, требующих пристального внимания, является вопрос о сенсорном воспитании и сенсорном.

Наблюдение — особая форма познания окружающего мира детьми дошкольного возраста Из опыта работы Существуют различные методы активизации познавательной деятельности у дошкольника. В соответствии с основными формами мышления.

Опыт работы «Система работы учреждения по вопросам безопасности с детьми дошкольного возраста» Система работы по безопасности с детьми дошкольного возраста в МДОУ детском саду №27 «Солнышко» Ни для кого не секрет, что сложившаяся.

Песочная терапия, как форма психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста Теория и практика песочной терапии показала свою высокую эффективность в работе с детьми любого возраста. Но для дошкольников она является.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *