в каком возрасте доступно самостоятельное использование малых фольклорных форм дошкольниками
Использование малых форм фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
Детский фольклор – область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. Как сфера народной культуры, фольклор относительно самостоятелен. Он обладает собственной жанровой системой и эстетической спецификой. Детский фольклор представляет одно из направлений устного народного творчества.
В тот момент,когда ребенок поступает в детский сад в его жизни происходит ряд серьезных изменений: меняется установленный родителями режим дня, ребенок длительное время в течение дня находится без родителей; в его жизнь вводится много новых требований; постоянный контакт со сверстниками; пребывание в незнакомом помещении, где таится много неизвестного [11].
Малые жанры фольклора – это небольшие по объёму фольклорные произведения.
Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями – играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт. Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие. Рассмотрим формы малого фольклора, которые используются в дошкольных образовательных организациях.
Потешки – короткие стишки (реже песенки, предназначенные для развлечения детей младенческого возрастаи сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потешек, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру [15].
Считалки – вид русского игрового фольклора: рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх детей. Считалки исполняются в особой манере, так, чтобы ударный слог или отдельное слово совпадали с указанием на одного из участников игры.
Колыбельные песни – песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их – размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни [18].
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) – стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку.
Заклички – один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье.
Скороговорка – фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.
Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Значение загадок трудно переоценить. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают в детях догадливость, воображение.
Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же – смешные истории о том, чего не бывает [29].
Частушка – фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие, юмористического содержания, передаваемая обычно устно.
Сказка фольклорная –эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов [1]. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза, включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза).
Небылицы – это сказки, построенные на абсурде. Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былички, былины [13].
Изучение языка своего народа, овладение всем богатством фольклора – один из важнейших, магистральных путей духовного возрождения России, но кроме этого дошкольников необходимо знакомить и с творчеством других народов (сказками, песенками, пословицами, играми и т. д.). В фольклорных произведениях должны найти отражение, как специфические черты национального искусства, так и общие с творчеством других народов. Для этого необходимо подбирать сказки, пословицы, поговорки, наиболее ярко отражающие особенности содержания (быта, обычаев, нравственных принципов, традиций) и формы (композиция, выразительные средства и др.)
Устное народное творчество, в частности его малые жанры, используются в детском саду как воспитательно-обучающее средство для детей дошкольного возраста. Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи, мышления детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора решаются практически все задачи воспитания. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка доносится до детей. Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Дети не только усваивают родной язык,но и овладевают речью в совершенстве: имеют достаточное дыхание, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонацией.
В работе детский фольклор используетсяв разных видах деятельности:
– в обучении правильному произношению;
– в приобщении детей к русской национальной культуре;
– в непосредственно образовательной деятельности;
– в народных подвижных играх;
– в играх на развитие мелкой моторики;
– в театрализованной деятельности;
Большое значение уделяется организации предметно-развивающей среды: подбираются книги с фольклорными произведениями, кассеты, диски, а также костюмы, атрибуты для театрализации, наборы открыток, иллюстраций к потешкам, пословицам, небылицам, образные игрушки-персонажи, куклы, предметы русского быта, детали народной одежды.
В практике дошкольногообразования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с фольклорными жанрами на первое место выдвигается содержательный аспект, а не жанровые и языковые особенности. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и слушанию сказок.
Возникает противоречие между потенциальными возможностями форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов методиками развития речи детей средствами фольклора.
Сочетание всех вышеперечисленных форм и методов использования фольклора при работе с дошкольниками можно наблюдать во время активного отдыха детей. Фольклорные праздники, развлечения несут в себе эмоциональный и двигательный заряд, способствуют успешному развитию нравственных качеств, формированию уважительного отношения к культурным традициям и обычаям русского народа.
Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, т. е. всесторонне развивает ребенка. Приобщение ребёнка к народной культуре должно начинаться с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей, начиная с самого рождения. Разумеется, наше исследование не является достаточно полным, так как вопрос использования малых форм фольклора всё ещё остаётся актуальным. Однако в плане развития методики работы с малыми формами фольклора переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей дошкольного возраста в конкретных условиях дошкольного учреждения
Использование фольклора в работе по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста «Использование фольклора в работе по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»[/b] Воспитатель: Муравьева.
Консультация «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми с ОНР» «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми с ОНР» Черкашина Наталья Александровна, воспитатель ГАУСО АО «Свободненский специальный.
Использование малых форм фольклора в развитии навыков самообслуживания у детей младшей группы Навыки и привычки, прочно сформированные у детей дошкольного возраста, сохраняются на всю жизнь. Режимные процессы (кормление, подготовка.
Консультация «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста» «Осваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений и предметы, множество мыслей,.
Использование малых фольклорных форм в социализации детей младшего дошкольного возраста «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,.
Использование нетрадиционных форм в работе музыкального руководителя по развитию восприятия у детей дошкольного возраста. В данной работе я отразила свой инновационный опыт по активизации музыкального восприятия у детей, используя такую нетрадиционную форму,.
Консультация для педагогов «Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Слайд 2 «Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».
План работы по самообразованию: Развитие речи детей раннего возраста посредством малых форм фольклора (калмыцкого и русского) Тема самообразования: Развитие речи детей раннего возраста посредством малых форм фольклора (русского калмыцкого). Цель: повышение своего.
План работы по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» План работы самообразования на период с 2018–2019 гг Тема самообразования: » Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам малых.
Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать? Общаясь со своими детьми, родители редко используют.
Рекомендации педагогам дошкольного ДОУ по использованию малых форм фольклора в развитии детей младшего возраста
Юлия Конюхова
Рекомендации педагогам дошкольного ДОУ по использованию малых форм фольклора в развитии детей младшего возраста
Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В нем сохранились особенные черты русского характера, представление о красоте, добре, храбрости, честности, трудолюбии. Само слово «фольклор» в переводе с английского буквально переводится как «народная мудрость». Дошкольный возраст является фундаментом общего образования и развития ребенка. Поэтому, так важно, именно в этом возрасте заложить те нравственные основы, которые помогут ребенку не свернуть с правильного пути в дальнейшем. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.
Рекомендации педагогам дошкольного ДОУ по использованию малых форм фольклора в развитии детей младшего возраста
Устное народное творчество способствует пробуждению познавательной активности, яркой индивидуальности ребенка, самостоятельности. Для этого необходимо как можно чаще и шире использовать его в воспитании детей.
К сожалению, в практике дошкольного образования часто можно наблюдать такую картину, что при ознакомлении младших дошкольников с малыми фольклорными формами, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности, а в основном делается акцент на содержательный аспект. Использование малых форм фольклора сводится просто к их заучиванию. А между тем, процесс развития речи дошкольников с применением малых фольклорных форм должен происходить не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Для этого, безусловно, необходима заинтересованность педагога, а ребенок должен являться активным субъектом этого процесса.
Малые формы фольклораучат ребенка выражать те или иные интонации: радость, огорчение, нежность, ласку… Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. Используя малые формы фольклора, педагог может решать практически все задачи методики развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников, следует применять этот богатейший материал словесного творчества народа.
Рассмотрим, какими бывают малые формы фольклора и какие задачи помогают решить.
Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «кисонька»,«заинька».
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной — не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».
Загадки помогают увидеть вторичные значения слов и обогащают словарь детей за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова. Также, загадки помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.
Отгадывание загадок оказывает благотворное влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся четко, ясно, лаконично, выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивают умение творчески использовать слово, а также, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
В. П.Адрианова-Перетц пишет: «Пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений». Она отмечает, что пословицы и поговорки в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами.
Как же можно использовать малые фольклорные формы в повседневной жизни ребенка в ДОУ?
Например, при расставании с родителями можно переключить внимание ребёнка на игрушку (кошку, петушка, собачку, сопровождая действие движениями, чтением потешки. Хорошо подобранная, с выразительностью произнесённая потешка, порой помогает быстрее установить контакт с ребёнком.На все случаи жизни мы можем найти их в книгах и применить: «Петушок, петушок, золотой гребешок….» или «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись»…
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить,приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».
Применение малых фольклорных форм помогает ребенку запомнить и с наименьшим сопротивлением принимать правила. Например при развитие КГН мытье рук перед едой, после прогулки можно использовать потешки: «Водичка, водичка умой мое личико…» или
Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников. Консультация для воспитателей
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком родного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи. Огромную роль в речевом развитии ребенка играет детская литература. Первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок, являются малые фольклорные формы – колыбельные песенки, пестушки, потешки, заклички, дразнилки, считалки, утешалки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки.
Современные дети отличаются слабым речевым развитием, гиперактивностью, недостатком самоконтроля и дефицитом внимания, недостаточной ориентировкой в средствах языковой выразительности, речевыми нарушениями, поэтому использование малых форм фольклора позволяет активизировать когнитивно-речевую деятельность дошкольников.
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали многие известные педагоги.
Малые фольклорные формы представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности детей и воспитателей, а также в режимных моментах. С их помощью можно развивать… (на слайде)
Задачи использования малых фольклорных форм
1. Формирование готовности детей к восприятию малых фольклорных форм на основе организации предметно-развивающей среды.
2. Знакомство с жанрами малых фольклорных форм, формирование их смыслового и художественного восприятия.
3. Формирование навыков инсценировки, развитие мимики, пластики, выразительности движений;
4. Заучивание произведений малых фольклорных жанров, развитие выразительности речи.
5. Развитие общей и мелкой моторики, произвольности и регуляции поведения.
Мы работаем с детьми младшего дошкольного возраста. Опыт нашей деятельности показывает, что младшие дошкольники обладают особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Во время расставания с родителями стараемся переключить внимание ребёнка на новую для него игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями,чтением потешки:
или: Киска, киска, киска брысь
На дорожку не садись…
или: Вот собачка Жучка
Хвостик закорючка… Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их,наделяя именами близких людей:
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных формдети очень быстро запоминают:
или: Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший, Сашенька пригожий!
С помощью народных песенок, потешек воспитываем у малышейположительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
Так, во время умывания используем потешку «Чистая водичка, моет Егору личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.
Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Таким детям ласково поем песенки «Баю, баюшки, баю…»
Помогает потешка и в процессе приема пищи детьми. Чтобы вызвать у детей желание есть,произносим: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую»
Активно используем потешки в работе по формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию у детей опрятности, аккуратности. Например, при при причёсывании используемвсем известную потешку:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосики в ряд…
Без этих веселых стишков формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого.
Для использования малых фольклорных форм не нужно выделения отдельного времени и поиска особых форм работы. Их можно использовать во время проведения любой организованной образовательной деятельности.
На занятиях по конструированию строим домик (избушку, обыгрываем ее,приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет».
Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки – очень хороший материал для работы над ознакомлением с окружающим миром ребенка. Использование этих малых фольклорных форм расширяет словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с домашними и дикими животными, с явлениями природы. («Пошел котик на торжок», «Из-за леса, из-за гор…», «Наши уточки с утра: кря-кря-кря!», «Солнышко-ведрышко», «Дождик-дождик, пуще…»).
В самом начале учебного года мы увидели, что большинство детей плохо произносят слова, медленно запоминают произведение. Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной начали активно использовать народные песенки – потешки, пальчиковые игры. Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождаем движением рук. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Загадки очень полезны для малышей, они заставляют ребенка мыслить образно, направляют его внимание на предметы и явления окружающего мира, их отличительные признаки, повышают мыслительные способности и воображение. Во время организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественными произведениями мы часто используем театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям сказок, потешек. Мы обыгрываем сказки или придумываем новый сюжет к уже известной сказке, вводим новых героев, новое окончание. Дети активно включаются в работу, всем хочется придумать новую ситуацию, включиться в игру. На таких занятиях очень весело, так как все включены в работу, а значит развивается активный словарь, фантазия детей, они становятся сплоченее, что очень полезно для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте. ООД по развитию речи начинаем с веселых физкультминуток, пальчиковых игр, чтоб подготовить детей к учебной деятельности. Мы здороваемся с пальчиками, топаем ножками, хлопаем в ладошки, имитируем стук дождя под чтение потешек или авторских коротких стишков. Играем с язычком или делаем артикулярную гимнастику, чтобы детки не устали, потом читаем на выбор потешку, сказку, скороговорку, закличку, обсуждаем и заучиваем. В конце играем в хороводную игру или в игру-забаву, а если знакомились со сказкой, то дети выбирают себе роли героев сказки и обыгрываем ее.
Для того чтобы использовать малые фольклорные формы в речевом развитии детей воспитатель должен:
— знать уровень развития своих воспитанников;
— научиться владеть художественными средствами языка;
— обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения;
— использовать элементы артистичности при чтении произведений (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса);
— применять забавный сюжет;
— больше использовать словесные, наглядные, игровые методы.
Большое значение для развития речи детей имеет специальная организация предметно-развивающей среды.
Для использования в работе с детьми малых фольклорных форм в книжном и речевом уголках необходимо иметь
-подбор книг с фольклорными произведениями (книжки-раскладушки, книжки-вырубки и т. д.)
-раскраски потешек, загадок и т. д. ;
— наборы открыток, иллюстарций к потешкам, прибауткам, пословицам, небылицам,
-диски с народными песенками, потешками, сказками;
-элементы народных костюмов, атрибуты для драматизации;
-образные игрушки-персонажи, куклы, предметы русского быта, детали народной одежды и т. д.
С целью повышения интереса и мотивации дошкольников к малым фольклорным жанрам можно использовать прием присутствия игрового персонажа (образной игрушки – петушка, кота, ежа, Петрушки и др.). Игровые персонажи создают общее настроение (ласковость, шутливость или грусть) в процессе прослушивания потешек, повышают активность детей и эмоциональную экспрессивность.
Таким образом, детский фольклор – одно из действенных средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство детей с малыми фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса, обогащает чувства, формирует его отношение к окружающему миру и себе, наполняет положительными эмоциями, и таким образом играет неоценимую роль во всестороннем развитии дошкольника.
Чаще используйте возможности малых фольклорных жанров в работе с детьми!
Консультация для родителей «Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего возраста» Фольклор — это народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая.
Консультация «Использование малых фольклорных форм в адаптационный период» Во многих современных семьях нарушены эмоциональные связи, дети испытывают дефицит родительской любви, внимания, тепла. Не всегда между.
Использование малых фольклорных жанров в трудовой деятельности старших дошкольников «Посадка черенков комнатных растений» Совместная трудовая деятельность в подготовительной группе из серии по теме: «Использование малых фольклорных жанров в трудовой деятельности.
Консультация для воспитателей «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать.
Конспект занятия по трудовой деятельности «Использование малых фольклорных форм в труде-посадка луковичных растений» Конспект совместной трудовой деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы на тему «Использование малых фольклорных форм в.
Консультация «Значение малых форм фольклора в развитии речи дошкольников» В обучении детей неоценимую роль играют произведения фольклора: как малые формы – пословицы, поговорки, потешки, загадки, скороговорки,.
Опыт работы «Влияние малых фольклорных форм в развитии диалогической речи старших дошкольников» Опыт работы «Влияние малых фольклорных форм в развитии диалогической речи старших дошкольников» Воспитателя Медведевой Екатерины Николаевны.
Проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии младших дошкольников» Автор проект: Бабженко С. Г. Вид проекта: коммуникативно-творческий. Продолжительность: долгосрочный. Участники проекта: воспитатель, дети.
Проект в первой младшей группе: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Проект: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». Автор: Кормилицына О. В. Срок реализации.
Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской культуры СЛАЙД 1: Тема: Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской национальной культуры СЛАЙД 2: В настоящее время.