в каком возрасте девочки начинают играть в куклы
А ваш ребенок играет в куклы? Когда начинать играть и зачем?
Практически каждый ребенок играет в куклы в определенный период своей жизни. Но в каком возрасте предложить ему первую куклу?
Когда малышке исполнился год, мы заметили, что среди ее игрушек до сих пор нет ни одной куклы. Всяких игрушек и развивашек куча, полки так вообще от книжек ломятся.
Даже машинки уже есть. А вот куколки нет. Непорядок. И на День Рождения ребенку торжественно вручили первую куклу. Дочь кинула на нее равнодушный взгляд и пошла гонять кота.
Бабушка тут же припомнила мне, что я тоже кукол игнорила в детстве. «Что же это — характер, наследственность или с возрастом не угадали?» — подумала я и полезла искать информацию.
Значение кукол в развитии детей
Куклы — древнейшие игрушки в истории человечества, им уже более 3 тысяч лет. Их значение для гармоничного развития трудно переоценить.
В первую очередь, как и домашние животные, кукла — друг, который всегда рядом. Ней отрабатываются навыки общения, дитя проигрывает различные жизненные ситуации, отрабатывает их, учится решать.
Ребенок играет в куклы, тем самым примеряя определенные социальные роли, выполняя бытовые действия, им соответствующие.
В процессе подобных игр активно развивается воображение, особенно если у куклы нет явной роли, эмоций, предназначения. Ну и, конечно, кроха учится заботиться о ближнем.
Кроме того, кукла — отличный помощник в решении психологических проблем. Ребенок может наделить ее качествами, которых самому не хватает, таким образом, развив их и у себя.
А взрослый, внимательно наблюдая и направляя игру малыша, может выявить проблемы чада, помочь с их решением.
В каком возрасте ребенок начинает играть в куклы?
Вывод: куклы детям, несомненно, нужны. Причем и мальчишкам, и девчонкам. Но каждому возрасту — своя игра. Годовалый ребенок играет в куклы совсем не так, как от него ждут, так что и куколки ему нужны соответствующие: которые сломать не жалко.
Как подобрать куклу по возрасту
Психика ребенка в разном возрасте диктует разные потребности в играх и игрушках. За 6 лет после рождения малыш учится воспринимать жизнь и свою социальную роль через игру. Так как на первом месте для него в дошкольном возрасте остается семья и осознание себя в ней, он может многое проецировать из своей повседневной жизни на куклы. Поэтому куклы так важны для развития ребенка. Производители заботятся о потребностях детей, создавая наиболее подходящие по возрасту игрушки. Так по какому принципу выбирать куклы для девочек?
Какие куклы купить для годовалого ребенка?
Конечно же, в первые месяцы куклы детям не нужны, но, когда малыш начинает сидеть или ходить, игрушки становятся основным инструментом для познания мира. При выборе куклы учитывайте несколько факторов:
Не поддавайтесь на уговоры маркетологов и не покупайте интерактивные куклы для детей такого возраста. Лучше подождать годик-полтора. Малыш может испугаться громких звуков или вообще перестать играть с куклой.
Куклы для девочек с трех лет
В этом возрасте девочки уже хотят быть похожей на маму и начинают проецировать действия родителей в ролевых играх. Что стоит учитывать при покупке куклы для этого возраста:
Куклы для детей от трех до пяти лет
С трех до пяти лет кукла отождествляется у детей с малышом, за которым они могут ухаживать и копировать поведение мамы. Поэтому пупсы для этого возраста станут идеальным подарком. В комплекте к ним могут идти бутылочки, горшки и даже памперсы. Кукла не должна превышать 40 сантиметров, чтобы ребенку было удобно с ней играть. Ближе к пяти годам девочкам интересно делать прически, для этого подойдут куклы-модели для создания причесок.
Какие куклы покупать девочкам после 5 лет
В этом возрасте девочкам уже интересны куклы с модным гардеробом. Зачастую это героини полюбившихся мультиков, например, игрушки под брендом Winx, Bratz, Barbie. Такие куклы имеют длинные волосы, женскую фигуру, яркий макияж, подвижные конечности на шарнирах. В комплектах к ним могут идти предметы мебели или одежда. Дети в этом возрасте уже играют в профессии и строят межличностные отношения, а куклы играют роль подруг. В 5-6 лет девочки уже сами выбирают себе игрушки, поэтому родителям будет не так сложно угодить желаниям ребенка. Размер кукол может быть абсолютно разный: сегодня тренды таковы, что детей в этом возрасте привлекают яркие маленькие игрушки, такие как LOL или 1TOY.
В каком возрасте девочки начинают играть в куклы
У нас Тая в год начала укачивать кукол, котенка плюшевого, кусочек меха с колыбельной типа А-а-а. Причем, что мы ее никогда не укачивали на руках, она засыпала всегда с грудью, а потом сама рядом со мной. А сейчас уже сама.
Самую любимую куклу принес Дед Мороз в прошлом году (Тае был 1 год 11 мес) и она до сих пор любмая и единственная, при наличии других кукол. Названа была неожиданно и самостоятельно Андрюшей. Я даже думаю, что других кукол нам еще долго не надо будет.
[quote=teddy_sonya;2308313]У нас Тая в год начала укачивать кукол, котенка плюшевого, кусочек меха с колыбельной типа А-а-а. Причем, что мы ее никогда не укачивали на руках, она засыпала всегда с грудью, а потом сама рядом со мной. А сейчас уже сама.
Вот-вот. И мы никогда не качали дочку, а она лялю качает. Причем подсмотрет ей было не откуда это. Для меня это было очень удивительно. И по попе мы никогда Сашке не давали, а ляле часто от нее попадает. Интересно так.
В вашем возрасте во всю уже играла, а сейчас вообще не оторвать и спать, и есть с «Лялей», это имя у куклы такое, ещё есть пупсы, и кукла «Оля». Моей девушке легче всего говорить «Оля» и «Ляля».
Может Вашей девушке не нравятся куклы Вы её не напрягайте. Захочет будет играть, а может и просто сама кукла не нравится. Сходите с ней в магазин и покажите др., может она сама выберет.
У меня племянница, например, кукол не любила в детстве, а сейчас ей 8 лет любит » Барби», у неё не любовь к кулам прошла лет в 5, просила покупать «Русалочку», «Золушку» и т.д., из «Диснея».
Но до сих пор просто обожат мягкие игрушки.
Примета времени: почему девочки стали меньше играть в куклы
От кукольных отделов в магазине просто глаз невозможно оторвать… мамам и бабушкам. А вот маленькие девочки все чаще проходят мимо, даже не взглянув на все это великолепие. Разве куклы больше не их любимые игрушки?
© aphrodite74/Getty Images/iStockphoto почему девочки не играют в куклы, дочь не играет в куклы, игрушки для девочки
У некоторых девочек кукол и сейчас много. Но это чаще потому, что их дарят, или потому, что они остались с маминого детства. У Кати дома — самая настоящая коллекция из кукол разных стран и времен. Бабушка, которой это собрание досталась по наследству, раз в месяц открывает стеклянный шкаф, достает каждый экземпляр и делает все необходимые для лучшей сохранности кукол процедуры. И удивляется, что даже в эти моменты внучка не проявляет никакой заинтересованности.
«Когда я была маленькой, мы с подругами часами могли рассматривать каждую куклу, и были безмерно счастливы, если мама давала нам их подержать. И обычных кукол я тоже очень любила — их покупка всегда была праздником! Для моей дочки кукольный шкаф тоже являлся настоящей сокровищницей. Она давала куклам имена, придумывала с ними разные истории.
А вот внучка с куклами почти не играет и к тем, которые стоят в шкафу, тоже относится равнодушно. Из всех ее ровесниц только одна девочка — внучка моей двоюродной сестры — заинтересовалась коллекцией. Правда, как-то странно: «Раньше делали лица из фарфора? Но разве это разрешено? Это же ненадежно и небезопасно. Дети могли пораниться! Моя мама всегда смотрит сертификат качества, когда покупает мне игрушки. А у этих кукол был сертификат?». Ни восторга по поводу платьев, ни вопросов о том, как завиты локоны, ни хлопанья в ладоши «Ой, глаза как будто настоящие». Раньше все девочки вели себя именно так. Не понятно, почему вдруг сейчас отношение к куклам изменилось».
Новые ценности
Самая очевидная причина того, что интерес к традиционным игрушкам понемногу затухает в том, что их — игрушек — стало гораздо больше. Девочки не мечтают о кукле с пшеничными волосами, которая умеет говорить «ма-ма», не просят сшить маленькое одеяло и подушечку, чтобы укладывать ее спать, или теплую курточку, чтобы водить на улицу зимой, не придумывают, из чего соорудить обстановку для кукольных спален. Все это (и гораздо больше!) можно купить. Можно приобрести маму, папу и детей вместе с домом, в котором будет и мебель, и посуда, и холодильник с продуктами. Такое многообразие призвано вызывать интерес у детей, но в реальности оно его только снижает. Когда совершенно ничего не надо придумывать, любая деятельность становится скучной.
Кстати!
Недавно компания Mattel провела исследование рынка, которое показало, что в третьем квартале 2020 года продажи кукол Барби показали рекордную статистику. За период пандемии они увеличились почти на 30% — таких показателей не было за последние 20 лет. Представители компании утверждают, что резко выросший спрос на кукол был вызван появлением у родителей свободного времени на совместные игры с детьми. Так что если вы обеспокоены тем, что дочь игнорирует куклы, возможно, стоит попробовать увлечь ее такой игрой.
В то же время появилось множество игр и развлечений более динамичных и ярких. Это тоже причина того, что традиционные игрушки отходят на второй план. Разве интересно будет девочке пеленать обыкновенную куклу, когда она только что собственными руками создала на экране целую семью, устроила им свадьбу, рождение детей и отдых на море? Компьютерные технологии становятся обычной частью жизни, тогда как предметно-действенные игры занимают в ней все меньше времени.
Но есть еще одна причина, и она не такая явная. Взрослые сами часто не приветствуют традиционные игры, и за словами «моя дочка совсем в куклы не играет» угадывается в большей степени удовлетворенность, чем обеспокоенность. Отсутствие интереса к куклам считается признаком того, что ребенок развит не по годам, или того, что он имеет необычный склад мышления. «Вот ваша девочка как девочка: одевает куклу, катает ее в коляске, а моя игнорирует все нормальные игры. Ей постоянно нужно что-то новое, необычное», — часто можно услышать на детской площадке. И, выбирая игрушки в магазине, мамы, восхитившись кукольными домами, чаще всего говорят: «Нет, нам нужно что-то развивающее». Идеальное воспитание ребенка сейчас предполагает получение им обширных знаний и умений в самых разных областях. А что может дать обычная кукла?
Сегодня куклы сами «виноваты» в своей непопулярности: они заселили пространство магазинов и игровых комнат так плотно, что перестали быть для девочек настоящей ценностью и самым желанным подарком.
Кукла Маша, не плачь!
«Я рано начала работать в детском саду, и еще застала то время, когда девочки приходили в группу с куклами. Сейчас почти никто так не делает. Да и в игровой комнате куклы находятся больше для интерьера — редко кто-то берет их в руки, не говоря уж о том, чтобы одевать, кормить, пеленать. У нас очень много разных занятий — детям скучно не бывает. Но ведь игра с куклами очень полезна: она формирует материнское поведение, представления о роли женщины, соответствующие душевные качества. Сейчас, когда дети рисуют себя в будущем, рисунки почти не отличаются у мальчиков и девочек: все в машинах, или за письменным столом, или рядом с красивым домом. Почти никто не „видит“ себя за руку с детьми, а ведь еще лет десять назад такие рисунки встречались очень часто. Конечно, девочки хотят быть мамами, но эта мечта уже далеко не на первом месте».
Елена, воспитатель, мама Лизы и Оли
Девочки всегда наделяют кукол человеческими качествами, переносят на них свои ощущения и переживания, благодаря чему общение с игрушкой приносит огромную пользу.
Конечно, нельзя говорить, что значимые женские качества можно приобрести только через игру с куклами. Это все равно, что утверждать: хорошая жена обязательно должна уметь прясть, вязать и вышивать бисером. Все изменения в мире взаимосвязаны, все они корректируются основными человеческими инстинктами и стремлениями. Тем не менее, на представления ребенка о мире, на его внутреннее состояние игры все-таки оказывают влияние. И надо признать, что компьютерные и интерактивные игрушки не могут заменить обычную куклу. Она дает ощущение стабильности и постоянства.
Родителям часто кажется, что чем больше у ребенка впечатлений и новых открытий, тем лучше. Но это не так. Потребность в новизне и яркости должна быть ограничена, ведь излишнее количество сменяющих друг друга чувств приводит к нарушениям психо-эмоционального фона. Дети становятся более тревожными, не могут ждать, тяжелее переживают неудачи. Традиционные игры фокусируют внимание на ограниченном количестве предметов, проходят с минимальной сменой эмоций. Кроме того, кукла была и остается психологической поддержкой для ребенка в ситуации стресса. Плюс к этому кукла дарит тактильные ощущения: возможность потрогать, обнять, погладить. Так что не стоит думать, что игра с куклой — пустая трата времени для детей, которым нечем заняться. Пусть куклы уже не так популярны, но они все равно должны быть.
По любым правилам
«Как-то несколько лет назад, собираясь в гости, я решила купить внучке куклу. Выбрала самую большую и красивую. Приезжаю, вручаю коробку, а она: „Спасибо, бабушка, но я хотела не такую. Мне нужна только одна голова — у всех подружек есть такие кукольные головы“. Я была просто в шоке. Что это за безобразие?! Как нормальные родители позволяют играть девочкам такими игрушками? Звоню подруге, рассказываю. А она подтверждает: да, сейчас есть кукольные манекены, которые крепятся к столу, и девочки могут делать им укладку, макияж. Пошла в магазин, купила голову… Внучка была счастлива. Сейчас я вижу, что мои опасения не оправдались: и Оленька, и все ее подружки растут хорошими добрыми девочками».
Татьяна Николаевна, бабушка Оли
Мы, взрослые, часто доходим до крайностей, стремясь обеспечить детям безопасность и комфорт: излишне контролируем, даем советы, неоправданно ограничиваем. Мы сами решаем, как играть полезно, а как нет, и делаем это не всегда справедливо. Причем игр с куклами это касается в большей степени, ведь поведение в подобных играх неосознанно проецируется нами на социальную сферу. Возможно, это еще одна причина того, что девочки кукол разлюбили. Не очень приятно находиться под таким пристальным контролем: «Почему-то она всегда говорит за „кукольного“ папу, а подружка — за маму. Это значит, что роль мужчины в игре ей больше нравится? Надо сказать, чтобы менялись, а то мало ли чего…», «По телевизору сказали, что твоя Барби — вредная игрушка, так что больше не проси купить».
В играх с куклами, в выборе кукол нам стоит больше доверять детям. Да, все, что они делают, исходит из неких потребностей. Но изменить это, внося только лишь поправки в игру, не удастся. Конечно, нужно быть внимательными к проявлениям жестокости, к поведению, не свойственному обычным ситуациям. Но не стоит реагировать на это как цензор: «Так, что это за разговоры? Так грубо разговариваешь в игре — так же будешь и в жизни?». Уж скорее, все наоборот — ребенок разговаривает с куклами грубо потому, что постоянно слышит такую речь в своем окружении. Так что, если вам не нравится игра — пока что-то менять в реальной жизни.
Кстати, и куклу Барби психологи оправдали. Оказалось, что, не смотря на особенности своей фигуры, она портит представления о нормальной внешности не у всех девочек, а только лишь у тех, чьи мамы постоянно сидят на диете, взвешиваются по нескольку раз в день и беспрестанно смотрят в зеркало. Девочки из семей, где в почете здоровый образ жизни и спорт, видят в Барби просто красивую куклу, подружку, которую интересно наряжать, а совсем не образец для подражания.
Больше полезных и интересных материалов о детях и их игрушках — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Как научить ребёнка играть в куклы?
Как научить ребёнка играть в куклы?
Прищепёнок Наталья Сергеевна
методист МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»
Очень часто от родителей и бабушек, заинтересованных в правильном развитии своих детей, можно слышать высказывание о том, что их дочь/внучка не играет в куклы. Возраст при этом называется разный — три, четыре, пять лет.Говорят: «Мы покупаем ей кукол, а она не играет!». Мамы и бабушки совершенно правы, когда хотят, чтобы их чада играли в куклы. В такой игре ребёнок выражает себя — опыт, знания и переживания, вкладывает в уста куклы свои мысли, осваивает мир отношений. В игре происходит социализация ребёнка и освоение им культурных традиций. Играть в куклы — это очень важно!
Кукла — способ занять ребёнка или средство для развития?
Современные родители часто рассматривают игрушки как средство занять ребёнка. Как хорошо — сидит целый день играет, никому не мешает.Хорошо с одной стороны: ребёнок учится самостоятельности.Но: у ребёнка ещё нет достаточно жизненного опыта, чтобы он мог перейти в игре на более высокий уровень игрового творчества, на создание сюжетов ролевых, режиссёрских игр, что необходимо для полноценного развития.
Уже в период от года до двух лет ребёнок начинает видеть в кукле образ человека. Но даже и в этом возрасте недостаточно ограничиваться в процессе занятий ребёнка с куклой только географическим поиском глазок, носика и ушек куклы. Для двухлетнего ребёнка общение с куклой — подражание. Кукла — это практически он сам. Вот тут-то в игру с куклами и должны вступить заинтересованные в развитии своего ребёнка взрослые. Подскажите ребёнку, что можно посадить куклу с собой вместе за стол, «покормите» её. Собираясь на прогулку, оденьте и куклу соответственно времени года и погоде, покатайте в коляске, а когда придёт пора ложиться спать, убаюкайте и куклу, спойте ей колыбельную.
Зачем кукле много вещей
В возрасте около трёх лет у малыша появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между куклами. Возникает потребность делать всё вместе с куклой. Именно по этой причине у куклы должно быть много всего, как у человека. Кукла тоже живёт своей жизнью! Кукольные атрибуты — домик, мебель, посуда помогают ребёнку войти во взрослый мир, организовав игру с помощью кукольных аксессуаров. И это не проявление, как некоторые считают, одной из сторон зла — засилья общества потребления. Это необходимые шаги по социализации личности, вхождение во взрослый мир со взрослыми аксессуарами. Кукольные вещи помогают ребёнку моделировать ситуации из жизни и помогают входить в эту жизнь через игру. Конечно, для этого играм дошкольника с куклами обязательно нужна тема. А так как жизненного опыта у него пока что маловато, здесь снова необходима и обязательна помощь взрослого.
Из личного опыта и опыта своих подруг, у которых есть маленькие девочки, знаю, что лучше всего для организации игр с детьми 3-х лет и старше подходит кукла кировской фабрики игрушек Анастасия Весна. Во-первых, у неё есть замечательный, удобный шкафчик с полочками, ящичками, где можно хранить кукольную обувь, аксессуары, кукольные расчёсочки и заколки, которые, кстати, находятся в том самом шкафчике. Во-вторых, те самые аксессуары — у разных Анастасий разные! Так как эта кукла производится в десяти коллекциях, она носит и различный содержательный смысл — например,спортсменка: фигуристка, теннисистка, наездница, сноубордистка. Или коллекция «Профессии» — стилист, учительница, певица. И соответствующие аксессуары у каждой Анастасии свои, и игры сюжетно-ролевые и режиссёрские с ней организовывать можно разные.
Только мало просто показать ребёнку, как можно выполнять то или иное действие с предметом. Ребёнок может так и «застрять»на этапе выполнения манипулятивных действий: просто кормить куклу или укладывать её спать. Для того, чтобы процесс пошёл дальше, обязательно подскажите ребёнку развитие сюжета.
Кстати, чаще всего именно в возрасте 4-5 лет взрослые и видят ту самую ситуацию, когда кукол и домиков с мебелью для них много, а ребёнок почему-то не играет. Да потому что не знает, как! Заинтересуйте детей, поиграйте с ними в простые сюжеты, можно даже в сюжеты любимых сказок и стихов. И сёстры, братья или подружки смогут после этого играть уже самостоятельно. А взрослые должны будут выступать в роли советчиков. Ибо ни в коем случае нельзя бросать ребёнка один на один с игрой.
Игра «Дочки-матери» как психологический тест
«Дочки-матери», наверное, самая вечная из всех игр с куклами. Меняются эпохи, информационные поля, один политический строй сменяет другой, но неизменна суть этой игры. «Дочки-матери» воссоздают систему отношения в семье, поэтому наблюдение за такой игрой может дать очень интересную и полезную информацию о том, какой видит свою семью ребёнок, что воспринимает в ней в первую очередь, как понимает смысл требований. Играя с ребёнком в эту нестареющую игру, дайте ему побыть в роли взрослого, который активно выражает свою любовь к другому человеку и заботится о нём.
Надо ли играть мальчишкам в куклы?
Замечательно подходят мальчишкам куклы по профессиям,символизирующие мужские профессии: военные, строитель, космонавт, механик, футболист и др. Имея при себе соответствующие той или иной профессии аксессуары (строительные инструменты, гаечные ключи, градусник, сумку почтальона, куклы по профессиям создают вокруг себя игровую среду, включая ребёнка в действие. Замечательно, если у ваших кукол есть свои кукольные бытовые предметы — стиральная машина, пылесос, кухонная плита. Как показывает практика, мальчики трёх-пяти лет с удовольствием играют такими кукольными предметами быта, что помогает им подготовиться к будущей взрослой жизни. Поэтому, не запрещайте мальчишкам играть в куклы, а наоборот, поощряйте это их желание!
Игра в куклы — великолепнейшее средство для аналитики состояния, поведения ребёнка. Это одно из лучших средств для коррекции его поведения. Не пренебрегайте этим даром, данным вам свыше — ведь игра является в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребёнка, то есть, практически основой его жизни.
Презентация: Фольклорное объединение «Ладушки» клуб «Юность». Центр Развития Творчества Детей и Юношества Программа «Ладушки»имеет художественно-музыкальную направленность. Детский фольклор.