в каком возрасте детям доступно для понимания и передачи в рисунке человека в движении
Консультация для воспитателей и родителей «Рисование человека в движении. Тонкости обучения детей дошкольного возраста»
Валентина Ладынина
Консультация для воспитателей и родителей «Рисование человека в движении. Тонкости обучения детей дошкольного возраста»
Ни для кого не секрет, что рисование человека, а тем более рисование человека в движении является наиболее сложным для детей дошкольного возраста. Мы знаем, что практически все дети, которых не учили, то есть не давали показа, как надо рисовать, начинают изображать человека в виде «головоногов». У человека на таких рисунках отсутствует шея, туловище и голова объединены, нет пальцев на руках и т. д.
Так как в своей работе я, до определённого момента практически не использую образец, то, чтобы подвести детей к более детальному изображению человека, я обращаюсь к опыту самого ребёнка, обращаю его внимание на него самого, прошу посмотреть в зеркало, рассмотреть себя или друга, задаю ему вопросы по ходу рисования и при анализе работы: как твой человек (мама, девочка и пр.) смогут взять цветок, как он почувствует запах пирогов, или как он сможет посмотреть назад. Предлагаю детям проделать это. Например, обучая детей рисовать человеку шею, я использую куклу-матрешку. Предлагаю ребенку сделать физическое упражнение «наклон головы», а затем прошу его показать это же упражнение на матрешке и прошу его объяснить, почему у куклы не получается наклонить голову. Важно, чтобы ребенок сам пришёл к выводу.
Также хорошим стимулом к прорисовыванию деталей является обращение к работам других детей в процессе рисования. «Какие красивые волосы у твоей девочки», «как хорошо, что ты не забыл нарисовать ресницы», «теперь ты сможешь маме маникюр нарисовать – у неё ногти есть» и т. д. В это время дети не только слышат разговор воспитателя с другим ребенком, но и пытаются понять, о чем идет речь. Для этого детям необходимо произвести довольно сложное действие — свой внутренний образ наложить на изображение сделанное другим ребенком. В этот момент внутренний образ ребенка должен видоизмениться, приспосабливаясь к новой форме его отображения.
Обращаем внимание на основные пропорции, основные «части» тела.
Оказывается, у человека плечи шире головы, а руки спускаются вниз, доходя до середины бедра (Обычно руки на рисунках детей получаются очень короткими). Опять привлекаем детей к рассматриванию «живой натуры». Детям очень нравится позировать. Предлагаем нарисовать друга. Это еще интересней и понятней. Дети рисуют «с натуры», стараясь понять, запомнить и передать основные пропорции. Так шаг за шагом дети подводятся к изображению фигуры человека в движении.
Очень важно для понимания ребёнком, как нарисовать человека в движении – это возможность детей самим выполнять то или иное движение по заданию. Ребенку трудно изобразить играющего в футбол, если он сам не может по просьбе согнуть ногу в колене. Он должен прочувствовать это движение на себе и зафиксировать его взглядом. В этом помогают такие игровые упражнения как «Зеркало», «Обезьянки», «Сделай так», «Замри» и пр. Например, в игре «Замри» я предлагаю одному ребенку описать позу по картинке, а других показать её, а затем сравниваем с нарисованным вариантом.
Когда ребенок уже может изобразить человека, прорисовывая все детали, обращает внимание на пропорции и готов к работе по схемам, а это не раньше второй половины года в старшей группе, можно начать использовать деревянную модель человека со сгибающимися в суставах руками и ногами (ИКЕЯ) или плоскостного двигающегося человечка на шарнирах.
Каждый ребенок на своем столе или мольберте может придавать своему человечку любые позы и переносить эти движения на лист бумаги.
После того, как дети могут сами, без показа, изображать человека в движении, не боятся экспериментировать, можно показать им некоторые способы рисования человека.
В методике рисования существует несколько способов рисования человека в движении и каждый может выбрать для себя наиболее подходящий. Сегодня мы поговорим о трех способах изображения фигуры движущегося человека.
Дети изображают движения человека при помощи рисования палочек. Можно придавать разное положение палочным человечкам на листе бумаги карандашом, можно рисовать мелом на доске или на мольберте, стирая губкой и рисуя вновь, если получилось не совсем удачно. Так при помощи схематичных изображений ребенок понимает, что в зависимости от рода движений меняется положение туловища, рук, ног. Человечки оживают на глазах. Затем дети пробуют одеть «палочки», т. е. мы добавляем толщину, и изображение приобретает более реалистичные формы.
Второй способ, это рисование овалами. При этом способе мы передаем пропорции тела человека с помощью овалов, разных по величине.
Предлагаем детям рисовать человека на занятиях с различной тематикой, где дети упражняются в изображении человеческой фигуры в движении.
Хотелось бы, чтобы дети, прежде чем нарисовать фигуру того или иного персонажа, задумались, какой он по характеру, какое у него настроение, и попробовали бы выразить в рисунке свое отношение к изображаемому. Необходимо обращать внимание детей на выражение внутреннего мира человека при рисовании человеческой фигуры. К примеру, рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Аленушка» или картин других художников, изображающих людей в движении и с выраженными эмоциями.
Самым главным в работе с детьми в любом направлении является искренний интерес взрослого, учет возрастных особенностей детей и положительная мотивация ребенка. И тогда и у взрослого, и у детей всё получится!
Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.
Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: » Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» При развитии речевого слуха работа.
Консультация для родителей и воспитателей «Подготовка детей младшего дошкольного возраста к новогодним праздникам» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Скоро Новый год. Это конечно очень яркий и ожидаемый праздник. Конечно,дети его ждут больше всех. И мы,.
Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста» Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые активные и подвижные ребятишки.
Консультация для воспитателей и родителей «Рисование в жизни каждого ребёнка» Изобразительная деятельность является едва ли не самым любимым видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет детям отображать.
Консультация для воспитателей и родителей «Секреты заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста» Как правильно выбрать стихотворение для ребёнка? 1. Стихотворение соответствует возрасту ребёнка. 2. Подбирайте стихи, которые интересны детям.
Консультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая» Наступил весенний месяц май. Он принес нам еще один весенний праздник – 1 Мая. 1 Мая – один из общереспубликанских праздников в Республике.
Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.
Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.
Поэтапное рисования человека для детей в ДОУ
Благодаря рисованию дети быстрее и нагляднее познают окружающий мир. Изображение предметов, транспорта, животных и людей развивает зрительную память и мелкую моторику рук. Умение рисовать — одно из самых важных занятий в становлении ребёнка как творческой личности. Как научить ребенка рисовать человека, ниже в статье.
Как научить рисовать
Научить малыша правильной последовательности действий при рисовании человека намного проще, чем с помощью срисовывания. При поэтапном изображении людей у него развивается целый комплекс полезных навыков.
Рисование человека поэтапно для детей
Польза поэтапного рисунка:
С какого возраста начинать
Многие взрослые, с которыми в своё время их родители не занимались художественной деятельностью, не могут изобразить на бумаге даже элементарные предметы. В таких случаях следует с должным вниманием отнестись к навыкам рисования собственного ребёнка, чтобы он полноценно развивался и видел мир уникальным образом.
Детей можно учить поэтапному рисованию людей в возрасте с четырёх лет. В три года малыш может нарисовать элементарного человечка с помощью шаблона.
Важно! Необходимо, чтобы к этому моменту малыш умел держать карандаш и мог управляться с ним.
В четырёхлетнем возрасте ребёнок может приступать к срисовыванию снеговика или неваляшки. В возрасте пяти лет он уже будет способен изображать людей посредством простых геометрических фигур, таких как круги, прямоугольники, овалы и проч. С шести лет можно приступать к более сложному, детальному рисованию: изображению разных поз и состояний.
Необходимые инструменты
Чтобы ребёнок мог в полной мере развить своё мастерство и создать свою первую картину, нужно подготовить для этого необходимые инструменты и создать условия:
Обратите внимание! С помощью рисования дети развивают фантазию, мелкую моторику рук и зрительную память. Изобразить на бумаге людей сложнее, чем, например, цветок или животных. Поэтому стоит разбить рисование на несколько простых этапов.
Методика рисования
Рисование — одно из самых полезных занятий для детей. С его помощью в малыше развиваются индивидуальность и творчество. Важно обратить внимание на возрастные особенности рисования у детей.
В младшем возрасте главным условием успешного рисунка является умение правильно держать карандаш. Малыш справится с предложенной темой рисования при помощи шаблона и помощи взрослого.
Дети старшего и среднего возраста, как правило, уже имеют опыт рисования. В этом случае стоит уделить больше внимания к деталям. Также очень полезными будут занятия по самостоятельной работе. Благодаря ей дети смогут раскрепоститься и продемонстрировать свою индивидуальность. Неплохие результаты дают и общие занятия в старшей группе по поэтапному рисованию человека.
Как научить ребёнка 3-4 лет
С помощью обычной схемы ребёнку можно объяснить все принципы рисования человека:
Как научить ребёнка 5-6 лет: пропорции
Чтобы дети этого возраста легко научились изображать людей, им нужно объяснить, чем фигура взрослого отличается от детской.
Важно! В возрасте 5-6 лет детям следует объяснить, что фигура будущего рисунка измеряется головой. В теле рисунка взрослых людей находится, примерно, восемь «голов». Благодаря этому пропорции будут соблюдены, а нарисованный человек, визуально похожим на живого.
Также нужно объяснить, чем мужская фигура отличается от женской (у мужчин шире плечи, а у женщин — бёдра).
Схема будущего изображения
Мыслящий схемами дошкольник не испытает проблем с изображением человека. Если он несколько раз нарисует похожую схему, то в будущем с лёгкостью будет изображать людей разных полов с особенностями их телосложения. Как в этом плане научить ребенка рисовать человека в 5 лет поэтапно:
Важно! Туловище должно быть шире, чем тазовая область, а локоть на уровне бедра.
Рисование человека в движении
Чтобы нарисовать человека в движении, ребёнок должен определиться с его позой. Главное, чтобы будущий рисунок не был сложным.
Пошаговое рисование лыжника
Для примера пошаговый рисунок лыжника:
Как нарисовать человека поэтапно: видео
Если дети будут придерживаться указанных схем, то очень быстро научатся рисовать человека. Для полноты картины и лучшего усвоения материала рекомендуется ознакомиться с видео.
Благодаря приведённым выше инструкциям ребёнок любого возраста, в том числе и подготовительной группы, сможет успешно нарисовать человека. Этот навык поможет не только в первом классе школы, но и в будущем. Для полноценного развития нужно уделять как можно больше времени творческим занятиям с малышом.
Изображение человека в сюжетном рисовании в старшей и подготовительной группах. Методика, тематика, техника, материал
Самое сложное — изображение человеческой фигуры. Главным принципом обучения детей любого возраста рисованиюявляется наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Чтобы научить рисовать человека нужно показать детям куклу и рассказать о её строении (голова, туловище, руки, ноги, познакомить с формой и пропорциями.
Еще одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя, т. е. сам процесс работы над ним.
Воспитатель показывает детям, как рисовать куклу в зимней одежде. Рисуя воспитатель уточняет,спрашивая детей: какую форму имеет платье, голова, руки, ноги, их расположение и величину. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.
В старшей группе дети могут научиться изображать лишь несложные движения. Вначале натурой служит кукла. Прежде чем ее рисовать,дети занимаются аппликацией: им предлагается собрать вместе части. После этого дети, рисуя куклу красками, легче улавливают последовательность ее изображения. Предшествующая аппликация помогает детям понять строение фигуры. Можно предложить схему рисования из геометрических фигур.
В дальнейшем, изображая фигуру одетой, они опираются на это понимание. Ноги фигуры уже не приставляют к концам платья, а руки не рисуют от шеи или головы. Естественное желание детей нарисовать куклу нарядной за одно занятие выполнить трудно — надо найти время и дать детям закончить свои работы. Для того чтобы детям было легче передать различный наряд куклы, можно использовать дымковскую игрушку. Кольца, полосы, клетки, овальные отпечатки кисти — вот элементы узоров этой куклы. Каждая кукла расписана по-своему, каждая застыла в своем движении. Они лаконичны, выразительны, и детям легко их рисовать. Все рисунки получаются разные. На некоторых кукла пляшет, машет платочком, на других взмахнула рукой, подняла руки над головой. Расписаны куклы тоже по-разному, некоторые дети придумывают свой узор, отличный от традиционных дымковских. Так фигура человека, постепенно усложняясь, занимает место в детских рисунках в течение всего года.
Иногда картину можно использовать в процессе рисования, когда ребенок забыл форму какой-либо части, детали предмета; после рассматривания воспитатель убирает ее во избежание копирования детьми. Картина, как и заменяющий ее рисунок воспитателя, не может служить образцом для детского рисунка и применяться для срисовывания. Восприятие картины должно основываться на наблюдениях в жизни, помогать ребенку осознать виденное.
Далее рисование человека в движении не должна сильно изменяться, так же как и форма частей. Руки в виде простой, продолговатой формы, но только подняты вверх, ноги повернуты носками в одну сторону и т. д.
Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы.
Тематика сюжетного рисования в старшей группе определяется прежде всего теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. После Нового года дети рисуют новогоднюю ёлку, игрушки, персонажей новогодних представлений и главных героев праздника – Снегурочку и Деда Мороза.
В старшей группе воспитатель учит правильно работать с акварельными красками, подбирать краску нужного цвета на палитре и равномерно покрывать ею плоскость.
Приёмы в сюжетном рисовании:
1. Наблюдение (предварительное наблюдение; рассматривание игрушки; расматривание картин, иллюстраций на даную тему);
2. На занятии (беседа; показ);
3. По литературным произведениям (чтение худ. литературы; рассматривание иллюстраций).
Технические умения и навыки в старшей группе:
1. Держать правильно кисть при рисовании широких и тонких линий (при рисовании широких линий кисть ведут наклонно к бумаге, прижимая её всем ворсом, при рисовании тонких линий кисть надо держать палочкой вверх и вести её слегка касаясь бумаги, концом ворса);
2. Отрабатывать навык произвольной регуляции силы нажима на карандаш (при рисовании и закрашивании рисунков);
3. Формировать умения изменять направления движений ;
4. Учить рисовать гуашью, акварелью, цветными восковыми мелками;
5. Учить изменять силу нажима на карандаш с целью получения разных оттенков одного и того же цвета;
6. Учитьь использовать графический карандаш для создания подготовительного рисунка;
7. Учить смешивать краски, чтобы получился новый цвет.
Задачи по сюжету:
1. Учить изображать один из эпизодов сказки. Продумывать и передавать расположение основных персонажей, их характерные особенности. Показать время и место действия.
2. Учить самостоятельно начинать содержание, выбирать размер, краски или карандаши.
3.Познакомить с понятиями: дальше, ближе, выше, ниже. Передавать в рисунке расположение ближних и дальних предметов.
4. Учить заполнять верхнюю и нижнюю часть листа (уменьшение удалённых предметов не передаём).
5. Передавать положения предметов в пространстве (стоит, лежит).
6. Подвести детей к понятию выразительности.
7. Учить планировать свою работу.
8. Использовать колорит, как средство создания выразительного образа (фон и соответствующий подбор красок).
«Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой», «Девочка в нарядном платье», «Дети делают зарядку», «Весёлый клоун», «Дети гуляют зимой на участке», «Моя любимая сказка», «Солдат на посту», «Это он, это он, ленинградский почтальон», «Космос».
2. Для детей в подготовительной группе рисуя человека, сложность заключается в том, что нужно не только наблюдать индивидуальные особенности предмета, но и его в движении. К этому дети подготовлены всей предстоящей работой, когда они рисовали отдельных представителей окружающего мира. Так, в средней группе дети рисовали мишку, который шел, бежал. В рисунках детей старшей группы больше места занимает передача движений. Но они однообразны.
В подготовительной группе знакомим детей с строением человека. Рассмотреть схемы строения фигуры человека и пропорциональное соотношение частей, за масштабную единицу при определении пропорций принимается какая-либо часть тела, обычно голова (ее высота). Высота всей фигуры человека составляет7-8 масштабных единиц (включая голову). Размеры длины туловища и головы вместе равны примерно длине ног. Руки на одну единицу длиннее туловища (доходят до середины бедра). Рука до локтя длиннее предплечья; локоть находится на уровне талии (примерно на половине туловища). Ширина фигуры в плечах равна примерно двум единицам. Ноги в коленях делятся на две равные части.
В подготовительной к школе группе учат детей рисовать человека в движении. Чтобы дети могли передать разнообразные движения, нужно обращать их внимание на положение рук при ходьбе, беге. Проверить это дети могут наблюдая движения товарищей. На заданиях по изображению движущейся фигуры нарисовать человека в боковом повороте, показываем натуру. Можно придать фигуре любое движение, нарисовав основные направляющие линии (схема движения, а потом «одеть» своего человека, рисуя поверх линий одежду). Советуем также изготовить подвижную модель фигуры человека. Меняя положение часией тела и обрисовывая контур модели, дети смогут дорисовать образ человека в движении. Как только дети овладевают секретом передачи движения, направляющие линии становятся ненужными. Дети рисуют сразу в одежде и при этом представляют, как движутся руки и ноги, как наклонено туловище.
Рассмотрим один из способов рисования человека в движение. Тема «Лыжная прогулка». Один из способов рисования- рисунок овалами. Рисуем овал- туловище до пояса, овал- тазовая часть. Потом пририсуем овалы- ноги до колена, от колена- овалы, овалы – ступни ног. Потом пририсуем руки, сначала найдя место плеча.Руки рисуем так же: овал до локтя, овал после локтя. Локоть на уровне талии, ладонь- овал. И наконец- голова. Находим место для шеи и пририсовываем голову. Затем плавной линией собираем рисунок и одеваем его. После того, как нарисовали карандашный набросок, резинкой стираем вспомогательные линии. Приступаем к работе в цвете.
Дети подготовительной группы могут изображать различные предметы в действии и понимают, что в зависимости от движения изменяется видимая форма предмета. Например, в такой теме, как «Дети лепят снеговика», в старшей группе ребята изобразят его и двух рядом стоящих детей с лопатками в руках. А в рисунках детей подготовительной группы эти же дети будут изображены за работой: с поднятыми руками около снеговика, наклонившись, катят ком снега, несут снег на лопатке, везут его на санках. Такое разнообразие в положениях фигур делает рисунок более содержательным и выразительным. Усложнение композиции рисунка также будет способствовать выразительности образов. Изображение земли не узкой линией, а широкой полосой позволяет нарисовать гораздо больше предметов, т. е. заполнить рисунком весь лист.
Для еще большего уточнения понятия о характере движения и связанном с ним положении частей тела воспитатель может предложить тому, кто затрудняется нарисовать согнутую руку или ногу, самому принять эту позу и объяснять словами движение,например: «Взял в руку флажок, согнул ее в локте и поднял, другая рука опущена вниз, она осталась прямой».
Занятия по рисованиюс натуры советуем проводить так: анализ натуры; объяснение размещения рисунка на листе бумаги, последовательности выполнения рисунка (в случае необходимости частичный или полный показ изображения); рисование предмета с натуры; анализ работ.
Применение образца в подготовительной группе еще более ограниченное, чем в старшей группе. Показ приемов рисования в подготовительной группе проводится реже, чем в других группах, так как дети этого возраста многое могут усвоить на основе только словесного объяснения. Если в этом есть необходимость, то воспитатель частично объясняет и показывает те или иные приемы рисования. Например, при изображении человека в профиль воспитатель рисует не всю его фигуру, а лишь профиль лица, объясняя словами все изгибы формы. Хорошо и детям предложить сначала поупражняться в рисовании только профиля на отдельных листках, а потом уже приступать к изображению всей фигуры. Так же частично воспитатель может показать изгиб ноги в колене при ходьбе или беге. Такая помощь не мешает ребенку творчески работать над созданием образа в соответствии с его представлениями.
В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему.
В подготовительной к школе группе вводится рисование графитным карандашом. Детей учат тонкой линией наносить контур предмета, а потом равномерно закрашивать изображение гуашью, акварелью или цветными карандашами
Технические умения и навыки в подготовительной группе:
1. Свободно рисовать карандашами, акварелью и др. материалами.
2. Самостоятельно владеть различными навыками при закрашивании карандашами и красками, пририсовании линейного контура.
3. При закрашивании менять направление мазков, согласно форме.
4. Учить закрашивать большие плоскости, начиная сверху и сгоняя краску вниз, держа при этом кисть ….
5. Усвоить технику рисования акварелью: правильно смачивать краски водой, снимать краску лёгким, равномерным трением концом кисти, наносить краску на палитру для разведения водой и смешивания, достаточно… кисть краской.
6. Учить штриховать карандашом большие плоскости.
Задачи по сюжету:
1. Передавать смысловую взаимосвязь предметов с учётом глубины пространства.
2. Распологать предмет, использую весь лист.
3. Рисовать наширокой полосе.
4. Передавать относительную величину предметов при выражении связного содержания.
5. К концу года передавать уменьшение удалённых предметов.
6. Учить заранее планировать свою работу (делать предварительный набросок карандашом или показать рукой на листе, что где будет расположено).
7. Заботится о красоте композиции.
8. Передавать особенности колорита времени года, состояния природы, погоды.
«Папа (мама) гуляет со своим ребенком в сквере (по улице)», «Девочка и мальчик пляшут на музыкальном занятии», «Наша армия родная», «Кукла в национальном костюме».
Если мы хотим, чтобы каждый ребенок сполна проявил свою индивидуальность на занятиях по изодеятельности, создайте атмосферу радости, удовольствия, доброжелательности и уважения к труду, фантазии, творчеству каждого ребенка.
Изображение человека в живописи: портрет и жанровая картина. Музейная встреча «В кругу семьи: мамин портрет» (подг. группа) Предлагаю вашему вниманию занятие «В кругу семьи: мамин портрет» Цель данного занятия: продолжить знакомство с изображением человека в.
Методика организации занятий по рассматриванию предметов быта в разных возрастных группах Методика организации занятий по рассматриванию предметов быта в разных возрастных группах Рассматривание предметов быта в младших группах.
Методика проведения игровых развивающих ситуаций в младших группах В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы.
Примерная тематика содержания образовательного процесса в старшей группе Примерная тематика Период недели Итоговое мероприятие 1. Здравствуй, детский сад! 2. Книги- наши друзья! 31.08.- 06.09 7.09.- 13.09. Праздник.
Сценарий праздника 23 февраля в старшей и подготовительной группах Сценарий праздника 23 февраля в старшей и подготовительной группе. Автор: инструктор по физическому воспитанию Елесина В. Б. Интеграция.
Сценарий праздника «Масленица» в старшей, подготовительной группах Сценарий праздника «Масленица» в старшей, подготовительной группах. Подготовила: воспитатель Бородкина Любовь Владимировна МКОУ Жерлыкская.
Сценарий спортивного праздника к 9 мая в старшей и подготовительной группах Сценарий спортивного праздника к 9 мая в старшей и подготовительной группе Цель: воспитать чувство гордости, благодарности и уважения.
Семинар-практикум для педагогов «Методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах» Задачи: 1. Познакомить педагогов с разными видами утренней гимнастики. 2. Совершенствовать практические навыки по методике проведения утренней.