в каком возрасте детям дошкольного возраста доступны оценочной деятельности
Оценка деятельности детей дошкольного возраста как фактор формирования положительной мотивации к учебной деятельности
Светлана Канищева
Оценка деятельности детей дошкольного возраста как фактор формирования положительной мотивации к учебной деятельности
Известно, что планируя непосредственную образовательную деятельностьвоспитатели обязательно определяют: цели, задачи (образовательные, воспитательные, развивающие, форму организации занятия (индивидуальную, подгрупповую, фронтальную, методы (практические, наглядные, словесные, игровые, содержание (интеграция образовательных областей, структуру, способы организации детей относительно возраста и планируют желаемые результаты.
Хочется остановиться подробней на оценке результатов деятельности детей воспитателем в процессе непосредственно образовательной деятельности.
При планировании результативности НОД воспитатель должен предусматривать не только желаемые результаты и ориентироваться исключительно на результат, но и уделять внимание самому процессу познания или деятельности. Необходимо обратить внимание на желание, старание, активность ребенка в ходе выполнения заданий.
При оценивании необходимо учитывать возрастные особенности детей.
В младшем дошкольном возрасте оценка результатов деятельности детей должна идти по ходу занятия, а не в конце. Это важно. При этом и замечания, и подсказки должны исходить не от воспитателя, а от сказочного игрового персонажа (лисичка, а не воспитатель просит малыша нарисовать лучики у солнышка). Ребёнку младшего дошкольного возраста не нужно прямо указывать на недостатки в его деятельности (работе, так как это может привести к отказу от дальнейшего выполнения задания. А лучше рассказать, какие неудобства или трудности это создаёт для игрового персонажа. (Например, ребёнок нарисовал солнышко без лучиков, воспитатель от имени лисички может сказать, что ей будет холодно и темно, если лучики не будут освещать и согревать Землю)
В среднем дошкольном возрасте ребенок уже спокойнее относится к оцениванию и критике если они звучат, как напоминание о выполнении определённых правил игры, в которую вместе с ним играет взрослый. Но будет лучше, если ребенок выполняет задание в роли кого-либо (строителя, ученика, персонажа и. т. д.)
В среднем дошкольном возрасте ребенок учится соотносить полученный результат с поставленной целью или образцом и оценивать выполненную работу самостоятельно.
В старшем дошкольном возрасте также как и в младшем, неудачно выполненное задание часто приводит ребенка к растерянности и отказу от работы, особенно, если на это указал взрослый. Поэтому в старшем дошкольном возрасте особое внимание следует уделить формированию самооценки и самоконтроля ребенка. (Например, вместо того, чтобы указывать на недостаток в работе,спросить у него: «А как он оценивает свою работу? Что он хотел бы изменить или исправить?». Важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый ребёнок имел возможность добиться успеха. Задача взрослого – научить детей относиться к неудаче, как к естественному процессу обучения. «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
Главное, что должен помнить воспитатель, что руководство и анализ детских работ проводится в игровой форме, так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только к семи годам (к школе) ребенку необходимо сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности.
Ознакомление с цифрами в процессе формирования счетной деятельности, детей среднего дошкольного возраста Тема самообразования: «Ознакомление с цифрами в процессе формирования счетной деятельности, детей среднего дошкольного возраста». Счет –.
Проект «Русские народные сказки» «Поисково-познавательная деятельность как средство формирования у детей дошкольного возраста театрализованной деятельности» ПРОЕКТ “ Русские.
Формирование положительной мотивации у детей «ПОХВАЛА КАК СТИМУЛ» Если вам хочется похвалить кого-то — сделайте это немедленно, а если поругать — отложите до завтра: возможно, вы.
Консультация «Формирование учебной мотивации у дошкольников» Развитие мотивации дошкольника. Развитие мотивации дошкольника – это задача не только специалистов дошкольных учреждений. В данный процесс.
Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.
Конспект учебной деятельности по нравственному воспитанию для детей старшего возраста «Путешествие на острова» Занятие проводилось в старшей группе компенсирующей направленности. В группе всего 15 человек: 7 мальчиков и 8 девочек. В занятии участвовало.
Конспект занятия психолога в старшей группе детского сада по формированию положительной мотивации обучения Цели: • Активизация желания учиться. • Развивать тактильные восприятия. • Развитие моторики и слухового внимания. • Развитие воображения.
Мастер-класс «Формирование учебной деятельности в подготовительной группе посредством проектной деятельности» Проблемное поле проекта Сложность и специфика работы по готовности ребенка к школе требует привлечения к ее осуществлению различных специалистов.
Создание условий для формирования познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством опыта Конспект опыта-эксперимента в средней группе группе Свойства магнита Программное содержание: 1. Знакомство с магнитом и его свойствами.
Создание эстетической развивающей среды как фактор формирования нравственных начал у детей дошкольного возраста Для полноценного развития детей необходимо обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание в детском саду. Поэтому необходимо.
Оценивание деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения
В образовательном процессе взаимодействие педагога и детей осуществляется с помощью различных средств. К таким средствам, несомненно, относится оценка.
Оценка позволяет диагностировать, стимулировать и корректировать деятельность воспитанников.
Оценка является неотъемлемой частью образовательного процесса.м
Просмотр содержимого документа
«Оценивание деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения»
ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
В образовательном процессе взаимодействие педагога и детей осуществляется с помощью различных средств. К таким средствам, несомненно, относится оценка.
Оценка позволяет диагностировать, стимулировать и корректировать деятельность воспитанников.
Оценка является неотъемлемой частью образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОЦЕНИВАНИЯ:
Оценка не должна вредить здоровью ребенка как физическому, так и психическому.
Не оценивайте, если вам не ясны мотивы поступков ребенка.
В момент оценивания эмоциональное состояние педагога должно быть уравновешенным, а тон – доброжелательным.
Не следует наказывать и поощрять ребенка за одно и то же несколько раз.
Оценка должна носить разнообразный характер.
Оценку следует начинать с положительных моментов, а затем переходить к отрицательным.
Оценка должна показывать ребенку соответствие или несоответствие конкретного действия ребенка установленным нормам, поставленной задаче.
Похвала положительно влияет на детей с заниженной самооценкой, порицание, как правило, приводит к отказу деятельности. Следует как можно чаще находить повод для похвалы таких детей.
Дети с завышенной самооценкой обычно склонны к демонстрации и доминированию. В работе с такими детьми педагог должен осмотрительно пользоваться похвалой и порицанием. Самое эффективное средство наказания – не обращать внимания на ребенка.
Оценка – это составляющая часть любого занятия.
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ В ОЦЕНИВАНИИ:
У педагогов отсутствует оценочная аргументация независимо от возраста детей (т.е. воспитатель не объясняет, почему он так оценил ребенка), следовательно, формирование у детей умение оценивать окружающий мир идет замедленно, т.к. они редко слышат образец оценки.
Дети, наиболее успешные в том или ином виде деятельности, как правило, получают положительные по характеру оценки, а дети, имеющие затруднения и проблемы, чаще получают отрицательные или нейтральные по характеру оценки.
Основная функция оценки – стимулировать развитие ребенка.
Однако работает она в большей степени в отношении «успешных» детей.
В процессе учебных занятий необходимо вводить разнообразные виды оценок. При выборе приема организации оценочной деятельности должен учитываться предмет оценивания, индивидуальные и возрастные особенности ребенка, особенности вида деятельности.
ВАРИАНТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Вопросы, подводящие итог занятия:
Какое задание было труднее (легче) всего выполнить?
Чему вы научились сегодня?
О чём бы вы рассказали маме?
Что было самым интересным?
Чему вы смогли бы научить малышей?
Ответы на вопросы такого типа прежде всего дают детям возможность осознать свои достижения и проблемы.
2. Придумывание названия работе сверстника содействует осознанию самого яркого, главного, ценного в работе. Название можно придумать рассказу, рисунку, поделке, песне и т.д.
3. Выбор лучшего (самого необычного, красивого, короткого, длинного и т.п.) рассказа и запись его в специальный альбом. Фиксация детских рассказов (особенно творческого характера) является обязательной.
4. В процессе изобразительной деятельности можно использовать:
Выбор 2-3 лучших работ;
Выбор и рассказ о понравившейся работе, об аккуратной, яркой, красивой, и т.п. работе.
Поиск работы, больше всего похожей на образец.
5.Отбор работ для индивидуальной или коллективной выставки можно считать одной из форм общественного признания.
6. Определение отметки (например, сердечка, звездочки) к работе, которая больше всего понравилась. Используя данную форму оценки, необходимо проговорить за что (почему) ребенок определил свое «сердечко» именно этой работе. Не следует акцентировать внимание детей на том, у кого сколько «сердец». Важно – за что положено сердечко.
7. Составление рассказа-загадки о работе сверстника (или своей) позволяет прежде всего разобраться в содержании рисунка, поделки.
8. «Шкатулка с оценками» содействует введению в речь оценочных слов. Воспитатель или ребенок достает из шкатулки карточку, где написано и нарисовано высказывание (самый веселый, усердный, старательный, не такой как всегда и т.д.) и вместе с детьми выбирает, кто сегодня на занятии был самым… Это заставляет обосновать выбор и влияет на качество оценочных высказываний.
9. Оценка является обязательным компонентом образовательного процесса в ДОУ, представляет собой мнение педагога о процессе и результатах деятельности детей и используется как средство стимулирования, диагностирования, ориентирования и воспитания дошкольников.
Существует взаимосвязь между характером оценки педагога и успехами ребенка в деятельности.
Поощрительная по характеру оценка взрослого является эффективным средством формирования интереса ребенка к учебной деятельности.
ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНО КОНТРОЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНО КОНТРОЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Марчук Татьяна Викторовна
Воспитатель муниципального дошкольного
образовательного учреждения №193 «Богатырь»
Результативность обучения зависит от многих факторов, одними из которых являются обще-учебные навыки: организационные, обще-познавательные, обще-речевые, контрольно-оценочные. В последнее время все чаще обсуждаются сложности адаптации детей к школьному обучению. Трудности в обучении первоклассников ученые связывают с неумением осознанно принимать цель, актуализировать учениками необходимые знания и способы деятельности для ее достижения, адекватно оценивать их. В
учебной деятельности детей используется оценка преимущественно
констатирующего характера, которая снижает познавательную мотивацию,
формирует устойчивую установку на вербальную похвалу воспитателя, а не нацелена на процесс деятельности детей. По мнению ученых, старший дошкольный возраст является началом сензитивного периода для формирования контрольно-оценочных навыков. Поэтому, в период активного внедрения компетентностного подхода в образовании возникает необходимость пересмотра методов и приемов, способствующих развитию самооценки и самоконтроля у детей дошкольного возраста.
оценочной деятельности дошкольников. Предлагаемая система работы
учитывает возрастные, психологические и физиологические возможности детей, сензитивные периоды их развития. Автор опыта опирается на
психолого-педагогические исследования О.А.Анищенко, Н.Е.Анкудинова, В.А.Недопасова, Р.Б.Стеркина, работы Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, А.М.Богуш, Т.И.Бабаевои.
Педагогический опыт отражает запросы практиков, предлагает ориентиры учебно-воспитательной работы с детьми. Внедрение рекомендованных форм, методов и приемов работы поможет педагогам сформировать у детей положительную мотивацию к оценочно контрольной деятельности, развить умение делать адекватную самооценку, научить последовательной оценке результата своей деятельности и умению делать коррективы.
Система работы по формированию контрольно-оценочных умений была спланирована по следующим направлениям работы:
— Диагностика детей (сентябрь, декабрь, май);
— Организованная образовательная работа воспитателя по обучению детей навыкам самоконтроля в различных видах деятельности
— Коррекционная работа с детьми в форме дидактических игр;
— Работа с родителями.
Обучение детей оценочно контрольным навыкам педагог начала
корову», «Найди хоккеистов из одной команды» и другие. Сформированные
навыки старшие дошкольники закрепляли в игровой деятельности
«Фабрика», «Строительство», «Фотосалон». На втором этапе своей работы воспитатель учила детей сравнивать результат своей деятельности согласно заданным взрослым инструкциям, правилам, обосновывать свою оценку суждением-доказательством, вносить коррективы. Это решалось с помощью таких методов и приемов, как: выполнение задач по определенным правилам,
— «Подбери слово на заданный звук», «Сложи предложение из 3 слов»,
«Добери слово с 2 слогами», «Словесный диктант» (занятия по грамоте);
— «Нарисуй пейзаж», «Продолжи узор», «Укрась открытку»,
«Построй здание», конструирование из древесины, из геометрических
фигур (продуктивная деятельность);
— «Сделаем тесто», «Сажаем огород», «Готовимся к занятию», «Поможем дворнику» (предметно-практическая деятельность);
— Организация опытов с водой, экспериментирование с красками,
составление схем-карт, дидактические игры на классификацию предметных
картинок (познавательная деятельность);
— «Пекарня», «Магазин», «Детский сад», «Поиск сокровищ» (игровая деятельность).
Воспитатель обращала также внимание детей на оценку каждых этапов своей работы. Для этого она сначала учила выполнять свою работу в определенной последовательности, планировать свою работу. Воспитанникам предлагались игры: «Наш день», «Дорисуй картину», «Расскажи, что будешь делать», «Сложи сказку по плану», «Времена года», «Календарь дня», «Что сначала, а что потом», «Зашифрованная сказка», а также заучивание стихов по опорным схемам – рисункам. При организации трудовой деятельности использовалась модель «Лесенка» или «Как будем
На заключительном этапе воспитатель совершенствовала
оценочно контрольную деятельность дошкольников, а именно: учила
воспитанников самостоятельно, последовательно оценивать свою деятельность и исправлять ошибки. Она целесообразно использовала такие методы и приемы, как: выполнение задач по опорным схемам, моделям,
сопоставление выполненной работы с образцом, словесная инструкция
Система работы по формированию у детей навыков оценочно контрольной деятельности включала в себя и тесное взаимодействие с родителями. Прежде всего, Марчук Т.В. ознакомила родителей с особенностями формирования самооценки у детей дошкольного возраста и поведением дошкольников с различным типом самооценки. Повысить психолого-педагогическую грамотность родителей ей помогли такие
формы работы, как: «Педагогическая шкатулка»: «Формирование
адекватной самооценки и верных представлений о себе у детей дошкольного
возраста », семинар-практикум: «Формирование оценочно контрольных действий у будущих первоклассников», информационный материал в родительском уголке «Стратегия положительного оценивания ребенка», анкетирование «Родительская оценка», выставка дидактических материалов по этой проблеме. Практические же навыки развивались при наблюдении
за организацией учебной деятельности в дошкольном учреждении в дни открытых дверей, на практикуме «Развитие навыков самоконтроля у детей в игровой деятельности». Совместная работа дошкольного учреждения и семьи активизировала родителей к проблеме формирования общих учебных навыков у детей, помогла повысить показатели компетентности детей в
овладении оценочно контрольными умениями. Целенаправленная и системная работа педагога помогла развить у детей активный интерес к оценочно контрольным действиям, сформировать механизм оценки деятельности, установить взаимосвязь в работе дошкольного учреждения и семьи по этой проблеме.
Анализ мониторинга по формированию оценочно контрольных умений
показал динамику компетентности дошкольников по этой проблеме.
Уже в середине года большинство детей начали проявлять интерес к этому виду деятельности. Дошкольники овладели умениями делать адекватную самооценку (66%), работать по словесной инструкции (70%), выполнять интеллектуально-практические действия (76%). В конце же года большинство воспитанников научились фиксировать в сознании критерии оценки (75%), а также вносить коррективы и своевременно исправлять ошибки (73%). В процессе работы с детьми возникали определенные проблемы. Дошкольники с недостаточным уровнем памяти испытывали трудности при фиксации в сознании критериев оценки. Наблюдалось и
количество воспитанников, которые не умели самостоятельно вносить коррективы. Это было связано с индивидуальными особенностями самооценки, с неуверенностью в собственных действиях. Для преодоления этих проблем воспитатель проводила коррекционную работу. Так, чтобы развить слуховую память дошкольникам предлагались специальные задачи: «Добавь слово», «Запомни предложения», «Услышь и запомни», «Слушай и выполняй». Повысить уровень зрительной памяти помогли игры: «Что изменилось», «Запомни названия», «Дорисуй », «Найди такую же картинку». Для того, чтобы повысить самооценку, раскрепостить стеснительных детей, научить их правильно реагировать на критику и верить в свои силы проводились педагогические тренинги: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Волшебные очки», «Ладошки», «За что меня любит мама» и другие.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2018 № 287
Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.
Безруких, М.М. Готов ли ребенок к школе? Текст. / М.М. Безруких. М.: Издат. центр Вентана-Граф, 2005.
7.Блонский П.П. Дошкольный возраст.//Блонский П.П… Педология. – М., 2000.-с.89-119.
Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников.- 3-е изд., перераб. И доп.-М.-: Издательство «Ювета», 2001.-176с.: ил.
Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста. – М.-1999.
ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №19 «Ромашка»
ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Соловьёва Галина Анатольевна,
ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
В образовательном процессе взаимодействие педагога и детей осуществляется с помощью различных средств. К таким средствам, несомненно, относится оценка.
Оценка позволяет диагностировать, стимулировать и корректировать деятельность воспитанников.
Оценка является неотъемлемой частью образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОЦЕНИВАНИЯ:
Оценка не должна вредить здоровью ребенка как физическому, так и психическому.
Не оценивайте, если вам не ясны мотивы поступков ребенка.
В момент оценивания эмоциональное состояние педагога должно быть уравновешенным, а тон – доброжелательным.
Не следует наказывать и поощрять ребенка за одно и то же несколько раз.
Оценка должна носить разнообразный характер.
Оценку следует начинать с положительных моментов, а затем переходить к отрицательным.
Оценка должна показывать ребенку соответствие или несоответствие конкретного действия ребенка установленным нормам, поставленной задаче.
Похвала положительно влияет на детей с заниженной самооценкой, порицание, как правило, приводит к отказу деятельности. Следует как можно чаще находить повод для похвалы таких детей.
Дети с завышенной самооценкой обычно склонны к демонстрации и доминированию. В работе с такими детьми педагог должен осмотрительно пользоваться похвалой и порицанием. Самое эффективное средство наказания – не обращать внимания на ребенка.
Оценка – это составляющая часть любого занятия.
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ В ОЦЕНИВАНИИ:
У педагогов отсутствует оценочная аргументация независимо от возраста детей (т.е. воспитатель не объясняет, почему он так оценил ребенка), следовательно, формирование у детей умение оценивать окружающий мир идет замедленно, т.к. они редко слышат образец оценки.
Дети, наиболее успешные в том или ином виде деятельности, как правило, получают положительные по характеру оценки, а дети, имеющие затруднения и проблемы, чаще получают отрицательные или нейтральные по характеру оценки.
Основная функция оценки – стимулировать развитие ребенка.
Однако работает она в большей степени в отношении «успешных» детей.
В процессе учебных занятий необходимо вводить разнообразные виды оценок. При выборе приема организации оценочной деятельности должен учитываться предмет оценивания, индивидуальные и возрастные особенности ребенка, особенности вида деятельности.
ВАРИАНТЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Вопросы, подводящие итог занятия:
Какое задание было труднее (легче) всего выполнить?
Чему вы научились сегодня?
О чём бы вы рассказали маме?
Что было самым интересным?
Чему вы смогли бы научить малышей?
Ответы на вопросы такого типа прежде всего дают детям возможность осознать свои достижения и проблемы.
3. Выбор лучшего (самого необычного, красивого, короткого, длинного и т.п.) рассказа и запись его в специальный альбом. Фиксация детских рассказов (особенно творческого характера) является обязательной.
4. В процессе изобразительной деятельности можно использовать:
Выбор 2-3 лучших работ;
Выбор и рассказ о понравившейся работе, об аккуратной, яркой, красивой, и т.п. работе.
Поиск работы, больше всего похожей на образец.
5. Отбор работ для индивидуальной или коллективной выставки можно считать одной из форм общественного признания.
6. Определение отметки (например, сердечка, звездочки) к работе, которая больше всего понравилась. Используя данную форму оценки, необходимо проговорить за что (почему) ребенок определил свое «сердечко» именно этой работе. Не следует акцентировать внимание детей на том, у кого сколько «сердец». Важно – за что положено сердечко.
7. Составление рассказа-загадки о работе сверстника (или своей) позволяет прежде всего разобраться в содержании рисунка, поделки.
8. «Шкатулка с оценками» содействует введению в речь оценочных слов. Воспитатель или ребенок достает из шкатулки карточку, где написано и нарисовано высказывание (самый веселый, усердный, старательный, не такой как всегда и т.д.) и вместе с детьми выбирает, кто сегодня на занятии был самым… Это заставляет обосновать выбор и влияет на качество оценочных высказываний.
9. Оценка является обязательным компонентом образовательного процесса в ДОУ, представляет собой мнение педагога о процессе и результатах деятельности детей и используется как средство стимулирования, диагностирования, ориентирования и воспитания дошкольников.
Существует взаимосвязь между характером оценки педагога и успехами ребенка в деятельности.
Поощрительная по характеру оценка взрослого является эффективным средством формирования интереса ребенка к учебной деятельности.