в каком возрасте дети в древнем риме перестали ходить в школу
Школа Древнего Рима: как учились дети до нашей эры?
Сегодня только ленивый не ругает современное образование, оглядываясь на то, что «раньше преподавали лучше». Между тем, такие проблемы существовали всегда: в истории человечества не было такого этапа, на котором все были бы довольны обучением собственных детей. Поэтому стоит заглянуть в прошлое и выяснить, как учились дети, жившие до нашей эры: устраивало ли их древнее образование?
Кто мог посещать учебные заведения?
Первые образовательные учреждения, именуемые scholae, были открытии в Древнем Риме в III веке до н.э. Бедным гражданам обучение было недоступно из-за того, что все школы были платными. Впрочем, чернорабочим, ремесленникам и рабам в голову не приходило требовать бесплатного образования для своих детей – всем необходимым навыкам те учились дома, работая подмастерьями с юных лет. Зажиточные представители римского общества отдавали детей в частные школы, в которых их отпрыски могли научиться грамоте и завести полезные знакомства.
Сначала девочки и мальчики обучались в одних классах, но позже введена была система раздельного обучения. Из-за главенствующего в ту эпоху патриархата, на отдельных уроках мальчикам преподавали искусство ведения боя и основы римского права, а девочкам – основы медицины, управления прислугой, ухода за детьми. Нельзя сказать, что к слабому полу относились предвзято: наоборот, уже после окончания первого класса девочкам нанимали дополнительных учителей для домашних занятий. Помимо базовых предметов, персональный гувернер преподавал ей пение, танцы, риторику и музыку: развитие получалось более чем всесторонним. Чем образованнее была невеста, тем больше шансов у нее было стать женой видного политического деятеля.
На чем основывалась система обучения?
Римское образование само было разделено на две школы: страха и азарта к обучению. В одних основной мотивацией была возможность испытать физическую боль из-за непослушания и невыученных уроков, в других – стремление вести оживленные споры и сообща искать истину. В заведениях первого типа детей избивали за малейшую провинность, поскольку педагоги были уверены, что ребенок будет учиться старательнее, если будет до смерти бояться учителей. Более демократичные школы прививали интерес к прослушиванию занятий интеллектуальными беседами с учениками и практически дружбой учителей с учениками.
Кем были учителя римских школ?
Поскольку обучение было платным и стоило немалых денег, образовательный процесс доверяли лучшим из лучших. Основателями первых школ были либо римские светила науки, либо освобожденные греческие рабы, привозившие в город систему образования, увиденную на родине. Правительство Рима быстро убедилось, что рабы и вольноотпущенники – не лучшие учителя, потому что мало знают, не успели повидать мир и работают спустя рукава. Для преподавания ключевых предметов приглашались опытные военные, политики, богатые торговцы. Им было, что рассказать и они могли поделиться реальным опытом, полученном в бою или во время путешествий – такое образование ценилось выше скучных лекций, которые читали грамотные рабы.
Как выглядела школа в Древнем Риме?
Древнеримские scholae отличались от современных образовательных учреждений, имеющих отдельное здание и государственную поддержку. Они располагались в зданиях магазинов или даже терм (римских бань). Владельцы школ арендовали помещения в частных постройках, отгородив классы от посторонних глаз тканой занавеской. Мебельное убранство было минимальным: учитель сидел за деревянной кафедрой, а ученики располагались на низких табуретах, разложив на коленях все необходимое для занятий.
Бумага стоила слишком дорого, чтобы ее разрешали марать ученикам начальных классов. Те дети, которые не умели еще писать, заучивали уроки вслух, остальные – писали палочками на восковых дощечках. Мальчики старшего возраста, обучившись письму без ошибок, получали разрешение писать на пергаменте, изготовленной из тростника и папируса по методике древних египтян.
Какие предметы преподавали в школах?
Как проходило обучение?
Когда ученики современных школ жалуются на чересчур плотный график занятий, им нужно рассказывать о том, как учились дети Древнего Рима. У них не было выходных дней: занятия проходили семь дней в неделю! Школьные каникулы приходились только на религиозные праздники, которые назывались «феериями». Если в городе стояла летняя жара, занятия также прекращались до того, как она спадала и можно было снова заниматься без ущерба для здоровья.
Учебный год начинался в марте, занятия ежедневно начинались на рассвете и заканчивались с наступлением темноты. В школе дети считали на счетах, пальцах руки или камушках, использовали чернила из каучука, сажи и внутренней жидкости осьминога.
Куда можно было пойти после школы?
Университетов в их современном представлении не существовало, но продолжить обучение после классической школы подростки вполне могли. Выпустившись из нее в 15-16 лет, юноши, при наличии достаточных средств у их родителей, попадали на высшую ступень образования – риторическую школу. Здесь они знакомились с ораторским искусством, правилами составления речей, экономикой, философией. Необходимость в таком образовании подстегивалась тем, что выпускники школ риторики практически гарантированно становились государственными деятелями, а то и сенаторами.
РИМСКАЯ ШКОЛА
Римская система образования.
Состояла из трех ступеней: первой ступени соответствовала начальная школа, второй – грамматическая и третьей – риторская.
Начальные школы появились в Риме еще в V в. до н.э., причем посещали их не только мальчики, но и девочки: именно в такую школу ходила плебейская девушка Вергиния, к которой воспылал страстью глава комиссии децемвиров Аппий Клавдий (Liv., III, 44, 6). Открыть школу мог любой, официального разрешения не требовалось: далеко не всегда magister ludi (начальник школы) был человеком достаточно образованным и компетентным. Судя по распространенности грамотности среди населения (со II в. до н.э. пароль в армии передавался не устно, а на табличке – Polyb. VI, 34, 7-12) такими школами была усеяна вся Италия.
В начальной школе учили чтению, счету, письму. Учение начиналось с семи лет, мальчики и девочки учились вместе, и в школе проводили весь день. Детей из семей побогаче в школу провожал раб-педагог. Выучившись читать и писать, дети записывали под диктовку учителя тексты, например, законы Двенадцати таблиц. Чаще всего писали на табличках, покрытых воском, стилем (stilus) – заостренной металлической палочкой с тупым концом (для стирания). Грамоту и счет дети постигали несколько лет (до пяти) – не от того, что были тупее современных школьников: одолеть программу начальной школы при античной системе слитного письма, отсутствии знаков препинания и цифровой системе римлян было не так-то просто. Учебный год был короче, ибо каникулы и многочисленные праздники «съедали» его значительную часть. Школьные учителя нередко прибегали к побоям, вразумляя своих учеников: в ход шел и прут (ferula), и розги; таскали за уши, веря, что это помогает запоминанию.
В школе следующей ступени – грамматической – обучение продолжали дети более-менее состоятельных родителей; бедняки шли работать. Грамматик – учитель хорошо образованный, с глубокими познаниями и широким кругом интересов; многие из них были учеными греками – вольноотпущенниками. Программа включала в себя чтение поэтов и прозаиков, толкование текстов, умение грамотно выстраивать фразы на родном языке. Обучали не только словесности: для толкования и комментирования требовались познания в области астрономии, музыки, ботаники, географии, философии и т.д. Из римской литературы читали «Одиссею» в переводе Ливия Андроника, Квинта Энния, сатиры Луцилия, комедии Теренция, позже – из поэтов – Вергилия, меньше – Горация, из историков – Саллюстия, из ораторов – Цицерона. Параллельно с латинской занимались греческой литературой; читали Гомера, басни Эзопа, комедии Менандра. Учитель-грамматик также бывал щедр на удары, закрепляя знания с помощью ферулы, как Орбилий, учитель Горация. Некоторые из грамматиков использовали более гуманные и эффективные способы обучения: так, Веррий Флакк, чтобы развить способности учеников, устраивал состязания между ними; наградой победителю бывала какая-нибудь древняя книга, прекрасная или редкая. Заинтересовавшись этой методой, император Август избрал его наставником для своих внуков, и он со всей школой перебрался на Палатин, правда, с условием не принимать новых учеников (Suet. Gramm., 17).
Окончив школу грамматика, соответствующую средней школе, подросток в возрасте примерно 14 лет, иногда – старше – поступал в высшую школу – школу ритора. С риторикой римлян познакомили греки, они же были первыми преподавателями риторских школ. Обучение включало в себя теорию ораторского искусства и практику: всевозможные упражнения, составление речей на заданную тему. Преподавали навыки актерского мастерства, владения мимикой, жестами, столь необходимые оратору. Продолжали читать историков, юристов и ораторов, особенно последних. Об успехах ученика судили по его публичному выступлению – декламации (declamatio): в назначенный день, в присутствии всего класса, родителей, которые часто приводили с собой друзей, ученики выступали со свазориями или контроверсиями. Suasoria – монолог, в котором мифологический герой или исторический персонаж обсуждает какую-то проблему, отстаивает некую позицию, взвешивает «за» и «против», приводя аргументацию. Одну из таких тем приводит Ювенал: бедную голову учеников учитель «забивал Ганнибалом ужасным»: «устремиться ли после сраженья в Каннах на Рим, или после дождей и гроз осторожно войско свое отвести, отсыревшее от непогоды» (Iuv. Sat. VII, 160-165). Controversia – спор в вымышленном судебном деле между защитником и обвинителем – весьма эффективный способ подготовить ученика к будущей карьере судебного оратора.
Конспект риторических декламаций – свазорий и контроверсий, которые он слышал или о которых знает, подготовил Л. Анней Сенека Старший, отец знаменитого философа, по просьбе своих сыновей. Там приведены, например, такие темы для свазорий: Агамемнон обдумывает, следует ли принести в жертву Ифигению, повинуясь предсказаниям Калханта (Suas. 3); или: триста спартанцев, после того, как другие отряды греков бежали из-под Фермопил, обдумывают, не бежать ли им тоже (Suas. 2). Темы для контроверсий погружали ученика в мир приключений, невероятных ситуаций, запутанных положений, например: попавший в плен к пиратам просит отца о выкупе; тот не выкупает; дочь вождя пиратов вынуждает его поклясться, что он женится на ней, если будет свободен; он клянется; та, оставив отца, последовала за юношей; юноша возвращается к своему отцу, тот требует, чтобы он развелся с дочерью пирата и женился на богатой сироте; юноша отказывается, отец лишает его наследства (Cont. I, 6).
Выпускник риторской школы получал общее гуманитарное образование; чтобы придать ему блеск или шлифовку, отправлялись за границу – в Афины с их философскими школами, или на Родос, где преподавали известные риторы.
Исторические источники:
Гораций. Послания. II, 1;
Светоний. О грамматиках; Ювенал. Сатира 7;
Квинтилин. Риторические наставления;
Seneca. Controversiae. Suasoriae. 2 vols. Loeb Classical Library. Cambr. Mass.; L., 1974.
Чему и как учили детей в школах в Древнем Риме?
Система передачи знаний и опыта в обществе считается одним из важных его институтов. В науке выделяется письменность в качестве основного признака цивилизации, поскольку она позволяет осуществлять процесс преемства накопленных сведений, традиций. Поэтому при изучении истории общества обычно много внимания уделяется системе передачи опыта. Знание организации школы в древнем Риме позволяет составить более полное понятие об античной римской цивилизации.
Поэтому при изучении истории общества обычно много внимания уделяется системе передачи опыта. Знание организации школы в древнем Риме позволяет составить более полное понятие об античной римской цивилизации.
Кто мог учиться в школе?
Первые учреждения для обучения детей под латинским названием scholae сформировались в III веке до нашей эры. Они не были доступны для всего населения. За занятия в них нужно было вносить плату, что требовало от родителей денежных затрат. Следует подчеркнуть, что представители многих категорий населения и не нуждались в посещении этих учреждений. Они получали необходимые для своих занятий знания и навыки с детства, работая вместе со своими родителями и помогая им. Например, дети ремесленников трудились в качестве подмастерьев, в сельском хозяйстве дети крестьян выполняли по хозяйству определенные заботы.
Состоятельные семьи отдавали ребенка в частные школы для получения знаний. Первое время в них мальчики и девочки учились вместе, потом занятия для них стали проводиться отдельно. Для девочек обычно нанимались еще и домашние учителя для преподавания дополнительных предметов.
Страх и азарт как основы обучения в Древнем Риме
В древнем Риме существовало два основных подхода к стимулированию детей учиться. Первый предполагал опору на страх получить физическое наказание за плохое поведение или неуспеваемость в учебе. Предполагалось, что эта боязнь заставит учеников прилагать больше стараний при выполнении заданий. В основе второго подхода лежало привитие интереса к изучаемой теме за счет разговоров, совместного поиска ответа на вопросы, обсуждений разных проблем. В таких школах отношения учителей и учеников были похожи на дружеские, они вели общее дело.
Учителя древнеримских школ
Большое внимание в римском обществе уделялось выбору учителей. Занятия были платными и размер вносимых за учебу денежных средств был немалым. Чтобы стать преподавателем, требовалось иметь хорошую теоретическую и практическую подготовку в выбираемой для обучения сфере знаний. Поэтому в римских школах работали обычно достаточно квалифицированные специалисты, иногда это были крупные ученые. В науке считается, что в древнем мире по уровню знаний выделялись греческие города. Поэтому преподаванием занимались также греки.
Иногда для обучения определенным предметам приглашались люди, работа которых была связана с этими дисциплинами, и они делились своими конкретными знаниями. Например, деятели в сфере политики, войны, торговли рассказывали в школах полученные ими сведения в течение профессиональной карьеры. Такой передаче опыта в образовании в древнем Риме уделяли много внимания.
Какие предметы преподавали детям в Древнем Риме?
В школах древнего Рима были установлены определенные предметы для усвоения учениками. Также был разработан список вопросов по всем дисциплинам, ответы на которые дети должны были давать по итогам обучения. Это можно назвать наличием школьной программы.
Римский ученый, живший в конце II – первой половине I века до нашей эры Варрон в одном из своих сочинений перечисляет девять основных преподававшихся в учебных заведениях предметов. К ним относились грамматика, арифметика, геометрия, риторика, музыка, астрономия, медицина, диалектика и архитектура. Мальчикам преподавались основы римского права и ведения боевых действий. Девочек учили ухаживать за маленькими детьми, основам медицинских знаний, ведению домашнего хозяйства. Нанимавшиеся с целью давать занятия с ними на дому преподаватели обучали петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Медицинские и музыкальные сведения в большей степени изучались девочками. В результате основными оставались семь дисциплин. Они обычно обозначаются как свободные искусства, поскольку их проходили в школах дети граждан.
Как проходило обучение
В древнем Риме уроки шли всю неделю каждый день. Учебный год начинался в марте месяце. С наступлением дня уроки начинались и завершались уже вечером. В древнем Риме обычно школы располагались не в отдельных постройках. Комнаты для них как правило нанимались в домах, магазинах, термах (общественных банях) и отгораживались занавесками.
Преподаватель обычно располагался за кафедрой. Дети сидели на табуретках, все школьные принадлежности они раскладывали у себя на коленях. Бумага была очень дорогая, поэтому ученики писали чаще специальными палочками на досках, покрытых воском. В первых классах ученики, не научившиеся пока писать, учили задания наизусть. Бумага, сделанная из тростника, как в Египте, обычно использовалась грамотными детьми, делавших мало ошибок или выполнявших задания вообще без них. Счет велся с помощью камешков, на специальных счетах. Чернила делались из разных веществ, например, из сажи.
Куда можно было поступить после школы?
С завершением школы продолжить обучение в древнем Риме можно было в риторических учебных заведениях. Они считались высшими в системе учреждений передачи знаний и опыта. Обычно поступление в них требовало денежных затрат. Поэтому считается, что там многие ученики были из знатных и богатых семей. В риторических школах преподавалось ораторское искусство, правила составления речей для общественных выступлений, философия, экономика. Поступали в них как правило в возрасте пятнадцати или шестнадцати лет после завершения обычной школы.
Обучение в риторических учебных заведениях давало подготовку для занятия государственных должностей. Поэтому считалось, что завершение таких школ способствует карьере в политической сфере. Считалось, что выпускники, изучившие весь курс предметов в них, получали для этого достаточный объем сведений и навыков.