в каком возрасте дети уже знают что такое величина
Статья «Как развить у детей 4–5 лет представления о величине»
Наталья Смирнова
Статья «Как развить у детей 4–5 лет представления о величине»
Уважаемые родители! Предлагаемвашему вниманию консультацию по теме: «Как развить у детей 4-5 лет представления о величине».
Задумывались ли вы, что такое величина, и какое представление о ней имеет ваш ребенок?
Величина – это такое качество предметов, по которому они сравниваются друг с другом. Ознакомление ребенка с величиной предметов, с одной стороны, является частью сенсорного воспитания, а с другой – необходимым условием развития математических представлений.
Не владея способами оценки величины, дети этого возраста часто не могут сопоставить по величине предметы разной формы.
Если вашему ребенку 4-5 лет,то в этом возрасте он должен уметь:
1.Пользоваться практическими способами сравнения: наложения и приложения.
2. Указывать протяженность (проводить рукой в направлении слева на право).
3. Отражать в речи размерные отношения (длиннее – короче, выше – ниже, толще – тоньше).
4. Сравнивать 3-6 предметов по одной протяженности (длине, ширине, высоте, толщине).
5. Раскладывать предметы в порядке возрастания или убывания, при этом сравнивать их попарно (первый со вторым, второй с третьим и т. д.).
Обращаем ваше внимание, что у детей в этом возрасте важно развивать глазомер.
Для того чтобы вашему ребенку было интересно познавать преставления о величинеизготовьте вместе с ним интересные игровые пособия: шарфики, карандаши для любимых игрушек. Проиграйте с ребенком игровую ситуацию по сравнению предметов по величине.Например: «Помоги любимым игрушкам найти их любимые карандаши».
• Для начала, рассмотрите с ребенком приготовленный материал.
• Предложите ему показать протяженность измеряемого предмета (длину, ширину, высоту).
• Объясните игровое задание.Например: надо карандаши разложить по порядку.
• Напомните правило построения ряда предметов по одному признаку (использовать практические способы: наложения или приложения).
• Предложите ребенку назвать размеры каждого предмета.
• Сравните попарно предметы.
• Сделайте с ребенком обобщение.
В этом возрасте важное место занимают игры и игровые ситуации, направленные на развитие у детей представлений о величине. Необходимо, чтобы дети поняли важность измерения.
Предлагаем вам несколько вариантов игровых ситуаций и игр, которые не требует специальных педагогических знаний, и помогут вам провести несколько удивительных минут рядом с вашим малышом. Эти игры можно преобразовывать, в зависимости от того, какую протяженность вы будете сравнивать (длину, ширину, высоту).
—«Разложи по порядку»
—«На какой ступеньке петушок?»
Цель: выявить уровень сформированности умения сравнивать предметы приемом приложения.
Материал: коробки для карандашей, (большая и маленькая) и карандаши (длинные и короткие).
Сообщите детям, что в гости пришел Незнайка и попросил ему помочь разложить карандаши в коробки, но так, чтобы в большой коробке лежали только длинные карандаши, а в маленькой коробке – короткие.
Предложите ребенку сравнивать карандаши по длине можно методом приложения, прикладывая, их друг к другу.
«Поможем куклам найти свои бантики».
Цель: выявить уровень сформированности умения сравнивать предметы по длине приемом наложения.
Материал: бантики разного цвета и разной длины.
Предложите ребенку сравнить бантики по длине, используя прием наложения.
Задайте вопросы: Покажи длинный, короче и самый короткий бантик. Как можно сравнить эти бантики?
Цель: выявить уровень сформированности умения раскладывать сериационный ряд из 5 элементов разной длины в возрастающем порядке.
Материал: 5ленточек разного цвета и разной длины.
Предложите ребенку красиво разложить ленточки в ряд так, чтобы они возрастали по длине от самой короткой до самой длинной.
Цель: выявить уровень сформированности умения устанавливать соотношения между 5 элементами, разными по длине в убывающем порядке.
Материал: Изображение теремка и 5 полосок разной длины.
Сообщите ребенку, что «построили звери в лесу теремок, а зайти-то не могут – крылечко забыли сделать. Давайте им поможем и построим крылечко из этих ступенек».
Покажите ребенку набор бумажных полосок, изображающих ступеньки, равномерно уменьшающихся по длине, предлажите сравнить их.
Предложите показать и назвать какая ступенька длинная, короче, еще короче, самая короткая.
Цель: выявить уровень сформированности умения сравнивать предметы по длине относительно других.
Материал: картинки с изображением корабликов разного цвета и размера (синий, длиной 8 см, голубой – 10 см, розовый – 12 см, желтый 15 см и белый длиной 18 см).
Покажите кораблики: «Посмотри на кораблики. Покажи и назови, какого цвета кораблик самый длинный относительно белого кораблика? Какой кораблик самый короткий относительно синего кораблика? Какого цвета кораблики ты еще видишь? Расскажи о них. Используй слова длиннее, короче».
Таким образом, играя с ребенком в подобные игры, вы обязательно добьетесь положительного результата в повышении у него уровня сформированности представлений о величине.
Детский научно-исследовательский проект «Как развить свою гибкость?» Конкурс научно – исследовательских работ и творческих проектов воспитанников и обучающихся муниципальных образовательных учреждений «Я-исследователь».
Использование дидактической игры для формирования представлений о величине в младшем дошкольном возрасте Величина – одно из основных математических понятий, возникшее в древности и подвергшееся в процессе длительного развития ряду обобщений.
НОД по формированию представлений о величине у детей 6–7 лет с нарушением зрения «Экскурсия по городу» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №7 «Родничок» Непосредственно организованная деятельность по формированию.
Консультация «Содержание понятия представлений о величине» В математике под величиной понимают такие свойства предметов, которые поддаются количественной оценке. Количественная оценка величины называется.
Статья на тему «Игровая деятельность-один из способов коррекции речи детей с ОНР» Основным видом деятельности дошкольников является игра, ребенок живет в ней, это его мир, его действительность. А. С Макаренко придавал игре.
Статья на тему: «Использование малых форм фольклора для развития речи детей» Использование малых форм фольклора для развития речи детей Детский фольклор представляет собой особую самостоятельную отрасль устного народного.
Статья на тему: «Воспитание в детском саду» Для всех не ново, что фундамент социального поведения закладываются в семье. Посещая другие учреждения: детский сад, школу, различные кружки.
Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.
Занятие по математике «Особенности развития представлений о величине предметов» Тема:«Особенности развития представлений о величине предметов» Подготовительная группа 1. «Забавные человечки» Задача: в задании закрепляются.
Понятие о величине и её свойства, значение ознакомления младших дошкольников с величиной предметов
Елена Панарина
Понятие о величине и её свойства, значение ознакомления младших дошкольников с величиной предметов
В математике под величиной понимают такие свойства предметов, которые поддаются количественной и оценке [1]. Количественная оценка величины называется измерением. Процесс измерения предполагает сравнение данной величины с некоторой мерой, принятой за единицу, при измерении величины этого рода.
К признакам величины относят: длину, ширину, высоту и другие. Все эти признаки величины и единицы их измерения изучаются в дошкольном возрасте.
Свойства величины, изучаемые в дошкольном возрасте: сравнение с другим предметом или эталоном; относительности; изменчивость.
На первых занятиях, когда дети выделяют размер предмета в целом, они сравнивают их на глаз. Предметы размещают в одной плоскости, рядом. Сравниваются однородные предметы : большой и маленький мячи, большая и маленькая матрёшка. Для удобства и лучшей ориентировки детей предметы подбирают так, чтобы они отличались по размеру и цвету. Например, синий мяч большой, а красный маленький; большая матрешка в синей косынке, а маленькая в белой.
После того как у малышей будут сформированы навыки сравнения предметов по величине, отличие в предметах по этому признаку постепенно уменьшается. Они сравнивают предметы, которые мало отличаются по размеру. Для этого используется прием накладывания или прикладывания. Особое значение в формировании представлений о размере приобретают дидактические игры и упражнения. Это, прежде всего игры и упражнения на усвоение соотношении предметов по размеру в целом и по отдельным параметрам. Можно организовать игры «Большой и Маленький», «Соберем пирамидку из колец» и другие,а также игры и упражнения на развитее глазомера: «Найдите такое же кольцо», «Построим дом большой и маленький», и др.
Умение сравнивать предметыпо размеру закрепляется в процессе продуктивной деятельности: аппликации, лепке, рисовании, а также в процессе организации самостоятельной игровой деятельности.
Педагог, знающий особенности развитий игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям.
Воспитатель тс самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяют в них уверенность в своих силах.
Если игра с элементами соревнования 9 кто быстрее выполнит задание, кто правильно, без ошибки решит задачу, кто больше наз0овет предметов и др, то пери подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью, которых оцениваются правильные решения. Наличие большого числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.
Таким образом, математические представления о величине предметов необходимы в практической жизни каждого человека и их сформированность является условием успешного обучения ребенка в школе. В развитии представлений о величине предметов заложены большие возможности для развития мышления детей.
Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает об окружающей действительности.
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как тесно связанно с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.
Особое место в жизни дошкольников занимает игра, и является одним из любимых видов деятельности детей дошкольного возраста. Игра способствует привлечению внимания к поставленной задаче, облегчает работу мышления и воображения, способствуют накоплению чувственного опыта, помогают эстетическому воспитанию детей, развивают творческие способности.
Использование нестандартного оборудования для эффективного развития представлений о св-вах предметов у младших дошкольников Одной из важнейших задач обучения является развитие ума ребенка, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют.
Картотека «Дидактические игры по формированию представлений о величине предметов» в подготовительной группе «Незнайка в гостях» Цель:учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов. Материал: 3 группы игрушек.
Картотека «Дидактические игры по формированию представлений о величине предметов» в средней группе «Прятки» Цель: практическое знакомство с величиной. Материал: кубики, шарики, мячики и любые другие предметы большого и маленького размера.
Картотека «Дидактические игры по формированию представлений о величине предметов» в старшей группе Спрячь шарик в ладошках Цель: Учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов. Оборудование:.
Консультация для педагогов и родителей «Особенности формирования представлений о величине предметов у дошкольников с ОВЗ» Особенности формирования представлений о величине предметов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Возможность усвоения.
Консультация для родителей «Учимся, играя: знакомство с цветом, формой и величиной предметов» Уже с маленького возраста малыши исследуют окружающий мир, им интересно буквально все: величина, формы предметов, и, конечно же, цвет. Пришло.
Программа саморазвития «Развитие речи младших дошкольников посредством ознакомления с устным народным творчеством» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35» Программа саморазвития на 2017-2020 учебный год воспитателя.
Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром» Программное содержание: Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя.
Реферат «Формирование у детей представлений о величине в разных возрастных группах»
Анастасия Гиденко
Реферат «Формирование у детей представлений о величине в разных возрастных группах»
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ И ЕЕ ИЗМЕРЕНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие о величине и её свойства, значение ознакомления младших дошкольников с величиной предметов
В математике под величиной понимают такие свойства предметов, которые поддаются количественной оценке. Количественная оценка величины, называется измерением. Процесс измерения предполагает сравнение данной величины с некоторой мерой, принятой за единицу, при измерении величины этого рода.
К признакам величины относят: длину, ширину, высоту и другие. Все эти признаки величины и единицы их измерения изучаются в дошкольном возрасте. Свойства величины, изучаемые в дошкольном возрасте: сравнение с другим предметом или эталоном; относительность; изменчивость.
Изучением формирования представлений о величине предметов в младшем дошкольном возрастезанимались многие педагоги: Щербакова Е. И., Белошистая А. В., Столяр А. А.
Результатом определения измерения величины является определенное численное значение, показывающее, сколько раз выбранная мера «уложилась» в измеряемую величину. В соответствии с программами дошкольного образования и методическими рекомендациями Белошистой А. В. В младшем дошкольном возрасте рассматриваются только такие величины, как длинна, ширина, высота, в старшем дошкольном возрасте рассматривают массу, емкость, площадь, время, скорость.
Краткая характеристика величины, данные Белошистой А. В.
1.2 Методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной и ее измерениями
Развитием формирования представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возрастазанимались такие ученые: З. А. Михайлова, Л. А. Венгер, А. М. Леушина и Л. С. Метлина.
Существует множество программ, которые рассматривают формирование математических представлений у детей дошкольного возраста.
Программа «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. И. Гурович) относится к содержательно насыщенным программам,что особо отмечается во введении к ней: «Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов».
Авторы программы «Развитие» (Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко, Н. С. Варенцова) придерживаются теории А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития ребенка, основной путь которого амплификации, то есть его обогащение, наполнение значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. Поэтому основным в образовании дошкольника является организация его собственного опыта. Однако все примеры в разделах программ обычно приводятся на материале художественно-литературной, конструктивной, природопознавательной деятельности. Основное место в программе «Развитие» занимают занятия, направленные на овладение детьми различными формами наглядного моделирования и символизации. При этом развитие элементарных математических представлений рассматривается отдельно от развития логического развития. Формирование и развитие математических представлений происходит на основе построения и использования детьми различных наглядных моделей.
В результате у ребенка возникает познавательный интерес, развивается эвристическое мышление, речь, сообразительность, расширяется понятийный опыт и самостоятельность. В разделе по математическому развитию используется специальная педагогическая технология организации целенаправленной интеллектуально-познавательной деятельности. Она включает латентное, реальное и опосредованное обучение. Реальное (прямое) обучение предлагает применение эвристических методов обучения.
Чтобы сформировать у ребенка представление о величине (размере,нужно провести с ним такие игры-упражнения: нанизывание больших и маленьких колец на стержень, складывание матрешки, раскладывание однородных предметов разной величины на две группы и другие. Нанизывая большие и маленькие кольца на стержень, взрослый обращает внимание ребенка на величину, и учить правильно,называть слова: большой, маленький.
Для сравнения сначала используются предметы, контрастные по размеру. Разница в размере демонстрационного раздаточного материала не менее 10-15 сантиметров. Предметы размещают так, чтобы выделенный параметр было хорошо видно.
На первых занятиях, когда дети выделяют размер предмета в целом, они сравнивают их на глаз. Предметы размещают в одной плоскости, рядом. Сравниваются однородные предметы: большой и маленький мячи, большая и маленькая матрешка. Для удобства и лучшей ориентировки детей предметы подбирают так, чтобы они отличались по размеру и цвету. Синий мяч большой, а красный маленький; большая матрешка в синей косынке, а маленькая в белой.
После того как у малышей будут сформированы навыки сравнения предметов по величине, отличие в предметах по этому признаку постепенно уменьшается. Они сравнивают предметы, которые мало отличаются по размеру. Для этого используется прием накладывания или прикладывания.
В качестве раздаточного материала можно использовать знакомые геометрические фигуры и силуэты разных предметов, игрушек. Дети овладевают приемами непосредственного сравнения накладыванием. Они сравнивают большой и маленький круг, большую и маленькую елочку. Для того чтобы дети действовали осознанно,педагог ставит перед ними вопрос: «Что надо сделать, чтобы узнать, какой из предметов больший (меньший?»
Особое значение в формировании представлений о размере приобретают дидактические игры и упражнения. Прежде всего, игры и упражнения на усвоение соотношения предметов по размеру в целом и по отдельным параметрам (длине, ширине и высоте). Можно организовать игры «Большой и маленький», «Соберем пирамидку из колец» и другие,а также игры и упражнения на развитие глазомера: «Найди такое же кольцо», «Построим дом большой и маленький».
Размеры предметов сравнивают по принципу парности. Красное кольцо больше, чем синее, но одинаковое по размеру с зеленым; синее кольцо меньше, чем красное и зеленое.
Умение сравнивать предметыпо размеру закрепляется в процессе продуктивной деятельности: аппликации, лепке, рисовании, а также в процессе организации самостоятельной игровой деятельности.
Наиболее эффективными средствами формирования представлений о величине являются дидактические игры, с помощью которых ребенок получает знания о свойствах предметов действия по их использованию.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Определение уровня сформированности представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста
Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей.В этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов. Восприятие величины (как и других свойств предметов) происходит путем установления сложных систем внутри анализаторных и межанализаторных связей.
Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слова,участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза.
Механизм восприятия величины у взрослого и ребенка общий. Однако даже у самых маленьких детей могут быть выработаны реакции на отношения между объектами по признаку величины.
Для образования самых элементарных знаний о величине необходимо сформировать конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт восприятия и оценки величины начинает складываться уже в раннем детстве в результате установления связей между зрительными, осязательными и двигательно-тактильными ощущениями от тех игрушек и предметов различных размеров, которыми оперирует малыш. Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в разном положении способствует развитию константности восприятия.
Ориентировка детей в величине предметов во многом определяется глазомером важнейшей сенсорной способностью. Развитие глазомера непосредственно связано с овладением специальными способами сравнения предметов. Вначале сравнение предметов по длине, ширине, высоте маленькими детьми производится практически путем наложения или приложения, а затем на основе измерения. Глаз как бы обобщает практические действия руки.
Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте создает фундамент для дальнейшего математического образования. Ребенку необходимо дать возможность представления о величине как важной части формирования элементарных математических представлений. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на появление у детей полных знаний об окружающей действительности. Большая роль в математическом развитии детей принадлежит работе воспитателей с детьми в повседневной жизни. Воспитателями групп содержание, с которым знакомятся дети на непрерывной непосредственно организованной деятельности, переносится в повседневную жизнь с повторением изученного материала, его уточнением и расширением, что обеспечивает усвоение материала. Полученные знания и умения закрепляются в игровой, продуктивной, познавательной деятельности, в повседневных житейских ситуациях.
Для определения уровня освоения программного материала детьми младшего дошкольного возраста воспитателями проводится педагогический мониторинг в середине и конце учебного года. В соответствии с результатами педагогического мониторинга планируются индивидуальные маршруты для детей с низким уровнем развития.
Результаты деятельности педагогов ДОУ это:
Система работы по формированию представлений о величине существует, однако используется однообразный дидактический материал для сравнения предметов по длине, ширине, высоте.
При действии с предметами дети часто повторяют образец способа действия воспитателя, не пользуются словесным обозначением параметров величин. Если дети не справляются с заданием воспитателя, они быстро теряют интерес к делу, отвлекаются от работы.
Среди методов, используемых в ДОУ в развитии представлений о величине применяются потенциальные возможности различных логических игр и упражнений.
Организация проведения занятий по развитию речи в разных возрастных группах Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Детский сад готовит детей к школе. Речь занимает.
Фотоотчёт о использовании игр с мячом с детьми дошкольного возраста, в разных возрастных группах 10 августа. День мяча на МААМ. Мяч – весёлая игрушка, с которой не возможно скучать, занимающая особое место в развитии детей. Игры с мячом.
Консультация в помощь педагогам «Задачи планирования игры в разных возрастных группах» Консультация в помощь педагогам «Задачи планирования игры в разных возрастных группах» подготовила воспитатель Шаповалова Евгения Викторовна.
Методика словарной работы в разных возрастных группах Словарная работа в детском саду, это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. В период.
Особенности экспериментирования в разных возрастных группах Особенности экспериментирования в разных возрастных группах. Не бывает форм экспериментирования, специфических для той или иной возрастной.
Содержание речевых центров в разных возрастных группах детского сада Справка по состоянию речевых центров в группах МБДОУ «Макушинский детский сад «Теремок» До проверки для педагогов была проведена консультация.
Формирование сенсорных представлений о величине и цвете у детей раннего возраста. Конспект ОД «Зонтики для зайки» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждения детский сад №3 «Радуга» КОНСПЕКТ образовательная деятельность.