в каком возрасте дети переворачиваются со спины на живот
Как научить ребёнка переворачиваться?
Переворот со спины на живот груднички начинают осваивать в возрасте 3-4 месяца. В норме самостоятельный переворот должен «состояться» к 4-м месяцам. Но часто наши специалисты приезжая к детям на дом видят «картину» полного отсутствия желания, сил или умения переворачиваться, не только в 4 месяца, но и в 5 и даже в 6 месяцев. Каковы же причины такого «возмутительного бездействия»? Наиболее распространённые причины: мышечная гипотония, гипертонус, либо ребёнок просто не умеет (не понимает), как и что нужно сделать, для того чтобы перевернуться. В любом случае придётся убирать причину, и научить ребёнка переворачиваться. Для освоения переворотов необходима достаточная амплитуда движений, и мышечная сила. Снижение амплитуды движений может быть вызвано гипертонусом мышц (возможно остаточным физиологическим).
Ребенок научился переворачиваться
Массаж и гимнастика ребёнку просто необходимы. Напряжение с мышц снимается расслабляющим массажем и пассивной гимнастикой, в случае гипертонуса у ребёнка. Тонизирующим массажем и активной гимнастикой мы укрепляем гипотоничные (слабые) мышцы, в случае гипотонуса у ребёнка. В числе гимнастических упражнений, для укрепления или расслабления мышц проводятся упражнения и для стимуляции самих переворотов.
Учим ребёнка переворачиваться:
Упражнение № 1. Ребёнок лежит на спине, массажист (мама или папа), взяв правой рукой за левую ножку ребёнка, сгибает её, приводя к животу колено малыша. Далее поворачиваем ребёнка на правый бочок перемещая, левую ножку, которую вы держите в согнутом положении (согнута в коленном и тазобедренном суставах), в правую сторону. Ваш малыш оказывается на правом боку. Далее можно довершить переворот, либо задержав ребёнка на боку покачать вперёд назад, чтобы больше нагрузить боковые группы мышц туловища, с целью их лучшего укрепления. В процессе процедуры массажа детям это упражнение можно повторять 6-7 раз в каждую сторону. Этим упражнением мы тренируем преимущественно ротаторы туловища и мышцы верхнего отдела туловища.
Упражнение № 2. Переворот за ручку. Лучше делать после того, как закрепим упражнение №1. Берём малыша за правую (левую) ручку и подтягиваем в противоположную сторону, стимулируя переворот, но не торопимся помогать ребёнку, необходимо дать ему возможность самому продолжить движение. Можно также задерживать на боку малыша, не давая завершить переворот, раскачивать немного вперёд назад. Малыш должен подтягивать ноги вслед за верхней частью туловища, которую вы поворачиваете, подтягивая его за руку. Этим упражнением укрепляются косые мышцы брюшного пресса (они же ротаторы туловища), а также сгибатели бедра. Это упражнение можно повторять после массажа ребёнку, во время гимнастики 6-7 раз в каждую сторону.
Важно! Когда ребёнок начинает переворот, он сначала поднимает ноги кверху, и подтягивает их к себе, а затем, закидывая их на привычную ему сторону, следует за тяжестью ног и совершает переворот. Значит, ему не должно ничего мешать (гипертонус, гипотонус) поднять ножки от поверхности, на которой он лежит. Для этого и делается предварительно массаж и гимнастика для новорождённых, ведь тонус снимается или повышается сначала массажем с гимнастикой, а после ребенок учится переворачиваться.
Для осуществления переворота также необходимы достаточно крепкие мышцы шеи (сгибатели головы и шеи, и мышцы осуществляющие боковой наклон головы и шеи), которые укрепляются на предыдущих курсах массажа, либо параллельно на этом же курсе.
Читайте также:
Если вам была интересна эта статья, поделитесь пожалуйста ей в социальные сети, возможно кому-то ещё она будет полезна. У мамочек всегда много вопросов, давайте им поможем найти ответы!?
Двигательное развитие ребенка от 0 до 6 месяцев
Особенности двигательного развития ребенка от 0 до 6 месяцев, а также полезные советы родителям
В первый месяц жизни ребенок двигательно малоактивен, он лежит большую часть времени в той позе, в которую его положили, у него отмечается физиологическое повышение мышечного тонуса сгибателей рук и ног, он не может удерживать голову, когда взрослый берет его на руки.
В возрасте до 1-2 месяцев движения рук и ног ребенка носят хаотичный характер. Лишь к 1-1,5 месяцам малыш начинает удерживать голову. К 2-3 месяцам ребенок уже способен удержать голову по средней линии, лежа на спине, может сложить ручки к средней линии туловища и поднести их ко рту, сжимает руку, когда на ладошку положат игрушку. В этом же возрасте ребенок раскрывает кулачок, если к нему прикасаются игрушкой, уже способен в течение некоторого времени удержать в ручке вложенную в нее игрушку, рассматривает свои ручки, может самостоятельно повернуться со спины на бочок, лежа на животе – хорошо удерживать равновесие (не падает на спинку и живот).
К 3 месяцам малыш тянется к увиденному предмету, захватывает и удерживает игрушку, удобную для захвата одной ручкой, тянет предмет, находящийся в ручке, в рот. В 3 месяца ребенок, лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти – на уровне или впереди плеч).
С 4 до 6 месяцев у ребенка начинают появляться первые целенаправленные движения, перемещения тела в пространстве, такие как перевороты со спины на живот и с живота на спину.
Кроме того, ребенок уже лучше контролирует положение головы, туловища и конечностей в пространстве, что позволяет ему более длительно удерживать принятую позу, а также более свободно манипулировать предметами или игрушками. Обычно, ребенок сначала учится переворачиваться со спины на живот, это происходит в возрасте 4–6 месяцев. Некоторые дети к 6 месяцам уже могут переворачиваться и с живота на спину, но большинство детей начинает это делать после 7 месяцев.
После 3 месяцев малыш «раскрывает» кисть, тянется к увиденному предмету, захватывает его как одной, так и двумя руками, тянет его в рот. Изучает игрушку, водя по ней пальчиками, перекладывает ее из руки в руку. К 5–6 месяцам ребенок захватывает предметы с противопоставлением большого пальца всем остальным.
В 4,5–6 месяцев ребенок может, лежа на животе, опираться на вытянутые ручки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен); опираясь на предплечье одной руки, тянуться к предмету другой рукой. Часть детей к 5,5–6 месяцам, лежа на животе, поворачивается по кругу, а некоторые уже могут проползти небольшое расстояние на животе. Он может подтягивать к животу ножки, поднимать их, трогать свои колени руками (в 4–5,5месяцев), а когда взрослый тянет за ручки, пытается присесть. Многие дети могут в течение нескольких секунд удерживать положение сидя, если их посадить.
Родителям и медицинским работникам следует обращать особое внимание на слуховые реакции ребенка, если имеется хотя бы один из факторов риска по патологии слуха, или если у ребенка отсутствуют следующие реакции:
Во сколько месяцев ребёнок должен переворачиваться со спины на живот
Когда малыш начинает самостоятельно переворачиваться со спины на живот и обратно: примерный возраст, мнения специалистов и советы родителям.
Период взросления малыша с его первых дней жизни до года — процесс, за которым интересно наблюдать. Вначале дитя учится держать голову, первый раз улыбается и узнает родителей. Далее наступает один из важных моментов этого этапа жизни крохи — переворачивание со спинки на животик. Момент, когда ребенок начинает переворачиваться самостоятельно, достаточно индивидуален, но имеет четкие границы.
Во сколько месяцев это происходит
Груднички развиваются стремительно, во сколько месяцев ребенок должен переворачиваться со спины на живот или на бок зависит от его характера и физической готовности. Несмотря на то, что развитие — это сугубо индивидуальный процесс, который связан со множеством факторов, доктора называют средний возраст 3 месяца.
Три месяца — самый распространенный период, когда ребенок переворачивается со спины на живот самостоятельно впервые. Это обосновано тем, что к этому возрасту у малыша появляется интерес к предметам и потребность в прикосновении к ним. На протяжении первых трех месяцев из своего положения он может видеть только вещи, расположенные наверху и по сторонам. А благодаря новым потребностям начинается новый этап его развития.
Первые попытки перевернуться начинаются с трех месяцев. Для родителя важно не упустить этот момент и оказать помощь малышу. Если ребенок по прошествии трех месяцев никак не пытается начать переворачиваться, это может говорить о том, что ему нужно помочь.
Также к трем-четырем месяцем малыш уже обладает определенными навыками, которые помогают ему в освоении новых действий:
Очень важно, чтобы родители помогали малышу — перекладывали игрушки и другие интересующие его предметы в разные стороны, этим они стимулируют попытки малыша перекатываться и дотягиваться до них.
Следующим важным этапом в жизни ребенка станет обратный переворот — с живота обратно на спинку. Это происходит фактически одновременно с поворотами со спины на животик. Многие дети абсолютно равнодушны к обратным переворотам. Если малыш не переворачивается обратно, не стоит переживать, возможно, пока его это просто не интересует. Многие делают обратный переворот, начинают ползать и даже привстают на ножки практически одновременно.
Упражнения дома для отработки переворота
К сожалению, у многих родителей не хватает терпения дождаться, когда малыш сам начнет перевороты. Чтобы узнать, во сколько месяцев ребенок начинает переворачиваться со спины на бок, они штудируют литературу и пытаются самостоятельно вызвать у ребенка интерес к новым действиям. Однако, как говорит известный педиатр Комаровский, многие мамы и папы делают это неправильно.
Педиатры рекомендуют следовать таким правилам:
Особое внимание надо уделить сну малыша. Дело в том, что если ребенок научился переворачиваться в три-четыре месяца, очень большая вероятность того, что он неосознанно может начать это делать во сне. Подобные действия опасны для его жизни и могут вызвать удушье.
В этот период следует класть ребенка спать с родителями. Это позволит контролировать положение тела крохи во сне. Если малыш привык засыпать на животе, следует выждать пока он заснет и перевернуть его на спинку.
Перед сном можно делать ему расслабляющий массаж. Чтобы избежать переворотов во сне, рекомендуется подложить под бока с обеих сторон мягкие игрушки или небольшие валики.
Причины, мешающие поворачиваться
Помните, что нет абсолютно точного указания, в каком возрасте ребенок начинает переворачиваться с живота на спину. Однако первые попытки начинаются с трех месяцев. Если этого не наблюдается, следует обратиться к педиатру, который поможет найти причины, мешающие правильному развитию ребенка.
Одной из главных причин может быть инертность мышц или же, наоборот, их повышенный тонус. Исправить эту проблему поможет специальный массаж и гимнастические упражнения.
Также проблемой может являться дисплазия, которая проявляется в виде асимметрии тазобедренных суставов. При осмотре любой опытный педиатр заметит эту проблему и обязательно назначить рентген, по которому уже точно можно будет диагностировать заболевание. Физиопроцедуры, специальные пеленания могут устранить подобную проблему.
Неврологические проблемы, которые могут быть вызваны травмой во время родов, инфекциями, иногда вызывают отсутствие интереса к движениям, к предметам. Очень важно вовремя обратиться за помощью к педиатру, который сможет составить план лечения малыша. Желательно своевременное обращение к специалистам — до шести месяцев, пока ребенок живет в лежачем состоянии.
Когда ребенок начинает переворачиваться
Если кратко, то ребенок начинает переворачиваться:
При данных условиях он должен переворачиваться самостоятельно!
Если этого не происходит вовремя, то у малыша есть проблемы с мышцами спины, даже если невролог этого и не видит. Если не переворачивается, значит не может. Природа так сделала, что ребенок всегда хочет развиваться и умственно, и физически. Нет никаких индивидуальных особенностей малыша, если он задерживается в поворотах. Есть проблема, эту проблему надо найти и устранить. Тут требуется профессиональная помощь и работа с реальной причиной, вызывающей данные осложнения.
Когда малыш переворачивается
Повороты начинаются не в 4 месяца, а раньше. Это происходит с умения брать игрушку, что наблюдается уже в возрасте 3 месяцев, когда ребенок, лежа на спине, во время “комплекса оживления”, случайно наталкивается на низко висящую над его грудью игрушку и захватывает ее.
Видите, что движет ребенком? Познание мира движет им. Вот его индивидуальная особенность. Желание достать игрушку помогает ему овладеть движениями, при помощи которых он самостоятельно изменяет положение и начинает передвигаться. Если малыш этого не делает, значит связи в головном мозгу будут образовываться позднее, чем у детей без проблем.
Работать над проблемными участками мышц нужно с самого рождения!
Врач-миолог Никонов Николай Борисович разработал уникальную схему воздействия на мышцы методом Никонова, представляющую собой комплекс мануальных приемов. Специалист работает над реальной причиной, вызвавшей отек мышц. В результате, возвращается их эластичность и проходит боль. Ваш ребенок развивается и в будущем его не будет отвлекать от учебы боль и дискомфорт. Задать вопрос специалисту можно через форму, расположенную немного ниже.
Интервью с неврологом
Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.
— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?
— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.
В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.
— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?
— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.
Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.
— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?
— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.
Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.
Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…
Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.
Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.
— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?
— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.
У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.
Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.
— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?
— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.
С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.
Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.
Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.
— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?
Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…
У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.
В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.
— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?
— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.
Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».
После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.
Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.
Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.
— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?
Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.
— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?
Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.
— Эпилепсия вообще часто встречается?
— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.
— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?
— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.
Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.
Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!
Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.
— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?
— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.
При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.
Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?
— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…
Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.
— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?
— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.
— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?
— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.
— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?
— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.
Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).
Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.
Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.
Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.
МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.
Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.
УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.
Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.
НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.