в каком возрасте дети начинают задавать вопросы
Ребенок начинает задавать вопросы
Однажды наступает день, в который ваш ребенок делает очень важное открытие. Оказывается, когда-то его не было на белом свете. Он недоумевает: «Как это — не было? А где же я был? И откуда я взялся. » Когда ребенок начинает задумываться о тайне происхождения жизни и спрашивать, «откуда берутся дети», питать его пытливую душу сказочно-поэтическими описаниями было бы очень опасно. Это запутало бы ее в сети ложных представлений. Дитя, конечно, легко и с интересом воспринимает чудеснейшие сказки и может развивать их в своей живой фантазии, но его всегда нужно предупредить: «Есть такая старинная сказка… Я расскажу тебе сказку…»
Быть может, и остроумно придумано, что детей находят в капусте или их приносит людям аист, но не стоит выдавать это ребенку за действительность. Такие ответы возможны только в шутливой форме. Впрочем, они не смогут до конца удовлетворить ребенка.
— Мама, откуда я появился?
— Откуда появился. Знаешь, есть такая сказка…
— Нет, а на самом деле.
Дети — прежде всего реалисты; они с удовольствием послушают и сказку, но все-таки хотят знать, что было на самом деле. Дети доверчиво принимают то, что им объясняют родители, за истину, за факт. И если они узнают, что их обманывали, выдавая сказку за действительность, это может иметь вредные последствия для детской души.
Что происходит, когда дети узнают что их обманули, объясняя, откуда они взялись? Они реагируют по-разному. Один священник рассказывал, как в детстве узнал от друзей-школьников то, что тщательно скрывала от него мать, предлагая некую вымышленную версию. Сейчас он вспоминает, что не пережил особого потрясения, не обиделся и даже не удивился, открыв обман. Наоборот, он тогда уже каким-то образом осознал, что не скрыть правду было невозможно и что, главное, он и сам не хотел бы узнать ее из маминых уст.
Но, видимо, это был спокойный, рассудительный и по натуре целомудренный ребенок. А кто-то из его сверстников мог пережить настоящее потрясение, почувствовать себя глубоко оскорбленным и испытать даже отвращение к родителям, которые занимаются «такими вещами» и лгут ему, притворяясь «хорошими»…
В любом случае ложь остается ложью, а осторожное умолчание не всегда возможно. Некоторые родители находят выход в полуправде. Когда, например, мать отвечает своей маленькой дочери: «Братишку принес доктор», — то она и лжет, и не лжет… Действительно, большинство матерей впервые видят своих детей на руках медиков, принимавших роды. Но в том смысле, как дитя понимает эти слова, они представляют собою ложь.
Мать-христианка порой полагает, что истинное благочестие требует непонятное ребенку рождение маленького братика или сестрички или его самого объяснять такими, например, словами: «Ребеночка нам послал Господь, чтобы мы любили его и заботились о нем». Или так: «Нам с папой очень хотелось иметь сыночка, мы молились Богу — и Он дал нам тебя…». В этом объяснении, в отличие от предыдущего, нет ни слова лжи и лукавства, но все же в нем часто присутствует дополнительный посторонний мотив — желание отвлечь внимание малыша от неприличного вопроса и, насколько возможно, заставить его молчать. И чаще всего дитя прекрасно чувствует в словах матери некоторую недосказанность и еще глубже заинтересовывается тем, что всеми силами хотят от него скрыть. Таким образом, тайна рождения человека с самого начала представляется невинному ребенку в нечистом свете. Однако понять истинную природу этой нечистоты он пока не в состоянии…
Мир, сотворенный Богом, полон тайн и чудес. На каждом шагу природа открывает перед ребенком картину жизни и смерти. Гусеница, бабочка-однодневка, птица, вылупившаяся из яйца, дерево, умирающее и возрождающееся со сменой времен года, постепенно распускающийся цветок — вся органическая природа вокруг него живет и умирает. Если ребенок способен сам сформулировать вопрос: «Каким образом возникает жизнь?» — то он наблюдателен и уже достаточно созрел, чтобы получить простой, но честный и прямой ответ без обиняков. Этот ответ не должен быть натуралистичен и раскрывать только внешнюю, плотскую, сторону вопроса. Мы останавливаемся на ней именно потому, что для матери-христианки как раз этот физиологический, «плотской» момент представляет наибольшую сложность.
На вопрос: «В каком возрасте ребенок уже способен к восприятию достаточно серьезных и откровенных объяснений?» — мы можем ответить: «Как только он начинает спрашивать об этом». И представляется совершенно ошибочным стремление отделаться пустым обещанием: «Узнаешь, когда вырастешь»,— или: «Вырастешь — тогда и поговорим. Беги, играй…». Такой ответ способен только подстрекнуть любопытство ребенка и возбудить в нем желание как-нибудь пораньше выведать запретную информацию.
Обычно проходит немного времени — и ребенок слышит из нечистых уст другие слова о рождении, мутным, грязным потоком входящие в детское сознание. И хорошо еще, если это будут «уста» друга-ровесника! Но, к сожалению, современные дети имеют и иные источники информации, прежде всего — телевизор.
Как часто наши дети черпают свои знания о жизни из таких источников, и какой неизгладимый след оставляют эти «нелегально» полученные знания в детской душе! Одна мать все ожидала удобного момента для разъяснения своему сыну мучившего его вопроса… Когда она наконец собралась с духом, чтобы однажды перед сном дать ему ответ на поставленный когда-то вопрос, ей пришлось с болью в сердце услышать от смущенного мальчика: «Да ладно, мама, я уже сам знаю!» Разумнее даже рассказать своему ребенку правду на год раньше, чем он сможет воспринять, чтобы не доставить врагам нашего спасения возможности бросить вредоносное семя в его душу. Впрочем, кто лучше матери определит, в каком возрасте ее ребенок готов к разговору? Ведь все дети очень разные. Есть среди них живые, озорные непоседы, которые не могут надолго сосредоточиться на чем-то одном. Они спросят о чем-нибудь — и тотчас сами забудут. Есть среди детей и «мыслители», созерцатели. Иной ребенок и в три года уже может отвлеченно мыслить и поражает взрослых глубиной своих рассуждений. Есть дети особенно ранимые, которые болезненно-тревожно воспринимают новое, необычное знание о мире… Одни дети развиваются очень быстро, другие — помедленнее… Словом, мы уверены, что сама мать-христианка, основываясь на своей материнской интуиции, изберет наиболее удачный возраст для раскрытия ребенку «тайны рождения».. Ребенок начинает задавать вопросы
Говоря о «тайне рождения», мы разумеем и рождение, как таковое, и зачатие. Открыть ребенку, откуда он появился на свет, не самое трудное. Куда труднее рассказать, как именно он там оказался!
Мысль о пребывании в материнском чреве обычно не вызывает у ребенка ни отвращения, ни протеста, ни нечистого любопытства. Наоборот, уже младенцы двух-трех лет очень любят рассказы на эту тему и вновь и вновь задают одни и те же вопросы:
— А какой я был?
— Ты был маленький-маленький…
— Как птичка.
— И еще меньше. Но у тебя были уже и ручки, и ножки, и глазки…
— А где я жил?
— У мамы в животике. Ты там рос, развивался, двигался, кушал… А я разговаривала с тобой и ждала с нетерпением, когда же ты появишься на свет!
— И я появился, да? А как?
— Доктор достал тебя из животика, и я сказала: «Ой, какой хорошенький мальчик!»
— А как я попал туда, к тебе в животик?
Эту часть разговора вполне можно отсрочить на пару лет (тем более что младенца 2–3 лет на первое время вполне удовлетворит полуответ, вроде такого: «Ты там зародился…»), и тогда уже не обойтись без рассказа о тычинках с пестиками, яйце и прочем. Тайна зачатия — вот что подсознательно интересует подрастающего ребенка, и от матери во многом зависит то, какое представление сложится у него в отрочестве об отношениях мужчины и женщины. Как говорить об этом? Какими словами? Какой выбрать тон? Говорить ли о самом способе зачатия? О супружеской любви? Говорить ли о похоти («половом влечении»)? Насколько конкретны должны быть объяснения? И … говорить ли вообще. Решить это должна сама мать, которая лучше всех знает своего ребенка: его развитие, особенности его психики, круг его интересов. Если есть возможность, надо прибегнуть к совету духовника, быть может, даже уточнить с ним общий план беседы и, во всяком случае, без благословения священника не приступать к ней.
Иная мать и приоткрыла бы перед своим чадом завесу над этой тайной, но сама не знает, каким образом это можно сделать хорошо — так, чтобы и не солгать, и не уронить себя в глазах ребенка, и не потерять его любовь, и не нанести вреда его душе неосторожным словом. Возможно, что собственные представления матери-христианки о т. н. половой жизни смутны и неопределенны, и поэтому она не находит нужных слов, чтобы говорить о ней с сыном или дочкой. В таком случае мать не сумеет и ребенку внушить правильные мысли в вопросе о происхождении жизни. Поэтому и хотелось бы начать с матери — помочь ей войти в область высоких и чистых мыслей, где все вопросы, связанные с браком и деторождением, рассматриваются в свете учения Православной Церкви.
Трудность разговора с подростком
Нелегко в наше время найти подход к сердцу подростка. Родителям часто сделать это труднее, чем посторонним людям. Порой подросток просто отказывается воспринимать слова матери, встречая их угрюмым молчанием и грубостью. Он не хочет слушать, отворачивается, замыкается в себе, отделывается шутками. Но говорить с ним все равно надо. Если бы мы писали эти строки лет сто назад, можно было бы порекомендовать родителям дать сыну почитать соответствующую литературу. Тогда родители могли познакомить подростка с функциями его тела и правилами элементарной гигиены по популярным медицинским изданиям, в надежде, что авторы научно объяснят читателю целесообразность телесной чистоты до брака и должного воздержания даже в законном браке … Увы, современные издания не научат его этому; наоборот — ему «научно» объяснят, что именно воздержание, целомудрие «вредно для здоровья»! Поэтому остается ориентировать подростка и юношу только на опыт Церкви, ее Предание, ее Устав.
Но может быть, родителям покажется, что послушание Церкви — недостаточно сильный побудительный мотив, чтобы оказать влияние на современного подростка? Что ж, даже если сейчас, вступая в «трудный возраст», сын отмахивается от слов матери, от ее мягких напоминаний о посте, о молитве, об исповеди,— мы не знаем, как отзовутся эти материнские наставления в его дальнейшей жизни. Быть может, вкусив «запретного плода» и испытав первое жгучее разочарование, он ухватится за них, как за спасительный якорь. И даже став старше и пережив глубокое падение, он вспомнит, вместе с материнскими «уроками ботаники», ее духовные наставления и, как блудный сын, припадет к Матери Церкви…
И наконец, наш родительский долг — воспитывать дитя в любом возрасте, стараться положительно воздействовать на ум и сердце того, кто вверен Богом нашему попечению. Сделать все зависящее от нас — и остальное предоставить воле Божией… Если бы мы добросовестно и самоотверженно исполняли этот наш долг, то, как знать, быть может, образ мыслей современной молодежи был бы иным.
Что касается девочки, то и она в подростковом возрасте (который наступает у нее несколько раньше) нуждается в разъяснениях и душеполезных наставлениях. Она тоже, как и мальчик, переживает переходный период, полный тревоги, неуверенности, неясных желаний. Обычно с нею обращаются более бережно, более осторожно, чем с мальчиком, щадят ее ранимую душу и не обижают насмешками. Но и ей чаще всего не дают необходимых разъяснений. Мать пережила такой же сложный период без разъяснений своих родителей — почему же не оставить и дочь в том же неведении? Так, мать часто рассматривает периоды «телесной нечистоты», связанные с детородной функцией тела, всего лишь как нарушения нормального хода жизни, вызывающие ряд неудобств, и потому стремится по возможности не касаться этого вопроса в беседе с подрастающей дочерью. Между тем для девочки наступление соответствующего периода, связанного с «телесной нечистотой», иногда бывает глубоким потрясением. К тому же разговор об этой функции организма даст матери возможность побеседовать с дочерью на самые серьезные темы, связанные с подготовкой к брачному периоду, чистотой и целомудрием…
Потому-то и здесь прежде всего сама мать должна проникнуться отношением к человеческому телу как к храму Святого Духа, который необходимо содержать во внешней и внутренней чистоте, и такое же отношение внушить дочери-подростку. Своевременные разъяснения не только смогут уберечь девочку от соблазнов и возможных падений, но и подготовят ее к тому, чтобы соблюдать необходимые правила гигиены и заботиться о своем здоровье, а со временем и своих детей наградить добрым здоровьем. На все, что относится к ее будущей брачной жизни, девочка должна смотреть спокойно и целомудренно, принимая свое назначение жен(щи)ны и свою способность к деторождению как дар Божий. Насколько необходимы здесь более конкретные физиологические разъяснения — решать самой матери.
И наконец, еще один совет матери-христианке: в период брачного созревания особенно оберегайте девочек от чрезмерного развития чувственности. Каким образом? Берегите их не только от непристойных книг и зрелищ, но и от романов. Иным матерям кажется, что посмотреть по телевизору чувствительную любовную мелодраму без «постельных сцен» — дело совершенно безобидное и даже полезное для дочери-подростка. К сожалению, это не так. Чтение романов или просмотр фильмов «о любви» развивает нездоровую мечтательность, растлевает воображение и неприметным образом возбуждает чувства, связанные с половыми органами, благодаря чему вызывается преждевременное и нездоровое их развитие. В старину строгие и благочестивые родители старались не давать подрастающим дочерям любовных историй, как бы хорошо они ни были написаны, и прятали ключ от книжного шкафа. «Ну, и что же? — скажет иная мать.— Они все равно читали романы». На это мы еще раз возразим: будем делать зависящее от нас, а остальное предадим в волю Божию. Вот что говорит епископ Варнава (Беляев) о чтении романов:
Мальчикам в каком-то смысле проще: они часто «снимают напряжение» в занятиях спортом. Они не так болезненно воспринимают отношение к ним окружающих и не так, как девочки, озабочены своей внешностью. Сама их душевная организация обычно несколько грубее, и порой на то, что может для девочки оказаться по-настоящему трагичным, мальчик реагирует здоровым смехом. Девочки же, как показывает опыт, переживают в подростковом возрасте особенно тяжелые жизненные драмы, связанные с проблемами брачного созревания.
Как помочь подрастающей дочери, как укрепить не только ее тело, но и душу? Православные воспитатели всегда советовали родителям: держите дочь подальше от мира грез и фантазий — постарайтесь лучше заинтересовать ее естественными науками, приучите к полезному рукоделию, дайте постоянное поручение по домашнему хозяйству, требующее времени и ответственности. Девочка-подросток охотно принимает на себя такое постоянное поручение, особенно когда чувствует, что оно дано не «в воспитательных целях», а всерьез, что она приносит реальную пользу семье. Это может быть ежедневная уборка комнаты, или мытье посуды, или приготовление ужина. Это может быть и постоянный уход за младшим братиком или сестренкой (одевать их, отводить в детский сад или гулять с ними и т. д.). Такое занятие, во-первых, убережет девочку от вредной праздности, которую недаром называют
Если говорить о чтении подростка — и девочки, и мальчика,— то на первый план мать-христианка, конечно, поставит духовную литературу, от житий святых до популярных православных журналов и газет (в которых сегодня обязательно есть и «детская страничка»). Хорошо, если удастся заинтересовать подростка популярными изданиями (или даже телепередачами) по естественным наукам. А что касается тела, то лучшее, в чем оно нуждается в подростковом возрасте,— это здоровое питание, свежий воздух, движение и спорт. В этом современные городские дети, оторванные от природы, испытывают самую острую нужду.
Наконец, едва ли не самое главное — с малолетства приучать своего ребенка к посильному исполнению православного поста. Это даст ему драгоценное сокровище на всю жизнь — навык воздержания. Владея таким навыком, христианин сможет в любой ситуации, подвергаясь дурным влияниям окружающих и испытывая душевредные впечатления мира сего, сознательно противостоять греху.
Консультация для родителей «Возраст почемучек»
Татьяна Круть
Консультация для родителей «Возраст почемучек»
консультация для родителей
«Возраст почемучек»
Возраст почемучек
Дети – очень любопытные существа. Пока они не умеют разговаривать, они удовлетворяют свое любопытство ощупыванием, облизыванием и надкусыванием всего, что попадается под руку или под ногу.Чуть позже стены дома начинают трястись от непрерывных: «Почему?»
Итак, пробил ваш час. Неважно, исполнилось любимому чаду три года или пять, рано или поздно оно начинает задавать бесконечные вопросы. Сначала это умиляет. Потом дает возможность почувствовать себя хорошими, вдумчивыми родителями. И, наконец, начинает раздражать. Тем не менее, ребенок должен получать ответ на любой, даже самый неприятный для родителей вопрос. Разумеется, в форме, соответствующей его возрасту и уровню развития. Но бывает и так, что ребенок спрашивает взрослых непрерывно или же задает вопросы, не слушая ответов. Это может довести до исступления. Но попробуйте понять причину такого поведения. Может, ребенку скучно? Может, он пытается привлечь к себе внимание? Непрерывные бессмысленные вопросы могут оказаться симптомом тяжелого душевного состояния. Причем не только ребенка, но и его родителей. Поэтому иногда нужно разобраться, отчего вас так раздражает детский голос, произносящий в очередной раз привычное «А почему…«
Логика развития событий
Малыш может задавать один и тот же вопрос сто раз, доводя родителей до белого каления. Но психологи напоминают о том, что ребенок по природе своей просто обязан быть любопытным, и родителям стоит нервничать как раз в случае, когда их дети не задают вопросов. Этап непрерывных вопросов очень важен для развития ребенка, так как именно в это время закладывается мотивация к учебе и усвоению новой информации.
Младенцы до года уже вполне способны интересоваться устройством окружающего мира. Поначалу ребенок обращает внимание взрослого на заинтересовавшую его вещь и звуками выражает свое желание понять ее суть. Немного освоив речь, малыш продолжает процесс познания.Он вполне способен часами толковать как птичка бесконечные: «А что это? А кто это?»Постепенно вопросы усложняются: «А почему птичка летает? Почему этот человек сердится?» В какой-то момент матери кажется, что вопросам не будет конца. Но именно любопытство толкает ребенка к получению знаний.
Примерно до 18 месяцев познание мира ограничено чувствами. Ребенок щупает, пробует, рассматривает и прислушивается. С полутора лет он получает новый инструмент знакомства с миром – речь. Речь позволяет ребенку пользоваться символами, говорить об абстрактных или удаленных вещах и явлениях, выражать сложные мысли.
Задаваемые ребенком вопросы свидетельствуют о том, что его развитие протекает совершенно нормально. Причем не только речевое, но и умственное (когнитивное) – ведь задавая вопросы, малыш пытается постичь причинно следственную связь событий и предметов. А также и эмоциональное, ибо малыш уже воспринимает себя как существо с собственными мыслями, желаниями и нуждами – и требует осознанного внимания к себе.
Чем быстрее развивается речь ребенка, тем раньше он начинает задавать вопросы и тем более абстрактными они оказываются. Переход от «Что это?» к «Где мячик?» означает качественно новый уровень развития.Это значит: ребенок понял, что люди и вещи продолжают существовать, даже пропав из поля его зрения.
Приблизительно в два с половиной года ребенок начинает постигать причинно-следственную связь. Сначала он задает вопросы о явлениях,происходящих непосредственно рядом с ним: «Почему кошка убежала?»,позже интересуется более абстрактными явлениями: «Почему на улице холодно?»
В три года ребенок начинает интересоваться правилами поведения в обществе: «Можно мне пойти туда-то? Чья это машинка? Почему тетя разозлилась?»
В четыре года ребенок начинает изучать процессы и явления «взрослой» жизни. Например,спрашивает: «Как в животе растет ребенок?», «Отчего машина едет?», «Чем папа занимается на работе?»
В 5-6 лет дети усваивают понятие времени: «Когда у меня будет день рождения?»и сравнивает объекты: «Правда, лошадь похожа на осла?» Кроме того,ребенок учится задавать гипотетические вопросы: «Что будет, если воспитательница заболеет?»
В нужное время, в правильной форме
Родители должны следить за тем, чтобы ответы соответствовали уровню задаваемых вопросов. На вопросы «Что это?» ответы должны быть простыми и короткими, но все же информативными. Например, на вопрос «Где собака?»можно ответить: «Она лежит под деревом», тем самым расширяя словарный запас ребенка.
Не менее важно развивать любознательность ребенка и поощрять его вопросы, записывая его в кружки и библиотеку. И, конечно, помогая родителям готовить еду, убирать дом и ухаживать за растениями, ребенок на практике усваивает причинно-следственную связь тех явлений, которыми интересуется.
Случается, родители затрудняются ответить на некоторые детские вопросы, особенно касающиеся смерти или интимной жизни взрослых. Современные дети, благодаря телевидению рано сталкивающиеся со внешним миром во всех неприглядных его проявлениях, начинают задавать такие вопросы гораздо раньше, чем родители того ожидают. Однако сам факт, что ребенок не стесняется задавать любые вопросы, является хорошим признаком. Значит, он чувствует себя раскованно, убежден в любви и поддержке родителей, доверяет им. Поэтому очень важно в любой ситуации выслушать ребенка и серьезно ему ответить, даже если в первый момент вам захочется как следует отшлепать маленького «нахала».
В любом обществе есть вопросы, которые не принято задавать. Конечно, это правило относится к миру взрослых, о чем дети не имеют ни малейшего представления. Ребенок, которому в детстве запрещали задавать вопросы на определенную тему, в будущем скорее всего будет избегать информации, с нею связанной. Так возникают многочисленные комплексы и скованность, способные испортить жизнь кучей усвоенных в детстве табу. Если родители уклоняются от прямого ответа на вопрос, ребенок понимает, что затронул запрещенную тему. Поэтому любой короткий ответ лучше, чем игнорирование или смущенные попытки сменить тему разговора.
Внимание: сигнал тревоги
Но вопросы не всегда нужны ребенку для того, чтобы получить информацию. Иногда ребенок просто пытается привлечь к себе внимание, выразить свои чувства или добиться общения с родителями. Так, обилие вопросов после смерти кого-то из родственников или потери домашних любимцев необходимо ребенку, чтобы справиться с болью.
Несмотря на то, что почемучки преобладают, встречаются дети, не задающие или почти не задающие вопросов. Радоваться этому, пожалуй,не стоит: скорее всего, у такого нелюбопытного ребенка есть та или иная проблема.
Психологи выделяют три основные причины, по которым дети не превращаются в почемучек. Прежде всего, это могут быть трудности с речью, задержка речевого развития. Во-вторых, у ребенка могут быть проблемы эмоционального характера – неуверенность в себе, кризисная ситуация дома или в детском саду, депрессия. Наконец, не исключено отставание в когнитивном развитии, когда, несмотря на соответствующий возраст, ребенок не интересуется причинно-следственной связью происходящего вокруг него.
Возможно, такой ребенок просто не понял, что общение с другими является источником информации или вообще не заинтересован в общении, что бывает при различных формах аутизма и других нарушениях психики.
В норме активный и любознательный ребенок задает вопросы, и полученная информация побуждает его спрашивать еще больше. Но это только в том случае, если взрослые готовы отвечать ему. Если ребенок чувствует, что его вопросы неуместны, что он мешает взрослым и раздражает их, он не будет стремиться расширить свои познания. Разумеется, есть дети, которые просто в силу своего характера задают меньше вопросов, при этом не испытывая трудностей в общении. Более пассивных детей стоит поощрять получать знания, выдавая им информацию даже без просьбы с их стороны. Родители могут начать с того, что сами будут задавать наводящие вопросы, например во время чтения книги или просмотра телевизора. Да, бывает и так, что любознательности приходится учиться…
Что делать с почемучками?
1. Ведите с ребенком диалог. Спрашивайте себя, что именно хочет узнать ребенок, задавая тот или иной вопрос.
2. Ответ должен соответствовать возрасту и когнитивному развитию ребенка. Не выдавайте слишком сложных пояснений, но и не отделывайтесь ничего не значащими фразами.
3. Для вашего ребенка вопросы являются учебой, первой стадией получений знаний. Поэтому отвечайте так, чтобы стимулировать детскую любознательность.
4. Запаситесь терпением. Детские вопросы могут раздражать, но главное – дать ребенку понять, что он может рассчитывать на вашу помощь.
5. Ищите ответы вместе с ребенком. Неожиданный взгляд ребенка на произошедшее событие может заставить и вас взглянуть на это иначе.
Как реагировать на «трудные» вопросы?
1. В принципе, необходимо говорить ребенку правду, но адаптировать ее к его возрасту. Только тогда ребенок сможет вам доверять.
2. Если вы не знаете ответа или вопрос застал вас врасплох, признайтесь в этом и пообещайте поискать ответ позже. Не забудьте только сдержать слово.
3. Родители имеют право сказать, что не хотят обсуждать с ребенком какую-либо тему, но при этом необходимо объяснить ребенку причины, по которым вы приняли такое решение.
4. Постарайтесь понять, что именно хочет узнать ребенок. Зачастую ему требуется гораздо более простой ответ, чем вы думаете.
5. Отвечая, учитывайте уровень развития ребенка, а также особенности его характера.
6. Не смейтесь над вопросами ребенка и не отвечайте ему цинично. Ребенок может не понять шутки и обидится, а возможно, даже перестанет вам доверять.
«Сарафан для Масленицы» (дизайн одежды) НОД с участием родителей (старший дошкольный возраст) Есть такая фраза: «Дизайнер – не тот, кто из дорогих материалов, создает ещё более дорогое, тот, кто из ничего – создает шедевр» Мы с ребятами,.
Фотоотчет «Выпускной «Почемучек»-2015» Вот и закончились дошкольные деньки моих малышей. Теперь они ВЫПУСКНИКИ! А в недалеком будущем уже Первоклассники. Четыре года мы были.
Консультация для родителей «Читаем детям. Ранний возраст» «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» — В. А. Сухомлинский Авторы: Карачарова Надежда Павлиновна, Иванова.
Консультация для родителей «Кризис 3-х лет или возраст строптивости» Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется,.
Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория Почемучек» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад №4» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно.
Собиралочка для почемучек Вот и наступило долгожданное лето. Но работа в детском саду кипит и это здорово! Каждую неделю мы рассматриваем новую тему и готовимся к.
Стенгазета «В гостях у «Почемучек» Хочу представить Вашему вниманию выпуск еще одной стенгазеты»В гостях у «Почемучек».Отдавая своего ребенка в детский сад,родителям становится.